Карьер Крезор
Расположение | |
---|---|
Расположение в Гвинеде | |
Расположение | возле Крузора |
Графство | Гвинед |
Страна | Уэльс , Великобритания |
Координаты | 52 ° 59'28 "N 4 ° 00'06" W / 52,9910 ° N 4,0016 ° W номер сетки SH626436 |
Производство | |
Продукты | Шифер |
Тип | Подземный карьер |
История | |
Открыто | 1846 |
Закрыто | Декабрь 1930 г. |
Карьер Croesor — большой подземный сланцевый рудник в Северном Уэльсе , который обслуживался трамваем Croesor . Мелкомасштабная добыча карьеров началась в 1846 году, а к 1861 году действовали две компании. Они объединились в 1865 году, через год после того, как карьер был соединен с недавно открытым трамваем Croesor . В опытно-конструкторские работы было вложено много денег, но объемы добытого полезного сланца были небольшими, составив всего 226 тонн в 1868 году. Доступ к подземным выработкам осуществлялся через единственную штольню, а поверхностная мельница приводилась в движение двумя водяными колесами . Смена владельца в 1875 году мало что сделала для повышения прибыльности карьера, и он закрылся в 1878 или 1882 году.
В 1895 году карьер вновь открылся под руководством Мозеса Келлоу, бесстрашного новатора, который приступил к модернизации методов и методов работы. Бригады из двух человек, работавшие на заводе, больше не были привязаны к бригаде из двух человек, работавшей под землей, что позволило заводу работать более эффективно. После испытаний с воздушными бурами он решил вместо этого электрифицировать мельницу, построив большую гидроэлектростанцию , которая вырабатывала трехфазный переменный ток , а не постоянный ток, рекомендованный британскими производителями. Он получил в Праге двигатели, которые использовались для привода лебедок и электровоза, первого работавшего в Уэльсе. Водяные колеса были дополнены колесами Пелтона, поставленными Гилбертом Гилксом из Кендала . Его величайшим изобретением была дрель Келлоу, гидравлическая дрель, на которую он получил шесть патентов в период с 1898 по 1915 год. Она могла просверлить отверстие глубиной 7,5 футов (2,3 м) в сланце менее чем за две минуты, что намного меньше, чем за день, необходимый для ручного использования. дрели. Вентиляция шахты осуществлялась вентилятором Гибала, размещенным в вентиляторной камере возле входа в штольню. Пиковая производительность под руководством Келлоу составляла от 5000 до 6000 тонн в год, хотя в последующие годы она снижалась, пока карьер не закрылся в 1930 году.
Камеры использовались компанией Cookes Explosives для хранения пороха с конца 1940-х до начала 1970-х годов. Это прекратилось, когда Центральное управление по производству электроэнергии узнало об этом и опасалось, что подземный взрыв повредит плотины гидроаккумулирующей электростанции Ффестиниог . Оба озера осушались до тех пор, пока не была удалена взрывчатка. Карьер разрабатывался на семи уровнях, но три ниже уровня штольни сейчас затоплены. Существовал подземный переход к близлежащему карьеру Росида , и «Через путешествие Кроэсора Росида» — хорошо известный, хотя и несколько опасный маршрут для горноразведчиков.
