Аления Аэрмакки М-346 Мастер
М-346 Мастер | |
---|---|
![]() | |
M-346FA с AIM-9 ракетами класса «воздух-воздух» 2017 прибывает на выставку Royal International Air Tattoo . | |
Роль | учебно-тренировочный и легкий боевой самолет |
Национальное происхождение | Италия |
Производитель | Аления Аэрмакки Леонардо СпА |
Первый полет | 15 июля 2004 г. |
Введение | Сентябрь 2015 г. |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | Итальянские ВВС Израильские ВВС Польские ВВС ВВС Республики Сингапур |
Произведено | 2004 – настоящее время |
Разработано на основе | Яковлев-Аэрмакки Як/АЭМ-130 |
Aermacchi M-346 Master — семейство военных двухмоторных трансзвуковых современных реактивных учебно-тренировочных самолетов и легких боевых самолетов . Первоначально разрабатывавшийся совместно с Яковлевым как Як/АЕМ-130 , партнерство было распущено в 2000 году, а затем Alenia Aermacchi приступила к отдельной разработке М-346 Мастер, а Яковлев продолжил работу над Яковлевом Як-130 . Первый полет М-346 был выполнен в 2004 году. В настоящее время этот тип эксплуатируется в ВВС Италии, Израиля, Сингапура, Греции, Туркменистана и Польши. С 2016 года производитель стал Leonardo-Finmeccanica, поскольку Alenia Aermacchi объединилась с новой Finmeccanica, окончательно переименованной в Leonardo в 2017 году. [1]
Разработка
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В 1992 году Aermacchi подписала соглашение о сотрудничестве с Яковлевым для оказания финансовой и технической поддержки нового учебно-тренировочного самолета, который фирма разрабатывала с 1991 года для ВВС России в качестве конкурента МиГ-АТ . Aermacchi также получила право модифицировать самолет и продавать его на западном рынке. [2] Получившийся в результате самолет впервые поднялся в воздух в 1996 году и в следующем году был доставлен в Италию для замены устаревшего MB-339 . К этому моменту самолет продавался как Як/АЭМ-130 . В феврале 1996 года Россия предоставила первоначальное финансирование для Як/АЭМ-130 и обязалась закупить до 200 самолетов для ВВС России. [3]
В октябре 1998 года сообщалось, что это предприятие все больше становится инициативой Италии из-за отсутствия финансовой поддержки со стороны России. [4] К июлю 2000 года Aermacchi владела 50% акций программы развития, а Яковлев и Сокол - по 25%. [5] В середине 2000 года было объявлено, что различия в приоритетах между двумя фирмами и отсутствие финансовой поддержки со стороны российских участников программы привели к прекращению партнерства и что каждая фирма будет заниматься разработкой самолета самостоятельно; За техническую документацию самолета Яковлев получил 77 миллионов долларов. [6] [7] Яковлев сможет продавать Як-130 таким странам, как страны Содружества Независимых Государств , Индия, Словакия и Алжир, а Aermacchi сможет продавать М-346, в частности, странам НАТО. [6]
М-346 — это сильно модифицированная версия самолета, разрабатывавшегося в рамках совместного предприятия. Он использует оборудование исключительно западных производителей, например цифровую систему управления полетом, разрабатываемую в сотрудничестве Teleavio, Marconi Italiana и BAE Systems . [7] В июле 2000 года компания Aermacchi выбрала двигатель Honeywell F124 турбовентиляторный для установки на этот тип вместо первоначально запланированной силовой установки Лотарева ДВ-2С . [5] [8] был заключен контракт на разработку полнофункционального тренажера для М-346 В 2004 году с компанией CAE . [9] С тех пор были заключены дополнительные контракты на производство полнофункционального симулятора CAE. [10]
В полет
[ редактировать ]7 июня 2003 г. выкатился первый прототип М-346; Вскоре после этого начались наземные испытания. 15 июля 2004 года первый прототип совершил свой первый полет . [11]
В январе 2005 года министерство обороны Греции подписало Меморандум о взаимопонимании (МОВ), чтобы стать партнером программы, за которым в 2006 году последовало соглашение о промышленном сотрудничестве между Aermacchi и Hellenic Aerospace Industry . [12] В марте 2008 года чилийская ENAER подписала Меморандум о взаимопонимании (MOU) с Alenia Aermacchi на авиасалоне FIDAE. [13]

10 апреля 2008 года первый самолет начального производства низкой скорости (LRIP-00), выпущенный в окончательной конфигурации (новое шасси и воздушный тормоз , больше композитных деталей). был выпущен [14] 18 декабря 2008 года компания Aermacchi объявила, что М-346 достиг максимальной скорости 1,15 Маха (1255 км/ч, 678 узлов, 780 миль в час), заявив, что это первый случай, когда самолет полностью итальянской постройки сломался. Звуковой барьер через 50 лет. [15]
В мае 2008 года компания Boeing подписала Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области маркетинга, продаж, обучения и поддержки двух учебно-тренировочных самолетов Aermacchi, М-346 и М-311 . [16]
20 июня 2011 года компании Alenia Aermacchi был выдан Сертификат военного типа Генеральным управлением авиационного вооружения Министерства обороны Италии в Риме на M-346 Master . В ходе сертификации опытный самолет М-346 совершил 180 испытательных полетов, всего за предыдущие пять месяцев - 200 полетов, в ходе которых выполнено более 3300 испытательных точек. [17]
Дальнейшее развитие
[ редактировать ]Исходная модель М-346 в роли усовершенствованного учебно-тренировочного самолета не вооружена; однако в ноябре 2015 года сообщалось, что Alenia Aermacchi близка к завершению разработки боеспособного двойного варианта самолета. [18] серия вооруженных испытаний ракет AIM-9L . В конце 2017 года прошла [19] [20] В 2015 году Польше был предложен вооруженный вариант, получивший обозначение M-346 LCA (Light Combat Aircraft); Сообщается, что это включало возможность использования Brimstone . ракеты класса «воздух-земля» [18] [21]
Вооруженный вариант находится в стадии разработки и получил обозначение М-346ФА. Первый предсерийный самолет поднялся в воздух с аэродрома Венегоно в июле 2020 года. [22]
