Уход

Нкиси или Нкиши (множественное число варьируется: минкиси , микиси , зинкиси или нкиси ) — это духи или объект, в котором обитает дух . Его часто применяют к различным предметам, используемым по всему бассейну Конго в Центральной Африке , особенно на территории Кабинда , которые, как полагают, содержат духовные силы или духи. Этот термин и его концепция перешли вместе с работорговлей из Атлантики в Америку . [ 1 ]
Значение
[ редактировать ]Нынешнее значение термина происходит от корня * -kitį , обозначающего духовную сущность или материальные объекты, в которых она проявляется или обитает в прото-нила, древнем подразделении языковой семьи банту . [ 2 ]
В своих самых ранних свидетельствах в диалектах киконго в начале семнадцатого века оно транслитерировалось как mokissie на голландском языке , поскольку префикс mu- в этом классе существительных все еще произносился. 1668 года сообщили Голландские посетители Лоанго , нынешней территории Кабинды, в книге «Описание Африки» об этом как о материальном предмете и духовной сущности, населяющей ее. [ 3 ] В шестнадцатом веке, когда Королевство Конго было обращено в христианство , укиси (вещество, имеющее характеристики нкиси ) использовалось для перевода святого в Катехизисе Киконго 1624 года. [ 4 ]
Часть серии о |
Конго Религия |
---|
![]() |
![]() |
Использовать
[ редактировать ]Тесное общение с предками и вера в эффективность их сил тесно связаны с минкиси в Конго традиции . Среди народов бассейна Конго , особенно баконго и народности сонге в Касаи, часто считается, что исключительные человеческие способности являются результатом какого-то общения с мертвыми. Люди, известные как банганга [ 5 ] (единственное число: нганга ) работают целителями, прорицателями и посредниками, которые защищают живых от черной магии (колдовства) и предоставляют им лекарства от болезней, возникающих либо в результате колдовства, либо по требованию бакиси (духов), посланников из страны мертвых. .
Банганга использует силы бакиси и мертвых, создавая минкиси . Минкиси – это, прежде всего, контейнеры – керамические сосуды, тыквы, рога животных, ракушки, связки или любые другие предметы, которые могут содержать духовно заряженные вещества. Даже сами могилы , как жилища мертвых и, следовательно, жилище бакиси , можно считать минкиси . Фактически, минкиси даже называют переносными могилами, и многие из них включают в себя землю или реликвии из могилы влиятельного человека в качестве основного ингредиента. Таким образом, силы мертвых наполняют объект и позволяют нганге контролировать его. [ 6 ] Металлические предметы, обычно вбиваемые в поверхность фигур власти, символизируют активную роль минкиси во время ритуалов или церемоний. Каждый гвоздь или металлический предмет представляет собой клятву, подписанный договор и попытку искоренить зло. В конечном счете, эти цифры чаще всего представляют собой размышления о социально неприемлемом поведении и усилиях по его исправлению. [ 7 ]
Часто люди обращались за помощью через минкиси . Для этого человеку придется обратиться за руководством к нганге. Нганга продолжали использовать свою способность, чтобы вмешаться в минкиси от имени человека, ищущего помощи. [ 8 ]
Вещества, выбранные для включения в минкиси, часто называют билонго или милонго (единственное число нлонго ), слово, которое часто переводится как «лекарство». Однако их действие не является в первую очередь фармацевтическим, поскольку они не применяются и не проглатываются больными, и, возможно, билонго точнее переводится как «терапевтические вещества». Скорее, их часто выбирают по метафорическим причинам, например, птичьи когти, чтобы поймать преступников, или потому, что их имена напоминают характеристики рассматриваемых духов.
Среди многих распространенных материалов, используемых в минкиси, были фрукты ( луйала в Киконго ), древесный уголь ( калазима ) и грибы ( тондо ). [ 9 ] Минералы собирали из различных мест, связанных с умершими, например, из земли, собранной из могил и русл рек. Белая глина также играла очень важную роль в композиции минкиси из-за символической связи белого цвета и физических аспектов омертвевшей кожи, а также их моральной правильности и духовной позитивности. Белый контрастировал с черным, цветом негатива. Некоторые минкиси используют красную охру в качестве красителя. Использование красного цвета символизирует посредничество сил мертвых.
