Ведический подход Махариши к здоровью
Альтернативная медицина | |
---|---|
Претензии | Сторонники утверждают, что болезни можно лечить, воссоединив физиологические функции с внутренним разумом организма путем уменьшения и устранения примесей и дисбаланса. |
Предложенный год | середина 1980-х |
Первоначальные сторонники | Махариши Махеш Йоги |
Последующие сторонники | Организации: Корпорация развития ведического образования Махариши. |
Эта статья является частью серии, посвящённой |
Альтернативная медицина |
---|
![]() |
Ведический подход Махариши к здоровью (МВВХ) (также известный как Махариши Аюрведа) [ 1 ] [ 2 ] или Ведическая медицина Махариши [ 3 ] ) — форма альтернативной медицины, основанная в середине 1980-х годов Махариши Махеш Йоги , разработавшим технику Трансцендентальной Медитации (ТМ). [ 4 ] В отличие от традиционной аюрведы , она подчеркивает роль сознания и придает значение положительным эмоциям. [ 5 ] Махариши Аюр-Веду по-разному характеризуют как возникшую из Адвайта Веданта школы индуистской философии и последовательно отражающую ее , представляющую всю аюрведическую традицию. [ 6 ] [ 7 ]
В статье 1991 года в Журнале Американской медицинской ассоциации (JAMA) было обнаружено, что сторонники MVAH не раскрыли финансовые стимулы, когда они подали письмо для публикации, и что их маркетинговая практика вводит в заблуждение. Исследование 2008 года, опубликованное в JAMA, показало, что два из 19 протестированных продуктов Махариши Аюрведы содержали тяжелые металлы. Британский случай 1991 года признал двух врачей виновными в «серьезных профессиональных нарушениях» за использование MVAH в безуспешном лечении ВИЧ.
Теоретическая основа
[ редактировать ]Ведический подход Махариши к здоровью использует модель понимания здоровья и болезней, которая фундаментально отличается от модели современной медицины . По словам исследователя MVAH Хари Шармы, MVAH рассматривает тело как абстрактную модель интеллекта, тогда как, по его мнению, современная медицина рассматривает тело как машину. Он говорит, что мировоззрение MVAH ближе к реальности, описанной физиками 20-го века, которые бросили вызов редукционистскому материалистическому мировоззрению, обнаружив, что квантово-механические явления противоречат идее твердой материи, что причинность менее определена, что материальное существование связано неожиданным и нелокальным образом, и что редукционистский взгляд несостоятелен на квантовом уровне. Шарма говорит, что «Ведическая мысль рассматривает единое поле чистого, нематериального разума и сознания, формы вибрации которого проявляются как материальная вселенная». Болезнь возникает в результате потери связи с этой основной областью интеллекта. [ 8 ] [ 9 ]
Компоненты
[ редактировать ]Этот подход не использует современную медицину или биологию . По словам Хари Шармы, MVAH рассматривает тело как абстрактную модель интеллекта. [ 10 ] Сторонники утверждают, что с помощью MVAH Махариши возродил древнюю ведическую систему здравоохранения. [ 11 ] MVAH выделяет 40 подходов, каждый из которых, как говорят, основан на одной из 40 ветвей ведической литературы . [ 12 ] [ 13 ]
В книге «Альтернативная медицина и этика» Стивен Барретт описывает 20 компонентов Махариши Аюрведы:
Полный комплекс программы Махариши Аюр-Веды «для создания здоровых людей и общества, свободного от болезней» состоит из 20 компонентов: развитие высших состояний сознания посредством продвинутых техник медитации, использование первичных звуков, исправление «ошибки интеллекта». , усиление эмоций, ведическое структурирование языка, музыкальная терапия, оживление чувств, пульсовая диагностика, психофизиологическая интеграция, нервно-мышечная интеграция, нейрореспираторная интеграция, очищение (для удаления «примесей, вызванных неправильной диетой или моделями поведения»), диетические меры, травяные пищевые добавки, другие травяные препараты, ежедневные поведенческие процедуры, предсказание будущих дисбалансов, религиозные церемонии, питание окружающей среды и содействие здоровью и миру во всем мире. Большинство из них стоят несколько сотен долларов, но некоторые стоят тысячи и требуют услуг практикующего аюрведиста. [ 14 ]
Традиционная вайдья лечит пациентов индивидуально, диагностируя их, а затем индивидуально готовя или инструктируя пациента, как подготовить лечение для всей сложности его индивидуальных симптомов, тогда как Махариши Аюр-Веда использует подход массового рынка. [ 15 ]
Техника
[ редактировать ]Техника ТМ является основным методом, который, по словам сторонников, улучшает психическое здоровье и способствует «коллективному здоровью» при MVAH. [ 16 ] [ 17 ] Обзор медитативных практик, включающих Трансцендентальную Медитацию, проведенный в 2007 году, пришел к выводу, что окончательные последствия медитации для здоровья не могут быть определены, поскольку научные данные были низкого качества. [ 18 ] хотя обзор подвергся критике за использование неподходящего метода оценки качества. [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ] Обзор показал, что ТМ «не имеет преимуществ перед медицинским просвещением в плане улучшения показателей систолического и диастолического артериального давления, массы тела, частоты сердечных сокращений, стресса, гнева, самоэффективности, уровня холестерина, диетического питания и уровня физической активности у гипертоников». пациентов». [ 23 ] Другой обзор обнаружил снижение диастолического и систолического артериального давления у тех, кто практиковал ТМ, по сравнению с контрольной группой. [ 24 ] Обзор и его основной автор частично финансировались Говардом Сеттлом. [ 24 ] Сторонник ТМ. [ 25 ]
Пульсовая диагностика
[ редактировать ]Практикующие используют пульсовую диагностику (известную на санскрите как «нади вигьян»), [ 26 ] [ 27 ] это, по их словам, похоже на «подключение к внутреннему разуму тела». [ 28 ] На основании «дисбалансов» рекомендации, связанные с растительными препаратами, [ 29 ] Предлагаются диета, ежедневный и сезонный распорядок дня, физические упражнения и физиологическое очищение. [ 30 ] Сторонники говорят, что пульс можно использовать для выявления «дисбаланса на ранних стадиях, когда других клинических признаков может не быть и когда может быть достаточно легких форм вмешательства». [ 14 ] [ 27 ] По мнению Дипака Чопры и Шармы, пульсовая диагностика позволяет обнаружить множество заболеваний, в том числе не связанных с сердечно-сосудистой системой, включая астму, рак и диабет. [ 31 ] Уильям Джарвис, президент Национального совета по борьбе с мошенничеством в сфере здравоохранения , описал диагностику пульса как разновидность чтения по руке и что Чопра отказался пройти диагностику пульса JAMA по слепому протоколу «на том основании, что слепой эксперимент «устранит наиболее важные компонент эксперимента, которым является сознание». [ 32 ]
Мультимодальная терапия
[ редактировать ]Медицинские центры и спа-центры MVAH предлагают ряд мультимодальных методов лечения, включая очистительную терапию, называемую панчакарма. [ 33 ] [ 34 ] Панчакарма означает «пять действий» и предназначена для очищения тела от загрязнений и уравновешивания дош. Первый подготовительный этап называется «снехана» и включает в себя прием предписанного количества топленого масла в течение нескольких дней с последующим приемом слабительного. Настоящая панчакарма затем начинается с «абхьянги», массажа всего тела с использованием травяных масел и продолжается одной или несколькими дополнительными процедурами, включая « сведану », паровую баню с травами; « широдхара », при которой на лоб льют теплое кунжутное масло; «нася» — масляный массаж головы, шеи и плеч в сочетании с паровыми ингаляциями и каплями в нос; и «басти», травяная клизма. Дополнительные методы лечения, обычно применяемые в сочетании с панчакармой, - это музыкальная терапия «Махариши Гандхарва Веда» и ароматерапия. Типичные процедуры панчакармы занимают 2 часа в день в течение от 3 до 14 дней и в идеале рекомендуются несколько раз в год, обычно в связи со сменой времен года. [ 35 ] [ 36 ]
Продукты
[ редактировать ]Травяные продукты производятся и распространяются несколькими компаниями Махариши Аюрведы, в том числе: Maharishi Ayurveda Products Pvt. Ltd. (MAPPL) в Нью-Дели, Maharishi Ayurveda Products International (MAPI) в Колорадо-Спрингс, штат Колорадо , и Maharishi Ayurveda Products Europe BV в Нидерландах. [ 39 ] [ 40 ] Maharishi Ayurveda Products International (MAPI) из Колорадо-Спрингс продает более 400 продуктов и в 2000 году считалась крупнейшей аюрведической компанией в Северной Америке. [ 40 ] с заявленными продажами в 20 миллионов долларов в 1999 году. [ 41 ] Некоторые аюрведические травяные формулы называются расаяны, в которых используются целые растения в различных комбинациях. [ 42 ]
Махариши Амрит Калаш
