Остров Форд
Родное имя: Мокуумумэ (Остров притяжения) Остров Форд | |
---|---|
Остров Форд, расположенный в Перл-Харбор, Оаху, Гавайи | |
![]() Морская карта Перл-Харбора с изображением острова Форд в северо-восточной части. | |
География | |
Расположение | Оаху , Гавайи |
Координаты | 21 ° 21'50 "с.ш. 157 ° 57'37" з.д. / 21,36389 ° с.ш. 157,96028 ° з.д. |
Рядом с | Ист-Лох, Перл-Харбор |
Область | 441 акр (178 га) |
Длина | 1,5 мили (2,4 км) |
Ширина | 0,75 мили (1,21 км) |
Администрация | |
Соединенные Штаты | |
Демография | |
Население | 368 (2000) [ 1 ] |
Остров Форд ( по-гавайски : Poka'Ailana ) — островок в центре Перл-Харбора , Оаху , в американском штате Гавайи . Он был известен как Остров Кролика , Остров Марина и Остров Маленьких Козочек ; его родное гавайское название — Мокуумеуме . На момент обследования в 1825 году площадь острова составляла 334 акра (135 га), а в 1930-х годах она была увеличена до 441 акра (178 га) за счет насыпи, выкопанной из Перл-Харбора ВМС США для углубления гавани.
Остров был местом проведения древнего гавайского ритуала плодородия, который был остановлен христианскими миссионерами в 1830-х годах. Остров был подарен Камеамеа I испанскому дезертиру Франсиско де Пауле Марину , а позже возвращен монархии . После того, как остров был куплен на аукционе Джеймсом Исааком Доусеттом и продан Кэролайн Джексон, он стал собственностью доктора Сета Портера Форда по браку и был переименован в Остров Форда. После смерти Форда его сын продал остров поместью Джона Папы , и он был преобразован в сахарного тростника плантацию .
В 1916 году часть острова Форд была продана армии США для использования авиационной дивизией на Гавайях, а к 1939 году остров был передан ВМС США в качестве станции для обслуживания линкоров и подводных лодок . С 1910-х по 1940-е годы остров продолжал развиваться как стратегический центр операций ВМС США в Тихом океане. Остров Форд находился в центре нападения на Перл-Харбор императорского японского флота и Тихоокеанский флот США 7 декабря 1941 года. В 1964 году он был признан национальным историческим памятником , а Национальный фонд охраны исторического наследия внес остров в список как одно из исторических мест США, находящихся под наибольшей угрозой исчезновения. [ 2 ] [ 3 ]
К концу 1990-х годов сотни миллионов долларов были инвестированы в развитие недвижимости и инфраструктуры на острове Форд и вокруг него, включая новый мост Адмирала Клэри . Остров продолжает играть активную роль в Тихом океане, проводя военные функции в Тихоокеанском боевом центре и гражданские функции в НОАА Тихоокеанском центре предупреждения о цунами . Остров был показан в таких фильмах, как Тора! Тора! Тора! и Перл-Харбор и принимает туристов из США и из-за границы у военного корабля США «Аризона» мемориала и военного корабля США « Миссури» музея .
География
[ редактировать ]Остров Форд находится внутри Перл-Харбора, южного Оаху Гавайских островов. [ 4 ] Перл-Харбор разделен на три больших водоема: Западное Лох, Мидл-Лох и Восточное Лох, с островом Форд в центре Восточного Лоха. Его длина составляет 1,5 мили (2,4 км), а ширина - 0,75 мили (1,21 км), и в период с 1930 по 1940 год его площадь была увеличена с 334 до 441 акра (от 135 до 178 га) за счет выемки свалки из окружающей гавани. [ 5 ] [ 6 ] Земля представляет собой относительно плоскую равнину, возвышающуюся на высоту от 5 до 15 футов (от 1,5 до 4,6 м) над средним уровнем воды и имеющую уклон в сторону Перл-Харбора. [ 5 ] Он соединяется с более крупным островом Оаху, окружающим Перл-Харбор, через мост длиной 4672 фута (1424 м) на его северной оконечности, который пересекает восток до пристани Халава. [ 7 ]
Почва острова состоит в основном из вулканического материала, лагунных отложений и коралловых обломков, а также илистого песка, образовавшегося в результате выемки грунта. [ 5 ] Его вулканический материал — эоловый пепел , выветренный туф и базальт . [ 5 ] Собственно остров Форд представляет собой обнажение кораллов. [ 5 ] Рядом с островом есть два небольших островка: Мокунуи и Мокуики. [ 8 ]
Загрязнение
[ редактировать ]В 1991 году ВМС обнаружили девять металлов, два полулетучих органических соединения и полихлорированный бифенил острова Форд в почве , грунтовых водах и морских отложениях . Предполагаемыми источниками были девять топливных баков емкостью 225 000 галлонов США (850 кубических метров) на восточно-центральной стороне острова (с 1924 по 1954 год), свалка площадью 4,4 акра (1,8 га) на юго-западном берегу (с 1930 года). до 1960 г.) и артиллерийские бункеры на северо-восточной стороне. [ 5 ] Расследование предложило засыпать загрязненные территории чистой почвой. [ 5 ] В 1994 году военно-морской флот рассмотрел возможность удаления загрязненной почвы и установил шесть колодцев для мониторинга грунтовых вод, но решил последовать первоначальной рекомендации в 1995 году и покрыл загрязненную почву верхним слоем почвы и устойчивой к эрозии растительностью (включая бермудскую траву ). [ 5 ] Система сдерживания была завершена в 1996 году. [ 5 ]
Флора и фауна
[ редактировать ]Дикая природа на острове Форд, вероятно, очень похожа на дикую природу на военно-морской базе Перл-Харбор . [ 9 ] Дикая природа немногочисленна, и в ней преобладают инвазивные виды, такие как домовая мышь , мангуст , коричневая крыса , черная крыса , домовой воробей , яванский воробей и обыкновенная майна . [ 5 ] под угрозой исчезновения сова, эндемик пуэо (подвид ушастой совы ). На острове охотилась находящаяся [ 5 ] Почти вся растительная жизнь на острове неместная. [ 10 ] в том числе съедобные кактусы из Калифорнии, завезенные в конце 1700-х годов Франсиско де Паулой Марином. [ 11 ] Гавань острова была важна для древних гавайцев из-за обильного запаса рыбы, включая кефаль , молочную рыбу и гавайский анчоус . [ 5 ] Служба национальных парков наблюдает и управляет национальными мемориалами Перл-Харбора в Перл-Харборе и на острове Форд. [ 12 ]
История
[ редактировать ]Древние гавайцы
[ редактировать ]Древние гавайцы называли остров Мокуумеуме («остров притяжения» или «остров раздора»). [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ] после церемонии ( умэ ), проводимой во время фестиваля Макахики для супружеских пар, испытывающих трудности с зачатием детей. [ 13 ] [ 17 ] На гавайском языке слово моку означает «разрезать или разрезать пополам», а также остров или залив. [ 18 ] [ 19 ] Слово «умэ» означает «привлекать, привлекать или соблазнять». [ 20 ] и использовался для обозначения церемонии для простых людей. [ 21 ] Историк с Гавайев Херб Каваинуи Кейн считал «умэ» игрой ухаживания. [ 22 ] Те, кто был выбран для умэ (никогда не девственники и не состоящие в браке), пели вокруг большого костра, в то время как вождь племени с мэйле (жезлом) пел, касаясь отдельных мужчин и женщин. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Те, кто был тронут, находили укромную часть острова, чтобы заняться сексом. [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ] Мужья и жены не были парными, и ревность не поощрялась. [ 13 ] [ 15 ] Дети, рожденные от этих союзов, считались детьми мужа, а не биологического отца. [ 13 ] [ 14 ] К 1830 году эта деятельность была запрещена христианскими миссионерами. [ 23 ]
Коренных гавайцев, населявших этот район, звали Ке Авалау о Пуулоа . [ 24 ] Они использовали остров для выращивания арбузов и сбора травы пили для строительства соломенных крыш . [ 13 ] Согласно гавайской легенде, богиня Каахупахау убила на острове девушку; испытывая раскаяние, она затем провозгласила закон, запрещающий дальнейшие убийства. [ 24 ] Говорят, что брат Каахупа-хау Кахиука (иногда называемый историками ее сыном Ку-манинини) жил в подводной пещере у острова Форд. [ 25 ] с Канекуананой , гигантской водяной ящерицей, которая снабжала едой жителей Ева-Бич . [ 24 ]