В феврале 2016 года недавно созданная консолидированная компания Leonardo-Finmeccanica продвигала Aermacchi M346 в двух новых ролях: обучение компаньонов и обучение разнородным воздушным боям. Чтобы лучше воспроизвести летные характеристики и поведение различных самолетов противника, как перегрузку , так и угол атаки в системе управления полетом можно независимо выбирать ; как сообщается, существующие клиенты заявили, что этот тип хорошо подходит для роли агрессора. [23] Леонардо предложил М-346 для обучения компаньонов и в роли противника/красного воздуха. [24] [25]
В январе 2021 года министры обороны Израиля и Греции объявили о планах заключения широкомасштабного соглашения о безопасности на сумму 1,68 миллиарда долларов, которое включает закупку 10 самолетов М-346, а также создание и эксплуатацию летной школы для ВВС Греции компанией Elbit Systems . включая условия для тренажеров, обучения и материально-технического обеспечения. [26]
Дизайн
[ редактировать ]
М-346 предназначен для выполнения основной роли ведущего учебно-тренировочного истребителя, в котором характеристики и возможности самолета используются для обучения пилотов боевых истребителей последнего поколения. Оснащенный парой турбовентиляторных сухих двигателей Honeywell F124 , разработанных для снижения затрат на приобретение и эксплуатацию, он способен совершать околозвуковой полет без использования форсажной камеры ; Alenia Aermacchi заявила, что летные характеристики М-346 «уступают только самолетам с форсажной камерой». [23] В процессе проектирования соблюдались двойные концепции «проектирование с учетом затрат» и «проектирование с учетом обслуживания», что позволило снизить затраты на приобретение и эксплуатацию; [27] Сообщается, что затраты на час полета M346 составляют одну десятую от стоимости Eurofighter Typhoon . [23] Помимо учебной роли, М-346 с самого начала проектировался для выполнения дополнительных оперативных возможностей, включая боевые задачи, такие как непосредственная воздушная поддержка и воздушная полиция . [28]
На М-346 установлена полноавтоматическая квадруплексная цифровая электродистанционная система управления полетом, которая в сочетании с оптимизированной аэродинамической схемой самолета обеспечивает полную маневренность и управляемость при очень больших углах атаки (свыше 30°). градусов). [27] Система управления полетом, основанная на философии проектирования HOTAS , оснащена регулируемым углом атаки и ограничениями перегрузки; в сочетании с широким диапазоном характеристик это позволяет М-346 эффективно имитировать летные характеристики различных истребителей, управляемых пилотами-стажерами, или постепенно повышать уровни сложности, тем самым повышая эффективность обучения. [23] [27] Система восстановления, активированная пилотом (PARS) [24] присутствует, который при нажатии выполняет автоматическое восстановление, возвращая самолет на устойчивую и горизонтальную траекторию полета. [28]
Встроенная цифровая система авионики, созданная по образцу аналогов на борту военных самолетов последнего поколения, таких как Saab JAS-39 Gripen , Lockheed Martin F-22 Raptor и Eurofighter Typhoon, делает ее подходящей для всех этапов продвинутого полета. обучение и тем самым сокращение использования боевых самолетов в учебных целях, [27] «загрузка» летных часов из Отдела оперативной перестройки (ОЦУ) в Отдел подготовки пилотов. [24] Используется модульная . архитектура авионики, позволяющая включать новое оборудование и системы и увеличивающая потенциал роста этого типа М-346 Стеклянная кабина соответствует кабине последнего поколения и совместима с очками ночного видения ; имеет три цветных многофункциональных ЖК- дисплея, проекционный дисплей (также в задней кабине), [24] и дополнительный дисплей на шлеме (HMD) . [28] [24] Также присутствует система голосовых команд, которая интегрирована с такими функциями, как навигационная система. Системы связи включают в себя приемопередатчики УКВ / УВЧ , транспондер IFF и систему предотвращения столкновений в воздухе (MIDCAS). [28] и система предупреждения о сближении с землей (GPWS). [24]

Ключевой особенностью М-346 является встроенная система тактической подготовки (ВТС). ETTS способен имитировать различное оборудование, такое как радар, блоки наведения, оружие и радиоэлектронной борьбы системы ; кроме того, ETTS может взаимодействовать с различными боеприпасами и другим оборудованием, фактически находящимся на борту. [23] Система может действовать в автономном режиме, в котором моделируются данные и информация о сценариях, угрозах и целях, [24] самолета загружается перед взлетом или в сеть, во время которой данные принимаются и обрабатываются в реальном времени от наземных станций мониторинга через канал передачи данных . [27] ETTS может генерировать реалистичные компьютерные силы (как друзей, так и врагов). [24] В целях оценки и анализа после миссии накопленные данные, такие как видео с дополнительного дисплея, устанавливаемого на шлеме . можно извлечь и просмотреть [23] Leonardo также предлагает интегрированную систему обучения (ITS), объединяющую M-346 с наземной системой обучения (GBTS), состоящей из академических учебных устройств, симуляторов, систем планирования миссий и управления обучением, а также полный логистический сервис. [24] как часть более широкой программы подготовки квалификационных пилотов. [27]

М-346 в многоцелевом варианте Fighter Attack (M-346FA) оснащен многорежимной РЛС управления огнем (Grifo M-346 от Leonardo Electronics). [24] и всего семью точками подвески , он способен нести внешние нагрузки до 3000 кг при сохранении высокой тяговооружённости; Данные управления запасами могут быть представлены на любом из многофункциональных дисплеев кабины. [28] [29] Сообщается, что радиолокационное сечение М346 в стандартной конфигурации составляет 20 квадратных метров; его можно уменьшить до одного квадратного метра, установив комплект малозаметности, разработанный для этого типа. Другие системы самозащиты, которые могут быть установлены, включают систему поддержки средств защиты (DASS), которая включает в себя приемник радиолокационного предупреждения (RWR), систему предупреждения о приближении ракет (MAWS) и дозаторы соломы и сигнальных ракет (C&FD). Высококлассный сетецентричный комплекс связи M-346FA включает в себя защищенную связь и тактическую линию передачи данных как НАТО, так и других стран.
