Jump to content

Ссылка евреев в советскую внутреннюю часть во время Второй мировой войны.

Во время Второй мировой войны большое количество польских и советских евреев бежали на восток из оккупированной немцами Европы или были депортированы Советским Союзом . [ 1 ] Большинство ссыльных польских евреев жили в различных трудовых лагерях и трудовых колониях в Средней Азии и Сибири . на время войны [ 2 ] [ 3 ] В конце войны евреи, перемещенные в Советском Союзе, были самой многочисленной группой выживших европейских евреев , поскольку большинство оставшихся погибли во время Холокоста . [ 1 ]

Депортации

[ редактировать ]

Истоки и условия

[ редактировать ]

После вторжения в Польшу в 1939 году нацистской Германии и Советского Союза от 150 000 до 300 000 польских евреев прибыли в Советский Союз , спасаясь от нацистов . Некоторые люди сообщали, что нацистские солдаты , казалось, почти помогали беженцам пробраться на территорию, контролируемую Советским Союзом. Есть несколько мемуаров, написанных отдельными беженцами после войны, которые подтверждают это. Многие евреи бежали в Белосток , который считался более безопасным, поскольку Советский Союз контролировал эту территорию военным путем. [ 4 ]

В первой части войны Советский Союз вторгся в Польшу , и ко всем полякам относились с элементарной враждебностью (самой печально известной стала Катынская резня 1940 года польских и польских еврейских офицеров). Их статус претерпел серьезные изменения, когда нацистская Германия вторглась в Советский Союз , тем самым вынудив Советский Союз присоединиться к союзникам . Польские граждане теперь считались союзниками Советского Союза в войне против нацистов . По ходу войны Советская Армия создала несколько воинских частей, состоящих из выходцев из Польши. [ 5 ]

По мере развития войны и проникновения нацистских захватчиков вглубь Советского Союза огромное количество советских граждан, в основном евреев , искали безопасности, перемещаясь на восток, дальше вглубь страны, спасаясь от нацистских орд. Благодаря знаниям о том, как нацисты обращались с евреями, советское правительство переселило евреев из таких районов, как Крымский полуостров , в районы, расположенные дальше от линии фронта. [ 6 ]

Лео Купер написал автобиографические мемуары, цитируемые в научных трудах, в которых он рассказал, что после Польшу вторжения в он бежал в СССР и принял предложение стать советским гражданином. Его навыки квалифицированного токаря или токаря сделали его очень востребованным как рабочий. Он нашел, что отношение к нему со стороны русских, находящихся поблизости , в целом было благоприятным. [ 5 ]

Депортации

[ редактировать ]

Начиная с весны 1940 года, депортация польских граждан и евреев в лагеря происходила в основном поездами. Хотя они не были такими жестокими, как нацистские перевозки во время Холокоста , условия по-прежнему оставались жестокими и унизительными. Всех депортированных запихнули в вагоны для перевозки скота , единственным туалетом для которых была дырка в полу. В одной обширной статье исследователя Джона Голдласта сообщается следующее:

Операция по «очистке» польских беженцев с бывших польских территорий Западной Украины и Западной , сначала оккупированных, а затем аннексированных Советским Союзом , медленно началась весной 1940 года Белоруссии . После сентября 1939 года ряд этнических поляков также переехали из территорий, контролируемых Германией, в районы, контролируемые Советским Союзом. Аресты и депортации достигли своего пика «в ночь на 29 июня, когда были арестованы сотни тысяч людей, большинство из которых были евреями и остальные [этнические] поляки». Их забирали из домов, а иногда и прямо с улицы. Даже некоторые беженцы, которые устроились на спонсируемую Советским Союзом работу, и некоторые, принявшие советское гражданство, были вовлечены в быстрые и эффективные операции по облавам и депортированы в поездах вместе с остальными.

Внезапность их ареста советскими властями и последовавшие за этим стремительные события — их загнали в переполненные вагоны для длительного путешествия на поезде на восток, часто длящегося неделями, в неизвестные места — подробно, а иногда и довольно подробно, описаны в ряде мемуаров. . Фела Стейнбок рассказывает, как ее арестовали во время беременности и вместе с мужем (который был даже не одним из «беженцев», а постоянным жителем оккупированной Советским Союзом Польши ) депортировали поездом в отдаленный казарменный лагерь в окрестностях Красноярск в Центральной Сибири .

