АМЦ Рамблер Тарпон
Рамблер Тарпон | |
---|---|
![]() | |
Обзор | |
Производитель | Американская моторная корпорация (AMC) |
Дизайнер |
|
Кузов и шасси | |
Сорт | Концепт-кар |
Тип кузова | 2-дверный фастбэк |
Макет | макет ФР |
Силовой агрегат | |
Двигатель | АМС Прямой-6 |
Размеры | |
Колесная база | 106 дюймов (2692 мм) |
Длина | 180 дюймов (4572 мм) |
Высота | 52,5 дюйма (1334 мм) |
Rambler Tarpon — концепт-кар , компактное спортивное молодежное крышей 2+2, с жесткой купе разработанное в 1963 году компанией American Motors Corporation (AMC). Ярко-красный дизайн с черной крышей впервые был представлен публике на Чикагском автосалоне 1964 года . [ 1 ] Автомобиль стал предшественником элементов дизайна в стиле фастбэк более крупного Rambler Marlin , представленного в 1965 году. [ 2 ]
Дизайн
[ редактировать ]Тарпон был проектом с «водным названием». [ 3 ] для небольшого заднеприводного двухдверного монокока с крышей без опор жесткой . Характерной чертой была гладкая покатая крыша в стиле фастбэк, которая сужалась к заднему бамперу. Tarpon отличался двумя большими глубокими задними фонарями, выходящими из плеч заднего крыла. Шоу -кар был окрашен в красный цвет с черной виниловой крышей, подчеркивающей его чистые формы от лобового стекла почти до заднего бампера. Конструкция длинной части крыши включала в себя расширенные и большие окна в задней части салона, которые позволяли пассажирам на задних сиденьях в этом салоне 2+2 избегать клаустрофобии. [ 4 ] Гладкую линию крыши не прерывало почти горизонтальное заднее стекло. Фастбэк-дизайн Тарпона «был на переднем крае стилистической тенденции Motor City, которая вскоре включила в себя Plymouth Barracuda , Mustang 2+2 и Dodge Charger ». [ 5 ]
В книге о коллекционных автомобилях 1991 года историк автомобилестроения Ричард М. Лэнгворт описал широкую линию крыши Tarpon и «приблизительно эллиптические боковые оконные проемы соответствовали красивым линиям американца для буквы Т, а довольно пропорциональный фастбэк выглядел естественным для продажи в автосалоне». [ 6 ] Восходящая линия, которая проходила в нижней части окон задней части автомобиля, видимо, чтобы разбавить их визуальную массу, рассматривалась как «самая странная причуда Тарпона». [ 7 ] У шоу-кара также не было крышки багажника или внешнего люка для доступа в грузовой отсек. Это будет решено до начала производства. [ 8 ]
Концепция Tarpon «вызвала большой ажиотаж на съезде Общества инженеров автомобильной промышленности ( SAE International ) в январе 1964 года». [ 9 ] Концепт был показан на сцене, а дизайнеры работали над профилем автомобиля в разрезе. [ 10 ] Затем Tarpon вызвал широкий общественный интерес, когда он гастролировал по автосалонам, начиная с января 1964 года. [ 11 ] Его хвостовая крыша в форме полулодочки была украшена черным винилом, впервые представленным на Чикагском автосалоне . [ 12 ] Рекламным лозунгом концепта было «Новый автомобиль со спортивным чутьем». [ 8 ] так называемый сегмент « пони-каров Он был хорошо принят на автомобильных выставках еще до того, как на рынке появился ». Некоторые посетители выставки хотели разместить заказы, дилеры AMC спрашивали о производственных планах, и «более 60% сказали, что хотели бы иметь модель в стиле фастбэк Tarpon». [ 4 ]
Rambler Tarpon также был представлен на Нью-Йоркском международном автосалоне 1964 года , как и Ford Mustang II (концепт-кар) , дизайн которого был показан незадолго до презентации серийной версии. [ 13 ] Обе концепции были нацелены на растущий интерес к небольшим спортивным автомобилям и покупательную способность молодых клиентов. [ 4 ]
