Jump to content

Чутьи

Страница защищена ожидающими изменениями
(Перенаправлено с людей Сутия )

Чутьи
Женщины Чутии готовят питхи во время Биху/Бису.
Общая численность населения
2 – 2,5 миллиона [ 1 ]
Регионы со значительной численностью населения
Преимущественно в Верхнем Ассаме , Центральном Ассаме и в округах Аруначал-Прадеша ; городские районы Ассама, Индия
Языки
Ассамский
Религия
Индуизм (в частности, Экасарана Дхарма ) [ 2 ] [ 3 ]
Родственные этнические группы

Чутия , (прон: / ˈ s ʊ ð j ɑː / или Сутия ) — этническая группа коренная для Ассама и исторически связанная с Чутским королевством . [ 7 ] Однако после того, как королевство было присоединено к королевству Ахом в 1523–1524 годах, население Чутии было широко перемещено и рассеяно по другим частям Верхнего Ассама. [ 8 ] [ 9 ] а также Центральный Ассам. [ 10 ] Они составляют одну из основных групп, составляющих ассамский народ . [ 11 ] [ 12 ]

Генетическое исследование 2004 года показало, что в «племенном» и «кастовом» континууме чутия занимает неоднозначное положение посередине. [ 13 ] наряду с ахомами и раджбанши . [ 14 ] Исторический Чутиас первоначально принадлежал Бодо-Качари. группе [ 15 ] с некоторыми предполагаемыми Шана ; примесями [ 16 ] тем не менее, предполагается, что их правящие семьи изначально были либо матрилинейными , либо не совсем патрилинейными . [ 17 ] Чутия испытала санскритизацию , когда Чутское царство . существовало [ 18 ] [ 19 ] и позже из Экашарана дхармы . [ 20 ] Они также ассимилировались с другими группами, особенно с ахомами . [ 21 ]

Сообщество Чутия признано другим отсталым классом . правительством Индии [ 22 ] В настоящее время существует политическое движение за включение чутской общины в список зарегистрированных племен Индии. [ 23 ] В колониальный период чутская община была второй по численности населения в Верхнем Ассаме (к востоку от Калиабора ). [ 24 ] Сегодня большинство из них проживают в этом районе Верхнего Ассама.

Происхождение названия Чутия неизвестно: Чутское царство называлось Тиора (буквальное значение: Бурха Тай/Старший Тай ) на ахомском языке Буранджис , тогда как на ассамском языке использовалось Чутия . [ 7 ]

Они пробуют королевство

[ редактировать ]

Чутское королевство возникло в эпоху раннего средневековья в восточном Ассаме на северном берегу реки Брахмапутры и входило в число других этнических королевств — Ахома , Димасы , Трипуры и др. [ 25 ] Надписи конца XIV века предполагают, что к тому времени автохтонные короли были индуистами в вайшнавской традиции. [ 26 ] Королевство преобладало в регионах вокруг Садии, его столицы, на северо-востоке Ассама и в некоторых частях Аруначал-Прадеша. Королевство в основном охватывало нынешние районы Лакхимпур , Дхемаджи , Тинсукиа и Дибругарх в Ассаме. [ 27 ]

Он был присоединен к королевству Ахом в 1524 году под властью Сухунгмунга . На момент поглощения королевство было индуизированным с кастовой системой, либо маргинальной, либо преобладающей. [ 28 ] [ 29 ] Во время аннексии часть Чутиаса была индусизирована. [ 30 ] [ 31 ] те, кто не был, были позже посвящены в Экасарану дхарму под Маямара Сатрой в 17 веке. [ 32 ] Столичный регион стал приграничной провинцией королевства Ахом под властью Садия-хова Гохайна , а дворяне были широко рассредоточены по Верхнему Ассаму. [ 33 ]

Чутия Дхарма Хусори выступила в Боргаоне, Тинсукия.

Чутиа поклонялись изначальному мужскому божеству и изначальному женскому божеству. Мужчину звали Кундимама , Балиа-Баба или Пиша-дема , известный Качари как Батау или Батау Брай. [ 34 ] а женское божество называлось Кечайхати или Пиша-си . [ 35 ] Поклонение племенной богине Кесай Хаити , обычно встречающееся среди других групп Бодо-Качари. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] [ 39 ] [ 40 ] Поклонение богине Кечайхаити совершалось жрецами, которые сегодня стали называться народом Деори ; и у других народов Бодо-Качари были свои священники, которых тоже называли Деори. [ 41 ]

Другими богами и богинями были Бура и Бури или Древние, которые под более поздним влиянием индуизма стали Шивой и Шакти . [ 42 ]

Санскритизация

[ редактировать ]

Поселение брахманов в королевстве привело к индуизации и легитимизации правителей Чутии, а правители заявляли о своем божественном происхождении от асуров . [ 43 ] [ 44 ] Термин Асура используется для обозначения неарийцев и их инаковости в формах обычаев, включая брак и собственность. [ 45 ]

После появления экасарана намадхармы в 16 веке и после падения царства Чутия для чутиа была построена новая индуистская линия передачи, и в этой линии чутии утверждают, что прослеживают свое происхождение от легендарного царя Бхишмаки из Видарбхи . [ 46 ] Связь легенды с Чутским государством привела к повсеместному переименованию региона. [ 47 ]

Часть чутиасов в ранний период была индусизирована. [ 30 ] [ 31 ] те, которые не были, были позже посвящены в Экасарану дхарму под Маямара Сатрой в 17 веке Анируддхадевом . [ 32 ] [ 44 ]

Сегодня народ чутии говорит на ассамском языке — оригинальном тибето-бирманском языке. [ 15 ] [ 48 ] язык, на котором они говорили, исчез. [ 49 ] В XIX веке британский колониальный офицер У. Б. Браун ошибочно определил язык деори как исходный язык народа чутия. [ 50 ] [ 51 ] Эта путаница, предполагают ученые, возникла с тех пор, как деори служили жрецами в Чутском царстве , однако сегодняшняя община деори не связана с чутской общиной ни этнически, ни лингвистически. [ 52 ] Лингвисты отмечают, что язык деори имеет лингвистические особенности, возникшие в результате контактов с другими языковыми группами в местах, где чутия никогда не присутствовала. [ 53 ]

Общество

[ редактировать ]

Социальная жизнь

[ редактировать ]

Чутии в основном живут общими семьями. Число членов совместной семьи порой превышало сотню. Отец является главой семьи. Домашние обязанности выполняются членами семьи при взаимопонимании и сотрудничестве, поочередно. [ 54 ]

Фотографии 1900 года, на которых изображено типичное лицо чутского мужчины (в центре).