[ редактировать ]Оригинальным продуктом Махариши Аюрведы является Махариши Амрит Калаш (МАК), древняя формула, состоящая из двух частей, введенная Балраджем Махариши на основе классических аюрведических текстов и называемая «нектаром» и «амброзией» или «МАК-4» и «МАК-5». ". В нем используется комбинация десятков различных трав и фруктов. В состав ингредиентов входят такие травы, как белый мусали, лакрица , гигантский картофель , асваганда , гуммиарабик , индийская спаржа , каперсы , алоэ , Curculigo orchioides , амла , Tinospora cordifolia , витекс простолистный и слоновья лиана . [ 43 ]
Тяжелые металлы
[ редактировать ]Исследование Роберта Б. Сапера, проведенное в 2008 году и опубликованное в JAMA, [ 44 ] обнаружили, что одна пятая из 213 аюрведических образцов, произведенных в США или Индии и полученных через Интернет, содержала обнаруживаемые уровни тяжелых металлов, таких как мышьяк, ртуть или свинец. [ 45 ] Было обнаружено, что в двух из 19 протестированных продуктов MAPI, «Vital Lady» и «Worry Free», обнаружены обнаруживаемые уровни свинца, тогда как в остальных не обнаружено обнаруживаемых уровней свинца, ртути или мышьяка. [ 44 ] [ 46 ] Тед Уоллес, президент MAPI, заявил, что компания тестирует свою продукцию до и после отправки из Индии в США, а также что ее продукция проверяется на чистоту, содержание тяжелых металлов, остаточных пестицидов и биологических загрязнителей. [ 46 ]
Майкл Макгаффин, президент Американской ассоциации растительных продуктов, заявил, что устранение всех следов мышьяка, ртути или свинца из продуктов потребует «совершенно новых продуктов питания». [ 44 ] По словам Макгаффина, правительство и профессиональные агентства устанавливают совершенно разные стандарты безопасности для свинца, ртути и мышьяка, и хотя большинство продуктов, упомянутых в статье Сэйпера, содержат уровни свинца, превышающие стандарты Калифорнии, только два из них нарушают стандарт Всемирной организации здравоохранения. [ 46 ] Обзор 2008 года показал, что «неблагоприятные последствия для здоровья при уровнях свинца в крови ниже этого порога были хорошо продемонстрированы», и пришел к выводу, что «все больше признается, что не существует порога для неблагоприятных последствий воздействия свинца». [ 47 ]
В 2008 году в Окружной суд США был подан иск против Корпорации развития ведического образования Махариши («MVED»), Фонда Махариши Аюрведы и компании Maharishi Ayurveda Products Ltd. («MAP Ltd»). Истец утверждает, что она отравилась свинцом, употребляя Гарбхапал Рас, травяно-минеральный продукт, который она купила в Индии. По данным Департамента здравоохранения Айовы, Гарбхапал Рас содержал почти 3% свинца. Продукт был произведен компанией MAP Ltd. в Индии и прописан ей врачом клиники Махариши Аюрведа Арогьядхам в Дели . [ 45 ] [ 48 ] Представитель сообщил, что MVED не занимается производством, назначением или продажей продуктов из индийской клиники, где этот продукт был прописан и куплен. Представитель сообщил, что продукция, продаваемая в США, подлежит проверке, тестированию и контролю качества. [ 48 ]
Дэвид Уитли, директор компании «Ayurveda Limited» в Соединенном Королевстве, пишет, что Совет вайдьев Махариши Аюрведы одобряет использование мышьяка, свинца и ртути под наблюдением обученных и сертифицированных вайдьев в соответствии с древними аюрведическими текстами. Он утверждает, что польза тяжелых металлов увеличивается, а побочные эффекты сводятся к минимуму при правильном использовании. Уитли признает, что эти соединения не могут быть лицензированы для продажи в Великобритании. [ 49 ]
Махариши Стхапатья Веда
[ редактировать ]Махариши Стхапатья Веда (MSV), [ 50 ] представляет собой систему ведической архитектуры. Maharishi Global Construction в Фэрфилде, штат Айова, проектирует здания, которые «связывают индивидуальный интеллект обитателя дома с космическим разумом Вселенной», заявляя, что дома, входы которых выходят на запад, способствуют «бедности, недостатку творчества и жизненной силы». [ 51 ] [ 52 ] и «тревога, депрессия, невезение и даже криминальные наклонности». [ 53 ] В Махариши Стхапатья Веде архитектор принимает во внимание три основных фактора: ориентацию конструкции, расположение комнат, пропорции комнат, окон, дверей, стен и т. д., а также их размеры. [ 54 ]
Ведическая астрология Махариши
[ редактировать ]Ведическая астрология Махариши (также известная как Махариши Джйотиш ) [ 55 ] [ 56 ] предпосылки, что планеты влияют на индивидуальное здоровье. [ 56 ] Джотииш — это веданга в области ведической литературы. Махариши Джйотиш основан на способности точно рассчитать математически разворачивающуюся модель жизни и определить тенденции и тенденции индивидуальной жизни в рамках этой модели, что позволяет заранее определить, наступает ли трудный период, и принять меры. в настоящем, чтобы исправить будущую трудность. [ 57 ] Махариши Джйотиш утверждает, что Солнечная система оказывает влияние на человеческий мозг, клетки и ДНК. [ 58 ] По мнению Махариши и его преемника Тони Надера , существует соответствие между девятью Грахами Ведической Астрологии и структурой ДНК, мозга и структурой клеток. Каждая граха связана с драгоценным камнем: [ 59 ] Ведическая астрология Махариши связывает планеты с базальными ганглиями, таломусом и гипоталамусом; 12 Бхав (астрологических домов) с кортикальными областями; 12 Раши (знаков зодиака) с черепно-мозговыми нервами; и 27 накшатр (лунных особняков) с группами ствола мозга. [ 58 ]
Ягьяс
[ редактировать ]Исправление дисбаланса, обнаруженного Махариши Джьотишем, возможно, сказал Махариши, посредством проведения ягий ведическими пандитами в Индии. Ягьи — это церемонии, призванные восстановить баланс между человеком и окружающей средой. [ 57 ] Говорят, что ягьи, совершаемые в Маха Шиваратри (день Шивы ), оживляют духовные и материальные аспекты сознания и способствуют прогрессу во всех сферах жизни; Говорят , что совершенные на Маха Лакшми приносят процветание, рост и удачу; в то время как считается, что те, которые выполняются на Акшая Тритье, способствуют устойчивому успеху в деятельности. [ 60 ] [ 61 ]
Эндрю Сколник описывает Махариши Ягьяс как индуистские церемонии умилостивления богов и просьбы о помощи от имени страждущих последователей, которые могут стоить десятки тысяч долларов, в которых пациент не принимает участия и не является свидетелем. Он написал, что, хотя Чопра и Нэнси Лонсдорф , медицинский директор Центра Махариши Аюрведы в Вашингтоне, округ Колумбия, отрицали, что они прописывали ягьи или что ягьи были частью Махариши Аюрведы, Ланкастерский центр Чопры действительно рекомендовал ягьи своим пациентам, и В письме по сбору средств Движения ТМ говорится, что Лонсдорф прописала ягью стоимостью 11 500 долларов для своего тяжелобольного пациента. [ 62 ]
По словам Сколника, пациенты с серьезными заболеваниями часто платили сотни или тысячи долларов за драгоценные камни, прописанные астрологами Махариши Джйотиш. [ 32 ] Компания движения под названием «Джйотиш Джемс» продает драгоценные камни, предписанные астрологами Махариши Джйотиш, чтобы предотвратить последствия плохих влияний в гороскопе. [ 63 ]
Надер пишет, что различные драгоценные камни соответствуют планетам Махариши Джйотиша, а также частям тела. [ 58 ] Махариши описал Светотерапию Махариши Драгоценными Камнями (МЛГ) как ведическую технологию. По словам Райнера Пичи, министра здравоохранения Глобальной страны мира во всем мире , обучение терапевтическому использованию драгоценных камней проводится в Европейском исследовательском университете Махариши (MERU) в Голландии. [ 64 ]
Технология Ведической Вибрации Махариши
[ редактировать ]Согласно веб-сайту, технология ведических вибраций Махариши (MVVT) «использует усовершенствованный импульс ведического звука или ведическую вибрацию, чтобы оживить внутренний разум тела и восстановить правильное функционирование». По словам автора Синтии Энн Хьюмс, MVVT состоит из чтения мантр из Ведических или других ортодоксальных текстов экспертом MVVT, при этом дуя на пораженную часть тела или прикасаясь к ней. [ 65 ] В 2001 году издание Frontiers in Bioscience опубликовало в Интернете два исследования, в том числе одно, проведенное Тони Надером , ливанским неврологом и исследователем, преемником Махариши. [ 66 ] [ 67 ]
Звуковая терапия
[ редактировать ]Форма классической индийской музыки под названием Махариши Гандхарва Веда призвана интегрировать и гармонизировать циклы и ритмы тела слушателя. [ 68 ] [ 69 ] Гандхарваведа – это Упаведа. [ 70 ] и систематизирован в ряде текстов, которые стали известны вместе в Гандхарва Веде, вспомогательном тексте, приложенном к Сама Веде. [ 71 ] Мукунд Латх пишет, что Гандхарваведа — это священный свод музыки, произошедший от еще более древней сама, священной ведической формы музыки. [ 72 ] Компакт-диски с музыкой издаются издательством Университета менеджмента Махариши. [ 73 ] [ 74 ]
Прослушивание декламации на санскрите из определенной ветви ведической литературы, соответствующей соответствующей области тела, определенной экспертом MVAH. [ 75 ]
Медицинские центры