История
[ редактировать ]Сланец добывался в небольших масштабах в Крузоре примерно с 1840 года, и вскоре после этого была основана компания Croicer Valley & Portmadoc Freehold Slate Company Ltd, но просуществовала она недолго. [ 1 ]
Ранняя фаза
[ редактировать ]К 1861 году над сланцем работали две компании: Croesor Fawr Slate Quarrying Company Ltd и Upper Croesor Slate Quarry Company Ltd. Между ними было тесное сотрудничество, так как в 1865 году компания Upper позволила компании Fawr сбрасывать сланцевые отходы на свои предприятия. землю, и в следующем году они объединились. В то же время была создана Croesor United Slate Company Ltd с оборотным капиталом в 160 000 фунтов стерлингов и договором аренды на поиск сланца на ферме Croesor Fawr. Они также взяли на себя аренду, принадлежащую компании Upper. Хью Бивер Робертс возглавил новую компанию, а Хью Ансуорт Маккай — компанию Upper. Оба мужчины были директорами железной дороги Крезор и Порт-Мадок, фактически нижней части трамвая Крезор ниже склона Каррег-Хиллдрема. Управляющим директором новой компании стал Джеймс Уятт, бывший агент карьера Пенрин , недалеко от Бетесды . После 30 июня 1867 года председателем стал Т. Х. Вятт, а менеджером и секретарем стал Маккай. [ 1 ]
компания Beaumont, Appleby & Ashwell Между 1868 и 1869 годами лондонская работала над контрактом на прокладку шахт и туннелей. Найденный камень был низкого качества, но в надежде, что сланцевая жила «прибыльного качества» еще может быть найдена, директора выпустили долговые обязательства , чтобы собрать дополнительные деньги для финансирования 110 человек, которые участвовали в разработке. полосу твердого кремня Продвижение под землей было медленным, так как наткнулся на . На смену Бомонту, Эпплби и Эшвеллу пришла компания Machine Tunneling Company, а в июне 1872 года - компания Diamond Rock-Rolling Company. Работа была затруднена из-за того, что вода текла в шахту быстрее, чем ее можно было откачать, и в 1873 году акционеры отказались выдавать больше денег. Директора решили ликвидировать компанию и создать компанию Croesor Slate Company, чтобы взять на себя управление ею. Однако оборудование было демонтировано, и в апреле и июле 1875 года были предприняты попытки продать карьер. Из-за такого большого объема подготовительных работ и небольшого количества породы хорошего качества это предприятие было нерентабельным. В 1868 году себестоимость производства сланца была в девять раз выше, чем в карьере Пенрин, и тогда как они производили 9000 тонн в месяц, Кроезор производил только 226 тонн. [ 2 ]
В декабре 1875 года Croesor New Slate Company Ltd взяла на себя работы, восемь коттеджей для карьеристов, мастерские и уклон, который соединял карьер с трамваем Croesor и, следовательно, с сланцевыми пристанями в Портмадоге . Их оборотный капитал составлял 45 000 фунтов стерлингов, но, несмотря на опыт Томаса Уильямса, нового менеджера, ранее управлявшего карьером Пенрин, компания потерпела крах. Дата неизвестна, поскольку Бойд цитирует декабрь 1882 года: [ 3 ] а Ричардс цитирует 1878 год. [ 4 ]
До открытия трамвая Croesor шифер возили на лошадях и телегах на станцию Пенриндеудрает на Ффестиниогской железной дороге . Чтобы улучшить транспортное сообщение, карьерная компания построила длинную прямую дорогу, которая сейчас является частью автомагистрали A4085, к югу от Гаррега. Когда в 1864 году открылся трамвай Croesor, от карьера до дна долины был построен длинный уклон, а железнодорожные перевозки снизили транспортные расходы с 7 шиллингов 10,5 пенсов (39 пенсов) за тонну до 2 шиллингов 6,5 пенсов (12,5 пенсов). Мельница была построена в начале 1860-х годов и приводилась в движение водяным колесом диаметром 28 футов (8,5 м) , которое приводило в движение около 12 шиферных пил. В 1866 году мельницу расширили, чтобы поставить еще 12 или 14 пил. Энергия поступала от другого водяного колеса, построенного под землей и питавшегося от отводящего канала первого колеса. Его диаметр составлял 39 футов (12 м), а резервную мощность обеспечивал паровой двигатель мощностью 13 л.с. (9,7 кВт). Под полом располагались валы для оборудования, а также трамвай для грузовиков для вывоза отходов резки. [ 4 ] В объявлении о продаже от 1874 года указывалось, что помимо распиловочных столов здесь также были строгальные столы, машины для обработки шифера, два паровоза мощностью 12 л.с. (8,9 кВт) и конюшни. [ 5 ] Локомотивы представляли собой 0-4-0 VB вертикальные танковые двигатели с вертикальными цилиндрами, производства De Winton из Caernarfon . Один из них позже был продан компании Coedmadoc Slate Company из Нантле . [ 6 ]
