Михаил Пселлос
Михаил Пселлос | |
---|---|
Михаил Пселлос | |
![]() Михаил Пселл (слева) со своим учеником, византийским императором Михаилом VII Дукой. | |
Рожденный | Константин Михаил Пселл в. 1018 |
Умер | в. 1096 |
Национальность | византийский греческий |
Научная карьера | |
Поля | Теология , философия , психология , историография |
Учреждения | Константинопольский университет |
Докторантура | Джон Мауропус |
Докторанты | Джон Итал , Михаэль Атталиатес , Михаил VII Дука , Константин Лейхуд |
Михаил или Пселл Greek: Μιχαὴλ Ψελλός, romanized: Michaḗl PsellósПселл Византийский греческий : [mixail pseˈlːos] ) — византийский греческий монах, учёный, писатель, философ, императорский придворный, историк и теоретик музыки. [ 1 ] Он родился в 1017 или 1018 году и, как полагают, умер в 1078 году, хотя также утверждается, что он оставался жив до 1096 года. Он служил высокопоставленным придворным и советником нескольких византийских императоров и сыграл важную роль в восстановлении расстановка власти этих императоров. Пселл внес значительный вклад в византийскую культуру, выступая за возрождение византийских классических исследований , которые позже повлияли на итальянский Ренессанс , а также интерпретируя гомеровскую литературу и философию Платона как предшественников и неотъемлемых компонентов христианской доктрины . [ 2 ] Его тексты сочетали в себе теологию , философию и психологию. Среди его наиболее известных работ — « Комментарий к учению Платона о происхождении души » и « Хронография» — серия биографий от императора Василия II до Никифора III , служащая ценным источником по истории Византийской империи XI века . [ 3 ] [ 2 ]
Биография и политическая карьера
[ редактировать ]Основными источниками информации о жизни Пселла являются его произведения, содержащие обширные автобиографические отрывки. Михаил Пселл, вероятно, родился в Константинополе . Его семья была родом из Никомидии и, по его собственному свидетельству, считала среди своих предков представителей консульской и патрицианской элиты. Его имя при крещении было Константин ; Михаил — это монашеское имя, которое он выбрал, когда в более позднем возрасте вошел в монастырь. «Пселл» («заика»), вероятно, было личным прозвищем, относящимся к дефекту речи.
Михаил Пселл получил образование в Константинополе. Примерно в десять лет его отправили работать за пределы столицы секретарем губернского судьи, чтобы помогать семье собирать приданое для сестры. Когда его сестра умерла, он оставил эту должность и вернулся в Константинополь, чтобы возобновить учебу. Во время учебы у Иоанна Мавропуса он познакомился с более поздними патриархами Константином Лейхудом и Иоанном Ксифилином , а также с более поздним императором Константином X Дукой . Некоторое время он снова работал в провинции, теперь уже судьей. [ 4 ] Незадолго до 1042 года он снова вернулся в Константинополь, где получил младшую должность при дворе секретаря ( ὑπογραμματεύς ) в императорской канцелярии и начал быстрое восхождение при дворе. Он стал влиятельным политическим советником императора Константина IX Мономаха (годы правления 1042–1055) и стал ведущим профессором Константинопольского университета , носив почётный титул «Начальника философов» ( ὕπατος τῶν φιλοσόφων hypatos tōn philosophōn ). Несмотря на его выдающиеся достижения и выдающиеся знания, его познания в латыни были настолько туманными, что он мог спутать Цицерона с Цезарем . Это приводится в качестве яркого примера того, как Восточная Римская империя потеряла почти все свои связи со своими римскими корнями к высокому средневековью. [ 5 ] [ нужен лучший источник ]
