RD-253
![]() Макет ракетного двигателя RD-275 на авиасалоне в Париже в 2013 году | |
Страна происхождения | ![]() ![]() |
---|---|
Первый полет | RD-253 : 1965 RD-275 : 1995 RD-275M : 2007 |
Дизайнер | NPO Energomash , Valentin Glushko |
Производитель | Proton-PM |
Приложение | Booster первого этапа |
Асвязанный LV | Протон |
Преемник | Rd-254, RD-256, RD-275, RD-275M |
Статус | Оперативно |
Жидкий топливный двигатель | |
Пропеллент | N 2 O 4 / UDMH |
Соотношение смеси | 2.67 |
Цикл | Поставлено сгорание |
Конфигурация | |
Камера | 1 |
Коэффициент сопла | 26.2 |
Производительность | |
Тяга, вакуум | RD-253 : 1630 кН (370 000 фунтов F ) RD-275 : 1750 кН (390 000 фунтов F ) RD-275M : 1832 кН (412 000 фунтов F ) |
Тяга, уровень моря | RD-253 : 1470 кН (330 000 фунтов F ) RD-275 : 1590 кН (360 000 фунтов F ) RD-275M : 1671 кН (376 000 фунтов F ) |
Отношение тяги к весу | 156.2 |
камеры Давление | RD-253 : 14,7 МПа (2130 фунтов на квадратный дюйм; 147 бар) RD-275 : 15,7 МПа (2280 фунтов на квадратный дюйм; 157 бар) RD-275M : 16,5 МПа (2 390 фунтов на квадратный дюйм; 165 бар) |
Конкретный импульс , вакуум | RD-253 : 316S RD-275 : 316S RD-275M : 315,8 с |
Конкретный импульс , уровень моря | RD-253 : 285S RD-275 : 287S RD-275M : 288S |
Диапазон карда | 7,5 °, одиночная плоскость |
Размеры | |
Длина | 3 м (9,8 фута) |
Диаметр | 1,5 м (4 фута 11 дюймов) |
Сухая масса | RD-253 : 1080 кг (2 380 фунтов) RD-275 : 1070 кг (2 360 фунтов) RD-275M : 1070 кг (2 360 фунтов) |
Ссылки | |
Ссылки | [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] |
RD -253 ( русский : (RD-253) : raketnyy dvigatel - , горит . 253 253 романизированный raketnыйdvigoteleh - , Ракетные двигатели разработанные в Советском Союзе Энергомаш для топлива , . Двигатели используются на первом этапе стартового носителя Proton и используют цикл сгорания , богатый окислением, для питания турбопманей. Двигатель сжигает UDMH / N 2 O 4 , которые очень токсичны, но гиперголические и хранение при комнатной температуре, упрощая конструкцию двигателя.
История
[ редактировать ]Разработка RD-253 началась в 1961 году. Предварительные исследования и разработка двигателя, и его дальнейшее производство было выполнено под руководством Валентина Глюшко и завершено в 1963 году. RD-253 использует сгорания, богатый окислителем цикл . Он был использован впервые в июле 1965 года, когда шесть двигателей работали на первом этапе ракеты Proton . Разработка и производство RD-253 были качественным прыжком вперед для ракетинга того времени путем достижения высоких уровней тяги , специфического импульса и давления в камере сгорания . Этот двигатель является одним из самых надежных двигателей в СССР и современной России .
В качестве первого этапа ракеты Proton-K использовались шесть двигателей RD-253, система сыграла ключевую роль в российских космических миссиях , когда эта ракета была выбрана в качестве носителя, включая следующие программы: «Луна» , « Венера », » , MARS GORD « , Экипаж Орбитальные станции " Salyut " ," mir ", и он запустил несколько основных модулей для ISS . Он широко использовался для запуска тяжелых спутников. [ 1 ] [ 5 ] Последний ракетный двигатель RD-253 был использован на ракете Proton-K и запущен 30 марта 2012 года. [ 6 ]
С момента первоначальной разработки двигателя было разработано несколько модификаций, которые не были пролечены. Одним из них был двигатель RD-256, для которого разработка остановилась на экспериментальных моделях. Он не использовался в рейсах и был разработан для отмененного автомобиля. [ 8 ] Вариант RD-254 был поставлен с расширенным сопло для использования в вакууме.