Поздняя фаза
[ редактировать ]Подробности следующего периода отрывочны, хотя Бойд утверждает, что карьер был куплен С. Папой Лланбедрским 7 июля 1883 года и стал частью компании Parc & Croesor Slate Quarries Company Ltd, которая была образована 21 августа 1895 года. Парковый карьер, который находился недалеко от склонов Гаррег Хиллдрем, ниже по долине Крезор, [ 7 ] аранжировал Мозес Келлоу, [ 8 ] чей дядя, Джозеф Келлоу, некоторое время был агентом и инженером карьера Конлог в 1870-х годах. [ 9 ] Карьером в течение многих лет управлял Томас Уильямс из Брина, Кроезор, а Келлоу женился на дочери Уильямса Нелл в 1892 году. Уильямс умер примерно в 1895 году, и Келлоу взял на себя управление карьером, имея планы вновь открыть его на некоторое время. годы. Карьер Парка изготовил сланцевый гребень, и объединение было сделано таким образом, чтобы вместо того, чтобы снабжать гребень сланцем из других карьеров, он мог снабжать его сланцем из своего собственного карьера. [ 10 ]
Келлоу был известен как «бесстрашный новатор» и приступил к модернизации карьера. [ 11 ] Первая проблема, с которой он столкнулся, заключалась в том, что карьер ниже уровня главной штольни заполнился водой за 17 лет, пока он был закрыт. Двенадцать камер были погружены в воду, и было два отстойника, каждый из которых содержал около 4,5 миллионов британских галлонов (20 мл) воды. Местное мнение заключалось в том, что необходимо прорубить новый туннель на уровне самой нижней камеры, а лондонский инженер подсчитал, что насосы-пульсометры смогут опорожнить его примерно за шесть месяцев. Поскольку рельсы на главном склоне, ведущем к нижним камерам, все еще были на месте, Келлоу установил на платформу большой центробежный насос, который он опускал по рельсам, когда уровень воды падал. Он мог перекачивать 340 000 британских галлонов (1,5 мл) в час, и он осушил весь карьер примерно за неделю. Его нововведение также касалось методов работы. [ 12 ] Традиционно на валлийских сланцевых рудниках работали команды из четырех человек, состоящие из двух горняков, которые работали в подземных камерах, и двух заводчиков, которые обрабатывали сланцевые блоки, добытые горняками. Келлоу представил новую систему, при которой бригады каменщиков из двух человек поставляли слябы на завод, где работали независимые бригады из двух человек, которым слябы распределялись путем голосования. Это позволило заводу большую часть времени работать на полную мощность. [ 13 ] при этом производительность выросла на 25 процентов в первый месяц после его введения. Первоначальное сопротивление со стороны карьеристов было преодолено, поскольку они увидели, что их заработная плата значительно выросла. [ 14 ]
Компания Kellow представила буровые установки, работающие на сжатом воздухе , которые питались от небольшого компрессора с водяным приводом, расположенного у подножия склона, ведущего к близлежащему карьеру Росидд . Он также решил построить штольню на нижнем уровне и начал работы над ней с использованием новых пневматических буров. Был построен участок уклона, который будет использоваться для противовеса грузовикам, вывозящим грунт, но штольня не была завершена. [ 15 ] Водяные колеса были дополнены колесами Пелтона , и Келлоу в 1911 году описал четыре турбины высокого давления мощностью 500 л.с. (370 кВт). Вода для питания турбин была получена из двух резервуаров: один расположен на высоте 1460 футов (450 м) над уровнем моря и занимает площадь 12 акров (4,9 га), а второй - 5 акров (2,0 га) на высоте 1650 футов (500 м). Вода также была взята из природного озера площадью 6 акров (2,4 га) на высоте 1750 футов (530 м). [ 16 ]
Электрификация
