Синестезия

Синестезия ( американский английский ) или синестезия ( британский английский ) - это воспринимаемое явление, при котором стимуляция одного сенсорного или когнитивного пути приводит к непроизвольному опыту во втором сенсорном или когнитивном пути. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] Например, люди с синестезией могут испытывать цвета при прослушивании музыки, см. Формы при падении определенных ароматов или восприятие вкусов при просмотре слов. Люди, которые сообщают о пожизненной истории такого опыта, известны как синестеты . Осведомленность о синестетических восприятии варьируется от человека к человеку с восприятием синестезии, различающейся в зависимости от уникального жизненного опыта человека и конкретного типа синестезии, который у них есть. [ 5 ] [ 6 ] В одной общей форме синестезии, известной как синестезия графем -колора или синестезию цветовой графии, буквы или числа воспринимаются как по своей природе окрашены . [ 7 ] [ 8 ] В пространственной последовательности, или численной форме синестезии, числа, месяцы года или дни недели выявляют точные местоположения в космосе ( например, 1980 г. может быть «дальше», чем в 1990 году) или может появиться в виде трехмерной карты (по часовой стрелке или против часовой стрелки). [ 9 ] [ 10 ] Синестетические ассоциации могут происходить в любой комбинации и любом количестве чувств или когнитивных путей. [ 11 ]
Мало что известно о том, как развивается синестезия. Было высказано предположение, что синестезия развивается в детстве, когда дети интенсивно связаны с абстрактными понятиями впервые. [ 12 ] Эта гипотеза, на которую ссылается как семантическая вакуумная гипотеза , может объяснить, почему наиболее распространенными формами синестезии являются графемный цвет, пространственная последовательность и форма числа. Обычно это первые абстрактные концепции, которые системы образования требуют, чтобы дети учились.
Самый ранний записанный случай синестезии объясняется академиком Оксфордского университета и философом Джону Локке , который в 1690 году сделал сообщение о слепых, который сказал, что он испытал алый цвет, когда услышал звук трубы. [ 13 ] Тем не менее, существуют разногласия относительно того, описал ли Локк фактический экземпляр синестезии или использовал метафору . [ 14 ] Первый медицинский счет был получен от немецкого врача Георга Тобиаса Лудвига Сакса в 1812 году. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] Термин взят из древнегреческого σύν syn 'вместе' и αἴσθησις aiStheSis ' Sensation '. [ 13 ]
Типы
[ редактировать ]Есть две общие формы синестезии:
- Проективная синестезия: видение цвета, формы или формы при стимулировании (широко понятная версия синестезии)
- Ассоциативная синестезия: ощущение очень сильной и непроизвольной связи между стимулом и чувством, что он запускает
Например, в хромометезии (звук к цвету) проектор может услышать трубу и увидеть оранжевый треугольник в космосе, в то время как партнер может услышать трубу и очень сильно подумать, что это звучит «оранжевый». [ Цитация необходима ]
Синестезия может возникнуть почти между любыми двумя чувствами или режимами восприятия, и, по крайней мере, один синестет, Соломон Шерешевский , испытываемая синестезия, которая связывала все пять чувств. [ 17 ] Типы синестезии обозначаются с использованием нотации x → y , где x - это «индуктор» или опыт спускового крючка, а Y - «одновременный» или дополнительный опыт. Например, восприятие букв и чисел (в совокупности, называемых графемами ), как окрашенные, будут указаны как синестезия графема. Точно так же, когда синестеты видят цвета и движение в результате слуха музыкальных тонов, это будет указывать как тон → (цвет, движение) синестезию.
Хотя может возникнуть почти все логически возможные комбинации опыта, несколько типов встречаются чаще, чем другие.
Графема -корлорная синестезия
[ редактировать ]
В одной из наиболее распространенных форм синестезии отдельные буквы алфавита и числа (в совокупности называемые «графемами») «затенены» или «оттенки» с цветом. В то время как разные люди обычно не сообщают о одних и тех же цветах для всех букв и чисел, исследования с большим количеством синестетов находят некоторые общие черты по буквам (например, A, вероятно, будет красным). [ 18 ]
Некоторые авторы утверждали, что термин синестезия может быть неправильной при применении к так называемой синестезии графема-цвета и аналогичным явлениям, в которых индуктор является концептуальным (например, буквами или числом), а не сенсорным (например, звуком или цветом). Они постулировали, что термин «идеи» является более точным описанием. [ 19 ] [ 20 ]
Хроместезия
[ редактировать ]Другой общей формой синестезии является ассоциация звуков с цветами. Для некоторых повседневные звуки могут вызвать видение цветов. Для других цветов запускаются, когда играют музыкальные ноты или ключи. Люди с синестезией, связанной с музыкой, также могут иметь идеальный шаг , потому что их способность видеть и слышать цвета, которые помогают им идентифицировать ноты или ключи. [ 21 ]
Цвета, вызванные определенными звуками, и любые другие синестетические визуальные переживания, называются фотозмуниками .
По словам Ричарда Китовика , [ 3 ] Хроместезия - это «что -то вроде фейерверков»: голос, музыка и различные звуки окружающей среды, такие как хладнокровие блюда или кора для собак, запускают цвет и формы фейерверка, которые возникают, перемещаются, а затем исчезают, когда звук заканчивается. Звук часто меняет воспринимаемый оттенок, яркость, сцинтилляцию и направленное движение. Некоторые люди видят музыку на «экране» перед их лицами. Для Дени Саймона музыка создает волнующие линии «как конфигурации осциллографа - линии, движущиеся по цвету, часто металлические с высотой, шириной и, что наиболее важно, глубина. Моя любимая музыка имеют линии, которые выходят горизонтально за пределами области« экрана ».
Люди редко соглашаются с тем, какого цвета данный звук. Композиторы Франц Лист и Николай Римский-Корсаков, как известно, не согласились с цветами музыкальных ключей.
Пространственная последовательность синестезия
[ редактировать ]Те, у кого синестезия пространственной последовательности (SSS), имеют тенденцию рассматривать порядковые последовательности в виде точек в пространстве. Люди с SSS могут иметь превосходные воспоминания; В одном исследовании они смогли вспомнить прошлые события и воспоминания гораздо лучше и в гораздо более подробно, чем те, у кого не было состояния. Они также могут видеть месяцы или даты в пространстве вокруг них, но большинство синестетов «видят» эти последовательности в своем уме. Некоторые люди видят время как часы над и вокруг них. [ 22 ] [ 23 ] [ 24 ]
Номер номера
[ редактировать ]
Численная форма-это ментальная карта чисел, которые автоматически и невольно появляются всякий раз, когда кто-то, кто испытывает синестезию формирования чисел, думает о числах. Эти цифры могут появляться в разных местах, а картирование изменяется и изменяется между людьми. Номерные формы были впервые задокументированы и названы в 1881 году Фрэнсисом Гальтоном в «Видениях здравомыслящих людей». [ 25 ]
Слух -тактильная синестезия
[ редактировать ]В слуховой синестезии определенные звуки могут вызывать ощущения в частях тела. Например, кто -то с слуховой синестезией может испытывать, что слушание конкретного слова или звука ощущается как прикосновение в одной конкретной части тела или может испытывать, что определенные звуки могут создать ощущение в коже, не касаясь (не путать с Более мягкая общая реакция, известная как Фриссон , которая поражает приблизительно 50% населения). Это одна из наименее распространенных форм синестезии. [ 26 ]
Порядок лингвистической персонификации
[ редактировать ]Ординальная лингвистическая персонификация (OLP или персонификация) является формой синестезии, в которой упорядоченные последовательности, такие как порядковые номера , имена недели, месяцы и алфавитные буквы, связаны с личностями или полами ( Simner & Hubbard 2006 ). Хотя эта форма синестезии была задокументирована еще в 1890 -х годах, [ 27 ] [ 28 ] Исследователи до недавнего времени уделяли этому мало внимания (см. Историю исследования синестезии ). Эта форма синестезии была названа «OLP» в современной литературе Джулией Симнер и коллеги [ 29 ] Хотя в настоящее время это также широко признается термином «серия последовательности» синестезии. Порядка лингвистическая персонификация обычно совпадает с другими формами синестезии, такими как синестезия графем-козора.
