Отец-Земли
Отец-Земли | |
---|---|
Божество оспы и других эпидемических заболеваний, а также исцеления. | |
Член Ориши | |
![]() | |
Другие имена | Обалуайе или Сопона |
Почитается в | Религия йоруба , кандомбле , сантерия , гаитянское вуду , народный католицизм |
Область | Нигерия , Бенин , Латинская Америка |
Этническая группа | Йоруба |
Часть серии о |
Йоруба люди |
---|
![]() |
Бабалу-Айе (из Йоруба Обалуайе ), Олуайе , Чаопона, Айе в Тринидаде Ориша , [ 1 ] или Обалуайе , является одним из ориша или проявлений верховного бога-творца Олодумаре в религии йоруба в Западной Африке. Бабалу-Айе — дух Земли, тесно связанный с инфекционными заболеваниями и исцелением.
Он пропагандирует лечение болезней. Он всегда близок к Ику (силе, ответственной за лишение жизни), поскольку способствует исцелению тех, кто близок к смерти. [ 2 ] Однако некоторые опасаются Обалуайе, потому что считается, что он приносит людям болезни, в том числе оспу, из-за которой он известен как Апна. [ нужна ссылка ]
Его культовые силы и заклинания используются против всех видов болезней, но особенно против кожных заболеваний, воспалений и болезней, передающихся воздушно-капельным путем, которые могут вызвать эпидемии . Их также используют для лечения людей с судорогами , эпилепсией и каталепсией . [ 2 ]
Тепло – это тоже свойство Бабалу-айе, как и лихорадка, нагревание тела для изгнания болезни, это Бабалу-айе, действующее на тело человека, а также тепло, исходящее из недр земли. Поэтому любые жертвоприношения или подношения этому ориша должны совершаться в течение дня, когда температура выше. Обычно его считают парализованным болезнью, и он повсеместно принимает в качестве подношений зерно. [ 3 ]
В Африке
[ редактировать ]Йоруба
[ редактировать ]Почитаемого йоруба , Обалуайе обычно называют Сопона (Шопона), и говорят, что он владычествует над Землей и оспой. Он требует уважения и даже благодарности, когда заявляет о своей жертве, поэтому люди иногда уважают его хвалебным именем Алапа-дупе, что означает «Тот, кто убивает и получает за это благодарность». [ 4 ] В одной часто рассказываемой истории Шопона был старым и хромым. Он присутствовал на торжестве во дворце Обаталы , отца ориша. Когда Шопона попытался танцевать, он споткнулся и упал. Все остальные ориша смеялись над ним, а он в свою очередь пытался заразить их оспой. Обатала остановил его и загнал в кусты, где он с тех пор живет как изгой. [ 5 ]
Фон
[ редактировать ]Почитаемого Фоном духа чаще всего называют Сакпатой. Он владеет Землей и имеет прочные связи с оспой и другими инфекциями. Его поклонение очень разнообразно в общинах фон, где почитаются многие различные проявления духа. Поскольку мертвых хоронят в земле, проявление по имени Авимадье считается главой предков. [ 6 ] [ 7 ]
Лист
[ редактировать ]Почитаемая овцами подобная фигура с хвалебным именем Аньигбато тесно связана с болезнью. [ 8 ] и перемещенные народы. [ 9 ] Считается, что он бродит по земле по ночам, одетый в одежду из гремящих раковин улиток; раковины улиток также являются ключевой особенностью его фетиша. [ 10 ]
В Латинской Америке
[ редактировать ]В Сантерии Бабалу-Айе является одним из самых популярных ориша. [ 11 ] Синкретизированный со Святым Лазарем и считающийся особенно чудесным, Бабалу-Айе публично удостаивается паломничества 17 декабря, когда десятки тысяч верующих собираются в церкви и Лепрозории Святого Лазаря в Эль-Ринконе, на окраине Сантьяго-де-лас. Вегас , Гавана . Общины арара на Кубе и ее диаспора почитают этот дух как Асохано. [ 12 ] Обе традиции используют вретище в ритуалах, чтобы пробудить его смирение. Дух также появляется в Пало как Пата эн Льяга.
В Кандомбле его лицо после излечения болезни настолько красиво, что никто не достоин взглянуть на него, поэтому оно покрыто пальмовой соломой. [ 13 ] Он также проявляется в Умбанде и Макумбе .
