Jump to content

Афро-гондурасцы

(Перенаправлено с афро-Гондурасского )
Черные гондурасцы
Афро-гондурасцы
Афро-гондурасская девушка из Ла-Москиты , Гондурас .
Общая численность населения
1-2% населения (неофициальные оценки) [1] [2]
Регионы со значительной численностью населения
Креолы : острова залива и некоторые прибрежные карибские города Гондураса, такие как Пуэрто-Кортес , Тела и Ла-Сейба ;
Народ гарифуна : остров Роатан , Трухильо, Колон , Санта-Фе, Колон , Ла-Сейба , Тела.

Африканские люди :

Ла-Сейба , Роатан , Трухильо , Грасиас-а-Дьос , Эль-Прогресо , Ислас-де-ла-Баия , Ла-Пас , Оланчо , Тегусигальпа , Сан-Педро-Сула и Тела.
Языки
Большинство: испанцы
Меньшинство: Гарифуна , Мискито и острова Бэй
Религия
протестантизм , католицизм ,
Родственные этнические группы
Афро-латиноамериканцы , карибы

Афро-гондурасцы или черные гондурасцы гондурасцы африканского происхождения, расположенные к югу от Сахары . Исследования Генри Луи Гейтса и других источников показывают, что их население составляет около 1-2%. [2] [3] [4] Они произошли от: африканцев, порабощенных испанцами, а также тех, кто был порабощен из Вест-Индии и идентифицирует себя как креольский народ , и гарифуна, которые происходят от изгнанных замбо маронов с Сент-Винсента . Креолы были родом с Ямайки и других островов Карибского бассейна, а народ гарифуна родом из Сент-Винсента и Гренадин . Гарифунас прибыли в конце семнадцатого века, а креольские народы прибыли в восемнадцатом веке. Около 600 000 гондурасцев имеют происхождение гарифуна и представляют собой смесь африканцев и коренных жителей Латинской Америки . В Гондурасе проживает одно из крупнейших африканских сообществ в Латинской Америке. [5] [6] [7]

Баннер на карнавале ла Сейба

Один из первых африканских рабов, прибывших в Гондурас, Хуан Бардалес участвовал в испанском завоевании провинции, особенно в Трухильо . Вскоре после этого Бердейлс был освобожден. В Гондурасе рабы играли важную роль в горнодобывающей промышленности. Многие из них прибыли из Африки, из таких мест, как Ангола или Сенегамбия , а другие прибыли из стран Карибского бассейна . В 1542 году 165 рабов прибыли через Португалию и 150 из Санто-Доминго. [8] В Гондурас мандинка завозились . рабы [9]

К середине шестнадцатого века от 1000 до 1500 порабощенных чернокожих работали на промывках золота в Оланчо ; эти рабы, вероятно, были родом из Африки. В Гондурасе 300 африканцев прибыли в Оланчо и Рио-Гуаяпе в 1590 году; их отправили в оба района для добычи древесины. Бригада ангольцев работала на шахтах и ​​предприятиях Сан-Мигеля. работало и немало мулатов и коричневых Хотя в Тегусигальпе в те же дни . Между 1750 и 1779 годами большая группа африканских рабов, карабали и мондонго ( племя конго ), была отправлена ​​в Гондурас для строительства военного форта Сан-Фернандо-де-Омоа , самого важного в регионе. [8]

В 1796 году около 300 «черных французов» из французской колонии Сен-Доминго прибыли в Трухильо в контексте конфликта, который привел к независимости Гаити . В 1797 году британцы вывезли от 2000 до 4000 черных карибов - смесь индейцев-карибов и чернокожих африканцев - на остров Роатан в Гондурасе, потому что они восстали против них на острове Сент-Винсент . После этого эти гарифуна, как называли себя, мигрировали в Трухильо и оттуда разбросаны по побережьям всего центральноамериканского материка до Коста-Рики (не дойдя до этого места), особенно в результате преследований, которым они подвергались со стороны испанских властей. . Некоторые из них участвовали в гражданских войнах того времени. [9]