Разработка
[ редактировать ]Автомобильный рынок менялся в начале 1960-х годов, «когда на рынок вышло много молодых водителей-новичков… и покупали машины с талантом». [ 9 ] В начале 1963 года руководство American Motors начало разработку «нового автомобиля со спортивным чутьем», чтобы изменить его имидж. [ 14 ] Команда дизайнеров Дика Тига разработала для AMC совершенно новую концепцию — дизайн в стиле фастбэк . [ 15 ] [ 16 ] У него была страсть к автомобилям до Второй мировой войны , и он имел «страсть брать старый стиль и снова делать его новым». [ 17 ] Он наблюдал за дизайном купе Chevrolet Corvette 1963 года и Ford Galaxie Sports Hardtop 1963 года, который превзошел по продажам модели с кузовом седан , и следовал образцу, заданному характерным Chevrolet Fleetline 1942 года под названием Aerosedan. двухдверным кузовом [ 17 ] [ 18 ] Нэша и собственный Airflyte . Тиг знал, что его команде дизайнеров приходилось работать со значительно меньшими бюджетами, чем их коллегам из «большой тройки» Детройта ( General Motors , Ford и Chrysler ). [ 19 ] Например, компания Ford разработала линию крыши в стиле фастбэк ручной работы для своего компактного Falcon первого поколения, получившего название «Falcon Challenger III». двухдверного седана [ 20 ] Автомобиль участвовал в Неделях скорости в Нассау в 1962 году, а также демонстрировался на Международной автомобильной выставке в Нью-Йорке в 1962 году. [ 20 ] В середине 1963 года Ford также представил модели полуфастбэка с заниженной покатой линией крыши и задним стеклом для улучшения аэродинамики. [ 21 ] С другой стороны, у AMC не было корпоративных ресурсов для осуществления значительных инвестиций, которые потребовали бы совершенно нового инструмента, поэтому команде дизайнеров Тига пришлось творчески использовать существующие инструменты для создания побочных продуктов существующих продуктов. [ 15 ]
Tarpon был создан на базе нового дизайна и платформы компактного размера Rambler American, уже установленного для модели 1964 года. ) , Использовалось шасси кабриолета с колесной базой 106 дюймов (2692 мм но Tarpon был немного длиннее, 180 дюймов (4572 мм) по сравнению с 177,25 дюйма (4502 мм) у серийного Rambler American. [ 22 ] Крыша Tarpon была опущена на два дюйма, и теперь ее высота составляет всего 52,5 дюйма (1334 мм), что придает еще более динамичный вид. [ 22 ] Верхняя часть нового Рамблера Тарпона была изготовлена из армированного пластика. [ 23 ] Лобовое стекло было описано как «выпуклое», а линия крыши в стиле фастбэк имела заднее окно в форме «светового люка». [ 24 ] Скошенное назад изогнутое лобовое стекло с двойной составной частью еще больше подчеркивало низкий внешний вид Tarpon. [ 22 ] Tarpon также отличался полированными 13-дюймовыми алюминиевыми дисками. [ 24 ] Стандартные серийные опорные катки на Рамблер Американцах были 14-дюймовыми, поэтому меньшие версии сделали шоу-кар ниже. [ 22 ] В салоне был полный набор приборов циферблатного типа под мягкой приборной панелью , глубокое алюминиевое рулевое колесо с ободком из орехового дерева и изготовленные на заказ ковшеобразные сиденья . [ 22 ]
Tarpon, похоже, нацеливался на новую Barracuda который скоро будет анонсирован на базе Valiant от Plymouth и Ford Mustang, . [ 25 ] Показанный до появления компактного Mustang на базе Falcon от Ford, Tarpon от AMC имел «мгновенный успех», о чем свидетельствуют опрошенные потенциальные покупатели, заявившие, что 60% его купят. [ 14 ]