Камехамехас и поселенцы XVIII века
[ редактировать ]
Хотя никакие исторические записи не указывают точную дату, исследователи Гавайского исторического общества полагают, что остров был передан Франсиско де Пауле Марину 9 февраля 1818 года и позже назван в его честь за его помощь в предоставлении оружия, которое Камеамеа I использовал для завоевания остров Оаху . [ 26 ] Однако Марин написал в дневниковой записи 1809 года, что остров и прилегающие к нему рыболовные воды были переданы ему еще в 1791 году. [ 6 ] Он использовал землю для выращивания овец, свиней, коз и кроликов в качестве продовольствия для кораблей. [ 15 ] и выращивал растения и овощи, которые он импортировал. [ 6 ]
В 1825 году адмирал Джордж Байрон, седьмой барон Байрон прибыл , командующий HMS Blonde , чтобы вернуть останки Камехамеха II и королевы Камамалу после их смерти в Англии от кори . [ 27 ] Находясь на острове Оаху, он составил карту Жемчужной реки (известной сегодня как Перл-Харбор ). [ 6 ] Корабельный натуралист Эндрю Блоксам проводил время на острове Форд, охотясь на кроликов и диких уток; его геодезист, лейтенант Чарльз Роберт Молден , назвал его островом Кроликов . [ 6 ] В 1826 году Хайрам Полдинг стал первым американским военно-морским офицером, посетившим остров. [ 6 ] Претензии Марина на владение островом были туманными; Гавайцы вообще отказывались признавать право собственности на землю иностранцев. Камеамеа II считал, что остров был отдан в аренду Марину, и к 1850-м годам остров был разделен между Камеамеа IV , который купил 214 акров (87 га), и Верховным вождем Кекаунохи , внучкой Камеамеа I, которому было вручено 147 акров (59 га). ) в Великом Махеле . [ 28 ] 28 августа 1865 года остров был куплен на публичном аукционе за 1040 долларов Джеймсом И. Доусеттом, который 28 декабря продал его Кэролайн Джексон за 1 доллар. [ 6 ]
Доктор Сет Портер Форд прибыл в 1851 году из Бостона и практиковал медицину в Госпитале моряков США. [ 26 ] [ 29 ] Форд женился на Кэролайн Джексон в июне 1866 года, взяв под свой контроль остров и изменив его название с острова Марин на остров Форд. [ 6 ] Когда Форд умер в 1866 году, дом был передан его сыну Сету Портеру Форду-младшему. [ 30 ] [ 31 ] Островом управлял Сэнфорд Б. Доул от имени несовершеннолетних детей Форда, пока Форд-младший не достиг совершеннолетия и не продал остров в 1891 году земельному фонду Джона Папы. [ 15 ] [ 32 ] [ 33 ]
Сахарная взаимность
[ редактировать ]
Сахар был основным экспортным товаром с Гавайских островов с момента прибытия капитана Джеймса Кука в 1778 году. [ 34 ] В 1850-е годы импортный тариф США на сахар с Гавайев был намного выше, чем импортные тарифы, которые гавайцы взимали с США, и Камеамеа III добивался взаимности. [ 35 ]
Еще в 1873 году военная комиссия США рекомендовала попытаться получить остров Форд в обмен на безналоговый ввоз сахара в США. [ 16 ] В это время генерал-майор Джон Шофилд , командующий Тихоокеанской военной дивизией США, и Бревет бригадный генерал Бертон С. Александер прибыли на Гавайи, чтобы убедиться в ее оборонительных возможностях. Контроль США над Гавайями считался жизненно важным для защиты западного побережья Соединенных Штатов, и их особенно интересовали Пуулоа , Перл-Харбор. [ 36 ] Продажу одной из гавайских гаваней предложил Чарльз Рид Бишоп , иностранец, который женился на семье Камехамеха , поднялся в правительстве до министра иностранных дел Гавайев и владел загородным домом недалеко от Пуулоа. Он показал двум американским офицерам окрестности озер, хотя его жена Бернис Пауахи Бишоп в частном порядке не одобряла продажу гавайских земель. Будучи монархом, Уильям Чарльз Луналило был доволен тем, что позволил Бишопу вести почти все деловые дела, но уступка земель стала бы непопулярной среди коренных гавайцев. Многие островитяне считали, что все острова, а не только Перл-Харбор, могут быть потеряны, и выступали против любой уступки земли. К ноябрю 1873 года Луналило отменил переговоры и снова начал пить, вопреки совету врача; его здоровье быстро ухудшилось, и он умер 3 февраля 1874 года. [ 36 ]
Луналило не оставил наследников. В этих случаях законодательный орган был уполномочен конституцией избирать монарха. [ 37 ] и выбрал Давида Калакауа следующим монархом. [ 38 ] Правительство США оказало давление на нового правителя, чтобы тот сдал Перл-Харбор ВМФ. [ 38 ] Калакауа был обеспокоен тем, что это приведет к аннексии со стороны США и к нарушению традиций гавайского народа, который считал, что земля (Аина) плодородна, священна и не подлежит продаже кому-либо. [ 38 ] В 1875 году Конгресс США согласился на семь лет взаимности в обмен на остров Форд. [ 35 ] [ 39 ] По истечении семилетнего соглашения о взаимности Соединенные Штаты не проявили особого интереса к его продлению. [ 35 ]

20 января 1887 года США начали аренду Перл-Харбора. [ 40 ] Вскоре после этого группа, состоящая в основном из негавайцев, назвавшая себя Гавайской патриотической лигой, начала восстание 1887 года . [ 41 ] 6 июля 1887 года они разработали собственную конституцию. [ 42 ] Новая конституция была написана Лоррином Терстоном , министром внутренних дел Гавайских островов, который использовал гавайскую милицию в качестве угрозы против Калакауа. [ 40 ] Калакауа был вынужден уволить членов своего кабинета и подписать новую конституцию , которая значительно уменьшила его власть. [ 38 ] она стала известна как « Штыковая конституция ». Из-за примененной силы [ 40 ]
При поддержке Калифорнии (поскольку штат получал прибыль от импорта сахара) Калакауа снова обратился в Конгресс. [ 35 ] [ 39 ] Когда Соединенные Штаты все еще казались не заинтересованными во взаимности, он пригрозил заключить более выгодные экспортные соглашения с Австралией или Новой Зеландией. [ 35 ] Конгресс опасался, что договор между Гавайями и Австралией или Новой Зеландией приведет к аннексии одной из этих стран, а не Соединенными Штатами. [ 35 ] [ 39 ] Хотя Калакауа не хотел отдавать землю на Гавайях какой-либо иностранной стране, он подписал договор в сентябре 1887 года. [ 35 ] [ 39 ]
Компания Oahu Sugar Company (также известная как Плантация сахарного тростника Оаху) арендовала около 300 акров (120 га) у поместья Джона Папа Чи (после покупки острова в 1891 году) для сбора сахара в 1899 году. [ 15 ] [ 16 ] Бизнес оказался успешным, и компания сдала в субаренду землю у Бенджамина Диллингема на полуострове Вайпио (к юго-востоку от нынешнего Вайпио ) для строительства 12-валковой мельницы и железной дороги. [ 43 ] Сахарный тростник выращивался и собирался на острове Форд с помощью сети акведуков из пресноводных водоемов, который доставлялся в Вайпио на баржах, а затем по железной дороге на мельницы. [ 43 ]
В 1902 году близлежащее поместье Бернис Пауахи Бишоп проиграло решающий иск, возбужденный Соединенными Штатами о покупке земли вокруг Перл-Харбора по цене ниже ее рыночной стоимости. [ 44 ] Хотя поместье Бишопа оценило землю в 600 долларов за акр, Соединенные Штаты были готовы платить только 30 долларов за акр. [ 44 ] Присяжные постановили, что земля будет продана Соединенным Штатам по цене 75 долларов за акр. [ 44 ] Столкнувшись с аналогичным иском и интересом к своей земле на острове Форд, поместье Джона Папы О'и заключило соглашение с Соединенными Штатами о передаче двадцати пяти акров земли на безвозмездной основе. [ 44 ] Взамен США отказались от иска в отношении всего острова. [ 44 ]

Военные арендовали участки северной и южной сторон острова - 25,83 акра (10,45 га) за 3000 долларов - у поместья Джона Папа О'и для строительства 6-дюймовых (15 см) артиллерийских батарей: Батареи Бойда и Батареи Генри Адэра. [ 30 ] [ 45 ] В 1917 году поместье Джона Папа Ии согласилось продать часть острова Соединенным Штатам для строительства аэродрома. [ 16 ] несмотря на то, что компания Oahu Sugar Company жаловалась в суд, что продажа нанесет ущерб их бизнесу.