[ редактировать ]По данным веб-сайта движения Global Good News, в 15 странах существует 23 ведических центра здоровья Махариши. [ 76 ] В 2011 году Аюрведическая больница Махариши в Нью-Дели, Индия, стала первой аюрведической больницей в Северной Индии, получившей аккредитацию Национального совета по аккредитации больниц (NABH). [ 77 ] Радж — оздоровительный спа-центр в Ведическом городе Махариши, штат Айова . [ 78 ] Дипак Чопра основал курорт в 1987 году и был его медицинским директором. [ 79 ] [ 80 ] Аюрведические спа-центры также открыты в двух местах в Германии: Бад-Эмсе в Рейнланд-Пфальце и Биссендорфе в Нижней Саксонии . [ 81 ]
Обучение
[ редактировать ]Курсы для обучения врачей, медсестер и медицинских работников принципам и практикам Махариши Аюрведы предлагаются Американской ассоциацией Махариши Аюрведы (MAAA) в различных местах США. Эти курсы включают в себя кредит непрерывного медицинского образования . В состав профессорско-преподавательского состава и комитета по учебной программе MAAA входят: Стюарт Ротенберг, Роберт Шнайдер, Уолтер Моелк, Нэнси Лонсдорф , Ричард Авербах, Гэри Каплан и Вайдья Манохар Палакурти. Курсы проводятся совместно с Центром интегративной медицины Скриппса в Ла-Хойе, Калифорния. [ 82 ]
Курсы Махариши Аюр-Веды для медицинских работников также проводятся в Колледже Махариши совершенного здоровья Международного учебного центра Махариши Аюр-Веды в МЕРУ, Голландия . Эти курсы включают в себя: последипломное обучение, ароматерапию Махариши, светотерапию Махариши с драгоценными камнями, преподаватель здоровья Махариши Аюр-Веды, ведическую программу разума и тела и презентацию медицинских исследований. [ 83 ] В состав преподавателей входят Райнер Пича, Уолтер Мёлк, Роберт Кейт Уоллес, Розвита Маргарет Гилвинк-Трейдел и Боб Апон. [ 84 ]
Колледж ведической медицины Махариши располагался по адресу 2721 Arizona Street, NE Albuquerque, New Mexico, в 1990-х и 2000-х годах. [ 85 ] Сейчас в Сан-Диего есть кампус. [ 86 ]
Происхождение Аюрведы и ее связь с Махариши Аюрведой
[ редактировать ]Махариши Аюрведа описывается как современное восстановление целостной перспективы оригинальных текстов Аюрведы, найденных в Ведах . [ 7 ] [ 87 ] В MVAH Веды называются «абстрактным планом творения». [ 2 ] Знания и технологии MVAH основаны на понимании того, что порядок, отображаемый во всей вселенной, в том числе в физиологии человека, управляется фундаментальным лежащим в основе разумом. [ 88 ] По мнению Махариши, болезнь возникает, когда отсутствует координация между внутренним разумом тела и его внешним выражением. [ 88 ]
Как и в традиционной Аюрведе, Махариши Аюрведа описывает материальное творение в соответствии с теорией панчамахабхутас , в которой пять элементов земли, воздуха, огня, воды и эфира объединяются, образуя три доши : вата, питта и капха. [ 89 ] Теория как традиционной, так и Махариши Аюрведы заключается в том, что функциями тела управляют три доши, которые обозначают типы телосложения, а также физические и психические черты, которые они типизируют. Доша человека содержит различные комбинации ваты, питты и капхи, которые могут меняться в зависимости от сезона и времени суток. Симптомы заболевания связаны с дисбалансом доши, который можно обнаружить с помощью пульсовой диагностики или анкетирования. Баланс достигается с помощью различных продуктов и процедур, многие из которых специфичны для конкретной доши. [ 14 ] [ 90 ] Махариши Аюр-Веда не отклоняется от этих традиционных интерпретаций доши. [ 65 ]
Махариши Аюр Веда возникает из Адвайта Веданта школы индуистской философии и последовательно отражает ее , а также является упаведой Атхарва Веды . [ 91 ] [ 92 ] Махариши Аюрведа представляет собой олицетворение всей аюрведической традиции. [ 93 ]
Практики Махариши Аюрведы считаются подлинными, хотя Фрэнсис Циммерман говорит, что они склонны к мягкости, избегают жестоких или болезненных методов лечения, которые исторически были частью аюрведы в ранней Индии. Он также говорит, что Махариши Аюрведа предполагает идеологическую путаницу аюрведических категорий. [ 94 ] В 1985 году врачи Махариши Аюрведы встретились с внешними консультантами, которые предположили, что некоторые традиционные аюрведические средства не будут приняты американскими потребителями. [ 95 ] Принципиальное отличие Махариши Аюр-Веды от традиционной Аюрведы заключается в акценте на роли сознания и использовании Трансцендентальной Медитации, а также в выделении необходимости выражать положительные эмоции и настраиваться на естественные ритмы тела. [ 7 ] [ 96 ]
Махариши Аюрведа также утверждает, что совершенное здоровье — это состояние, присутствующее внутри каждого человека, которое может быть выбрано самим человеком, и что физическое тело — это портал в «квантово-механическое тело», существующее на субатомном уровне, где материя и энергия один, и что каждый орган и процесс в организме имеют квантовый эквивалент. [ 97 ] Тони Надер, которого называют Махараджадхирадж Раджа Рам, который является Верховным Правителем Глобальной Страны Мира во всем мире , отождествляет эту концепцию « квантового исцеления » с теориями Ведической Науки Махариши. [ 93 ]
Индивидуальные метаболические различия и сезонные колебания, описанные в MAV, являются важной частью здорового питания. MAV считает, что вкус и качество являются центральными характеристиками при классификации продуктов питания, а сезонные факторы имеют решающее значение при определении потребностей в питании. MAV также советует использовать определенные пищевые добавки на основе трав для поддержания оптимального здоровья. [ 98 ]
Дипак Чопра , президент-основатель Maharishi Ayur-Veda Products International, Inc (MAPI), Американской ассоциации аюрведической медицины и бывший медицинский директор Медицинского центра Махариши Аюрведы по управлению стрессом и поведенческой медицине, говорит, по словам Стивена Барретта в статье. в журнале «Альтернативная медицина и этика» говорится: «Если у вас есть счастливые мысли, вы создаете счастливые молекулы. иммунную систему и сделать вас более восприимчивыми к болезням». Далее Барретт говорит, что, хотя техника ТМ и другие методы релаксации могут временно снять стресс, утверждения Чопры о том, что радостные или грустные мысли могут влиять на молекулярные уровни тела и иммунную систему, не имеют научного обоснования. [ 14 ]
Прием
[ редактировать ]Согласно книге « Глобальная и современная Аюрведа» , хотя Махариши Аюрведа сыграла важную роль в популяризации Аюрведы в 1980-х и начале 1990-х годов, ее роль в глобальной Аюрведе сейчас маргинализирована. Авторы Смит и Вуястик объясняют фактическое исчезновение MAV как влияния на глобальную Аюрведу следующими факторами: (i) изоляция и описание себя как аутентичного, тем самым делая вывод, что другие формы Аюрведы «лишены легитимности»; (ii) «заоблачное повышение цен» на лекарства и методы лечения, что сделало его недоступным для всех, кроме «самых преданных и восторженных (и богатых) последователей»; и (iii) «стать категорически против аллопатической медицины». В том же томе Сюзанна Ньюкомб приводит критику коммерческого характера Махариши Аюрведы, но говорит, что «Махариши Аюрведа является важной частью практики Аюрведы в современном обществе, несмотря на идеологические претензии тех, кто выступает против системы». ." [ 99 ] Смит и Вуястик пишут, что раньше требовалось, чтобы практикующие MAV имели медицинскую степень, но в 2005 году все врачи, прошедшие обучение MAV, были заменены практикующими Махариши Аюрведы из Индии. [ 100 ]
Автор Филип Голдберг пишет, что Махариши Аюрведа «привлекла внимание» из-за «агрессивной пропаганды движения ТМ». [ 101 ] Автор Фредерик М. Смит пишет, что в Великобритании «организация Махариши имела четкий маркетинговый план и штатного специалиста по связям с общественностью, по крайней мере, до 1992 года». [ 102 ] В 1991 году журналист Эндрю Сколник написал, что маркетинг Махариши Аюрведы движением ТМ представляет собой «широко распространенную модель дезинформации, обмана и манипулирования мирскими и научными средствами массовой информации». [ 32 ] Это рассматривалось как попытка добиться «научной респектабельности». [ 32 ] Согласно статье Ральфа Смита, аналогичная проблема была поднята в книге 1980 года «ТМ и культовая мания» . [ 103 ]
Чалмерс и Дэвис
[ редактировать ]В октябре 1991 года Комитет по профессиональному поведению Британского генерального медицинского совета признал Роджера Чалмерса, декана медицинского факультета непризнанного Университета естественного права Махариши, Ментмора и Лесли Дэвис, декана факультета физиологии этого учреждения, виновными в «серьёзном профессиональном проступке». связи с использованием ими Махариши Аюрведы для лечения СПИДа и ВИЧ, и приказал исключить их из Списка зарегистрированных практикующих врачей. (Впоследствии Чалмерс был восстановлен в должности. [ 104 ] ) Комитет установил, среди прочего, что не было надлежащих и одобренных клинических испытаний для лечения, не было достаточных научных доказательств в поддержку лечения, что они назначали лекарства и делали ложные и вводящие в заблуждение заявления о ценности МАВ. в лечении ВИЧ и СПИДа и о дочерней компании TM «Всемирной медицинской ассоциации за совершенное здоровье».