Боеспособный M-346FA может выполнять задачи по наземным атакам, обороне страны, воздушной полиции и разведке. Могут нести различные боеприпасы и запасы, в том числе ракеты класса «воздух-воздух» IRIS-T или AIM-9 Sidewinder , различные ракеты класса «воздух-поверхность», противокорабельные ракеты, бомбы и ракеты свободного падения и с лазерным наведением, 12,7-мм ракеты. мм артиллерийские установки, блоки разведки и прицеливания, а также блоки радиоэлектронной борьбы; Прицеливание оружия осуществляется с помощью нашлемного дисплея и многофункциональных дисплеев. Все основные системы дублируются, а летная система реконфигурируется для повышения живучести и функциональности в случае боевых повреждений. [28] Максимальная дальность полета самолета составляет 1375 морских миль при оснащении максимум тремя внешними топливными баками. Эту дальность можно увеличить за счет дозаправки в полете с помощью съемной заправочной станции. [23] [28]
Операционная история
[ редактировать ]Итальянские ВВС
[ редактировать ]
В 2007 году сообщалось, что ВВС Италии намеревались первоначально приобрести партию из 15 малосерийных М-346. [30] 18 июня 2009 года Alenia Aermacchi объявила, что получила заказ на первые шесть с возможностью приобретения еще девяти. [31] В сентябре 2015 года ВВС Италии начали свой первый курс обучения на учебно-тренировочном самолете М-346. [32] В марте 2016 года Finmeccanica подписала с Министерством обороны Италии контракт на сумму более 300 миллионов евро на девять М-346, в результате чего количество заказанных Италией самолетов достигло 18. [33]
В феврале 2018 года ВВС Италии получили 18-й М-346, завершив программу приобретения сил. [34] В 2019 году еще четыре М-346 были доставлены в недавно сформированную Международную летную школу ВВС Италии/Леонардо (IFTS) на авиабазе Галатина . [35]
Сингапурские ВВС
[ редактировать ]В июле 2010 года М-346 был выбран ВВС Республики Сингапур (RSAF) для замены ST Aerospace A-4SU Super Skyhawks в программе Advanced Jet Training (AJT), базирующейся на авиабазе BA 120 Cazaux во Франции. [36] [37] В пресс-релизе Министерства обороны Сингапура от 28 сентября 2010 года компания ST Aerospace получила контракт на приобретение двенадцати М-346 и наземной системы обучения от имени RSAF. Как предусмотрено в контракте, ST Aerospace выступает генеральным подрядчиком по техническому обслуживанию самолета после поставки Alenia Aermacchi, а Boeing поставляет систему обучения. [38] [39] [40] RSAF является первым экспортным заказчиком этого типа. [23]
Израильские ВВС
[ редактировать ]16 февраля 2012 года М-346 был выбран ВВС Израиля (IAF) в рамках сделки обмена, в рамках которой Израиль построит разведывательный спутник и системы ДРЛО. [41] для Италии в обмен на самолеты. [42] [43] Он будет использоваться в качестве основного учебного самолета ВВС США, заменив McDonnell Douglas A-4H/N Skyhawk , который служил ВВС США более 40 лет. [44] [45] 19 июля 2012 года между Alenia Aermacchi и Министерством обороны Израиля был подписан контракт на поставку 30 М-346, первая поставка ожидается в середине 2014 года. [46] 2 июля 2013 года ВВС Израиля объявили, что на вооружении Израиля М-346 будет называться « Лави» , повторно используя название, данное отмененному IAI «Лави» . [47] Первый М-346 ВВС ВВС был представлен на церемонии на заводе Alenia Aermacchi в Венегоно-Супериоре 20 марта 2014 года. [48]
Польские ВВС
[ редактировать ]23 декабря 2013 года было объявлено, что Польша выбрала М-346 для удовлетворения требований к усовершенствованному учебно-тренировочному самолету. [49] Контракт на восемь самолетов был подписан 27 февраля 2014 года. [50] Первые два М-346 прибыли в Демблин в ноябре 2016 года. [51] Первоначально самолеты официально не были приняты из-за несоответствия условиям контракта. [52] Первоначально крайним сроком поставки был ноябрь 2016 года, но из-за задержек поставка и приемка не были завершены до 22 декабря 2017 года. [53]
Польши В декабре 2017 года Министерство национальной обороны объявило, что требует от Леонардо финансовых штрафов в размере до 100 миллионов злотых (28 миллионов долларов США) за задержки. Кроме того, министерство жаловалось, что М-346 не в полной мере способен имитировать определенные системы вооружения в учебных целях. [54] 19 ноября 2018 года авиационное подразделение Leonardo совместно с Elbit Systems завершило поставку полнофункциональных тренажеров (FMS) и летных тренажеров (FTD) M-346 ВВС Польши (PLAF). Первоначально планировалось, что это будет завершено к ноябрю 2016 года. [55]
В марте 2018 года Польша подписала контракт на дополнительные четыре М-346 и пакет поддержки, а также опции еще на четыре самолета и пакет поддержки. [56] [57] В декабре 2018 года Польша подписала контракт на приобретение дополнительных четырех самолетов, а также модернизацию существующего парка из восьми самолетов. Ожидается, что поставки и модернизация 16 М-346 продлятся до 2022 года. [58] [59] [ нужно обновить ]
12 июля 2024 года самолет демонстрационной группы M-346 ВВС Польши разбился во время летной демонстрации недалеко от Гдыни. Пилот-майор Роберт «Убийца» Йел погиб в результате крушения. [60]
ВВС США
[ редактировать ]
Alenia Aermacchi представила M-346 для США ВВС программы TX , чтобы заменить устаревший Northrop T-38 Talon , переименовав его в интегрированную систему обучения Leonardo DRS T-100 . Первоначально Alenia намеревалась стать генеральным подрядчиком, ожидая, что в случае успеха предложение перенесет место окончательной сборки из Италии в Соединенные Штаты. Ожидалось, что будет заказано около 350 самолетов, а в результате дальнейших закупок в общей сложности будет закуплено более 1000 самолетов. [61] В январе 2013 года Alenia Aermacchi подписала письмо о намерениях с General Dynamics C4 Systems, которая намеревалась выступить в качестве генерального подрядчика по тендеру в Техасе; однако General Dynamics объявила о своем выходе в марте 2015 года. [62] [63] 1 января 2016 года Alenia Aermacchi была поглощена Leonardo SpA . В феврале 2016 года было объявлено, что компания Raytheon , которая будет выступать генеральным подрядчиком, объединилась с Leonardo, чтобы предложить усовершенствованный вариант М-346 для программы TX. под названием Т-100. [64]
25 января 2017 года компания Raytheon объявила о выходе из роли генерального подрядчика и американского партнера в конкурсе в Техасе. [65] Одним из камней преткновения была цена за единицу: в то время стоимость М-346 составляла 25 миллионов долларов, но компания Raytheon хотела, чтобы Леонардо снизил ее на 30%. [66] 8 февраля 2017 года Leonardo подтвердила, что останется участвовать в конкурсе в Техасе одна, а Leonardo DRS , ее американская дочерняя компания. генеральным подрядчиком будет [67] В сентябре 2017 года было объявлено, что вместо этого программа TX выбрала конкурирующий вариант Boeing T-7 Red Hawk . [68]