[ редактировать ]После первых экспериментов с электричеством в конце 1890-х гг. [ 11 ] Келлоу запланировал электрификацию карьера в 1901 году. Используя водохранилище в долине Кум-Фоел, расположенное на высоте 1460 футов (450 м) над уровнем моря, и разместив электростанцию у подножия склона, ведущего к карьеру, он получил напор высотой 860 футов (260 м) для привода его больших гидроэлектрических турбин. Стандартной британской практикой в то время было использование для таких работ постоянного тока напряжением 550 В , но Келлоу считал, что это слишком высокое напряжение для подземного распределения, а стоимость прокладки кабелей для системы более низкого напряжения была непомерно высокой. Он нашел упоминания о новой системе трехфазного переменного тока , но не смог найти британских производителей, которые сочли бы ее разумной или которые изготовили бы оборудование для работы с ней. В 1902 году он подготовил полную спецификацию трехфазной электростанции и совершил поездку по Европе, разговаривая с производителями электротехники, которые, как он обнаружил, больше поддерживали его планы. Он купил оборудование у Колбен и компания» пражской компании « . Он состоял из генератора переменного тока мощностью 250 кВА, который он соединял с импульсным колесом Пелтона мощностью 375 л.с. турбина . Отдельная импульсная турбина мощностью 25 л.с. питала цепь возбудителя , обеспечивая хорошую регулировку напряжения, а также давала достаточно запасной энергии для освещения и обогрева его дома. Электроэнергия вырабатывалась при напряжении чуть ниже 3000 вольт и трансформировалась до 220 вольт между фазами в точке использования. [ 17 ]
Карьер освещался электричеством с помощью дуговых ламп мощностью 2000 свечей , а также были установлены реверсивные лебедки, приводимые в движение двигателями мощностью 10 л.с. (7,5 кВт). Они могли поднимать 3-тонные блоки при погрузке на грузовики и имели высокоскоростной режим, который использовался при перетаскивании блоков по полу. Для перевозки грузовиков по главной штольне он представил горный локомотив мощностью 30 л.с. (22 кВт), первый электровоз, работавший в Уэльсе. [ 11 ] Это была четырехколесная конструкция, получавшая энергию от воздушного провода, и, как полагают, она была построена в карьерных мастерских. [ 6 ] Колеса Пелтона были поставлены компанией Gilbert Gilkes and Company Ltd из Кендала , как и те, которые дополняли водяные колеса. [ 18 ]
Инновации
[ редактировать ]Среди других инноваций — изобретенный им новый тип строгального станка, который работал в шесть-десять раз быстрее, чем традиционные конструкции. Удаление воды из шахты было улучшено за счет установки центробежных насосов , способных перекачивать 400 британских галлонов (1800 л) в минуту. Производительность была повышена за счет замены ручных дрелей другим изобретением Келлоу. Его дрель Келлоу использовала воду под высоким давлением, не производила пыли и могла пробурить скважину длиной 7,5 футов (2,3 м) менее чем за две минуты вместо десяти часов, необходимых при использовании ручной дрели. [ 11 ] В то время во многих карьерах внедрялись ударные буры, приводимые в движение сжатым воздухом, но Келоу не любил их, потому что они были очень шумными, создавали облака пыли и были неудобны для людей, которым приходилось использовать их в течение длительного времени. Его сверло представляло собой спиральное сверло , похожее на те, что используются для сверления дерева или металла. Чтобы удержать его на поверхности скалы, были просверлены два небольших отверстия глубиной 2,5 дюйма (6,4 см), в которые были вставлены два стержня бура и раздвинуты домкратом, чтобы закрепить его. Бур приводился в движение небольшим колесом Пелтона, в которое подавалась вода под давлением 500 фунтов на квадратный дюйм (34 бар), что эквивалентно напору в 1100 футов (340 м). Он получил патент на конструкцию в 1898 году, когда он представил буры в карьере. Буры по-прежнему работали шумно и сбрасывали в карьер отработанную воду, обычно 400 британских галлонов (1800 л) за 90 секунд, необходимые для бурения скважины. [ 19 ]