Армейская воздушная служба
[ редактировать ]
В 1917 году была создана 6-я авиационная эскадрилья в Гонолулу , капитан Джон Ф. Керри командиром которой стал . Хотя было назначено 50, [ 16 ] [ 30 ] [ 46 ] прибыло только 49 человек; один заброшен по пути. [ 46 ] Карри выбрал остров Форд в качестве места для размещения новой эскадрильи и купил его у земельного фонда Джона Папы О'и за 236 000 долларов, сославшись на его доступ к воде и ветрам как на активы. [ 1 ] [ 16 ] [ 30 ] [ 47 ] Когда Карри был переведен в Вашингтон , командование эскадрильей было передано капитану Джону Б. Бруксу, а затем майору Хью Дж. Нерру , которые построили ангары и взлетно-посадочную полосу. [ 6 ] [ 48 ] Первым солдатам пришлось выравнивать остров, убирая холмы и валуны. [ 49 ]
Все жилые дома и основные ангары были построены в 1918 году, включая большой ангар из стали и дерева, два бетонных ангара для гидросамолетов и летающих лодок, склад снабжения, механический цех, фотолабораторию и электростанцию. [ 6 ] В 1919 году поле было названо Люк Филд в честь Фрэнка Люка Первой мировой войны , аса и обладателя Почетной медали . [ 48 ] [ 49 ] Внедрение авиации армии США на острове Форд вызвало расширение на Гавайях с развитием гражданских аэропортов, созданием гавайского отделения Национальной авиационной ассоциации и национальным летным кодексом. [ 49 ]
Самолеты ВВС США на аэродроме Люк Филд [ 50 ] | ||
---|---|---|
Даты | Единица | Самолет |
1919–42 | 2-я группа (наблюдение) , позже 5-я группа (наблюдение) | — |
1918–27 | 6-я авиационная эскадрилья , позже 6-я эскадрилья преследования | Н-9, Р-6, ХС2Л , ДХ-4 , ДЖН-6 , МБ-3 , Фоккер Д.VII |
1924–27 | 19-я эскадрилья преследования | ДЖН-6 , МБ-3 , СЭ5 , ДХ-4 |
1920–22, 1927–39 | 4-я авиационная эскадрилья , позже 4-я наблюдательная эскадрилья | ДХ-4 , О-19 , ОА-1 , Б-12 , П-12 |
1922–39 | 23-я эскадрилья , позже 23-я бомбардировочная эскадрилья | НБС-1 , ДЖН-6 , ДХ-4 |
1923–39 | 72-я бомбардировочная эскадрилья | ДХ-4 , НБС-1 , ЛБ-5 |
1930–39 | 50-я наблюдательная эскадрилья , позже 50-я разведывательная эскадрилья | О-19 |

Военно-морской флот решил, что база на Гавайях необходима, считая армейскую базу на острове Форд идеальным кандидатом. [ 51 ] Авиационная база ВМФ Перл-Харбор в составе девяти офицеров и пятидесяти пяти солдат была введена в строй 19 декабря 1919 года. [ 6 ] Хотя военно-морской флот пытался вытеснить армию с острова и передать его исключительно для использования на военно-морских силах, военный министр США Ньютон Д. Бейкер разделил остров поровну между военными родами войск. [ 52 ] [ 53 ] Армии досталась западная часть острова, а флоту — юго-восточная. [ 54 ] Лейтенант-коммандер Роберт Д. Кирк-Патрик был отправлен создать на острове военно-морскую базу с четырьмя самолетами и пятьдесят пятью людьми. [ 54 ] [ 55 ] У людей Кирка-Патрика были две летающие лодки Curtiss HS2L и два самолета N-9, спасенные со времен Первой мировой войны, которые они хранили в двух больших брезентовых ангарах через гавань от острова. [ 6 ] сдал в эксплуатацию военно-морские ангары После того, как 17 января 1923 года лейтенант-командир Джон Роджерс , отряд перебрался на остров Форд и получил самолеты типа Naval Aircraft Factory TS , Felixstowe F5L , Curtiss H-16 , Keystone PK-1 и Douglas DT . [ 6 ] [ 56 ] Для размещения кораблей военно-морской флот построил вокруг всего острова бетонно-каменную пристань. [ 6 ] а в 1926 году они получили Vought FU , Vought VE-7 и Vought VE-9 бипланы . [ 6 ]

В 1930-х годах ВМС заключили контракт на дноуглубительные работы в Перл-Харборе стоимостью 1,5 миллиона долларов, чтобы позволить более крупным линкорам и авианосцам войти в него. [ 57 ] Работы начались в мае 1940 года, в результате чего было произведено 13 000 000 кубических ярдов (9 900 000 м3). 3 ) материала, добытого из устья Перл-Харбора, для строительства канала до острова Форд, а также для создания поворотного канала вокруг острова. [ 58 ] Также был извлечен материал для углубления Западного Лоха, Восточного Лоха и Среднего Лоха для швартовки линкоров. [ 58 ] Благодаря использованию вынутого грунта в качестве свалки размер острова увеличился с 334 акров (135 га) до 441 акра (178 га). [ 6 ] [ 57 ]
ВМС заменили самолеты PK, F5L и H16 на более новые модели (см. таблицу ниже). [ 6 ] В 1933 году на станцию прибыл VP-8F , а в 1935 году армейские бомбардировщики стали слишком большими, чтобы их можно было обслуживать и хранить в Люк-Филд. [ 6 ] [ 59 ] [ 60 ] Началось строительство нового армейского аэродрома, армейского аэродрома Хикам , названного в честь пионера армии США авиакорпуса подполковника Горация Мика Хикама . [ 53 ] [ 59 ] С 1936 по 1940 год компания Pan American летала на своем самолете Clipper на остров Форд, используя его в качестве дозаправки между Соединенными Штатами и Азией . [ 23 ] [ 61 ] Военно-морской флот построил эллинг стоимостью 25 000 долларов, потратил 579 565 долларов на новые казармы для экипажа и построил пожарную часть, системы водоснабжения и освещения. [ 6 ] В июне 1936 года военно-морской флот удлинил посадочную площадку острова на 400 футов (120 м) до 3000 футов (910 м). [ 6 ] В марте 1937 года Амелия Эрхарт во время своего второго визита в Люк Филд разбила свой Lockheed Electra при взлете. [ 62 ]
Военно-морская авиация на военно-морской авиабазе Перл-Харбор в 1931 году. [ 6 ] | ||
---|---|---|
Единица | Самолет | |
Патрульная эскадрилья 1 | 6x Т2Д | |
Патрульная эскадрилья 4 | 12 ПД-1 | |
Патрульная эскадрилья 6 | 6x Т4М-1 6x Т3М-2 | |
6-я разведывательная эскадрилья | 2x ОЛ-8 1x О2У |
В 1939 году, после трех лет строительства, открылся Хикам Филд. Армия перевела туда свои операции, оставив Люк Филд под контролем ВМФ. [ 63 ] Последний был переименован в военно-морскую авиабазу Форд-Айленд и стал штаб-квартирой патрульного крыла 2 ; его бывший тезка был вновь удостоен новой базы — базы ВВС Люк в Аризоне . [ 63 ] [ 64 ] Постановление президента от 8 сентября 1939 года о чрезвычайном положении стимулировало быстрое строительство новых объектов для подготовки острова к дополнительным операциям. Сюда входили дополнительные казармы, новый монтажно-ремонтный ангар, административное здание, амбулатория, диспетчерская вышка, прачечная и театр. [ 6 ] В разгар Второй мировой войны на острове жило или работало более 40 000 человек. [ 1 ]
Нападение на Перл-Харбор
[ редактировать ]Начиная с 1930-х годов Императорская Япония пыталась расширить свою территорию за счет Китая. В противовес этим агрессивным действиям США, Великобритания и Нидерланды заморозили японские активы и ввели экономические ограничения, которые запретили экспорт авиационного топлива, а также стали и железа в Японию, что затронуло 90% потребностей Японии в военном производстве. [ 65 ] [ 66 ] Япония была вынуждена либо отказаться от планов расширения, либо найти альтернативное сырье для продолжения производства техники для войны. [ 65 ] Япония решила продолжить реализацию своих планов, но решила, что сначала ей необходимо нейтрализовать любую угрозу со стороны Соединенных Штатов. [ 65 ]

Остров Форд был штаб-квартирой второго патрульного крыла, важной целью первой волны воздушно-десантных рейдеров во время нападения японцев на Перл-Харбор 7 декабря 1941 года . [ 67 ] [ 68 ] Перед рассветом стратегический центр США в Тихом океане состоял из семи линкоров, пришвартованных вдоль Линкор-Роу , и шести пар прерывистых причалов вдоль восточной стороны острова Форд. [ 69 ] Причал Ф-2 (самый южный), у которого обычно стоял авианосец, был пуст. [ 69 ] Флагман Тихоокеанского флота « Калифорния» был пришвартован на северо-востоке, у F-3. Рядом с Мэрилендом находилась Оклахома (за бортом), за ней следовал Теннесси и Западная Вирджиния за бортом. Позади Теннесси находилась Аризона рядом с ремонтным кораблем «Вестал» . [ 69 ] Замыкает ряд Невада , единственная на F-8. [ 69 ] Эти линкоры возрастом от восемнадцати до двадцати пяти лет представляли собой все, кроме двух, имеющиеся в распоряжении Тихоокеанского флота. [ 69 ] «Пенсильвания» также находилась в Перл-Харборе, стоя в сухом доке на военно-морской верфи. Девятый линкор флота «Колорадо » проходил капитальный ремонт на Западном побережье . [ 69 ] Эти девять линкоров, вместе взятые, не могли сравниться с действующим боевым флотом Японии. [ 69 ]
![]() |
1: Калифорния A: Резервуары для хранения нефти |
![]() |
Первые бомбы упали на остров в 07:57 по местному времени, что повлекло за собой историческое сообщение: «Воздушный налет на Перл-Харбор — это не учения». [ 67 ] [ 68 ] [ 70 ] Главной целью японских нападавших были линкоры, окружавшие остров Форд. [ 69 ] Двадцать четыре из сорока японских торпедоносцев были назначены для атаки на Линкор-Роу, а еще пять перешли на эту сторону острова Форд, не сумев обнаружить линкоры в других частях гавани. [ 69 ] Самолеты несли 29 воздушных торпед Тип 91 , каждая с фугасной полезной нагрузкой 450 фунтов (200 кг), из которых, как полагают, 12 нашли свои цели: две в Калифорнии , одна в Неваде и, возможно, всего девять в Оклахоме. и Западная Вирджиния ; последние два корабля затонули через несколько минут после попадания. [ 69 ]