Мизофония
[ редактировать ]Мизофония - это неврологическое расстройство, при котором негативные переживания (гнев, страх, ненависть, отвращение) вызваны конкретными звуками. Cytowic предполагает, что мизофония связана с или, возможно, разнообразие синестезии. [ 1 ] Эдельштейн и ее коллеги сравнивали мизофонию с синестезией с точки зрения связности между различными областями мозга, а также специфическими симптомами. [ 1 ] Они предполагают, что «патологическое искажение связей между слуховой корой и лимбическими структурами может вызвать форму синестезии эмоции звука». [ 30 ] Исследования показывают, что люди с мизофонией имеют нормальный уровень чувствительности слуха, но их лимбическая система и вегетативная нервная система постоянно находятся в «повышенном состоянии возбуждения», в котором аномальные реакции на звуки будут более распространенными. [ 31 ]
Новые исследования показывают, что в зависимости от ее тяжести мизофония может быть связана с более низким когнитивным контролем, когда люди подвергаются воздействию определенных ассоциаций и триггеров. [ 32 ]
Неясно, что вызывает мизофонию. Некоторые ученые считают, что это состояние может быть генетическим, в то время как другие считают, что оно присутствует с дополнительными условиями. [ 33 ] В настоящее время нет никаких методов лечения, но лечение симптомов включает в себя многочисленные стратегии преодоления. [ 33 ] Эти стратегии включают избегание ситуаций, которые могут вызвать реакцию, имитируя звуки и отменив звуки с помощью затычек для ушей или музыки. Большинство мизофоников используют их, чтобы «перезаписать» эти звуки, произведенные другими. [ 34 ]
Зеркальная синестезия
[ редактировать ]Это форма синестезии, где люди чувствуют то же самое/похожее ощущение, что и другой человек (например, прикосновение). Например, когда такой синесхет наблюдает, как кто -то постучал по плечу, синестет невольно чувствует крав и на их собственном плече. Было показано, что люди с таким типом синестезии имеют более высокие уровни эмпатии по сравнению с населением в целом. Это может быть связано с так называемыми зеркальными нейронами, присутствующими в моторных областях мозга, которые также были связаны с эмпатией. [ 35 ]
Лексико -настоящая синестезия
[ редактировать ]Это еще одна форма синестезии, в которой при слухах возникают определенные вкусы. Например, слово баскетбол может на вкус как вафли. Документальный фильм «Derek Tasting of Earwax» получает свое название от этого явления, в ссылках на владельца паба Джеймса Ваннертона, который испытывает это конкретное ощущение, когда он слышит название произнесено. [ 36 ] [ 37 ] Предполагается, что 0,2% популяции синестезии имеет эту форму синестезии, что делает ее одной из самых редких форм. [ 38 ]
Кинестетическая синестезия
[ редактировать ]Кинестетическая синестезия является одной из самых редких задокументированных форм синестезии в мире. [ 39 ] Эта форма синестезии представляет собой комбинацию различных типов синестезии. Особенности кажутся аналогичными слуховой синестезии, но ощущения не изолированы для отдельных чисел или букв, а сложные системы отношений.
Другие формы
[ редактировать ]Сообщалось о других формах синестезии, но мало что было сделано для их с научной точки зрения. Существует не менее 80 типов синестезии. [ 39 ]
В августе 2017 года исследовательская статья в журнале «Социальная нейробиология» рассмотрела исследования с МРТ , чтобы определить, испытывают ли люди, которые испытывают автономный сенсорный меридианский ответ, испытывают форму синестезии. Хотя определение еще не было принято, существуют неподтвержденные доказательства того, что это может быть так, основываясь на значительных и последовательных отличиях от контрольной группы, с точки зрения функциональной связности в нейронных путях. Неясно, приведет ли это к тому, что ASMR будет включен в качестве формы существующей синестезии, или будет рассмотрен новый тип. [ 40 ]
Признаки и симптомы
[ редактировать ]Некоторые синестеты часто сообщают, что они не знали, что их опыт был необычным, пока они не поняли, что у других людей их не было, в то время как другие сообщают о чувствах, как будто они сохраняли секрет всю свою жизнь. [ 41 ] Автоматический и невыразимый характер синестетического опыта означает, что спаривание может показаться не обычным. Эта непроизвольная и последовательная природа помогает определить синестезию как реальный опыт. Большинство синестетов сообщают, что их опыт является приятным или нейтральным, хотя в редких случаях синестеты сообщают, что их опыт может привести к степени сенсорной перегрузки . [ 18 ]
Хотя часто стереотипируется в популярных СМИ как заболевание или неврологическую аберрацию, [ Цитация необходима ] Многие синестеты сами не воспринимают их синестетические переживания как гандикап. Напротив, некоторые сообщают об этом как подарок - дополнительный «скрытый» смысл - то, чего они не хотели бы пропустить. Большинство синестетов осознают свой отличительный способ восприятия в их детстве. Некоторые узнали, как применять свои способности в повседневной жизни и работе. Synesthetes использовали свои способности в запоминании имен и телефонных номеров, умственной арифметике и более сложных творческих мероприятиях, таких как создание визуального искусства, музыки и театра. [ 41 ]
Несмотря на общие черты, которые позволяют определять широкое явление синестезии, индивидуальные переживания различаются во многих отношениях. Эта изменчивость была впервые замечена рано в исследованиях синестезии. [ 42 ] Некоторые синестеты сообщают, что гласные более сильно окрашены, в то время как для других согласных более сильно окрашены. [ 18 ] Самоотчеты, интервью и автобиографические заметки с помощью синестетов демонстрируют значительную степень разнообразия типов синестезии, интенсивность синестетических восприятий, осознание несоответствия восприятия между синестами и несинестетами, и способы синестезии используются на работе, творческий процессы и повседневная жизнь. [ 41 ] [ 43 ]
Синестеты, скорее всего, будут участвовать в творческой деятельности. [ 44 ] Было высказано предположение, что индивидуальное развитие восприятия и когнитивных навыков, в дополнение к своей культурной среде, дает разнообразие осознания и практического использования синестетических явлений. [ 6 ] [ 43 ] Синестезия также может дать преимущество памяти. В одном исследовании, проведенном Джулией Симнером из Эдинбургского университета, было обнаружено, что пространственные синестеты последовательности имеют встроенную и автоматическую мнемоническую ссылку. Принимая во внимание, что несинестет должен будет создать мнемоническое устройство, чтобы запомнить последовательность (например, даты в дневнике), синестет может просто ссылаться на их пространственные визуализации. [ 45 ]
Механизм
[ редактировать ]
По состоянию на 2015 год неврологические корреляты синестезии не были установлены. [ 47 ]
Выделенные области мозга специализируются на заданных функциях. Увеличение перекрестного разговора между регионами, специализирующимися на различных функциях, может объяснить множество типов синестезии. Например, аддитивный опыт видения цвета при рассмотрении графем может быть связан с перекрестной активацией области распознавания графем и области цвета, называемой V4 (см. Рисунок). [ 46 ] Это подтверждается тем фактом, что синестеты графем -колора могут идентифицировать цвет графства в их периферическом зрении, даже если они не могут сознательно идентифицировать форму графства. [ 46 ]
Альтернативной возможностью является дезингибированная обратная связь или уменьшение количества ингибирования по обычно существующим путям обратной связи. [ 48 ] Обычно возбуждение и ингибирование сбалансированы. Однако, если нормальная обратная связь не была ингибирована, как обычно, то сигналы, возвращающиеся с поздних стадий многосенсорной обработки, могут повлиять на более ранние стадии, так что тоны могут активировать зрение. Cytowic и Eagleman находят поддержку идеи дезингибирования в так называемых приобретенных формах [ 3 ] синестезии, которая возникает в несинестетах при определенных условиях: эпилепсия височной доли , [ 49 ] Травма головы, инсульт и опухоли головного мозга. Они также отмечают, что это также может происходить на стадии медитации, глубокой концентрации, сенсорной депривации или с использованием психоделиков , таких как ЛСД или Мескалин , и даже, в некоторых случаях, марихуаны . [ 3 ] Тем не менее, синестеты сообщают, что общие стимуляторы, такие как кофеин и сигареты, не влияют на силу их синестезии, ни алкоголь . [ 3 ] : 137–40
Соответствующий теоретический подход к синестезии заключается в том, что основан на идеи . Согласно этому сообщению, синестезия является явлением, опосредованным экстракцией значения индуцирующего стимула. Таким образом, синестезия может быть в основном семантическим явлением. Следовательно, чтобы понять нейронные механизмы синестезии, механизмы семантики и извлечение значения должны быть лучше поняты. Это нетривиальная проблема, потому что это не только вопрос о месте в мозге, в котором значение «обрабатывается», но также относится и к вопросу о понимании-олицетворяется в EG, проблеме с комнатой Китая . Таким образом, вопрос о нейронной основе синестезии глубоко укоренился в проблеме общего разума и тела и проблему объяснительного разрыва . [ 50 ]
Генетика
[ редактировать ]Из-за распространенности синестезии среди родственников первой степени пострадавших людей, [ 51 ] Там может быть генетическая основа, о чем свидетельствует монозиготические исследования близнецов , показывающие эпигенетический компонент. [ Медицинская цитата необходима ] Синестезия также может быть олигогенным состоянием, с гетерогенностью локуса , множественными формами наследования и непрерывными изменениями в экспрессии генов. [ Медицинская цитата необходима ] Хотя точные генетические локусы для этой черты не были идентифицированы, исследования показывают, что генетические конструкции, лежащие в основе синестезии, скорее всего, более сложны, чем простой X-связанный способ наследования, который, по мнению ранних исследователей. [ 8 ] Кроме того, остается неясным относительно того, продолжается ли синестезия в генетическом пуле, потому что она обеспечивает селективное преимущество, или потому, что она стала побочным продуктом какой -либо другой полезной выбранной черты. [ 52 ] Женщины имеют более высокую вероятность развития синестезии, как показано в популяционных исследованиях, проведенных в городе Кембридж, Англия, где женщины имели в 6 раз чаще. [ 51 ] Поскольку технологическое оборудование продолжает продвигаться, поиск более четких ответов относительно генетики синестезии станет более перспективным.
Хотя часто называется «неврологическим состоянием», синестезия не указана ни в DSM-IV , ни в ICD, поскольку она обычно не мешает нормальному ежедневному функционированию. [ 53 ] Действительно, большинство синестетов сообщают, что их опыт нейтральный или даже приятный. [ 18 ] Как и Perfect Pitch , синестезия - это просто разница в опыте восприятия.