Ближе к концу правления Мономаха Пселл по каким-то причинам оказался под политическим давлением и решил покинуть двор, поступив в 1054 году в монастырь Олимп на горе Олимп в Вифинии . После смерти Мономаха он был отозван в суд своей преемницей, императрицей Феодорой. (правил в 1055–1056 гг.). В последующие годы он оставался активным в политике, выступая в качестве высокопоставленного политического советника сменявших друг друга императоров. Он сыграл решающую политическую роль в переходе власти от Михаила VI к Исааку I Комнину в 1057 году; затем от Исаака Комнина к Константину X Дуке (1059 г.), затем снова от Романа IV Диогена к Михаилу VII Дуке (1071 г.). Поскольку Пселл служил учителем Михаила во время правления отца Михаила, Константина, и поскольку он сыграл важную роль, помогая Михаилу обрести власть против его противника и отчима Романа, Пселл, вероятно, питал надежды на еще более влиятельное положение в качестве учителя и советника. под ним. Михаил, похоже, был менее склонен защищать Пселла, и после середины 1070-х годов больше нет сведений о какой-либо роли Пселла при дворе. Поскольку на этом этапе его автобиографические рассказы прекращаются, достоверной информации о его последних годах мало. Некоторые ученые полагают, что где-то в 1070-х годах Пселлу пришлось снова уйти в монастырь. [ 6 ] После замечания коллеги-историка Пселла Иоанна Зонараса большинство ученых полагают, что Пселл умер вскоре после падения Михаила VII в 1078 году, хотя некоторые ученые также предлагают более поздние даты. [ 7 ] [ 8 ] Что известно, так это то, что Феофилакт Болгарский написал письмо брату Пселла, утешая его в связи со смертью брата, в котором говорилось: «Брат твой не умер, но отошел к Богу, освободившись от мучительной жизни и болезни». [ 9 ]
Хронограф
[ редактировать ]
« Хронография » ( греч . Χρονογραφία ), история византийских императоров за 100 лет, предшествовавших временам Пселла, вероятно, является самой известной и самой доступной работой Пселла. Он охватывает период правления 14 императоров и императриц, начиная с почти 50-летнего правления Василия II, «Булгароубийцы» (976–1025 гг.), и заканчивая где-то во время правления Михаила VII Дуки (1071–1071 гг. ). 1078). Он структурирован в основном как серия биографий. В отличие от большинства других историографических произведений того периода, в нем упор делается на описание персонажей, а не на детали политических и военных событий. Он также включает обширные автобиографические элементы о политическом и интеллектуальном развитии Пселла и придает гораздо больший вес тем периодам, когда Пселл был активен в политике, особенно периоду правления Константина IX, придавая всему произведению почти характер политических мемуаров. Считается, что оно было написано в двух частях. Первый охватывает императоров до Исаака I Комнина. . Второй, имеющий гораздо более сильный извиняющийся тон, по большей части представляет собой восхваление защитников Пселла, императоров династии Дуков.
византинец Историк- Джудит Херрин сказала: «Эта книга Майкла Пселла настолько увлекательна, что если бы вы прочитали только одну книгу византийца о Византии, я бы выбрал именно ее». [ 11 ]

Другие работы
[ редактировать ]Пселл оставил много других произведений:
- «Historia syntomos», более короткий дидактический исторический текст в форме мировой хроники.
- Большое количество научных, философских и религиозных трактатов. Он написал или составил важный труд по философии « De omnifaria doctrina». Другие работы посвящены таким темам, как астрономия , медицина , музыка , юриспруденция , физика и лаография .
- De Operatione dæmonum («О действии демонов») , в котором предлагалась демоническая таксономия как часть антиманихейского диалога . [ 12 ] Он написал трактат по алхимии и теургии (вызову духов), несмотря на то, что эти исследования были запрещены церковью. [ 13 ]
- Различные дидактические стихи на такие темы, как грамматика и риторика .
- Три эпитафии или надгробные речи над патриархами Михаилом Керуларием , Константином III Лейхудом и Иоанном Ксифилином .
- Надгробная речь по матери, включающая большое количество автобиографической информации.
