Родовой грех
Родовой грех , родовой грех или наследственная вина ( греч. койне : προπατορικὴ ἁμαρτία ; προπατορικὸν ἁμαρτιμα ; προγονικὴ ἁμαρτία ), — это учение , согласно которому люди наследуют суждение за грех своих предков . [ 1 ] [ 2 ] Оно существует прежде всего как концепция в средиземноморских религиях (например, в христианской хамартиологии ); Родовой грех упоминается в Библии в Исходе 20:5 . [ 3 ] [ 4 ]
Ученый-классик Мартин Уэст проводит различие между наследственным проклятием и наследственной виной , наказанием , невзгодами или генетической порчей . [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]Наиболее подробное обсуждение этой концепции можно найти в » Прокла « De decem dubitationibus circa Providentiam , пропедевтическом справочнике для студентов Неоплатонической Академии в Афинах. Прокл ясно дает понять, что эта концепция принадлежит священной древности, и объяснение очевидного парадокса представлено как защита древнегреческой религии . Основная мысль заключается в том, что город или семью следует рассматривать как единое живое существо ( животное унум , zoion hen ), более священное, чем любая отдельная человеческая жизнь. [ 6 ]
Учение о вине предков аналогичным образом представлено как традиция незапамятной древности в древнегреческой религии Цельсом в его «Истинной доктрине» , полемике против христианства. Цитируется, что Цельс приписывал «жрецу Аполлона или Зевса» высказывание о том, что « мельницы богов мелют медленно, даже детей детей и тех, кто родился после них». [ 7 ] Идея божественного правосудия, принимающего форму коллективного наказания, также повсеместно встречается в еврейской Библии , например , в Десяти казнях Египта , разрушении Сихема и т. д., и особенно в повторяющихся наказаниях, налагаемых на израильтян за отступление от яхвизма . [ 8 ]
Обучение по религии
[ редактировать ]В христианстве
[ редактировать ]Библия , говорит о грехе поколений в Исходе 20:5 где говорится, что «беззакония отцов падают на сыновей и дочерей — до третьего и четвертого поколения». [ 3 ] Эта концепция подразумевает, что «нерешенные проблемы передаются из поколения в поколение», но что «Иисус — разрушитель рабства… [и] Он способен разорвать порочный круг этого проклятия, но только если мы этого захотим».
Формализованное христианское учение о первородном грехе является прямым расширением концепции первородного греха (представляемого как причиненный ряду последующих поколений), утверждая, что грех Адама и Евы распространяется на всех их потомков на неопределенный срок, то есть на все человечество. раса. Впервые он был разработан во II веке Иринеем , епископом Лионского , в его борьбе с гностицизмом . [ 9 ] [ 10 ] Ириней противопоставлял их доктрине точку зрения, что Падение было шагом в неправильном направлении со стороны Адама, с которым, как считал Ириней, его потомки имели некоторую солидарность или идентичность. [ 11 ]
В Иезекииля 18:19-23 говорится: «Сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына; правда праведного при нем будет, и злоба нечестивого при нем будет». ."