Горизонтальные бомбардировщики, доставившие бронебойные бомбы, атаковали, когда закончились последние самолеты-торпедоносцы, а другие горизонтальные и пикирующие бомбардировщики . позже подошли [ 69 ] Самолет зарегистрировал множество прямых попаданий и опасных промахов, в том числе по два в Калифорнии , Мэриленде и Теннесси и еще несколько в Западной Вирджинии . [ 69 ]

Бомба, предназначенная для Калифорнии, попала в ангар 6 на острове, воспламенив его. [ 6 ] Дополнительные бомбы попали в ангар 38 (неразорвавшийся), во двор амбулатории (оставив большую воронку) и дорогу возле ремонтно-монтажного ангара. [ 6 ] Только один человек, Теодор Уиллер Крофт, был убит на острове во время несения караульной службы. [ 6 ]
Самым заметным успехом бомбардировщиков стала Аризона . [ 69 ] Бомба взорвалась возле носовых магазинов, вызвав катастрофический взрыв, в результате которого корабль немедленно затонул. [ 69 ] Подача пресной воды на остров была прекращена, когда Аризона перерезала главный водопровод, а вспомогательный трубопровод был разрушен в конце Перл-Харбора. [ 6 ] Невада , которая в конечном итоге двинулась в путь во время атаки, неоднократно подвергалась ударам пикирующих бомбардировщиков, которые заметили корабль, убегающий с острова Форд. Чтобы она не затонула между островом и военно-морской верфью (перекрыв всю гавань), «Невада» села на мель . [ 69 ]
Несколько самолетов с авианосца « Энтерпрайз» , находившегося недалеко от Гавайских островов после миссии на остров Уэйк , прибыли в самый разгар атаки; четверо были сбиты дружественным огнем американской ПВО. [ 71 ] Х. Л. Янг, командир авиагруппы «Энтерпрайз» , попытался укомплектовать диспетчерскую вышку, чтобы обеспечить связь между островом, «Энтерпрайзом» и самолетами. Однако он сообщил, что, хотя он и пытался связаться с «Энтерпрайзом» по радио с острова Форд, системы связи там были неадекватными. [ 72 ] [ 73 ] и он объяснил дружественный огонь неэффективной радиосвязью. [ 72 ] [ 73 ] После попытки оповестить как можно больше кораблей и зенитных батарей несколько самолетов с «Энтерпрайза» и другие из состава острова Форд через несколько часов снова поднялись в воздух для поиска нападавших. [ 71 ] [ 73 ] Некоторые из этих поисковых самолетов были снова сбиты по возвращении дружественным огнем со стороны обороны острова Форд, которая находилась в состоянии повышенной боевой готовности. [ 71 ]
Помимо Линкор-Роу и военно-морского поля острова, первоочередными целями были стационарные причалы на западной стороне острова Форд (способные обеспечивать безопасность линкоров или авианосцев). [ 74 ] К западу от острова тендер гидросамолета «Кертисс» был сбит разбившимся пикирующим бомбардировщиком, бомбой и осколками еще одной бомбы. Затем она была безуспешно атакована японской малолитражной подводной лодкой , которая выпустила торпеду и была потоплена эсминцем «Монаган» . [ 74 ] Ангар 6, а также несколько патрульных гидросамолетов и других самолетов на острове Форд (33 из 70 самолетов острова) были уничтожены. [ 75 ]
Военный корабль США «Юта» (BB-31) , линкор класса «Флорида» — старый корабль, спущенный на воду в декабре 1909 года и к 1941 году находившийся в эксплуатации в качестве учебного корабля, также был пришвартован на западной стороне острова и был потоплен торпедами. Всего 58 офицеров и рядовых погибли, 461 выжил. Попытки использовать те же методы, что и «Оклахома», для восстановления Юты не увенчались успехом. Сейчас возле останков корабля установлен мемориал.
Последствия
[ редактировать ]
Японцы вывели из строя все семь линкоров на Линкор-Роу. Мэриленд , Теннесси и Пенсильванию отремонтировали всего за несколько недель. [ 69 ] и еще трое в течение года, [ 76 ] но Оклахома и Аризона понесли полные потери. Ослабленное состояние Тихоокеанского флота США позволило бы ВМС Японии удерживать инициативу до начала кампании на Гуадалканале восемь месяцев спустя. [ 77 ]
«Энтерпрайз» запустил самолет для патрулирования острова Форд и поиска японских авианосцев. [ 78 ] Пять американских пилотов, возвращавшихся с миссии по выслеживанию японского флота, были по ошибке сбиты зенитчиками острова Форд при попытке приземлиться. [ 79 ] Командир острова сказал о потерях от дружественного огня: «Кто-то выпустил снаряды, и я никогда в жизни не видел столько пуль в воздухе и никогда не ожидал… всех трассирующих пуль ночью». [ 78 ]
После нападения ROTC курсанты Гавайского университета были назначены на действительную службу по охране стратегических зданий. [ 79 ] Из-за отсутствия на острове пресной воды и электроэнергии для амбулатории, в казарме №2 пришлось оборудовать временный госпиталь. [ 6 ] Бензобак на острове был опорожнен и снова наполнен водой; были вырыты траншеи и замаскированы здания. [ 6 ] За два часа его взлетно-посадочная полоса была очищена от более трех тонн металлолома. [ 80 ] Морским пехотинцам, взявшим в руки винтовки для несения караульной службы, было поручено накормить и одеть солдат и матросов. [ 80 ] Двадцать заключенных с островного брига были доставлены в казармы морской пехоты и без происшествий отправлены на работу; [ 80 ] некоторые получили смягченные приговоры за свои усилия. [ 80 ] В тот вечер гавайцам было приказано наблюдать за отключением электроэнергии в помещении . [ 78 ] воздержитесь от телефонных разговоров, держите под рукой дополнительные ведра с водой для тушения пожаров и держите машины подальше от улиц (при необходимости паркуйте их на газонах). [ 78 ]
шестьдесят бетонных ограждений . Для защиты самолетов от новой атаки было построено [ 6 ] и ВМС проложили 16-дюймовый (410 мм) водопровод через гавань. [ 6 ] Новая диспетчерская вышка была сдана в эксплуатацию 1 мая 1942 года. [ 6 ] Военно-морской флот построил бомбоубежища и камеры газовой дезактивации. [ 6 ] В связи с необходимостью лучшего контроля над Тихоокеанским флотом США его штаб-квартира переехала на остров Форд. [ 6 ]
В течение следующих нескольких недель военно-морские силы установили на острове двадцать одну большую лебедку, чтобы повернуть Оклахому в вертикальное положение, чтобы ее можно было снова спустить на воду и отремонтировать, прежде чем сдать на слом. [ 81 ] Между кораблем и островом была заложена груда кораллов, чтобы корабль катился вертикально, а не соскальзывал к берегу. [ 81 ] Несмотря на усилия по восстановлению и исправлениям, «Оклахома» затонула во время шторма в середине Тихого океана, когда ее буксировали на свалку. [ 81 ] Невада , Калифорния , Западная Вирджиния и минный заградитель USS Oglala были сняты с мели и спасены ВМС. [ 76 ] Вся спасательная операция заняла 20 000 человеко-часов под водой и 5 000 погружений для извлечения человеческих останков, оружия, боеприпасов и артефактов, имеющих историческое или военное значение. [ 76 ]
Вспомогательная посадочная площадка ВМФ на острове Форд
[ редактировать ]
Тихоокеанский флот США создал Тихоокеанский разведывательный центр флота (FICPAC) на острове Форд к 1955 году, когда война во Вьетнаме потребовалось дополнительное разведывательное подразделение обострилась, и в дополнение к тому, что на Гуаме, . [ 82 ] [ 83 ] Поскольку остров практически не использовался, поскольку военно-морские и воздушные операции были перенесены на объекты на стороне Перл-Харбора, ранее принадлежавшие поместью Бишопа, ВМС в 1966 году вывели из эксплуатации военно-морскую авиабазу Форд-Айленд. [ 54 ] Остров продолжал контролироваться ВМС как часть военно-морской базы Перл-Харбор. [ 54 ] [ 84 ]
20 февраля 1970 года взлетно-посадочная полоса длиной 4000 футов (1200 м) на острове Форд NALF была открыта для гражданских летных тренировок, в первую очередь для местных аэроклубов армии, флота, ВВС и морской пехоты. [ 16 ] В этот период на острове Форд NALF также продолжалась учебная деятельность на передвижных военных вертолетах. Гавайи (которые получили статус штата в 1959 году) заключили контракт с ВМС США на разрешение приземления в одно касание до 1972 года, когда аэродром был открыт для студентов, совершающих свои первые самостоятельные полеты. [ 16 ] Использование острова в качестве учебного центра помогло уменьшить заторы в близлежащем международном аэропорту Гонолулу . [ 16 ] [ 85 ] После вступления в действительную военную службу 1 февраля 1973 года Третий флот перенес свою штаб-квартиру на остров Форд, где оставался до переезда в Сан-Диего в 1991 году. [ 86 ] На острове оставались офицеры ВМФ и несколько военно-морских штабов. [ 87 ]
