Триады (Григорий Палама)
Часть серии о |
Паламизм |
---|
![]() |
![]() |
Триады Григория Паламы представляют собой сборник из девяти трактатов под названием « Триады в защиту тех, кто практикует священное спокойствие », написанных Григорием Паламой в ответ на нападки Варлаама . Трактаты называются «Триады», потому что они были организованы как три набора по три трактата.
Фон
[ редактировать ]Исихазм привлек внимание Варлаама, принявшего восточное православие. [ 1 ] которые столкнулись с исихастами и услышали описания их практик во время посещения Афона ; он также читал сочинения Паламы, самого афонского монаха. Обученный западному схоластическому богословию, Варлаам был возмущен исихазмом и начал бороться с ним как устно, так и в своих сочинениях. Будучи частным преподавателем богословия в западно-схоластическом стиле, Варлаам предлагал более интеллектуальный и пропозициональный подход к познанию Бога, чем учили исихасты.
Со стороны исихастов полемику подхватил Палама, которого его собратья-монахи на Афоне попросили защитить исихазм от нападок Варлаама. Палама был хорошо образован в области греческой философии. Григорий написал ряд работ в его защиту и защищал исихазм на шести различных синодах в Константинополе, в конечном итоге одержав победу над его нападавшими на синоде 1351 года.
В начале 1341 года Григорий при поддержке монашеских общин Афона составил проект Агиорита. Хотя Палама не упоминает Варлаама по имени, работа явно нацелена на взгляды Варлаама. В ответ Варлаам составил проект «Против мессалиан», в котором впервые напал на Григория по имени. [ 2 ] Варлаам насмешливо называл исихастов омфалопсихами (людьми с душой в пупке) и обвинял их в ереси мессалианства , известного также как богомильство . на Востоке [ 3 ] [ 4 ] По словам Мейендорфа, Варлаам рассматривал «любое утверждение о реальном и сознательном переживании Бога как мессалианство». [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Варлаам также возражал против учения исихастов о нетварной природе света, опыт которого, как говорили, был целью исихастской практики, считая его еретическим и кощунственным . Исихасты утверждали, что он имеет божественное происхождение и тождественен свету , явленному ученикам Иисуса на горе Фавор во время Преображения . [ 8 ] Варлаам считал это учение о «нетварном свете» политеистическим, поскольку оно постулировало две вечные субстанции: видимого и невидимого Бога. Варлаам обвиняет использование Иисусовой молитвы как практику богомильства . [ 9 ]
В отличие от учения Паламы о том, что «слава Божия», явленная в различных эпизодах еврейского и христианского Писания (например, горящий куст, увиденный Моисеем , Свет на горе Фавор при Преображении ), на самом деле была нетварными Энергиями Бога ( т. е. благодать Божья), Варлаам считал, что они были сотворенными следствиями, потому что никакая часть Бога вообще не может быть непосредственно воспринята людьми. Православные интерпретировали его позицию как отрицание обновляющей силы Святого Духа , который, по словам различных восточно-православных гимнов, «сделал апостолов из рыбаков» (т. е. сделал святыми даже из необразованных людей). В своих антиисихастических произведениях Варлаам считал, что познание житейской мудрости необходимо для совершенствования монахов, и отрицал возможность видения божественной жизни. [ нужна ссылка ]
Триады
[ редактировать ]В ответ на нападки Варлаама Палама написал девять трактатов под названием «Триады в защиту тех, кто практикует священное спокойствие». Трактаты называются «Триады», потому что они были организованы как три набора по три трактата.
Триады писались в три этапа. Первая триада была написана во второй половине 1330-х годов и основана на личных беседах между Паламой и Варлаамом, хотя имя Варлаама ни разу не упоминается. [ 3 ]
В начале 1341 года Григорий при поддержке монашеских общин Афона составил проект Агиорита. Хотя Палама не упоминает Варлаама по имени, работа явно нацелена на взгляды Варлаама.