Минкиси служат многим целям. Некоторые из них используются в практиках гадания , ритуалах по искоренению зла или наказанию злоумышленников, а также в церемониях защитных взносов. Многие из них также используются для лечения, а другие, помимо прочего, обеспечивают успех в охоте или торговле. Важным минкиси часто приписывают полномочия в нескольких областях. Наиболее известно, что минкиси также могут принимать форму антропоморфных или зооморфных деревянных резных фигурок.
Типы
[ редактировать ]
Минкиси и связанные с ними недуги обычно делятся на два типа; «верхнее» и «нижнее». Вышеупомянутые минкиси ассоциируются с небом , дождем и грозой . ниже Минкиси связаны с землей и водой на суше. Вышеупомянутые минкиси считались мужскими и были тесно связаны с насилием и жестокими силами. [ 10 ] договоров . Вышеупомянутые минкиси в основном использовались для поддержания порядка, отправления правосудия и заключения
Хищные птицы , молнии , оружие и огонь — все это общие темы среди минкиси вышеперечисленных . Они также затронули верхнюю часть тела. Говорят, что эти фигуры нкиси вызывали боли в голове, шее и груди . Некоторые фигурки были в виде животных. Чаще всего это были собаки ( кодзо ). В мифологии Конго собаки тесно связаны с духовным миром. Они живут в двух разных мирах; деревня живых и лес мертвых. Фигурки Кодзо часто изображались имеющими две головы – это символизировало их способность видеть оба мира.
На монанга ассоциируется с могущественным человеком, обладающим великими рассуждениями, приносящим счастье и удачу. Они часто создавались тщательно, имеют спокойное выражение и покрыты украшениями, состоящими из разных веществ. [ 11 ]
Фигурки нпезо созданы так, чтобы выглядеть угрожающе, и считается, что их силы ослабляются смехом. [ 11 ]
Существует также разница между личными и общественными нкиси. Личные фигуры нкиси были гораздо более анонимными. Их часто держали в частном доме. В то время как общинные манкиси , с другой стороны, были гораздо менее анонимными, часто выходя на деревню таким образом, чтобы намеренно быть видимыми для многих жителей деревни. Они должны были быть видимыми, но часто в дневное время их держали внутри личного вольера. [ 12 ]
Любовь
[ редактировать ]Нконди (формы множественного числа минконди , зинконди ) — подкласс минкиси, считающихся агрессивными. Поскольку многие из нконди, собранных в девятнадцатом веке, активировались путем вбивания в них гвоздей, в путевых заметках, музейных каталогах и литературе по истории искусства их часто называли «ногтевыми фетишами». Многие нконди также имеют отражающие поверхности, такие как зеркала, в области живота или глаз, которые считаются средством видения в духовном мире. Их часто украшают трубочками из различных веществ. Самый распространенный из них — порох. Идея заключается в том, чтобы использовать его для убийства ндоки , который связан с силами ведьмы. [ 11 ] Хотя они могут быть изготовлены во многих формах, лучше всего в антропологической и научной литературе описаны те, которые представляют собой человеческую статую с гвоздями.
Нконди вызывают для выявления правонарушений, исполнения клятв, а также для причинения или лечения болезней. Вероятно, наиболее распространенным применением было обнаружение и наказание преступников путем выслеживания правонарушителей и мести за их преступления. Приносящий присягу может объявить себя уязвимым перед болезнью, вызванной нконди, если он или она нарушит клятву. Людям, заболевшим болезнями, о которых известно, что они связаны с определенным нконди , возможно, потребуется проконсультироваться с нгангой, ответственным за посредничество с этим духом, чтобы определить, как вылечиться.