Статистика воздушного движения на острове Форд [ 88 ] | |||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1970-е годы | Год | 1970 | 1971 | 1972 | 1973 | 1974 | 1975 | 1976 | 1977 | 1978 | 1979 | ||||||||||||||
Операции | Н/Д | 176,811 | 173,908 | 157,621 | 177,767 | 177,767 | |||||||||||||||||||
1980-е годы | Год | 1980 | 1981 | 1982 | 1983 | 1984 | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | ||||||||||||||
Операции | 142,438 | 123,419 | 108,828 | 84,857 | 71,542 | 85,102 | 75,429 | 62,406 | 77,456 | 29,128 | |||||||||||||||
1990-е годы | Год | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 1995 | 1996 | 1997 | 1998 | 1999 | ||||||||||||||
Операции | 80,193 | 69,468 | 62,184 | 62,184 | 54,277 | 51,942 | 52,731 | 39,671 | 39,992 | 50,441 |
За 12-месячный период, закончившийся 4 марта 1998 года, в аэропорту выполнялось 39 992 полетов самолетов, в среднем 110 в день: 98 процентов авиации общего назначения и два процента военной авиации . [ 89 ] 1 июля 1999 года вся деятельность военной и гражданской авиации общего назначения на острове Форд NALF закончилась, когда NAS Барберс-Пойнт был закрыт в результате действия BRAC и стал нынешним гражданским аэропортом Калаэлоа и авиабазой береговой охраны Барберс-Пойнт . [ 16 ] Новый аэропорт был открыт для авиации общего назначения и сделал остров Форд NALF ненужным. [ 16 ]
До завершения строительства моста Адмирала Клэри доступ к острову Форд осуществлялся на пароме . [ 85 ] два дизельных парома: Waa Hele Honoa (YFB-83) и Moko Holo Hele (YFB-87). Остров обслуживали [ 85 ] Waa Hele Honoa (что означает « каноэ, идущее на сушу » ) было куплено в 1959 году за 274 000 долларов. [ 85 ] и принят на вооружение ВМФ 3 марта 1961 года. [ 85 ] Это самый старый и крупный из двух паромов, его высота составляет 181 фут (55 м). [ 85 ] вместимостью 750 человек и 33 транспортных средства. [ 85 ] Другой, «Моко Холо Хеле» (что означает « лодка, плывущая вперед и назад » ), был куплен за 1,1 миллиона долларов 25 мая 1970 года. [ 85 ] При высоте 162 футов (49 м) он вмещал 750 человек и 42 автомобиля. [ 85 ] Оба парома обслуживались военнослужащими ВМС США. [ 85 ] доступ на остров был ограничен американскими военными, членами их семей и приглашенными гостями. [ 85 ] Помимо двух автомобильных паромов, существовало несколько небольших «пеших паромов», позволяющих пешеходам перемещаться между островом Форд и альтернативными пристанями вокруг Перл-Харбора. [ 85 ]
Возрождение
[ редактировать ]
Первоначально названный «мостом в никуда», мост Адмирала Клэри сыграл важную роль в сенатором Дэниелом Иноуе и позволил выделить более 500 миллионов долларов на развитие с помощью специального законодательства (Кодекс США 2814). «возрождении» острова Форд [ 90 ] [ 91 ] [ 92 ] [ 93 ] Оно соединило 45 семей и 3000 гражданских рабочих с шоссе Камеамеа . [ 85 ] а доступ посетителей позволил построить Тихоокеанский музей авиации площадью 16 акров (6,5 га) стоимостью 50 миллионов долларов . [ 94 ] Планы включали 500 домов для военнослужащих ВМФ, центр развития детей и домик ВМФ. [ 91 ] [ 95 ]
При планировании развития острова военно-морской флот учитывал его оперативные потребности и историческую ценность острова. [ 96 ] Однако Национальный фонд охраны исторического наследия счел стиль общения ВМС скорее директивным, чем совместным, что ограничивало способность NTHP делиться своими проблемами, и в 2001 году включил остров Форд в число 11 объектов, находящихся под наибольшей угрозой исчезновения. [ 96 ] Хотя в планы ВМФ входило сохранение важных ангаров, диспетчерской вышки и аппарелей для гидросамолетов, они не смогли защитить существующую взлетно-посадочную полосу и жилые дома 1920-х годов и не решили проблему сохранения пулевых отверстий на аппарелях гидросамолетов. [ 96 ] Как и надеялся Фонд, после назначения ВМС согласились отложить разработку некоторых из этих объектов до тех пор, пока не будет достигнуто соглашение. [ 96 ]
острова Для размещения дополнительных объектов и жилья ВМФ необходимо было модернизировать инфраструктуру . [ 97 ] Его канализационная система была модернизирована за счет установки в 2001 году канализационной магистрали длиной 6000 футов (1800 м) и диаметром 20 дюймов (510 мм) от острова до Перл-Харбора, а также модернизации канализационной насосной станции. [ 98 ] Из-за уникальной конструкции моста, включающего плавучую секцию, использовать его для прокладки кабеля через озеро было невозможно. [ 97 ] В 2005 году ВМС заключили контракт на бурение основных и вспомогательных трубопроводов на расстоянии 20 футов (6,1 м) друг от друга и параллельно мосту от приземления Халава до поля для гольфа на острове Форд. Подрядчик установил высокомагнитные обсадные трубы из углеродистой стали длиной 5045 футов (1538 м) и толщиной 24 дюйма (610 мм). [ 97 ] оптоволоконные кабели связи и линии электропередачи напряжением 46 кВ. по ним проведены [ 97 ]

В июне 2013 года ВМС планировали установить 60 000 фотоэлектрических панелей на площади 28 акров (11 га) на взлетно-посадочной полосе острова Форд. [ 99 ] выполнить мандаты Конгресса и Министерства обороны по снижению зависимости от ископаемого топлива и компенсации стоимости гавайской энергии (самой высокой в Соединенных Штатах). [ 99 ] Этот план отличался от предложения 2009 года (использование панелей для обозначения взлетно-посадочной полосы) в пользу панелей, производящих вдвое большую мощность. [ 100 ] Военно-морской флот предложил Тихоокеанскому музею авиации Перл-Харбор 250 000 долларов на ремонт лифта диспетчерской вышки в обмен на поддержку этого плана. Музей отказался. [ 100 ] организация интернет-кампании против этого плана, основанной на историческом значении взлетно-посадочной полосы и подчеркивающей роль острова Форд в нападении на Перл-Харбор и визите Амелии Эрхарт. [ 99 ] В ответ ВМС решили установить панели на существующие конструкции вокруг Перл-Харбора. [ 99 ]
Настоящее использование
[ редактировать ]Остров Форд продолжает использоваться ВМС США. Здесь находится здание площадью 34 000 квадратных футов (3200 м²). 2 ) Тихоокеанский боевой центр для учений, тренировок и моделирования боевых действий. [ 101 ] Мост адмирала Клэри позволил ВМФ построить Тихоокеанский центр предупреждения о цунами стоимостью 331 миллион долларов, названный в честь сенатора Дэниела Иноуе, заменив устаревший центр на пляже Ева. [ 102 ] [ 103 ] [ 104 ] Расположение центра вызывает споры из-за его расположения в зоне, уязвимой к цунами, а план эвакуации ВМФ в случае цунами предусматривает открытие единственной точки доступа на острове - моста адмирала Клэри - для эвакуации кораблей (что делает мост недоступным для наземных транспортных средств). . [ 105 ] На острове также продолжает находиться военный бриг. [ 3 ]
Номинально базирующийся на Аляске радар морского базирования X-диапазона (SBX-1) прибыл на остров Форд в 2006 году для технического обслуживания и ремонта и с тех пор возвращался несколько раз. [ 106 ] Первоначально он использовался в качестве радиолокационной системы обнаружения боеголовок на самоходной плавучей платформе в Тихом океане, но его присутствие на острове вызывало споры. [ 107 ] Платформа, стоимость которой достигает почти 1 000 000 000 долларов, на самом деле никогда не добиралась до Аляски, и сторонники теорий заговора утверждают, что платформа представляет собой мобильную версию программы высокочастотных активных исследований полярных сияний . [ 106 ] [ 108 ]
В 2013 году ВМС открыли учебный центр стоимостью 4 миллиона долларов с использованием симуляторов и виртуальной реальности в Ключевом порту подразделения военно-морского центра подводных боевых действий на острове Форд. [ 109 ] Интегрированный синтетический учебный/испытательный центр флота (FIST2FAC) был разработан для экономии затрат на обучение благодаря многоразовому объекту, который может имитировать сценарии электронной, минной и противовоздушной войны вместо реального обучения, требующего затрат на топливо, логистику и развертывание кораблей. [ 110 ]
Мемориалы и музеи
[ редактировать ]
Вскоре после нападения на Перл-Харбор было решено, что военный корабль США « Аризона» останется на дне гавани в качестве последнего пристанища для погибших. [ 111 ] В 1958 году президент Дуайт Д. Эйзенхауэр одобрил строительство мемориала над судном. [ 111 ] а мемориал авианосцу США «Аризона» был открыт в 1962 году. [ 111 ] [ 112 ] Он включает в себя комплекс в Халава-Лэндинг (напротив острова Форд) и сооружение над Аризоной , которое принимает посетителей на пароме. [ 113 ] Хотя паромы обслуживаются персоналом ВМС США, персонал комплекса укомплектован Службой национальных парков. [ 113 ]
29 января 1964 года военно-морской объект в Перл-Харборе, расположенный на острове Форд, был обозначен как «Военно-морская база США Перл-Харбор» и стал национальным историческим памятником . [ 114 ] Шесть бунгало старшин на острове являются частью Национального мемориала Перл-Харбора .