Восточное православие
[ редактировать ]Родовой грех является предметом христианского учения, которому учит Православная церковь , а также другие восточные христиане. Некоторые определяют это как «склонность ко греху, наследие грехов наших прародителей». [ 12 ] Но большинство отличает ее от этой тенденции, сохраняющейся даже у крещеных людей, поскольку первородный грех «снимается через крещение ». [ 13 ]
Святитель Григорий Палама учил, что в результате первородного греха (называемого на Западе « первородным грехом ») образ человека был запятнан, обезображен, вследствие непослушания Адама. [ 14 ] Греческий богослов Иоанн Кармирис пишет, что «грех первого человека вместе со всеми его последствиями и наказаниями передается посредством естественной наследственности всему человеческому роду. Поскольку каждое человеческое существо является потомком первого человека», никто из нас не свободен от пятна греха, даже если ему удастся прожить совершенно безгрешный день». пересаживаются по естественной наследственности грядущие поколения... И таким образом, из одного исторического события первого греха первенца человека возникла нынешняя ситуация греха, переданная вместе со всеми его последствиями всем естественным потомкам Адама. " [ 15 ]
Римский католицизм
[ редактировать ]Что касается снятия родовых проклятий, духовенство Католического Харизматического Обновления разработало молитвы об исцелении. [ 16 ]
В Катехизисе Католической Церкви , в греческом переводе которого используется « προπατορική αμαρτία » (буквально «родовой грех») там, где в латинском тексте есть « peccatum originale », говорится: «Первородный грех называется «грехом» только в аналогичном смысле. : это грех, «заключенный», а не «совершенный» — состояние, а не поступок. Хотя он свойственен каждому человеку, Первородный грех не имеет характера личной вины ни у одного из потомков Адама». [ 17 ] Восточно-православное учение также говорит: «Можно сказать, что хотя мы и не унаследовали вину за личный грех Адама, поскольку его грех также носит родовой характер и поскольку весь человеческий род обладает сущностным, онтологическим единством, мы участвовать в нем в силу нашего участия в человеческом роде: «Передача первородного греха посредством естественной наследственности должна пониматься в терминах единства всей человеческой природы и homoousiotitos . [ 18 ] всех людей, связанных природой, составляющих одно мистическое целое. Поскольку человеческая природа действительно уникальна и нерушима, то объяснимо и перенесение греха от первенца на весь род человеческий, произошедший от него: «Явно, как от корня, болезнь перешла на остальную часть дерева, Адам будучи корнем, претерпевшим тление» (святитель Кирилл Александрийский ). ' " [ 19 ]
иудаизм
[ редактировать ]Еврейская Библия содержит два отрывка из Священных Писаний, касающихся родовых проклятий: [ 20 ]
Господь, Господь, милосердый и милостивый Бог, долготерпеливый, многомилостивый и истинный... Но Он не оставляет виновных безнаказанными; он наказывает детей и их детей за грехи родителей до третьего и четвертого поколения.
- Исход 34 :7
Родители не должны быть казнены за своих детей, а дети не должны быть казнены за своих родителей; каждый умрет за свой грех.
- Второзаконие 24:16
Талмуд отвергает идею о том, что люди могут быть справедливо наказаны за грехи другого человека , а иудаизм в целом поддерживает идею индивидуальной ответственности. Одна из интерпретаций состоит в том, что, хотя у потомков нет моральной вины, на них могут негативно повлиять действия их предков. [ 20 ]
индуизм
[ редактировать ]некоторых священных писаниях В индуизма говорится: [ 21 ]
Тонкий бамбуковый в руке брахмана сильнее молнии Индры . посох Гром опаляет все существующие объекты, на которые он падает. Жезл Брахмана (который символизирует мощь Брахмана в форме его проклятия) поражает даже нерожденные поколения. Мощь жезла исходит от Махадевы .
В индуизме есть семейные проклятия и в других местах. [ 22 ]
Японский синтоизм
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2022 г. ) |
Хотя синтоизм имеет свой собственный взгляд на грех, грех предков не является предпочтительным. Вместо этого синто настаивает на том, чтобы все люди были по своей природе чистыми, а любой накопленный грех, или кегаре , является тем, что накоплено в текущей жизни. [ 23 ] От них следует отказаться от очистительных ритуалов, таких как хараэ .
Греческая мифология
[ редактировать ]В греческой мифологии налагали Эринии семейные проклятия. [ 24 ] [ 25 ] С некоторыми династиями случались трагические происшествия.
Одним из таких домов был Дом Кадма , основавший город Фивы и управлявший им . Убив дракона и основав Фивы на земле, которую терроризировал дракон, Арес проклял Кадма и его потомков из-за священности дракона для Ареса. Точно так же, после того как Гефест обнаружил, что его жена Афродита имеет сексуальный роман с Аресом, он пришел в ярость и поклялся отомстить за неверность Афродиты, проклиная родословную всех детей, появившихся в результате этого романа. Позднее Афродита родила от семени Ареса дочь Гармонию , жену Кадма.
