Альдхельм
Святой Альдхельм | |
---|---|
Епископ Шерборнский , аббат аббатства Малмсбери. | |
![]() Изображение Альдхельма XII века в рукописи, хранящейся в библиотеке Дуэ. | |
епархия | Шерборн |
Преемник | Далее |
Другие сообщения | Аббат Малмсбери (675–705) |
Личные данные | |
Рожденный | в. 639 |
Умер | 25 мая 709 г. Доултинг , Сомерсет |
Номинал | Католическая церковь |
Святость | |
Праздник | 25 мая |
Почитается в | Католическая церковь Восточная Православная Церковь Англиканское сообщество |
Атрибуты | Монах, играющий на арфе; или епископ с посохом, прорастающим листьями ясеня |
Покровительство | Малмсбери ; Шерборн ; музыканты; авторы песен |
Святыни | Аббатство Малмсбери , ныне разрушенное. |
Альдхельм ( древнеанглийский : Ealdhelm , латынь : Aldhelmus Malmesberiensis ) ( ок. 639 — 25 мая 709), аббат аббатства Малмсбери , епископ Шерборнский , писатель и исследователь латинской поэзии, родился до середины VII века. Говорят, что он был сыном Кентена, представителя королевского дома Уэссекса . [1] Он определенно не был, как утверждает его ранний биограф Фариций , братом короля Ине . [2] После его смерти его почитали как святого, а его праздником стал день его смерти, 25 мая.
Жизнь
[ редактировать ]Ранняя жизнь и образование
[ редактировать ]Альдхельм получил свое первое образование в школе ирландского ученого и монаха Маелдуба (также Майлдуба , Майлдульфа или Мелдуна ) (умер ок. 675 ), [3] которые поселились в британской цитадели Бладоне (или Бладоу ) на месте города под названием Майлдубери, Мальдубесбург, Мелдунесбург и т. д., и, наконец, Малмсбери , после него. [2]
В 668 году папа Виталиан назначил Феодора Тарсийского архиепископом Кентерберийским . В то же время североафриканский ученый Адриан стал настоятелем церкви Святого Августина в Кентербери . Альдхельм был одним из его учеников, [1] ибо он обращается к нему как к «почтенному наставнику моего грубого детства». Тем не менее ему должно было быть тридцать лет, когда он начал учиться у Адриана. Его исследования включали римское право , астрономию, астрологию, искусство счета и трудности календаря. Согласно сомнительным утверждениям ранних жизней, он выучил греческий и иврит . Он, конечно, вводит в свои произведения множество латинизированных греческих слов. [2]
Плохое здоровье вынудило Альдхельма покинуть Кентербери, и он вернулся в аббатство Малмсбери, где он был монахом под началом Маелдуба в течение четырнадцати лет, начиная, вероятно, с 661 года и включая период его обучения у Адриана. [2]
Настоятель Малмсбери
[ редактировать ]Когда Маелдуб умер, в 675 году был назначен Альдхельм. [1] согласно хартии сомнительной подлинности, цитируемой Уильямом Малмсберийским , Лейтером , епископом Винчестера (671–676), унаследовавшим руководство монастырем, первым настоятелем которого он стал . [2] [3]
Альдхельм ввел бенедиктинское правило и закрепил право избрания аббата самими монахами. Община в Малмсбери увеличилась, и Альдхельм смог основать два других монастыря как центры обучения: во Фроме , Сомерсет , и в Брэдфорде-на-Эйвоне , Уилтшир . После паломничества в Рим он получил разрешение от Папы Сергия I в папской булле 701 года на основание монастыря во Фроме, где он уже построил церковь около 685 года. [4] Англосаксонское здание церкви Святого Лаврентия в Брэдфорде-на-Эйвоне относится к его времени и может смело считаться его. В Малмсбери он построил новую церковь, заменив скромное здание Маелдуба. [3] и получил значительные земельные наделы для монастыря. [2] Альдхельм занимал этот пост примерно до 705 года, когда стал епископом Винчестера . [5]

Пасхальный спор
[ редактировать ]Альдхельм был уполномочен синодом церкви в Уэссексе выразить протест бриттам ( Девон Думнонии и Корнуолл ) по поводу пасхального спора . Британские христиане следовали уникальной системе расчета даты Пасхи, а также носили особый постриг; эти обычаи обычно связаны с практикой, известной как кельтское христианство . Альдхельм написал длинное и довольно резкое письмо королю Герайнту Думнонийскому (Герунцию), добиваясь окончательного соглашения с Римом. [6] Примерно в это же время Альдхельм также лично посетил Девон и Корнуолл, возможно, с дипломатической миссией. [7] о чем он рассказывает в своей «Кармен Ритмикум» .