Позже Келлоу сотрудничал с Гилбертом Гилксом над усовершенствованием конструкции своих сверл, а позже Гилкс стал директором компании Kellow Rock Drill Syndicate Ltd, основанной в 1908 году, но они расстались, потому что Гилкс считал, что Келлоу был слишком перфекционистом и не желал прислушайтесь к советам специалиста в области турбин. Следующий патент Келлоу, полученный в 1906 году, включал рециркуляцию воды, которая подавалась по внутренней гибкой трубе диаметром 3 дюйма (7,6 см), проходящей через середину внешней трубы диаметром 5 дюймов (13 см), по которой отработанная вода вода была возвращена в отстойник, из которого подавалась буровая установка. Несмотря на сложность шланга, соединения, скреплявшие его длины, были водонепроницаемыми при давлении до 900 фунтов на квадратный дюйм (62 бара). Новый дизайн также был намного тише старого. Затем он изменил конструкцию долота, в котором использовалась сменная D-образная фреза, что значительно упростило его изготовление, чем спиральное сверло, и это было защищено патентом, полученным в 1910 году. Через сверло пропускали немного воды для смазки и охлаждения сверла. режущие поверхности. Еще два патента 1914 года касались улучшенной коробки передач и модернизированной двухступенчатой реактивной турбины, а еще один патент 1915 года касался улучшенного подающего цилиндра. Это обеспечивало переднюю тягу бурового долота, обычно от 2 до 3 тонн при бурении сланца, хотя при испытаниях на граните использовалось до 20 тонн. Для более ранних дрелей данных нет, но для более поздних турбина работала со скоростью 5000 об/мин, а дрель — со скоростью 250 об/мин. [ 20 ]
Синдикат Kellow Rock Drill превратил первоначальную сланцевую мельницу, построенную в 1861 году, в мастерскую под названием Keldril Works, где производились сверла. Он был размером примерно 55 на 45 футов (17 на 14 м), но сгорел между 1910 и 1912 годами. Страховая компания списала технику, так как на нее упала крыша, но впоследствии всю ее удалось спасти из-под обломков. Часть из них была перевезена в старый слесарный цех, а часть — на электростанцию в Бленкуме, где она продолжала использоваться до закрытия карьера в 1930 году. [ 21 ]
Повторное использование для хранения
[ редактировать ]После окончания Второй мировой войны карьер эксплуатировался местной фирмой Cookes Explosive, базирующейся в Пенриндеудрате , которая использовала подземные камеры для хранения взрывчатых веществ, в основном топлива. [ 22 ] В штольне работали три 4-колесных тепловоза Ruston & Hornsby , построенные в 1939 и 1941 годах и подержанные. Два из них были списаны или проданы к 1955 году, дата списания третьего неизвестна. [ 23 ] Несколько зданий были построены на сортировочной площадке в дальнем конце штольни, а массивная лебедка частично блокировала доступ к склону на верхние уровни. [ 24 ] В 1971 году Центральное управление по производству электроэнергии (CEGB), операторы гидроаккумулирующей электростанции Ффестиниог , узнало об этом использовании и подсчитало, что в случае взрыва под землей любая из двух их плотин может быть повреждена. Поэтому они осушили оба резервуара, и Кукс начал вывозить около 250 тонн взрывчатки в неделю, которые доставлялись в Пенриндеудрает или по железной дороге от железнодорожной станции Блаэнау-Фестиниог на различные другие нобелевские предприятия ICI в Соединенном Королевстве. [ 22 ]
Электростанция Бленкум продолжала работать после закрытия карьера, поставляя электроэнергию в национальную сеть до 1950-х годов, когда она была закрыта. Плотина на Ллин Кум-и-Фоел была прорвана, большая часть трубопровода была демонтирована, и здание превратилось в центр развлечений на открытом воздухе. В 1999 году компания National Power Hydro отремонтировала его в рамках проекта стоимостью 1 миллион фунтов стерлингов, который включал строительство нового подземного трубопровода от водохранилища и подземных кабелей для подключения его к национальной сети. Он способен вырабатывать 500 кВт, и работы проводились в рамках правительственной программы возобновляемой энергетики . Электростанция была официально открыта местным депутатом Элфином Ллуидом 26 ноября 1999 года. [ 25 ]
В начале 1970-х годов карьер был приобретен компанией Ffestiniog Slate Company с целью вновь открыть его в качестве действующего сланцевого рудника. Разрешение на строительство не было получено, и в конце 1970-х годов большая часть оставшейся инфраструктуры шахты была вывезена для использования в карьере Окли , также принадлежавшем компании Ffestiniog Slate Company. [ нужна ссылка ]
Текущие условия
