Jump to content

Суборбитальный космический полет

суборбитального космического Видео пожира
Суборбитальный человеческий космический полет ( FAI -определенная космическая граница )
Имя Год Рейсы Расположение
Меркурий-Редстоун 3
Меркурий-Редстоун 4
1961 2 Кейп Канаверал
X-15 Полет 90
X-15 Полет 91
1963 2 Эдвардс AFB
Soyuz 18a 1975 1 Байконур Космодром
SpaceShipone Flight 15p
SpaceShipone Flight 16p
SpaceShipone Flight 17p
2004 3 Mojave Air and Space Port
Синее происхождение NS-16 [ 1 ]
Синее происхождение NS-18
Синее происхождение NS-19
2021 3 Кукурузное ранчо
Синее происхождение NS-20
Синее происхождение NS-21

Синее происхождение NS-22

2022 3
Синее происхождение NS-25
Синее происхождение NS-26
2024 2
Суборбитальный человеческий космический полет ( космическая граница , определенная Соединенными Штатами ; за исключением тех, кто выше)
Имя Год Рейсы Расположение
X-15 Полет 62 1962 1 Эдвардс AFB
X-15 Полет 77
X-15 РЕЛИЗА 87
1963 2
X-15 Полет 138
X-15 Полет 143
X-15 Полет 150
X-15 Полет 153
1965 4
X-15 Полет 174 1966 1
X-15 Полет 190
X-15 Полет 191
1967 2
X-15 Полет 197 1968 1
Soyuz MS-10 2018 1 Байконур Космодром
VSS Unity VP-03 2018 1 Mojave Air and Space Port
VSS Unity VF-01 2019 1
VSS Unity Unity21
VSS Unity Unity22
2021 2 Космос Америка
VSS Unity Unity25
Галактик 01
Галактик 02
Галактик 03
Галактик 04
Галактик 05
2023 6 Космос Америка
Галактик 06
Галактик 07
2024 2 Космос Америка

Суборбитальный космический полет -это космический полет , при котором космический корабль достигает космического пространства , но его траектория пересекает поверхность тяготитного тела , из которого он был запущен. Следовательно, он не завершит одну орбитальную революцию, не станет искусственным спутником и не достигнет скорости побега .

Например, путь объекта, запущенный с Земли , который достигает линии Кармана (около 83 км [52 миль] - 100 км [62 миль] [ 2 ] Над уровнем моря ), а затем падает на землю, считается суборбитальным космическим полетом. Были предприняты некоторые суборбитальные рейсы для тестирования космического корабля, а впоследствии предназначались для орбитального космического полета . Другие транспортные средства специально разработаны только для суборбитального полета; Примеры включают в себя транспортные средства, такие как X-15 и SpaceShiptwo , и Unceleed, такие как ICBM и звучащие ракеты .

Полеты, которые достигают достаточной скорости, чтобы перейти на низкую орбиту Земли , а затем де-орбита перед завершением своей первой полной орбиты, не считаются суб-орбитальными. Примеры этого включают рейсы фракционной орбитальной системы бомбардировки .

Полет, который не достигает места, все еще иногда называется суб-орбитальным, но не может быть официально классифицироваться как «суборбитальный космический полет». Обычно используется ракета, но некоторые экспериментальные суборбитальные космические полеты также были достигнуты за счет использования космических орудий . [ 3 ]

Требование высоты

[ редактировать ]
Исаак Ньютон . Пути A и B изображают суборбитальную траекторию.

По определению, суборбитальный космический полевой полет достигает высоты выше 100 км (62 миль) над уровнем моря . Эта высота, известная как линия Кармана, была выбрана Международной международной эфиром Fédération Aéronautique, потому что это примерно такая точка, когда транспортное средство, летящее достаточно быстро, чтобы поддержать себя аэродинамическим подъемом из атмосферы Земли, будет летать быстрее, чем орбитальная скорость . [ 4 ] Американские военные и НАСА премию Крылья астронавта , которые летят свыше 50 миль (80 км), [ 5 ] Хотя Государственный департамент США не показывает особую границу между атмосферным полетом и космическим полетом . [ 6 ]

Во время свободного падения траектория является частью эллиптической орбиты , как указано в уравнении орбиты . Расстояние перигея меньше, чем радиус Земли , включая атмосферу, следовательно, эллипс пересекает Землю, и, следовательно, космический корабль не сможет завершить орбиту. Основная ось вертикальна, полу-мажорная ось A больше, чем r /2. Конкретная орбитальная энергия дается как:

где это стандартный гравитационный параметр .

