Кхам

Kham ( Tibetan : ཁམས་ , Уайли : хамс ; Китайский : 康 ; пиньинь : Кан ) — один из трёх традиционных тибетских регионов, остальные — Домей, также известный как Амдо на северо-востоке, и У-Цанг в центральном Тибете. Официальное название этого тибетского региона/провинции — Дотоэ ( тибетское : མདོ་སྟོད་ ). Коренных жителей Кхама зовут Кхампас ( по-тибетски : ཁམས་པ་ , Уайли : khams pa ), и управлялись на местном уровне вождями и монастырями. Кхам занимает территорию, распределенную по нескольким административным единицам провинциального уровня в современном Китае, большая часть которой находится в Тибетском автономном районе и Сычуани , а меньшие части расположены в Цинхае и Юньнани .
Густо заросшие травой равнины, слияние шести долин и четырех рек поддерживали независимые государства Кхам тибетских воинственных королевств вместе с тибетскими буддийскими монашескими центрами. [1] Первый торговый путь между Центральным Тибетом и Китаем проходил через Кхам. [2] Говорят, что Кхам послужил источником вдохновения для создания Шангри-Ла в романе Джеймса Хилтона. [3]
Поселившись на восточной границе Тибета в VII веке, король Сонгцен Гампо построил храмы вдоль восточной границы. В 1939 году восточная часть Кхама была официально признана провинцией Сикан . китайской [4]
География
[ редактировать ]

Кхам имеет пересеченную местность, характеризующуюся горными хребтами и ущельями, идущими с северо-запада на юго-восток и известными как горы Хэндуань . многочисленные реки, в том числе Меконг , Янцзы , река Ялонг и река Салуин Через Кхам протекают .
В рамках современного административного деления Китая Кхам включает в общей сложности 50 современных уездов , которые были включены в состав китайских провинций Сычуань (16 уездов), Юньнань (три уезда) и Цинхай (6 уездов), а также восточную часть. Тибетского автономного района (25 уездов).
Этнические группы
[ редактировать ]
Жители Кхама, Кхампы, — известные воины, известные своей меткостью и искусством верховой езды. [5] В источниках говорится, что многие кхампы в штатах Хор включают упоминание об их монгольском происхождении. [3]
Между народами Кхама и Лхасы существуют значительные различия в традициях и верованиях — даже во внешнем виде. Большинство жителей Кхама говорят на тибетском языке Кхамс, в то время как по крайней мере одна треть жителей являются носителями языков Кьянгик , семьи из двенадцати различных, но взаимосвязанных языков, которые не имеют тесного родства с тибетским Кхамсом. [ нужна ссылка ]
Будучи приграничным регионом, Кхам интегрировал и «тибетизировал» раннее монгольское и китайское население. [1] После вторжения Гушри-хана в Кхам в 1639 году монголы и племена Амдо переселились в этот регион. [3]
Кхампы известны своим огромным ростом. Мужчины кхампа в среднем имеют рост 180 см (5 футов 11 дюймов). [6] [7]
История
[ редактировать ]7-10 вв.
[ редактировать ]Династия Пугьял (или Ярлунг) Тибетской империи отправила войска на восток от Лхасы к Тибетскому нагорью , где они взаимодействовали с местными культурами и языками, чтобы основать восточный Тибет, или До Кхам («До», слияние рек и долины «Хам», граница). [1] Кхам традиционно назывался Чуши Гангдрук , то есть «Четыре реки и шесть хребтов» и «Четыре великие долины». [1] Ответственный за распространение буддизма в Тибете, король Сонгцен Гампо (годы правления 629–649) построил двенадцать храмов, «укрощающих границы» в Кхаме, а его четвертой жене Вэньчэн Гунчжу приписывают ввод в эксплуатацию буддийских сооружений во время путешествия через Кхам в 640–641 годах от нее. домой в Китай, в Центральный Тибет. [1]
В имперскую эпоху и Ньингма школа , и монастыри Бон были расположены, особенно в долине Ньяронг , среди скотоводческих и сельскохозяйственных государств, управляемых местными вождями, государств, в которые входили торговцы, а также монгольское и китайское население. [1] Известное тибетское буддийское искусство этой эпохи, датируемое 804 или 816 годом, включает резные каменные статуи Будды Вайрочаны . [1]
После борьбы за власть в середине 9 века Тибет разделился на независимые королевства. [8]
13-17 веков
[ редактировать ]Кхам не контролировался одним королем и оставался лоскутным одеялом из королевств, племен и вождеств, чья база власти постоянно менялась. Двойная система светского и буддийского государства сохранялась. [3] В 1270 году лама школы Сакья Тонстул, ученик Сакья Пандита , основал монастырь в Кхаме, в то время как монастыри Кагью и Сакья располагались на северных равнинах, включая Гондзё и Лингцанг. [1] который сопровождал более ранние монастыри Ньингма и Бон в Кхаме.