«Тарпон» в производство не пошел. В то время AMC все еще разрабатывала свой легкий двигатель V8 «GEN-2» , подходящий для небольшого американского шасси Rambler. В случае производства Tarpon стал бы конкурентом Plymouth Barracuda второго поколения , фастбэк-производной компактного Valiant . Использование существующей компактной платформы соответствовало бы подходу к проектированию Мустанга , где шасси, подвеска и трансмиссия были заимствованы у Ford Falcon . Однако исследование рынка, проведенное AMC, показало, что предложение только шестицилиндровой силовой установки не удовлетворит намеченный целевой сегмент рынка . Новый двигатель V8 был представлен в 1966 году в спортивной модели Rambler American с жесткой крышей под названием Rogue. Более того, генеральный директор AMC Рой Абернети хотел, чтобы компания отошла от маркетингового имиджа Ramblers как небольшого, экономичного и консервативного автомобиля и дизайна. По словам Абернети, «главной проблемой AMC было отставание в имидже — тот факт, что слишком много людей все еще считали American Motors производителем простых компактов Jane». [ 26 ]
Под руководством Абернети компания представляла более крупные автомобили, у которых было больше возможностей, престижа и роскоши. [ 27 ] Например, новые кабриолеты и более высококлассные модели Ambassador потенциально предлагали более высокую прибыль. [ 28 ] Хотя небольшой четырехместный Tarpon предвосхитил новый сегмент рынка, который позже стал известен как пони-кары платформе компании , в AMC было принято решение построить свою спортивную «имиджевую» модель в стиле фастбэк на среднеразмерной или промежуточной классической . Тиг вспоминал, что «Абернети решил, что вместо 2+2 мы построим спортивный автомобиль 3+3». [ 15 ] На трансформацию Tarpon 2+2 в шестиместное купе повлияло предложение существующих двигателей V8 от AMC и перепозиционирование автомобиля для «молодых семейных» пар. [ 4 ]
Новая серийная модель под названием Marlin была представлена в середине 1965 года. Она добавила больше «спортивности» в линейку автомобилей AMC. Однако Marlin вмещал шесть пассажиров и был оснащен характеристиками личного роскошного автомобиля, такого как Ford Thunderbird или Buick Riviera , а не конкурента в сегменте пони-каров . [ 29 ] Тем не менее, серийный Marlin вобрал в себя многие конструктивные особенности, которые были фирменными знаками шоу-кара Tarpon. Поскольку это был гораздо больший автомобиль, у Marlin были более выраженные плечи, идущие вбок за задними колесами, чем у Tarpon.
В 1965 году, за три года до того, как был представлен серийный пони-кар AMC, в сообщениях прессы компактный дизайн описывался как «фастбэк, похожий на тарпон», построенный на платформе Rambler American. [ 30 ] Tarpon «был автомобилем, который AMC могла и должна была иметь, но не сделала в ответ на Mustang… Вместо этого AMC построила Marlin, который на более крупном классическом шасси был слишком большим, чтобы быть пони-каром. слишком медленный, чтобы быть маслкаром, и проклятый неуклюжими пропорциями из-за короткого капота Classic». [ 31 ] Автопроизводитель занимался нишевым маркетингом , предлагая продукт большего размера, которого не предлагали его гораздо более крупные конкуренты. [ 32 ] Хотя шоу-кар Tarpon указал путь, AMC дождалась 1968 модельного года, чтобы представить небольшой фастбэк Javelin , который был нацелен непосредственно на сегмент рынка, созданный Ford Mustang.