Линкор USS Utah , который был отправлен на корабль-цель, остается затопленным у острова. [ 84 ] После спасения перевернувшегося военного корабля США « Оклахома» с помощью лебедочных тросов ВМС безуспешно пытались вернуть Юту, используя ту же технику. [ 115 ] В 1972 году останки Юты (на северо-западной стороне острова) были посвящены памятнику пятидесяти восьми мужчинам, все еще находившимся внутри. [ 84 ] [ 116 ]
Несмотря на опасения, что это умалит значение мемориала в Аризоне , в 1998 году военный корабль США « Миссури» был переведен из штата Вашингтон на остров Форд. [ 117 ] После года переоборудования в музей корабль открылся для посетителей 29 января 1999 года. [ 118 ] 7 декабря 2006 года, в 65-ю годовщину нападения на Перл-Харбор, музей авиации открылся для посетителей в ангаре 37 после более чем десятилетнего планирования. [ 119 ] 7 декабря 2007 года Служба национальных парков и Мемориальный комитет военного корабля США « Оклахома» провели совместную церемонию открытия мемориала кораблю недалеко от входа в музей военного корабля США « Миссури» на северо-восточной стороне острова. [ 120 ] Тихоокеанский музей авиации Перл-Харбор 2 сентября 2010 года подписал с ВМС США договор аренды диспетчерской вышки на острове Форд, которая передала первое радиопредупреждение о нападении, и начал ее восстановление. [ 121 ]
Кино и телевидение
[ редактировать ]фильм 1965 года « На пути к вреду» в главной роли . с Джоном Уэйном На острове Форд снимался [ 3 ] Вымышленная сцена перед нападением, где офицеры и их жены на вечеринке у бассейна, была воспроизведена жителями острова в годовщину нападения еще в 2001 году. [ 3 ] В 1970 году диспетчерская вышка острова была перекрашена для съемок фильма «Тора!». Тора! Тора! . [ 122 ] У самолета Boeing B-17 Flying Fortress, использованного в съемках, возникла неисправность шасси, и он совершил аварийную посадку на острове Форд, и аварийная посадка была включена в фильм. [ 123 ]

В апреле 2000 года начались съемки Майкла Бэя фильма «Перл-Харбор» . [ 124 ] Перед съемками актеры и съемочная группа собрались у мемориала авианосца « Аризона» для возложения венка представителем Pictures Touchstone Джерри Брукхаймером и Бэем. Продюсеры привезли на остров Форд пятнадцать старинных самолетов, разместив их для съемок в одном ангаре. [ 125 ] Кроме того, они вернули пятнадцать кораблей обратно в Перл-Харбор для боевой бомбардировки (не потопив их). [ 125 ] Оперативный зал диспетчерской вышки был переоборудован в казарму для съемок. [ 122 ] Тихоокеанский музей авиации надеялся, что фильм повысит осведомленность общественности о башне и усилит поддержку ее восстановления. [ 126 ] Бэй размышлял об историческом значении острова Форд: «Я хорошо помню, как показывал съемочной группе остров Форд во время подготовки к съемкам. Прямо напротив затонувшей «Аризоны» мы наткнулись на мемориальную доску, отмечающую место, куда почти шесть десятилетий попала торпеда. назад. Моя команда стояла в молчании три минуты при виде этого маленького памятника. Это был торжественный момент для всех нас, и я думаю, что это помогло команде понять, что предприятие [ sic ] вот-вот начнется». [ 127 ] Во время съемок Vultee BT-13 Valiant, использовавшийся в качестве торпедоносца . на острове разбился [ 123 ]
В 2010 году в телесериале « Гавайи Five-0» была выбрана бухта «Линкор-Коув», жилой поселок недалеко от дока музея военного корабля « Миссури» . в качестве места для эпизода [ 128 ] В эпизоде, в котором полицейские машины мчатся по улицам Теннесси и Невады, было показано несколько домов на острове Форд, а некоторые жители появились в массовке. [ 128 ] В том же году Питер Берг снялся с военным кораблем « Миссури» в фильме « Морской бой» . [ 129 ] Корабль, который был отбуксирован у острова Форд для технического обслуживания, был выведен в море между завершением технического обслуживания и возвращением в док для съемок. [ 129 ] Майкл Карр, президент Мемориала линкора Миссури, надеялся, что фильм увеличит число посетителей музея острова Форд. [ 129 ]
См. также
[ редактировать ]- Гавайские острова . Штат Гавайи насчитывает 137 «островов» в гавайской цепи.
- Список документации военно-морской базы Перл-Харбор , составленный Службой исторического исследования американских зданий и Историческим американским инженерным отчетом.
- Список островов Гавайев
- Национальный реестр списков исторических мест на острове Оаху
- Остров Кролика - необитаемый островок , расположенный в 1,21 км от пляжа Каупо, недалеко от Макапуу на восточной оконечности острова Оаху.
- Военно-морская база Гавайи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «История острова Форд» . Национальное управление океанических и атмосферных исследований. Архивировано из оригинала 19 мая 2014 года . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Уилл Гувер (7 июля 2001 г.). «Стареющие исторические места острова Форд сталкиваются с новым нападением» . Рекламодатель Гонолулу . Архивировано из оригинала 1 сентября 2016 года . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Тим Инфилд (6 декабря 2001 г.). «Атака синих снова находит отклик в Перл-Харборе, который становится все более заметным после 11 сентября» . Спрашивающий . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Географический словарь Мерриам-Вебстера . Массачусетс: Мерриам-Вебстер. 1997. с. 390. ИСБН 978-0-87779-546-9 .
- ^ Чо, Эйлин (18 августа 1997 г.). «Плавучая переправа». Инженерные новости-запись . 239 (7). МакГроу-Хилл: 34, 35, 37. ISSN 0013-807X . OCLC 761166077 .
- ^ Певица 2008, стр. 58.
- ^ Комплекс Гавайского хребта: Заявление о воздействии на окружающую среду . Том. 2. Вашингтон, округ Колумбия: Министерство военно-морского флота США. 2008. стр. 467–468.
- ^ Программный EIS, Развитие острова Форд, Перл-Харбор: Заявление о воздействии на окружающую среду . Вашингтон, округ Колумбия: Министерство военно-морского флота США. 2002. с. 3.
- ^ Гаст и Марин 1937, с. 37.
- ^ Эрика Досс (2012). Мемориальная мания: общественные настроения в Америке . Чикаго: Издательство Чикагского университета. п. 56. ИСБН 978-0-226-15939-3 . Архивировано из оригинала 30 октября 2023 года . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Стерлинг и Саммерс 1978, стр. 57–58.
- ^ Перейти обратно: а б с д Даути 2010, с. 102.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Дорранс 1998, с. 145.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к «История острова Форд» . Штат Гавайи. Архивировано из оригинала 21 июля 2015 года . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ «Моку Умеуме и Капуайкаула Макахики «Гавайский День Благодарения» » (PDF) . Хикам Кукини. 17 ноября 2006 г. с. Б2. Архивировано из оригинала (PDF) 17 марта 2013 года . Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ Ко-Майк Хуао-лело (январь 2003 г.). М_марк Кайао . Гавайи: Издательство Гавайского университета. пп. 122–141. ISBN 978-0-8248-2803-5 . Архивировано из оригинала 30 марта 2020 года . Проверено 7 ноября 2014 г.
- ^ Мэри Кавена Пукуи (1 января 1986 г.). Гавайский словарь: гавайско-английский, англо-гавайский . Гавайи: Издательство Гавайского университета. п. 252. ИСБН 978-0-8248-0703-0 .
- ^ Харви Рексфорд Хичкок (1887). Англо-гавайский словарь: с различными полезными таблицами: подготовлен для использования в гавайско-английских школах . Калифорния: Компания Бэнкрофт. п. 24 .
- ^ Мэри Ма-мака Каяо Кулеана копе. «Гавайские словари» . Издательство Гавайского университета. Архивировано из оригинала 30 марта 2020 года . Проверено 24 июня 2014 г.
- ^ Ка-не 1997, с. 109.
- ^ Перейти обратно: а б Данте Игнасио. «Остров Форд» . Гавайский университет. Архивировано из оригинала 2 ноября 2016 года . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Кайл Кадзихиро (6 декабря 2011 г.). «Я ка ва-ма муа, ка ва-ма надежда: исследование настоящего прошлого Перл-Харбора» . Гавайи Индепендент . Архивировано из оригинала 23 мая 2014 года . Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ Отчет AIS, раздел 3 шоссе Западный Оаху-Фаррингтон - Справочные исследования (PDF) (Отчет). Транзит Гонолулу. 6 ноября 2011. с. 75. Архивировано (PDF) из оригинала 30 марта 2020 г. . Проверено 28 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стерлинг и Саммерс 1978, с. 58.
- ^ Джеймс Макрэ (1922). С лордом Байроном на Сандвичевых островах в 1825 году: отрывки из них. Дневник Джеймса Макрея ... Мичиган: У. Ф. Уилсон. п. 1 .
- ^ «Топонимы Гавайев: Мокуумеуме» . УЛУКАУ: Гавайская электронная библиотека. Архивировано из оригинала 16 ноября 2014 года . Проверено 6 июня 2014 г.
- ^ Грегг К. Какесако (13 апреля 1998 г.). «У острова Форд пестрое и красочное прошлое» . Гонолулу Стар-Бюллетень . Архивировано из оригинала 21 ноября 2011 года . Проверено 8 марта 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Дорранс 1998, с. 146.
- ^ Элиаким Рид Форд (1916). Генеалогия Фордов: рассказ о Фордах, которые были первыми поселенцами в Новой Англии. В частности, записи о потомках Мартина-Мэтью Форда из Брэдфорда, Эссекс, Массачусетс . Висконсин: Автор. стр. 20–21.
- ^ С.Б. Доул (31 июля 1972 г.). «Аренда острова Мокуумеуме» . Гавайская газета . Архивировано из оригинала 30 августа 2018 года . Проверено 14 октября 2014 г. - через Newspapers.com.
- ^ Уильям Дорранс (декабрь 1991 г.). «Мокуумумэ» . Исторический информационный бюллетень Гавайев . Архивировано из оригинала 30 октября 2023 года . Проверено 13 февраля 2014 г.
- ^ Дирр 1949, с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Пратт 1939, стр. 260–261.
- ^ Перейти обратно: а б Дай 1997, с. 115.
- ^ Дэниел С. Мерфри (9 марта 2012 г.). Коренная Америка: Историческая энциклопедия по штатам [3 тома] . Калифорния: ABC-CLIO. п. 268. ИСБН 978-0-313-38127-0 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Маклауд и Ребок 1994, с. 494.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кертис 1966, с. 218.