- Несколько панегириков , убедительных речей (в том числе произведений против богомилов и евхитов ) и речей, обращенных к своим покровителям-императорам при дворе.
- Несколько сотен личных писем.
- Риторические упражнения и сочинения на заданные темы.
- Эпизодические, сатирические и эпиграмматические стихи.
Личность
[ редактировать ]Пселл был широко образован и имел репутацию одного из самых образованных людей своего времени. Он гордился тем, что в одиночку вернул византийскую науку к серьезному изучению античной философии, особенно Платона . Его пристрастие к Платону и другим языческим (часто неоплатоническим ) философам привело к сомнениям в правоверности его веры среди некоторых его современников, и в какой-то момент он был вынужден публично исповедовать веру в свою защиту. Он также гордился тем, что является мастером риторики, сочетая в себе мудрость философа и убедительность ритора. Это сделало его образцом политического лидера и советника. Среди современных комментаторов склонность Пселла к длинным автобиографическим отступлениям в своих произведениях снискала ему обвинения в тщеславии и честолюбии. В то же время его политическая карьера и содержание его «Хронографии» побудили комментаторов охарактеризовать его как подобострастного и оппортунистического из-за его якобы некритической позиции по отношению к некоторым императорам и из-за многочисленных изменений в его политической лояльности в течение периода правления. его жизнь [ нужна ссылка ] . , прослеживается мощная ироническая подоплека Однако другие комментаторы утверждают, что в его работах, особенно в «Хронографии» , передающая крайне критические и подрывные сообщения об изображенных императорах. [ 14 ] или даже о византийских христианских верованиях и морали в целом. [ 15 ]
Как упоминалось выше, при жизни Пселла поднимались серьезные вопросы относительно его религиозных убеждений. Например, по словам византиниста Антония Калделлиса , «в 1054 году он [Пселл] был обвинен своим бывшим другом, будущим патриархом Иоанном Ксифилином, в том, что он оставил Христа, чтобы следовать за Платоном». [ 15 ] Еще более сильные сомнения возникли в отношении ученика Пселла Иоанна Итала , сменившего Пселла на посту главы философов. Италоса публично обвиняли в преподавании таких «эллинизирующих» идей, как метемпсихоз и вечность мира . Италосу дважды предъявлялись подобные обвинения, и оба раза он сознавался и отрекался. [ 16 ]
Псевдо-Пселл
[ редактировать ]Когда-то считалось, что существовал другой византийский писатель с таким же именем, Михаил Пселл Старший (ныне также называемый Псевдо-Пселлом ), который жил на острове Андрос в 9 веке и был учеником Фотия и учителем император Лев VI Мудрый . Некоторые авторы также называли Михаила Пселла «младшим». Это убеждение было основано на записи в средневековой хронике Σύνοψις Κεδρηνοῦ-Σκυλίτση , в которой это имя упоминается в этом контексте. Ныне полагают, что включение имени Пселла в эту летопись было ошибкой невежественного переписчика в более позднее время и что никакого «Михаила Пселла старшего» не существовало. [ 17 ] Термин «Псевдо-Пселл» также используется в современной науке для описания авторства нескольких более поздних работ, которые, как полагают, были ошибочно приписаны Пселлу в византийские времена.
Ссылки в литературе
[ редактировать ]В толковании Сэмюэля Тейлора Кольриджа стихотворения « Иней древнего мореплавателя » есть ссылка на «платонического константинополитана Михаила Пселла» как на авторитета по «невидимым обитателям этой планеты, ни ушедшим душам, ни ангелам». .
Британский поэт Кристофер Миддлтон включил стихотворение о Пселле в свой сборник 1986 года « Проезжающая повозка с двумя лошадьми » «Меззомефистофелев схолион».
Пселлос также появляется в Тима Северина романе «Викинг: Человек короля» , заключительной части трилогии о викингах .