Другие
[ редактировать ]Аргентина
[ редактировать ]В октябре 2016 года ВВС Аргентины также оценили М-346 как потенциальный боевой истребитель для замены самолетов Dassault Mirage III и Mirage 5 , снятых с вооружения в 2015 году, а также самолетов Douglas A-4AR , которые остаются на вооружении лишь ограниченные возможности. Предполагается, что Аргентина будет заинтересована в 10-12 самолетах. [69]
Азербайджан
[ редактировать ]20 февраля 2020 года президент Азербайджана объявил, что страна закупит нераскрытое количество М-346. нуждаются Силы ПВО и ПВО Азербайджана в дополнении и замене самолетов МиГ-29 советской эпохи , Су-25 и Aero L-39 «Альбатрос» . [70] Количество приобретаемых самолетов составляет от 10 до 25 (10 плюс опцион на 15). [71] Азербайджанское военное руководство также рассматривало Як-130 в качестве учебно-тренировочного самолета, но выбрало М-346, несмотря на его более высокую цену из-за его меньшего веса и более высокой маневренности, а также проблем с изготовлением двигателей для Як-130. [71]
Бразилия
[ редактировать ]В июле 2024 года во время Международного авиашоу в Фарнборо 2024 года Леонардо представил и предложил Бразилии новый вариант Block 20 в качестве кандидата для участия в процессе отбора ВВС Бразилии легкого штурмовика для замены старого AMX штурмовика . реактивный самолет. Самолет оценивали министр обороны Хосе Мусио и командующий ВВС Марсело Каниц Дамасено . [72]
ОАЭ
[ редактировать ]М-346 был назван победителем конкурса Объединенных Арабских Эмиратов на IDEX оборонной выставке 2009 в Абу-Даби 25 февраля 2009 года. [73] По словам чиновника, заказ предусматривал поставку 48 самолетов, которые будут использоваться для обучения пилотов и выполнения легких боевых действий. Окончательный запрос предложений в 2010 году установил потребность в 20 учебно-тренировочных машинах и 20 самолетах для боевых задач, а оставшаяся часть пойдет на создание пилотажной группы. Однако к январю 2010 года переговоры о подписании контракта, как сообщается, зашли в тупик из-за спецификаций. [74] 18 ноября 2011 года прототип, который демонстрировался на авиашоу в Дубае , разбился после вылета из Дубая по пути в Италию. [75]
Программа Advanced European Pilot Training (AEPTJ) – неофициально называемая Eurotraining – консорциум 12 европейских стран, который проводит предварительную и начальную подготовку истребителей с общим основным курсом и обучением, проводимым на общем самолете – связалась с Alenia Aermacchi через Министерство обороны Европы. агентство в 2010 году для получения дополнительной информации о М-346. [76] В мае 2013 года Аления Аэрмакки объявила, что AEPTJ не имеет большого приоритета для фирмы и что «...прогресс идет медленно». [77]
11 мая 2013 года M-346, эксплуатируемый Alenia, разбился недалеко от деревни Пьяна-Криксия в Валь-Бормиде, между провинциями Кунео и Савона , Италия, во время испытательного полета. Пилот смог успешно катапультироваться и выжил при крушении, но получил серьезные травмы после прыжка с дерева, за которое зацепился его парашют. [78] Этот тип был остановлен более чем на три месяца, пока выяснялась причина крушения. [79]
В июле 2021 года Леонардо подал в Ирландскую комиссию по силам обороны представление, представив M-346FA как легкий многоцелевой истребитель и усовершенствованный учебно-тренировочный самолет для ирландского воздушного корпуса . Перед комиссией стоит множество задач, включая определение будущих требований к возможностям Сил обороны Ирландии . В настоящее время ирландский авиационный корпус имеет очень ограниченные возможности воздушного боя, насчитывая восемь Pilatus PC-9M учебно-легких штурмовиков . M-346FA может стать более дешевой альтернативой более дорогим истребителям и станет первым боевым реактивным самолетом Ирландии после вывода из эксплуатации шести самолетов Fouga CM.170 Magister в 1999 году. По сравнению с нынешними боевыми возможностями Ирландии, M-346FA будет Многие считают, что это шаг вперед, поскольку в нем представлены такие функции, как ракеты «воздух-воздух» и бортовой радар. [80]
Варианты
[ редактировать ]

- М-346
- Обозначение основного типа.
- Т-346А
- Итальянское военное обозначение М-346 с 2012 года. [81]
- М-346LCA (Легкий боевой самолет)
- Вооруженный вариант предложен Польше в качестве замены устаревшего Су-22 . [21] Обозначение больше не используется. [24]
- М-346ФТ (Учебно-истребительный истребитель)
- Многоцелевой вариант, способный переключаться между учебными и боевыми действиями. Новые функции включают новую тактическую систему передачи данных и другие возможности вооружения, но не включают физические изменения в оборудовании. [82]
- М-346ФА (Истребитель-штурмовик)
- Многоцелевой вариант, способный вести бой «воздух-воздух» и «воздух-поверхность», с 3-тонной полезной нагрузкой, распределенной по 7 точкам подвески , усовершенствованной РЛС Grifo-M346. [24] радар, средства противодействия и функции малозаметности, включая воздухозаборные решетки двигателя и радиопоглощающие покрытия на фонаре и передней кромке крыла. Он позиционируется как легкий штурмовик, также подходящий для обучения агрессоров и их спутников . Самолет был представлен 18 июня 2017 года на статической выставке на Парижском авиасалоне того же года . Самолет продается на экспорт в страны Южной Америки и Восточной Азии , и, как утверждается, он способен выполнять оперативные задачи с гораздо меньшими затратами, чем у фронтовых истребителей. [83] [84] [85] [86]
- Т-100
- Обозначение, используемое в США ВВС программе TX . [61]
- М-346Н ИТС
- Предлагается усовершенствованный палубный реактивный учебно-тренировочный самолет для участия в конкурсе системы подготовки бакалавров реактивных самолетов ВМС США (UJTS) на замену Т-45 «Ястреб-тетеревятник» . «ITS» означает «Интегрированная система обучения». Леонардо сотрудничает с Textron Aviation на поле. Он конкурирует с Lockheed Martin - KAI TF-50N и морским вариантом Boeing - Saab AB T-7 Red Hawk . [87] [88]
Операторы
[ редактировать ]
- ВВС Азербайджана – под заказ 15 самолетов М-346. [89] [90]
- ВВС Греции – под заказ 10 М-346 «Сильвер Хокс». [91] [92] Первые два доставлены в мае 2023 года. [93]
- ВВС Израиля (IAF) - 30 в эксплуатации, [94] получен в рамках сделки по обмену на спутники системы АВАКС и разведки, строящиеся компанией Israel Aerospace Industries для Италии. [42] Местное обозначение М-346 «Лави».