Хотя нкиси нконди, вероятно, изготавливались, по крайней мере, с шестнадцатого века, специально прибитые фигурки, которые были объектом коллекций в западных музеях, прибитые нконди , вероятно, изготавливались преимущественно в северной части культурной зоны Конго в девятнадцатом и начале XIX века. двадцатые века.
Современное воздействие
[ редактировать ]Фигурки нкиси , украденные европейцами в девятнадцатом веке, вызвали большой интерес, стимулируя возникающие тенденции в современном искусстве, а темы банту, ранее считавшиеся примитивными или ужасными, теперь рассматривались как эстетически интересные. Произведения стали влиятельными в художественных кругах, и многие из них были приобретены художественными музеями. Намерения банганги , создавшей минкиси, были практичными; то есть их характеристики диктовались необходимостью объекта выполнять работу, которую он должен был выполнить. Следовательно, ногти, вызывавшие сенсацию, никогда не рассматривались как декоративные предметы, а как средство пробуждения духа, а жесты были частью существенной метафоры жестов, встречающейся в культуре Конго. [ 13 ]
В последнее время некоторые современные художники также заинтересовались созданием нкиси собственных , в первую очередь Рене Стаут , чья выставка «Удивление и сила» в Смитсоновском институте объединила ее собственные версии нкиси с комментариями известного антрополога Уятта МакГаффи. [ 14 ]
Художник из Республики Конго Триго Пиула нарисовал несколько произведений из серии «Новый фетиш», вызванной неприятием людьми традиционных фетишей. Это «способ взаимодействия с моим сообществом и способ осуждения вещей, которые, по моему мнению, влияют на нас, например, телевидения». [ 15 ] - сказал он.
Галерея
[ редактировать ]-
Самец нкиси сонге в коллекции Художественного музея Бирмингема.
-
Фигурка Нкиси из коллекции Бруклинского музея.
-
Мужская фигура Нкиси с полосками шкуры из коллекции Бруклинского музея.
-
Женщина Нкиси Нконде в Художественном музее Бирмингема
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Божества Пало» . 13 апреля 2008 г. Архивировано из оригинала 13 апреля 2008 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: bot: исходный статус URL неизвестен ( ссылка ) - ^ Ян Вансина, Тропы в тропическом лесу: к истории политических традиций в Экваториальной Африке (Мэдисон: University of Wisconsin Press, 1990), стр. 146 и 297; но см. также корректирующие высказывания Вансины в книге « Как рождаются общества: управление в Западной и Центральной Африке в 1600 году» (Шарлоттсвилль, Вирджиния и Лондон: University of Virginia Press, 2004), стр. 51-52.
- ^ Ольферт Даппер, Точное описание африканских регионов (Амстердам, 1668 г.), стр. 548 (см. английский перевод у Джона Огилби, Африка (Лондон, 1670 г.), стр. 514).
- ^ Джон Торнтон, «Развитие африканской католической церкви в Королевстве Конго, 1491–1750», Журнал африканской истории 25 (1984): 156–57.
- ^ Множественное число варьируется в зависимости от диалекта, также может быть нганга с согласием класса 2 или зинганга.
- ^ Монсия Блэкмун Висона, Робин Пойнор, Герберт М. Коул, История искусства в Африке (Нью-Йорк: Prentice-Hall, 2000.
- ^ «Метрополитен-музей» . Силовая фигура (Нкиси Н'Конди: Мангаака) . Проверено 29 января 2013 г.
- ^ Коул, Томас Б. (26 января 2016 г.). «Нкиси Нконди (Фигура с гвоздем): конголезец, Республика Конго» . ДЖАМА . 315 (4): 330. дои : 10.1001/jama.2015.14073 . ISSN 0098-7484 .
- ^ Вятт МакГаффи, «Сложность, удивление и сила: визуальный словарь Конго Минкиси » Журнал южноафриканских исследований 14: 188-204
- ^ Мари-Клод Дюпре, «Система сил нкиси в Конго согласно третьему тому К. Ламана», Africa 45 (1975): 12-28.