Кадм, раздосадованный своей проклятой жизнью и злой судьбой, заметил, что, если боги были так очарованы жизнью змея, он с таким же успехом мог бы пожелать такой жизни себе. Тотчас у Кадма начала расти чешуя, и он превратился в змею. Гармония, узнав о судьбе мужа, умоляла богов позволить ей разделить судьбу мужа. Многие из Дома Кадма имели особенно трагическую жизнь и смерть. Например, жена критского царя безумно Миноса и влюбилась в критского быка родила Минотавра . Позже Минос был убит своими дочерьми во время купания. Семела , мать Диониса от Зевса , была обращена в прах, потому что взглянула на истинную божественную форму Зевса. Царь Лай Фивский был убит своим сыном Эдипом . Позже Эдип (неосознанно) женится на царице, своей матери, и становится царем. Узнав об этом, он выкалывает себе глаза и изгоняет себя из Фив.
Другой династией, которая была проклята и подверглась трагическим событиям, был Дом Атрея (также известный как Атрейдесы). Проклятие начинается с Тантала , сына Зевса, имевшего теплые отношения с богами. Чтобы проверить всеведение богов, Тантал решил убить своего сына Пелопса и скормить его богам в качестве проверки их всеведения. Все боги, за исключением Деметры, которая была слишком обеспокоена похищением ее дочери Персефоны Аидом , знали , что нельзя есть приготовленный труп Пелопса. После того как Деметра съела плечо Пелопса, боги изгнали Тантала в Тартар , где он провел вечность, стоя в луже воды под плодоносящим деревом с низкими ветвями. Всякий раз, когда он тянулся за фруктом, ветки поднимались вверх, чтобы вырвать из его рук намеченную еду. Всякий раз, когда он наклонялся, чтобы напиться из бассейна, вода уходила в землю прежде, чем он мог пить. Боги вернули Пелопса к жизни, заменив кость в его плече кусочком слоновой кости с помощью Гефеста, таким образом навсегда отметив семью.
Позже Пелопс женился на принцессе Гипподамии после победы в гонках на колесницах у ее отца, царя Эномая . Пелопс выиграл гонку, разрушив колесницу царя Эномая с помощью царского слуги Миртила . Это привело к смерти царя Эномая. Позже слуга Миртил, влюбленный в Гипподамию, был убит Пелопсом за то, что Пелопс пообещал Миртилу право лишить Гипподамию девственности в обмен на помощь в саботаже царской колесницы. Когда Миртил умер, он проклял Пелопса и его род, еще больше усилив проклятие Дома Атрея.
Царь Атрей, сын Пелопса и тезка Атреид, позже был убит своим племянником Эгисфом . Перед смертью у Атрея было два сына, Агамемнон Микен Менелай и царь Спарты царь . Жена царя Менелая, Елена Спартанская , оставила его ради принца Трои Париса , тем самым начав Троянскую войну . Однако перед их отплытием на войну Агамемнон разгневал богиню Артемиду , убив одного из ее священных оленей. Когда Агамемнон готовился отплыть в Трою, чтобы отомстить за позор своего брата, Артемида успокоила ветры, и греческий флот не смог плыть. Провидец сказал Агамемнону , Калхас что если он захочет умилостивить Артемиду и отплыть в Трою , ему придется пожертвовать самым драгоценным, что у него есть. Агамемнон послал домой известие о своей дочери Ифигении , чтобы она пришла к нему, чтобы он мог принести ее в жертву, сообщив ей, что она должна выйти замуж за Ахилла. Ифигения, удостоенная чести, что отец попросил ее присоединиться к нему на войне, подчинилась. Агамемнон принес в жертву свою дочь и отправился на войну.
Клитемнестра , жена Агамемнона и мать Ифигении, была настолько разгневана действиями своего мужа, что, когда он вернулся с победой из Трои, она заперла его в мантию без отверстия для головы, пока он купался, и зарезала его, пока он бился. о. Орест , сын Агамемнона и Клитемнестры, разрывался между долгом отомстить за смерть отца и пощадить мать. Однако. помолившись Аполлону за советом, Аполлон посоветовал ему убить свою мать. Орест убил свою мать и скитался по земле, охваченный чувством вины. За благородный поступок мести за отца ценой собственной души и нежелание убить мать Орест был прощен богами, положив конец проклятию Дома Атрея.