Почти всегда а < r , соответствующий более низкому чем минимум для полной орбиты, которая

Таким образом, чистая дополнительная конкретная энергия, необходимая для простого повышения космического корабля в космос, находится между 0 и .

Скорость, диапазон и высота

[ редактировать ]

Чтобы свести к минимуму необходимую Delta-V ( астродинамическая мера, которая решительно определяет требуемое топливо ), высокая часть полета выполняется с выключенными ракетами (это технически называется свободным падением даже для восходящей части траектории) Полем (Сравните с эффектом Оберта .) Максимальная скорость в полете достигается на самой низкой высоте этой свободной траектории, как в начале, так и в конце. [ Цитация необходима ]

Если целью является просто «достичь пространства», например, в соревнованиях за приз Ansari X , горизонтальное движение не требуется. В этом случае самый низкий требуемый Delta-V, достигающий высоты 100 км, составляет около 1,4 км/с . Перемещение медленнее, с меньшим количеством свободного падения, потребует большего количества Delta-V. [ Цитация необходима ]

Сравните это с орбитальными космическими полетами: низкоземной орбитой (LEO) с высотой около 300 км, нуждается в скорости около 7,7 км/с, что требует Delta-V около 9,2 км/с. (Если бы не было атмосферного сопротивления, теоретическая минимальная Delta-V было бы 8,1 км/с/с, чтобы поместить ремесло на 300-километровую орбиту, начиная с стационарной точки, такой как Южный полюс. Теоретический минимум может составлять до 0,46 км// S Меньше, если запустить на восток от экватора.) [ Цитация необходима ]

Для суборбитальных космических полетов, покрывающих горизонтальное расстояние, максимальная скорость и требуемая дельта-V находятся между таковыми у вертикального полета и LEO. Максимальная скорость на нижних концах траектории теперь состоит из горизонтального и вертикального компонента. Чем выше горизонтальное расстояние , тем больше будет горизонтальная скорость. (Вертикальная скорость увеличится с расстоянием на короткие расстояния, но будет уменьшаться с расстоянием на более длинных расстояниях.) Для ракеты V-2 , просто достигая пространства, но с диапазоном около 330 км максимальная скорость составляла 1,6 км/с. Масштабированные композиты SpaceShiptWO , который находится в процессе разработки, будет иметь аналогичную орбиту свободного падения, но объявленная максимальная скорость составляет 1,1 км/с (возможно, из-за отключения двигателя на более высокой высоте). [ Цитация необходима ] [ нуждается в обновлении ]

Для больших диапазонов из -за эллиптической орбиты максимальная высота может быть гораздо больше, чем для LEO. На 10 000-километровом межконтинентальном полете, таком как межконтинентальная баллистическая ракету или возможный будущий коммерческий космический полет , максимальная скорость составляет около 7 км/с, а максимальная высота может составлять более 1300 км. Любой космический полет , который возвращается на поверхность, в том числе суборбитальные, будет подвергаться атмосферному повторному входу . Скорость в начале повторного входа является в основном максимальной скоростью полета. Аэродинамическое нагревание будет соответственно варьироваться: он гораздо меньше для полета с максимальной скоростью всего 1 км/с, чем для одного с максимальной скоростью 7 или 8 км/с. [ Цитация необходима ]

Минимальная дельта-V и соответствующая максимальная высота для данного диапазона можно рассчитать, D , предполагая сферическую землю окружности 40 000 км и пренебрегая вращением Земли и атмосферой. Пусть θ будет половиной угла, который должен обойти Землю, поэтому в градусах он составляет 45 ° × д / 10 000 км . Траектория минимальной дельта-V соответствует эллипсу с одним фокусом в центре Земли, а другой в точке на полпути между точкой запуска и точкой назначения (где-то внутри земли). (Это орбита, которая сводит к минимуму оси по полу-джжор, которая равна сумме расстояний от точки на орбите до двух фокусов. Минимизация полумажной оси сводит к минимуму специфическую орбитальную энергию и, следовательно, дельта-V , который является скоростью запуска.) Геометрические аргументы приводят к следующему (с радиусом земли, около 6370 км):

Высота апогея максимизируется (примерно на 1320 км) для траектории, пройдя четверть пути вокруг земли ( 10 000 км ). Более длинные диапазоны будут иметь более низкие апоги в растворе минимальной дельта-V.