Записи конца восемнадцатого века свидетельствуют о значительном проценте чернокожих и мулатов в Тегусигальпе. Но в конце колониального периода рабами уже были в основном мулаты. Между концом восемнадцатого и серединой девятнадцатого века британцы ввезли чернокожих рабов с Ямайки , Каймановых островов и Белиза . в Гондурас [10]

По данным Луиса Педро Тарасены, в эти годы Тегусигальпу населяли 80% мулатов и этот процент со временем увеличивался, по крайней мере, до 1815 года (когда они составляли 86% населения). В течение двадцатого века мулаты и коричневые были постепенно нейтрализованы в категории « ладино ». По словам историка Марбина Бараоны, расовая смесь чернокожих с белыми и американскими индейцами произошла с 1520-х годов из-за сокращения коренного населения, скудной испанской иммиграции и скудного прибытия африканских рабов. С восстановлением гегемонии серебра и индиго, запретом проживания групп некоренного населения в индейских деревнях и ростом населения, зафиксированным в том же столетии, смешанные браки, прежде всего среди индейцев и испанцев, не только значительно возросли в это время, но и сконцентрировались в некоторые регионы, особенно в нынешнем департаменте Франсиско Морасан , а также департаментах Чолутека и Комаягуа.

Эти департаменты привлекали множество людей смешанной расы ( метисы , мулаты, пардо , ладино и т. д.), в отличие от местных департаментов концентрации Запада. В 1775 году в Сан-Фернандо-де-Омоа проживало от 300 до 400 африканцев и около 75 белых семей. Они оставались там до начала девятнадцатого века. Таким образом, в конце восемнадцатого века население испанского происхождения было бы меньшинством по сравнению с расово смешанным населением («ладино»).

Испанская Корона считала ладино подданными Короны, изначально не выходцами из Латинской Америки, и они выучили официальные языки империи или народную латынь . В Америке ладино часто отождествляли с группами небелых, которые были индейцами или испаноязычными (и большинство людей, которые не были белыми или индейцами в Америке в то время, были метисами и выходцами из Африки), включая такие возможности, как « черный ладино», «мулат-ладинец» и т. д. По данным Бараоны, ладино составляли большинство населения в 1800 г. (60% населения).

Потому что в наши дни большинство африканцев - гондурасцев были мулатами, самбистами и коричневыми. Хотя в семнадцатом веке в переписи населения Испанской Америки было пять категорий: «белые», «индейцы», «метисы», «черные» и «мулаты», уже в восемнадцатом веке только последние три категории оказались в затруднительном положении: « Ладино». В девятнадцатом и двадцатом веках испанские власти считали Гондурасом даже целые регионы, населенные в основном мулатами, самбо или коричневыми. Так обстоит дело с такими местами, как Оланчо, Йоро , Колон и Атлантида , регионами, которые в конечном итоге могли смешаться с белыми, индейцами и метисами.

Это было в начале девятнадцатого века, когда в Гондурасе было отменено рабство. После 1820 года афрогондурасцы просто считались гражданами и получили права любого гражданина быть исключенными из категории «свободных чернокожих». Возможно, это произошло потому, что у генерала Франсиско Ферреры , гондурасского политика, входившего в то время в правительство Гондураса, были предки-мулаты. Тем не менее, он издал указ об изгнании Гарифуна из страны (но в конечном итоге это не было выполнено). [8]

Гондурасский историк Антонио Канелас Диас сообщает, что к 1870 году в городе Ла-Сейба — месте, где в Гондурасе возникло крупномасштабное производство бананов — была организована компания под названием «New Orleans and Bay Island Company», руководители которой, импортировали первых чернокожих креолов, нанятых фруктами, поскольку они были рабочей силой «более квалифицированной, чем гондурасцы», в выращивании бананов и ранее работали в этом секторе в своих странах. Другие чернокожие англоязычные контингенты прибыли в Гондурас вместе с прибытием чернокожих рабочих с Ямайки и других англоязычных островов, прибывших для работы на банановые транснациональные корпорации. [10]