Независимые испытания таблеток, прописанных Чалмерсом и Дэвисом, показали, что они в лучшем случае оказывали незначительное влияние на ВИЧ, но были в 100 000 раз более токсичными, чем АЗТ . Согласно отчету The Independent за 1990 год , касающемуся обвинений, утверждение о том, что Махариши Аюрведа не имеет побочных эффектов, «кажется неточным». [ нужна ссылка ] В статье говорится, что в прошлом выпускались отдельные предупреждения о побочных эффектах как Трансцендентальной Медитации, так и аюрведической диеты Махариши, например, предупреждение Британской диетической ассоциации о потенциальной опасности аюрведической диеты Махариши для больных СПИДом. [ 32 ] [ 105 ] [ 106 ] [ 107 ] [ 108 ] [ 109 ] По словам Сюзанны Ньюкомб, альтернативным методам лечения в Великобритании часто уделяется мало внимания, а MAV была в центре внимания GMC только потому, что в лечении участвовали пациенты со СПИДом, которых она в то время охарактеризовала как уязвимую и противоречивую группу. [ 110 ]
Шарма и Чопра
[ редактировать ]В 1991 году журнал Американской медицинской ассоциации ( JAMA ) опубликовал статью о преимуществах Махариши Аюрведы под названием «Письмо из Нью-Дели: Махариши Аюрведа: современный взгляд на древнюю медицину», автором которой был Хари Шарма, тогдашний Медицинский колледж Университета штата Огайо , а теперь и Медицинского колледжа Университета штата Огайо Центр интегративной медицины , Брихаспати Дев Тригуна из Всеиндийского конгресса Аюрведы и Дипак Чопра из Американской ассоциации аюрведической медицины. [ 32 ]
В последующей статье Эндрю А. Сколника в , JAMA утверждалось что авторы первой статьи не раскрыли свои финансовые связи с организациями, продающими продукты и услуги, о которых они писали. В статье также исследовались маркетинговые практики, связанные с продуктами и услугами Аюрведы. [ 32 ] Утверждалось, что существовала «широко распространенная практика дезинформации, обмана и манипулирования мирскими и научными средствами массовой информации». [ 32 ] [ 111 ] Это бросило вызов Шарме и др. утверждают, что Махариши Аюрведа была более экономически эффективной, чем стандартная медицинская помощь. [ 32 ] Кроме того, в статье сообщалось, что в конце 1980-х годов исследователь трав Тони Нэйдер , в то время кандидат наук в области нейробиологии в Массачусетском технологическом институте , подвергся критике за искажение его исследований, продвигающих растительные продукты Maharishi Ayurveda Products International (MAPI) как спонсируется Массачусетским технологическим институтом и Гарвардом. [ 32 ] В статье сообщалось, что Надер и Дэвид Орм-Джонсон подверглись критике со стороны организаторов ежегодного собрания Общества экономической ботаники, которое проходило в Иллинойском университете в Чикаго в июне 1987 года. По словам организаторов, Надер и Орм-Джонсон представили на конференцию тезисы исследований, но сделанная ими презентация имела мало общего с тезисами. Вместо этого это была реклама лекарственных трав MAPI и Трансцендентальной Медитации. [ 32 ] В статье JAMA цитируется бывший учитель ТМ и председатель центра ТМ в Вашингтоне, округ Колумбия, который сказал, что ему сказали обмануть средства массовой информации. [ 32 ]
Письмо Чопры и Шармы редактору было опубликовано в JAMA в октябре 1991 года. Чопра и Шарма написали, что многие критические замечания, полученные ими в письмах редактору, были подстрекательскими и во многом основывались на эмоциональных и необоснованных обвинениях, не имеющих серьезной научной поддержки. и мало ссылок. Далее они заявили, что критика была направлена в основном на организацию ТМ, а не на подходы Махариши Аюр-Веды. [ 31 ] Эндрю Сколник в письме редактору JAMA говорит, что Чопра и Шарма не отрицали и не приносили извинений за то, что они скрыли от JAMA свои финансовые связи с организациями, продающими и продающими продукты и услуги, о которых они писали, и утверждали, что в их подписанном авторском бланке подобных конфликтов интересов нет. [ 112 ] [ 113 ] Позже Сколник опубликовал отчет о том, как JAMA было обмануто. [ 114 ] [ 115 ] Журнал Science охарактеризовал эту проблему как «отвратительный эпизод, который имеет последствия для всех научных журналов и для ученых, которых можно истолковать как имеющих конфликт интересов». [ 116 ] [ 117 ]
В ответ две организации ТМ, возглавлявшиеся тогда Чопрой, в 1992 году подали в суд на Сколника, JAMA редактора Дипаком Джорджа Лундберга и АМА, требуя судебного запрета и возмещения ущерба в размере 194 миллионов долларов. В иске утверждалось, что новостной репортаж Сколника о продуктах и услугах здравоохранения ТМ был клеветническим и грубо затрагивал их деловые интересы. [ 32 ] В августе 1992 года в известном решении суд первой инстанции отклонил ходатайство истца о запрете JAMA и Сколнику в соответствии с Законом штата Иллинойс о обманных практиках публиковать заявления о них и Махариши Аюрведе, отметив, что истцы не утверждали, что заявления о них были является ложным или вводящим в заблуждение, а также утверждает, что «у истцов мало шансов добиться победы по существу их иска о унижении достоинства», и что и предполагаемые клеветнические заявления JAMA Сколника были защищены как «справедливые комментарии и критика» по вопросу, вызывающему общественный интерес. [ 118 ] [ 119 ] [ 120 ] [ 121 ] Вскоре после этого в марте 1993 года дело было прекращено без каких-либо предубеждений. [ 122 ] В 1997 году Newsweek сообщил, что, по словам адвоката Чопры, иск был «урегулирован на нераскрытую сумму». Позже Newsweek опубликовал исправление и пояснил, что денежного урегулирования не было. [ 123 ] В книге Филипа Голдберга « Американская Веда» 2010 года говорится, что иск был урегулирован в 1993 году. [ 124 ]
Флинт
[ редактировать ]В 1994 году Джони Флинт подала в суд на Чопру, Медицинский центр Махариши Аюр-Веда в Пало-Альто, Калифорния, и Брихаспати Дев Тригуна по поводу смерти ее мужа Дэвида от лейкемии. Через два месяца после посещения центра, где Чопра прописал первозданное звуковое лечение, Тригуна объявил, что Флинт излечился от лейкемии. Флинт следовал другим методам лечения Махариши Аюрведы по указанию Тригуны в течение девяти месяцев, стоимость которых составила более 10 000 долларов, но умер от лейкемии. В подаче иска Флинт помог Национальный совет по борьбе с мошенничеством в сфере здравоохранения . [ 125 ] Адвокаты Чопры заявили, что иск против него будет отклонен до суда. Они сказали, что Дэвид Флинт был в отчаянии и что Чопра видел его в течение 45 минут для духовной консультации и дал ему первобытную звуковую технику. Они также сказали, что Флинт подписал форму, в которой говорилось, что он понимает, что звуковая терапия не является заменой традиционной терапии, и что подписанная Флинтом форма также освобождает Чопру и его организацию от ответственности в случае, если лечение окажется неудачным. [ 125 ]
Товарные знаки
[ редактировать ]Махариши Аюр-Веда, Махариши Аюрведа, Университет менеджмента Махариши, Ведический подход Махариши к здоровью, Ведическая астрология Махариши, Ведическая медицина Махариши, Технология ведических вибраций Махариши и Трансцендентальная медитация являются товарными знаками, лицензированными Корпорацией развития ведического образования Махариши . [ 126 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Уоллес 1993 , стр. 64–66.
- ^ Jump up to: а б Шарма и Кларк, 1998 г.
- ^ Редди и Эдженес 2002
- ^ Шарма и Кларк 1998 , Предисловие
- ^ Краткую историю традиционной аюрведы и избранные переводы оригинальных санскритских источников см. Wujastyk 2003.
- ^ Синтия Энн Хьюмс, «Махариши Аюр-Веда», глава 17 в Wujastyk & Smith 2008 , стр. 309 и 326.
- ^ Jump up to: а б с Шарма 1995 г.
- ^ Хари Шарма, «Современная Аюрведа», глава 32 в Micozzi 2010 , стр. 496–498.
- ^ Кеннет Дж. Зиск, «Традиционная медицина Индии», глава 29 в Micozzi 2010 , стр. 84
- ^ Хари Шарма, «Современная Аюрведа», глава 32 в Micozzi 2010 , стр. 496–498.
- ^ Поля 2010
- ^ Приближается 2000 г.
- ^ Шарма и Кларк 1998 , с. 12
- ^ Jump up to: а б с д Барретт 1998 , стр. 11–13.
- ^ Манаси Тиродкар, «Культурные потери и воспоминания в современной аюрведической медицинской практике», глава 13 в Wujastyk & Smith 2008 , стр. 232
- ^ Шарма и Кларк 1998 , стр. 147–149.
- ^ Орм-Джонсон и др. 1988 год
- ^ Ospina et al. 2007 , p. v
- ^ Кьеза, Альберто; Серретти, Алессандро (май 2011 г.). «Когнитивная терапия психических расстройств, основанная на осознанности: систематический обзор и метаанализ». Психиатрические исследования . 187 (3): 441–453. doi : 10.1016/j.psychres.2010.08.011 . ПМИД 20846726 . S2CID 23061170 .