Самый простой подход-надежность тестирования в течение длительных периодов времени, используя стимулы имен цветов, цветовых чипов или компьютерного сбора цветового сбора, обеспечивающего 16,7 миллиона вариантов. Synesthetes последовательно набирает около 90% на надежность ассоциаций, даже с годами между тестами. [ 1 ] Напротив, несинестеты набирают всего 30–40%, даже с несколькими неделями между тестами и предупреждением о том, что они будут повторены. [ 1 ]
Существует много тестов для синестезии. Каждый общий тип имеет конкретный тест. При тестировании на синестезию графем -колора дается визуальный тест. Человеку показана картина, которая включает в себя черные буквы и цифры. Синесхет будет связывать буквы и числа с определенным цветом. Слуховой тест - это еще один способ проверить синестезию. Звук включен, и один из них либо идентифицирует его со вкусом, либо формы предвидеть. Аудио -тест коррелирует с хромомтезией (звуки с цветами). Поскольку люди задаются вопросом, связана ли синестезия с памятью, дается «повторный тест». Один из них дает набор объектов, и его просят назначить цвета, вкусы, личности или больше. Через некоторое время представлены те же объекты, и человека снова просят выполнить ту же задачу. Синестет может назначать те же характеристики, потому что у этого человека есть постоянные нейронные ассоциации в мозге, а не воспоминания об определенном объекте. [ Медицинская цитата необходима ]

Графема -колорные синестеты, как группа, разделяют значительные предпочтения для цвета каждой буквы (например, является красным; o, как правило, белый или черный; S, как правило, желтый и т. Д.) [ 18 ] Тем не менее, существует большое разнообразие типов синестезии, и внутри каждого типа люди сообщают о различных триггерах для своих ощущений и различных интенсивности опыта. Это разнообразие означает, что определение синестезии у человека сложно, и большинство синестетов совершенно не знают, что их опыт имеет имя. [ 18 ]
Невролог Ричард Китович определяет следующие диагностические критерии для синестезии в своей первой книге издания. Тем не менее, критерии различаются во второй книге: [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ]
- Синестезия является непроизвольной и автоматической
- Синестетическое восприятие пространственно расширяется, что означает, что они часто имеют ощущение «местоположения». Например, синестеты говорят о «гляде» или «о том, чтобы пойти» в определенное место, чтобы познакомиться с опытом
- Синестетические восприятия являются последовательными и общими (т.е. простые, а не графические)
- Синестезия очень запоминающаяся
- Синестезия нагружена влиянием
Ранние случаи Cytowic в основном включали людей, синестезия которых откровенно проецировалась вне тела (например, на «экране» перед лицом). Более поздние исследования показали, что такая резкая экстернализация происходит в меньшинстве синестетов. Уточнив эту концепцию, цитовик и эльмен различались между «локализаторами» и «не локализаторами», чтобы отличить тех синестетов, восприятие которых имеет определенное чувство пространственного качества от тех, чьи восприятия этого не делают. [ 3 ]
Распространенность
[ редактировать ]Оценки распространенности синестезии широко колебались, от 1 до 4 до 1 на 25 000–100 000. Тем не менее, большинство исследований основывались на синестетах, сообщающих о себе, вводя предвзятость к самостоятельному обращению. [ 54 ] В том, что цитируется как наиболее точное исследование распространенности до сих пор, [ 54 ] Самообразовательский уклон был избегал путем изучения 500 человек, набранных из общин Эдинбургского и Глазго университетов; Он показал распространенность 4,4%с 9 различными вариациями синестезии. [ 55 ] Это исследование также пришло к выводу, что одна общая форма синестезии - синестезия графем -колора (цветные буквы и цифры) - обнаружена более чем на один процент популяции, и эта последняя распространенность графем -колорных синестезии с тех пор была независимо подтверждена в образце. почти 3000 человек в Университете Эдинбурга. [ 56 ]
Наиболее распространенными формами синестезии являются те, которые запускают цвета, и наиболее распространенным из всех является дневной. [ 55 ] Также относительно распространенной является синестезия графем -коррока. Мы можем думать о «распространенности» как с точки зрения того, насколько распространена синестезия (или различные формы синестезии) в популяции, так и с тем, насколько распространены различные формы синестезии в синестетах. Таким образом, в синестетах формах синестезии, которые инициируют цвет, также являются наиболее распространенными формами синестезии с частотой распространенности 86% внутри синестетов. [ 55 ] В другом исследовании музыка -колора также распространена на 18–41%. [ Цитация необходима ] Сообщается, что некоторые из самых редких являются слуховыми, зеркальными и лексико-настоящими. [ 57 ]
Существует исследование, чтобы предположить, что вероятность синестезии больше у людей с условиями аутистического спектра . [ 58 ]
История
[ редактировать ]Интерес к цветному слушанию восходит к греческой древности, когда некоторые теоретики задаются вопросом, был ли цвет ( Chroia , то, что мы сейчас называем Timbre ) музыки, было количественным качеством звука вместе с высотой и продолжительностью. Кроме того, один вид музыкальной шкалы ( GENOS ), представленный Архиты другом Платона из Тарента в четвертом веке до нашей эры, был назван хроматическим . века до н.э. Говорят, что конец шестого Во времена Платона описание мелодии как «цвета» стало частью профессионального жаргона, в то время как музыкальные термины «тон» и «гармония» вскоре стали интегрированными в словарный запас цвета в визуальном искусстве. [ 59 ] Исаак Ньютон предложил, чтобы музыкальные тона и цветные тона были общие общие частоты, как и Гете в своей теории книг цветов . [ 60 ] Существует долгая история цветных органов здания , таких как Clavier à lumières, на котором можно исполнить цветную музыку в концертных залах. [ 61 ] [ 62 ]
Первое медицинское описание «цветного слушания» находится в тезисе 1812 года немецкого врача Георга Тобиаса Людвига Сакса. [ 63 ] [ 14 ] [ 15 ] «Отец психофизики», Густав Фехнер , сообщил о первом эмпирическом обзоре цветных писем фотоэлементов среди 73 синестетов в 1876 году, [ 64 ] [ 65 ] Следовал в 1880 -х годах Фрэнсисом Гальтоном . [ 9 ] [ 66 ] [ 67 ] Карл Юнг ссылается на «слух цвета» в своих символах трансформации в 1912 году. [ 68 ]
В начале 1920-х годов учитель Баухауса и музыкант Гертруд Грунов исследовал взаимосвязь между звуком, цветом и движением и разработал «двенадцать тональный круг цвета», который был аналогичен с двенадцатью тональной музыкой австрийского композитора Арнольда Шонберга (1874 -1951). [ 69 ] Она была участником, по крайней мере, одним из конгрессов для исследований Colour-Sound (немецкий: Kongreß für Farbe-Ton-Forschung ), который проводился в Гамбурге в конце 1920-х и начале 1930-х годов. [ 70 ]
Исследования синестезии продолжались в нескольких странах, но из -за трудностей в измерении субъективного опыта и роста бихевиоризма , что сделало изучение любого субъективного табу, синестезия исчезла в научную забвение в период между 1930 и 1980 годами. [ Цитация необходима ]
Поскольку когнитивная революция 1980 -х годов снова провела исследование внутренних субъективных государств, ученые вернулись к синестезии. Исследователи, а затем в Англии , возглавляемым в Соединенных Штатах Ларри Марксом и Ричардом Китовичем , а затем в Англии и Джеффри Грей , исследователи исследовали реальность, последовательность и частоту синестетических переживаний. В конце 1990 -х годов основное внимание уделено графике → цветовая синестезия, одна из наиболее распространенных [ 18 ] и легко изучают типы. Психологи и нейробиологи изучают синестезию не только по своей неотъемлемую привлекательность, но и для понимания, которые она может дать в когнитивные и воспринимаемые процессы, которые происходят как в синестах, так и в несиньтетах. Синестезия в настоящее время является темой научных книг и бумаг, доктор философии. тезисы, документальные фильмы и даже романы. [ Цитация необходима ]
С момента роста Интернета в 1990 -х годах синестеты начали связываться друг с другом и создавать веб -сайты, посвященные этому состоянию. Они быстро превратились в международные организации, такие как Американская ассоциация синестезии , Ассоциация синестезии Великобритании , Ассоциация синестезии Бельгии, Канадская ассоциация синестезии, Германская ассоциация синестезии и веб -сообщество синестезии Нидерландов. [ Цитация необходима ]
Общество и культура
[ редактировать ]Примечательные случаи
[ редактировать ]Соломон Шерешевский , газетный репортер, ставший мнемонистом , был обнаружен российским нейропсихологом Александра Лурии, чтобы иметь редкую пятикратную форму синестезии, [ 17 ] из которых он единственный известный случай. Слова и текст были связаны не только с очень яркими визуально -пространственными изображениями, но и звуком, вкусом, цветом и ощущением. [ 17 ] Шерешевский мог рассказать о бесконечных деталях многих вещей без формы, от списков имен до десятилетий разговоров, но у него были большие трудности, испытывая абстрактные концепции. Автоматическое и почти постоянное удержание каждой детали из -за синестезии значительно препятствовала способности Шерешевского понимать, что он читал или слышал. [ 17 ]
Нейробиолог и автор против Рамачандрана изучили случай синесхета графем -колора, который также был слепым. В то время как он не мог видеть определенные цвета своими глазами, он все еще мог «видеть» эти цвета, глядя на определенные буквы. Поскольку у него не было названия для этих цветов, он назвал их «марсианскими цветами». [ 71 ]
Искусство
[ редактировать ]Другие известные синестеты особенно поступают из художественных профессий и происхождения. Синестетическое искусство исторически относится к мультисенсорным экспериментам в жанрах визуальной музыки , визуализации музыки , аудиовизуального искусства , абстрактного фильма и Intermedia. [ 41 ] [ 72 ] [ 73 ] [ 74 ] [ 75 ] [ 76 ] В отличие от нейробиологии, концепция синестезии в искусстве рассматривается как одновременное восприятие множественных стимулов в одном гештальтовом опыте. [ 77 ] Неврологическая синестезия была источником вдохновения для художников, композиторов, поэтов, писателей и цифровых художников.