Исторические подразделения

[ редактировать ]

После падения Чутского царства чутский народ разделился на разные группы в силу обстоятельств, основанных либо на религиозных наклонностях, либо на связях с другими общинами. Со временем чутиасы разделились на пять важных групп: [ 55 ]

Индуистский вкус
Индуистские чутиа представляли большую часть населения. Это чутиа, которые были инициированы святыми-вайшнавами, такими как Шанкардев , Мадхавдев, в секту вайшнавизма в индуизме. В народе их называют Кеша-понти , поскольку вайшнавская община наложила на них определенные ограничения, такие как использование мяса животных и алкоголя в своих обрядах. Другая группа пока-понти сохранила свои племенные обычаи в первозданном виде. [ 56 ]
Ахом Вкус
Среди покапонтисов ахом чутиас составляли основное подразделение. Их так называли, поскольку они вступили в брак с ахомами. Большинство из них со временем были поглощены группировкой Ахом. [ 57 ] Они занимали различные должности в администрации королевства Ахом, как видно из Момаи Тамули Борбаруа, Ланги Панисия Борпхукан, [ 58 ] Рупчандра Борбаруа, [ 59 ] Киртичандра Борбаруа, Лачит Борпхукан , Пийоли Борпхукан, Баданчандра Борпхукан , Тумлунг Боргохайн, [ 60 ] Банрукия Гохайн (во время правления Сусенфы). Даже во время правления Сукафы многие чутские или моранские семьи, такие как Сом-чиринг и Чангсай, были включены в состав Ахома. Большинство ахомов рода Четия, как и рода Лахон, произошли из чутской общины. [ 61 ]
Бора Чутия
Считается, что борахи чутиа представляли собой подгруппу чутиа, у которой были определенные религиозные обряды, отличные от других чутиа. Буранджи упоминают такие классы ( кхел ), как наобоича и хилоидари, как изначально чутиа, включенные в состав борахи. Более того, слово Тай, используемое для Борахи, было Кха-ланг , а Кха использовалось Ахомами для обозначения людей, которые не были связаны с выращиванием влажного риса. Хотя большинство из них были поглощены группой Ахом, некоторые чутиа, проживающие в округах Дхемаджи , Голагхат и Сибсагар, до сих пор идентифицируют себя как Борахи-Чутии. [ 62 ]
Мири Чутия
Мири Чутиас - это Чутиа, которые жили в приграничных деревнях на северном берегу Брахмапутры и бежали в холмы Мири во время прихода Ахома. Они вступили в брак с Мишингами и впоследствии были поглощены последними. В основном они принадлежали кланам Бихия, Бурук (Медок) и Бебеджа. [ 63 ] В некоторых деревнях семьи Мишинг до сих пор ежегодно воздают должное «Джал-Пинда» какой-то Чутьской шахте или бабушке Чутии, что указывает на то, что эти люди изначально были чутиями. [ 64 ] В прошлом эти потомки чутской аристократии также носили длинные волосы, вопреки обычному обычаю племени Мишинг; Они сказали, что это привилегия королевской семьи. [ 65 ] Одна из двух групп племени Мишингов , Барограммы, называлась Чутия-Мири, что указывает на то, что эти Мишинги ранее были подданными Чутских царей. [ 66 ]

Традиционный наряд

[ редактировать ]

Мужской наряд

[ редактировать ]
Чутский мужчина в своей традиционной одежде

Традиционная одежда чутских мужчин включает чутия пагури (головной убор), чутия сула (рубашка), чурия (нижняя одежда), гамуса/бисуван (шарф), челенг садор (шаль) и тонгали (поясной платок). Члены королевской семьи и богатые люди в прошлом носили одежду из шелка муга и паат, тогда как простой класс носил хлопок (летом) и шелк Эри (зимой). Члены королевской семьи также использовали другие предметы одежды, такие как ткань Паникамоли и Аруван. [ 67 ] [ 68 ] В древние времена королевские мужчины носили ювелирные изделия, такие как Лонгкеру (серьги), Мота Мони (ожерелье), а также золотую обувь (Падука). Члены королевской семьи также использовали шелковые зонтики с золотой вышивкой, известные как Гунакара . [ 69 ]

Некоторые компоненты мужского наряда включают в себя:

  • Чутия боится

В прошлом существовало несколько типов чутских головных уборов или пагури по стилю завязывания узлов. Тремя основными типами являются Ксатхул/Сарпа Пааг , Ронува/Джунга Пааг и Энахори Пааг . Из-за этого до сих пор носят пагури Ксатфул и Энаджори. Тип Ксатфул носят жрецы и имеют форму змеи; отсюда и название Сарпа (змея). Сегодня чутии используют этот тип в качестве традиционного чутского головного убора. Тип Ронува носили на поле боя, и его можно увидеть на терракотовых пластинах Бхисмакнагара , а также в храме Тамресвари . [ 70 ]

  • Чурия (Чуру-Иса)

Чутиа часто носят короткую (до колен) чурию (дхоти). Чурии, используемые мужчинами Чутии, очень хорошо изображены на терракотовых плитах Бхисмакнагара, а также храма Тамресвари. [ 70 ]

  • Гамуса и Бисуван

Гамуса является важной частью чутского наряда и используется в качестве платка. Бисуван (Бису означает «Биху», а Ван означает «текстиль»). [ 71 ] это вариант Гамусы, используемый во время фестиваля Биху/Бису. Разница между Гамусой и Бисуваном заключается в основном в конструкции и использовании. Хотя оба шарфа имеют красную боковую кайму, Бисуван состоит из цветочных узоров в виде поперечной каймы на одном конце вместо обычных простых красных поперечных кайм, как у Гамусы.

