Jump to content

Сибирский Юпик

(Перенаправлено с сибирских юпиков )
Сибирский Юпик
Юпик, юпик
Сибирская юпикка держит моржовые клыки, фото Набогатовой
Общая численность населения
в. 2828
Регионы со значительной численностью населения
Чукотка на Дальнем Востоке России , остров Святого Лаврентия на Аляске.
Россия: 1,728 [ 1 ]
Соединенные Штаты:
  • Аляска
  • 1,100
    Языки
    Сибирский юпик , русский , английский
    Религия
    Шаманизм
    Христианство ( Моравская церковь и Русская православная церковь )
    Родственные этнические группы
    Алутик , Юпик Центральной Аляски
    Рама традиционной лодки из кожи юпик над западным пляжем Гамбелла, Аляска.
    Маска в музее на набережной Бранли

    Сибирские юпики , или юиты ( русский : Юиты ), — народность юпиков , проживающая вдоль побережья Чукотского полуострова на крайнем северо-востоке Российской Федерации и на острове Св. Лаврентия на Аляске . Они говорят на среднесибирском юпике (также известном как юит), юпикском языке эскимосско -алеутской семьи языков.

    Они также известны как сибирские или эскимосские ( русский : эскимосы ). Название Юит (юит, множественное число: юиты) было официально присвоено им в 1931 году, в краткий период проведения кампании поддержки культур коренных народов в Советском Союзе . Их самоназвание - Юпигыт (йупигыт), что означает «истинные люди».

    эскимосы-сиреники В этом районе также проживают , но их вымерший язык , сиреники-эскимосский , имеет много особенностей среди эскимосских языков и неразборчив с соседними сибирскими языками юпиков. [ 2 ]

    Материальная культура

    [ редактировать ]
    Азиатские/сибирские поселения юпиков (в России и США)

    Традиционные ремесла

    [ редактировать ]

    Сибирские юпики на острове Св. Лаврентия живут в деревнях Савунга и Гамбелл и широко известны своей искусной резьбой по моржовому слону и китовой кости, а также усатым гренландским китам . В их число даже входят несколько «движущихся скульптур» со сложными блоками, анимирующими такие сцены, как охота на моржей или традиционные танцы.

    Зимняя постройка эскимосов Чаплино (Унгазигмиит) представляла собой круглое куполообразное здание. она называется ярангой В литературе , этим же словом обозначалось и подобное сооружение у чукчей. На языке чаплинских эскимосов его название было /məŋtˈtəʁaq/ . [ 3 ] Внутри него, в задней части, находилась хижина поменьше, /aːɣra/ , используемая для сна и проживания. Она была отделена от внешней, более прохладной части яранги шкурами волосатого оленя и травой и поддерживалась каркасом в виде клетки. Но хозяйственные работы производились в помещении яранги перед этим внутренним зданием, а также там хранилось много домашней утвари. В зимние грозы и по ночам там были собаки. Это помещение в хозяйственных целях называлось /naˈtək/ . [ 4 ]

    К другим типам построек у чаплино эскимосов /aːwχtaq/ относятся модернизированный тип, [ 5 ] и /pəˈɬʲuk/, который использовался для обозначения лета. [ 6 ]

    Духовная культура

    [ редактировать ]

    Шаманизм

    [ редактировать ]

    (среди прочих) выступали люди Во многих культурах коренных народов Сибири в качестве посредников обычно называли « шаманами , которых в литературе ». Поскольку эскимосские культуры были далеко не однородны (хотя и имели некоторое сходство), то и шаманизм у эскимосских народов имел множество разновидностей.

    У сибирских юпиков тоже были шаманы. [ 7 ] [ 8 ] По сравнению с вариантами, обнаруженными среди эскимосских групп Америки, шаманизм сибирских юпиков больше подчеркивал важность поддержания хороших отношений с морскими животными. [ 9 ] Унгазигмииты (самый крупный из сибирских вариантов юпиков) имели /aˈliɣnalʁi/ s, получавшие подарки за шаманство, исцеление. У этого платежа было особое название /aˈkiliːɕaq/ — в их языке было много слов, обозначающих разные виды подарков и платежей, и это было одно из них. [ 10 ] (Многие виды подарков и обозначающие их слова были связаны с культурой: праздники, свадьбы и т. д.; [ 10 ] или делал такие тонкие различия, как «вещь, данная тому, у кого ее нет», «вещь, данная, а не выпрошенная», «вещь, данная кому-либо, как кому-либо другому», «вещь, данная для обмена» и т. д. [ 11 ] ).

    Борьба с духом оспы

    [ редактировать ]

    Эвены оспы , племя, жившее на дальнем востоке России, верили, что духом можно было увидеть русскую женщину с рыжими волосами. Местный шаман встречал мигрирующих оленеводов (которые иногда приносили с собой болезнь). Если шаман видел в караване дух болезни, несколько шаманов вместе пытались отбить его сеансом. Другие члены племени помогали в этом ритуале.