Епископ Шерборнский
[ редактировать ]В 705 году, а возможно, и раньше, умер Хедде , епископ Винчестера , и епархия разделилась на две части. [8] Шерборн был новой кафедрой, первым епископом которой стал Альдхельм около 705 года. [9] Он хотел уйти в отставку аббатства Малмсбери, которым правил тридцать лет, но, уступив протестам монахов, продолжал руководить им до своей смерти. Он был уже стариком, но проявлял большую активность в своих новых функциях. Соборная церковь, которую он построил в Шерборне , хотя позже была заменена нормандской церковью, описана Уильямом Малмсберийским. [2] В качестве епископа он проявил огромную энергию. Это включало посещение общественных мест, где он пел гимны и отрывки из Евангелий, перемежаясь клоунадой, чтобы привлечь внимание к своему посланию.
Орган
[ редактировать ]У Роджерса есть Альдхельм, утверждающий, что он создал инновационный орган . [10] «Могучий инструмент с бесчисленными тонами, выдутый снизу и заключенный в позолоченный футляр». (Из цитируемого источника неясно, было ли это устройство инновационным для помещения, региона или фундаментальным достижением существующих известных технологий.)
Смерть и почитание
[ редактировать ]
Альдхельм объезжал свою епархию, когда он умер в церкви в деревне Доултинг в 709 году. Ему посвящены церковь Святого Альдхельма и колодец Святого Альдхельма в деревне. [9] [11] , установил кресты Тело было доставлено в Малмсбери, а его друг Эгвин , епископ Вустерский на различных остановках. [12] Он был похоронен в церкви Святого Михаила в аббатстве Малмсбери . [13] Его биографы рассказывают о чудесах, произошедших благодаря его святости при его жизни и в его святыне. [2] Мыс в Дорсете, широко известный как «Голова Святого Альбана», правильнее называть «Голова Святого Альдхельма» в его честь.
После его смерти Альдхельм почитался как святой , а его праздник отмечался 25 мая. [1] Его мощи были перенесены в 980 году Данстаном , архиепископом Кентерберийским . [13] В память о нем установлена статуя в нише 124 западного фасада собора Солсбери . Альдхельма также есть статуя В Шерборнском аббатстве , созданная в 2004 году Марцией Колонной. [14]

На его праздновании может быть поднят флаг Альдхельма. Флаг, белый крест на красном фоне, представляет собой перевернутую версию английского флага Святого Георгия. [15] [16]
Альдхельм вспоминают в англиканской церкви 25 мая . [17]
В 2023 году пастырская территория Римско -католической епархии Клифтона . в честь Альдхельма была названа [18]
Сочинения
[ редактировать ]Собрание сочинений Альдхельма редактировал Рудольф Эвальд, опера Альдхельми (Берлин, 1919). Более раннее издание Дж. А. Джайлза , Patres eccl. англ. (Оксфорд, 1844 г.) было переиздано Дж. П. Минем в его Patrologiae Cursus , vol. 89 (1850).
