Jump to content

Трансцендентная теософия

(Перенаправлено из Трансцендентной Теософии )

Трансцендентная теософия или аль-хикмат аль-мутаалия (حكمت متعاليه), доктрина и философия, разработанная персидским философом Муллой Садрой (ум. 1635 г. н.э.), является одной из двух основных дисциплин исламской философии , которые в настоящее время живы и активны. [1]

Выражение аль-хикмат аль-мутаалия состоит из двух терминов: аль-хикмат (что означает буквально « мудрость » и технически « философия» и, в контекстуальном расширении, теософия ) и «мутаалия» (что означает возвышенный или трансцендентный ). Эту школу Муллы Садры в исламской философии обычно называют аль-хикмат аль-мутаалия. Это наиболее подходящее название для его школы не только по историческим причинам, но и потому, что доктрины Муллы Садры являются одновременно хикма или теософией в ее первоначальном смысле и интеллектуальным видением трансцендентного, которое ведет к Самому Трансцендентному. Таким образом, школа Муллы Садры трансцендентна как по историческим, так и по метафизическим причинам .

Когда Мулла Садра говорил в своих словах о хикме или теософии, он обычно имел в виду трансцендентную философию. Он дал множество определений термину хикма, самое известное из которых определяет хикму как средство, посредством которого «человек становится умопостигаемым миром, напоминающим объективный мир и подобным порядку всеобщего существования». [2]

Муллы Садры Философия и онтология считаются столь же важными для исламской философии, как Мартина Хайдеггера философия позже была для западной философии 20 века. Мулла Садра принес «новое философское понимание природы реальности » и совершил «важный переход от эссенциализма к экзистенциализму » в исламской философии. [3]

Экзистенциализм

[ редактировать ]

Концепция, лежащая в основе философии Муллы Садры, — это идея « существование предшествует сущности », ключевая основополагающая концепция экзистенциализма . Это было противоположностью идеи « сущность предшествует существованию », ранее поддерживаемой Авиценной и его школой авиценнизма. [4] а также Шахаб ад-Дин Сухраварди и его школа иллюминации . Позже Сайид Джалал Аштияни резюмировал концепцию Муллы Садры следующим образом: [5]

«Тогда существующее существо, обладающее сущностью, должно быть вызвано, и существование, которое является чистым существованием… следовательно, является Необходимым Существом».

Для Муллы Садры «существование предшествует сущности и, таким образом, является принципом, поскольку сначала что-то должно существовать, а затем иметь сущность». Это прежде всего аргумент, лежащий в основе философии Муллы Садры. [6] Мулла Садра заменил метафизикой традиционную метафизику сущностей существования и отдал приоритет Ab initio существованию над сущностью . [7]

Мулла Садра произвел революцию в метафизике бытия своим тезисом о том, что не существует неизменных сущностей, но что каждая сущность детерминирована и изменчива в зависимости от степени интенсивности своего акта существования. [8]

По его мнению, реальность — это существование во многих смыслах, и эти разные способы кажутся нам сущностями. В первую очередь на нас влияют вещи, которые существуют, а потом мы формируем идеи сущностей, поэтому существование предшествует сущности. Это положение именуется первенством существования ( араб . Исалат аль-Вуджуд ). [9]

Поэтому экзистенциализм Муллы Садры фундаментально отличается от западного экзистенциализма Жана-Поля Сартра . Сартр сказал, что у людей нет сущности до их существования, потому что нет ни Творца, ни Бога. В этом смысл фразы «существование предшествует сущности» в экзистенциализме Сартра. [10]

Существенное движение

[ редактировать ]

Другой центральной концепцией философии Муллы Садры является теория «субстанционального движения» ( аль-харакат аль-джаухарийя ), которая «основана на предпосылке, что все в порядке природы, включая небесные сферы , претерпевает существенные изменения и трансформации как результат самотечения ( файд ) и проникновения бытия ( сараян аль-вуджуд ), который дает каждой конкретной индивидуальной сущности свою долю бытия. В отличие от Аристотеля и Ибн Сины , признававших изменение только в четырех категориях , т. е. количестве ( камм ), качество ( кайф ), положение ( вад' ) и место ( айн ), Садра определяет изменение как всепроникающую реальность, пронизывающую весь космос, включая категорию субстанции ( джавхар )». [11] Гераклит описал аналогичную концепцию столетиями ранее ( Πάντα ῥεῖ - panta rhei - «все находится в состоянии изменения»), а Готфрид Лейбниц описал аналогичную концепцию спустя столетие после работы Муллы Садры. [12]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ SH Наср, Исламская философия от ее истоков до наших дней: Философия в стране пророчеств (2006), SUNY Press, passim.
  2. ^ Сейед Хоссейн Наср (2006). Исламская философия от ее истоков до наших дней . СУНИ. п. 37. ИСБН  9780791481554 .
  3. ^ Камаль, Мухаммад (2006), Трансцендентная философия Муллы Садры , Ashgate Publishing, Ltd., стр. 9 и 39, ISBN  0-7546-5271-8
  4. ^ Ирвин, Джонс (осень 2002 г.), «Причина Аверроэса: средневековый рассказ о христианстве и исламе» , «Философ» , LXXXX (2)
  5. ^ ( Разави 1997 , стр. 129–30)
  6. ^ ( Разави 1997 , стр. 130)
  7. ^ Корбин (1993), стр. 342 и 343.
  8. ^ Корбин (1993), стр. 342-3.
  9. ^ Лиман (2007), с. 35
  10. ^ Экзистенциализм и гуманизм , стр. 27.
  11. ^ Калин, Ибрагим (март 2001 г.), «Садр ад-Дин Ширази (Мулла Садра) (р. 1571–1640)», в Икбале, Музаффар ; Калин, Ибрагим (ред.), Ресурсы по исламу и науке , получено 4 февраля 2008 г.
  12. ^ Браун, Кевен; Фон Китцинг, Эберхард (2001), Эволюция и вера бахаи: ответ Абдул-Баха дарвинизму девятнадцатого века , Kalimat Press, стр. 222–3, ISBN  1-890688-08-8
  • Разави, Мехди Амин (1997). Сухраварди и Школа Просветления . Рутледж. ISBN  0-7007-0412-4 .
  • Сейед Хоссейн Наср (1997). Садр ад-Дин Ширази и трансцендентная теософия . Тегеран: Институт гуманитарных наук и культурных исследований.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 927283cc57ba54caf21b2b7e56bd3571__1722759600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/71/927283cc57ba54caf21b2b7e56bd3571.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Transcendent theosophy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)