  • Тангали

Тангали — это поясная повязка, которую мужчины носят или используют в качестве пояса для подпоясывания талии. В прошлом воины носили на поле битвы белое Тангали, которое по возвращении становилось красным от крови. Позднее этот символизм уступил место красному Тангали, который носят мальчики, когда исполняют Биху Хучори. Два конца Тангали отделаны бахромой и украшены цветочными мотивами из цветных ниток. Тангали можно увидеть на терракотовых плитах Бхисмакнагара, а также в храме Тамресвари. [ 70 ]

  • Челенг Чадор (Челенг-Иса)

Челенг Чадор – еще одна важная деталь чутского наряда. Обычно он наматывается на плечи, как шаль, и имеет длину около 9 футов. [ 72 ]

Женский наряд

[ редактировать ]
Чутская девушка в традиционном наряде Риха (Метони), Мехела, Чула, Гатиги и украшениях Гамхару, Мадоли и Джунбири.

У чутийцев женщины каждой возрастной группы имеют свой неповторимый стиль одежды. Девочки до полового созревания носят гамусу, называемую байга, в качестве верхней одежды и меххела/игу в качестве нижней одежды (от талии до щиколотки). В старину его шили либо из муга/паат (богатый класс), либо из хлопка (простой класс). [ 73 ] После полового созревания и до замужества девочки носят Риха/Риса (нагрудную повязку). [ 74 ] вместо Байги в качестве верхней одежды. Этот обычай менять стиль одежды после полового созревания является традицией племени. [ 75 ] Во время свадьбы невесты носят Паат/Муга Риха вместе с Мекелой и Чадором. Дукотия, Чадор и Кокал-мора — знаки брака. [ 76 ] В прошлом невесты также носили Харудай Джаапи в качестве головного убора. [ 69 ] Замужние женщины обычно носят мехелу, кокал-бандху (поясную повязку), а также гатиги (головной убор) и чадор, чтобы покрыть голову. Мехела замужних женщин представляет собой более длинную ткань, которую носят до груди, в отличие от одежды девушек, которую носят от пояса и ниже. Женщины Риха носят только в особых случаях, таких как Биху, свадебные церемонии, посещение храмов, ритуалы и т. д. Традиционные украшения Чутии включают Мадоли (слово Чутия), Дугдуги (слово Чутия), Джунбири,‌ Турия и Гам-хару. [ 77 ]

Некоторые компоненты женского наряда включают в себя:

  • Мехела (Игу)

Мехела – важнейшая деталь чутского женского наряда. До замужества девушки носят мехелу ниже пояса, которую после замужества подвязывают к груди. Еще одну ткань, называемую кокал-бондха (поясная повязка), также носят поверх мехела замужние женщины. Чутиа считают вышитую красным Дабуа-Боса Мехела своим символическим одеянием. Помимо основного дизайна Дабуа-боса , Мехела также состоит из Бута-боса и Пхул-боса на нижнем конце, в котором обычно используются белые и черные нити.

  • Риха (Риса)

Риха — это нагрудная повязка, которую носят женщины Чутии. ( Риса в Димасе [ 78 ] и Трипури [ 79 ] [ 80 ] [ 81 ] ) Риха — это узкая ткань, как указано в ее названии. Его можно разделить на два типа. Одну носят девушки, другую – замужние женщины. Незамужние девушки носят риху от груди до талии, а замужние женщины носят ее, обернув вокруг плеча, как чадор. Но среди замужних женщин оно все еще существует, хотя и по-другому (как у чадора). [ 82 ] Стиль ношения рихи под чадором среди замужних женщин указывает на то, что риха намного старше. Муга Риха/Риса является частью символической одежды народа Чутия. Шелк муга – древнее наследие народа Чутия. Согласно «Наобоича Пхукан Буранджи», Муга был усыновлен в судах Ахома в более поздний период, наняв тысячу производителей и ткачей муга из общины Чутия. Он состоит из узоров, известных как Кеш-боса, на обоих концах.

  • Гатиги

Гатиги — головной убор чутских женщин, состоящий из гамусы, повязанной вокруг волос. Слово Гатиги происходит от слова Gathi , что на ассамском языке означает «узел». Его в основном носят для защиты волос от грязи, а также действуют как покрытие для волос во время приготовления пищи. Его в основном носят для защиты волос от грязи, а также действуют как покрытие для волос во время приготовления пищи. Песни Биху хорошо устанавливают историческую связь между традиционными красно-белыми Гамусами и Садией .

  • Дукотия, Чадор и Кокалмора

Чутия Дукотия представляет собой ткань длиной 2 кати или 6 футов, обернутую вокруг головы и верхней части тела, а чадор имеет длину около 8–9 футов и обертывается от талии до верхней части тела и головы. Ношение Дукотии или Чадора является обязательным для замужних женщин перед старейшинами или в религиозных случаях. В основном они изготавливаются из хлопка или шелка энди. Кокал -мара , с другой стороны, представляет собой ткань, обертывающую пояс.

  • Хасоти и Дабуа Катари

Хасоти . и Дабуа Катари являются вековым наследием чутского племени и составляют важный компонент чутского женского наряда Хасоти – это небольшой красный носовой платок, которым повязывают Мехела. На другом конце Хасоти привязан карманный складной нож Дабуа Катари. Женщины Чутии используют его для выполнения повседневных дел, таких как резка орехов арека или листьев бетеля. называют ножом У Боросов и Димаса также встречается Даб/Дабуа Катари, который они Даба .