В гадании Ифа и Дилогуна
[ редактировать ]Посредством гадания он часто разговаривает со своими преданными через знаки Ифа ( Оду Ифа ) Охуани Мейи и Ирете Мейи, хотя как болезнь он может проявляться в любом знаке гадания. В гадании по ракушкам каури (Дилогун) он также прочно связан со знаком Метанла (13 каури). [ 14 ]
Отношения с другими Ориша
[ редактировать ]Существует несколько, иногда противоречивых, рассказов о генеалогических отношениях Бабалу-Айе с другими ориша. Бабалу-Айе часто считают сыном Йемоджи и братом Шанго . [ 15 ] Однако некоторые религиозные линии утверждают, что он сын Наны Булуку , в то время как другие утверждают, что он ее муж. [ 16 ] [ 17 ] [ 18 ]
Некоторые линии Кандомбле рассказывают мифы, оправдывающие то, что Бабалу-Айе был ребенком Йемоджи и Наны Буруку. В этих мифах Нана Буруку - настоящая мать Бабалу-Айе, которая бросает его умирать от холода на пляже, где он сильно изранен крабами. Йемоджа обнаруживает его там, берет под свою защиту, вылечивает и раскрывает множество секретов. [ 19 ]
Благодаря своим знаниям о лесах и целебной силе растений Бабалу-Айе прочно ассоциируется с Осаином, ориша трав. Оба Экун (украшенный в Ла Регла де Оча) описывает двух ориша как два аспекта единого существа: [ 20 ] в то время как Уильям Баском отметил, что некоторые связывают этих двоих через их взаимную близкую связь с духами леса, называемыми иджимере . [ 21 ]
Темы поклонения Бабалу
[ редактировать ]Повествования и ритуалы, несущие важную культурную информацию о Бабалу-Айе, включают в себя различные повторяющиеся и взаимосвязанные темы.
- Земля : Поклонение Бабалу-Айе часто связано с самой Землей, и даже его имя отождествляет его с самой Землей. [ 22 ]
- Болезни и страдания : Бабалу-Айе, которого долгое время называли «богом оспы», несомненно, связан с болезнями в организме и изменениями, которые они приносят. [ 23 ] Поскольку Бабалу-Айе одновременно наказывает людей за болезни и награждает их здоровьем, его истории и церемонии часто рассматривают тело как центральное место переживания как человеческих ограничений, так и божественной силы. Точно так же его мифическая хромота наводит на мысль о жизни в состоянии постоянного ограничения и физической боли, в то время как люди обращаются к нему, чтобы защитить их от болезней.
- Проницаемая природа вещей : в Америке сосуды Бабалу-Айе всегда имеют различные отверстия в крышках, позволяющие проникать подношениям, но также символизирующие трудность полного сдерживания болезни. Эти отверстия часто сравнивают с язвами на коже ориша. [ 24 ] Эта проницаемость также проявляется во вретище и бахроме из рафии, называемой мариво, которая используется для одевания ориша.
- Тайна и откровение : Контраст между молчанием и речью, тьмой и светом, тайной и откровением пронизывает поклонение Бабалу-Айе. Согласно традиции, некоторые вещи должны оставаться в секрете, чтобы поддерживать свою ритуальную силу или здоровое функционирование. В свою очередь, неуместное откровение приводит к болезням и другим негативным проявлениям. [ 25 ] И наоборот, соответствующее раскрытие информации может обеспечить важное обучение и руководство.
- Зло и праведность : Бабалу-Айе, в некоторых случаях представленный в священных повествованиях как преступник, сам приговорен к изгнанию, потому что он нарушает общественный договор. Физическая боль хромой ноги превращается в эмоциональную боль изгнания. Лишь проведя много времени в изоляции, он возвращается в общество. В других контекстах его превозносят как самого праведного из всех ориша. Точно так же его часто называют наказывающим за преступления против людей. [ 4 ]
- Изгнание и движение . Ключевые истории и церемонии, связанные с Бабалу-Айе, тесно связанные с лесом и самой дорогой, включают движение как противоядие от застоя. Во время церемоний Лукуми и Арара на Кубе его сосуд ритуально перемещают с места на место во время важных посвящений. Но благодаря этому перемещению по разным пространствам Бабалу-Айе регулярно предстает как сложная, даже пограничная фигура, объединяющая различные сферы. Сильно связанный с мощными травами, используемыми в качестве ядов и панацей, он иногда ассоциируется с Осаином и могущественными действиями магов. Сильно связанный с Землей и похороненными на ней предками, его иногда ритуально чтят вместе с умершими. [ 26 ] В то же время его широко называют ориша или фодуном, как арара традиционно называют своих божеств на Кубе. [ 27 ] Точно так же собаки, тесно связанные с Бабалу-Айе, с относительной легкостью переходят из дома на улицу, в лес и обратно.