Современная репутация
[ редактировать ]Слава Альдхельма как учёного распространилась на другие страны. Артвил , сын ирландского короля, представил свои сочинения на одобрение Альдхельма, а Целланус , ирландский монах из Перонны , был одним из его корреспондентов. Альдхельм был первым англосаксом Насколько известно, , написавшим латинские стихи, и его письмо Ацирцию ( Алдфриту или Эдфриту, королю Нортумбрии ) представляет собой трактат по латинской просодии для использования его соотечественниками. В это произведение он включил свои самые известные произведения — сто одну загадку латинскими гекзаметрами. Каждый из них представляет собой законченную картину, а один из них, De creatura , насчитывает 83 строки. [2]
О том, что заслуги Альдхельма как ученого были рано признаны в его собственной стране, свидетельствует восхваление Беды ( Historia ecclesiastica gentis Anglorum 5.18), который говорит о нем как о чуде эрудиции. Слава о нем достигла Италии, и по просьбе папы Сергия I он нанес визит в Рим, о котором, однако, в его дошедших до нас сочинениях нет никаких упоминаний. По возвращении, привезя с собой привилегии для своего монастыря и великолепный алтарь, он получил всенародные овации. [2]
Альдхельм писал сложным, высокопарным и очень трудным латинским языком , известным как герменевтический стиль . Этот verborum garrulitas демонстрирует влияние ирландских моделей и на протяжении веков стал доминирующим латинским стилем Англии. [19] хотя со временем это стало считаться варварством. [20] Его произведения стали стандартными школьными текстами в монастырских школах, пока его влияние не уменьшилось во время нормандского завоевания.
Современная репутация
[ редактировать ]Современные историки имеют противоположные взгляды на его произведения. Питер Хантер Блэр сравнивает его с Бедой в неблагоприятном свете: «В сознании его старшего современника Альдхельма обучение равной глубины представляло собой не что иное, как экстравагантную форму интеллектуального любопытства... Подобно Беде, он глубоко пил из потоков ирландской и средиземноморской науки. , но их воды произвели в нем состояние интеллектуального опьянения, которое радовало наблюдателей, но мало что оставило потомкам». [21] Тем не менее, Майкл Лапидж хвалит его огромную образованность, отмечая, что его знание латинских текстов больше, чем у любого другого англосаксонского писателя до завоевания, и что «оригинальность и важность его корпуса латинских сочинений хорошо оправдывает его статус первого английского писателя». литератор». [22]
Проза
[ редактировать ]- De Laude Virginitatis (проза De Virginitate ), латинский трактат о девственности, адресованный монахиням двойного монастыря в Баркинге , является самым известным произведением Альдхельма. После длинного предисловия, восхваляющего достоинства девства, он поминает множество святых мужского и женского пола. Позже Альдхельм написал более короткую поэтическую версию (см. Ниже).
- Epistola ad Acircium , латинский трактат, посвященный некоему Ацирию, предположительно королю Олдфриту Нортумбрии (годы правления 685-704/5). Главным источником его Epistola ad Acircium (изд. A. Mai, Class. Auct. vol. V) является Присциан . Во вступлении к акростиху содержится предложение «Aldhelmus cecinit millenis versibus odas», которое читается как по начальным, так и по последним буквам строк. [2] После обращения к королю Олдфриту письмо состоит из трех трактатов:
- De septenario , трактат о числе семь в арифмологии.
- De metris , трактат о метре, включая «Энигматы» (см. ниже).
- De pedum regulis , дидактический трактат о метрических стопах , таких как ямб и спондей.
- Epistola ad Geruntium , письмо, написанное на латыни Герайнту , королю Думнонии, относительно статей Хартфордского совета . Предполагалось, что он был уничтожен бриттами ( Вильгельм Малмсберийский , Gesta pontificum Anglorum, стр. 361), но был обнаружен вместе с другими произведениями Альдхельма в переписке святого Бонифация , архиепископа Майнца . [2]
- Другие письма . В число корреспондентов входят епископ Лейтер , Адриан , Эахфрид , Целлан, Сергий и ученики Альдхельма Витфрит и Этельвальд, которые были ответственны за часть Кармен Ритмикум . [23]
Поэзия
[ редактировать ]- Кармен де Вирджинитате (поэтическая De Virginitate ). Альдхельм написал более короткую поэтическую версию De Laude Virginitatis , которая завершается битвой добродетелей против пороков, De Octo Principalibus Vitiis (впервые напечатано Дельрио, Майнц, 1601). Эти две работы иногда называют opus geminatum или «работой-близнецом».
- Кармен Ритмикум , ритмическое стихотворение, описывающее путешествие по западной Англии и то, как деревянная церковь пострадала от урагана.