    Традиция гласит, что дух оспы превратился из женщины в красного быка, когда на нее напали. Дух оспы должен был быть очень могущественным, и если шаманский ритуал провалится, все местные жители умрут. Дух пощадил только двух человек, чтобы похоронить всех остальных. Но если бы ритуал сработал, дух был бы вынужден уйти. [ 12 ]

    Как и в некоторых других культурах коренных народов, имя новорожденного ребенка у сибирских юпиков означало воздействие на умершего человека, верили в определенное возрождение. Еще до рождения малыша проводились тщательные расследования: анализировались сны, события. После рождения физические характеристики ребенка сравнивали с физическими характеристиками умершего человека. Имя имело важное значение: если ребенок умирал, считалось, что он дал «неправильное» имя. В случае болезни надеялись, что присвоение дополнительных имен приведет к исцелению. [ 13 ]

    Амулеты могли проявляться во многих формах и могли защитить носящего их человека или всю семью, а также существовали охотничьи амулеты. Некоторые примеры:

    • голова ворона, висящая на входе в дом, выполняющая функцию привычного оберега; [ 14 ]
    • фигурки, вырезанные из камня в форме головы моржа или собаки, носимые как отдельные амулеты; [ 15 ]
    • охотничьи амулеты прикреплялись к чему-либо или носили. [ 14 ] О чучеле косатки на инструментах морского охотника, [ 8 ] верования относительно этого своеобразного морского млекопитающего см. ниже.

    Представления о животном мире

    [ редактировать ]

    Косатка , волк , [ 8 ] [ 16 ] [ 17 ] ворон , паук , [ 18 ] кит , [ 19 ] [ 20 ] были почитаемыми животными. Об этом свидетельствуют и примеры фольклора (например, сказки). Например, паук спасает жизнь девушке. [ 18 ] [ 21 ] Мотив . паука как доброжелательного персонажа, спасающего людей от опасности своей паутиной, поднимающего их в небо в случае опасности, присутствует и во многих сказаниях эскимосов-сиреников [ 22 ] (как уже говорилось, их точная классификация внутри эскимосских народов еще не устоялась).

    Считалось, что добыча морской охоты могла вернуться в море и снова стать полноценным животным. Именно поэтому кости не ломали, а лишь разрезали по суставам. [ 23 ]

    Орка и волк

    [ редактировать ]

    В сказках и верованиях этого народа волк и косатка считаются тождественными: косатка может стать волком или наоборот. Зимой они появляются в образе волка , летом — в образе косатки . [ 8 ] [ 9 ] [ 16 ] [ 17 ] Считалось, что косатка помогает людям в охоте на море — поэтому лодка представляла собой изображение этого животного, а деревянное изображение косатки висело также на поясе охотника. [ 8 ] Также косаткам могли приносить небольшие жертвы : для них в море бросали табак, поскольку считалось, что он помогает морскому охотнику загонять моржей. [ 24 ] Считалось, что косатка была помощником охотников, даже если она была в облике волка: считалось, что этот волк заставляет оленей позволить охотникам убить себя. [ 9 ]

    Считается, что во время охоты убить кита могли только те люди, которые были избраны духом моря. Охотнику надо угодить убитому киту: с ним нужно обращаться как с гостем. Как вежливый хозяин не оставляет в покое только что пришедшего дорогого гостя, так и убитый кит не должен оставлять один хозяин (т.е. охотник, который его убил). Как и гость, он не должен обижаться или грустить. Его необходимо развлекать (например, барабанной музыкой, вкусной едой). При следующей миграции китов (киты мигрируют дважды в год: весной на север и осенью обратно) ранее убитого кита отправляют обратно в море в ходе прощального ритуала. Если убитый кит был доволен (во время своего пребывания в гостях в течение полугода), то можно надеяться, что он вернется и позже: таким образом, и будущие охоты на китов будут успешными. [ 19 ] [ 20 ]

    Небесные концепции

    [ редактировать ]

    В сказке небо представляется сводом. Небесные тела образуют в нем дыры: за этим сводом особенно светлое пространство. [ 25 ]