Настоящий обзор и метаанализ имеют некоторые существенные ограничения. Прежде всего, аналогично раннему систематическому обзору медитации (Ospina et al., 2007), мы оценивали качество рассмотренных исследований, используя стандартизированную шкалу (Jadad et al., 1996), которая не была специально разработана для оценки качества медитации. занятия медитацией и психотерапией. Как недавно отметил Орм-Джонсон (2008), необходима разработка новой шкалы качества, которая включала бы такие факторы, как опыт терапевта и приверженность практике, для глобальной оценки качества обучения медитации.
- ^ «Протокол систематического обзора Центра доказательной практики, название проекта: Программы медитации для снятия стресса и благополучия, Агентство исследований и качества здравоохранения» . Агентство медицинских исследований и качества. 10 октября 2012 года. Архивировано из оригинала 16 ноября 2013 года . Проверено 14 сентября 2013 г.
. . . предыдущие обзоры переоценивали определенные меры предвзятости, такие как закрытие вмешательства по шкале Джадада, которые больше подходят для фармацевтических вмешательств и невозможны в медитативных исследованиях.
- ^ Чен, Кевин В.; Бергер, Кристина К.; Манхаймер, Эрик; Форд, Дарлин; Мэгидсон, Джессика; Дахман, Лайя; Лежуез, CW (июнь 2012 г.). «Медитативная терапия для снижения тревоги: систематический обзор и метаанализ рандомизированных контролируемых исследований» . Депрессия и тревога . 29 (7): 545–562. дои : 10.1002/da.21964 . ПМЦ 3718554 . ПМИД 22700446 .
В отличие от результатов предыдущих обзоров медитации, мы обнаружили, что качество рассмотренных РКИ улучшилось, в основном приемлемое, а некоторые из них (40%) были хорошего качества. Такие различия в качестве исследований могут быть связаны с несколькими факторами. Первым фактором являются критерии качества, используемые для оценки исследований. В частности, в большинстве предыдущих обзоров использовалась стандартная шкала Джадада,[42] которая подчеркивает значимость слепоты. Поскольку слепоту трудно реализовать в исследовании медитации, мы считаем, что это слишком строгие критерии, и поэтому мы использовали более практичный контрольный список качества (11 критериев вместо 5), который был разработан для нефармацевтических исследований. Второй фактор – это процедура рассмотрения. Мы пытались связаться с большинством авторов для получения разъяснений относительно подробного плана исследования, результатов лечения и других вопросов качества, хотя в большинстве предыдущих обзоров, включая Ospina et al. [6], эта важная процедура, по-видимому, не применялась. Третий фактор – это общее качество исследований медитации, которое постоянно повышалось за последние 10 лет. . .)
- ^ Брук, Роберт Д.; Аппель, Лоуренс Дж.; Рубенфайр, Мелвин; Угедегбе, Гбенга; Бисоньяно, Джон Д.; Эллиотт, Уильям Дж.; Фукс, Флавио Д.; Хьюз, Джоэл В.; Лэкленд, Дэниел Т.; Стафилено, Бет А.; Таунсенд, Раймонд Р.; Раджагопалан, Санджай; и др. (22 апреля 2013 г.). «Помимо лекарств и диеты: альтернативные подходы к снижению артериального давления: научное заявление Американской кардиологической ассоциации» . Гипертония . 61 (6): 1360–83. дои : 10.1161/HYP.0b013e318293645f . ПМИД 23608661 . S2CID 793076 .
После публикации отчета «Исследования и качество здравоохранения» (со ссылкой на Оспина и др., 2007 г.) были опубликованы два дополнительных метаанализа, оценивающих влияние ТМ на АД.32,33 Они раскритиковали отчет «Исследования и качество здравоохранения» по нескольким методологическим причинам.
- ^ Оспина и др. 2007 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Андерсон, Лю и Крисцио, 2008 г.
- ^ Расчет 2008 г.
- ^ Уоллес 1993 , стр. 76–79.
- ^ Jump up to: а б Шарма и Кларк 1998 , стр. 54–56.
- ^ Берман и Бербанк, 2010 г.
- ^ Глейзер 1988
- ^ Уоллес 1993 , стр. 76–89.
- ^ Jump up to: а б Шарма и Чопра, 1991 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Сколник 1991 .
- ^ Уоллес 1993 , стр. 105–107.
- ^ Шарма и Кларк 1998 , с. 109
- ^ Шарма 1998 , с. 201 и далее
- ^ Малленно, Лиза (май – июнь 1998 г.). «1usDAAAAMBAJ» . Журнал йоги : 66–71. Архивировано из оригинала 2 ноября 2013 года . Проверено 24 сентября 2016 г.
- ^ «Асессор округа Джефферсон – Общая информация о посылках» . Jefferson.iowaassessors.com . Проверено 10 сентября 2010 г.
- ^ Бизнес-парк Фэрфилд 41 ° 03'50 "N 91 ° 58'18" W / 41,0639 ° N 91,9716 ° W
- ^ «Веб-сайт MAV Europe» . ayurveda-products.eu. Архивировано из оригинала 29 сентября 2009 года.
- ^ Jump up to: а б Рэдфорд 2000
- ^ Шваб, Роберт (24 ноября 1999 г.). «Товары Гуру пользуются успехом у бумеров». Денвер Пост : C.01.
- ^ Марк Микоцци, «Аюрведическая медицина», глава 16, Микоцци, 2007 г. , стр. 356–361.
- ^ Марк Микоцци, «Аюрведическая медицина», глава 16, Микоцци, 2007 г. , стр. 360–361.
- ^ Jump up to: а б с Сапер и др. 2008 год
- ^ Jump up to: а б Эллин 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с Сабо 2008 г.
- ^ Росси 2008
- ^ Jump up to: а б Ассошиэйтед Пресс 2008 г.
- ^ Уитли 2007
- ^ Шарма и Кларк 1998 , стр. 145–146.
- ^ Кэнон, Скотт (28 сентября 1999 г.). «Следователи Махариши интегрировались в небольшой городок в Айове». Звезда Канзас-Сити .
- ^ «Махариши Стхапатья Веда: Архитектура в соответствии с законом природы» . Программы Махариши в Индии. Архивировано из оригинала 17 сентября 2010 года.
- ^ Кордер, Майк (20 января 1998 г.). «Голландский монастырь не падет без боя» . Вашингтон Пост . Ассошиэйтед Пресс.
- ^ «Махариши Стхапатья Веда» . Веб-сайт ведических знаний. Архивировано из оригинала 19 августа 2010 года.
- ^ Уоллес 1993 , стр. 107–109.
- ^ Jump up to: а б Шарма и Кларк 1998 , стр. 144–145.
- ^ Jump up to: а б О'Коннелл и Александр 1994 , с. 419
- ^ Jump up to: а б с Боншек, Боншек и Фергюссон 2007 , стр. 155, 156.
- ^ «Просветление: Ведическая наука и технология Махариши» . Просветление: Ведическая наука и технология Махариши (12–19). Корпорация развития ведического образования Махариши: 21, 2001 г.
- ^ Синтия Энн Хьюмс, «Махариши Аюр-Вед», глава 16 в Wujastyk & Smith 2008 , стр. 304
- ^ «Ведический календарь Махариши Ягьи: особые дни и основные моменты» . МахаришиIndia.org. Архивировано из оригинала 13 апреля 2010 года.
- ^ Сколник 1991b .
- ^ Гилпин 2006 , с. 21
- ^ Штатный автор Global Good News, 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Синтия Энн Хьюмс, «Махариши Аюр-Вед», глава 16, Wujastyk & Smith 2008 , стр. 318
- ^ Надер и др. 2001 г.
- ^ Нидич и др. 2001 г.
- ^ Уоллес 1993 , стр. 99–102.
- ^ Шарма и Кларк 1998 , с. 143
- ^ История индийской философии, Том 2, Сурендранатх Дасгупта, стр. 274 ( Пожалуйста, уточните, какое издание? )
- ^ Бек 2006 , стр. 122–123.
- ^ Исследование Даттилама (1978), Мукунд планка
- ^ Музыка 2009 г.
- ^ Синтия Энн Хьюмс, «Махариши Аюр-Веда», глава 17 в Wujastyk & Smith 2008 , стр. 328
- ^ Шарма и Кларк 1998 , с. 142
- ^ «Ведическое здравоохранение» . Архивировано из оригинала 28 декабря 2009 года . Проверено 14 ноября 2009 г.
- ^ «Аккредитация NABH в больнице Махариши Аюрведа» . НИ провод . Ньюстрек Индия. 24 октября 2011 г.
- ^ Грэм, Чад (2 декабря 2001 г.). «Экзотические процедуры в роскошном спа-центре привлекают клиентов со всей страны». Путешествия и отдых. Отправка почты Сент-Луиса . п. Т3.
- ^ Уилки, Кертис (13 декабря 1987 г.). «НЕТ КОФЕ, НЕ БУХИ, НЕ КУРИТЬ, НЕ СТЕЙКИ – НО МНОГО МАСЛА». Бостон Глобус . п. 12.
- ^ «Курортный врач обвинен в конфликте». Телеграмма и газета . Вустер, Массачусетс, 4 октября 1991 г. с. С.5.
- ^ Габлингер, Тамар (2010). Точка плавления религии: о толерантности, противоречивых религиях и государстве . Германия: Tectum Verlag. п. 166.
- ^ Комитет по развитию факультетов и учебных программ, 2009 г.
- ^ «Курсы» . Колледж идеального здоровья Махариши. Архивировано из оригинала 19 августа 2010 года.