В 1931 году интеллектуал Альфонсо Гильен Селайя Гондурас поднял вопрос об огромном присутствии чернокожих на северном побережье и об опасениях, что это увеличит то, что он назвал «черным импортом». Однако в конечном итоге Гондурас стал страной мулатов, поскольку страна была в основном метисы и коренное население с годами росло. [8]

Демография

[ редактировать ]

Африканское культурное наследие проявляется в некоторых местах Гондураса. Трухильо устраивал танцевальные вечеринки, танцоры которых носят особые маски. И танец, и маски происходят из мандинка кангкурао. [9] Помимо афрогондурасцев, которые произошли от рабов, привезенных испанцами, в Гондурасе есть и другие афро-общины, также присутствующие в Никарагуа и Гватемале: мискито, креолы и гарифуна.

Этнические группы

[ редактировать ]

Мискито Самбус

[ редактировать ]
Виктор Трапп Мануэль (самбу из мискито), представляющий народ мискито на конференции ACAL в Национальном автономном университете Гондураса.

Мискито — коренная этническая группа в Центральной Америке, многие из которых принадлежат к смешанной расе. В северной части их территории люди имеют в основном афро-индейское происхождение; другие имеют смешанное афро-индейское и английское происхождение. Их территория простирается от мыса Камарон в Гондурасе до Рио-Гранде-де-Матагальпа в Никарагуа вдоль Берега Москитов в западно-карибской зоне. Их население оценивается в 180 000 человек по состоянию на 2016 год.

Коренные жители говорят на родном языке мискито, но большие группы также говорят на креольском побережье Мискито, испанском языке, который является языком образования и управления, и на других языках. Креольский язык побережья Мискито, креольский язык, основанный на английском языке, возник в результате частых торговых контактов с британцами, поскольку они преобладали на этом побережье. Многие из них христиане. Мирное соглашение 1987 года предоставило им права на традиционные земли. Однако, несмотря на значительную политическую борьбу на протяжении всей своей истории, сегодня мискито сталкиваются с нарушениями прав человека из-за споров о земельных правах, как это признано Межамериканской комиссией по правам человека. До прибытия европейцев в регион в 1700-х годах этот район был разделен на множество небольших, равноправных групп коренных народов, возможно, говорящих на языках, родственных языкам сумо. Испанцы перечислили 30 «наций» в Тагузгальпе и Тологальпе, как испанцы понимали их географию. Анализ этих исторических данных, проведенный Карлом Оффеном, предполагает, что в речных бассейнах существовало около полдюжины образований, групп, отличавшихся своими языковыми диалектами. Хижина мискито в НикарагуаИспанцы не смогли завоевать этот регион в шестнадцатом веке. Большая часть карибского побережья Никарагуа и северо-восточного Гондураса находилась за пределами испанской власти. Этот регион стал убежищем для северных европейцев, особенно голландских, английских и валлийских каперов в начале семнадцатого века, например, Генри Моргана, Дэниела Монтбарса и Уильяма Дампира.Некоторые африканцы достигли побережья на потерпевших кораблекрушение невольничьих кораблях, особенно один в середине семнадцатого века. Выжившие после кораблекрушений и беглые рабы из колонии на острове Провиденс поселились вокруг мыса Грасиас-а-Диос. Они вступили в брак с коренными жителями. [ нужна ссылка ]

Испанцы называли своих потомков смешанной расы «Москито Замбо» («Москито» — это их транслитерация от Мискито). Мискито, жившие в южном (Никарагуанском) регионе, были менее расово смешанными. Современные ученые классифицируют их как Тавира Мискито. Соперничество между этими двумя группами и конкуренция за территорию часто приводили к войнам, которые вызывали разногласия в восемнадцатом веке. Британско-мискитоский союз.