Издания
[ редактировать ]
- Пселл, Михаил (1647). Математический сборник (на латыни). Лейден: Бонавентура Эльзевир, Авраам Эльзевир . Проверено 19 июня 2015 г.
- Хронография или история века Византии (976–1077). Эд Эмиль Рено. 2 рейса. Париж 1926/28. [Стандартное современное издание].
- Императоры Византии (Хронограф). Эд Сальваторе Импеллиццери. 2 тома. Виченца, 1984. [Новое критическое издание и итальянский перевод.]
- Хронография , изд. ЭРА Сьютер. Лондон, 1953. Английский перевод, Полный онлайн-текст.
- Хронография , изд. Врасидас Каралис. 2 тома. Афины 1992/96 [новогреческий перевод].
- Жития императоров Византии (Хронограф) . Эд Хуан Сигнес Коданьер. Мадрид 2005 г. [перевод на испанский].
- Автобиография (Похвала матери . Ред. Уго Крискуоло. Неаполь, 1989.
- Де омнифария доктрина. [Обучение повсюду] Ред. Леендерт Г. Вестеринк. Утрехт, 1948 год.
- О действиях демонов. Эд. Жан-Франсуа Буассонад Нюрнберг 1838 г., перепечатка Амстердам 1964 г.
- О действиях демонов. Тр. Маркус Столкновение. Сидней, 1843 год. Полный онлайн-текст
- «Неопубликованная похвала читателя Жана Крустула». Эд. Поль Готье. Обзор византийских и неоэллинских исследований , ns 17–19 (27–29), 1980–1982: 119–147.
- Послание Иоанну Ксифилину. Эд. Уго Крискуоло. Неаполь 1990.
- Послание Михаилу Керуларио. Эд. Уго Крискуоло. Неаполь 1990.
- Симптомы истории . Пшеница. Уиллем Дж. Аэртс. Берлин 1990.
- Агиографические речи. Эд. Элизабет А. Фишер. Штутгарт/Лейпциг, 1994.
- Панегирические речи. Эд. Джордж Т. Деннис. Штутгарт/Лейпциг, 1994.
- Оратория минора . Эд. Энтони Р. Литтлвуд. Лейпциг 1984.
- Речь в память Константино Лихуди. Эд. Уго Крискуоло. Мессина 1983.
- Философские миноры I. Изд. Джон М. Даффи. Штутгарт/Лейпциг, 1992.
- Философский минор II. Эд. Доминик Дж. О'Мира. Лейпциг 1989.
- Поэма . Эд. Леендерт Г. Вестеринк. Штутгарт/Лейпциг, 1992.
- Большая часть второстепенных произведений до сих пор не опубликована. 2 тома. Эд. Эдуард Курц, Франц Дрексль. Милан 1936/41.
- Очерки об Еврипиде и Георгии Писидийском, а также о Гелиодоре и Ахилле Татиусе. Эд. Эндрю Р. Дайк. Вена, 1989 год.
- Теология I. Эд. Лейпциг 1989.
- Богословие II. Эд. Леендерт Дж. Вестеринк, Джон М. Даффи. Мюнхен/Лейпциг 2002.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Рихтер, Лукас (2001). «Пселл [Пселл], Михаил» . Гроув Музыка онлайн . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/gmo/9781561592630.article.22501 . ISBN 978-1-56159-263-0 . Проверено 25 сентября 2021 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- ^ Jump up to: а б «Майкл Пселл» . Британская энциклопедия . Проверено 12 марта 2024 г.
- ^ Картрайт, Марк. «Михаил Пселл» . Энциклопедия всемирной истории . Проверено 12 марта 2024 г.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ «Великий раскол: отчуждение восточного и западного христианского мира» . www.orthodoxinfo.com . Проверено 24 марта 2018 г.
- ^ Перикл П. Иоанн: «Пселл и монастырь * Τὰ Ναρσοῦ ». Byzantinische Zeitschrift 44: 283–290.