Колдовство
[ редактировать ]![]() | Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2022 г. ) |
Термин «колдовство» не имеет четкого определения, но, по крайней мере, внутри фракций, вера в семейные проклятия сохраняется. [ 26 ] В язычестве распространено мнение, что проклятия, передаваемые через семью, могут проявляться в личных несчастьях, таких как зависимость и бедность. [ 27 ] Другой включает в себя кармический долг, концепцию, предполагающую, что действия в прошлой жизни человека, особенно негативные, продолжаются через реинкарнацию. [ 28 ] Путем личного самосовершенствования и размышлений не только о своем прошлом, но и о своем происхождении, человек может освободиться от проклятия.
Скептические взгляды
[ редактировать ]Современные скептики отрицают существование проклятий любой природы, в том числе семейных. [ 29 ] [ 30 ] даже если некоторые горячо в них верят. [ 31 ]
Современное западное отношение к личной индивидуальности и индивидуальным достижениям не всегда хорошо сочетается с представлениями о унаследованном грехе. [ 32 ] Психологи и философы склонны изображать постоянные человеческие недостатки как часть человеческой природы , а не использовать метафоры « первородного греха ». [ 33 ]
Исторические примеры
[ редактировать ]Натаниэль Хоторн чувствовал, что его семья была проклята из-за действий двух его предков, Джона Хаторна и его отца Уильяма . Уильям Хаторн был судьей , заслужившим репутацию жестокого преследователя квакеров , и в 1662 году он приказал публично избить Энн Коулман. Джон Хаторн был одним из ведущих судей на процессах над ведьмами в Салеме . Неизвестно, раскаялся ли он в своих действиях. Чувство вины Натаниэля Хоторна было настолько велико, что он переписал свою фамилию Хаторн на Хоторн . [ 34 ]
Известные примеры
[ редактировать ]
- Проклятие Алкмеонидов
- Проклятие Браганса (от Иоанна IV Португальского до Людовика Филиппа )
- Проклятие Типпеканоэ ; не совсем семейное проклятие, так как касается преемственности профессии, а не генетической, но заслуживает упоминания
- ( Проклятие Кеннеди от Джозефа П. Кеннеди-младшего до Мейв Кеннеди МакКин )
- Семья Дангбар
- Семья Седжвик [ соответствующий? - обсуждать ]
- Семья фон Эрих
- Семья Брюса Ли , также известная как «Проклятие Дракона» ( Брюс Ли и Брэндон Ли )
- Говорят, что дом Гримальди был проклят за завоевание Скалы Монако , хотя истории о том, как они были прокляты, расходятся.
Семейные проклятия в художественной литературе
[ редактировать ]Когда он умирает, в Шекспира «Ромео и Джульетте» Меркуцио говорит: «Чума в обоих ваших домах», обвиняя и Капулетти, и Монтекки. По ходу пьесы его слова оказываются пророческими. [ 36 ]
существует семейное проклятие В «Доме семи фронтонов» . [ 37 ]
В произведении Артура Конан Дойля « Собака Баскервилей » считалось, что у семьи Баскервилей было легендарное семейное проклятие, связанное с гигантской черной собакой : «...мерзкое существо, огромное черное животное, по форме напоминающее собаку, и все же больше, чем любая собака, на которую когда-либо смотрел глаз смертного». [ 38 ] [ 39 ]
В южнокорейском психологически-сверхъестественном фильме ужасов 2007 года « Кто-то позади тебя» молодая женщина по имени Га-Ин (Юн-Джин-со) видит, как семьи и друзья убивают и нападают друг на друга, и понимает, что за ней следует необъяснимое проклятие, вызывающее вокруг нее, чтобы избавиться от нее. Несмотря на все это, жуткая ученица постоянно напоминает ей, что нельзя доверять своей семье, друзьям или даже себе. Га-Ин видит галлюцинации о тех, кто попытается напасть на нее, затем видит тревожное видение чудовищного существа, предупреждающего ее, что кровопролитие усилится. Фильм также был выпущен в Америке под названием «Голоса» . [ 40 ] [ соответствующий? - обсуждать ]
См. также
[ редактировать ]- Апостольская преемственность
- Кровавое проклятие
- Христианские взгляды на грех
- похоть
- Проклятие Хама
- Проклятие и знак Каина
- Проклятие Турана
- Проклятие Атрейдесов
- Проклятая табличка
- Демоническая одержимость
- Сглаз
- Экзорцизм в христианстве
- Кукла с привидениями
- Еврейское богоубийство
- Джинкс
- Теленок
- Льорона
- Проклятие Пеле
- Таинства
- таинства
- Освящение
- Шотландская пьеса
- Проклятие Супермена
- Богословие Серена Кьеркегора
- Проклятие Тутанхамона
- тенденция
- Странствующий еврей
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Смит, Чак (17 февраля 2014 г.). «Грех поколений?» . Голгофская часовня . Проверено 29 апреля 2021 г.