Английские каперы, работающие через компанию острова Провиденс, заключили неформальные союзы с мискито. Эти англичане начали короновать лидеров мискито королями (или вождями); их территория называлась Москитным королевством (англичане переняли испанский термин для обозначения коренного населения). В письменном отчете 1699 года о королевстве описывается, что оно разбросано по различным общинам вдоль побережья, но не включает всю территорию. Вероятно, сюда не входили поселения английских торговцев. Король не обладал полной властью. В описании 1699 года отмечалось, что короли и губернаторы не имели никакой власти, кроме военного времени, даже в вопросах правосудия. В остальном все люди были равны. Их высшие лидеры были названы англичанами королем, губернатором, генералом и, к 1750-м годам, адмиралом. Историческая информация о королях часто неясна, поскольку многие из королей были полумифическими.

В конце семнадцатого и начале восемнадцатого веков мискито самбо начали серию набегов, нападая на контролируемые испанцами территории и все еще независимые группы коренных народов в этом районе. Рейдеры мискито достигли севера Юкатана и юга Коста-Рики. Многие из их пленников были проданы в рабство европейским работорговцам, и многие из них в конечном итоге работали на сахарных плантациях Ямайки. Кроме того, с 1720 года ямайские колониальные власти поручили мискито ловить маронов в Голубых горах, поскольку они были эффективными следопытами.

Король мискито и британцы заключили официальный договор о дружбе и союзе в 1740 году. Британцы назначили Джона Ходжсона суперинтендантом побережья. Британцы установили протекторат над народом мискито, часто называемым Берегом Москитов (связанным с оригинальным испанским названием).

Королевство Мискито помогло Великобритании во время американской войны за независимость, напав на испанские колонии, чтобы отвлечь их силы. Вместе с англичанами он одержал несколько побед. Но по заключению мира в 1783 году Британии пришлось уступить контроль над побережьем Испании. Вывод британцев был завершен в конце июня 1787 года. Чтобы компенсировать своим сторонникам мискито, британцы переселили 537 мискито вместе со своими 1677 рабами из Москитии в поселение Бэй в Британском Гондурасе, современный Белиз. Несмотря на их официальный уход, Великобритания сохранила неофициальный протекторат над королевством. Они часто вмешивались, чтобы защитить интересы Мискито от испанских посягательств.

Мискито Самбо в эпоху независимости
[ редактировать ]

Помимо географической изоляции региона, военный потенциал мискито и поддержка Великобритании позволили народу сохранить свою независимость, когда Испания контролировала тихоокеанскую часть Центральной Америки. Побережье Мискито оставалось независимым на протяжении большей части периода существования Федеративной Республики Центральной Америки, но Никарагуа окончательно поглотила эту территорию в 1894 году. [ нужна ссылка ]

После того, как центральноамериканские республики стали независимыми в начале-середине девятнадцатого века, они имели меньше власти по отношению к другим странам, чем Испания, и изо всех сил пытались защитить свои собственные территориальные интересы от флибустьеров и правительства Соединенных Штатов, которое проявляло растущий стратегический интерес. в этом районе. [ нужна ссылка ]

Великобритания интересовалась делами на Москитном Берегу, поскольку имела торговые позиции в Белизе/Британском Гондурасе и на Ямайке. Кроме того, в регионе начали развиваться торговые интересы США. Британские губернаторы в Белизе начали давать полномочия и назначения королям мискито и другим чиновникам, таким как король Роберт Чарльз Фредерик, коронованный в Белизе в 1825 году. Британские чиновники регулярно официально признавали различные офисы мискито; он работал для защиты интересов Мискито от республик Центральной Америки и от Соединенных Штатов. [ нужна ссылка ]

Последний оспаривал британское влияние согласно доктрине Монро. Участие Соединенных Штатов в войне с Мексикой помешало им обеспечить соблюдение этой доктрины. Поскольку Великобритания постепенно стала менее заинтересована в наборе знати мискито, мискито фактически начали действовать как независимое государство. Из-за британских экономических интересов в Центральной Америке (особенно в Британском Гондурасе, ныне Белизе), они регулярно торговали с мискито. [ нужна ссылка ]

После того, как Никарагуа провозгласила независимость в 1821 году, объединенные рейдеры Мискито-Замбо начали атаковать гондурасские поселения. Иногда они спасали порабощенных Мискито, прежде чем их удалось унести за пределы их досягаемости. Они также порабощали женщин из других племен для использования в качестве сексуальных партнеров. [ нужна ссылка ]