[ редактировать ]Кроезор соединен с близлежащим карьером Росидд туннелем, который был построен для облегчения геодезических работ и разрешения пограничных споров. За исключением камеры 1 «Восток», огромной камеры с обрушившейся крышей, большая часть доступной шахты находится в удовлетворительном состоянии. [ 26 ] Ниже уровня штольни шахта затоплена и недоступна. [ 24 ] Несмотря на серию обвалов, особенно в карьере Росидд, подземное путешествие от Крусора до Росида все еще возможно и считается классическим путешествием для горноразведчиков. Он известен как «Путешествие Крёзора – Росида». Установлены фиксированные веревки, самодельные подвесные мосты, тросы и надувные лодки, которые позволяют совершить путешествие с комфортом, хотя и не обязательно в безопасности. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
Геология
[ редактировать ]В регионе Ффестиниог есть пять основных сланцевых жил, которые находятся на вершине толстого слоя полевошпатового порфира , называемого «ловушкой Гланипулла». Вены — это новая или глубокая вена, старая вена, малая вена, задняя вена и северная вена. В Крезоре доступна Старая вена, которая падает вниз под углом около 27 градусов. Его ширина составляет около 120 футов (37 м) под прямым углом к плоскости напластования и более 330 футов (100 м) по горизонтали. [ 16 ]
Описание
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2020 г. ) |
Основная штольня была относительно большой и имела длину 440 ярдов (400 м), ведущую к подземной сортировочной зоне. Вертикальная шахта, прорезанная вниз через скалу наверху, частично по длине входит в штольню. [ 24 ] Карьер разрабатывался на семи этажах, обозначенных как D Up, C Up, B Up, A, B Down, C Down и D Down, работая сверху вниз, причем этаж A находился на том же уровне, что и основная штольня. Этажи B Up и D Up были соединены уклоном, который поднимался от уровня A. Второй уклон спускался на этажи B Down и C Down, а отдельный уклон соединял этажи C и D Down. [ 29 ] С момента закрытия камеры ниже уровня А, для которых нет естественного дренажа, постепенно затопились, и уровень воды достиг уровня основной штольни. Когда камеры использовались для хранения взрывчатки, для размещения подъемной лебедки было уложено большое количество каменной кладки, что затрудняло доступ по склону на верхние этажи. [ 24 ]
Необычные особенности
[ редактировать ]Croesor выделяется среди валлийских сланцевых карьеров тем, что он почти полностью находится под землей, без каких-либо значительных наземных выработок. Это было редкостью из-за широкого использования принудительной вентиляции вместо более распространенной естественной вентиляции, используемой в большинстве сланцевых шахт. При этом также образовывалось относительно небольшое количество внешних отходов по сравнению с объемом произведенных готовых сланцев; в основном это было достигнуто за счет обратной засыпки подземных камер отходами после того, как они были исчерпаны. [ 29 ]
Операция
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2020 г. ) |
Производство в первые годы было довольно низким, но после нововведений Келлоу оно составляло от 5000 до 6000 тонн в год, но затем снижалось, пока карьер не закрылся. На пике своего развития здесь работало около 300 мужчин, из которых около 70 оставались в казармах. Была использована принудительная вентиляция , а возле входа в штольню построена большая вентиляторная. В нем находился вентилятор Гибала, хотя Ричардс описал его как вентилятор Гибла, а также проводились эксперименты с вентиляцией струей воды с использованием вертикальной шахты между камерами и склоном холма. [ 30 ] Вентилятор Guibal был запатентован в Бельгии компанией Guibal в 1862 году, а его спиральный корпус, окружающий лопасти вентилятора, значительно превосходил предыдущие конструкции вентиляторов открытого типа. Такие вентиляторы широко использовались для вентиляции шахт по всей Великобритании. [ 31 ]
Транспорт
[ редактировать ]Продукция карьера доставлялась из ) , гавани в Портмадога (иногда называемого Портмадоком устье реки Гласлин . В 1865 году был построен трамвай Croesor , который соединил различные карьеры Cwm Croesor (включая карьер Croesor) с Портмадоком, что облегчило транспортировку.