(где G - ускорение гравитации на поверхности Земли). Δ V увеличивается с диапазоном, выравнивая на уровне 7,9 км/с, когда диапазон приближается к 20 000 км (на полпути по всему миру). Траектория минимальной дельта-V для прохождения на полпути по всему миру соответствует круговой орбите чуть выше поверхности (конечно, в действительности она должна была быть выше атмосферы). Смотрите ниже на время полета.

Межконтинентальная баллистическая ракета определяется как ракета, которая может достичь цели, по крайней мере, в 5500 км, и в соответствии с вышеуказанной формулой, это требует начальной скорости 6,1 км/с. Увеличение скорости до 7,9 км/с для достижения любой точки на Земле требует значительно большей ракеты, поскольку необходимое количество необходимого топлива возрастает в геометрической прогрессии с Delta-V (см. Уравнение ракета ).

Начальное направление траектории минимальной дельта-V указывает на полпути между прямым вверх и прямо к точке назначения (которая находится ниже горизонта). Опять же, это так, если вращение Земли игнорируется. Это не совсем верно для вращающейся планеты, если запуск не состоится на шесте. [ 7 ]

Продолжительность полета

[ редактировать ]

В вертикальном полете не слишком высоких высот время свободного палаты предназначено как для вверх, так и для нисходящей части максимальной скорости, разделенной на ускорение тяжести , поэтому с максимальной скоростью 1 км/с вместе 3 минуты 3 минуты и 20 секунд. Продолжительность полета до и после свободного падения может варьироваться. [ Цитация необходима ]

Для межконтинентального полета фаза повышения занимает от 3 до 5 минут, свободный пакет (фаза середины) около 25 минут. Для ICBM фаза повторного входа атмосферы занимает около 2 минут; Это будет длиннее для любой мягкой посадки, например, для возможного будущего коммерческого полета. [ Цитация необходима ] Испытательный рейс 4 SpaceX «Звездного корабля» выполнил такой рейс с подъемом из Техаса и моделируемого мягкого приземления в Индийском океане через 66 минут после сбора.

Суборбитальные рейсы могут длиться от нескольких секунд до дней. Pioneer 1 был НАСА первым космическим зондом , предназначенным для достижения луны . Частичная неудача заставила его вместо этого следовать за суборбитальной траекторией, вновь введите атмосферу Земли через 43 часа после запуска. [ 8 ]

Чтобы рассчитать время полета для траектории с минимальной дельта-V, согласно третьему закону Кеплера , период для всей орбиты (если она не проходила через Землю) был бы:

Используя второй закон Кеплера , мы умножаем это на часть площади эллипса, охваченной линией от центра Земли до снаряда:

Это дает около 32 минут для прохождения четверти дороги по земле и 42 минуты для перехода на полпути. Для коротких расстояний это выражение асимптотическое для .

Из формы с участием арккозина, производная времени полета по отношению к D (или θ) достигает нуля, когда D приближается к 20 000 км (на полпути по всему миру). Производная Δ V также идет на ноль здесь. Таким образом, если d = 19 000 км , длина траектории минимальной дельта-V составит около 19 500 км , но это займет всего на несколько секунд меньше времени, чем траектория D = 20 000 км (для чего траектория 20 000 км длиной).

Профили полета

[ редактировать ]
Профиль для первого американского суборбитального полета, 1961 года. Пунктирная линия: нулевая гравитация.
Обложка науки и механики в ноябре 1931 года, показывающая предложенную суборбитальную космическую корабль, который достигнет высоты 700 миль (1100 км) во время своей поездки из Берлина в Нью-Йорк.

Несмотря на то, что существует множество возможных профилей суборбитальных полетов, ожидается, что некоторые будут чаще, чем другие.

X-15 (1958–1968) был запущен на высоту 13,7 км матерью -52 B , поднялся примерно до 100 км, а затем скользил на землю.

Баллистические ракеты

[ редактировать ]

Первыми суборбитальными транспортными средствами, которые достигли пространства, были баллистические ракеты . Первой баллистической ракеткой для достижения пространства была немецкая V-2 , работа ученых в Пенемюне , 3 октября 1942 года, которая достигла высоты 53 мили (85 км). [ 9 ] Затем, в конце 1940-х годов, США и СССР одновременно разработали ракеты, которые были основаны на ракете V-2, а затем гораздо более длинные межконтинентальные баллистические ракеты (ICM). В настоящее время есть много стран, которые обладают ICBM и еще больше с более коротким баллистическим ракеты промежуточного диапазона (IRBM). [ Цитация необходима ]

Туристические рейсы

[ редактировать ]

Суборбитальные туристические рейсы первоначально будут сосредоточены на достижении высоты, необходимой для квалификации как достижение места. Путь полета будет либо вертикальной, либо очень крутой, а космический корабль будет возвращаться на место взлета.