Писатели
[ редактировать ]Владимир Набоков явно написал о синестезии в нескольких романах. Набоков подробно описал свою графему -колорную синестезию в своей автобиографии, говорит, память : [ 78 ]
Я представляю прекрасный случай цветного слуха. Возможно, «слух» не совсем точнее, поскольку ощущения цвета, кажется, производятся тем самым актом моего перорального формирования данного письма, в то время как я представляю его схему. Длинный А английского алфавита (и именно этот алфавит я имею в виду дальше, если не указано иное) имеет для меня оттенок выветрившегося дерева, но французский вызывает отточенное черное дерево. Эта черная группа также включает в себя твердый G (вулканизированный резин) и R (сажа в тряпку). Oatmeal N , лапша Limp L и поддерживаемое слоновой костью зеркало о белых. Я озадачен моим французским, на котором я вижу как наполняющуюся поверхность алкоголя в маленьком стакане. Переходя в синюю группу, есть Steely , Thundercloud Z и Huckleberry K. X Поскольку между звуком и формой существует тонкое взаимодействие, я вижу Q как коричневый, чем k , в то время как S не голубая C , а любопытная смесь лазурного и матери.
Даниэль Тамет написал книгу о своем опыте с синестезией под названием « Родился в голубой день» . [ 79 ] Джоан Харрис , автор Chocolat , - синесхет, которая говорит, что она испытывает цвета как ароматы. [ 80 ] Ее роман BlueEyedboy имеет различные аспекты синестезии.
Художники и фотографы
[ редактировать ]Васли -Кандинский (синесхет) и Пит Мондриан (не синестет) экспериментировали с конгруэнтностью изображения и мужиса в своих картинах. Современные художники с синестезией, такой как Кэрол Стин [ 81 ] и Марсия Смилак [ 82 ] (Фотограф, который ждет, пока она не получит синестетический ответ от того, что она видит, а затем делает снимок), использует их синестезию, чтобы создать свои работы. Линда Андерсон , согласно NPR, считая «одним из главных художников живой памяти», создается с нефтяными карандашами на мелкозернистых репрезентациях наждачной бумаги слуховой визуальной синестезии, которую она испытывает во время сильных приступов мигрени. [ 83 ] [ 84 ] Бренди Гейл, канадский визуальный художник, испытывает непроизвольное объединение или пересечение любого из ее чувств - слух, зрение, вкус, прикосновение, запах и движение. Гейл рисует от жизни, а не от фотографий, и, исследуя сенсорную панораму каждой локали, пытается запечатлеть, выбрать и передавать этот личный опыт. [ 85 ] [ 86 ] [ 87 ] Дэвид Хокни воспринимает музыку как цвет, форму и конфигурацию и использует эти восприятия при рисовании наборов оперных сцен (хотя и не при создании других своих произведений искусства). Кандинский объединил четыре чувства: цвет, слух, прикосновение и запах. [ 1 ] [ 3 ] Американский художник и визуальный художник Перри Холл приписывает синестезию - как хроментезии, так и опыт визуальных ощущений, создающих звуки - как вдохновение и руководство для его творческой работы, включая его серию звука . [ 88 ]
Композиторы
[ редактировать ]
Многочисленные композиторы испытали синестезию.
Mikalojus konstantinas čiurlionis , литовский художник, композитор и писатель, воспринимают цвета и музыку одновременно. Многие из его картин носят имена соответствующих музыкальных произведений: сонаты, фуг и прелюдии.
Александр Скрябин сочинил цветную музыку, которая была намеренно надуманной и основанной на круге пятых , тогда как Оливье Мессиаен изобрел новый метод композиции ( способы ограниченной транспозиции ), особенно для того, чтобы сделать его двунаправленную синестезию звука-козора. [ 3 ] [ 89 ] Например, красные скалы каньона Брайса изображены в его симфоническом каньонах Aux étoiles ... («От каньонов до звезд»). Новые художественные движения, такие как литературная символика, не фигуративное искусство и визуальная музыка, получили выгоду от экспериментов с синестетическим восприятием и способствовали осознанию общественности о синестетических и мультисенсорных способах восприятия. [ 41 ] Другие композиторы, которые сообщили о синестезии, включают герцога Эллингтона , [ 90 ] Nikolay Rimsky-Korsakov , [ 91 ] и Джин Сибелиус . [ 73 ]
Несколько современных композиторов с синестезией - Майкл Торк , [ 73 ] и Рамин Джавади , наиболее известный своей работой по составлению тематических песен и счетов для таких сериалов, как Game of Thrones , Westworld и для фильма «Железный человек» . Он говорит, что имеет тенденцию «связывать цвета с музыкой или музыкой с цветами». [ 92 ]
Британский композитор Даниэль Лиам Глин проекта» классической современной музыки, создал станции «Изменение используя синеэстцевцию графем . Основываясь на 11 основных линиях лондонского подполья , одиннадцать треков, представленные на альбоме, представляют собой одиннадцать цветов основной трубки. [ 93 ] Каждый трек в значительной степени фокусируется на различных скоростях, звуках и настроении каждой линии и состоит из ключевой подписи, синестетически назначенной Глин, со ссылкой на цвет линии трубки на карте . [ 94 ]
Музыканты
[ редактировать ]Продюсер, рэпер и модельер Канье Уэст - выдающийся междисциплинарный случай. В импровизированной речи, которую он произнес во время интервью Эллен , он описал свое состояние, говоря, что он видит звуки, и что все, что он делает, - это картина. [ 95 ] Другими известными синестетами являются музыканты Билли Джоэл , [ 96 ] : 89, 91 Энди Партридж , [ 97 ] Ицхак Перлман , [ 96 ] : 53 Лорд , [ 98 ] Билли Эрлс , [ 99 ] Брендон Ури , [ 100 ] [ 101 ] Ида Мария , [ 102 ] Брайан Чейз , [ 103 ] [ 104 ] и классический пианист Элен Гримо . Музыкант Кристин Херш видит музыку в цветах. [ 105 ] Барабанщик Микки Харт из Grateful Dead написал о своем опыте с синестезией в его автобиографии, играя на краю магии . [ 106 ] Джон Фрусанте , гитарист из Red Hot Chili Peppers, рассказывает о своем опыте с синестезией в подкасте с Риком Рубином . [ 107 ] Фаррелл Уильямс из групп Neptunes и Nerd , также испытывает синестезию [ 108 ] [ 109 ] и использовал его в качестве основы альбома, видя звуки . Певец/автор песен Марина и Diamonds испытывают музыку → Цветная синестезия и сообщают о цветных днях недели. [ 110 ] Awsten Knight из WaterParks имеет хромоместезию , которая влияет на многие художественные выборы группы. [ 111 ]
Художники без синестезии
[ редактировать ]Некоторые художники, часто упоминаемые как синестеты, на самом деле не имели неврологического состояния. Scriabin 1911 года Например, Prometheus является преднамеренным уточнением, выбор цвета, основанный на круге пятых и, по -видимому, был взят у мадам Блаватски . [ 3 ] [ 112 ] У музыкальной партитуры есть отдельный персонал, отмеченный Люси , чьи «заметки» разыгрываются на цветовом органе . Технические обзоры появляются в томах периода научного американца. [ 3 ] С другой стороны, его старший коллега Римски-Корсаков (который был воспринят как довольно консервативный композитор) был на самом деле синесхетом. [ 113 ]
Французские поэты Артур Римбо и Чарльз Бодлер писали о синестетических переживаниях, но нет никаких доказательств того, что они были самими синестетами. Baudelaire в 1857 году Переписка представили представление о том, что чувства могут и должны смешаться. Бодлер участвовал в эксперименте с гашишом психиатра Жака-Джозефа Моро и заинтересовался тем, как чувства могут повлиять друг на друга. [ 41 ] Римбо позже написал Voyelles (1871), который, возможно, был более важным, чем корреспонденты в популяризации синестезии. Позже он похвастался "J'inventais la Couleur des Voyelles!" (Я изобрел цвета гласных!). [ 114 ]
Наука
[ редактировать ]Некоторые технологи, такие как изобретатель Никола Тесла , [ 115 ] и ученые также сообщили, что они синестетику. Физик Ричард Фейнман описывает свои цветные уравнения в своей автобиографии, что вам волнует, что думают другие люди? : [ 116 ] «Когда я вижу уравнения, я вижу буквы в цветах. Я не знаю, почему. Я вижу расплывчатые изображения функций Бесселя с легким туалетом J, слегка фиолетовой голубой N и темно-коричневым X летят вокруг». [ 117 ]
Литература
[ редактировать ]Синестезия иногда используется в качестве сюжетного устройства или способа разработки внутренней жизни персонажа. Автор и синестет Пэт Даффи описывает четыре способа, которыми синестетические символы использовались в современной художественной литературе. [ 118 ] [ 119 ]
- Синестезия как романтический идеал: в котором состояние иллюстрирует романтический идеал превышения своего опыта мира. Книги в этой категории включают подарок Владимира Набокова .