  • Харудай Джаапи

Джаапи был неотъемлемой частью наследия Чутии. Невесты Чутии надевали Сорудой Джаапи во время свадебных церемоний, которые продолжались до недавнего времени. [ 83 ] Согласно историческому тексту, последний чутский царь Нитипал подарил царю Ахома два джаписа, вышитых золотом и серебром, в его попытках заключить договор. [ 84 ] [ 85 ] Кроме того, после аннексии Садии царь Ахома получил много сокровищ и наград, среди которых был и Джаапис. [ 86 ] Во время правления Ахома Джаапи-хаджия Кхель (гильдия по изготовлению джапи) была монополизирована чутиями, что указывает на то, что они были экспертами в ткачестве джаписа. [ 87 ]

Культура

[ редактировать ]

Чутии проживают преимущественно во внутренних районах по берегам рек. Чутьское село обычно состоит от минимум 60 до примерно 140 семей. Раньше каждая семья содержала около 100 особей в совместных семьях. [ 88 ]

Ритуалы чутской общины имеют племенно-тантрическую народную религиозную основу с влиянием индуизма и вайшнавизма , которые привели к некоторым реформам среди части чутиев, ныне известных как кеса-понти . Они названы так потому, что на них наложены определенные ограничения, такие как использование мяса животных и алкоголя в их обрядах. Других, кто сохранил вековые обычаи в их первоначальной форме, называют пока-понтис . Некоторые из ритуалов включают сабах , такие как Холита логува , Аай , Панитула Борсабах , Дангория , Борсаракия , Хути , Джал Девота , Джал кувари , Апесвари, Калика ; Хева/Пуджи, такие как Део-кубер , Сувасани , Мох Джох Раати Хева , Хаун пуджа , и другие ритуалы, такие как Бхекулир Бия, На-хува, Нангол дхуа, Борал питха диа, Нангол питха диа . [ 70 ] Некоторые из ритуалов обсуждаются ниже.

Део кубики

[ редактировать ]

Ритуал Део-кубер — это племенно-тантрическая форма поклонения предкам. Он также известен как Део-кубер Холита логува хокам, поскольку глиняные лампы зажигаются во имя бога богатства Кубера, а также Кунди. Другие племена бодо, такие как Борос , Кох и Рабхас, также отмечают аналогичный фестиваль, который они называют Кубер Брай . Во времена правления чутских царей этот ритуал часто устраивался на благо государства. На этой церемонии используются религиозные символы бога Кубера. Во время этой церемонии подают рисовое пиво (Чудже), Хандо гури (молотый рис), воздушный рис (Акхой), орех арека, листья бетеля, несколько видов Питхи (Кхула диа, Тель Дия и т. д.), утиное мясо и посолу (блюдо). из стеблей банана). Пару уток-самца и самку приносят в жертву во имя Гира-Гираси (божеств предков), а божествам предлагают копченое мясо вместе с двумя порциями чудже. После того, как Деори завершает свои молитвы и ритуалы, утку готовят на блюде и раздают людям как подношение от Бога. [ 70 ]

Дангория Сабах

[ редактировать ]

Дангория . считается у чутиев деревенским божеством Ритуал обычно проводится возле дерева, где, как полагают, обитает дух. В наше время многие люди устраивают его у себя дома. Секта Пока-панти предлагает рисовое вино (Чудже) вместе с мясом, а секта Кеша-пантхи предлагает рисовый порошок ( питха-гури ), молочный пудинг ( пайах ) и бананы. У Пока-пантис есть три типа ритуалов Дангории ( Кала Сорай , Ронга Сорай и Тинития Сорай ) в зависимости от типа приносимой в жертву птицы. В этом ритуале под деревом сначала зажигают глиняные светильники. подношение чудже или паях Затем делается вместе с четырьмя парами листьев бетеля и орехами арека, бананом хар и овощным карри. Пока-пантис также приносят в жертву птиц и готовят мясо вместе с корай гури. Позже жрецы молятся духу божества Дангории и благословляют домочадцев. [ 70 ] Ритуал известен как «Рангасон» на языке деори.

Апесвари Сабах

[ редактировать ]

Апешвари Сабха организован для поклонения Апешвари Ай (форме богини Кечай-кхати). Во время этого ритуала дом сначала тщательно убирается, а вся использованная одежда стирается. Затем в хозяйство вызывают некоторых девушек, а также старух из села. Их называют Гопини , и их заставляют сидеть кругом во дворе. После этого семья приносит подношения, включающие рисовый порошок (питха-гури), непастеризованное молоко ( эва гакхир ) и бананы. Затем перед женщинами ставится решето (Салони/дала), поверх которого располагаются подношения на банановом листе (аголи кольпат) и белой ткани. Далее зажигают глиняные светильники (саки) и украшают территорию цветами и орехами бетеля. Затем гопини читают молитвы (Апешвари наам) богине, чтобы благословить семью, особенно ребенка. Семью просят прийти и помолиться богине, а Гопини благословляют ребенка/младенца. После этого для богини отделяют набор подношений и приносят ей на заднем дворе дома или в открытом поле. Остальное дается Гопини в качестве подношения за их служение. [ 89 ] Этот ритуал также встречается у Деори и называют божество Апесвари или Йои Миди .