В их обществе допускалось многоженство. Население мискито быстро росло, поскольку у мужчин рождалось больше детей от рабынь. Эти рейды продолжались в течение многих лет после того, как враждебность между Великобританией и Испанией закончилась на международном уровне. В течение долгого времени мискито считали себя выше других коренных племен этого региона, которых они называли «дикими». Мискито обычно переняли европейскую одежду и английские имена. [ нужна ссылка ]

С середины девятнадцатого века интерес Великобритании к региону начал ослабевать. По Манагуанскому договору 1860 года Великобритания разрешила Никарагуа иметь неоспоримые права на Берег Москитов. Договор предусматривал создание резерва Мискиту — самоуправляющегося образования, обладавшего полусуверенными правами. Никарагуанские войска оккупировали этот район в 1894 году и захватили штат. Британцы восстановили заповедник Мискито в июле, но никарагуанские войска вновь оккупировали его в августе 1894 года и положили конец его независимости. [ нужна ссылка ]

Различные крупные американские фруктовые компании, такие как United Fruit Company, которая начала крупномасштабное производство бананов в заповеднике Мискито, поддержали захват власти Никарагуа в этом районе. Американские компании предпочитали власть Никарагуа Мискито, тем более, что элита Мискито была более подготовлена ​​к защите прав мелких землевладельцев, чем правительство Никарагуа. [ нужна ссылка ]

Креолы Бэй-Айленда

[ редактировать ]
Креол с острова залива обедает в ресторане Saloon Rotan в Роатане, Гондурас .

Британские чернокожие или креолы прибыли первоначально с появлением порабощенных африканцев на Ямайке, Кайманах и Белизе британцами в конце восемнадцатого и середине девятнадцатого века, которые позже прибыли в Гондурас. Креолы также прибыли вместе с иммиграцией чернокожих рабочих с Ямайки, Каймановых островов, Тринидада и Тобаго и других англоязычных островов, которые прибыли в начале двадцатого века для работы в транснациональных банановых компаниях, рабочих на строительстве железных дорог, докеров и в некоторых Случаи «струпы» сосредоточены в основном на островах залива , особенно на острове Роатан и Гуанахе , а также в некоторых карибских прибрежных городах Гондураса, таких как Пуэрто-Кортес , Тела и Ла-Сейба . [10]

В 2000-х годах некоторые креолы мигрировали в крупные города Тегусигальпа , Сан-Педро-Сула и другие городские центры во внутренних районах страны. Как и гарифуна, многие из них работают моряками и эмигрировали в Соединенные Штаты или на остров Большой Кайман, с которым существуют прочные торговые и культурные связи. Со временем привезенные британцами чернокожие изучали обычаи и английский язык, который сохранился и сегодня. Как и белые граждане, длинные чернокожие не считались гондурасцами. Хотя острова Бэй в конечном итоге были признаны территорией Гондураса британцами в 1861 году по Договору «Уайк-Кросс» в 1904 году, люди все еще продолжали верить, что эти земли были английскими владениями. [10]

Даже в 1930-х годах, во время диктатуры генерала Тибурсио Кариаса (1933–1949), многим островитянам отказывали в получении гражданства Гондураса, и они все еще цеплялись за свои английские традиции, исповедовали протестантскую религию и говорили только по-английски. Как показано, этот процесс представляет собой первый контингент чернокожих, поселившийся в Британском Гондурасе в результате перемещения рабов из Британии на острова Бэй и в некоторые места на побережье Гондураса в период с конца восемнадцатого по середину века. [10]