В 1639 году Гушри-хан , сторонник Далай-ламы, вторгся с монгольскими войсками и разгромил могущественного короля Бери в Кхаме. [3] В 1655 году Нгаванг Пунцок, ученик Далай-ламы, основал монастырь Гонсар, первый из 13 монастырей гелуг в штатах Хор при поддержке королевства Деге . [3] К 1677 году многие монастыри гелуг были построены, когда Пятый Далай-лама окончательно утвердил расположение Кхама на китайско-тибетской границе между Китаем и Тибетом, который затем воссоединился в Хошутском ханстве , в результате чего Кхам был приписан к власти Тибета. [1]
Основные независимые государства включали Чакла , Деге , Лингцанг , Нангчен и Лхаток . Другие важные государства включали Чамдо , Батанг , Мили и государства Хор.
18 век
[ редактировать ]
В 1717 году монгольское Джунгарское ханство вторглось в Тибет и другие регионы Азии. Китайская армия Цин также вторглась в джунгаров и разгромила их. Это привело к перекройке китайско-тибетской границы 1677 года, которая проходила по краю Тибетского нагорья. Линия границы изменилась либо в 1725, либо в 1726 году и прошла по реке Дри (река Цзиньша, Верхняя Янцзы ), а регион Кхам на восточном берегу стал владением Цин. [1] Там потомственным вождям были присвоены почетные титулы туси и они были обязаны сражаться вместе с армией Цин в других битвах между вождями Кхама. [1]
Ранее, в 1724 году, в пределах До Кхама была основана область Цинхай (Коконор). Восточные владения Кхам Цин позже были включены в состав соседних китайских провинций. [9] [ нужна проверка ]
19 век
[ редактировать ]
В 1837 году второстепенный вождь Гомпо Намгьял из Ньяронга в восточном Кхаме начал расширять свой контроль на региональном уровне и начал наступления на государства Хор , Литанг , Деге , Чакла и Батанг , став верховной силой в регионе. [1] [3] Китай направил войска против Намгьяла, которые потерпели поражение в 1849 году. [4] дополнительные войска не были отправлены. Китайские военные посты присутствовали на торговом пути, но «не имели никакой власти над местными вождями». [3] К 1862 году Намгьял заблокировал торговые пути из Китая в Центральный Тибет и отправил войска в Китай. [1]
Местные вожди обратились к правительствам Лхасы и Цин Маньчжурии за помощью против Намгьяла. Тибетские власти послали армию в 1863 году и разгромили Намгьяла, а затем убили его в его форте Ньяронг к 1865 году. Центральный Тибет восстановил свою власть над северными частями Кхама и учредил Управление Верховного комиссара Тибета для управления. [1] [4] Тибет также вернул себе Ньяронг, Деге и штаты Хор к северу от Ньяронга. Китай отозвал свои войска. [4] Похоже, он был принят маньчжурским императором Тунчжи . [10] [ нужна проверка ]
Затем, в 1896 году, цинский губернатор Сычуани попытался получить контроль над долиной Ньяронг во время военного нападения. После своего поражения Цин согласился на вывод китайских войск, и «территория была возвращена под прямое управление Лхасы». [11]
Начало 20 века
[ редактировать ]
С 1904 по 1911 год Китай решил восстановить свой контроль над ранее отступившей частью Кхама и продвинуться дальше в регион. [1] вскоре после вторжения в Тибет британской армии под командованием Фрэнсиса Янгхасбенда в 1904 году. [11] Британское вторжение встревожило правителей Цин в Китае, и они послали Фэнцюаня (鳳全) в Кхам, чтобы начать земельные реформы и сократить количество монахов. [4] Восстание против иностранцев и против Цин в Батанге привело к смерти Фэнцюаня, а китайские поля были сожжены. [1]