Сувасани

[ редактировать ]

Ритуал Сувасани в основном проводится ночью в апреле/мае для благополучия членов семьи/деревни. Сувасани Аай — домашнее божество (форма богини Кечай-хати ). В ходе ритуала священник сначала молится богине Сувасани о благополучии семьи/деревни, а затем раздает людям прасад вместе со святой водой для очищения их душ. Затем священник приносит в жертву уток с помощью других людей. После того, как жертвоприношение закончено, члены семьи/деревни мужского пола собираются вместе и устраивают пир. Этот ритуал также встречается среди клана Тенгапония Деори, и божество называют Сувасани или Яньо Миди . Из-за влияния неовайшнавской веры большое количество чутиа либо отказались от выполнения ритуала, либо заменили утку ясеневой тыквой. [ 70 ]

  1. ^ «Чутия должны избегать Конга» . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 23 августа 2015 г.
  2. ^ Всеобъемлющая история Ассама, С.Л. Баруа . п. 182.
  3. ^ Всеобъемлющая история Ассама, С.Л. Баруа . стр. 403, 406–7.
  4. ^ «Документация по идентификатору 639: ахо – ISO 639-3» . SIL International (ранее известный как Летний институт лингвистики) . СИЛ Интернешнл . Проверено 29 июня 2019 г. Ахом [ахо]
  5. ^ «Население религиозными общинами» . Перепись населения Индии – 2001 г. Министерство внутренних дел, Правительство Индии . Проверено 1 июля 2019 г. Поиск данных переписи населения/Серия C/Население по религиозным общинам
  6. ^ «Население по религиозным общинам – 2011 г.» . Перепись Индии 2011 года . Генеральный регистратор и комиссар по переписи населения, Индия. Архивировано из оригинала 25 августа 2015 года. 2011census/C-01/DDW00C-01 MDDS.XLS.
  7. ^ Перейти обратно: а б «В хрониках Ассама, либо на тай-ахомском, либо на ассамском языках, два королевства играли важную роль в Верхнем Ассаме 15 и 16 веков. Эти два «народа» на ассамском языке назывались Качари и Чутия, и, соответственно, Тумиса (или Тимиса). ) и Тиора на языке Тай-Ахом »( Жаксон 2008 :29).
  8. ^ «(После победы над Чутиями) кузнецы и другие ремесленники были вывезены из Садии в столицу Ахома. Уладив все эти вопросы, Сухунмунг вернулся в Чарайдео , где провел церемонию «Рикхан»» ( Баруа 2007 : 178)
  9. ^ ( Сарма 1993 :287) Деванар Атла: «Сухунгмунг или Сварганараян, после победы над Дхирнараяной и его министром Каситорой, получил некоторое количество Дола, Кали..Хилои и порох (Калай-кхар). Помимо этого, он также сделал несколько пленных кузнецов (комаров) и селили их либо в Босе (в современный район Джорхат ) или районы Уджони»)
  10. ^ «(T) внешняя граница района Дарранг, в самой западной части которого завоеватели Ахома поселили побежденных чутиев в начале шестнадцатого века» ( Шин 2020 :53)
  11. ^ «Они [Чутии] представляли собой огромный барьер для расширения и роста Ахомов как таковых, их уничтожение и поглощение Ахомами было естественным результатом. В процессе ахомизации некоторые из них стали Ахом-чутиями, которые были допущены на высшие должности в Правительство Ахома Завоевание и поглощение Чутиев было выстрелом в руку в процессе строительства государства Ахом» ( Бурагохайн 1988 :70).
  12. ^ «Многие люди по всему Ассаму считали себя «чутиями», особенно в Верхнем Ассаме, но они считались ассамской «кастой», поскольку они были (и остаются) совершенно неотличимы от обычных ассамцев; на самом деле они были (и до сих пор являются) одной из тех традиционных групп Ассама, которые сформировали ассамский народ». ( Жаксон 2008 : 29)
  13. ^ «Процесс ассимиляции некоторых племен кастовой иерархии, вероятно, отражен в широком созвездии популяций на многомерном графике (рис. 3); на одном конце это созвездие популяций, приписанных к кастовой системе, в то время как другой конец сюжета — это созвездие племенных групп, между которыми лежат такие группы, как Раджбанши, Чутия и Ахом, которые, как предполагалось, подверглись процессу, описанному выше». ( Кумар, Басу и Редди 2004 : 339)
  14. ^ «Чутия, Ахом и Раджбанши составляют отдельный компактный кластер, расположенный в центре сюжета MDS». ( Кумар, Басу и Редди 2004 : 341)
  15. ^ Перейти обратно: а б (М) члены Матаков, такие как Мораны, Барахи, Качари и Чутия, будучи членами великой семьи Бодо, имели родственные религиозные верования и обычаи. Все они поклонялись Изначальному мужскому божеству и Изначальному женскому божеству, и все они были анимистами ( Дутта 1985 :48) .
  16. ^ «Судя по внешнему виду чутиев, Гаит полагает, что «в их телах присутствует значительный приток шанской крови…». Это может быть возможно, потому что чутия были следующими соседями шанов в Юго-Восточной Азии» ( Дутта 1985) . :28)
  17. ^ «Поэтому эпиграфические записи Сатьянараяны, чья родословная названа в честь его дяди по материнской линии, имеют важное значение. Они могут представлять собой свидетельство матрилинейности правящей семьи Чутия, основанной в Садии, или того, что их система не была исключительно патрилинейной». ( Шин 2020 :54)
  18. ^ «Частое появление брахманов-вайшнавов в королевских грантах Чутия показывает их возросшее присутствие при дворе и в сельском обществе» ( Шин 2020 :55)
  19. ^ ( Дутта 1985 , стр. 29)
  20. ^ «(A) после шестнадцатого века с появлением неовайшнавского движения Шанкарадевы, которое привело к глубоким изменениям в культурном и историческом сознании местного населения, включая чутия». ( Шин 2020 :55)
  21. ^ «Хотя у Ахома есть подразделение под названием «Чутия», у Чутии есть часть, известная как «Ахом». ( Кумар, Басу и Редди 2004 : 337)
  22. ^ «Центральный список ОБЦ» . Национальная комиссия по отсталым классам . 9 января 2015 г. Архивировано из оригинала 26 февраля 2021 г. Проверено 23 июня 2021 г.
  23. ^ "Современные чутии, которые были бы очень рады быть зарегистрированными в качестве племени расписания, время от времени использовали книгу Брауна (или хотя бы ее название) как политическое оружие. Деори, напротив, недовольны этим несчастным недоразумение, потому что они надеются, что их меньшее племя не сольется с гораздо более крупной группой Чутия». ( Жаксон 2008 : 29)
  24. ^ «В частях к востоку от Калиабора следующее по численности племя называется Чутия» ( Гамильтон 1940 , стр. 53).