Текущее состояние и развитие
[ редактировать ]Все права на продажу и использование RD-253 для Proton Rocket принадлежат Energomash , которая производит его в Перм , Россия .
Модификация RD-275 (14D14) появилась в результате разработки в 1987–1993 годах с целью достижения более мощной версии двигателя. Его на 7,7% выше тяга была достигнута путем повышения давления в камере сгорания и позволила увеличить массу полезной нагрузки на геостационарную орбиту (GEO) до более чем 6000 кг (13 000 фунтов). Успешный девичий полет протонной ракеты с новым двигателем был завершен в 1995 году.
Energomash начал разработку следующей более мощной версии двигателя в 2001 году. Он имеет на 5,2% более высокую тягу и имеет обозначение 14D14M ( RD-275M ). Он был разработан, чтобы позволить ракете доставить 150 кг (330 фунтов) больше полезной нагрузки в GEO . [ 1 ]
В период с 2002 по 2003 год некоторые экспериментальные работы были завершены с этой версией двигателя. Он включал в себя четыре тестовых выстрела из трех экспериментальных RD-275M с общим временем 735 с . В середине 2005 года этот двигатель вступил в производство государственной комиссией. Первый запуск Proton -M с двигателями 14D14M был запущен 7 июля 2007 года. [ 1 ]
Окончательная версия RD-275M иногда обозначается как RD-276, но до 2009 года название RD-275M (14D14M) было более распространенным числом. [ 1 ] [ 4 ] Некоторые источники [ который? ] Указывает стоимость производства на двигатель до 1,5 миллиона долларов США , а иногда вызывает несколько более низких цифр около 1 миллиона долларов США за единицу. [ Цитация необходима ]
Версии
[ редактировать ]В течение многих лет было много версий этого двигателя:
- RD-220 : первоначальное предложение для первой стадии N-1 . [ 9 ]
- RD-221 : первоначальное предложение для второго этапа N-1 . [ 9 ]
- RD-222 ( Grau Index 11d41 ): программа разработки для первой стадии N-1 . [ 9 ]
- RD-223 ( Grau Index 11d42 ): программа разработки для N-1 второй этап. [ 9 ]
- RD-253 ( Grau Index 11d43 ): серийная производственная версия для первого этапа Proton (8K62). Был предложен для первой стадии N-1 .
- RD-253F ( GRAU INDEX 11D43F ): Проект для R-36M (15A14) первого этапа. [ 9 ]
- RD-254 ( Grau Index 11d44 ): проект для третьего этапа UR-700 и для второго этапа Proton и N-1 , это была высокая версия RD-253.