- ^ Джон Пайпер (3 ноября 2015 г.). «Могут ли мою жизнь отравить грехи, порчи или проклятия поколений?» . Желание Бога . Проверено 29 апреля 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Джонсон, Селена (2006). Грех расизма: как освободиться . Книги Гамильтона . п. 104. ИСБН 978-0-7618-3509-7 .
- ^ Гент, Рик; Чилдерстон, Джим (1994). Чистота и страсть . Муди Пресс. п. 100. ИСБН 978-0-8024-7130-7 .
- ^ Запад 1999 , с. 33f: «Критики часто говорят о наследственном проклятии, имея в виду наследственную вину, или какое-то генетическое повреждение, или постоянные, но необъяснимые несчастья».
- ^ Ганье 2013 , стр. 23–25.
- ^ Ганье 2013 , с. 60: « Opsὲ, fisi, жернова богов, и детей детей, ken metopisthi рождаются » .
- ^ Крашовец 1999 , с. 113 . Явно это показано в Исаии 14:21, Исходе 20:5, Исходе 34:6–7, Иеремии 32:18. Крашовец, Йоже, Награда, наказание и прощение: мышление и верования древнего Израиля в свете греческих и современных взглядов
- ^ ODCC 2005 , с. Первородный грех.
- ^ «Во что верила ранняя церковь: первородный грех» . Католические ответы. 2024 . Проверено 19 мая 2024 г.
Но этот человек... есть Адам, если по правде сказать, первородный человек... Мы же все от него; и поскольку мы произошли от него, мы унаследовали его титул [греха] (Против ересей 3:23:2 [между 180-190 гг. н. э.]).
- ^ JND Келли Ранние христианские доктрины (Сан-Франциско: Харпер Коллинз, 1978), с. 171, упоминается в Дэниеле Л. Эйкине, «Богословие для церкви» , с. 433
- ^ Природа греха. Архивировано 8 сентября 2008 г. в Wayback Machine ; тот же текст также в Природе греха
- ^ Святой Никодим Агиорит: Экзомологетарий ; ср. «Крещение... устраняет старую природу греха (первородного греха)» ( Андреас Теодору: Ответы на доктринальные вопросы (опубликовано Апостольским Диакониасом, 1997), стр. 156-161 ).
- ↑ Обсуждение православного восприятия природы Бога. Архивировано 6 января 2009 г., в Wayback Machine.
- ^ Протоиерей Александр Голубов: Лоскуты смертности: первородный грех и человеческая природа
- ^ «Молитва об исцелении генеалогического древа» (PDF) . Сообщества обновления Южной Калифорнии . 2013 . Проверено 29 апреля 2021 г.
- ^ Катехизис Католической церкви, 404–405 гг.
- ^ Правильная форма слова — homoousiotes ; в цитируемом тексте ошибочно используется родительного падежа форма homoousiotetos и ошибочно используется буква «i» вместо буквы «e» в предпоследнем слоге, следуя смешанной греческой схеме транслитерации с современными и классическими элементами.
- ^ Протоиерей Александр Голубов: Лоскутки смертности: первородный грех и человеческая природа , цитирую Иоанна Кармириса, «Синопсис догматического богословия Православной Католической Церкви», пер. с греческого преподобного Джорджа Димопулоса (Скрэнтон, Пенсильвания: Христианское православное издание, 1973), с. 36
- ^ Jump up to: а б Сакс, Джонатан (24 августа 2015 г.). «Третьему и четвертому поколениям (Ки Тейце 5775)» . Раввин Сакс . Проверено 25 апреля 2020 г.
- ^ «РАЗДЕЛ XVII» .
- ^ «Айтарейя Брахманам Ригведы, содержащий самые ранние размышления брахманов о значении жертвенных молитв, а также о происхождении, исполнении и смысле обрядов ведической религии» . Бахадургандж, Аллахабад Судхиндра Натх Васу. 1922 год.