  25. ^ "В период с 13 по 16 века на северо-востоке Индии возникло и развилось большое количество племенных политических образований. Чутия, Тай-ахом, Кох, Димаса, Трипури, Мейтей, Хаси и памары - все эти племена к 15 веку кристаллизовались в зачаточные государственные образования.... Наиболее развитыми из племен 15 века были Чутии». ( Гуха 1983 :5)
  26. ^ «Учитывая эти пуранические традиции, правители Садии с помощью брахманов-вайшнавов, похоже, искали легитимности, выдавая себя за потомков Кришны. Их поклонение Кришне было очевидно в призывании Васудевы (сына Васудевы, а именно Кришна) в начале надпись Дхэнукхана, однако, имела свои ограничения из-за их автохтонного происхождения». ( Шин 2020 :53)
  27. ^ «Территория Чутии простиралась почти на всю территорию нынешних районов Лакхимпур, Дхемаджи, Тинсукиа и некоторых частей Дибругарха». ( Гогой 2002 : 20–21)
  28. ^ «Однако кастовая система (в Чутском царстве) находилась в маргинальной форме» ( Бурагохайн 1988 :70).
  29. ^ (Во время аннексии ахомами) кастовая система стала преобладать в (чутском) обществе» ( Гогой 2002 :21) .
  30. ^ Перейти обратно: а б «Часть чутиев, идентифицированная как индуистские чутия, была арианизирована в очень ранний период» ( Дутта 1985 : 29–30).
  31. ^ Перейти обратно: а б «()Индуистские Чутии окончательно утратили почти всю племенную идентичность» ( Натх 2013 :34)
  32. ^ Перейти обратно: а б «Те чутиа, которые не были индуистами и жили по соседству с Маямара-Сатрой, приняли инициацию от ее Маханты» ( Дутта 1985 : 29–31).
  33. ^ «Сухунмунг рассеял дворян Чутия по разным частям королевства, чтобы предотвратить организованное восстание с их стороны» ( Дутта 1985 :30)
  34. ^ «Качари называли мужское божество Батоу, Батоу Брай, а чутия - Кундимама, Балиа-Баба или Пиша-дема» ( Дутта 1985 : 48–49)
  35. ^ «Изначальное женское божество Качари называли Ай-Део, Камахи Камлахи и т. д., а чутия — Пиша-си, Кечайхати и т. д. ( Дутта 1985 : 49)
  36. ^ «Кечай Хати, которому поклоняются Бодо-качарис» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 19 октября 2021 года . Проверено 18 сентября 2021 г.
  37. ^ «Рабхи поклоняются Кечай-хати и отмечают фестиваль Кечай-хати один раз в год» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 20 октября 2021 года . Проверено 18 сентября 2021 г.
  38. ^ «Фестиваль Кечай-хати Рабхаса» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 19 апреля 2021 года . Проверено 17 апреля 2021 г.
  39. ^ Тива , , как и Кох также поклонялись Кечаи Кати. Генерал Коха Гохайн Камаль построил храмы, посвященные Кесаи Хати в Хаспуре, для деханов, которые были солдатами Тива и Мехов из Гобхи, Нелли и Каби.
  40. ^ «В Садии есть храм Кечай Хаити, божества-покровителя Качари, которому правители Димаса продолжали поклоняться даже после установления своего правления в Качаре» ( Bhattacharjee 1992 :393) .
  41. ^ «У всех этих племен Бодо были свои священники по имени Деорис» ( Дутта 1985 :50)
  42. ^ «Чутия, например, поклонялись Изначальным родителям Гира-Гираси или Бура Бури, которые позже были индуизированы как Шива и Шакти» ( Дутта 1985 :49)
  43. ^ «(Т) правители Садии с помощью брахманов-вайшнавов, похоже, стремились к легитимности, выдавая себя за потомков Кришны». ( Шин 2020 :53)
  44. ^ Перейти обратно: а б ( Баруа 1986 :182)
  45. ^ «Термин асура, который является антонимом дэва, также используется для обозначения низших форм обычаев, включая брак и собственность, в иерархической классификации социальных практик предписывающих текстов» ( Шин 2020 :54)
  46. ^ «Среди многих произведений Шанкарадевы, Рукминихарана, поэма Рукмими и Кришны, приобрела значительную популярность в районе Садии и повлияла на формирование его региональной идентичности. Рукмини в этом стихотворении была дочерью царя Бхишмаки» ( Шин 2020 :55 )
  47. ^ "Учитывая широкую популярность Рукминихараны среди народа, особенно в качестве постановочного представления, неудивительно, что многие топонимы местности были заимствованы из этой вайшнавской легенды, а легендарные места, связанные с Бхишмакой, были воспроизведены в местном ландшафте. Ибо Например, Видарбха, название страны, которой когда-то правил Бхишмака, согласно эпосам и Пураны и, возможно, идентичные Бехару в Махараштре , применялись к территории вокруг Садии» ( Шин 2020 :56) .
  48. ^ Чутиа принадлежат к бодо, лингвистической группе долины Брахмапутры, говорящей на тибето-бирманском языке и имеющей внутри себя различные родственные группы ( Shin 2020 , стр. 51) .
  49. ^ «Сегодня десятки тысяч людей утверждают, что они чутия, но все они говорят на ассамском языке, потому что язык чутия исчез. ( Жаксон и ван Брейгель 2017 : 100)
  50. ^ «Чутия» были также если не обнаружены (племя было обнаружено в 1840-х годах), то, по крайней мере, кратко описаны У. Б. Брауном в 1895 году. Именно Брауну пришла в голову неудачная идея связать имя Деори с этим из (говорящих на ассамском языке) Чутии». ( Жаксон и ван Брейгель 2017 : 101–102)
  51. ^ «Дошедшая до нас литература о Деори (Браун 1895; Брандрет 1878; Грирсон 1909; Госвами 1994) связывает язык общины Деори с чутиями, «исходным языком Верхнего Ассама» (Браун 1895:5). В настоящее время существует не является свидетельством близости языка деори к языку, на котором говорит чутийская община». ( Ачарья и Маханта 2019 : 516)
  52. ^ «Мы предполагаем, что предположение о родстве, возможно, связано с тем, что деори принадлежали к жреческой части и выполняли все религиозные ритуалы в Чутийском царстве. Однако в настоящее время община деори не имеет связи с общиной Чутия. Было отмечено, что : «Деори совершенно отличаются от чутской общины как в языковом, так и в этническом отношении. В языке двух общин нет ни одного слова, совпадающего с чутским языком. и наоборот, между этими двумя общинами также не прослеживается никакого подобия традиционных социальных связей». (Деори 2002:11)» ( Ачарья и Маханта 2019 :517)