- ^ Перейти обратно: а б с Мирза, доктор философии, Рокки М. (2 сентября 2010 г.). Американские вторжения: Канада в Афганистан, 1775–2010 гг.: Канада в Афганистан, 1775–2010 гг . Индиана: Траффорд Паблишинг. п. 80. ИСБН 978-1-4669-5688-9 . Архивировано из оригинала 30 октября 2023 года . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Энн Ли (18 марта 2011 г.). Конституция штата Гавайи . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. п. 7. ISBN 978-0-19-987796-6 .
- ^ Джон М. Ван Дайк (2008). Кому принадлежат королевские земли Гавайев? . Гавайи: Издательство Гавайского университета. п. 123. ИСБН 978-0-8248-3211-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Дорранс и Морган 2000, с. 49.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Соединенные Штаты выиграли первый из судебных процессов» . Звонок из Сан-Франциско . Том. 91, нет. 26. 26 декабря 1901 года. Архивировано из оригинала 6 июня 2014 года . Проверено 3 июня 2014 г.
- ^ Элиуй Рут; США (1902 г.). Елиуй Корневой сборник документов США: Сер. А.-Ф. Вашингтон, округ Колумбия: Государственная типография. п. 131.
- ^ Перейти обратно: а б Берлингейм 2013, с. 29.
- ^ Берлингейм 2013, с. 31.
- ^ Перейти обратно: а б Фрэнк Хьюлетт (4 ноября 1939 г.). «Люк Филд уходит» . Гонолулу Стар-Бюллетень . Архивировано из оригинала 19 мая 2014 года . Проверено 16 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Ли 1966, с. 303.
- ^ «Самолет, дислоцированный на авиабазе Хикам / Люк Филд» . Департамент транспорта штата Гавайи, Отдел аэропортов. Архивировано из оригинала 16 ноября 2014 года . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Берлингейм 2013, с. 37.
- ^ Берлингейм 2013, с. 39.
- ^ Перейти обратно: а б Дорранс 1998, с. 147.
- ^ Марк О. Пиггот (26 сентября 2013 г.). «Киркпатрик Филд чествует дальновидного командира, который руководил военно-морской базой Йорктаун во время Второй мировой войны» . База военно-морского вооружения Йорктаун. Архивировано из оригинала 19 мая 2014 года . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Берлингейм 2013, с. 51.
- ^ Перейти обратно: а б Коэн 1981, с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Берлингейм 2013, с. 93.
- ^ Робертс 2000, с. 113.
- ^ «Люк Филд и авианосец Перл-Харбор на острове Форд» . Гавайское общество охраны авиации. 9 августа 2012. Архивировано из оригинала 30 ноября 2016 года . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Берлингейм 2013, с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б Берлингейм 2013, с. 97.
- ^ Ла Форте и Марчелло 1991, стр. 91–100.
- ^ Перейти обратно: а б с «Перл-Харбор, Оаху – Атака: факты и информация» . Экскурсии по Перл-Харбору. Архивировано из оригинала 19 марта 2015 года . Проверено 25 октября 2014 г.
- ^ «История Перл-Харбора: почему Япония напала? Показания очевидцев, список жертв, предыстория» . ПерлХарбор.org. Архивировано из оригинала 21 октября 2014 года . Проверено 25 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Общий взгляд на нападение на Перл-Харбор» . Командование военно-морской истории и наследия. Архивировано из оригинала 30 октября 2023 года . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б ПНЛ Беллинджер. «Отчет ВТОРОГО патрульного крыла о нападении на Перл-Харбор» . Перл-Харбор, территория Гавайев: Командование военно-морской истории и наследия. Архивировано из оригинала 8 июня 2015 года . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п «Линкорный ряд во время атаки» . Командование военно-морской истории и наследия. Архивировано из оригинала 28 июня 2015 года . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ День 1960 г., с. 271.
- ^ Перейти обратно: а б Сэмюэл Элиот Морисон (2001). История военно-морских операций США во Второй мировой войне: Восходящее солнце в Тихом океане, 1931 – апрель 1942 года . Иллинойс: Издательство Университета Иллинойса. ISBN 978-0-252-06973-4 . Архивировано из оригинала 30 октября 2023 года . Проверено 21 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Командир Х.Л. Янг (15 декабря 1941 г.). «Отчет о действиях японских ВВС на острове Оаху, штат Техас, 7 декабря 1941 года» . Национальное управление архивов и документации. Архивировано из оригинала 25 сентября 2008 года . Проверено 25 июня 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Атаки у западной стороны острова Форд» . Командование военно-морской истории и наследия. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 12 июня 2015 г.
- ^ «Атака на Перл-Харбор» . Штат Гавайи. Архивировано из оригинала 21 сентября 2015 года . Проверено 25 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Спасение корабля после нападения» . Командование военно-морской истории и наследия. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ «Последствия рейда» . Командование военно-морской истории и наследия. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Аллен 1999, с. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Коэн 1981, с. 153.
- ^ Перейти обратно: а б с д Прейндж, Гольдштейн и Диллон 1988, стр. 332–333.
- ^ Перейти обратно: а б с «Спасение военного корабля США Оклахома, 1942-1944 гг.» . Командование военно-морской истории и наследия. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 14 июня 2015 г.
- ^ Исторический словарь военно-морской разведки . Вашингтон, округ Колумбия: Scarecrow Press. 28 апреля 2010 г. с. 111. ИСБН 978-0-8108-7377-3 .
- ^ Хастедт 2010, с. 300.
- ^ Перейти обратно: а б с Дорранс 1998, с. 148.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Какесако, Грегг К. (13 апреля 1998 г.). «Прощание с паромами Форд-Айл» . Гонолулу Стар-Бюллетень . Архивировано из оригинала 21 ноября 2011 года . Проверено 19 апреля 2009 г.
- ^ «История Третьего флота» . Третий флот США. 15 января 2014. Архивировано из оригинала 13 февраля 2013 года . Проверено 28 мая 2014 г.
- ^ Дорранс 1998, с. 149.
- ^ «Статистика воздушного движения на острове Форд» . Департамент транспорта штата Гавайи, Отдел аэропортов, Управление планирования. Архивировано из оригинала 25 июля 2015 года . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Форма аэропорта FAA 5010 для NPS PDF , действует с 1999 г.
- ^ 10 USC § 2814
- ^ Перейти обратно: а б Какесако, Грегг К. (14 апреля 1998 г.). «Мост открывает путь к развитию острова Форд» . Гонолулу Стар-Бюллетень . Архивировано из оригинала 5 марта 2014 года . Проверено 13 февраля 2014 г.
- ^ «Партнерство Hunt-Fluor заключило контракт на проект острова Форд ВМС США» . БизнесВайр. 7 августа 2003 г. Архивировано из оригинала 31 августа 2018 г. Проверено 13 февраля 2014 г.
- ^ Какесако, Грегг К. (2 сентября 2007 г.). «На возрожденном острове Форд живут военные умы» . Звездный Вестник . Архивировано из оригинала 26 октября 2014 года . Проверено 11 февраля 2014 г.
- ^ Гувер, Уилл (7 декабря 2004 г.). «Остров Форд опирается на свою историю» . Рекламодатель Гонолулу . Архивировано из оригинала 31 августа 2018 года . Проверено 13 февраля 2014 г.
- ^ Грегг К. Какесако (1 декабря 2002 г.). «Набор для сбора средств на острове Форд» . Гонолулу Стар-Бюллетень . Архивировано из оригинала 13 мая 2014 года . Проверено 12 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уильям Коул (25 июня 2001 г.). «Остров Форд оказался в перетягивании каната между военно-морскими силами и защитниками природы» . Рекламодатель Гонолулу . Архивировано из оригинала 31 августа 2018 года . Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Грейди Белл (1 июня 2006 г.). «Прокладка электропроводки ГНБ глубиной 5000 футов завершена в рамках модернизации инфраструктуры на известном объекте» . Бестраншейная технология. Архивировано из оригинала 26 мая 2014 года . Проверено 25 мая 2014 г.
- ^ «Проект MCON P-491 финансового года, главная канализационная система – от острова Форд до военно-морской верфи Перл-Харбора» . Fukunaga & Associates, Inc., 15 мая 2001 г. Архивировано из оригинала 3 ноября 2014 г. . Проверено 25 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Уильям Коул (13 июня 2013 г.). «Военно-морской флот приостанавливает реализацию проекта солнечной энергии на исторической взлетно-посадочной полосе» . Звездный рекламщик . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 12 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уильям Коул (1 октября 2012 г.). «Пораженный оппозицией, ВМФ мигает на солнечной площадке» . Региональные новости McClatchy-Tribute.
- ^ «На возрожденном острове Форд живут военные умы» . Гонолулу Стар-Бюллетень . 2 сентября 2007 года. Архивировано из оригинала 26 октября 2014 года . Проверено 3 ноября 2014 г.
- ^ Кунцельман, Дэвид П. (6 ноября 2012 г.). Пример использования острова Форд WEB11.6.12-01 (PDF) (Отчет). Охотничьи компании. Архивировано из оригинала (PDF) 22 февраля 2014 года . Проверено 11 февраля 2014 г.
- ^ Кубота, Гэри Т. (9 июня 2013 г.). «Группа вопросов безопасности Нового центра цунами» . Гонолулу Стар-Рекламодатель . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 13 февраля 2014 г.