- Смерть и воскресение : И последнее, но не менее важное: путешествие Бабалу-Айе, полное изгнания, ослабления и, наконец, восстановления, обращается к циклической природе всей жизни. Хотя эта тема трансцендентности играет гораздо более заметную роль в Америке, чем в Западной Африке, она также присутствует там в повествованиях об эпидемиях, постигающих королей и королевства, только для того, чтобы найти облегчение и лекарство в Бабалу-Айе. [ 28 ]
См. также
[ редактировать ]- Бабалу (кубинская песня)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Саламоне, Фрэнк А. (2004). Левинсон, Дэвид (ред.). Энциклопедия религиозных обрядов, ритуалов и фестивалей . Нью-Йорк: Рутледж . п. 24. ISBN 0-415-94180-6 .
- ^ Jump up to: а б Бастос, Ванджа (2020). Между мифом и мускулами: танец ориша и цепей . Издательство Апри.
- ^ Томпсон 1993: 216
- ^ Jump up to: а б Идову 1962:97
- ^ Эллис 1894:52
- ^ Херсковиц 1938:142
- ^ Херсковиц 1938:131
- ^ Фридсон 2009: 214n27; Ловелл 2002: 73–74; Розенталь 1998: 68
- ^ Ловелл 2002: 73-74.
- ^ Фридсон 2009: 214n27
- ^ Мейсон 2010
- ^ Браун 2003: 138-39
- ^ Сад 1957: 248
- ^ Рейс 2003: 492-93.
- ^ Лукас 1996:112, Идову 1962:99
- ^ Томпсон 1993: 224
- ^ Рамос 1996:68
- ^ Мейсон 2010
- ^ Вокс 1997
- ^ Экун, 1996
- ^ Мейсон 2012
- ^ Маккензи 1997: 417
- ^ Венгер 1983: 168
- ^ Браун 2003: 263
- ^ Бакли 1985
- ^ Херсковиц 1938, Том. 2:142
- ^ Мейсон 2009
- ^ Идову 1962:99; Мейсон 2010 г.
Библиография
[ редактировать ]- Браун, Дэвид Х. 2003. Сантерия на троне: искусство, ритуалы и инновации в афро-кубинской религии . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Бакли, Энтони Д. 1985. Медицина йоруба . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Экун, Оба. 1996. Ита: Мифология религии йоруба . Майами: Книги ОбаЭкуна.
- Эллис, AB 1894. Народы, говорящие на языке йоруба, на Невольничьем берегу Западной Африки. Их религия, нравы, обычаи, законы, язык и т . д . Лондон: Чепмен и Холл.
- Фридсон, Стивен М. 2009. Остатки ритуала: северные боги в южной стране . Чикаго: Издательство Чикагского университета.
- Херсковиц, Мелвилл. 1938. Дагомея: древнее западноафриканское королевство . Нью-Йорк: Джей Джей Огюстин.
- Идову, Э. Боладжи. 1962. Олодумаре: Бог в верованиях йоруба . Лондон: Longmans, Green и Co.
- Леле, Оча'ни. 2003. Дилоггун: Ориша, пословицы, жертвоприношения и запреты кубинской Сантерии . Рочестер, Вермонт: Книги Судьбы.
- Ловелл, Надя. 2002. Пуповина крови: одержимость и создание вуду . Лондон: Плутон Пресс.
- Лукас, Дж. Олумиде. 1996. Религия йоруба: отчет о религиозных верованиях и обычаях народа йоруба на юго-западе Нигерии. Особенно о религии Египта . Бруклин, Нью-Йорк: Ателия Генриетта Пресс. [Первоначально опубликовано в 1948 году в Лондоне книжным магазином Церковного миссионерского общества]
- Мейсон, Майкл Этвуд. 2009, 2010, 2011, 2012. Баба Кто? Бабалу! Блог. http://baba-who-babalu-santeria.blogspot.com/
- Маккензи, Питер. 1997. Слава Орише! Феноменология западноафриканской религии в середине девятнадцатого века . Лейден, Нидерланды: Brill.
- Рамос, Мигель «Вилли». 1996. Афро-кубинское поклонение Ориша. В изд. А. Линдси, « Эстетика Сантерии в современном латиноамериканском искусстве» , стр. 51–76. Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Смитсоновского института.
- Розенталь, Джуди. 1998. Одержимость, экстаз и закон в овечьем вуду . Шарлоттсвилл: Издательство Университета Вирджинии.
- Томпсон, Роберт Ф. (1993). Лицо богов: искусство и алтари Африки и африканской Америки . Музей африканского искусства. п. 334. ИСБН 978-0-945802-13-6 .
- Вержер, Пьер Ф. 1957. Заметки о культе орисы и водуна в Баии, заливе Всех Святых, в Бразилии и на древнем Невольничьем Берегу в Африке . Дакар: ИФАН.
- Воекс, Роберт А. 1997. Священные листья Кандомбле: африканская магия, медицина и религия в Бразилии . Остин: Издательство Техасского университета.
- Венгер, Сюзанна. 1983. Жизнь с богами на их родине йоруба . Вергль, Австрия: Perlinger Verlag.