Проблема с баром Эль-Фарол
Проблема с баром Эль-Фарола — это задача теории игр . Каждый четверг вечером определенное количество людей хочет развлечься в баре El Farol, если только там не слишком многолюдно.
- Если в бар пойдут менее 60% населения, им всем будет веселее, чем если бы они остались дома.
- Если более 60% населения пойдет в бар, им всем будет меньше удовольствия, чем если бы они остались дома.
Каждый должен одновременно решить , идти ему или нет, не зная о выборе других.
Парадоксально, но если каждый использует детерминированную чистую стратегию , которая является симметричной (одна и та же стратегия для всех игроков), она гарантированно потерпит неудачу, какой бы она ни была. Если стратегия предполагает, что там не будет многолюдно, все пойдут, и, следовательно, там будет многолюдно; но если стратегия предполагает, что там будет многолюдно, никто не пойдет, и, следовательно, там не будет многолюдно, но опять-таки никому не будет весело. Больший успех возможен при использовании вероятностной смешанной стратегии . Для одноэтапной задачи «Бар Эль-Фарол» существует уникальная симметричная смешанная стратегия равновесия Нэша , в которой все игроки решают пойти в бар с определенной вероятностью, определяемой в зависимости от количества игроков, порога переполненности и относительной полезности. похода в переполненный или пустой бар по сравнению с пребыванием дома. Существуют также множественные равновесия Нэша, в которых один или несколько игроков используют чистую стратегию, но эти равновесия не симметричны. [1] Несколько вариантов рассматриваются в «Развитие теории игр» книге Герберта Гинтиса . [2]
В некоторых вариантах задачи игрокам разрешается общаться, прежде чем они решат пойти в бар. Однако они не обязаны говорить правду.
Названная в честь бара в Санта-Фе, штат Нью-Мексико , проблема была создана в 1994 году Брайаном Артуром . Однако под другим названием проблема была сформулирована и динамически решена шестью годами ранее Б. А. Губерманом и Т. Хоггом. [3]
Игра меньшинства
[ редактировать ]Вариантом является « Игра меньшинства», предложенная И-Чэн Чжаном и Дэмьеном Шалле из Фрибурского университета . [4] Каждый из нечетного числа игроков должен сделать бинарный выбор независимо на каждом ходу, и победителями становятся те игроки, которые в конечном итоге оказываются на стороне меньшинства. Как и в задаче Эль-Фарола Бара, ни одна (симметричная) детерминированная стратегия не может обеспечить равновесие, но для смешанных стратегий существует уникальное симметричное равновесие Нэша (каждый игрок делает выбор с вероятностью 50%), а также несколько асимметричных равновесий.
Многоэтапная совместная игра меньшинства была представлена в манге « Игра лжецов» , в которой большинство неоднократно уничтожалось, пока не оставался только один игрок. [ нужна ссылка ]
Проблема с рестораном Калькутта Пайсе
[ редактировать ]Другой вариант проблемы с баром El Farol — это проблема с рестораном Kolkata Paise (KPR) . [5] [6] [7] [8] [9] [10] назван в честь множества дешевых ресторанов, где рабочие могут быстро перекусить, но, возможно, им придется вернуться на работу голодным, если выбранный ими ресторан слишком переполнен. Формально каждый из большого числа N игроков выбирает один из большого количества n ресторанов, обычно N = n (в то время как в задаче о барах Эль-Фарола n = 2, включая вариант остаться дома). В каждом ресторане одному случайному посетителю подают обед ( выигрыш = 1), в то время как все остальные проигрывают (выигрыш = 0). Игроки не знают выбора друг друга в данный день, но игра повторяется ежедневно, и каждому доступна история выбора всех игроков. В идеале каждый игрок выбирает отдельный ресторан, но без координации это практически невозможно, в результате чего как голодные клиенты, так и оставленные без присмотра рестораны теряют впустую. [ нужна ссылка ]
Аналогичная проблема: больничные койки есть в каждом населенном пункте, но у пациентов возникает соблазн обратиться в престижные больницы за пределами своего района. Однако, если слишком много пациентов попадают в престижную больницу, некоторые вообще не получают больничных коек, а в местных больницах к тому же тратятся неиспользованные койки. [11] Стратегии оцениваются на основе их совокупной отдачи и/или доли посещаемых ресторанов (коэффициент использования). Ведущая стохастическая стратегия с коэффициентом использования ~0,79 дает каждому клиенту вероятность p выбора того же ресторана, что и вчера ( p меняется обратно пропорционально количеству игроков, выбравших этот ресторан вчера), при этом выбор среди других ресторанов осуществляется с одинаковой вероятностью. Это лучший результат, чем детерминированные алгоритмы или простой случайный выбор ( шумовой трейдер ), с коэффициентом использования 1 — 1 / е ≈ 0,63. [12] повышение эффективности использования для клиентов, имеющих возможность локального поиска по оптимизации с использованием алгоритмов типа «Коммивояжер» . Также было изучено [13] Расширения KPR для решения проблем с арендой автомобилей по вызову были изучены в . [14] [15] Также изучалась стабильность КНР, вызванная введением клубов-ресторанов. [16]
Были изучены расширения квантовых игр для трех игроков KPR; [17] [18] видеть [19] для недавнего обзора.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уайтхед, Дункан (17 сентября 2008 г.). «Возвращение к проблеме с баром Эль Фарола: обучение с подкреплением в потенциальной игре» (PDF) . Школа экономики Эдинбургского университета . Проверено 13 декабря 2014 г.
- ^ Гинтис, Герберт (2009). Развитие теории игр . Том. 6. Издательство Принстонского университета . п. 134. ИСБН 978-0-691-14051-3 .