- ^ Герберт Хунгер: Высокоязычная светская литература византийцев. 2 тома. Мюнхен 1978.
- ↑ Иоанн Полемис: «Когда умер Пселл?» Византийский журнал 58: 73–76.
- ^ П. Готье, Теофилакт д'Ахрида. Письма Свод источников по византийской истории. Серия Фессалоникийцам 16.2. Салоники: Ассоциация византийских исследований, 1986. Письмо 132.
- ^ Гарланд, Линда (1988). «Жизнь и идеология византийских женщин: дальнейшее примечание об условностях поведения и социальной реальности, отраженных в исторических источниках одиннадцатого и двенадцатого веков» . Византия . 58 (2): 377–378. ISSN 0378-2506 . JSTOR 44171058 .
- ^ Книги, Пять. «Византия» . Пять книг . Проверено 14 марта 2024 г.
- ^ О деятельности демонов. Тр. Маркус Коллиссон Сидней, 1843 год. Полный онлайн-текст .
- ^ Саймон, Эд (22 февраля 2022 г.). Пандемониум: визуальная история демонологии . Абрамс. ISBN 978-1-64700-389-0 .
- ^ Эфтимия Питч: «Хронография» Михаила Пселла: имперская история, автобиография и апология . Висбаден 2005.
- ^ Jump up to: а б Энтони Калделлис : Аргумент хронологии Пселла. Бостон 1999.
- ^ Лоуэлл Клукас: «Суд над Иоанном Италосом и кризис интеллектуальных ценностей в Византии в одиннадцатом веке», Мюнхен, 1981
- ^ Поль Лемерль: Первый византийский гуманизм: Заметки и замечания об обучении и культуре в Византии от истоков до X века. Париж 1971. (гл. 6)
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Барди, Альберто. «Майкл Пселл о размерах Солнца, Луны и Земли: заметка о De omnifaria doctrina 127 (Вестеринк)». Анекдота Византина: Исследования по византийской истории и культуре. Festschrift Альбрехта Бергера по случаю его 65-летия , под редакцией Изабель Гримм-Штадельманн, Александра Риле, Раймондо Точчи и Мартина Марко Вучетича, Берлин, Бостон: Де Грюйтер, 2023, стр. 21-28. https://doi.org/10.1515/9783111070315-002
- А. Калделлис, Энтони Калделлис: Аргумент хронографии Пселла, Бостон, 1999.
- Серкейро, Даниэль. Михаил Пселл, Афинская школа и значение познания самого себя. П.Вен., Буэнос-Айрес, 2001 г. ISBN 978-987-9239-21-6 .
- Э. Питч: «Хронография» Михаила Пселла: имперская история, автобиография и апология, Висбаден, 2005 г.
- С. Папайоанну, Майкл Пселл: риторика и авторство в Византии, Кембридж, 2013.
- Ф. Лауритцен, Изображение персонажей в хронографии Михаила Пселла, Тюрнхаут, 2013.
- Д. Уолтер, Михаил Пселл — христианская философия в Византии . Средневековая философия по отношению к античности и поздней античности . Де Грютер, Берлин, Бостон, 2017 г., ISBN 978-3-11-052597-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- (на латыни, греческом и английском языках) Греческая опера Omnia Минь Патрологии Греки с аналитическими указателями
- 1010-е рождения
- Смерти в 11 веке
- Византийские врачи XI века.
- Византийские историки XI века
- Византийские писатели XI века.
- Византийские поэты
- Христианские философы
- Христианские поэты
- Византийские монахи XI века
- Византийские писатели
- Философы 11 века
- Поэты 11 века
- Греческие математики XI века.
- Византийские ученые XI века
- Византийские астрономы
- Астрономы 11 века
- Юристы XI века
- Греческие философы XI века
- Греческие писатели XI века.
- Педагоги 11 века
- Греческие преподаватели