Космический корабль отключит свои двигатели задолго до того, как достигнет максимальной высоты, а затем выдержит до самой высокой точки. В течение нескольких минут, с точки, когда двигатели отключены до такой степени, что атмосфера начинает замедлять ускорение вниз, пассажиры будут испытывать невесомость .

Мегарок запланировало Британское межпланетное общество для суборбитального космического полета в 1940-х годах. [ 10 ] [ 11 ]

В конце 1945 года группа во главе с М. Тихонравовым К. и Нг Чернишевой в Советской академии NII-4 (посвященном науке и технологии ракетной артиллерии), начал работать над стратосферным ракетным проектом, VR-190 , нацеленный на вертикальный полет экипаж двух пилотов, до 200 км (65 000 футов), используя захваченную V-2 . [ 12 ]

В 2004 году ряд компаний работали над транспортными средствами в этом классе в качестве участников конкурса призов Ansari X. Масштабированные композиты SpaceShipone были официально объявлены Риком Сирфосом , выигравшим конкурс 4 октября 2004 года после завершения двух рейсов в течение двухнедельного периода.

В 2005 году сэр Ричард Брэнсон из Virgin Group объявил о создании Virgin Galactic и его планах на 9-местную мощность SpaceShiptwo под названием VSS Enterprise . С тех пор он был завершен с восемью местами (один пилот, один со-пилот и шесть пассажиров) и принял участие в испытаниях на плену, а также с первым матерью-кораблем WhiteNighttwo , или виртуальной машиной . Он также завершил одиночные скольжения с подвижными хвостовыми секциями как в фиксированных, так и в «пернатых» конфигурациях. Гибридный ракетный двигатель был выпущен несколько раз на наземных испытательных стендах и был выпущен в полете во второй раз во второй раз 5 сентября 2013 года. [ 13 ] Четыре дополнительных космических кораблей были заказаны и будут работать из нового космического корабля Америка . Коммерческие рейсы с пассажирами ожидались в 2014 году, но стали отменены из -за катастрофы во время полета SS2 PF04 . Брэнсон заявил: «Мы собираемся учиться на том, что пошло не так, узнайте, как мы можем повысить безопасность и производительность, а затем двигаться вперед вместе». [ 14 ]

Научные эксперименты

[ редактировать ]

Основным использованием суборбитальных транспортных средств сегодня является научные звучащие ракеты . Научные суборбитальные рейсы начались в 1920-х годах, когда Роберт Х. Годдард запустил первые ракеты с жидкостью , однако они не достигли пространства . В конце 1940-х годов захваченные немецкие баллистические ракеты V-2 были преобразованы в Rockets V-2, которые помогли заложить основу для современных звучащих ракет. [ 15 ] Сегодня на рынке есть десятки различных звучащих ракет, от различных поставщиков в разных странах. Как правило, исследователи хотят провести эксперименты по микрогравитации или над атмосферой.

Суборбитальный транспорт

[ редактировать ]

Исследования, подобные проекту X-20 Dyna-Soar, показывают, что полу-баллистический суборбитальный полет может пройти из Европы в Северную Америку менее чем за час.

Тем не менее, размер ракеты, по сравнению с полезной нагрузкой, необходимой для достижения этого, аналогичен ICBM. ICBM имеют несколько меньше орбитали Delta-V; и, следовательно, будет несколько дешевле, чем затраты на достижение орбиты, но разница не большая. [ 16 ]

Из-за высокой стоимости космического полета суборбитальные рейсы, вероятно, изначально будут ограничены высокой стоимостью, очень высокими срочными поставками груза, такими как курьерские рейсы, военные операции быстрого ответа или космический туризм . [ мнение ]

SpaceLiner , - это гиперзвуковая суборбитальная концепция космического корабля которая может перевозить 50 пассажиров из Австралии в Европу за 90 минут или 100 пассажиров из Европы в Калифорнию за 60 минут. [ 17 ] Основная задача заключается в повышении надежности различных компонентов, особенно двигателей, чтобы ежедневно использовать их использование для пассажиров.