- Carmina ecclesiastica (современное название), т. е. ряд латинских титулов, предназначенных для надписи на церкви или алтаре. Это: (1) В Basilica Sanctorum Petri et Pauli , для церкви, посвященной Святым Петру и Павлу, возможно, церкви, которую Альдхельм основал в Малмсбери, (2) В Basilica Beatae Mariae Semper Virginis , церкви Святой Марии, возможно, также в Малмсбери, (3) In Ecclesia Mariae a Bugge Exstructa , для церкви, построенной Буггой, то есть Эдбургом из Минстер-ин-Танет , королевской дамой дома Уэссекса, (4) двенадцать титулов, известных под общим названием In Duodecim Apostolorum. Арис и (5) In Santi Matthiae Apostoli Ecclesia .
- Энигматы , сто загадок, включенных в Послание к Ацирию .
Потерянные работы
[ редактировать ]По словам Уильяма Малмсберийского , Альдхельм также писал стихи на древнеанглийском языке и положил на музыку свои собственные сочинения, но ни одна из его песен, которые были еще популярны во времена Альфреда , не сохранилась. Обнаружив, что его люди медленно приходят в церковь, он, как говорят, стоял в конце моста и пел песни на местном языке, собирая таким образом толпу, чтобы послушать увещевания на священные темы. [2] [24]
Церкви, посвященные Святому Альдхельму
[ редактировать ]Редакции и переводы
[ редактировать ]Полное собрание сочинений
[ редактировать ]- Эвальд, Рудольф (ред.). Альдхельма Работы Писатели МГХ. Auctores antiquissimi 15. Берлин, 1919 год. Сканы доступны в Digital MGH .
- Альдхельм: Проза работает. Пер. Майкл Лапидж и Майкл Херрен. Д.С. Брюэр, 1979. ISBN 0-85991-041-5 .
- Альдхельм: Поэтические произведения. Пер. Майкл Лапидж и Джеймс Л. Розье. Бойделл и Брюэр, 1984. ISBN 0-85991-146-2 .
Проза о девственности
[ редактировать ]- Гвара, Скотт (редактор), Aldhelmi Malmesbiriensis Prosa de Virginitate: cum glosa latina atque anglosaxonica , 2 тома, Corpus Christianorum, Series Latina, 124, 124a (Turnhout: Brepols, 2001).
Энигматы
[ редактировать ]- Загадки Альдхельма. Текст и перевод Джеймса Холла Питтмана. Издательство Йельского университета, 1925.
- Сквозь мрачный блеск: загадки Альдхельма в Британской библиотеке ms Royal 12.C.xxiii , изд. и транс. Нэнси Портер Сторк, Папский институт средневековых исследований, исследований и текстов, 98 (Торонто: Папский институт средневековых исследований, 1990).
- Загадки Святого Альдхельма в переводе А. М. Джастера, University of Toronto Press, 2015, ISBN 978-1-4426-2892-2 .
См. также
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Уолш. Новый словарь святых, стр. 21–22.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Альдхельм ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. стр. 535–536. Одно или несколько предыдущих предложений включают текст из публикации, которая сейчас находится в
- ^ Jump up to: а б с «Санкт-Альдхельм ( ок. 639–709 )», Музей Ательстана, Малмсбери.
- ^ Аннет Беркитт, Плоть и кости Фрома Селвуда и Уэссекса, 2017, The Hobnob Press, стр. 341 ISBN 978 1 906978 50 1
- ^ «Сент-Альдхельм» . Музей Ательстана . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Чисхолм 1911 .
- ^ Проберт, Дункан (2010). «Новый взгляд на письмо Альдхельма королю Думнонии Геренту». Альдхельм и Шерборн: очерки, посвященные основанию епископства . Книги Оксбоу. стр. 110–28. ISBN 978-1-84217-357-2 .
- ^ «Шерборн Таун» . Шерборн Таун . Проверено 17 августа 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Фрид и др. Справочник британской хронологии стр. 222.
- ^ Роджерс, WH Гамильтон (1888). Мемориалы Запада, исторические и описательные, собранные на границе Сомерсета, Дорсета и Девона . Джеймс Дж. Коммин. п. 49.
- ^ «Оценка заповедника Дултинг» (PDF) . Совет Мендипа. Архивировано из оригинала (PDF) 11 июня 2011 года . Проверено 20 ноября 2010 г.