- Синестезия как патология: в которой черта является патологической. Книги в этой категории включают весь мир Джулии Гласс .
- Синестезия как романтическая патология: в которой синестезия является патологической, но также обеспечивает путь к романтическому идеалу трансцензирующего катутного опыта. Книги в этой категории включают в себя Холли Пейн » «Звук Голубой , а женщина Анна Феррара, которая пыталась быть нормальной.
- Синестезия как психологическое здоровье и баланс: рисовать Руби вторник Джейн Ярдли и пространство в форме манго от масса Венди .
Литературные изображения синестезии подвергаются критике как часто являются скорее отражением интерпретации синестезии автора, чем самого явления. [ Цитация необходима ]
Исследовать
[ редактировать ]
Исследование синестезии поднимает вопросы о том, как мозг объединяет информацию из разных сенсорных методов, называемых кроссмодальным восприятием или мультисенсорной интеграцией . [ Цитация необходима ]
Примером этого является эффект Bouba/Kiki . В эксперименте, впервые разработанном Вольфгангом Келером , людей просят выбрать, какая из двух форм называется Буба , а какая Кики . Угловая форма, Kiki , выбирается на 95–98% и Bouba для округлой. Люди на острове Тенерифе показали аналогичное предпочтение между формами, называемыми Takete и Maluma . Даже 2,5-летние дети (слишком молодые, чтобы читать) показывают этот эффект. [ 120 ] Исследования показали, что на фоне этого эффекта может управлять формой идейтезии . [ 121 ]
Исследователи надеются, что изучение синестезии обеспечит лучшее понимание сознания и ее нейронных коррелятов . В частности, синестезия может иметь отношение к философской проблеме Qualia , [ 4 ] [ 122 ] Учитывая, что синестеты испытывают дополнительную Qualia (например, цветной звук). Важное понимание исследований Qualia может быть получено из выводов, что синестезия обладает свойствами идейтезии , [ 19 ] которые затем предполагают решающую роль процессов концептуализации в генерации Qualia. [ 12 ]
Технологические применения
[ редактировать ]Синестезия также имеет ряд практических применений, в том числе «преднамеренная синестезия» в технологии, [ 123 ] и сенсорная протеза. [ 124 ]
Голос (голос)
[ редактировать ]Питер Мейер разработал устройство сенсорного замены для визуального нарушения, называемого голосом (заглавные буквы «o», «i» и «c» в «голосе» предназначены для того, чтобы вызвать выражение «О, я вижу»). Голос является частным исследовательским проектом, работающим без венчурного капитала, который впервые был реализован с использованием недорогого оборудования в 1991 году. [ 125 ] Голос является визуальным устройством сенсорного замены (SSD), сохраняющее визуальные детали при высоком разрешении (до 25 344 пикселей). [ 126 ] Устройство состоит из ноутбука, камеры с головой или компьютерной камерой и наушников. Голос преобразует визуальные стимулы окружающей среды, захваченную камерой в соответствующие слуховые представления ( звуковые пейзажи ), доставленные пользователю через наушники с скоростью по умолчанию одного звукового пейзажа в секунду. Каждый звуковой пейзаж-это сканирование слева направо, с высотой, представленной высотой, и яркости громкости. [ 127 ] Голос компенсирует потерю зрения путем преобразования информации из потерянной сенсорной модальности в стимулы в оставшемся модальности. [ 128 ]
Сооб
[ редактировать ]Художники Перри Холл и Джонатан Джонс-Моррис создали Sonifified в 2011 году, программное обеспечение, которое переводит визуальную информацию из видеокамеры в музыку в режиме реального времени, как средство создания синестетического опыта для пользователя. [ 129 ]
Смотрите также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Cytowic Re (2002). Синестезия: Союз чувств (2 -е изд.). Кембридж, Массачусетс : MIT Press . ISBN 978-0-262-03296-4 Анкет OCLC 49395033 . [ страница необходима ]
- ^ Jump up to: а беременный Cytowic Re (2003). Человек, который попробовал формы . Кембридж, Массачусетс : MIT Press . ISBN 978-0-262-53255-6 Анкет OCLC 53186027 . [ страница необходима ]
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л Cytowic Re, Eagleman DM (2009). Среда - это синий: обнаружение мозга синестезии (с последовательным словом Дмитрий Набоковым) . Кембридж: MIT Press . ISBN 978-0-262-01279-9 . [ страница необходима ]
- ^ Jump up to: а беременный Харрисон Дж., Барон-Коэн С. (1996). Синестезия: классические и современные чтения . Оксфорд : Blackwell Publishing . ISBN 978-0-631-19764-5 Анкет OCLC 59664610 . [ страница необходима ]
- ^ Генри, Пейдж (19 сентября 2003 г.). «Синестезия: определение, объяснение и многое другое» .
- ^ Jump up to: а беременный Ван Кампен С (2009). «Скрытый смысл: осознавая синестезию» (PDF) . Teccogs . 1 : 1–13. Архивировано из оригинала (PDF) 8 июля 2009 года.
- ^ Rich An, Mattingley JB (январь 2002 г.). «Аномальное восприятие в синестезии: когнитивная перспектива нейробиологии». Природные обзоры. Нейробиология (обзор). 3 (1): 43–52. doi : 10.1038/nrn702 . PMID 11823804 . S2CID 11477960 .
- ^ Jump up to: а беременный Хаббард Э.М., Рамачандран против (ноябрь 2005 г.). «Нейрокогнитивные механизмы синестезии» . Нейрон (обзор). 48 (3): 509–520. doi : 10.1016/j.neuron.2005.10.012 . PMID 16269367 . S2CID 18730779 .
- ^ Jump up to: а беременный в Galton F (1880). «Визуализированные цифры» . Природа . 21 (543): 494–5. Bibcode : 1880natur..21..494G . doi : 10.1038/021494e0 . S2CID 4074444 .
- ^ Seron X, Pesenti M, Noël MP, Deloche G, Cornet JA (август 1992). «Изображения чисел, или« когда 98 - верхний левый и 6 небо синий » . Познание . 44 (1–2): 159–196. doi : 10.1016/0010-0277 (92) 90053-K . PMID 1511585 . S2CID 26687757 .
- ^ «Как работает синестезия» . Howstuffworks . 1 января 1970 года . Получено 2 мая 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный Mroczko-Wąsowicz A, Nikolić D (2014). «Семантические механизмы могут быть ответственны за разработку синестезии» . Границы в нейробиологии человека . 8 : 509. doi : 10.3389/fnhum.2014.00509 . PMC 4137691 . PMID 25191239 .
- ^ Jump up to: а беременный Уорд, Оссиан (10 июня 2006 г.). Человек, который услышал его краску, шипит . Телеграф . Получено 3 декабря 2018 года.
- ^ Jump up to: а беременный в Jewanski J, Day SA, Ward J (июль 2009 г.). «Красочный альбинос: первый документированный случай синестезии, Георг Тобиас Лудвиг Сакс в 1812 году». Журнал истории нейронаук . 18 (3): 293–303. doi : 10.1080/09647040802431946 . PMID 20183209 . S2CID 8641750 .
- ^ Jump up to: а беременный Герман Л.М. (28 декабря 2018 г.). «Синестезия» . Энциклопедия Британская . Получено 25 января 2019 года .
- ^ Конникова М (26 февраля 2013 г.). «Из слов альбиноса, блестящая смесь цвета» . Scientific American Blog Network . Архивировано с оригинала 20 сентября 2016 года . Получено 25 января 2019 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Шактер Д. (1996). Поиск памяти: мозг, разум и прошлое . Основные книги. с. 81 . ISBN 978-0-465-07552-2 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин Сагив Н., Робертсон Л.К. (2005). Синестезия: перспективы когнитивной нейробиологии . Оксфорд : издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-516623-1 Анкет OCLC 53020292 . [ страница необходима ]
- ^ Jump up to: а беременный Николич Д. (2009). «Является ли синестезия на самом деле идеистестезии? Исследование природы явления» (PDF) . Материалы Третьего международного конгресса по синеэстезии, науке и искусству, Гранада, Испания, 26–29 апреля .
- ^ Симнер Дж (февраль 2012 г.). «Определение синестезии» (PDF) . Британский журнал психологии (обзор). 103 (1): 1–15. doi : 10.1348/000712610x528305 . PMID 22229768 . S2CID 9038571 .
- ^ «Абсолютная высота и синестезия | Институт медицинских исследований Файнштейна» . Институт медицинских исследований Файнштейна . Архивировано с оригинала 13 декабря 2017 года . Получено 2 мая 2016 года .
- ^ Jonas CN, Price MC (30 октября 2014 г.). «Не все синестеты одинаковы: пространственные и визуальные размеры синестезии пространства последовательности» . Границы в психологии . 5 : 1171. DOI : 10.3389/fpsyg.2014.01171 . PMC 4214186 . PMID 25400596 .