    См. также

    [ редактировать ]
    1. ^ Официальный сайт Всероссийской переписи населения 2010 года. Информационные материалы об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года
    2. ^ Menovshchikov 1990 : 70
    3. ^ Рубцова 1954: 514
    4. ^ Рубцова 1954: 100–101
    5. ^ Рубцова 1954: 518–520
    6. ^ Рубцова 1954: 521
    7. ^ Меновщиков 1968:442
    8. ^ Jump up to: а б с д и Духовная культура (Spiritual culture) Archived 2007-08-30 at the Wayback Machine , subsection of Support for Siberian Indigenous Peoples Rights (Поддержка прав коренных народов Сибири) Archived 2007-11-03 at the Wayback Machine
    9. ^ Jump up to: а б с Вайда, Эдвард Дж. «Сибирский юпик (эскимос)» . Восточноазиатские исследования .
    10. ^ Jump up to: а б Рубцова 1954:173
    11. ^ Рубцова 1954:62
    12. ^ Тони., Аллан (1999). Духи снега: Арктический миф . Филлипс, Чарльз, Керриган, Майкл, 1959-, издательство Duncan Baird. Амстердам: Книги Time-Life. ISBN  0705436535 . OCLC   43438183 .
    13. ^ Берч и Форман 1988: 90.
    14. ^ Jump up to: а б Рубцова 1954:380
    15. ^ Рубцова 1954:380,551–552
    16. ^ Jump up to: а б Рубцова 1954:156 (см. сказку Мальчик-сирота с сестрой )
    17. ^ Jump up to: а б Меновщиков 1968:439,441
    18. ^ Jump up to: а б Меновщиков 1968:440–441.
    19. ^ Jump up to: а б Меновщиков 1968:439–440.
    20. ^ Jump up to: а б Рубцова 1954:218
    21. ^ Рубцова 1954, tale 13, sentences (173)–(235)
    22. ^ Меновщиков 1964: 161–162 163 (= 165)
    23. ^ Рубцова 1954:379
    24. ^ (на русском языке) Радиоинтервью с российскими учёными об эскимосах.
    25. ^ Рубцова 1954:196

    Библиография

    [ редактировать ]

    Английский

    [ редактировать ]
    • Меновщиков, Г. А. (1962). Грамматика языка азиатских эскимосов. Часть первая . Москва • Ленинград: Академия наук СССР . Институт лингвистики. Транслитерация имени автора и перевод названия на английский язык: Меновщиков, Г. А. (1962). Грамматика языка эскимосов. Том. Я. ​Москва • Ленинград: Академия наук СССР .
    • Меновщиков, Г. А.сиреникских эскимосов. Фонетика, очерк морфологии, тексты и словарь (1964). Москва • Ленинград: Академия Наук СССР . Институт языкознания. {{cite book}}: Отсутствует или пусто |title= ( помощь ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) Транслитерация имени автора и отображение названия на английском языке: Меновщиков, Г. А. (1964). Язык эскимосов-сиреников. Фонетика, морфология, тексты и словарный запас . Москва • Ленинград: Академия наук СССР .
    • Рубцова, Е. С. (1954). Материалы по языку и фольклору эскимосов (чаплинский диалект) (in Russian). Москва • Ленинград: Академия Наук СССР . The transliteration of author's name, and the rendering of title in English: Рубцова, Е.С. (1954). Материалы по языку и фольклору эскимосов, Том. Я, Чаплино Диалект . Москва • Ленинград: Академия наук СССР .

    Дальнейшее чтение

    [ редактировать ]
    • Крупник Игорь и Николай Вахтин. 1997. «Знания коренных народов в современной культуре: экологическое наследие сибирских юпиков в переходный период». Арктическая антропология . 34, нет. 1: 236.
    [ редактировать ]
    Фотографии
    • Поселок Унгазик (Чаплино) (in Russian). Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Archived from the original on 2009-02-28. Rendering in English: Ungaziq settlement , Kunstkamera , Russian Academy of Sciences .
    • «Поселение Унгазик» . Кунсткамера Российской академии наук . Унгазик — поселение, давшее название крупнейшей сибирской группе юпиков Унгазигмиит. Увеличенные версии вышеуказанной серии выбирайте с помощью стрелок навигации или формы.
    • Поселок Наукан (in Russian). Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук. Archived from the original on 2009-02-28. Rendering in English: Naukan settlement , Kunstkamera , Russian Academy of Sciences .
    • «Науканское поселение» . Кунсткамера Российской академии наук . Увеличенные версии вышеуказанной серии выбирайте с помощью стрелок навигации или формы.
    • Гейст, О.В. (фото) (1927). «Гут парка» . Коллекции коренных жителей Аляски . Анкориджский музей истории и искусства. «Нита Токою из Гамбелла, остров Св. Лаврентия, шьет парку из толстой кишки, рядом стоят Кахсогон (слева) и Вийи (справа)».
    • Хорис, Людовик (иллюстрация) (ок. 1825 г.). «Интерьер дома» . Коллекции коренных жителей Аляски . Анкориджский музей истории и искусства. «Мужчины юпики носят парки из жилетов на этом изображении интерьера дома на острове Святого Лаврентия, около 1825 года».
    Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
    Arc.Ask3.Ru
    Номер скриншота №: 8974cf5b55b52c8e94b3e4e61beb13a9__1714414920
    URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/a9/8974cf5b55b52c8e94b3e4e61beb13a9.html
    Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
    Siberian Yupik - Wikipedia
    Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)