- ^ «Факультет» . Колледж идеального здоровья Махариши. Архивировано из оригинала 15 августа 2010 года.
- ^ «Колледж ведической медицины Махариши» . Архивировано из оригинала 30 июля 2003 года.
- ^ Чаудхари, Сандип; Чаудхари, Кулрит. «ВЕДИЧЕСКИЙ ПОДХОД МАХАРИШИ К ЗДОРОВЬЮ» (PDF) . globalgoodnews.com. Архивировано из оригинала (PDF) 11 июля 2011 года.
- ^ Историки медицины утверждают, что самые ранние сочинения по аюрведе больше обязаны раннему буддизму и индийскому аскетизму в целом, чем Ведам Wujastyk 2003 , p. xxviii–xxx.
- ^ Jump up to: а б Ведический подход Махариши к здоровью, современная наука и ведическая наука, Том. 7, № 1
- ^ Синтия Энн Хьюмс, «Махариши Аюр-Вед», глава 16 в Wujastyk & Smith 2008 , стр. 292
- ^ О'Коннелл и Александр 1994 , с. 345
- ^ Синтия Энн Хьюмс, «Махариши Аюр-Вед», глава 16 в Wujastyk & Smith 2008 , стр. 309 дюймов
- ^ История индийской философии, Том 2, Сурендранатх Дасгупта, стр. 275
- ^ Jump up to: а б Синтия Энн Хьюмс, «Махариши Аюр-Вед», глава 16, Wujastyk & Smith 2008 , стр. 326 дюймов
- ^ Фрэнсис Циммерманн, «Нежное очищение: Цветочная сила Аюрведы», глава 9 в журнале Leslie & Young 1992 , стр. 213
- ^ Сундук 1995 , с. 30
- ^ « «Аюрведа» Индекс дополнительной и альтернативной медицины Медицинский центр Университета Мэриленда» . умм.edu . Архивировано из оригинала 2 августа 2013 года.
- ^ Баер 2004 , стр. 124–125.
- ^ Информация о питании от Махариши Аюрведы, Журнал прикладного питания, Том. 48, № 1 и 2, стр. 34–41, 1996 г., Хари М. Шарма, доктор медицинских наук, FRCPC, Медицинский колледж, Университет штата Огайо.
- ^ Сюзанна Ньюкомб , «Аюрведическая медицина в Великобритании и эпистемология медицинской практики в духе «добросовестности», глава 15 в Wujastyk & Smith 2008 , стр. 273–74.
- ^ Вуястык и Смит 2008 , с. 16
- ^ Гольдберг, Филип (2010). Американская Веда — Как индийская духовность изменила Запад . Нью-Йорк: Издательство Crown/Random House. стр. 151–175 . ISBN 978-0-385-52134-5 .
- ^ Дагмар Вуястык; Смит, Фредерик Миллер (2008). Современная и глобальная Аюрведа: плюрализм и парадигмы . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 262. ИСБН 978-0-7914-7490-7 .
- ^ Смит-младший, Ральф С. (2 октября 1991 г.). «Махариши Аюр-Веда». ДЖАМА . 266 (13): 1773–1774. дои : 10.1001/jama.1991.03470130045029 . ISSN 0098-7484 .
- ^ Сюзанна Ньюкомб, «Аюрведическая медицина в Великобритании и эпистемология медицинской практики в духе «добросовестности»,» глава 15 в Wujastyk & Smith 2008 , стр. 269
- ^ Сюзанна Ньюкомб, «Аюрведическая медицина в Великобритании и эпистемология медицинской практики в духе «добросовестности», глава 15 в Wujastyk & Smith 2008 , стр. 257–284.
- ^ "Культовые врачи расследовали травяные таблетки от СПИДа", The Independent (19 августа 1990 г.)
- ^ Аноним, 1991 г.
- ^ Пресс-релиз: Генеральный медицинский совет, Лондон, Англия (25 октября 1991 г.).
- ^ Эмери 1991
- ^ Сюзанна Ньюкомб, «Аюрведическая медицина в Великобритании и эпистемология медицинской практики в духе «добросовестности»,» глава 15 в Wujastyk & Smith 2008 , стр. 274
- ^ ЭМЕРИ, ДЖИН (24 ноября 1991 г.). «Смутные времена для медицинского отделения Махариши, обвиненного в обмане и дезинформации». Журнал Провидения . Провиденс, Род-Айленд: D–04.
- ^ Сколник 1992 г.
- ^ «Авторская ответственность, раскрытие финансовой информации и передача авторских прав» . aaskolnick.com. Архивировано из оригинала 4 января 2003 года . Проверено 12 июля 2010 г.
- ^ Сколник, Эндрю (осень 1991b). «Каперс Махариши: или как обмануть ведущие медицинские журналы» . ScienceWriters: Информационный бюллетень Национальной ассоциации научных писателей . Архивировано из оригинала 11 октября 2007 года.
- ^ Сколник, Эндрю (весна 1992 г.). «Каперс Махариши: JAMA обманули (но ненадолго)». Скептический исследователь : 254–259.
- ^ Барнетт, Р.; Сирс, К. (1991). «ДЖАМА попадает в индийское травяное варенье». Наука . 254 (5029): 188–189. Бибкод : 1991Sci...254..188B . дои : 10.1126/science.1925571 . ПМИД 1925571 .
- ^ JAMA вникает в индийскую травяную мешанину: у трех авторов, писавших о традиционном индийском лечении, есть конфликт интересов, обнаруживает журнал. (Журнал Американской медицинской ассоциации; Хари Шарма, Дипак Чопра, Брихаспати Дев Тригуна) 1991 г.
- ^ Маклейн, Декл (1996). «Новый вид запрета; к счастью, апелляционные суды их не любят». Связь и право . 18:43 .
- ^ Текущие события в области клеветы в СМИ и вторжения в закон о неприкосновенности частной жизни , Ресурсный центр по защите от клеветы, том 11, стр. 558 (1994).
- ^ Закон о коммуникациях , Том 2 (1994), Практикующий юридический институт, стр. 497.
- ^ Lancaster Foundation v Skolnick 21 Media Law Reporter, 1021 (ND Ill 1992)
- ^ Фонд Ланкастера, Inc., Американская ассоциация аюр-ведической медицины, Inc. против Эндрю А. Сколника, Джорджа Д. Лундберга, доктора медицины; Окружной суд США Северного округа штата Иллинойс, Восточное отделение, № 82 C 4175; Судья Кокорас
- ^ «Коррекция» . Newsweek . 17 ноября 1997 г.
- ^ Гольдберг, Филип (2010). Американская Веда — Как индийская духовность изменила Запад . Нью-Йорк: Издательство Crown/Random House. п. 233 . ISBN 978-0-385-52134-5 .
- ^ Jump up to: а б Петтус 1995 , с. 28 и далее, 95
- ^ «Ведический город Махариши, Айова» . Проверено 7 ноября 2014 г.
Ссылки
[ редактировать ]- «Алфавитный список расстройств» . Ведическая вибрационная технология Махариши . Проверено 20 ноября 2009 г.
- Андерсон, Дж.В.; Лю, С; Крисцио, Р.Дж. (март 2008 г.). «Реакция кровяного давления на трансцендентальную медитацию: метаанализ» . Являюсь. Дж. Гипертенс . 21 (3): 310–6. дои : 10.1038/ajh.2007.65 . ПМИД 18311126 .
- Аноним (1 января 1991 г.). «Аюрведические врачи пропагандируют недоказанные таблетки от СПИДа» . Информационный бюллетень НКАФФ .
- Аноним (18 августа 1996 г.). «Дни Дипака в суде» . Журнал «Нью-Йорк Таймс» : 6–12. ISSN 0028-7822 .
- Анонимно (23 мая 2006 г.). «Безлекарственный подход к лечению СДВГ» (PDF) . ABC7/КГО-ТВ . Проверено 16 ноября 2009 г. "Статья ABC Nres"
- Анонимно (12 июня 2006 г.). «Трансцендентальная медитация может улучшить факторы сердечного риска у пациентов с ишемической болезнью сердца» . tmbusiness.org. Архивировано из оригинала 1 декабря 2009 года . Проверено 16 ноября 2009 г.
- «Айова: женщина утверждает, что отравилась растительными продуктами» . Телеграфный вестник . Дубьюк, Айова. Ассошиэйтед Пресс. 11 марта 2008 г.
- Баер, Ханс А. (2004). На пути к интегративной медицине: слияние альтернативных методов лечения с биомедициной . Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира Пресс. ISBN 978-0-7591-0302-3 .
- Барретт, Стивен (1998). « Альтернативная» медицина: больше шумихи, чем надежды». В Хамбере, Джеймс М.; Альмедер, Роберт Ф. (ред.). Альтернативная медицина и этика . Хумана Пресс. стр. 1–43. ISBN 9780896034402 .
- Бек, Гай Л. (2006), Священный звук: опыт музыки в мировых религиях , издательство Университета Уилфрида Лорье, ISBN 978-0-88920-421-8
- Берман, Джон; Бербанк, Мэгги (5 июля 2010 г.), «Трансцендентальная медитация процветает в Айове: приверженцы Трансцендентальной медитации называют штат Соколиный глаз своим домом с 70-х годов» , Nightline , Американская радиовещательная компания (ABC), заархивировано из оригинала 3 марта 2016 г.