Дизайнеры
[ редактировать ]
Дик Тиг возглавил команду дизайнеров AMC. Стюарт Вэнс был менеджером по проектированию, и это включало разработку кузова, а также цех прототипов. Другими участниками работы над «Тарпоном» были правая рука Тига Фред Хадсон (который позже внес свой вклад в создание «Джавелина»), Винс Джерачи (который внес свой вклад в окончательный вид «Марлина»), Чак Машиган (менеджер Advanced Studio), Роберт Никсон, Джек Кенитц, Дональд Стампф, Нил Браун-младший, Билл Сент-Клер, Джим Паппас, а также Джим Александер (спроектировавший интерьер). Тиг выбрал названия как для шоу-кара Tarpon, так и для серийного Marlin. [ 15 ]
Тиг проработал в AMC 26 лет. Он был ответственен за некоторые вневременно красивые и современные автомобили AMC, а также за некоторые разочарования компании. После выхода на пенсию с поста вице-президента AMC Тиг описал развитие дизайна фастбэка:
- «...Изначально у нас был автомобиль под названием «Тарпон», который должен был быть произведен... это был действительно аккуратный автомобиль, маленький крепкий фастбэк. Мы показали его на съезде SAE ( Общества автомобильных инженеров ) (февраль 1964 г.). в Кобо-холле в Детройте , штат Мичиган ), и все были в восторге от этого. Но что убило Tarpon, так это то, что в то время у нас не было для него двигателя V-8... [президент AMC] Рой! Абернети не любил маленькие машины. Никогда не любил. Ему нравились большие машины, потому что он был большим парнем — чертовски хорошим парнем. И он чувствовал, что эта машина слишком маленькая, поэтому он сказал: «Ну, черт возьми, Тиг. а почему бы просто не поставить его на колесную базу Рамблер Классик? Таким образом, у вас будет доступный двигатель V-8, и у вас будет больше места внутри него». А потом, вдобавок ко всему, он добавил дюйм к крыше, пока я был в Европе . Я до сих пор не могу с этим справиться... " [ 33 ]
Тиг также отвечал за разработку компактного самолета Javelin компании AMC, который успешно ориентировался на рынок, предусмотренный Tarpon, а также двухместного AMX . [ 34 ] [ 35 ]
Наследие
[ редактировать ]Tarpon оказал прямое влияние на дизайн в стиле фастбэк для AMC Marlin 1965–1967 годов.
Намного позже элементы оригинального дизайна Tarpon вернулись к серийному автомобилю в 2004 году в кузове-купе в стиле фастбэк с характерным дизайном, «напоминающим не одному наблюдателю старый Rambler Marlin». [ 36 ] К основным характеристикам внешнего вида небольшого двухместного Chrysler Crossfire относится «провокационная тема «лодочка»» в дизайне фастбэка и задней части. [ 37 ] Автомобильные журналисты отметили сходство Crossfire с AMC Marlin с задней частью Tarpon. Например, Роб Ротвелл писал: «Мой первый взгляд на заднюю часть Chrysler Crossfire мгновенно вызвал воспоминания об одной из моих любимых машин — Rambler Marlin 1965 года выпуска». [ 38 ]
Первоначальная концепция Тарпона была разрушена. [ 39 ] Был построен дань-автомобиль, копирующий Тарпон. [ 40 ] Репродукция основана на американском автомобиле 1966 года выпуска, у которого моторный отсек больше по сравнению с версией 1964 года, использованной в концептуальном автомобиле. [ 41 ] Реплика была построена на основе американского кабриолета Rabler, к которому была добавлена крыша от Marlin 1965 года. [ 42 ] Эта версия клона Tarpon оснащена четырехцилиндровым двигателем V8 «GEN-2» AMC объемом 343 куб. Дюйма (5,6 л) с четырехступенчатой механической коробкой передач. [ 41 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История концептуального автомобиля — Чикагский автосалон — Рамблер Тарпон» . Chicagoautoshow.com . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ «Концептуальные автомобили сквозь годы». Ежедневный Вестник . Арлингтон-Хайтс, Иллинойс. 8 февраля 2014 г.
- ^ Грист, Питер (2009). Dodge Challenger Plymouth Barracuda: мощные пони-кары Chrysler . Издательство Велос. п. 6. ISBN 978-1-84584-105-8 . Проверено 25 марта 2022 г. - через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б с д Маккосленд, Эван (2 декабря 2013 г.). «Форд Мустанг не был первым пони-каром» . Моторный тренд . Проверено 31 января 2024 г.