Во всех сообщениях из первых рук упоминаются серьезные неудобства, испытанные во время путешествия, в частности крайняя переполненность запертых « вагонов для скота », ужасающие санитарные условия и минимальное количество еды и воды. Все путешествовали подолгу, но пятинедельное путешествие Анны Брюэлл в поезде до прибытия в Тынду , расположенную на Дальнем Востоке СССР , кажется особенно изнурительным. [ 7 ]

Распорядок дня и условия в лагере

[ редактировать ]

в Трудовые лагеря основном располагались в Сибири , хотя небольшое их количество было расположено в районах южнее, где климатические условия были более благоприятными. В целом условия в лагерях были тяжелыми, но зачастую не смертельными. Интернированные получили питание и медицинскую помощь. [ 7 ]

Условия в лагере были суровыми, но они также ясно показывали, что советское правительство в основном предназначало интернированных для принудительного труда и что нацистские усилия по геноциду в тот период не были моделью или параллелью советским методам управления лагерем. [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]

Интернированных размещали на койках, которые представляли собой немногим больше деревянных поддонов. В первый период еды было мало. Всем интернированным забеременевшим женщинам была оказана медицинская помощь. Дезинфекция имела решающее значение для новых интернированных, прежде чем они стали постоянными жителями в таких скученных условиях; Для этого новые интернированные натирали друг друга твердой желтой химической смесью. [ 8 ]

В отличие от нацистских лагерей , здесь не было механизма геноцида , но условия по-прежнему оставались жестокими. Голдаст пишет:

Рассказывая об отдаленных лагерях, большинство авторов [т. е. воспоминаний очевидцев] перечисляют многочисленные лишения, которые они пережили: долгие часы труда в лесах, шахтах и ​​фермах; ожидаемые высокие квоты на работу и минимальные продовольственные пайки, получаемые даже тогда, когда они были достигнуты; экстремальные климатические условия, особенно суровая русская зима ; серьезные эпидемии, особенно брюшного тифа и малярии , охватившие население лагеря; и, как почти все отмечают, сильное заражение клопами и вшами . [ 7 ]

По ходу войны условия иногда улучшались; например, в некоторых лагерях для интернированных были построены большие новые здания . [ 8 ]

Рабочие роли

[ редактировать ]

Многим интернированным в лагерях были предоставлены профессиональные роли и профессиональные роли, если они имели соответствующую подготовку и опыт. Всем интернированным, которые были врачами, было поручено заботиться об интернированных. Плотники и каменщики помогали в строительстве лагерных построек. [ 8 ]

Обычных людей в лагерях часто назначали помогать в лесозаготовках и лесохозяйственных работах. Некоторых интернированных отправили работать на местные фермы по уходу за посевами и сбору продуктов питания. [ 8 ]

Опыт депортированных

[ редактировать ]

Условия в лагерях различались в зависимости от места проживания, а зачастую и для отдельных групп.

Группа студентов ешивы «Новардок» была депортирована группой из Польши в Сибирь. Их лидером и главным учителем был раввин Иегуда Лейб Некриц. В их письменных отчетах описывается, как НКВД подвергало их жестоким преследованиям, включая конфискацию всех религиозных текстов и запрет на большинство религиозных служб. [ 13 ] Одним из выдающихся раввинов, интернированных в эту группу, был рав Яаков Галинский . [ 14 ]

Несмотря на длительную череду постоянных преследований, студенты ешивы постоянно старались соблюдать субботу. Согласно биографии рава Галинского, еврейские студенты передавали друг другу куски дерева, чтобы не нарушить субботний запрет на ношение предметов. Согласно этому отчету, советские руководители этой рабочей группы даже похвалили этот метод как высокоэффективный. [ 15 ]

Согласно рассказу рава Яакова Пастернака, изложенному в книге раввина Шломо Вайнтрауба, раввин Некриц последовательно отстаивал право соблюдать субботу, и в конце концов разрешение было получено. Пастернак утверждает, что, чтобы продемонстрировать свою готовность оправдать ожидания и выполнить свою работу, студенты должны были представиться лагерным властям после окончания субботы в субботу вечером, чтобы выполнить свою рабочую нагрузку и наверстать время, пропущенное во время суббота. [ 16 ]

Историография

[ редактировать ]

Ссылка евреев в Сибирь и другие регионы Советского Союза во время Второй мировой войны была отмечена многими историками как относительно игнорируемая глава еврейской истории. Фактически, недавний рост осведомленности об этой актуальной области в начале 2020-х годов сам по себе является одним из аспектов этой истории. В последние годы историки, документалисты и другие летописцы стали уделять все больше внимания этой области истории. [ 17 ]

В 2013 году один историк писал:

«Советский диктатор Иосиф Сталин... непреднамеренно спас польских евреев из нацистских лагерей смерти и газовых камер, депортировав их в Сибирь и другие части СССР. В 1940 году, за год до того, как нацисты начали свою программу уничтожения, Сталин приказал депортировать около 200 000 – возможно, целых 300 000 – польских евреев из оккупированной Россией Восточной Польши в трудовые лагеря ГУЛАГа в глубине Советского Союза. Несмотря на его яростный антисемитизм (и его собственную санкционацию убийства евреев в самой России), приказ Сталина по иронии судьбы спас эти еврейские жизни – действительно, эти депортированные представляли основную часть польского еврейства, пережившего нацистский Холокост».