В ответ Варлаам составил проект «Против мессалиан», в котором впервые напал на Григория по имени. [ 2 ] Варлаам насмешливо называл исихастов омфалопсихами (людьми с душой в пупке) и обвинял их в ереси мессалианства , известного также как богомильство . на Востоке [ 3 ] [ 4 ] По словам Мейендорфа, Варлаам рассматривал «любое утверждение о реальном и сознательном переживании Бога как мессалианство». [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ]
Варлаам также возражал против учения исихастов о нетварной природе света, опыт которого, как говорили, был целью исихастской практики, считая его еретическим и кощунственным . Исихасты утверждали, что он имеет божественное происхождение и тождественен свету , явленному ученикам Иисуса на горе Фавор во время Преображения . [ 8 ] Варлаам считал это учение о «нетварном свете» политеистическим, поскольку оно постулировало две вечные субстанции: видимого и невидимого Бога. Варлаам обвиняет использование Иисусовой молитвы как практику богомильства . [ 9 ]
В третьей Триаде Палама опроверг обвинение Варлаама в мессалианстве, продемонстрировав, что исихасты не разделяли антисакраментализм мессалиан и не заявляли, что физически видят сущность Бога своими глазами. [ 5 ] По словам о. Джон Мейендорф: «Всю свою полемику Григорий Палама против Варлаама Калабрийца направляет на вопрос об эллинской мудрости, которую он считает главным источником ошибок Варлаама». [ 10 ]
Различие Сущности и Энергий
[ редактировать ]Обращаясь к вопросу о том, как возможно для человека познание трансцендентного и непознаваемого Бога , Палама проводил различие между познанием Бога в Его сущности (греч. ousia ) и познанием Бога в Его « энергиях » (греч. energeiai ). Он придерживался православного учения, согласно которому по-прежнему невозможно познать Бога в Его сущности (познать, кто есть Бог в Себе), но возможно познать Бога в Его энергиях (познать, что Бог делает и кем Он является по отношению к творению). и человечество), как Бог открывает Себя человечеству. При этом он сослался на каппадокийских отцов и других ранних христианских писателей и отцов церкви . [ нужна ссылка ]
В то время как критики его учения утверждают, что это вносит неприемлемое разделение в природу Бога, сторонники Паламы утверждают, что это различие не было новшеством, а фактически было введено в трудах каппадокийских отцов IV века . Григорий учил, что энергии и действия Бога не были сотворены . Он учил, что сущность Бога никогда не сможет быть познана его творением даже в следующей жизни, но что его нетварные энергии или действия могут быть познаны как в этой жизни, так и в следующей, и переданы исихасту в этой жизни и в следующей. праведный в следующей жизни истинное духовное познание Бога. В паламитском богословии именно нетварные энергии Бога освещают исихаста, удостоившегося переживания Нетварного Света. [ нужна ссылка ]
Табор Лайт
[ редактировать ]Григорий далее утверждал, что когда Петр , Иаков и Иоанн были свидетелями Преображения Иисуса на горе Фавор, они на самом деле видели нетварный свет Божий; и что другим возможно будет даровано увидеть тот же нетварный свет Божий с помощью определенных духовных дисциплин и созерцательной молитвы , хотя и не каким-либо автоматическим или механистическим образом. [ нужна ссылка ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ 9. Девятый Вселенский Собор 1341 г. осудил платонический мистицизм Варлаама Калабрийца, пришедшего с Запада как принявшего православие. Конечно, отказ от платонического типа мистики был традиционной практикой отцов. Но что отцов этого Собора было совершенно шокировано, так это заявление Варлаама о том, что Бог открывает Свою волю, создавая существа, которые можно увидеть и услышать, и которые Он передает обратно в небытие после того, как Его откровение было получено. Одним из этих предполагаемых существ был Ангел Самого Господа, явившийся Моисею в горящем кусте. Для Отцов Вселенских Соборов этим Ангелом является Сам нетварный Логос. Эта невероятная чушь Варлаама оказалась чушью самого Августина. (см., например, его «De Trinitate», книги A и B) и всей франко-латинской традиции до сегодняшнего дня» ( Джон С. Романидес, «Основные положения этого веб-сайта »).
- ^ Jump up to: а б «Григорий Палама: Исторический обзор» . Архивировано из оригинала 27 сентября 2011 г. Проверено 27 декабря 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с Святой Григорий Палама (1999). Диалог православного и варлаамитянина . Глобальное академическое издание. п. 3. ISBN 9781883058210 .
- ^ Jump up to: а б 1. Его учение о свете на горе Фавор, который, как он утверждал, был создан. 2. Его критика Иисусовой молитвы, которую он обвинял в том, что она является практикой богомилов; также обвинил его в непровозглашении Христа Богом. Григорий Палама: историческая хронология Приложение I: Хронология: Варлаам и соборы 1341 года от барона Мейендорфа «Monachos.net - Григорий Палама: историческая хронология» . Архивировано из оригинала 7 июня 2012 г. Проверено 20 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с Палама, святитель Григорий; Мейендорф, Джон (1983). Григорий Палама . Паулист Пресс. п. 4. ISBN 9780809124473 .