- ^ Макгуайр, Билл (7 февраля 2016 г.). «История American Motors Marlin» . Автогородской гараж Мака . Проверено 31 января 2024 г.
- ^ Пул, Дебора; Лэнгуорт, Ричард М. (1991). Коллекционные автомобили . Издательство Random House Value. п. 14. ISBN 978-0-517-03594-8 . Проверено 25 марта 2022 г. - через Google Книги.
- ^ «Может быть, Rambler Tarpon продавался лучше, чем Plymouth Barracuda?» . indieauto.org . 2 июля 2021 г. Проверено 31 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Аппель, Том (20 декабря 2022 г.). «Забытая концепция: Рамблер Тарпон» . Руководство для потребителей Автомобильная промышленность . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б Едличка, Дэн (9 сентября 2001 г.). «AMC попыталась сбить Мустанг с Марлином» . Чикаго Сан-Таймс . Архивировано из оригинала 21 сентября 2014 года . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ «Визит к Дику Тигу, статья журнала Special Interest Autos Magazine, август 1986 г. Это часть статьи» . w4wwj.org. Архивировано из оригинала 18 августа 2014 года . Проверено 25 марта 2022 г.
Посмотрите фотографии прототипа магазина студии Tarpon, построенного для конференции.
- ^ «Американ Моторс» . Автомобильная промышленность . 137 : 51–52. 1967 год . Проверено 25 марта 2022 г. - через Google Книги.
- ^ «История: компания American Motors в 1964 году представила прототип Rambler Tarpon (изображение)» . Чикагская автомобильная торговая ассоциация . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ «Шоу-кар Рамблера — это хардтоп Тарпон» . Ежедневные новости . Нью-Йорк. 3 апреля 1964 года . Проверено 30 января 2024 г. - через газеты.com.
- ^ Jump up to: а б Ховард, Джо (март 2008 г.). «История Marlin: концепт-кар Rambler Tarpon 1964 года» . Автоклуб Марлин . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Авторедакторы журнала «Руководство для потребителей» (26 октября 2007 г.). «Развитие АМС Тарпон и Марлин» . Как все работает . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ Тиг, Ричард А. (март 1965 г.). «История марлина: объяснение Диком Тигом зарисовок до марлина» . Автомобильная жизнь . Проверено 25 марта 2022 г. - перепечатано в Fish Tales, том 9, № 2, июнь 2008 г.).
- ^ Jump up to: а б Митчелл, Ларри Г. (2000). Маслкары AMC . Издательство МБИ. п. 15. ISBN 978-0-7603-0761-8 . Проверено 25 марта 2022 г. - через Google Книги.
- ^ Авторедакторы «Руководства для потребителей» (5 августа 2007 г.). «Шевроле Флитлайн 1941, 1942 годов выпуска» . Как все работает . Архивировано из оригинала 19 сентября 2020 года . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ Матрас, Джон (4 апреля 2005 г.). «Марлины, шершни и гремлины, о боже: необычная классика AMC» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Лемперт, Майкл (28 января 2021 г.). «Быстро назад: Ford Falcon Challenger III» . Проверено 31 января 2024 г.
- ^ Гилберт, Энди (24 марта 2023 г.). «Сравнение классики: 1/2 Ford Galaxie 500 1963 года и Ford Galaxie 500 1964 года» . Гараж Толстяка . Проверено 31 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «История Марлина… От концепции к реальности» . AMCRC Рамблер Ридер . Том. 17, нет. 4. 1996 год . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ «Рамблер Тарпон» . Металл Прогресс . 85 :107. 1964 . Проверено 25 марта 2022 г. - через Google Книги.
- ^ Jump up to: а б «Тарпон: единственный в своем роде от American Motors» . Популярная механика . Том. 121, нет. 4. Апрель 1964 г. с. 89 . Проверено 25 марта 2022 г. - через Google Книги.