«История о том, как польские евреи пережили войну, оставалась в значительной степени неизвестной в течение десятилетий после этого».

«В 2007 году американский продюсер и режиссер-документалист польского происхождения Славомир Грюнберг выпустил фильм под названием «Спасенные депортацией», в котором рассказывается история некоторых польских евреев, которых избежали лагеря смерти, переправив в Советский Союз. В документальном фильме рассказывается история Ашера и Шифры Шарф, двух польских евреев, которых отправили в мусульманские регионы Таджикистана и Узбекистана в Центральной Азии, а также в Сибирь. Еще одна депортированная еврейка, женщина. по имени Сильвия Беккер, рассказала создателям фильма свою душераздирающую историю о том, как она бежала от немцев из западной Польши на восток и в конечном итоге оказалась в трудовом лагере недалеко от Полярного круга». [ 18 ]

Отдельные воспоминания и опыт

[ редактировать ]

Из-за характера исторических данных большая часть информации об условиях в лагерях основана на индивидуальных рассказах, либо в опубликованных работах, либо в интервью, либо на том и другом. Такие отчеты имеют ценность на том основании, что они описаны в опубликованных работах надежных авторов или же составлены надежными исследователями. Они часто предоставляют ценные данные об условиях в совокупности , особенно если они подтверждены несколькими отчетами. Как рассказы о личном опыте, они имеют определенное значение в общих исторических данных.

Многочисленные опубликованные отчеты еврейских авторов и издателей содержат индивидуальный и анекдотический опыт. Благодаря еврейскому историческому опыту и преследованиям в ту эпоху, различные работы, опубликованные на тему еврейской истории, содержат некоторые существенные исторические материалы по этой актуальной области.

О роли и контексте отдельных мемуаров Голдласт пишет:

Практически в каждом аспекте процесса запоминания мы видим либо полное исключение опыта польских беженцев из статуса «выжившего», как это часто бывает с музеями и экспозициями, посвященными Холокосту , либо, в лучшем случае и совсем недавно, , пособие некоторых поляков, находившихся в СССР .

Похожую закономерность можно проследить и в появлении за последние двадцать лет опубликованных автобиографических мемуаров, написанных польскими евреями, побывавшими в СССР. Для этой главы я использовал четырнадцать из них, и многие другие были и продолжают публиковаться, но, опять же, их количество и распространение следует рассматривать в более широком контексте. Выдающийся историк Холокоста Иегуда Бауэр в предисловии к автобиографии Зева Каца многозначительно заметил, что по сравнению со многими сотнями мемуаров, написанных людьми, пережившими Холокост, «немногие евреи, бежавшие или депортированные в Советский Союз, писали мемуары. » [ 7 ]

Мемуары Эдит Секулес

[ редактировать ]

Эдит Секулес, бывшая интернированная, написала мемуары о своем опыте. [ 8 ] Секулес эмигрировала в Ирландию с мужем и детьми и управляла там трикотажной фабрикой Килкил. [ 19 ] Ее сын Вальтер публично рассказывал и давал интервью крупным газетам о событиях в советских лагерях. [ 20 ] [ 21 ]

В мемуарах Эдит Секулес рассказывается анекдоты, приведенные ниже.

  • Роженицы немедленно освобождались от работы для лечения в лагерной больнице. Секулес вспоминает, как одна румынская интернированная в лагере Горки госпожа Нахт родила ребенка, но ей сказали, что она не может войти в больницу, поскольку роды уже произошли. Однако у нее была медсестра, которая, как сообщается, «отнеслась к делу серьезно» и настаивала на этом до тех пор, пока г-жу Нахт не полностью госпитализировали для лечения. [ 8 ]
  • Секулес сообщает, что еда была ужасной, но ее обеспечивали стабильно. [ 8 ]
  • Политрук . , или политрук, читал интернированным новости раз в неделю Интернированным открыто сообщалось о наступлении Германии на советские войска, но Секулес рассказывает об этом с примечанием, что она не может вспомнить эти взаимодействия достаточно подробно, чтобы быть уверенным, что такие новости свободны от пропаганды. [ 8 ]
  • У Секулеса был маленький сын Уолтер, который заболел и плакал каждую ночь. Другой интернированный пожаловался, и Секулеса вызвали к коменданту для объяснений. Когда она сказала ему, что ее ребенок плакал из-за болезни, он лично отвел ее в продовольственный склад и велел взять с собой немного еды, чтобы как следует накормить ребенка. [ 8 ]
  • Когда Уолтер продолжал часто плакать, польский санитар рекомендовал переливание крови, используя Секулеса в качестве донора. По словам Секулеса, такое лечение оказалось полностью эффективным и успешным. [ 8 ]