Библиография
[ редактировать ]- Бойд, Джеймс (1972). Узкоколейные железные дороги в Южном Кернарвоншире . Оквуд Пресс.
- Брэдли, виджей; Хиндли, П., ред. (1968). Промышленные и независимые локомотивы и железные дороги Северного Уэльса . Бирмингемский локомотивный клуб.
- ФРС (1971). «Темы Гвинеда». Железнодорожный журнал Ffestiniog (54: Осень). Железнодорожное общество Фестиниога.
- Хэнкок, Селия (2006). Сланцевый карьер Конлог . Публикации Адита. ISBN 978-0-9522979-4-9 .
- Келлоу, Моисей (февраль 1911 г.). Парк и карьеры Крезора . Газета по торговле шифером.
- Келлоу, Моисей (2015). Вудхед, Кэти (ред.). Автобиография управляющего карьером Крезора . Публикации Делфрина. ISBN 978-0-9561469-9-1 .
- Линдси, Джин (1974). История сланцевой промышленности Северного Уэльса . Дэвид и Чарльз. ISBN 978-0-7153-6265-5 .
- Молдинг, Майлз (2 июля 2006 г.). Кроезор Росидд - Сквозное путешествие (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 7 февраля 2012 года.
- Ричардс, Алан Джон (1991). Справочник сланцевой промышленности Уэльса . Каррег Гвальч Пресс. ISBN 978-0-86381-196-8 .
- Ричардс, Алан Джон (1999). Сланцевые регионы Северного и Среднего Уэльса . Каррег Гвальч Пресс. ISBN 978-0-86381-552-2 .
- Уоллес, Энтони (1988). Сент-Клер: Опыт угольного города девятнадцатого века в условиях подверженной стихийным бедствиям промышленности . Издательство Корнельского университета. ISBN 978-0-8014-9900-5 .
- Уивер, Родни (август 1978 г.). Келлоу Дрель (PDF) . Адит сейчас.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Бойд 1972 , стр. 93–94.
- ^ Бойд 1972 , стр. 94–95.
- ^ Бойд 1972 , с. 95.
- ^ Jump up to: а б Ричардс 1991 , с. 111
- ^ Линдси 1974 , с. 153.
- ^ Jump up to: а б Брэдли и Хиндли 1968 , с. 42
- ^ Бойд 1972 , стр. 93, 95.
- ^ Линдси 1974 , с. 161.
- ^ Хэнкок 2006 , стр. 7–8.
- ^ Келлоу 2015 , стр. 18–19.
- ^ Jump up to: а б с д Линдси 1974 , с. 162
- ^ Келлоу 2015 , с. 19.
- ^ Уивер 1978 , с. 1.
- ^ Келлоу 2015 , с. 20.
- ^ Ричардс 1991 , стр. 111–112.
- ^ Jump up to: а б Келлоу 1911 г.
- ^ Келлоу 2015 , стр. 20–21.
- ^ Уивер 1978 , с. 2.
- ^ Уивер 1978 , стр. 1–2.
- ^ Уивер 1978 , стр. 2–3.
- ^ Уивер 1978 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б ФРС 1971 г. , с. 16
- ^ Брэдли и Хиндли 1968 , с. 34.
- ^ Jump up to: а б с д Ричардс 1999 , с. 138.
- ^ «Возрождение исторической электростанции Северного Уэльса» . Бесплатная библиотека. 26 ноября 1999 года . Проверено 1 апреля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Молдинг 2006г.
- ^ «Комната ужасов» . Приключения по всему миру. Сентябрь 2008 г. Архивировано из оригинала 22 августа 2012 г. Проверено 1 апреля 2013 г.
- ^ «Путешествие Крузора Росида» . ukBouldering.com. 2 июня 2002 г. Архивировано из оригинала 7 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Ричардс 1999 , с. 137.
- ^ Ричардс 1999 , стр. 137–138.
- ^ Уоллес 1988 , с. 45.