- ^ (Сотрудники Old Cars Weekly ) (2010). Ничего, кроме мышц . Публикации Краузе. п. 8. ISBN 978-1-4402-1549-0 .
- ^ (Конгресс США, Объединенный экономический комитет) (1966), Недавние действия Федеральной резервной системы и координация экономической политики , vol. 2, Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США, с. 387
- ^ Вартан, Вартаинг Г. (20 марта 1964 г.). «Руководитель Rambler борется с «большой тройкой»; Рой Абернети говорит, что американцы ведут жесткую борьбу» . Нью-Йорк Таймс . п. 45 . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ Лэнгворт, Ричард (1988). Великий американский кабриолет . Дом Бикмана. п. 117. ИСБН 978-0-517-65581-8 . Проверено 25 марта 2022 г. - через Google Книги.
- ^ Ганнелл, Джон (2005). Американские автомобили 1960-х годов: десятилетие разнообразия . Публикации Краузе. п. 111. ИСБН 978-0-89689-131-9 .
- ^ Норбай, Ян П. (июль 1965 г.). «Секреты Детройта 1966 года» . Популярная наука . Том. 187, нет. 1. п. 39 . Проверено 25 марта 2022 г. - через Google Книги.
- ^ «Американ Моторс Тарпон 1964 года» . www.carstyling.ru . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ Тротта, Марк. «Рамблер Марлин (1965-1967)» . История классических автомобилей . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ «Горячий Sportster AMC: Джавелин 1968 года». Автомобили особого интереса . № 94. Август 1986 г.
- ^ Хезелтин, Ричард (13 марта 2018 г.). «Ричард Тиг: невоспетый герой американского автомобильного дизайна» . Motor1.com . Проверено 31 января 2024 г.
- ^ Зинн II, CL (23 ноября 2019 г.). «Эволюция американских моторов AMX» . amx3.org . Проверено 31 января 2024 г.
- ^ Линерт, Пол. «Новое спортивное купе Chrysler заимствовано у Mercedes, но результаты неоднозначны» . Детройтские новости . Проверено 7 февраля 2013 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Сешнс, Рон (12 мая 2003 г.). «Первая поездка: Chrysler Crossfire 2004 года выпуска» . Моторный тренд . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ Ротвелл, Роб (2 мая 2004 г.). «Дорожные испытания купе Chrysler Crossfire 2004 года» . auto.123.com . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ «Колеса для чтения старых автомобилей: дань уважения концепции AMC Tarpon 1966 года» . Еженедельник старых автомобилей . 27 сентября 2023 г. Проверено 31 января 2024 г.
- ^ Руд, Эрик (30 декабря 2020 г.). «AMC Rambler Marlin: странный и замечательный концепт-кар, ставший реальностью» . Моторный тренд . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ Jump up to: а б «1966 Рамблер Тарпон» . Хагерди . 2021 . Проверено 30 января 2024 г.
- ^ «Концепция AMC Tarpon 1966 года» . рустогараж . Проверено 30 января 2024 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фостер, Пэт (август 2021 г.). «Концепция Tarpon была почти что Pony Car от AMC» . Классический автомобиль Хеммингса . Проверено 25 марта 2022 г.
- Ховард, Джо (март 2008 г.). «Концепт-кар Рамблер Тарпон» . marlinautoclub.com . Проверено 30 января 2024 г.
- Макгуайр, Билл (9 января 2018 г.). «Рыбная история: Рамблер Тарпон 1964 года» . Автогородской гараж Мака . Проверено 30 января 2024 г.
- Руд, Эрик (25 декабря 2020 г.). «История AMC Rambler Marlin: редкий и необычный фастбэк Pony Car» . Моторный тренд . Проверено 26 марта 2022 г.
- «Двое на шоу — Рамблер Тарпон и Плимут Спутник II» (PDF) . Автомобильная жизнь . Апрель 1964 г. с. 64 . Проверено 31 января 2024 г. - через Общество сохранения автомобильной истории.