- Боншек, Анна; Боншек, Коррина; Фергюссон, Ли (2007), Большая рыба: сознание как структура, тело и пространство , Родопи, ISBN 978-90-420-2172-3
- Брукс, Дж; Скарано, Х. (1990), «Трансцендентальная медитация в лечении поствьетнамской адаптации», Journal of Counseling and Development , vol. 64, стр. 212–215.
- Кэрролл, Роберт Тодд (2003), Словарь скептика: сборник странных убеждений, забавных обманов и опасных заблуждений , Хобокен, Нью-Джерси: Wiley, стр. 45–48, ISBN. 978-0-471-27242-7
- Условия использования , TM.org , дата обращения 20 ноября 2009 г.
- Купер, MJ; Айген, М.М. (декабрь 1979 г.), «Техника релаксации в лечении гиперхолестеринемии», Journal of Human Stress , 5 (4): 24–7, doi : 10.1080/0097840x.1979.10545991 , PMID 392003
- Эмери, Джин (24 ноября 1991 г.), «НАУКА/ТЕХНОЛОГИЯ. Тревожные времена для медицинского отделения Махариши, обвиняемого в обмане и дезинформации» , Providence Journal , стр. D–04, заархивировано из оригинала 3 мая 2012 г.
- Эллин, Эбби (18 сентября 2008 г.), «ПО ГЛУБОКОЙ КОЖЕ; древнее, но насколько безопасно?» , Нью-Йорк Таймс , с. G3
- Эппли, КР; Абрамс, А.И.; Шир, Дж. (ноябрь 1989 г.), «Дифференциальное воздействие техник релаксации на личностную тревожность: метаанализ», Journal of Clinical Psychology , 45 (6): 957–74, doi : 10.1002/1097-4679(198911)45: 6<957::AID-JCLP2270450622>3.0.CO;2-Q , PMID 2693491
- Комитет по развитию факультетов и учебных программ (24 апреля 2009 г.), «Course Curriculum» , maaa-courses.org , Американская ассоциация Махариши Аюр-Веды, заархивировано из оригинала 24 апреля 2009 г. , получено 9 апреля 2014 г.
- Фэган, Джон Б; Херрон, Роберт Э. (сентябрь 2002 г.), «Липофил-опосредованное снижение токсикантов у людей: оценка аюрведической процедуры детоксикации» , Альтернативные методы лечения в здравоохранении и медицине , 8 (5): 40–51, PMID 12233802
- Филдс, Джей Зи; Уолтон, КГ; Шнайдер, Р.Х.; Нидич, С; Померанц, Р; Сухдев, П; Кастильо-Ричмонд, А; Пейн, К; Кларк, ET; Рейнфорт, М. (апрель 2002 г.), «Влияние мультимодальной программы натуральной медицины на атеросклероз сонных артерий у пожилых людей: пилотное испытание ведической медицины Махариши», The American Journal of Cardiology , 89 (8): 952–8, doi : 10.1016 /S0002-9149(02)02245-2 , PMID 11950434
- Филдс, Джереми (2010), Биографическая справка - Джереми Филдс , ScientificWritingServices.com, заархивировано из оригинала 16 июля 2011 г. , получено 15 ноября 2009 г.
- Гелдерлоос, П; Альстрем, Х.Х.; Орм-Джонсон, Д.В.; Робинсон, ДК; Уоллес, РК; Глейзер, Дж. Л. (1990), «Влияние аюрведического травяного препарата Махариши на возрастную зрительную дискриминацию», Международный журнал психосоматики , 37 (1–4): 25–9, PMID 2246098
- Гилпин, Джефф (2006), Эффект Махариши: личное путешествие через движение, которое изменило американскую духовность , JP Tarcher/Penguin, ISBN 978-1-58542-507-5
- Глейзер, Джей Л. (1988), «Махариши Аюрведа: введение в новейшие исследования» (PDF) , Modern Science and Vedic Science , 2 (1), издательство Университета менеджмента Махариши.
- Голдман, Брайан (1991), «Продажа аюрведических лекарств» , Журнал Канадской медицинской ассоциации , 144 (1): 53–55, PMC 1452524 , PMID 1984817 , заархивировано из оригинала 24 декабря 2012 г.
- Штатный автор Global Good News (18 июня 2009 г.), Световая терапия Махариши с драгоценными камнями: ведическая технология, которая является частью Махариши Аюр-Веды , Global Good News
{{citation}}
: CS1 maint: ref дублирует дефолт ( ссылка ) - Харди, Мэри; Коултер, Ян; Венутурупалли, Свами; Рот, Элизабет А.; Фавро, Джойя; Мортон, Салли С .; Шекеле, Пол (сентябрь 2001 г.), «Аюрведические вмешательства при сахарном диабете: систематический обзор» , Отчет о доказательствах/оценка технологий (41): 2p, ISBN 1-58763-068-0 , ISSN 1530-4396 , PMC 4781473 , PMID 11488136 Агентство медицинских исследований и качества
{{citation}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - Хитти, Миранда (9 августа 2006 г.), «Медитация может помочь мозгу справиться с болью » , WebMD , получено 17 ноября 2009 г. «Статья CBS News».
- Джаядеваппа, Равишанкар; Джонсон, Джерри С.; Блум, Бернард С.; Нидич, Сэнфорд; Десаи, Шашанк; Чхатре, Сумедха; Разиано, Донна Б.; Шнайдер, Роберт Х. (2007), «Эффективность Трансцендентальной Медитации на функциональные возможности и качество жизни афроамериканцев с застойной сердечной недостаточностью: рандомизированное контрольное исследование» (PDF) , Ethnicity & заболевания , 17 (1): 72–7 , PMC 2048830 , PMID 17274213 «PennMedical Article»
- Киган, Лиза (2001). Исцеление с помощью дополнительных и альтернативных методов лечения . Олбани: Дельмар. п. 68. ИСБН 0-7668-1890-Х .
- Лесли, Чарльз; Янг, Аллан (1992), Пути к азиатским медицинским знаниям , Беркли: University of California Press, ISBN 978-0-520-07318-0
- Лонсдорф, Нэнси, Аюрведический подход Махариши к аллергии ,pointshop.com/ , получено 16 ноября 2009 г.
- Махариши Амрит Калаш - Расаяна расаян , maharishi.co.uk, 2009 г. , получено 18 ноября 2009 г.
- Медицинские центры Махариши и альтернативная медицина , maharishi-medical.com , получено 20 ноября 2009 г.
- Машур, Ник; Лин, Джордж; Фришман, Уильям (1998), «Травяная медицина для лечения сердечно-сосудистых заболеваний: клинические соображения», Archives of Internal Medicine , 158 (20): 2225–34, doi : 10.1001/archinte.158.20.2225 , PMID 9818802
- Микоцци, Марк (2007), Дополнительная и интегративная медицина в лечении и профилактике рака: основы и научно обоснованные вмешательства , Нью-Йорк: издательская компания Springer, ISBN 978-0-8261-0305-5
- Микоцци, Марк (2010), Основы дополнительной и альтернативной медицины, четвертое издание , Сент-Луис: Saunders Elsevier, ISBN 978-1-4377-0577-5
- "Музыка - Махариши Гандхарва Веда" , издательство Университета менеджмента Махариши , получено 20 ноября 2009 г.
- Надер, Тони (2000), Физиология человека; Выражение Вед и ведической литературы , Ведический университет Махариши, OCLC 34051833
- Надер, Т.А.; Смит, Делавэр; Диллбек, MC; Шанбахер, В; Диллбек, СЛ; Галлуа, П; Билл-Ружери, С; Шнайдер, Р.Х.; и др. (Апрель 2001 г.), «Двойное слепое рандомизированное контролируемое исследование ведической вибрационной технологии Махариши у пациентов с артритом», Frontiers in Bioscience , 6 (6): H7–H17, doi : 10.2741/a720 , PMID 11282569
- Нанда, Мира (8–21 апреля 2008 г.), «Аюрведа под сканером» , Frontline , vol. 23, нет. 7, заархивировано из оригинала 30 ноября 2009 г.
{{citation}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - Незу, Кристина; Цанг, Солам; Ломбардо, Элизабет; Барон, Ким (2003), «Дополнительные и альтернативные методы лечения», в Незу, Артур; Незу, Кристина; Геллер, Памела; Вайнер, Ирвинг (ред.), Справочник по психологии: Том 9: Психология здоровья , Хобокен: Wiley, стр. 591–614.