- ВВС Италии - 18 получили обозначение Т-346А, поставки завершены в феврале 2018 года. [34]
- Международная школа летной подготовки (под управлением ВВС Италии и Леонардо) - 4 поставлено по состоянию на май 2020 года. [95] [96]
- ВВС Нигерии – 12 М-346ФА под заказ (+ 12 опций). [97] Сообщается, что сумма сделки составила 1,2 миллиарда долларов за 24 самолета М-346. [98]
- Польские ВВС - 16 поставлено, 15 самолетов в строю, 1 разбился, получил обозначение М-346 «Белик». [99] [100] [101] [57] [102]
- 41-я учебная авиабаза в Демблине
- ВВС Эмири Катара (QEAF) - 3 поставлено + 3 под заказ [103]
- ВВС Республики Сингапур (RSAF) - 12 находятся на вооружении, базируются на авиабазе Казо , Франция (Программа продвинутого обучения реактивных самолетов) [104] [105]
- ВВС Туркменистана - 4 М-346ФА и 2 М-346ДР/ФТ под заказ. [91] [106]
Аварии и происшествия
[ редактировать ]- 11 мая 2013 года M-346, эксплуатируемый Alenia, разбился недалеко от деревни Пьяна-Криксия в Валь-Бормиде, между провинциями Кунео и Савона , Италия, во время испытательного полета. Пилот смог успешно катапультироваться и выжил при крушении, но получил серьезные травмы после прыжка с дерева, за которое зацепился его парашют. [107]
- разбился самолет M-346 Bielik польских ВВС 12 июля 2024 года под Гдыней . Пилот погиб. [108] [109]
Технические характеристики (М-346)
[ редактировать ]
Данные Alenia Aermacchi; [28] Леонардо [110] [111]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 11,49 м (37 футов 8 дюймов)
- Размах крыльев: 9,72 м (31 фут 11 дюймов)
- Высота: 4,76 м (15 футов 7 дюймов)
- Площадь крыла: 23,52 м 2 (253,2 кв. фута)
- Вес пустого: 4900 кг (10803 фунта)
- Полная масса: 6700 кг (14771 фунт)
- Максимальный взлетный вес: 9600 кг (21164 фунта), тренажер. [112]
- Запас топлива: 2000 кг (4409 фунтов) внутренний
- Силовая установка: 2 Honeywell/ITEC F124-GA-200 турбовентиляторных двигателя с тягой 28 кН (6300 фунтов силы) каждый.
Производительность
- Максимальная скорость: 1090 км/ч (680 миль в час, 590 узлов) [112]
- Максимальная скорость: 0,95 Маха. [11]
- Скорость сваливания: 176 км/ч (109 миль в час, 95 узлов)
- Никогда не превышайте скорость : 1470 км/ч (910 миль в час, 790 узлов) / M1.2.
- Дальность действия: 1925 км (1196 миль, 1039 миль)
- Перегоночная дальность: 2550 км (1580 миль, 1380 миль) с 3 внешними сбрасываемыми баками.
- Автономность: 2 часа 45 минут (4 часа с внешними подвесными баками).
- Практический потолок: 13 716 м (45 000 футов)
- пределы г: + 8 - 3
- Скорость набора высоты: 112 м/с (22 000 футов/мин) [112]
- Нагрузка на крыло: 285 кг/м 2 (58 фунтов/кв. футов)
- Тяга/вес : 0,84
Вооружение
- Узлы подвески : в общей сложности предусмотрены 7 опорных станций (1 под фюзеляжем, 4 под крылом и 2 законцовки крыла), способные устанавливать до 3000 кг (6600 фунтов ) внешней полезной нагрузки и до 3х 630 литров ( 140 имп галлонов ; 170 галлонов США ) внешние подвесные баки (только под фюзеляжем и 2 внутри). пилоны крыла имеют мокрое крепление)
- Оружейные капсулы :
- Ракеты «воздух-воздух» :
- Ракеты класса «воздух-поверхность» :
- Противокорабельные ракеты :
- Противокорабельные ракеты Марте МК-2А
- 500-фунтовые бомбы Марк 82 и 1000 - фунтовые бомбы свободного падения или замедленного действия. [115]
Авионика
- РЛС : РЛС Грифо-М346 (М-346ФА)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Леонардо: подача Устава» . leonardocompany.com . Проверено 14 апреля 2021 г.
- ^ 1996-08-07Т00:00:00+01:00. «Aermacchi доказывает эффективность Як-130/АЭМ» . Полет Глобал . Проверено 14 апреля 2021 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ "Высвобождены средства на учебно-тренировочные самолеты Як/Аэрмакки; Россия купит до 200." Неделя авиации , 27 февраля 1996 г.
- ^ «Италия изучает Як/АЕМ-130, пока Россия колеблется». Flight International , 21 октября 1998 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Двигатель F124 превращает Як-130 в Aermacchi 346». Flight International , 25 июля 2000 г.
- ^ Перейти обратно: а б Бутовский, Петр (1 мая 2002 г.). «Стратегия российских военных инструкторов вступает в силу; выбор Як-130 знаменует собой важный шаг на пути к замене стареющего парка самолетов L-39C. В бизнесе по производству тренажеров дела также идут полным ходом» . Интеравиа Бизнес и Технологии . Издательство аэрокосмических СМИ. ISSN 1423-3215 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 22 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Aermacchi собирает учебно-тренировочную команду М-346 на замену русским». Flight International , 1 августа 2000 г.