- ^ Терстон, Герберт (1907). «Святой Альдхельм». Католическая энциклопедия . Том. 1. Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона . Проверено 21 сентября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Блэр «Справочник англосаксонских святых» Поместные святые и поместные церкви с. 512
- ^ «Искусство поклонения, епископ Солсбери на фестивале Шерборнского аббатства» . Регистратор Fine Times . 2 мая 2014 года . Проверено 8 ноября 2017 г.
- ^ «Флаг» . Архивировано из оригинала 19 июля 2011 года . Проверено 12 апреля 2011 г.
- ^ Советы по полету флага Уэссекса
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 27 марта 2021 г.
- ^ «Приходы» . Клифтонская епархия . Проверено 9 февраля 2024 г.
- ^ Оксфордский справочник по английской литературе, 6-е издание. Под редакцией Маргарет Драббл, Oxford University Press, 2000 стр. 15
- ^ Чисхолм 1911 , с. 535.
- ^ Хантер Блэр 2003 , с. 326.
- ^ Лапидж 2004 .
- ^ «Этельвальд 17» . Просопография англосаксонской Англии . Проверено 18 января 2009 г.
- ^ Альдхельм (1925). Загадки Альдхельма . Йельский университет учится на английском языке, 67 лет. Джеймс Холл Питман (пер.). Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета. п. 69.
Источники
[ редактировать ]- Блэр, Джон (2002). «Список англосаксонских святых». В Такере, Аланды; Шарп, Ричард (ред.). Местные святые и поместные церкви на Западе раннего средневековья . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. стр. 495–565. ISBN 0-19-820394-2 .
- Фрайд, Э.Б.; Гринуэй, Делавэр; Портер, С.; Рой, И. (1996). Справочник британской хронологии (Третье исправленное издание). Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-56350-Х .
- Хольвек Ф.Г. Биографический словарь святых . Сент-Луис, Миссури: B. Herder Book Co., 1924.
- Хантер Блэр, Питер (2003). Введение в англосаксонскую Англию (3-е изд.). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-83085-0 .
- Лапидж, Майкл (2004). «Альдхельм [Сент-Альдхельм] (ум. 709/10)» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/308 . ISBN 978-0-19-861412-8 . Проверено 5 мая 2021 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Лапидж, Майкл. «Карьера Альдхельма». Англосаксонская Англия 36 (2007): 15–69.
- Маренбон, Джон, «Les Sources du Vocabulaire d'Aldhelm» в Bulletin du Cange: Archivvm Latinitatis Medii Aevi 1977–1978. Том 41 Э.Дж.Брилл, Лейден. 1979 год
- Орчард, Энди. Поэтическое искусство Альдхельма. Издательство Кембриджского университета, 1994. ISBN 0-521-45090-X .
- Уолш, Майкл. Новый словарь святых: Восток и Запад . Лондон: Бернс и Оутс, 2007. ISBN 0-86012-438-X
- GT Демпси. Альдхельм Мальмсберийский и конец поздней античности (= Studia Traditionis Theologiae 16), Turnhout: Brepols Publishers, 2015. ISBN 978-2-503-55490-7
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Альдхельм 3 в просопографии англосаксонской Англии
- Кодекс Ламбетанус 200, ф. 68б
- Католические онлайн-святые и ангелы: Святой Альдхельм
- Индекс святых покровителей: Альдхельм из Шерборна
- Обелиск Святого Альдхельма посвящен в Пуле, Англия. Архивировано 14 мая 2021 года в Wayback Machine.
- Работы Альдхельма об исторических памятниках Германии (1919)
- 639 рождений
- 709 смертей
- Настоятели Малмсбери
- Западно-саксонские святые
- Англосаксонские бенедиктинцы
- Бенедиктинские настоятели
- Бенедиктинские епископы
- Бенедиктинские святые
- Бенедиктинские писатели
- Епископы Шерборна (древние)
- Английские епископы VII века
- Английские епископы VIII века
- Англосаксонские монахи
- Англосаксонские поэты
- Англосаксонские писатели
- Английские христианские монахи
- Христианские святые VII века
- Христианские святые VIII века
- Средневековые латиноязычные поэты
- Тексты англосаксонской Англии на латыни
- Похороны в Уилтшире
- Христианские монахи VII века
- Христианские монахи VIII века
- Английские писатели VII века
- Английские писатели VIII века
- Писатели VII века на латыни
- Англиканские святые
- Писатели из Малмсбери