- ^ «Экология вычислений», Исследования в области компьютерных наук и искусственного интеллекта, издательство North Holland, стр. 99. 1988.
- ^ Д. Шалле, М. Марсили, Ю.-К. Чжан, Игры меньшинств: взаимодействующие агенты на финансовых рынках, Oxford University Press, Оксфорд (2005)
- ^ А.С. Чакрабарти; Б.К. Чакрабарти; А. Чаттерджи; М. Митра (2009). «Проблема ресторана Paise в Калькутте и использование ресурсов». Физика А. 388 (12): 2420–2426. arXiv : 0711.1639 . Бибкод : 2009PhyA..388.2420C . дои : 10.1016/j.physa.2009.02.039 . S2CID 53310941 .
- ^ Асим Гош, Бикас К. Чакрабарти. «Проблема ресторана Калькутта Пайсе (КПР)» . Вольфрам Альфа .
- ^ А. Гош; Д.Д. Мартино; А. Чаттерджи; М. Марсили; Б.К. Чакрабарти (2012). «Фазовый переход в динамике распределения ресурсов толпы». Физический обзор E . 85 (2): 021116.arXiv : 1109.2541 . Бибкод : 2012PhRvE..85b1116G . дои : 10.1103/physreve.85.021116 . ПМИД 22463162 . S2CID 26159915 .
- ^ Фредерик Абергель; Бикас К. Чакрабарти ; Анирбан Чакраборти; Асим Гош (2013). Эконофизика системного риска и сетевой динамики (PDF) . Новые экономические окна. Бибкод : 2013esrn.book.....A . дои : 10.1007/978-88-470-2553-0 . ISBN 978-88-470-2552-3 .
- ^ А. Чакраборти; Д. Шалле; А. Чаттерджи; М. Марсили; Ю.-К. Чжан; Б.К. Чакрабарти (2015). «Статистическая механика конкурентного распределения ресурсов с использованием агентных моделей». Отчеты по физике . 552 : 1–25. arXiv : 1305.2121 . Бибкод : 2015ФР...552....1С . дои : 10.1016/j.physrep.2014.09.006 . S2CID 42076636 .
- ^ Бикас К. Чакрабарти ; Арнаб Чаттерджи; Асим Гош; Судип Мукерджи; Боаз Тамир (27 июля 2017 г.). Эконофизика задачи ресторана в Калькутте и связанные с ней игры: классические и квантовые стратегии для многоагентных повторяющихся игр с множественным выбором . Спрингер. ISBN 978-3-319-61351-2 .
- ^ А. Гош; А. Чаттерджи; М. Митра; Б.К. Чакрабарти (2010). «Статистика проблемы ресторана Paise в Калькутте» . Новый журнал физики . 12 (7): 075033. arXiv : 1003.2103 . дои : 10.1088/1367-2630/12/7/075033 .
- ^ А. Синха; БК Чакрабарти (2020). «Фазовый переход в проблеме ресторана Paise в Калькутте». Хаос . 30 (8): 083116. arXiv : 1905.13206 . дои : 10.1063/5.0004816 .
- ^ К. Кастамполиду; К. Папалицас; Т. Андроникос (2022). «Распределенная ресторанная игра в Калькутте-Пайсе» . Игры . 13 (3): 33. дои : 10.3390/g13030033 .
- ^ Л. Мартин (2017). «Распространение проблемы ресторана Kolkata Paise на динамическое сопоставление на рынках мобильности». Младший менеджер. Наука . 4 : 1–34. дои : 10.5282/jums/v4i1pp1-34 .
- ^ Л. Мартин; П. Караенке (2017). Задача о найме автомобиля: обобщенная задача ресторана Kolkata Paise; Учеб. Семинар по информационным технологиям и системам (PDF) .
- ^ А. Харлалка; А. Бельмонте; К. Гриффин (2023). «Стабильность ресторанных клубов в ресторане Paise в Калькутте. Проблема с мошенничеством и без». Физика А. 620 : 128767. arXiv : 2302.14142 . дои : 10.1016/j.physa.2023.128767 .
- ^ П. Шариф; Х. Хейдари (2012). «Стратегии решения симметричной квантовой проблемы ресторана в Калькутте». Материалы конференции AIP . 1508 : 492–496. arXiv : 1212.6727 . дои : 10.1063/1.4773171 .
- ^ М. Рамзан (2013). «Задача квантового ресторана Калькутты для трех игроков в условиях декогеренции». Квантум Информ. Процесс . 12 : 577. arXiv : 1111.3913 . дои : 10.1007/s11128-012-0405-8 .
- ^ Б.К. Чакрабарти; А. Раджак; А. Синха (2022 г.). «Стохастическое обучение в задаче ресторана Paise в Калькутте: классические и квантовые стратегии» . Передний. Артиф. Интелл . 5 : 874061. doi : 10.3389/frai.2022.874061 . ПМК 9181993 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Артур, В. Брайан (1994). «Индуктивное рассуждение и ограниченная рациональность» (PDF) . Американский экономический обзор: статьи и труды . 84 : 406–411. Архивировано из оригинала (PDF) 20 февраля 2015 г. Проверено 13 декабря 2014 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Вводное руководство по игре меньшинства
- Minority Games (аккаунт для популяризации)
- Игра меньшинства на arxiv.org
- Бар El Farol в Санта-Фе, Нью-Мексико
- Проблема El Farol Bar в Java с использованием набора средств моделирования на основе агентов Java (JABM)
- Ресторан Kolkata Paise (КНР) Проблема: демонстрации Wolfram