- ^ Дойл, Эндрю. «Aermacchi может поискать новый двигатель для Як-130». Flight International , 1 февраля 2000 г.
- ^ CAE выигрывает контракт на разработку и поставку симулятора M-346 компании Alenia Aermacchi (пресс-релиз), 2004 г., архивировано с оригинала 24 марта 2006 г.
- ^ «CAE выигрывает оборонные контракты на сумму примерно 220 миллионов канадских долларов». Архивировано 5 марта 2016 г. в Wayback Machine CAE , 8 апреля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Ранние достижения в полетах с усовершенствованным тренажером Aermacchi M-346» (PDF) . Организация НАТО по науке и технологиям. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2022 года . Проверено 10 июня 2022 г.
- ^ Перуцци, Лука. «Греческая компания HAI выхватывает долю в учебной программе M346». Flight International , 24 января 2006 г.
- ^ «Аления Аэрмакки и Ласилена Энаер подписывают Меморандум о взаимопонимании для M.346 и M.311» [ENAER подписали Меморандум о взаимопонимании], Dedalo news , IT , март 2008 г., архивировано из оригинала 3 марта 2009 г.
- ^ Выпуск базовой промышленной конфигурации Alenia Aermacchi (пресс-релиз), IT: Aermacchi, 2008 г., заархивировано из оригинала 7 мая 2008 г.
- ^ «Усовершенствованный учебно-тренировочный самолет Aermacchi M-346 преодолевает звуковой барьер. Спустя 50 лет полностью итальянский самолет летает со скоростью 1 Маха» (PDF) (Пресс-релиз). Аления Аэрмакки. 2008 год . Проверено 19 февраля 2012 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Boeing подписала меморандум о взаимопонимании» , Defense News [ мертвая ссылка ] .
- ^ «Мастер M-346 получает военную сертификацию» Ежемесячник ВВС ( Key Publishing ), выпуск 282, сентябрь 2011 г., стр. 10. ISSN 0955-7091. Проверено 30 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Alenia Aermacchi устанавливает двойную роль для М-346» . Полет Глобал. 9 сентября 2015 года . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ «М-346 «Мастер» летает с заменой AIM-9: ракетой IRIS-T» . Авиационист. 29 октября 2014 года . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ «airpressonline.it» . airpressonline.it . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Авиасалон в Радоме-2015: заменит ли Вооруженный мастер Су-22?» . Оборонная аэрокосмическая промышленность. 25 августа 2015 года . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ Персонал, Блог перед полетом. «Истребитель М-346 Леонардо отправляется в первый полет, оснащенный радаром Grifo» . Блог перед полетом — Новости аэрокосмической и оборонной промышленности . Проверено 14 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Покок, Крис. «Итальянский инструктор по реактивным самолетам находит новые возможности для экономии средств». AIN Online , 13 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л «Аэрокосмическая промышленность, оборона и безопасность» . Леонардо.com . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ «Страница продукта М-346, веб-сайт Леонардо» . leonardocompany.com . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Шахам, Уди (5 января 2021 г.). «Правительства Израиля и Греции собираются подписать обширное оборонное соглашение» . «Джерузалем Пост» . Проверено 5 января 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж «Аления Аэрмакки М-346». Архивировано 3 марта 2016 года в Wayback Machine Alenia Aermacchi , 2014.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час «М-346 Мастер». Аления Аэрмакки , июнь 2012 г. Архивировано 8 мая 2014 г. в Wayback Machine.
- ^ «Брошюра Леонардо М-346FA» (PDF) .
- ^ «Finmeccanica выиграет правительственный заказ на 14 учебно-тренировочных самолетов - младший министр» , Money , Великобритания : ABC, заархивировано из оригинала 27 сентября 2007 г.
- ^ Alenia Aermacchi (Finmeccanica) и Министерство обороны Италии подписывают соглашение на поставку шести M-346 (PDF) (пресс-релиз), Finmeccanica, 2009 г., архивировано из оригинала (PDF) 11 июля 2011 г.
- ^ Кингтон, Том. «Италия начинает обучение M-346 с прицелом на предложение TX». Новости обороны , 12 сентября 2015 г.
- ^ «Finmeccanica подписывает контракт на сумму более 300 миллионов евро с Министерством обороны Италии на поставку девяти самолетов Aermacchi M-346» . Леонардо.com .
- ^ Перейти обратно: а б Дженнингс, Гарет (27 февраля 2018 г.). «Италия получила последний учебно-тренировочный самолет М-346» . Лондон. Архивировано из оригинала 28 февраля 2018 года . Проверено 2 марта 2018 г.
- ^ «Тренинг на вершине» . gbp.com.sg.
- ^ «М-346 компании Alenia Aermacchi выигрывает гонку учебно-тренировочных самолетов в Сингапуре» . Информационная группа Джейн . 12 июля 2010 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2010 года . Проверено 16 июля 2010 г.
- ^ Говиндасами, Шива (8 июля 2010 г.). «Сингапур объявит отбор учебно-тренировочных самолетов М-346» . Flightglobal.com . Архивировано из оригинала 11 июля 2010 года . Проверено 16 июля 2010 г.
- ^ С, Рамеш (28 сентября 2010 г.). «MINDEF заключает контракт с ST Aerospace на приобретение 12 самолетов М-346» . Сингапур: Канал MediaCorp NewsAsia . Архивировано из оригинала 29 сентября 2010 года . Проверено 28 сентября 2010 г.
- ^ «Тренажер истребителей нового поколения для ВСВС» (пресс-релиз). МИНДЕФ . 28 сентября 2010 г. Проверено 28 сентября 2010 г.
- ^ «Новый учебно-тренировочный истребитель для ВСВС» . «Стрейтс Таймс» . Сингапурский пресс-холдинг . 28 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 1 октября 2010 г. Проверено 28 сентября 2010 г.
- ^ Израиль поставляет в Италию усовершенствованные самолеты G-550, 19 декабря 2016 г., корреспондент Globes.