Со временем черные англичане первоначально прибыли с иллюзией богатства, а затем вернулись в свои страны, они поселились в Гондурасе и, очевидно, приобретали некоторые гондурасские обычаи, но, по сути, они принесли с собой множество проявлений своих земель, таких как религия, музыка, традиции и язык во многих случаях все еще сохраняются, и это позволяет, таким образом, составлять отдельную этническую группу от остального населения Гондураса, однако, естественно, сегодняшние гондурасцы чувствуют себя и, по сути, являются основным примером, благодаря которому происходит «интеграция» Гондурасец прошел через спорт. Действительно, многие чернокожие британцы в последние десятилетия были крупными национальными спортсменами, особенно в футбольных клубах и сборной Гондураса, но также преуспели в других видах спорта, таких как легкая атлетика, бейсбол и баскетбол. Наконец, многие чернокожие британцы, до упадка банановой индустрии и появления других производственных секторов, с 1950-х годов эмигрировали в Соединенные Штаты и записывались на работу в морские коммерческие рыболовные флоты по всему Карибскому морю. В настоящее время, по оценкам, численность чернокожих англичан или креолов составляет около 32 000 человек. [10]

Мальчик гарифуна в своем доме в Ла-Москитии, Гондурас .

В 1797 году британцы вывезли от 2000 до 4000 черных карибов — смесь коренных карибов и африканцев — на остров Роатан в Гондурасе, потому что они восстали против них на острове Сент-Винсент . В то время как британские корабли, доставившие Черных Карибов на остров, обращались к ней, испанцы захватили один из британских кораблей и доставили его в Трухильо, Гондурас , где Гарифунас были освобождены. Кроме того, испанцы захватили 1700 гарифуна на острове Роатан и отвезли их в Трухильо, где у них не было рабочей силы. Люди гарифуна считались умелыми в выращивании сельскохозяйственных культур, поэтому они пошли работать и достаточно процветали в Трухильо, некоторые из них были завербованы. в испанской армии, где они служили с отличием. [11]

Многие гарифунас Трухильо, особенно из-за преследований, которым они подвергались со стороны испанских властей, эмигрировали и рассеялись были ими по побережьям всего центральноамериканского материка вплоть до Коста-Рики (не достигнув этого места), [9] Позже, из-за большой обиды на испанцев, многие гарифуна бежали на побережье Белиза , где уже жили другие гарифуна. [11] Именно эта миграция отмечается ежегодно 19 ноября как День поселения Гарифуна и является крупнейшим праздником этой общины. Некоторые из них участвовали в гражданских войнах того времени.

В двадцатом веке некоторые Гарифуна работали на американских и британских лодках во время Второй мировой войны и путешествовали по всему миру. В результате этих поездок теперь в Лос-Анджелесе , Новом Орлеане и Нью-Йорке появились небольшие общины гарифуна , которые ежемесячно отправляют в Гондурас денежные переводы на сумму 360 000 долларов. [ нужна ссылка ]

Культура гарифуна очень сильна, в ней большое внимание уделяется музыке, танцам и истории. У них есть собственная религия Дугу, состоящая из смеси католицизма и африканских и карибских верований. [ нужна ссылка ]

Сегодня гарифуна в Гондурасе борются за то, чтобы их земли на побережье не лишили туристических предприятий, и стараются любой ценой сохранить свои обычаи и культуру. Музыка Гарифуна, Пунта (наконечник), представляет собой очень ритмичную музыку, сопровождаемую быстрым чувственным танцем с большим количеством движений бедрами. Эту музыку в последнее время выпускают группы, в основном гондурасские, включая самые известные: Kazabe, Garifuna Kids, Banda Blanca , Silver Star и Los Roland. Особенно песня Sopa de Caracol группы Kazabe популяризировала эту музыку на международном уровне. Трудно определить точное количество англоговорящих чернокожих гарифуна, поскольку в последние десятилетия этническая категория не учитывалась в национальных переписях населения. [12] Гарифунас сформировали 47 общин в департаментах Кортес , Атлантида, Бэй-Айлендс-Колон и Грасиас-а-Дьос . [11] 12 апреля каждого года отмечается день этнического гарифуна, вспоминающего свое прибытие в Гондурас. [13]

Споры по поводу названия Гарифуна
[ редактировать ]