- ^ [ ненадежный медицинский источник? ] Имеют ли Sequence Space Synaesthetes лучшие навыки пространственных изображений? Может быть, нет , Национальный центр биотехнологической информации
- ^ [ ненадежный источник? ] Ум, который касается прошлого , sciencemag.org
- ^ Ситон М (2013). «Видения здравомыслящих людей». Plowshares . 39 (1): 144–145. doi : 10.1353/plo.2013.0012 . ISSN 2162-0903 . S2CID 161837195 .
- ^ Науммер М.Дж., Ван Ден Босч Дж.Дж. (июль 2009 г.). «Прикосновения: таламокортикальная пластичность и нейронная основа мультисенсорной интеграции» (PDF) . Журнал нейрофизиологии . 102 (1): 7–8. doi : 10.1152/jn.00209.2009 . PMID 19403745 . S2CID 1712367 . Архивировано из оригинала (PDF) 20 февраля 2019 года.
- ^ Flournoy 2001
- ^ Calkins, MW (1893). «Статистическое исследование псевдо-хроместезии и умственных форм». Американский журнал психологии . 5 (4): 439–464. doi : 10.2307/1411912 . JSTOR 1411912 .
- ^ Симнер Дж., Хаббард Эм (декабрь 2006 г.). «Варианты синестезии взаимодействуют в когнитивных задачах: доказательства неявных ассоциаций и поздняя связь в теориях перекрестных разговоров». Нейробиология . 143 (3): 805–814. doi : 10.1016/j.neuroscience.2006.08.018 . PMID 16996695 . S2CID 18922608 .
- ^ Edelstein M, Brang D, Rouw R, Ramachandran VS (2013). «Мизофония: физиологические исследования и описания случаев» . Границы в нейробиологии человека . 7 : 296. DOI : 10.3389/fnhum.2013.00296 . PMC 3691507 . PMID 23805089 .
- ^ Schröder A, Van Diepen R, Mazaheri A, Petropoulos-Petalas D, Soto de Amesti V, Vulink N, Denys D (9 апреля 2014 г.). «Уменьшение слуховых слуховых потенциалов для странных стимулов у пациентов с мизофонией» . Границы в поведенческой нейробиологии . 8 : 123. DOI : 10.3389/fnbeh.2014.00123 . PMC 3988356 . PMID 24782731 .
- ^ Дэниелс Е.К., Родригес А., Забелина Д.Л. (16 января 2020 года). Langguth B (ред.). «Серьезность симптомов мизофонии связана с худшим когнитивным контролем при воздействии запуска мизофонии» . Plos один . 15 (1): E0227118. Bibcode : 2020ploso..1527118d . doi : 10.1371/journal.pone.0227118 . PMC 6964854 . PMID 31945068 .
- ^ Jump up to: а беременный Дадди Д., Эдинг К (29 апреля 2014 г.). «Мизофония: обзор». Семинары на слушании . 35 (2): 084–091. doi : 10.1055/s-0034-1372525 . ISSN 0734-0451 . S2CID 76090599 .
- ^ Edelstein M, Brang D, Rouw R, Ramachandran VS (2013). «Мизофония: физиологические исследования и описания случаев» . Границы в нейробиологии человека . 7 : 296. DOI : 10.3389/fnhum.2013.00296 . PMC 3691507 . PMID 23805089 .
- ^ Heyes C (март 2010 г.). «Откуда берутся зеркальные нейроны?». Нейробиологии и биобеводовые обзоры . 34 (4): 575–583. doi : 10.1016/j.neubiorev.2009.11.007 . PMID 19914284 . S2CID 2578537 .
- ^ «Дерек вкусы ушного воска» . Лучшие документальные фильмы . Получено 2 февраля 2015 года .
- ^ «Би -би -си - наука и природа - горизонт» . bbc.co.uk. Получено 2 февраля 2015 года .
- ^ Симнер Дж. (2009). «Лексическая синестезия лексика». Энциклопедия нейробиологии . Спрингер Берлин Гейдельберг. С. 2149–2152. doi : 10.1007/978-3-540-29678-2_2766 . ISBN 978-3-540-23735-8 .
- ^ Jump up to: а беременный «Типы-син» . Daysyn.com . Получено 26 января 2016 года .
- ^ Смит С.Д., Кэтрин Фредборг Б., Корнельсен Дж (август 2017 г.). «Исследование сети режимов по умолчанию у людей с автономным сенсорным ответом меридиана (ASMR)» . Социальная нейробиология . 12 (4): 361–365. doi : 10.1080/17470919.2016.1188851 . PMID 27196787 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Ван Кампен С. (2007). Скрытый смысл: синестезия в искусстве и науке . Кембридж, Массачусетс : MIT Press . ISBN 978-0-262-22081-1 Анкет OCLC 80179991 . [ страница необходима ]
- ^ Flournoy T (2001). Явления синопсии (красочный слух) . Adadant Media Corporation. ISBN 978-0-543-94462-7 . [ страница необходима ]
- ^ Jump up to: а беременный [ Полная цитата необходима ] DITTMAR A, ED. Синестезия. Красная нить по жизни? [ Синестезия. Красная нить в жизни? ] (на немецком языке). Эссен: Верлаг Голубая Сова.
- ^ Dailey A, Martindale C, Borkum J (1997). «Творчество, синестезия и физиогномическое восприятие». Журнал исследований творчества . 10 (1): 1–8. doi : 10.1207/s15326934crj1001_1 .
- ^ «Исследование синестезии пространственной последовательности» . Синестезия тест . 26 июня 2012 года . Получено 2 мая 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый [ Необходимый источник необходимы ]] [ мертвая ссылка ] Рамачандран В.С., Хаббард Э.М. (2001). «Синестезия: окно в восприятие, мысль и язык» (PDF) . Журнал исследований сознания . 8 (12): 3–34. Архивировано из оригинала (PDF) 27 мая 2006 года.
- ^ Hupé JM, Dojat M (2015). «Критический обзор литературы по нейровизуализации по синестезии» . Границы в нейробиологии человека . 9 : 103. doi : 10.3389/fnhum.2015.00103 . PMC 4379872 . PMID 25873873 .
- ^ Grossenbacher PG, Lovelace CT (январь 2001 г.). «Механизмы синестезии: когнитивные и физиологические ограничения». Тенденции в когнитивных науках . 5 (1): 36–41. doi : 10.1016/s1364-6613 (00) 01571-0 . PMID 11164734 . S2CID 15092606 .
- ^ Neckar M, Bob P (11 января 2016 г.). «Синестетические ассоциации и психоосенсорные симптомы височной эпилепсии» . Нейропсихиатрическое заболевание и лечение . 12 : 109–112. doi : 10.2147/ndt.s95464 . PMC 4714732 . PMID 26811683 .
- ^ Grey JA, Parslow DM, Brammer MJ, Cootping S, Vythelingum GN, Ffytche DH (февраль 2006 г.). «Свидетельство против функционализма от нейровизуализации цветового эффекта инопланетянина при синестезии». Кора; Журнал, посвященный изучению нервной системы и поведения . 42 (2): 309–318. doi : 10.1016/s0010-9452 (08) 70357-5 . PMID 16683506 . S2CID 4475077 .
- ^ Jump up to: а беременный Барон-Коэн С., Берт Л., Смит-Лейттан Ф., Харрисон Дж., Болтон П (1 сентября 1996 г.). «Синестезия: распространенность и семейство». Восприятие . 25 (9): 1073–1079. doi : 10.1068/p251073 . PMID 8983047 . S2CID 25954158 .
- ^ Бранг Д., Рамачандран против (ноябрь 2011 г.). «Выживание гена синестезии: почему люди слышат цвета и вкусный слова?» Анкет PLOS Биология . 9 (11): E1001205. doi : 10.1371/journal.pbio.1001205 . PMC 3222625 . PMID 22131906 .
- ^ Хаббард Эм (июнь 2007 г.). «Нейрофизиология синестезии» (PDF) . Современные отчеты психиатрии . 9 (3): 193–199. doi : 10.1007/s11920-007-0018-6 . PMID 17521514 . S2CID 13370073 .
- ^ Jump up to: а беременный Симнер Дж., Хаббард Эм, ред. (2013). «Краткая история исследований синестезии» . Оксфордский справочник синестезии . Оксфорд, Великобритания: издательство Оксфордского университета. С. 13–17. ISBN 978-0-19-960332-9 Анкет Получено 25 февраля 2018 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Simner J, Mulvenna C, Sagiv N, Tsakanikos E, Witherby SA, Fraser C, et al. (2006). «Синестезия: распространенность атипичных межмодальных переживаний» (PDF) . Восприятие . 35 (8): 1024–1033. doi : 10.1068/p5469 . PMID 17076063 . S2CID 2508540 .
- ^ Carmichael DA, Down MP, Shillcock RC, Eagleman DM, Simner J (май 2015). «Проверка стандартизированной испытательной батареи для синестезии: надежно определяет ли синестезия батарея синестезии?» Анкет Сознание и познание . 33 : 375–385. doi : 10.1016/j.concog.2015.02.001 . PMC 5047354 . PMID 25734257 .
- ^ Safran AB, Sanda N (февраль 2015 г.). «Цветная синестезия. Понимание восприятия, эмоций и сознания» . Современное мнение о неврологии . 28 (1): 36–44. doi : 10.1097/wco.0000000000000169 . PMC 4286234 . PMID 25545055 .