SpaceX потенциально рассматривает возможность использования своего звездного корабля в качестве суборбитальной системы транспортировки точки-точки. [ 18 ]

Примечательные безорбитальные космические полеты

[ редактировать ]

Суборбитальные космические полеты с экипажем

[ редактировать ]

Выше 100 км (62,14 миль) на высоте.

Дата (по Гринвичу) Миссия Экипаж Страна Замечания
1 1961-05-05 Меркурий-Редстоун 3 Алан Шепард  Соединенные Штаты Первый экипаж суборбитальный космический полет, первый американец в космосе
2 1961-07-21 Меркурий-Редстоун 4 Вирджил Гриссом  Соединенные Штаты Второй экипаж суборбитальный космический полет, второй американец в космосе
3 1963-07-19 X-15 Полет 90 Джозеф А. Уокер  Соединенные Штаты Первое крылатое ремесло в космосе
4 1963-08-22 X-15 Полет 91 Джозеф А. Уокер  Соединенные Штаты Первый человек и космический корабль, чтобы совершить два рейса в космос
5 1975-04-05 Soyuz 18a Васили Лазарев
Oleg Makarov
 Советский Союз Неудачный орбитальный запуск. Прерван после неисправности во время разделения на сцене
6 2004-06-21 SpaceShipone Flight 15p Майк Мелвилл  Соединенные Штаты Первый коммерческий космический полет
7 2004-09-29 SpaceShipone Flight 16p Майк Мелвилл  Соединенные Штаты Первый из двух рейсов, чтобы выиграть Ansari X-Prize
8 2004-10-04 SpaceShipone Flight 17p Брайан Бинни  Соединенные Штаты Второй рейс X-Prize, награда за клинч
9 2021-07-20 Синее происхождение NS-16 Джефф Безос
Марк Безос
Уолли Фанк
Оливер Деймен
 Соединенные Штаты Первый экипаж Blue Origin
10 2021-10-13 Синее происхождение NS-18 Одри Пауэрс
Крис Бошуйзен
Глен де Врис
Уильям Шатнер
 Соединенные Штаты Второй экипаж Blue Origin
11 2021-12-11 Синее происхождение NS-19 Лора Шепард Черчли
Майкл Страхан
Дилан Тейлор
Эван Дик
Лейн Бесс
Кэмерон Бесс
 Соединенные Штаты Третий экипаж Blue Origin
12 2022-03-31 Синее происхождение NS-20 Марти Аллен
Шарон дробовик
Марк дробовик
Джим Кухня
Джордж Нилд
Гари Лай
 Соединенные Штаты Четвертый экипаж Blue Origin
13 2022-06-04 Синее происхождение NS-21 Эван Дик
Katya Echazarreta
Хэмиш Хардинг
Виктор Корреа Хеспанха
Джайсон Робинсон
Виктор Бишоп
 Соединенные Штаты Пятый экипаж Blue Origin
14 2022-08-04 Синее происхождение NS-22 Коби хлопок
Марио Феррейра
Ванесса О'Брайен
Клинт Келли III
Сара Сабри
Стив Янг
 Соединенные Штаты Шестой экипаж Blue Origin
15 2024-05-19 Синее происхождение NS-25 Мейсон Ангел
Сильвен Хирон
Эд Дуайт
Кеннет Хесс
Кэрол Шаллер
Гопичанд Тотакура
 Соединенные Штаты Седьмой экипаж Blue Origin Flight
16 2024-08-29 Синее происхождение NS-26 Николина Элрик
Роб проиграет
Юджин ухмыляется
Эйман Джахангир
Karsen Kitchen
Эфраим Рабин
 Соединенные Штаты Восьмой экипаж Blue Origin Flight
Временная шкала космического корабля, SpaceShiptwo, CSXT и новых суборбитальных рейсов Shepard. Там, где бустер и капсула достигли разных высот, выше построен. В файле SVG наведите на точку, чтобы показать подробности.

Будущее суборбитального пространственного полета экипажа

[ редактировать ]

Частные компании, такие как Virgin Galactic , Armadillo Aerospace (заново изобретены как Exos Aerospace), Airbus , [ 21 ] Синий происхождение и космические системы Masten заинтересованы в суборбитальном космическом полете, отчасти из-за таких предприятий, как приз Ansari X. НАСА и другие экспериментируют с Scramjet самолетами на основе гиперзвуковыми , которые вполне могут использоваться с профилями полетов, которые квалифицируются как суб -орбитальные космические полеты. Некоммерческие организации, такие как Arcaspace и Copenhagen Suborbitals, также пытаются запуска на основе ракета .