В марте 2014 года члены сообщества гарифуна подали официальную жалобу в прокуратуру по поводу использования термина афро в отношении членов сообщества гарифуна в штате Гондурас, утверждая, что термин «афрохондуреньо» (афро-гондурасский на языке английский) неверно, поскольку чернокожие люди в Гондурасе родились там и являются гражданами страны в такой же степени, как и представители других рас. Они утверждают, что такой термин используется, чтобы положить конец этнической идентичности 46 общин, живущих вдоль северного побережья Атлантического океана. [14]

Гражданские права
[ редактировать ]

Расизм в отношении афрогондурасцев был хорошо задокументированной проблемой, которая даже привлекла международное внимание в нескольких громких делах. [15] [16]

Известные афрогондурасцы

[ редактировать ]

Травничество

[ редактировать ]
  • Альфредо Боуман (профессионально известный как доктор Себи ) был гондурасским самопровозглашенным травником и целителем.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Афрогондурасцы 1%» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 25 апреля 2016 г.
  2. ^ Jump up to: а б «Гондурас» . Всемирная книга фактов ЦРУ . Проверено 30 октября 2016 г.
  3. ^ Луис, Аппиа, Энтони. Гейтс, Генри (1999). Африкана: энциклопедия африканского и афроамериканского опыта . Основные книги Civitas. OCLC   1024166471 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  4. ^ «Афрогондурасцы 1%» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 25 апреля 2016 г.
  5. ^ «Список пропавших без вести гондурасцев. № 2 стр.» . Документы по правам человека онлайн . дои : 10.1163/2210-7975_hrd-1226-0119 . Проверено 15 февраля 2022 г.
  6. ^ Леокадия., Авни, Ронит. Шенде, Сюзанна. Колдуэлл, Джиллиан. Мартинес, Джулиан. Гутьеррес (2002–2004 гг.), холдинг Гарифунас; Когда река встретилась с морем: восстановление Гарифунаса после урагана Митч , свидетель, OCLC   69339773 , получено 15 февраля 2022 г. {{citation}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  7. ^ «В центре внимания история Гарифуна и возмещение ущерба с Хосе Франсиско Авила» . 18 июля 2021 г.
  8. ^ Jump up to: а б с д Del olvido a la memoria (по-испански: От забвения к памяти)
  9. ^ Jump up to: а б с д Связанные с Африкой — наследие мандинка в Новом Свете
  10. ^ Jump up to: а б с д и ж Черный английский, или креолы Гондураса: эноистория, расизм, национализм и строительство исключительных национальных воображений в Гондурасе (на испанском языке: черный английский или креолы Гондура: эноистория, расизм, национализм и исключительное национальное строительство в Гондурах). Автор: доктор Хорхе Альберто Амайя. Получено 30 января 2013 г. в 14:20.
  11. ^ Jump up to: а б с Государственный секретарь в органах коренных народов и афро-гондурасских народов. Правительство Республики Гондурас: КУЛЬТУРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАРОДА ГАРИФУНА. Архивировано 6 марта 2013 г. в Wayback Machine (на испанском языке: Государственный секретарь в Управлении по делам коренных народов и афрогондурасцев. Правительство Республики Гондурас: культурная характеристика народа Гондураса). народ гарифуна)
  12. ^ Эрипере: Гарифунас. Архивировано 12 февраля 2013 г. в Wayback Machine. Проверено 30 января 2012 г., 15:35.
  13. ^ Гарифунас празднуют сегодня свое прибытие в Гондурас (по-испански: Гарифунас празднуют сегодня свое прибытие в Гондурас). Автор: Лиссет Гарсия
  14. Гондурас: Гарифунас жалуются на государство за то, что оно называет их «афро». Архивировано 6 марта 2014 г., в Wayback Machine.
  15. ^ Надель, Джошуа (14 июня 2014 г.). «Раса и расизм в гондурасском футболе и обществе» . Вашингтон Пост . Проверено 20 октября 2020 г.
  16. ^ «Афро-Гондурасцы» . Группа по правам меньшинств . 19 июня 2015 года . Проверено 20 октября 2020 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 6b40dc33397a6000c8fc7047ff4f5b5d__1721735700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/6b/5d/6b40dc33397a6000c8fc7047ff4f5b5d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Afro-Hondurans - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)