  53. ^ «Аналогично также было отмечено, что: Лингвистические особенности деори показывают, что этот язык сформировался в северо-восточных частях Ассама, недалеко от долины Дибанг, где нет никаких записей о поселении чутия в этой конкретной области, скорее они были распространены по всему Верхнему Ассаму (Жаксон 2008:30) ( Ачарья и Маханта 2019 :514).
  54. ^ «Дутта, Шристидхар, «Матаки и их королевство», стр.45» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 27 февраля 2021 года . Проверено 15 апреля 2020 г.
  55. ^ ( Патхак 2008 : 82)
  56. ^ Ханикар, Сурджья канта, Чутия Джаатир Итихах ару Луко-Санскрити.1991 , стр. 1991, с. 215.
  57. ^ «Перепись Индии 1901 года» . Бомбей: Правительство. Центральная пресса. 23 июня 1901 г. - из Интернет-архива.
  58. ^ «Ланги Панисия, первый борпхукан, был чутия по касте» ( Дутта 1985 :30)
  59. ^ Баруа, Гопал Чандра, Ахом Буранджи , стр.32.
  60. ^ « Чао-Тумлунг Боргохайн из семьи Тиура (тайское слово, обозначающее Чутия) » . Архивировано из оригинала 11 июня 2020 года . Проверено 11 июня 2020 г.
  61. ^ «Дутта, Шристидхар, «Матаки и их королевство», стр.30» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 27 февраля 2021 года . Проверено 15 апреля 2020 г.
  62. ^ «Часть барахи до сих пор представляется как барахи-чутия, из чего следует, что они были кланом или подразделением чутиев» ( Дутта 1985 :26)
  63. ^ Бакши, Шири Рам; Шарма, Сита Рам; Гаджрани, С. (23 июня 1998 г.). Современное политическое лидерство в Индии: Шарад Павар, наследие маратхов . Издательство АПХ. ISBN  9788176480086 . Архивировано из оригинала 2 сентября 2019 года . Проверено 16 августа 2019 г. - через Google Книги.
  64. ^ «Мизинг: коренное племя Ассама» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 24 июля 2020 г. Проверено 15 апреля 2020 г.
  65. ^ «Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии, 1880, стр.236» . 3 февраля 1880 года. Архивировано из оригинала 6 июля 2023 года . Проверено 14 марта 2023 г.
  66. ^ «Тайд, Д.Р. Переходная фаза аккультурации мишингов по отношению к ассамскому обществу в средневековый период Ассама , стр.36» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 16 июля 2020 года . Проверено 15 апреля 2020 г.
  67. ^ «Царь Чутии Нитипал подарил Паникамоли и Арован царю Ахома» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 28 июля 2020 г. Проверено 17 июня 2020 г.
  68. ^ Борборуа, Хитесвар (23 июня 1997 г.). «Ahomar Din Ed. 2nd» - из Интернет-архива.
  69. ^ Перейти обратно: а б Ханикар, Сурджьяканта (23 июня 1991 г.). «Чутия Джатир Итихас Ару Лока-санскрити, том 1, 2 изд. 1-е» - через Интернет-архив.
  70. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г «Чутия Буранджи» . 23 июня 2007 г. - через Интернет-архив.
  71. ^ «Санскритский словарь разговорного санскрита» . www.learnsanskrit.cc . Архивировано из оригинала 24 июня 2021 года . Проверено 23 июня 2021 г.
  72. ^ «Гамильтон Фрэнсис» . 23 июня 1940 г. - из Интернет-архива.
  73. ^ «Падмешвар Наобоича Пхукан, Ассам Буранджи, стр.30. Как упоминается в тексте, один из царей Ахома усыновил Мугу и Паата в своих королевских дворах, набрав около 1000 ткачей Муга из общины Чутия, что показывает важность Муги среди Чутиа » .
  74. ^ Фусте, покойный Дж.; Нигам, В.Н. (23 июня 2006 г.). Изучение географии поэтапно IV . Издательство Питамбар. ISBN  9788120906051 . Архивировано из оригинала 19 июня 2020 года . Проверено 19 июня 2020 г. - через Google Книги.
  75. ^ «Riha Redux на ассамских свадьбах» . thevoiceoffashion.com . Архивировано из оригинала 19 июня 2020 года . Проверено 19 июня 2020 г.
  76. ^ Мисра, Тилоттома (22 июля 2013 г.). Сварналата . Зубаан. ISBN  9789383074389 . Архивировано из оригинала 17 июня 2020 года . Проверено 17 июня 2020 г. - через Google Книги.
  77. ^ Дас, Шива Тош (23 июня 1987 г.). Образ жизни, Индейские племена: локационная практика . Издательство Гян. ISBN  9788121200585 . Архивировано из оригинала 17 июня 2020 года . Проверено 17 июня 2020 г. - через Google Книги.
  78. ^ «Риса на языке Димаса означает маленькая (са) ткань (ри). Хотя Риса теперь называется Димаса дхоти, она, возможно, также относилась к женской верхней одежде (более короткой). Сегодня женщины Димаса вместо этого рассматривают более длинную Риджхампхаи (грудь). до колена) в качестве верхней одежды» (PDF) . Архивировано (PDF) оригинала 24 февраля 2021 года . Проверено 14 июня 2020 г.
  79. ^ «Бала, Липика, Эволюция Рисы с особым упором на племена Трипури в Трипуре » (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 17 июня 2020 года . Проверено 17 июня 2020 г.
  80. ^ Барех, Гамлет (23 июня 2001 г.). Энциклопедия Северо-Восточной Индии: Трипура . Публикации Миттала. ISBN  9788170997955 . Архивировано из оригинала 22 июня 2020 года . Проверено 19 июня 2020 г. - через Google Книги.
  81. ^ «Слово для ткани — Ри , а для сундука — Риса » (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 31 октября 2016 г. Проверено 22 июня 2020 г.
  82. ^ Бармен, Рини. «Популярность мехела садора Ассама окутана историями утраченного разнообразия» . Прокрутка.в . Архивировано из оригинала 18 апреля 2020 года . Проверено 17 июня 2020 г.
  83. ^ Ханикар, С. Чутия Джаатир Итихакс Ару Луко-Санскрити, 1991, стр.387.
  84. ^ Ханикар, С. Чутия Джаатир Итихакс Ару Луко-Санскрити, 1991, стр.100.
  85. ^ « Тогда царь Чутия пожелал послать царю Ахома один зонтик с серебряными губами (Джапи), серебряные и золотые браслеты, золотую пиру, слона и двух ароанов». » ( PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 28 июля 2020 г. Проверено 17 июня 2020 г.
  86. ^ Маханта, С. Ассам Буранджи.DHAS, 1945, стр.10.
  87. ^ http://ignca.gov.in/Asi_data/72269.pdf. Архивировано 27 февраля 2021 г. в Wayback Machine Датта, С. Матакс и их королевство, 1985, стр.30.
  88. ^ «Дутта, Шристидхар, Матаки и их королевство , стр. 45. Мораны, борахи, качарисы и чутиа были основными племенами в общине матаков. Поскольку все они были бодо по происхождению, у них тоже был общий образ жизни. Они жили в совместных семьях Число членов совместной семьи иногда превышало сотню » (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 27 февраля 2021 года . Проверено 15 апреля 2020 г.
  89. ^ «Чутия Буранджи» . 23 июня 2007 г. - через Интернет-архив.