- ^ Перейти обратно: а б с Волавкова, Зденка (1972). «Фигуры Нкиси Нижнего Конго» . Африканское искусство . 5 (2): 52–84. дои : 10.2307/3334675 . JSTOR 3334675 .
- ^ Херсак, Дуня (2010). «Анализ силы, процесса и заявления: случай фигур Сонге» . Африканское искусство . 43 (2): 38–51. ISSN 0001-9933 . JSTOR 20744842 .
- ^ Вятт МакГаффи, «Магия, или, как мы обычно говорим,«искусство»: основа для сравнения африканского и европейского искусства», в Энид Шилдкроут и Кертис Кейм, ред. Борьба за искусство в Центральной Африке (Кембридж и Нью-Йорк: издательство Кембриджского университета, 1998), стр. 217–235.
- ^ Майкл Харрис и Уятт МакГаффи. ред. Изумление и сила (Лондон и Вашингтон, округ Колумбия: Smithsonian Institution Press, 1993)
- ^ Ла Лайм, Адриана (29 марта 2019 г.). «Интервью с современным конголезским художником Фредериком Триго Пиулой» . sothebys.com .
Библиография
[ редактировать ]- Бассани, Эцио (1977). «Фетиш ногтей Конго из района реки Чилоанго», African Arts 10: 36-40.
- Дутрелу, А. (1961). «Маги Йомбе», Заир 15: 45–57.
- Дюпре, Мари-Клод (1975). «Система войск нкиси в Конго по третьему тому К. Ламана», Африка 45: 12-28.
- Янзен, Джон и Вятт МакГаффи (1974). Антология религии Конго Лоуренс, Канзас: University of Kansas Press.
- Ламан, Карл (1953–68). Конго, 4 тома, Уппсала: Studia Ethnografica Uppsaliensia.
- Леконт Ален. Рауль Леуард. Искусство, магия и медицина в Черной Африке. Издание А. Леконта. 2008 год
- Леуард, Рауль. (1980). Фетиши для ногтей в Нижнем Заире. Арнувиль.
- МакГаффи, Вятт и Джон Янзен (1974). «Фигуры Нкиси БаКонго», African Arts 7: 87-89.
- МакГаффи, Вятт (1977). «Переосмысление фетишизма: Конго нкиси в социологической перспективе». Африка 47: 140–152.
- МакГаффи, Вятт (1988). «Сложность, удивление и сила: визуальный словарь Конго Минкиси » Журнал южноафриканских исследований 14: 188-204.
- МакГаффи, Вятт, изд. и перевод. (1991), Искусство и исцеление баконго, прокомментированные ими самими. Блумингтон, Индиана: Издательство Университета Индианы.
- МакГаффи, Вятт. «Глаза понимания: Конго Минкиси », в книге Уятта МакГаффи и М. Харриса, ред., « Удивление и сила» , Вашингтон, округ Колумбия: Smithsonian Institution Press, стр. 21–103.
- МакГаффи, Вятт (1998). «Магия, или, как мы обычно говорим, «искусство»: основа для сравнения африканского и европейского искусства», в Энид Шилдкроут и Кертис Кейм, ред. Борьба за искусство в Центральной Африке. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, стр. 217–235.
- МакГаффи, Вятт (2000). 1990-е: 1990-е: 1990-е: 1990-е: 1990-е: 1990- е :
- МакГаффи, Вятт (2000). Политическая культура Конго: концептуальный вызов частности. Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
- Ванхи, Хейн (2000). «Агенты порядка и беспорядка: Конго Минкиси», в книге Карела Арнаута, изд. Изменения: новые перспективы африканских коллекций музея Хорнимана. Лондон и Коимбра, стр. 89–106.
- Ван Винг, Джозеф (1959). Этюды Баконго Брюссель: Дескле де Брауэр.
- Волавкова, Зденка (1972). «Фигуры Нкиси Нижнего Конго» Африканское искусство 5: 52-89.