Затем Цин предпринял карательные кампании в Кхаме. [4] под командованием командующего маньчжурской армией Чжао Эрфэна , также губернатора Синина , где он получил прозвище «Мясник Кхама». [11] В 1905 или 1908 году [12] [13] Чжао начал казнить монахов [3] и разрушение многих монастырей в Кхаме и Амдо , осуществив раннюю «китаизацию» региона: [14]
Он упразднил полномочия тибетских местных лидеров и назначил на их место китайских судей. Он ввел новые законы, которые ограничивали число лам и лишали монастыри их светской власти, а также ввел в действие схемы обработки земли китайскими иммигрантами.Методы Чжао в Восточном Тибете неожиданно стали прообразом коммунистической политики почти полвека спустя. Они были направлены на истребление тибетского духовенства, освоение территории и заселение Тибетских нагорий бедняками из провинции Сычуань. Подобно более поздним китайским завоевателям, люди Чжао грабили и разрушали тибетские монастыри, плавили религиозные изображения и разрывали священные тексты, чтобы использовать их для выстилки подошв своих ботинок. Как и коммунисты позже, Чжао Эрфэн разработал всеобъемлющую схему по реконструкции Тибета, которая охватывала военную подготовку, мелиоративные работы, светское образование, торговлю и управление. [15]
После падения династии Цин Чжао был лишен своего поста и казнен революционным полководцем Инь Чанхэном .
За год до падения Цин назначенный Пекином амбань Чжун Ин вторгся в Лхасу вместе с китайской армией в феврале 1910 года. [11] с целью получить контроль над Тибетом и установить прямое китайское правление. [16] 13- й Далай-лама бежал в Британскую Индию и вернулся до того, как Китай капитулировал в письме амбаня Далай -ламе летом 1912 года. 13 февраля 1913 года Далай-лама провозгласил Тибет независимым государством и объявил о прекращении существования Тибета. исторические отношения «жреца-покровителя» между Тибетом и Китаем. [11] Амбань и китайская армия были изгнаны, а остальному китайскому населению было дано три года на уход.
К концу 1913 года Кхам и Амдо оставались в значительной степени оккупированными Китаем. Тибет предложил восстановить границу между Тибетом и Китаем по реке Дри во время конференции в Симле с Великобританией и Китаем, в то время как Великобритания ответила другим предложением, которое было парафировано, но не ратифицировано.
В 1917 году тибетская армия разгромила Китай в боях при Чамдо , к западу от реки Дри, которые были остановлены после того, как Великобритания отказалась продать Тибету дополнительное вооружение. [11]
Независимость Тибета и Китайская Республика
[ редактировать ]

Официальная позиция британского правительства заключалась в том, что оно не будет вмешиваться в отношения между Китаем и Тибетом и признает только фактическое правительство Китая в Тибете в то время. [17] В своей истории Тибета Белл писал, что «тибетцы были брошены на произвол китайской агрессии, агрессии, за которую в первую очередь ответственны британская военная экспедиция в Лхасу и последующее отступление [и последующий вакуум власти в Тибете]». [17]
В 1932 году соглашение, подписанное между китайским военачальником Лю Вэньхуэем и тибетскими войсками, официально закрепило раздел Кхама на два региона: Восточный Кхам, которым управляли китайские войска, и Западный Кхам, которым управлял Тибет. Восточный Кхам впоследствии стал фактической зоной контроля китайской провинции Сикан . Границей между восточным и западным Кхамом является Верхняя Янцзы – Дри Чу по-тибетски и Цзиньша Цзян соответственно по-китайски.