Судоорбитальные проекты космического полета

[ редактировать ]

Смотрите также

[ редактировать ]
  1. ^ Фуст, Джефф (20 июля 2021 г.). «Blue Origin запускает Bezos на первом новом рейсе Shepard» . Spacenews . Получено 20 июля 2021 года .
  2. ^ https://scholar.smu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1126&context=jalc [ только URL ]
  3. ^ "Мартлет" . Архивировано из оригинала 2010-09-26.
  4. ^ «Граница высоты 100 км для астронавтики» . Fédération Aéronautique Internationale . Архивировано с оригинала 2011-08-09 . Получено 2017-09-14 .
  5. ^ Уилан, Мэри (5 июня 2013 г.). «Космические пионеры X-15 теперь удостоены чести как астронавтов» . НАСА.ГОВ . Архивировано из оригинала 11 июня 2017 года . Получено 4 мая 2018 года .
  6. ^ «85. Заявление США, определение и разграничение космоса и характер и использование геостационарной орбиты, законного подкомитета Комитета Организации Объединенных Наций по мирному использованию космоса на его 40 -й сессии в Вене с апреля» . state.gov . Получено 4 мая 2018 года .
  7. ^ Бланко, Филипп (сентябрь 2020 г.). «Моделирование траекторий ICBM вокруг вращающегося глобуса с системным набором инструментов». Учитель физики . 58 (7): 494–496. Bibcode : 2020phtea..58..494b . doi : 10.1119/10.0002070 . S2CID   225017449 .
  8. ^ «Pioneer 1 - NSSDC ID: 1958-007a» . НАСА NSSDC.
  9. ^ Германия V-2 ракета, Кеннеди, Грегори П.
  10. ^ Холлингем, Ричард. «Как нацистская ракета могла поставить британца в космос» . BBC.com . Архивировано с оригинала 14 ноября 2016 года . Получено 4 мая 2018 года .
  11. ^ "Мегарок" . www.bis-pace.com . Архивировано с оригинала 30 октября 2016 года . Получено 4 мая 2018 года .
  12. ^ Anatoli I. Kiselev; Alexander A. Medvedev; Valery A. Menshikov (December 2012). Astronautics: Summary and Prospects . Translated by V. Sherbakov; N. Novichkov; A. Nechaev. Springer Science & Business Media. pp. 1–2. ISBN  9783709106488 .
  13. ^ «Масштабированные композиты: проекты - журналы тестирования для SpaceShipTwo» . Архивировано с оригинала 2013-08-16 . Получено 2013-08-14 .
  14. ^ «Брэнсон на Virgin Galactic Crash:« Пространство трудное - но стоит того ». CNET. Получено 1 августа 2015 года.
  15. ^ "CH2" . ИСТОРИЯ.NASA.gov . Архивировано с оригинала 2015-11-29 . Получено 2015-11-28 .
  16. ^ «Обзор пространства: суборбитальный транспорт с точки зрения: звучит хорошо на бумаге, но ...» www.thespacereview.com . Архивировано из оригинала 1 августа 2017 года . Получено 4 мая 2018 года .
  17. ^ Sippel, M. (2010). «Многообещающие альтернативы дорожной карты для Spaceliner» (PDF) . Acta Astronautica . 66 (11–12): 1652–1658. Bibcode : 2010acaau..66.1652s . doi : 10.1016/j.actaastro.2010.01.020 .
  18. ^ Ральф, Эрик (30 мая 2019 г.). «Генеральный директор SpaceX Элон Маск хочет использовать Starships в качестве транспорта на землю на землю» . Тесларати . Получено 31 мая 2019 года .
  19. ^ Walter Dornberger, Moewig, Berlin 1984. ISBN   3-8118-4341-9 .
  20. ^ "Bumper Project" . Ракетный диапазон белых песков. Архивировано из оригинала 2008-01-10.
  21. ^ Амос, Джонатан (3 июня 2014 г.). «Airbus Drop Model 'Space Jet » . BBC News . Архивировано из оригинала 4 мая 2018 года . Получено 4 мая 2018 года .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 580d09f0a4403e188b7bd0501f899db0__1726092720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/58/b0/580d09f0a4403e188b7bd0501f899db0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Sub-orbital spaceflight - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)