- ^ Барон-Кохен С., Джонсон Д., Ашер Дж., Уилтрайт С., Фишер С.Е., Грегерсон П.К., Эллисон С., «Синеэстезия чаще в аутизме?», Молекулярный аутизм, 20 ноября 2013 г.
- ^ Гейдж Дж. (1993). Цвет и культура. Практика и значение от древности до абстракции . Лондон: Темза и Хадсон. ISBN 978-0-520-22225-0 Анкет с.227
- ^ Гете JW (1840). Теория цветов . Дж. Мюррей.
- ^ Peacock K (1988). «Инструменты для выполнения цветовой музыки: два столетия технологических экспериментов» (PDF) . Леонардо . 21 (4): 397–406. doi : 10.2307/1578702 . JSTOR 1578702 . S2CID 54178977 .
- ^ Jewanski J, Sidler N, Eds. (2006). Цвет - свет - музыка. Синестезия и цветная легкая музыка . Берн: Питер Лэнг. [ страница необходима ]
- ^ Махлинг Ф. (1926). «Проблема« прослушивания Colorée »: историческое критическое исследование». Архив для всей психологии . 57 : 165–301.
- ^ Фехнер Г. (1876). Дошкольное учреждение эстетики . Лейпциг: Брейткопф и Хартель.
- ^ von Campen C (1996). «Путаница чувств. Художественные и психологические эксперименты с синестезией». Психология и общество . 20 (1): 10–26.
- ^ Galton F (1880). «Визуализированные цифры» . Природа . 21 (533): 252–6. Bibcode : 1880natur..21..252g . doi : 10.1038/021252A0 .
- ^ Galton F (1883). Запросы на человеческом факультете и его развитие . Макмиллан . Получено 17 июня 2008 года . [ страница необходима ]
- ^ Юнг К.Г. (1956) [1912]. «Преобразование либидо». Символы трансформации . Лондон: Routledge & Kegan Paul. п. 237
- ^ Bauhaus100.curriculum. Теория гармонизации 1919-1924 гг . 5 июля 2019 года на машине Wayback . Получено 2 декабря 2018 года
- ^ Цветовое исследование. Iii. Группа. II. Отчет о Опубликовано 1931.
- ^ Кэрролл S (5 ноября 2007 г.). «Марсианские цвета - космическая дисперсия» . Обнаружить . Получено 12 апреля 2018 года .
- ^ Кампен С. (1999). «Художественные и психологические эксперименты с синестезией». Леонардо . 32 (1): 9–14. doi : 10.1162/002409499552948 . S2CID 57568389 .
- ^ Jump up to: а беременный в Берман Г. (1999). «Синестезия и искусство». Леонардо . 32 (1): 15–22. doi : 10.1162/002409499552957 . S2CID 57565862 .
- ^ фон Маур К. (1999). Звук живописи: музыка в современном искусстве (библиотека Пегаса) . Мюнхен: Престел. ISBN 978-3-7913-2082-3 . [ страница необходима ]
- ^ Gage JD (1993). Цвет и культура: практика и значение от древности до абстракции . Лондон: Темза и Хадсон. ISBN 978-0-500-27818-5 . [ страница необходима ]
- ^ Gage JD (1999). Цвет и смысл: искусство, наука и символика . Беркли: Университет Калифорнийской прессы. ISBN 978-0-520-22611-1 . [ страница необходима ]
- ^ Ван Кампен С (2009). «Визуальная музыка и музыкальные картины. Поиск синестезии в искусстве». В Bacci F, Melcher D (Eds.). Понимание искусства, создавая искусство смысла . Оксфорд: издательство Оксфордского университета. [ страница необходима ]
- ^ Бауш, Мари; Лоисон-Чарльз, Джули; Пулин, Изабель (19 июля 2020 г.). Пять чувств в работах Набокова . Спрингер Природа. стр. 255–256. ISBN 978-3-030-45406-7 .
- ^ Тамет Д. (2007). Родился в синий день . Свободная пресса. ISBN 978-1-4165-3507-2 . [ страница необходима ]
- ^ «Автор Chocolat Джоан Харрис рассказывает о своем последнем романе Blue Eyed Boy» . Метро . 7 апреля 2010 года.
- ^ Steen C (2001). «Поделились видения: из первых рук рассматривается синестезия и искусство». Леонардо . 34 (3): 203–208. doi : 10.1162/002409401750286949 . S2CID 57570552 .
- ^ Марсия Смилак Архивировал 27 февраля 2021 года на машине Wayback по состоянию на 20 августа 2006 года.
- ^ «Линда Андерсон - Мока Г.А.» . 7 апреля 2019 года. Архивировано с оригинала 7 апреля 2019 года . Получено 27 декабря 2021 года .
- ^ "Линда Андерсон" . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 7 апреля 2019 года. Архивировано с оригинала 7 апреля 2019 года . Получено 27 декабря 2021 года .
- ^ «Прибрежная синестезия: картины и фотографии Гавайев, Фиджи и Калифорнии от Бренди Гейл - Выставка Центра искусств Гуалала: январь 2015 года» . Gualalaarts.org . Архивировано с оригинала 2 февраля 2015 года . Получено 2 февраля 2015 года .
- ^ НАПРИМЕР. «Чудесный сенсорный спектр бренди Гейл» . FORA.TV. Архивировано с оригинала 2 февраля 2015 года . Получено 2 февраля 2015 года .
- ^ Brandygale
.с - ^ Silberman, S. (6 февраля 2012 г.). «Внутри разум синестета». Plos один. www.blogs.plos.org/neurotribes/2012/02/06/inside-the-mind-of-synaesthete/
- ^ Самуил С. (1994) [1986]. Olivier Messiaen: музыка и цвет. Разговоры с Клодом Самуилом . Перевод Glasow et. Портленд, Орегон: Амадес Пресс.
- ^ Герцог Эллингтон, как указано в Джордж Д. (1981). Сладкий человек: настоящий герцог Эллингтон . Нью -Йорк: Сыновья Г.П. Путнэма. п. 226
- ^ Yastrebtsev V (1908). "On N.A.Rimsky-Korsakov's color sound- contemplation". Russkaya Muzykalnaya Gazeta (in Russian) (39–40): 842–845. cited by Bulat Galeyev (1999).
- ^ «Встречайте музыкальный гений за саундтреком« Игры престолов », который смотрит каждый сезон перед кем -либо еще» . Бизнес -инсайдер . Получено 11 января 2018 года .
- ^ «Звуки подземного: синестетический музыкант создает LP на основе карты труб» . Большая проблема. 27 апреля 2017 года . Получено 15 мая 2018 года .
- ^ "Есть ли у всех лондонских подземных линий уникальный звук?" (PDF) . Norwegian Air Magazine . Получено 3 апреля 2017 года .
- ^ Kanye West Full запрещено Эллен интервью HD 19 мая 2016 года , 7 мая 2018 года , получено 20 августа 2022 г.
- ^ Jump up to: а беременный Seaberg M (2011). Дегустация вселенной . Новые книги страниц. ISBN 978-1-60163-159-6 .
- ^ Энос, Морган (9 апреля 2020 года). «Аккорды становятся цветами: внутри синестезии» . Прилив . Получено 11 мая 2023 года .
- ^ Тренделл А (11 мая 2017 г.). «Лорд объясняет опыт работы с синеэстезией» . NME . Получено 15 июня 2021 года .
- ^ Натроса К. «Билли Эйлиш объясняет, как синестезия влияет на ее музыку» . iHeartRadio . Получено 15 июня 2021 года .
- ^ Spanos B (15 января 2016 г.). «Паника! На дискотеке: Band - это« выход для небрежного хаоса » . Катящий камень . Получено 13 ноября 2019 года .
- ^ «4 певца, которые черпают вдохновение из синестезии, чтобы написать музыку» . Cultura Colectiva . 23 января 2018 года . Получено 16 апреля 2020 года .
- ^ Кернс D (24 февраля 2008 г.). «Times Online Интервью» . Время . Лондон Получено 24 июля 2008 года .
- ^ Forrest E (30 марта 2009 г.). «Эмма Форрест встречает любимых рокеров по искусству-панкам Нью-Йорка, да, да, да,» . Guardian.co.uk . Лондон: The Guardian . Получено 7 мая 2009 года .
- ^ Чейз Б. "Блог Брайана Чейза" . дайеахейэ.com . Архивировано из оригинала 25 января 2009 года . Получено 7 мая 2009 года .
- ^ Моряк D (8 мая 2021 г.). «Странные ангелы: Кристин Херш на музыке и материнстве» . Тишина . Получено 8 ноября 2021 года .
- ^ Харт М., Стивенс Дж., Либерман Ф. (1990). Барабан на краю магии: путешествие в дух перкуссии . Сан -Франциско, Калифорния: Харпер. п. 133.
- ^ Джон Фрусанте из Red Hot Chili Peppers возвращается, часть 1 | Бломаная запись (размещенная Риком Рубином) , 14 октября 2022 года , полученная 20 мая 2023 г.
- ^ [ ненадежный источник? ] Это просто всегда в моей голове, и я всегда мог это видеть. Я не знаю, имеет ли это смысл, но я всегда мог визуализировать то, что слышал ... да, это всегда было похоже на странные цвета. «Из ночного интервью с Фарреллом
- ^ «Синестеты:« Люди будущего » . Психология сегодня . 3 марта 2012 года . Получено 15 мая 2014 года .