Тенпай Гьялцан, пятилетний кхампа, был выбран пятым Джамьянгом Хутукту в 1921 году. [18]
Семья Кхам Пандацанг возглавила восстание Кхамба против тибетского правительства в Лхасе в 1934 году. Гоминьдан обратился к кхампам, чьи отношения с правительством Далай - ламы в Лхасе сильно ухудшились. Революционный лидер Кхампы Пандацанг Рапга основал Партию улучшения Тибета, чтобы свергнуть тибетское правительство и создать Тибетскую Республику в составе Китая. Помимо использования Кхампы против тибетского правительства в Лхасе, китайский Гоминьдан также использовал их против коммунистов во время гражданской войны в Китае .
будет помогать трем дивизиям Кхампы Гоминьдан сформулировал план, согласно которому Панчен-лама противостоять коммунистам. [19]
Гоминьдановская разведка сообщила, что некоторые тибетские вожди туси и Кхампа Су Юнхэ контролируют 80-тысячное войско в Сычуани, Цинхае и Тибете. Они надеялись использовать их против коммунистической армии. [20]
Китайский Гоминьдан (националисты) также завербовал Хампа в свою армию. [21]
Китайский Гоминьдан также обратился к Кхампам за помощью в защите Сычуани от Японии во время Второй мировой войны, поскольку там располагалась временная столица. [22] Хан Цзясян — член Монгольско-Тибетской академии. [23]
300 «бандитов Кхампа» были зачислены в состав военной утешительной комиссии Гоминьдана в Сычуани, где они участвовали в усилиях центрального правительства Китая по проникновению и дестабилизации местных ханьских военачальников, таких как Лю Вэньхуэй. Китайское правительство стремилось осуществлять полный контроль над приграничными районами против полевых командиров. Силы Согласительной комиссии использовались для борьбы с коммунистической Красной Армией, но потерпели поражение, когда их религиозный лидер был схвачен коммунистическими силами. [24]
Правительство Китайской Республики также использовало торговцев Кхампа для организации секретных перевозок между разными местами. [25]
Кесанг Церинг был отправлен китайцами в Батанг, чтобы взять под свой контроль Сикан , где он сформировал местное правительство. Он был распространен там с целью распространения Принципа Трех Народов среди Кхампы. [26]
Китайская Народная Республика
[ редактировать ]В 1950 году, после поражения гоминьдановских правителей Китая от коммунистических сил в гражданской войне в Китае , Народно-освободительная армия вторглась в западный Кхам. Затем Западный Кхам был образован как отдельная Камдо. территория [ нужна ссылка ] Тем временем Сикан , включающий восточный Кхам, был присоединен к Сычуани в 1955 году. Граница между Сычуанью и Тибетским автономным районом осталась на реке Янцзы.
Известные люди
[ редактировать ]См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Янн Ронис, «Обзор исторической политики Кхама (Восточный Тибет)» , Университет Вирджинии.
- ^ «Кхам», http://mystictibettours.com/about-tibet/
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Ирина Гарри, «Расцвет пяти хорских государств Северного Кхама. Религия и политика на китайско-тибетском пограничье» , Études mongoles et sibériennes, centrasiatiques et tibétaines, № 51, 2020 г., опубликовано онлайн 9 декабря 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Юдру Цому, «Укрощение кхампасов: республиканское строительство Восточного Тибета», Modern China Journal, Vol. 39, № 3 (май 2013 г.), стр. 319–344.
- ^ «Галерея: Воины Кхампы» . Портфолио Генриха Харрера ограниченным тиражом . Проверено 10 февраля 2020 г.
- ^ Субба, Танк Бахадур (1999). Политика культуры: исследование трех общин кират в Восточных Гималаях . с восточными неграми. ISBN 978-81-250-1693-9 .
- ^ Пейссель, Мишель (1967). Мустанг: Затерянное тибетское королевство . Книга Фейт Индия. ISBN 978-81-7303-002-4 .