Библиография

[ редактировать ]
  • Баруа, С.Л. (1986), Всеобъемлющая история Ассама , Мунширам Манохарлал
  • Баруа, Сварналата (2007). Чутия Джатир Буранджи .
  • Бхаттачарджи, Дж. Б. (1992), «Формирование государства Качари (Димаса)», в Барпуджари, Гонконг (редактор), « Всеобъемлющая история Ассама» , том. 2, Гувахати: Издательский совет Ассама, стр. 391–397.
  • Бурагохайн, Ромеш (1988). Формирование государства Ахом в Ассаме: исследование факторов формирования государственного устройства в средневековой Северо-Восточной Индии (доктор философии). Университет Северо-Восточного Хилла. hdl : 10603/61119 .
  • Ачарья, Прартхана; Маханта, Сакунтала (2019). «Оценка жизнеспособности языка Деори: язык, находящийся под угрозой исчезновения». Языковая документация и сохранение . 13 : 514–544. hdl : 10125/24853 .
  • Гогои, Джахнави (2002). Аграрная система средневекового Ассама . Нью-Дели: Издательская компания Concept.
  • Гуха, Амаленду (декабрь 1983 г.), «Политическая система Ахома: исследование процесса формирования государства в средневековом Ассаме (1228–1714 гг.)» , Social Scientist , 11 (12): 3–34, doi : 10.2307/3516963 , JSTOR   3516963 , заархивировано из оригинала 6 июля. 2023 , получено 23 марта 2021 г.
  • Жаксон, Франсуа (2008). «Открытие Боро-Гаро» (PDF) . История аналитической и описательной лингвистической категории . Архивировано из оригинала (PDF) 3 августа 2019 года . Проверено 23 марта 2020 г.
  • Жаксон, Франсуа; ван Брейгель, Сейно (3 ноября 2017 г.). «Лингвистическая реконструкция прошлого: случай языков боро-гаро». Лингвистика Тибето-Бирманского региона . 40 (1): 90–122. дои : 10.1075/ltba.40.1.04van .
  • Кумар, Викрант; Басу, Дебашис; Редди, Б. Мохан (2004). «Генетическая гетерогенность в северо-восточной Индии: отражение племенно-кастового континуума в генетической структуре». Американский журнал биологии человека . 16 (3): 334–345. дои : 10.1002/ajhb.20027 . ПМИД   15101058 . S2CID   22571529 .
  • Патхак, Гуптаджит (2008), История Ассама и его графика , Mittal Publications
  • Шин, Джэ Ын (2020). «Нисхождение от демонов, восхождение к кшатриям: генеалогические претензии и политический процесс в досовременной Северо-Восточной Индии, Чутия и Димасы». Обзор экономической и социальной истории Индии . 57 (1): 49–75. дои : 10.1177/0019464619894134 . S2CID   213213265 .
  • Дутта, Шристидхар (1985), Матаки и их королевство , Аллахабад: Chugh Publications
  • Нат, Д. (2013), «Формирование государства в периферийных регионах: исследование Королевства Чутия в долине Брахмапутры», в Бхаттарчарджи, Дж. Б.; Сиемли, Дэвид Р. (ред.), Ранние государства в Северо-Восточной Индии , Дели: Regency Publications, стр. 24–49, ISBN  978-81-89233-86-0
  • Сарма, Бенудхар (1993), Манирам Деван , Гувахати: Манух Пракашан
  • Гамильтон, Фрэнсис (1940), Бхуян, Сурья Кумар (редактор), Отчет об Ассаме , Правительство Ассама
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b74b5982010514eccad022962e7fc707__1723503900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b7/07/b74b5982010514eccad022962e7fc707.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Chutia people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)