- ^ Перейти обратно: а б Последний самолет в рамках сделки на миллиард долларов с Италией приземлился в Израиле ОТ ИЛАНА БЕН ЦИОНА, 21 июля 2016 г., Times of Israel
- ↑ Израиль купит итальянский учебно-тренировочный самолет М-346 за 1 миллиард долларов. Архивировано 15 февраля 2015 г., в Wayback Machine 16.02.2012, 16:45.
- ^ Арье Эгози. «Израиль выбирает Alenia Aermacchi M-346 в качестве учебно-тренировочного самолета» . Flightglobal.com . Проверено 17 февраля 2012 г.
- ^ Кац, Яаков (16 февраля 2012 г.). «Италия выиграла заявку IAF на учебно-боевой самолет» . JPost .
- ^ «Alenia Aermacchi подписывает контракт с Министерством обороны Израиля на поставку 30 М-346» (пресс-релиз). Аления Аэрмакки. 19 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 9 августа 2012 года . Проверено 19 июля 2012 г.
- ^ Эгози, Арье. «Израильский «Лави» возрождается под переименованием в М-346». Flight International , 2 июля 2013 г.
- ^ Хорн, Стивен (25 марта 2014 г.). «Выкатывается первый израильский учебно-тренировочный самолет М-346» . Сеть оборонных СМИ . Проверено 2 апреля 2014 г.
- ^ «Польша выбирает М-346 для обучения» , Flight global .
- ^ «Подписание контракта на М-346 для ВВС», Альтаир (на польском языке), PL .
- ^ «Первые польские учебно-тренировочные самолеты М-346 прибыли в Деблин» . Flightglobal.com . 16 ноября 2016 г. Проверено 19 марта 2017 г.
- ^ «Самолеты М-346 Master все еще приостановлены» . dlapilota.pl . 31 августа 2017 г.
- ^ «Мастер готов к полету» . вооружен ежедневно . 22 декабря 2017 года . Проверено 22 декабря 2017 г.
- ^ Адамовский, Ярослав (20 декабря 2017 г.). «Польша требует от Леонардо штрафа за тренажеры М-346» . Новости обороны . Варшава. Архивировано из оригинала 20 декабря 2017 года . Проверено 26 декабря 2017 г.
- ^ «Elbit поставляет последние учебные системы M-346 польским ВВС» . воздушное распознавание . 19 ноября 2018 года . Проверено 19 ноября 2018 г.
- ^ leonardo.com https://www.leonardo.com/en/press-release-detail/-/detail/poland-grows-its-m-346-fleet-with-an-order-worth-more-than-% 25E22%25AC115-млн за четыре дополнительных самолета .
{{cite web}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б Херк, Ханс ван (5 февраля 2021 г.). «Польские ВВС заказывают еще четыре М346» . Scramble.nl . Проверено 14 апреля 2021 г.
- ^ Дженнингс, Гарет (14 декабря 2018 г.). «Польша рассматривает возможность приобретения еще четырех учебно-тренировочных самолетов М-346 для обновления существующего парка» . IHS Jane’s 360 . Лондон. Архивировано из оригинала 14 декабря 2018 года . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ Перри, Доминик (14 декабря 2018 г.). «Польша предлагает варианты еще четырех учебно-тренировочных самолетов М-346» . FlightGlobal . Лондон. Архивировано из оригинала 15 декабря 2018 года . Проверено 17 декабря 2018 г.
- ^ «В Гдыне разбился демонстрационный самолет М-346 ВВС Польши» . 12 июля 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Тримбл, Стивен (22 июня 2010 г.). «ВВС США, промышленность готовятся к замене Т-38» . Полет глобальный . Проверено 19 февраля 2012 г.
- ^ «GD и Alenia Aermacchi объединяют усилия для участия в соревнованиях тренеров USAF TX» , новости ASD , заархивировано из оригинала 5 октября 2013 г. , получено 19 января 2013 г.
- ^ Мехта, Аарон. «GD отказывается от статуса главного подрядчика Т-100». Новости обороны , 27 марта 2015 г.
- ^ «Команда Raytheon выпустит учебно-тренировочный самолет нового поколения; Finmeccanica, CAE USA и Honeywell присоединяются к Raytheon, чтобы предоставить полностью интегрированное решение». Компания Raytheon , 22 февраля 2016 г.
- ^ «Команда Raytheon/Leonardo снимается с соревнований в Техасе» . Рэйтеон. 25 января 2017 года . Проверено 2 февраля 2017 г.
- ^ Том Кингтон (26 января 2017 г.). «Войны цен на тренеры: Raytheon хотела на миллионы меньше за самолет, чем Leonardo» . Новости обороны .
- ^ «Леонардо возвращается на соревнования в Техасе один» . Flightglobal.com . 8 февраля 2017 года . Проверено 19 марта 2017 г.
- ^ Инсинна, Валери (27 сентября 2018 г.). «ВВС США заключили с Boeing контракт на сумму 9 миллиардов долларов на поставку следующего учебно-тренировочного самолета» . Новости обороны .
- ^ Дженнингс, Гарет (21 октября 2016 г.). «Аргентина оценивает М-346 как потенциальный боевой истребитель» . IHS Jane’s 360 . Лондон . Проверено 22 октября 2016 г. .
- ^ «Азербайджан купит самолет М-346 Мастер» . Джейн 360 (janes.com) . Проверено 13 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Дунай, Питер. «Азербайджан покупает М-346, поскольку противостояние на Кавказе продолжается» . Международные авиационные новости . Проверено 13 марта 2020 г.
- ^ «Бразилия рассматривает новый M-346 Master Block 20 во время авиашоу в Фарнборо 2024 в Великобритании» . Инфозащита. 24 июля 2024 г.
- ^ ОАЭ выбирают М-346 в качестве передового учебно-тренировочного истребителя , Flight global, 25 февраля 2009 г.
- ^ «ОАЭ возобновляют переговоры о покупке учебно-тренировочного самолета Т-50» , Defense News , заархивировано из оригинала 2 января 2013 года .
- ^ О'Киф, Найл (18 ноября 2011 г.). «Alenia Aermacchi M-346 разбился в ОАЭ» . Флайтглобал . Проверено 21 ноября 2015 г.
- ^ Перуцци, Лука. «Партнеры М-346 обосновывают сделку Eurotraining». Flight International , 22 июня 2010 г.
- ^ Мирто, FM; Ла Каверна, Л. (май 2013 г.), «Итальянский мастер», Air International , стр. 28–35 .