- ^ «BBC – Религии – Синто: чистота в синтоизме» . www.bbc.co.uk. Проверено 28 августа 2024 г.
- ^ Бандуччи, Лаура (2007). «Семейные проклятия в современной и древней истории» . Бюллетень . 17 .
- ^ «Семейные проклятия в современной и древней истории» . 8 августа 2015 г.
- ^ «Семейное проклятие: что нужно знать современным ведьмам» . 18 февраля 2016 г.
- ^ Домашние школьники, Пэган (14 ноября 2023 г.). «Разрушение проклятий поколений: Путеводитель к свободе» . Языческие домашние школьники . Проверено 28 августа 2024 г.
- ^ «Ваш номер находится под КАРМИЧЕСКИМ ДОЛГОМ? Узнайте» . Таймс оф Индия . 15 июня 2023 г. ISSN 0971-8257 . Проверено 28 августа 2024 г.
- ^ «Почему люди верят в проклятия?» . Сентябрь 2019.
- ^ «Почему люди верят в проклятия?» . 30 августа 2019 г.
- ^ Мариани, Майк (19 ноября 2015 г.). «Наука доказывает, что трагические проклятия реальны» .
- ^
Калер, Эрих (1956). Человек-мера: новый подход к истории . Нью-Йорк: Routledge (опубликовано в 2019 г.). ISBN 9780429709340 . Проверено 4 июня 2021 г.
Постоянной темой великих греческих трагиков [...] является первородный грех [...]. Человек зажат между неизбежными племенными обязанностями и зарождающимся осознанием свободной индивидуальной морали. И этим дается великая тема греческого человека; дальше ее повела греческая философия – борьба за утверждение человеческой индивидуальности [...].
- ^
Сравнивать:
Бойс, Джеймс (23 июля 2014 г.). Рожденный плохим: первородный грех и создание западного мира . Мельбурн: Black Inc. (опубликовано в 2014 г.). ISBN 9781922231642 . Проверено 4 июня 2021 г.
Ни один богослов, начиная с шестого века и до наших дней, не сказал бы, что в сотворенной человеческой природе есть зло; это было бы пренебрежением к любящему Богу.
- ^ Брукс, Ребекка Беатрис (15 сентября 2011 г.). «Жизнь Натаниэля Хоторна» .
- ^ Кэрролл, Роберт (19 декабря 2013 г.). «Проклятие Кеннеди» . Skepdic.com . Проверено 14 июня 2020 г.
- ^ «Почему Меркуцио говорит: «Чума в обоих ваших домах»?» . 4 августа 2015 г.
- ^ Смайли, Джейн (13 мая 2006 г.). «Дом разделен» . TheGuardian.com .
- ^ «Собака Баскервилей» .
- ^ «Собака Баскервилей сэр Артур Конан ДОЙЛ (1859–1930)» .
- ^ Бартон, Стив (26 марта 2009 г.). «Голоса (2009)» .
- Ганье, Рено (2013). Родовой разлом в Древней Греции . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-107-03980-3 .
- Крашовец, Йоже. (1999). Награда, наказание и прощение: мышление и верования древнего Израиля в свете греческих и современных взглядов . Лейден: Брилл. ISBN 9789004114432 .
- Кросс, Фрэнк Л.; Ливингстон, Элизабет А., ред. (2005). Оксфордский словарь христианской церкви . Оксфорд: Университетское издательство. ISBN 978-0-19-280290-3 .
- Уэст, Мартин Л. (1999). «Проклятия предков». В Гриффин, Джаспер (ред.). Возвращение к Софоклу. Эссе, представленные сэру Хью Ллойду-Джонсу . Издательство Оксфордского университета. стр. 31–45.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Как разрушить проклятие поколений - Пресвитерианская церковь Нокса ( Пресвитерианская церковь в Канаде )
- Молитвы о снятии проклятий поколений – Crosswinds International Ministries (внеконфессиональное христианство)
- Внутри «проклятия» семьи Кеннеди – CNN
- Внутри «проклятой» королевской семьи Монако – Mirror
- Тед Кеннеди говорил о семейном проклятии после Чаппакиддика. У него была веская причина. – Вашингтон Пост