- ^ Ричардсон, Хью Э. (1984). Тибет и его история . Второе издание, исправленное и дополненное, с. 32. Шамбала. Бостон и Лондон. ISBN 0-87773-376-7 (pbk) «В конце концов соперничество знати привело к расколу в самой королевской семье. Ланг Дарма, последний из рода Сонг-цен Гампо, правивший всем Тибетом, умер в 842 году после короткое правление, в течение которого он преследовал буддизм почти до полного исчезновения. После его смерти двое маленьких детей были выставлены претендентами на трон, каждый из которых пользовался поддержкой разных партий знати. Затем Тибетское королевство распалось на ряд разобщенных княжеств. по большей части временно отступили от буддийской веры».
- ^ Штейн, Р.А. (1972) Тибетская цивилизация ; перевод Дж. Э. Стэплтона Драйвера, с. 88. Издательство Стэнфордского университета, Стэнфорд, Калифорния. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 (бумажный).
- ^ «Что такое Тибет? Факты и выдумки» . Проверено 2 марта 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Церинг Шакья, Тринадцатого Далай-ламы, Тубтен Гьяцо» , по состоянию на 11 мая 2021 г. « Сокровищница жизней
- ^ "Лайн МакМахон". Архивировано 16 июня 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Фоссье, Астрид (2004). «Индия от британцев до Неру: ключевой игрок в китайско-тибетском конфликте» . Париж.
- ^ «Центр тибетских парламентских и политических исследований» .
- ^ Хилтон, Изабель. (1999). Поиски Панчен-ламы . Викинг. Перепечатка: Книги Пингвина. (2000), с. 115. ISBN 0-14-024670-3 .
- ^ Смит 1996 , с. 175
- ^ Jump up to: а б Белл 1924 , с. 113
- ^ Лин 2010 , с. 61: «...и основал военный гарнизон.35 В 1921 году, когда пятилетний тибетец Кхампа Тенпай Гьялцан (он же Хуан Чжэнгуан) был признан и возведен на трон новым пятым Джамьянгом Хутукту, Лабранг остался под контролем семьи Ма. "
- ^ Лин 2010 , с. 117: «Одновременное предложение предполагало, что при поддержке нового Панчен-ламы и его окружения по крайней мере три армейские дивизии антикоммунистических тибетцев Кхампа могут быть собраны на юго-западе Китая».
- ^ Лин 2010 , с. xxi: «... (туси) с границы Сычуань-Цинхай; и Су Юнхэ, уроженец Кхампы-вождя из Нагчуки на границе Цинхай-Тибет. По данным националистической разведки, эти лидеры в общей сложности командовали около 80 000 нерегулярных формирований».
- ^ Лин 2010 , с. 60: «...реорганизация местной милиции, вербовка аборигенов Кхампа в националистические армии, а также укрепление налоговой и судебной систем.34 Сикан, однако, не был единственным центром внимания националистических границ»
- ^ Лин 2010 , с. 121: «Цинхай и Ганьсу, которые угрожали объединиться с японцами на раннем этапе войны; и контролировать Сикан и местных тибетцев Кхампа означало бы защитить всю Сычуань, штаб-квартиру националистов во время войны».
- ^ Лин 2010 , с. 33: «Его отчеты и телеграммы в Нанкин служили, пожалуй, самым надежным источником информации для Нанкина перед его окончательным крахом в 1949 году. Хань Цзясян, уроженец Кхампы, был старшим специалистом Монгольско-тибетской академии в…»
- ^ Лин 2010 , с. 52: «Отряд численностью около 300 солдат был организован и пополнен за счет набора в армию местных бандитов Кхампа. Отношения между Утешительной комиссией и Лю Вэньхуэем серьезно ухудшились в начале 1936 года, когда Норла Хутукту...»