- ^ Jump up to: а б «обвинение Григория Паламы в мессалианстве» ( Антонио Кариле, Салоники как центр православного богословия - перспективы в сегодняшней Европе (Салоники, 2000, стр. 131–140), английский перевод предоставлен Апостоликами Диаконией Элладской Церкви ).
- ^ Jump up to: а б ЗАМЕЧАНИЯ О ПАЛАМИТСКОМ ПОЛОМИКЕ и СВЯЗАННЫХ С ТЕМАМИ Джона С. Романидиса. Греческий православный богословский обзор, том VI, номер 2, зима, 1960–61. Издано издательством Греческой православной богословской школы Святого Креста, Бруклин, Массачусетс. [1]
- ^ Jump up to: а б Парри (1999), с. 231
- ^ Jump up to: а б 1. Его учение о свете на горе Фавор, который, как он утверждал, был создан. 2. Его критика Иисусовой молитвы, которую он обвинял в том, что она является практикой богомилов; также обвинил его в непровозглашении Христа Богом. Григорий Палама: историческая хронология Приложение I: Хронология: Варлаам и соборы 1341 года от барона Мейендорфа «Monachos.net - Григорий Палама: историческая хронология» . Архивировано из оригинала 7 июня 2012 г. Проверено 20 июня 2012 г.
- ^ О. Джон Мейендорф. Византийское богословие: исторические тенденции и доктринальные темы 9 Издательство Фордхэмского университета; 2 издание, 1987 г., ISBN 978-0-8232-0967-5 ) http://www.pravlavnaolomouc.cz/ODK/CIOT/theo/mebyth.htm , по состоянию на 13 июня 2007 г.
Библиография
[ редактировать ]- Владимир Лосский Мистическое богословие Восточной Церкви, СВС Пресс, 1997. ( ISBN 0-913836-31-1 ) James Clarke & Co Ltd, 1991. ( ISBN 0-227-67919-9 ) Копировать онлайн
- Дэвид Брэдшоу Аристотель Восток и Запад: метафизика и разделение христианского мира Издательство Кембриджского университета, 2004 г. ISBN 0-521-82865-1 , ISBN 978-0-521-82865-9 [2]
- Ансталл, Хараламбос (2007). «Богословие юридического оправдания и изложение православного учения», « Пораженные Богом?» Ненасильственная идентификация и победа Христа» . Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс.
- Гросс, Жюль (2003). Обожествление христианина по мнению греческих отцов . А&С Пресс. ISBN 978-0-7363-1600-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Теория, молитва и знание, доктор М. К. Стинберг Оксфордский университет теологии и патристики
- «Православная психотерапия» митрополита Нафпактского Иерофея.
- Отрывок из книги Джона Мейендорфа «Византийское богословие, исторические тенденции и доктринальные темы».
- Частичный экземпляр главы В.Лосского «Мистическое богословие Восточной Церкви», посвящённой различению Сущности и Энергий.
- Отрывок из книги «Ненасильственное искупление и победа Христа» , 2007 г. Брэда Джерсака
- Восточное православие и теозис
- Теозис _in_the_Christian_West Ортодоксальная вики-статья
- Обожение
- Некоторые темы христианского мистицизма
- Обожение - онлайн-выпуск журнала Affirmation & Critique, полностью посвященный теме теозиса.
- Лютер и теозис Курта Э. Маркварта (Concordia Theological Quarterly, июль 2000 г.)
- Бог и человечество стали одной расой , НИКОЛАОС П. ВАССИЛИАДИС
- Причастники Божии автора Панайотис Христу
- Причастники Божественной природы Норман Рассел [ постоянная мертвая ссылка ]
- Международные конференции о святителе Григории Паламе (с тезисами)
- [3] К. Атанасопулос, 2015, Триединый Бог: непостижимый, но познаваемый — философское и богословское значение святого Григория Паламы для современной философии и теологии , Cambridge Scholars Publishing.
- [4] К. Афанасопулос, Введение к книге «Триединый Бог».
- [5] Константинос Атанасопулос и Кристоф Шнайдер, ред., «Божественная сущность и божественные энергии: экуменические размышления о присутствии Бога» , Джеймс Кларк и компания, 2013.