- ^ Экспериментальный военный самолет терпит крушение без пилота (на итальянском языке), ИТ : Ansa .
- ^ Покок, Крис. «Тренировочный реактивный самолет M346 все еще остановлен после второй катастрофы». AIN Online , 9 августа 2014 г.
- ^ Правительственный документ
- ^ «Использование номенклатуры« Серия дизайна миссий »(MDS) в технических публикациях (PTT) компетенции Daa ] (PDF) (на итальянском языке). ИТ: Министерство обороны. Июнь 2011.
- ^ Том, Кингтон (10 июля 2016 г.). «Leonardo-Finmeccanica представляет новый M-346FT двойного назначения» . Новости обороны . Фарнборо . Проверено 11 июля 2016 г.
- ^ Хойл, Крейг (18 июня 2017 г.). «ПАРИЖ: Леонардо снимает накидку с истребителя М-346ФА» . FlightGlobal . Париж, Франция. Архивировано из оригинала 18 июня 2017 года . Проверено 18 июня 2017 г.
- ^ Шалал, Андреа; Блэр, Эдмунд (18 июня 2017 г.). «Итальянец Леонардо видит интерес Азии и Южной Америки к ударному истребителю М-346» . Рейтер . Париж. Архивировано из оригинала 19 июня 2017 года . Проверено 19 июня 2017 г.
- ^ Эллисон, Джордж (19 июня 2017 г.). «Леонардо представляет истребительно-ударную версию учебно-тренировочного М-346» . Британский оборонный журнал . Париж. Архивировано из оригинала 19 июня 2017 года . Проверено 19 июня 2017 г.
- ^ «Леонардо представляет на Парижском авиасалоне 2017 истребитель-штурмовую версию учебно-тренировочного самолета М-346» . Мир обороны . Париж. 19 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 19 июня 2017 года . Проверено 19 июня 2017 г.
- ^ Теглер, январь. «ВМС США могут начать замену некоторых учебно-тренировочных самолетов Т-45 к 2026 году» . FlightGlobal .
- ^ Эверстин, Брайан. «ВМС США продвигаются вперед в разработке нового учебно-тренировочного самолета» . Авиационная неделя .
- ^ Дунай, Питер. «Азербайджан покупает М-346, поскольку противостояние на Кавказе продолжается» . Международные авиационные новости . Проверено 9 июля 2021 г.
- ^ КРИ (7 июля 2021 г.). «Азербайджан приобрел учебно-тренировочный самолет Leonardo M-346» . Глобальная оборонная корпорация . Проверено 9 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б КРИ (29 августа 2021 г.). «Итальянец Леонардо заключил крупный контракт на обучение М-346 с Египтом, Грецией, Польшей и Туркменистаном» . Глобальная оборонная корпорация . Проверено 30 августа 2021 г.
- ^ «Греция согласовала оборонное соглашение с Израилем на сумму 1,68 миллиарда долларов» . www.timesofisrael.com .
- ^ «Первые учебно-тренировочные самолеты М-346 доставлены в Грецию» . 12 мая 2023 г.
- ^ «Бригадный генерал Шмуэль Цукер из Министерства обороны Израиля посещает Венегоно для доставки последнего из 30 израильских самолетов М-346» . Леонардо . 9 июня 2016 года . Проверено 10 июня 2016 г.
- ^ «Леонардо поставляет первый самолет М-346 для IFTS итальянских ВВС» . Технологии ВВС . 19 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 19 февраля 2019 года . Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ Дженнингс, Гарет (19 февраля 2019 г.). «Леонардо поставляет первый «международный» М-346 итальянским ВВС» . Джейн 360 . Лондон. Архивировано из оригинала 19 февраля 2019 года . Проверено 19 февраля 2019 г.
- ^ «Нигерия купит М-346, говорит чиновник | Aviation Week Network» . Aviationweek.com .
- ^ «Нигерия заказала 24 самолета М-346ФА на сумму 1,2 миллиарда долларов» . 7 мая 2021 г.
- ^ Херк, Ханс ван (25 октября 2020 г.). «Поставка M346 ВВС Польши» . www.scramble.nl . Проверено 14 апреля 2021 г.
- ^ Вилк, Ремигиуш (16 января 2018 г.). «Польша выбирает дополнительные учебно-тренировочные самолеты Leonardo M-346 Master» . IHS Jane’s 360 . Варшава. Архивировано из оригинала 16 января 2018 года . Проверено 16 января 2018 г.
- ^ «Аэрокосмическая промышленность, оборона и безопасность» . www.leonardo.com . Проверено 22 апреля 2023 г.
- ^ «В Гдыне разбился демонстрационный самолет М-346 ВВС Польши» . 12 июля 2024 г.
- ^ «Катар получил учебно-тренировочные самолеты М-346» . Джейн . 26 января 2022 г. . Проверено 29 января 2022 г.
- ^ «МИНДЕФ Сингапур» .
- ^ «ST Aerospace и Alenia Aermacchi поставят последний из 12 М-346» . Архивировано из оригинала 3 сентября 2014 года.
- ^ «Туркменистан покупает в Италии» . 24 мая 2020 г.
- ^ Экспериментальный военный самолет терпит крушение без пилота (на итальянском языке), ИТ : Ansa .
- ^ «Авиакатастрофа во время учений в Гдыне» . ТВН24 (на польском языке). 12 июля 2024 г. Проверено 12 июля 2024 г.
- ^ «В Гдыне разбился демонстрационный самолет М-346 ВВС Польши» . 12 июля 2024 г.
- ^ «M-346 Master Advanced Jet Trainer, Aggressor, Fighter» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 7 октября 2020 г.
- ^ «Мастер М-346 на обучении» . Архивировано из оригинала 7 октября 2020 года.
- ^ Перейти обратно: а б с «Брошюра M-346 Dual Role» (PDF) . Леонардо. Архивировано из оригинала (PDF) 10 июня 2022 года . Проверено 10 июня 2022 г.
- ^ «Подставка FN® HMP250» .
- ^ «НОВАЯ 20-ММ ПУШКА ДЛЯ М-346ФА» . 22 июня 2023 г.
- ^ «Мастер-тренер усовершенствованного истребителя М-346» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- М-346 (страница товара), ИТ: Леонардо .
- Официально выпущенное видео Alenia Aermacchi T-100 на YouTube.