- ^ «Свободные женщины: пристань для яхт и бриллианты» . ITV Lifestyle . ITV Network . 27 апреля 2010 года . Получено 28 апреля 2010 года .
- ^ WaterParks 'Awsten может «увидеть» музыку, поэтому мы заставили его нарисовать его песни 🎨 Видя звуки | MTV , 14 марта 2020 года , получен 14 февраля 2023 г.
- ^ [ страница необходима ] Данн К.Т. (1998). Яркие цвета ложно видны: синестезия и поиск трансцендентных знаний . Нью -Хейвен, Конн: издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-06619-7 .
- ^ This is according to an article in the Russian press, Yastrebtsev V. "On N.A.Rimsky-Korsakov's color sound- contemplation." Russkaya muzykalnaya gazeta, 1908, N 39–40, pp. 842–845 (in Russian), cited by Bulat Galeyev (1999).
- ^ Барт Ф., Джампиери-де-Дейч П., Ханс-Диетер К. (2012). Сенсорное восприятие: разум и материя . Вена: Спрингер Вена. п. 221. ISBN 978-3-211-99750-5 Анкет
Я изобрел цвета гласных!
- ^ Тесла Н. "Странная жизнь Никола Теслы" (PDF) . Pitt.edu . Архивировано из оригинала (PDF) 17 июля 2012 года . Получено 4 сентября 2012 года .
- ^ Фейнман Р. (1988). Что вам волнует, что думают еще люди? Анкет Нью -Йорк: Нортон. п. 59
- ^ «Красочный язык: U of T Психологи обнаруживают улучшенное изучение языка в синестетах» . Университет Торонто Новости . Получено 20 марта 2023 года .
- ^ Даффи П.Л. (2006). Изображения синестетов и их восприятие языка в художественной литературе . 6 -е ежегодное собрание Американской ассоциации синестезии . Университет Южной Флориды. Архивировано из оригинала 17 января 2012 года.
- ^ Даффи П.Л., Симнер Дж. (Февраль 2010 г.). «Синестезия в художественной литературе». Кора; Журнал, посвященный изучению нервной системы и поведения . 46 (2): 277–278. doi : 10.1016/j.cortex.2008.11.003 . PMID 19081086 . S2CID 11224620 .
- ^ [ Необходимый источник необходимы ]] Maurer D, Pathman T, Mondloch CJ (май 2006 г.). «Форма бубаса: соответствие звуковой формы у малышей и взрослых» . Наука о развитии . 9 (3): 316–322. doi : 10.1111/j.1467-7687.2006.00495.x . PMID 16669803 . S2CID 7297731 .
- ^ Милан Э., Иборра О Кордоба М., Хуарес-Рамос В., Артахо М.Р., Рубио Дж.Л. (2013). «Эффект Кики-Бабба: случай персонификации и идеистесии». Журнал исследований сознания . 20 (1–2): 84–102.
- ^ Грей Дж.А., Чоппинг С., Нанн Дж., Et al. (2002). «Последствия синестезии для функционализма: теория и эксперименты». Журнал сознания . 9 (12): 5–31.
- ^ Suslick KS (декабрь 2012 г.). «Синестезия в науке и технике: больше, чем делает невидимый видимый» . Современное мнение о химической биологии . 16 (5–6): 557–563. doi : 10.1016/j.cbpa.2012.10.030 . PMC 3606019 . PMID 23183411 .
- ^ Scheff CM (1 января 1986 г.). «Экспериментальная модель для изучения изменений в организации обработки сенсорной информации человека посредством проектирования и тестирования неинвазивных протезных устройств для людей с сенсорными нарушениями». Компьютеры ACM SIGCAPH и физически инвалиды (36): 3–10. doi : 10.1145/15711.15713 . ISSN 0163-5727 . S2CID 11924232 .
- ^ Meijer P. "Уполномоченная реальность для совершенно слепых" . Получено 4 февраля 2014 года .
- ^ Стрим-Амит Е., Гендельман М., Амеди А (16 марта 2012 г.). « Визуальная» острота врожденного слепого с использованием чувственной замены визуальной и адекции » . Plos один . 7 (3): E33136. Bibcode : 2012ploso ... 733136S . doi : 10.1371/journal.pone.0033136 . PMC 3306374 . PMID 22438894 .
- ^ Кармайкл Дж (10 июля 2013 г.). «Устройство обучает слепых людей« видеть », слушая» . Получено 4 февраля 2014 года .
- ^ Haigh A, Brown DJ, Meijer P, Proulx MJ (2013). «Насколько хорошо вы видите то, что слышите? Острота чувствительной чувственной замены» . Границы в психологии . 4 : 330. DOI : 10.3389/fpsyg.2013.00330 . PMC 3684791 . PMID 23785345 .
- ^ Бирн, Майкл (14 февраля 2012 г.). «С изображениями для ваших ушей, сооблифицированные победы дополненной реальности с индивидуальной синестезией» . Порок . Получено 12 декабря 2023 года .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- de Broucker T (апрель 2013 г.). «[Синестезия, дополненный сенсорный мир: феноменология и обзор литературы]». Revue Neuologique (обзор) (по -французски). 169 (4): 328–334. doi : 10.1016/j.neurol.2012.09.016 . PMID 23434143 .
- Cohen Kadosh R, Terhune DB (февраль 2012 г.). "Переосмысление синестезии?" (PDF) . Британский журнал психологии (обзор). 103 (1): 20–23. doi : 10.1111/j.2044-8295.2010.02003.x . PMID 22229770 .
- De Cordoba MJ, Riccò D, Day S (июль 2014 г.). Синестезия: теоретические, художественные и научные основы . Гранада, Испания. п. 372. ISBN 978-84-939054-9-1 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка ) - Dael N, Sierro G, Mohr C (октябрь 2013 г.). «Связанные с аффектом синестезии: проспективное представление об их существовании, выражении и основных механизмах» . Границы в психологии (обзор). 4 : 754. DOI : 10.3389/fpsyg.2013.00754 . PMC 3798864 . PMID 24151478 .
- Fitzgibbon BM, Enticott PG, Rich AN, Giummarra MJ, Georgiou-Karistianis N, Bradshaw JL (январь 2012 г.). «Зеркальная сенсорная синеэстезия: изучение« общих »сенсорных переживаний в качестве синеэстезии». Нейробиологии и биобиоэвиральные обзоры (обзор). 36 (1): 645–657. doi : 10.1016/j.neubiorev.2011.09.006 . PMID 21986634 . S2CID 10536190 .
- Люк Д.П., Терхун Д.Б. (октябрь 2013 г.). «Индукция синестезии с химическими агентами: систематический обзор» . Границы в психологии (обзор). 4 : 753. DOI : 10.3389/fpsyg.2013.00753 . PMC 3797969 . PMID 24146659 .
- Mylopoulos Mi, Ro T (октябрь 2013 г.). "Синестезия: красочное слово с трогательным звуком?" Анкет Границы в психологии (обзор). 4 : 763. DOI : 10.3389/fpsyg.2013.00763 . PMC 3804765 . PMID 24155733 .
- Прайс MC, Mattingley JB (май 2013 г.). «Автоматичность в пространстве последовательностей синеэстезии: критическая оценка доказательств» (PDF) . Кора; Журнал, посвященный изучению нервной системы и поведения (обзор). 49 (5): 1165–1186. doi : 10.1016/j.cortex.2012.10.013 . PMID 23237480 . S2CID 8151536 .
- Ротен Н., Мейер Б., Уорд Дж (сентябрь 2012 г.). «Усовершенствованная способность памяти: понимание синестезии». Нейробиологии и биобиоэвиральные обзоры (обзор). 36 (8): 1952–1963. doi : 10.1016/j.neubiorev.2012.05.004 . PMID 22634573 . S2CID 9541065 .
- Sinke C, Halpern JH, Zedler M, Neufeld J, Emrich HM, Passie T (сентябрь 2012 г.). «Подлинная и индуцированная наркотиками синестезия: сравнение». Сознание и познание (обзор). 21 (3): 1419–1434. doi : 10.1016/j.concog.2012.03.009 . PMID 22521474 . S2CID 15807455 .
- Симнер Дж (февраль 2012 г.). «Определение синестезии» (PDF) . Британский журнал психологии (обзор). 103 (1): 1–15. doi : 10.1348/000712610x528305 . PMID 22229768 . S2CID 9038571 .
- Suslick KS (декабрь 2012 г.). «Синестезия в науке и технике: больше, чем делает невидимый видимый» . Современное мнение о химической биологии (обзор). 16 (5–6): 557–563. doi : 10.1016/j.cbpa.2012.10.030 . PMC 3606019 . PMID 23183411 .
- Ward J (2013). «Синестезия». Ежегодный обзор психологии (обзор). 64 : 49–75. doi : 10.1146/annurev-psych-113011-143840 . PMID 22747246 . S2CID 241155101 .
- Данис А. "График → Цветная синестезия" . Numberphile . Брэди Харан . Архивировано из оригинала 18 сентября 2015 года . Получено 6 апреля 2013 года .
- Palmer S, Schloss KB (21 августа 2015 г.). «Каков цвет твоей любимой песни? - Труп» . Откройте для себя журналы блоги . Kalmbach Publishing Co. Архивирована из оригинала 15 ноября 2019 года . Получено 19 апреля 2016 года .
- «Синестезия» . Интернет -энциклопедия философии .

Внешние ссылки
[ редактировать ]