- ^ Лиза Кубота (25 апреля 2014 г.). «Тихоокеанский центр предупреждения о цунами защищает спорный шаг» . Новости Гавайев сейчас. Архивировано из оригинала 19 мая 2014 года . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Сара Лин (11 июня 2013 г.). «Может ли новый центр предупреждения о цунами на Гавайях пережить гигантскую волну?» . Гражданский ритм Гонолулу . Архивировано из оригинала 19 мая 2014 года . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уильям Коул (23 января 2011 г.). «Перл-Харбор стал неофициальным домом для радаров X-диапазона» . Гонолулу Стар-Рекламодатель . Архивировано из оригинала 19 мая 2014 года . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Кристен Шарнберг (3 сентября 2006 г.). «Радар остается дольше, чем планировалось» . Рекламодатель Гонолулу . Архивировано из оригинала 31 августа 2018 года . Проверено 28 мая 2014 г.
- ^ «Плавающая платформа HAARP замечена в Сиэтле» . ЭкзоЧеловек. Архивировано из оригинала 10 ноября 2014 года . Проверено 4 сентября 2014 г.
- ^ Эрик Бейдель (2 декабря 2013 г.). «Миссия выполнима: обучение на основе моделирования и демонстрационные эксперименты» . Управление военно-морских исследований. Архивировано из оригинала 22 мая 2014 года . Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ Гленн Уайт (6 декабря 2013 г.). «Подготовка военно-морского флота объединяет виртуальный и реальный миры» . Управление военно-морских исследований. Архивировано из оригинала 22 мая 2014 года . Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Чтение 2: Мемориал военного корабля США в Аризоне» . Служба национальных парков. 15 августа 2007 года. Архивировано из оригинала 15 марта 2008 года . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Даути 2010, с. 116.
- ^ Перейти обратно: а б Дорранс 1998, с. 169.
- ^ «Военно-морская база США Перл-Харбор» . Служба национальных парков. Архивировано из оригинала 10 июля 2014 года . Проверено 17 июня 2015 г.
- ^ «Восстановление военного корабля США Юта, 1943–1944» . Командование военно-морской истории и наследия. 10 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 17 июня 2015 года . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Коэн 1981. стр. 150.
- ^ Грегг К. Какесако (15 июня 1998 г.). «Гордость и слава» . Гонолулу Стар-Бюллетень . Архивировано из оригинала 13 августа 2012 года . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Персонал Хоокеле (31 января 2014 г.). «Мемориал линкора Миссури отмечает юбилеи» . Хо'океле Перл-Харбор-Хикэм Ньюс. Архивировано из оригинала 31 августа 2018 года . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ «Музей Перл-Харбора» . Самолет и пилот . 2005. Архивировано из оригинала 19 июня 2014 года . Получено 2 марта 2014 г. - через HighBeam Research.
- ^ «Мемориал авианосцу США Оклахома, посвященный острову Форд» . Отдел по связям с общественностью военно-морского региона Гавайев. 13 декабря 2007. Архивировано из оригинала 29 октября 2014 года . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ PO2 Роберт Стирруп (8 сентября 2010 г.). «Тихоокеанский музей авиации готовит воздушную башню острова Форд к реконструкции» . Отдел по связям с общественностью военно-морского региона Гавайев. Архивировано из оригинала 19 мая 2014 года . Проверено 17 мая 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б Уильям Коул (17 декабря 2007 г.). «Музей обновит башню на Гавайях » Рекламодатель Гонолулу . Архивировано из оригинала 31 августа 2018 года . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Грегг К. Какесако (17 апреля 2000 г.). «На острове Форд разбился макет японского военного самолета» . Гонолулу Стар-Бюллетень . Архивировано из оригинала 21 октября 2012 года . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Джон Фишер. «Перл-Харбор – создание фильма» . О сайте.com . Проверено 17 мая 2014 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Тим Райан (3 апреля 2000 г.). «Это будет 7 декабря 1941 года, все сначала» . Гонолулу Стар-Бюллетень . Архивировано из оригинала 19 мая 2014 года . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Грегг К. Какесако (20 мая 2001 г.). «Музей авиации надеется полететь на крыльях кино» . Гонолулу Стар-Бюллетень . Архивировано из оригинала 22 марта 2016 года . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Майкл Бэй. «Перл-Харбор» . Архивировано из оригинала 3 ноября 2014 года . Проверено 17 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Наташа Джексон (25 сентября 2010 г.). «Жители Лесного города переживают «звездное действо» на своих задних дворах» . Хоокеле «Навигатор». Архивировано из оригинала 9 октября 2018 года . Проверено 18 мая 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Майк Гордон (13 ноября 2011 г.). «Каким бы ни был сюжет, Миссури играет большую роль в «Морском бойце» » . Гонолулу Стар-Рекламодатель . Архивировано из оригинала 19 мая 2014 года . Проверено 18 мая 2014 г.
Библиография
[ редактировать ]- Аллен, Гвенфрид Э. (1999). Годы войны на Гавайях 1941–1945 . Гавайи: Тихоокеанская монография. ISBN 0-9629227-2-2 .
- Берлингейм, Берл (2013). Я полечу на Гавайи — век авиации . Гавайи: Тихоокеанская монография. ISBN 978-0-9629227-6-3 .
- Кантор, Джоанна; Fodor's Travel Publications, Inc (26 августа 2008 г.). Линда Кабасин (ред.). Гавайи 2009 . Нью-Йорк: ООО «Рэндом Хаус». ISBN 978-1-4000-1943-4 .
- Коэн, Стэн (1981). Восточный ветер Дождь . Монтана: Издательство иллюстрированных историй. ISBN 0-933126-15-8 .
- Кертис, Кэтрин (1966). Строители Гавайских островов . Гавайи: Издательство школ Камеамеа. ASIN B00285NRCI .
- Дэй, Артур Г. (1960). Гавайи и их люди . Гавайи: Booklines Hawaii Limited. ISBN 1-56647-705-0 .
- Дирр, Ноэль (1949). История сахара, Том 1 . Лондон: Chapman and Hall Ltd. OCLC 833266489 .
- Дорранс, Уильям Х. (1998). Скрытая история Оаху . Тайвань: взаимное издательство. ISBN 1-56647-211-3 .
- Дорранс, Уильям Х.; Фрэнсис С. Морган (2000). Сахарные острова: 165-летняя история сахара на Гавайях . Тайвань: взаимное издательство. ISBN 1-56647-503-1 .
- Даути, Эндрю (2010). Оаху раскрыт (3-е изд.). Wizard Publications Inc. Гавайи: ISBN 978-0-9814610-2-1 . LCCN 2009930072 .
- Дай, Боб (1 января 1997 г.). Торговый принц Сандаловых гор: Афонг и китайцы на Гавайях . Гавайи: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-1772-5 . Архивировано из оригинала 30 октября 2023 года . Проверено 21 февраля 2016 г.
- Гаст, Росс Х.; Франсиско де Паула Марин (1937). Дон Франсиско де Паула Марин: Письма и дневник Франсиско де Паулы Марин . Гавайи: Университетское издательство Гавайев. ISBN 978-0-8248-0220-2 . Архивировано из оригинала 30 октября 2023 года . Проверено 12 марта 2021 г.
- Хастедт, Гленн П., изд. (2010). Шпионы, прослушивание телефонных разговоров и секретные операции: Энциклопедия американского шпионажа . Калифорния: ABC-CLIO. ISBN 978-1-85109-808-8 .
- Ка-не, Херб К. (1997). Древние Гавайи . Гавайи: Кавайнуи Пресс. ISBN 0-943357-02-0 .
- Ла Форте, Роберт С.; Рональд Э. Марчелло, ред. (1991). Вспоминая Перл-Харбор . Scholarly Resources Inc. Делавэр: ISBN 0-8420-2371-2 .
- Ли, Уильям С. (1966). Острова . Мичиган: Холт, Райнхарт и Уинстон. OCLC 614607447 .
- Маклауд, Рой М.; Филип Ф. Ребок (январь 1994 г.). Лаборатория Дарвина: эволюционная теория и естественная история в Тихом океане . Гавайи: Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-8248-1613-1 . Архивировано из оригинала 30 октября 2023 года . Проверено 21 февраля 2016 г.
- Прейндж, Гордон В.; Дональд М. Гольдштейн; Кэтрин В. Диллон (1988). 7 декабря 1941 года. День нападения японцев на Перл-Харбор . Нью-Йорк: Энн Прейндж и Prange Enterprises. ISBN 0-07-050682-5 .
- Пратт, Хелен Г. (1939). На Гавайях: сто лет . Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера. OCLC 12372595 .
- Робертс, Майкл Д. (2000). Словарь эскадрилий американской морской авиации . Том. 2. Вашингтон, округ Колумбия: Военно-морской исторический центр Департамента ВМФ. АСИН B00TNBDBDK . Архивировано из оригинала 30 марта 2020 года . Проверено 12 июня 2015 г.
- Стерлинг, Элспет П.; Кэтрин С. Саммерс (1978) [1962]. Сайты острова Оаху . Гавайи: Музей епископа. ISBN 0-910240-73-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Слушания . Соединенные Штаты. Конгресс. Дом. Комитет по ассигнованиям. 1921. стр. 737–739.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Острова Гавайев
- Рельеф острова Оаху
- Аэродромы ВВС США на Гавайях
- Нападение на Перл-Харбор
- Несуществующие аэропорты на Гавайях
- География округа Гонолулу, Гавайи
- Объекты ВМС США на Гавайях
- Военные объекты в Национальном реестре исторических мест на Гавайях
- Национальные исторические достопримечательности на Гавайях
- Транспорт в округе Гонолулу, Гавайи
- Вспомогательные посадочные площадки ВМС США
- Доблесть Второй мировой войны в Тихоокеанском национальном памятнике
- Национальный реестр исторических мест в округе Гонолулу, Гавайи