- ^ Лин 2010 , с. 81: «Новая фирма по перевозке грузов, управляемая кхампа-тибетскими торговцами, но тайно поддерживаемая Чунцином, была соответственно создана в Дарцендо для управления маршрутом.35 Новый филиал Банка Китая был также открыт в Калимпонге на северо-востоке Индии. "
- ^ Лин 2010 , с. 27: «...и распространяя принцип трех народов Сунь Ятсена среди меньшинств Тибета и Кхампы, Кесанг Церинг основал полевой штаб в Батанге (Паань). Там он назначил свой собственный аппарат правительства провинции Сикан и издал ..."
Источники
[ редактировать ]- Белл, Чарльз Альфред (1924), Тибет, прошлое и настоящее , Оксфорд: Clarendon Press, ISBN 9788120810488
- Линь, Сяо-тин (2010), Этнические границы современного Китая: путешествие на Запад , Routledge, ISBN 978-1-136-92393-7
- Смит, Уоррен (1996), Тибетская нация: история тибетского национализма и китайско-тибетских отношений , Avalon Publishing, ISBN 978-0-8133-3155-3
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Андреас Грушке: Культурные памятники внешних провинций Тибета: Кхам , 3 тт. (на данный момент опубликовано 2), White Lotus Press, Бангкок, 2004 г. ISBN 974-480-049-6
- Эндрю Форбс и Дэвид Хенли, Древняя чайная конная дорога Китая . (Книги Cognoscenti, 2011), ISBN 9781300464860
- Огаста Молнар, Женщины Кхам Магар из Табанга (Катманду, Непал: Центр экономического развития и управления, Университет Трибхуван, 1981).
- Биргит ван де Видер, Забытые герои Тибета: история вооруженного сопротивления Тибета Китаю , 1-е изд. (Амберли Паблишинг Лимитед, 2010 г.), ISBN 9781848689855
- Дэвид Геллн, Сопротивление и государство: непальский опыт ( Нью-Йорк: Berghah Books, 2007), ISBN 9781845452162
- Дэвид Молк, Лев Сиддхов: Жизнь и учение Падампы Сангье (Шамбала, 2008 г.), ISBN 9781559398404
- Дуглас Виссинг, Пионер в Тибете: жизнь и опасности доктора Альберта Шелтона (St. Martin's Press, 2015), ISBN 9781466892248
- Эдвард А. Парми, Д.Т. Кэмпбелл и Р.А. Левин, Кхам и Амдо из Тибета (Файлы области человеческих отношений, 1972).
- Джордж Богл и Томас Мэннинг, Рассказы о миссии Джорджа Богла в Тибет: и о путешествии Томаса Мэннинга в Лхасу (Cambridge University Press, 2010), ISBN 9781108022552
- Куртис Р. Шеффер, Источники тибетской традиции (Нью-Йорк: издательство Колумбийского университета, 2013), ISBN 9780231509787
- Майкл Бакли, Тибет (Путеводитель Брэдта, 2012 г.), ISBN 9781841623825
- Памела Логан: Спасение Тибета. Необыкновенный поиск сокровищ священного искусства Тибета ( Tttle Publishing, 2002), ISBN 9780804834216
- Томас Лэрд: История Тибета: беседа с Далай-ламой , Grove Press, Нью-Йорк, ISBN 978-0-8021-1827-1
- Цепон Вангчук Дедон Шакабпа, Сто тысяч лун: продвинутая политическая история Тибета (Brill, 2009), ISBN 9789004177321
- Церинг Шакья, Дракон в стране снегов. История современного Тибета с 1947 года (Лондон: издательство Колумбийского университета, 1999), ISBN 0-14-019615-3
- Сюйю Ван, Последняя имперская граница Китая: поздняя экспансия Цин в тибетских приграничных районах Сычуани (Lexington Books, 2011), ISBN 9780739168097
- Юдру Цому, Возвышение Гёнпо Намгьяла в Кхаме: Слепой воин Ньяронга . (Лексингтонские книги, 2014 г.), ISBN 9780739177938
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Сеть Кхампа
- «Семь дней в беспрепятственном Тибете» , журнальная статья о путешествии по суше через Кхам.
30 ° 36'6,01 "с.ш. 96 ° 50'29,59" в.д. / 30,6016694 ° с.ш. 96,8415528 ° в.д.