- RD-275 ( Grau Index 14d14 ): серийное производство для Proton-M первой стадии . RD-253 с увеличением тяги на 8%. [ 9 ]
- RD-276 ( GRAU INDEX 14D14M ): серийное производство для Proton-M первой стадии . Иногда ранее называется RD-275M. Улучшен RD-275. [ 9 ]
Двигатель | RD-220 | RD-221 | RD-222 (11d41) |
RD-223 (11d42) |
RD-253 (11d413) |
Rd-253f (11d413f) |
RD-254 (11d44) |
RD-275 (14d14) |
RD-275M (RD-276, 14d14m) [ 4 ] |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Разработка | 1960 | 1960-1961 | 1962-1966 | 1966-1967 | 1961-1963 | 1987-1993 | 2001-2005 | ||
Давление камеры сгорания | 14,7 МПа (2130 фунтов на квадратный дюйм) | 16,9 МПа (2450 фунтов на квадратный дюйм) | 14,7 МПа (2130 фунтов на квадратный дюйм) | 15,7 МПа (2280 фунтов на квадратный дюйм) | 16,5 МПа (2390 фунтов на квадратный дюйм) | ||||
Тяга (вакуум) | 1074 кН (241 000 фунтов) | 1120 кН (250 000 фунтов) | 1634 кН (367 000 фунтов) | 1700 кН (380 000 фунтов) | 1635 кН (368 000 фунтов) | 1870 кН (420 000 фунтов) | 1720 кН (390 000 фунтов) | 1750 кН (390 000 фунтов) | 1832 кН (412 000 фунтов) |
Тяга (уровень моря) | 947 кН (213 000 фунтов) | N/a | 1471 кН (331 000 фунтов) | N/a | 1474 кН (331 000 фунтов) | 1720 кН (390 000 фунтов) | N/a | 1590 кН (360 000 фунтов) | 1671 кН (376 000 фунтов) |
Специфический импульс (вакуум) | 306 с (3,00 км/с) | 318 с (3,12 км/с) | 302 с (2,96 км/с) | 314 с (3,08 км/с) | 316 с (3,10 км/с) | 317 с (3,11 км/с) | 328 с (3,22 км/с) | 316 с (3,10 км/с) | 315,8 с (3,097 км/с) |
Конкретный импульс (уровень моря) | 270 с (2,6 км/с) | N/a | 272 с (2,67 км/с) | N/a | 285 с (2,79 км/с) | 290 с (2,8 км/с) | N/a | 287 с (2,81 км/с) | 288 с (2,82 км/с) |
Высота | 2600 мм (100 дюймов) | 4200 мм (170 дюймов) | 3470 мм (137 дюймов) | 5050 мм (199 в) | 3000 мм (120 дюймов) | 2700 мм (110 дюймов) | 4000 мм (160 дюймов) | 3050 мм (120 дюймов) | 3050 мм (120 дюймов) |
Диаметр | 1300 мм (51 дюйм) | 2400 мм (94 дюйма) | 1460 мм (57 дюймов) | 2530 мм (100 дюймов) | 1500 мм (59 дюймов) | 1490 мм (59 дюймов) | 2600 мм (100 дюймов) | 1500 мм (59 дюймов) | 1500 мм (59 дюймов) |
Предполагаемое использование | N-1 Первая стадия | N-1 Вторая стадия | N-1 Первая стадия | N-1 Вторая стадия | Proton (8K62) первая стадия | R-36M (15A14) Первая стадия | Ур-700 третий этап, протон и N-1 второй этапы | Proton-M First Stage | Proton-M First Stage |
Статус | Проект (заброшен) | Ушедший на пенсию | Проект (заброшен) | Ушедший на пенсию | В производстве |
Смотрите также
[ редактировать ]- Proton - использует RD -275
- Ракетный двигатель
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и "RD-253" . NPO Energomash . Архивировано с оригинала 5 апреля 2015 года.
- ^ "RD-253-11D48" . Энциклопедия Астронавца . Архивировано с оригинала 2016-03-04 . Получено 2015-07-07 .
- ^ "RD-253" . Энциклопедия Астронавца . Архивировано с оригинала 2015-08-24 . Получено 2015-07-07 .
- ^ Jump up to: а беременный в «Жидкий ракетный двигатель RD-276» . Proton-PM . Получено 6 июля 2015 года .
- ^ Jump up to: а беременный "Proton-K" . Энциклопедия Астронавца . Архивировано из оригинала 22 августа 2010 года . Получено 2015-07-07 .
- ^ Jump up to: а беременный Зак, Анатолия. «История протона» . Russianspaceweb . Получено 2015-07-07 .
- ^ Зак, Анатолия. "2015-07-07" . Russianspaceweb . Получено 2015-07-07 .
- ^ «RD-253 (11d43) и RD-275 (14d14)» (на русском языке) . Получено 2015-07-07 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час «NPO Energomash Список двигателей» . NPO Energomash . Архивировано с оригинала 7 ноября 2014 года.