- Нидич, С.И.; Шнайдер, Р.Х.; Нидич, Р.Дж.; Рейнфорт, М; Салерно, Дж; Шарф, Д; Смит, Делавэр; Диллбек, MC; Надер, Т. А. (апрель 2001 г.), «Ведическая вибрационная технология Махариши при хронических расстройствах и связанном с ними качестве жизни», Frontiers in Bioscience , 6 (6): H1–6, doi : 10.2741/a719 , PMID 11282570 , S2CID 34426380
- Нобили, Стефания; Липпи, Донателла; Виторт, Ева; Доннини, Мартино; Бауси, Летиция; Мини, Энрико; Капаччоли, Серджио (2009), «Природные соединения для лечения и профилактики рака» (PDF) , Pharmacological Research , 59 (6): 365–78, doi : 10.1016/j.phrs.2009.01.017 , hdl : 2158/369971 , ПМИД 19429468
- О'Коннелл, Дэвид Ф.; Александр, Чарльз Натаниэль (1994), Самовосстановление: лечение зависимостей с помощью трансцендентальной медитации и Махариши Аюр-Вед , Нью-Йорк: Harrington Park Press, ISBN 978-1-56024-454-7
- Орм-Джонсон, Д.В.; Александр, Китай; Дэвис, Дж. Л.; Чендлер, HM; Ларимор, МЫ (1988), «Международный мирный проект на Ближнем Востоке: Эффекты технологии Махариши единого поля», Журнал разрешения конфликтов , 32 (4): 776, doi : 10.1177/0022002788032004009 , S2CID 145461685
- Орм-Джонсон, Д.В.; Херрон, Р.Э. (январь 1997 г.), «Инновационный подход к сокращению использования и расходов на медицинскую помощь» , Американский журнал управляемого медицинского обслуживания , 3 (1): 135–44, PMID 10169245
- Орм-Джонсон, Д.В. (декабрь 2008 г.), «Комментарий к отчету AHRQ об исследованиях медитативных практик в здравоохранении», Журнал альтернативной и дополнительной медицины , 14 (10): 1215–21, doi : 10.1089/acm.2008.0464 , PMID 19123876
- Оспина, МБ.; Бонд, К.; Кархане, М.; Тьосволд, Л.; Вандермеер, Б.; Лян, Ю.; Бялый, Л.; Хутон, Н.; и др. (июнь 2007 г.), «Практика медитации для здоровья: состояние исследований», Evid Rep Technol Assess (Full Rep) (155): 1–263, PMC 4780968 , PMID 17764203
- Пеллетье, Кеннет (2000), Лучшая альтернативная медицина , Нью-Йорк: Simon & Schuster, ISBN 0-684-84207-6
- Петтус, Элиза (14 августа 1995 г.), «Проблемы разума и тела» , New York Magazine , стр. 28 и далее, 95
- Поль-Лабрадор, М; Полк, Д; Дуайер, Дж. Х.; Веласкес, я; Нидич, С; Рейнфорт, М; Шнайдер, Р; Мерц, CN (июнь 2006 г.), «Влияние рандомизированного контролируемого исследования трансцендентальной медитации на компоненты метаболического синдрома у пациентов с ишемической болезнью сердца», Archives of Internal Medicine , 166 (11): 1218–24, doi : 10.1001/ archinte.166.11.1218 , PMID 16772250 «Статья AMA»
- Перри, Тони (19 сентября 1994 г.), «Альтернативная медицинская помощь становится мейнстримом медицины» , Los Angeles Times , стр. 3, ISSN 0458-3035 , заархивировано из оригинала 3 мая 2012 г.
- «Эксперты ведического здравоохранения из Индии совершают поездку по Калифорнии, давая консультации и демонстрируя ведическую систему «пульсовой диагностики» » (пресс-релиз). PRNewswire. 20 сентября 2006 г.
- Рэдфорд, Билл (18 января 2000 г.), «Травяная война: местная компания надеется, что древняя индийская наука станет современной альтернативой здравоохранению» , The Gazette , Колорадо-Спрингс, Колорадо, стр. ЖИЗНЬ.1
- Редди, Кумуда; Эдженес, Линда (2002), Победа над хроническими заболеваниями с помощью ведической медицины Махариши , Нью-Йорк: Lantern Books, стр. 10, ISBN 978-1-930051-55-3
- Росси, Э. (май 2008 г.), «Низкий уровень воздействия свинца на окружающую среду – постоянная проблема», Clin Biochem Rev , 29 (2): 63–70, PMC 2533151 , PMID 18787644
- Сапер, РБ; Калес, С.Н.; Пакуин, Дж; Бернс, MJ; Айзенберг, DM; Дэвис, РБ; Филлипс, Р.С. (декабрь 2004 г.), «Содержание тяжелых металлов в аюрведических лекарственных травах», JAMA , 292 (23): 2868–73, doi : 10.1001/jama.292.23.2868 , PMID 15598918
- Сапер, РБ; Филлипс, РС; Сегал, А; Хури, Н; Дэвис, РБ; Пакуин, Дж; Туппил, В; Калес, С.Н. (август 2008 г.), «Свинец, ртуть и мышьяк в аюрведических лекарствах, производимых в США и Индии, продаваемых через Интернет», JAMA , 300 (8): 915–23, doi : 10.1001/jama.300.8.915 , ПМК 2755247 , ПМИД 18728265
- Сеттл, Ховард (24 января 2008 г.), Ховард Сеттл: «Летатели йоги, создайте непобедимую Америку сегодня» - , Deutsche Nachrichten Agentur, заархивировано из оригинала 23 июня 2010 г.
- Шарма, Хари М.; Чопра, Дипак (2 октября 1991 г.), «Махариши Аюр-Веда-Ответ», JAMA , 266 (13): 1774, doi : 10.1001/jama.1991.03470130045030
- Шарма, HM; Тригуна, Б.Д.; Чопра, Д. (1991), «Махариши Аюр-Веда: современный взгляд на древнюю медицину», JAMA , 265 (20): 2633–4, 2637, doi : 10.1001/jama.265.20.2633 , PMID 1817464
- Шарма, Хари (1995), «Махариши Аюр-Веда. Древняя парадигма здоровья в современном мире», Альтернативные и дополнительные методы лечения , 1 (6): 364, номер документа : 10.1089/act.1995.1.364.
- Шарма, Хари М.; Кларк, Кристофер (1998), Микоцци, Марк (редактор), Современная Аюрведа: медицина и исследования в Махариши Аюр-Вед , Медицинские руководства по дополнительной и альтернативной медицине, Предисловие Гэри Каплана, Нью-Йорк: Черчилль Ливингстон, ISBN 978-0-443-05594-2
- Шарма, Хари М. (1998), Пробуждение исцеляющего разума природы: расширение аюрведы посредством ведического подхода Махариши к здоровью , Lotus Press, ISBN 978-0-914955-35-1
- Сколник, А.А. (1991), «Махариши Аюр-Веда: маркетинговая схема Гуру обещает миру вечное« идеальное здоровье » », JAMA: Журнал Американской медицинской ассоциации , 266 (13): 1741–2, 1744–5, 1749. –50, doi : 10.1001/jama.1991.03470130017003 , PMID 1817475
- Томпкинс, В.Д. (март 1992 г.), «Завершение главы о Махариши Аюр-Веде», JAMA , 267 (10): 1339, ответ автора 1339–40, doi : 10.1001/jama.267.10.1339 , PMID 1740850
- Сундарам, В.; Ханна, АН; Любовь, врач общей практики; Конеру, Л; Фалько, Дж. М.; Шарма, Х.М. (ноябрь 1997 г.), «Ингибирование окисления липопротеинов низкой плотности пероральными травяными смесями Махариши Амрит Калаш-4 и Махариши Амрит Калаш-5 у пациентов с гиперлипидемией», Американский журнал медицинских наук , 314 (5): 303 –10, doi : 10.1097/00000441-199711000-00007 , PMID 9365332
- Сабо, Лиз (26 августа 2008 г.), «Исследование выявило токсины в некоторых лекарственных травах» , USA TODAY , получено 17 ноября 2009 г.
- "Vedic Music Research" , Global Good News , получено 20 ноября 2009 г.
- Вальдшуц, Райнер (1988), «Влияние очистительного лечения Махариши Аюрведы на физиологическое и психологическое здоровье» , Erfahrungsheilkunde—Acta Medica Empirica (Немецкий медицинский журнал) , 11 : 720–729.
- Уоллес, Роберт Кейт (1993), Физиология сознания , Фэрфилд, Айова: Издательство Международного университета Махариши, стр. 64–66, ISBN 978-0-923569-02-0
- Уоллес, РК; Диллбек, М; Джейкоб, Э; Харрингтон, Б. (февраль 1982 г.), «Влияние трансцендентальной медитации и программы ТМ-Сидхи на процесс старения», The International Journal of Neuroscience , 16 (1): 53–8, doi : 10.3109/00207458209147602 , PMID 6763007
- Уолтон, Кеннет; Левицкий, Дебра (1994), «Нейрондокринный механизм снижения употребления наркотиков и зависимостей посредством трансцендентальной медитации», Alcoholism Treatment Quarterly , 11 (1–2): 89, doi : 10.1300/J020v11n01_03
- Вейл, Эндрю (4 апреля 2000 г.), Спонтанное исцеление , Random House, Inc., стр. 381, ISBN 9780804117944 .
- Вайнтрауб, Майкл И.; Мамтани, Равиндер; Микоцци, Марк С. (2008). Дополнительная и интегративная медицина в лечении боли . Нью-Йорк: Паб Springer. Компания р. 264. ИСБН 978-0-8261-2874-4 .
- Уитли, Дэвид (2007). «Лекарства Махариши Аюрведы и тяжелые элементы» . Продукты Махариши Аюрведы . Архивировано из оригинала 1 сентября 2010 года . Проверено 24 ноября 2009 г.
- Уилсон, Арчи Ф.; Хонсбергер, Рональд; Чиу, Джон Т.; Нови, Гарольд С. (1975). «Трансцендентальная медитация и астма». Дыхание . 32 (1): 74–80. дои : 10.1159/000193637 . ПМИД 1118672 .
- Вуястык, Дагмар; Смит, Фредерик М. (2008). Современная и глобальная Аюрведа: плюрализм и парадигмы . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-7489-1 .
- Вуястик, Доминик (2003). Корни Аюрведы: отрывки из санскритских медицинских сочинений . Лондон, Нью-Йорк и др.: Пингвин. ISBN 978-0-14-044824-5 .