Novardok yeshiva

[ редактировать ]

Группа студентов ешивы «Новардок» была депортирована всей группой и в основном оставалась вместе во время своего интернирования в Сибири. Их опыт изложен в книге «Альтернатива Новардка: жизнь рава Йосефа Йозеля Горовица и его мировое влияние» , опубликованной в 2020 году издательством ArtScroll . [ 22 ]

Политические условия

[ редактировать ]

В начале войны все интернированные поляки считались враждебно настроенными иностранцами. Когда нацисты напали на Советский Союз , Советы стали союзниками Польши , и интернированным было предоставлено больше возможностей для участия в войне. Некоторые польские части были созданы Красной Армией .

Интернированным периодически предоставлялись новости о ходе войны. Когда немцы атаковали Сталинград , некоторым лагерям потенциально угрожала близость немецких войск. [ 8 ]

Интернированные получали новости о преследовании евреев нацистами, но часто думали, что это просто советская пропаганда. Большинство интернированных не осознавали масштабов разрушений до тех пор, пока не вернулись домой после окончания войны. [ 8 ]

Возвращение интернированных

[ редактировать ]

После окончания войны интернированным разрешили вернуться домой. Разрешение на это в разное время предоставлялось группам беженцев в зависимости от их национального происхождения. Из-за ограничений на количество доступных поездов этот процесс был очень постепенным. Интернированные из Австрии и Венгрии не получили разрешения до января 1947 года. [ 8 ]

См. также

[ редактировать ]

Общие темы

[ редактировать ]

Региональные истории и темы

[ редактировать ]

Исторические события и темы

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б ПОбег из оккупированной немцами Европы , статья, Мемориального музея Холокоста США . официальный сайт
  2. ^ Гроссманн, Атина; Эделе, Марк; Фицпатрик, Шейла (2017). Убежище от Холокоста: переосмысление выживания евреев в Советском Союзе . Издательство Государственного университета Уэйна. п. 46. ​​ИСБН  978-0-8143-4268-8 .
  3. ^ Счастливчики: Несколько новых новаторских книг описывают судьбу примерно четверти миллиона польских евреев, которые уклонились от Гитлера только для того, чтобы оказаться в руках Сталина . Рут Франклин, NY Review of Books, 21 октября 2021 г.
    рецензия на три книги:
    • « На Востоке: как мой отец и четверть миллиона польских евреев пережили Холокост» , Михал Декель.
    Выживание на полях: польские еврейские беженцы в Советском Союзе во время войны , Элияна Р. Адлер.
    Путешествие в страну зэков и обратно: Воспоминания о ГУЛАГе Юлия Марголина.
  4. ^ Спасен Сталиным? Траектории и численность польских евреев во Второй мировой войне , Марк Эделе и Ванда Варлик. Часть вторая книги « Убежище от Холокоста: переосмысление выживания евреев в Советском Союзе» . Гроссманн, Атина и др. Издательство государственного университета Уэйна, 2017. Проект MUSE.
  5. ^ Перейти обратно: а б Изобилие идентичности: биоисторические путешествия от «польского еврея» / «еврейского поляка» через «советского гражданина» к «пережившему Холокост» , Джон Голдласт, Часть шестая книги « Убежище от Холокоста: переосмысление выживания евреев в Советском Союзе» . Гроссманн, Атина и др. Издательство государственного университета Уэйна, 2017. Проект MUSE.
  6. ^ Биографический обзор МЕНДЕЛЯ ФЕЛЬМАНА , официальный сайт, Музей Холокоста США .
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Другое молчание: выживание более 200 000 польских евреев в Советском Союзе во время Второй мировой войны как пример культурной амнезии , Джон Голдласт. Часть первая книги « Убежище от Холокоста: переосмысление выживания евреев в Советском Союзе» . Гроссманн, Атина и др. Издательство государственного университета Уэйна, 2017. Проект MUSE.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н Выжить при нацистах, изгнании и Сибири , Эдит Секулес. Опубликовано Валлентайн Митчелл, 2000 г. Ссылка на Google Книги . [ https://muuseum.jewish.ee/stories/Sekules.pdf Отрывок в формате pdf.
  9. ^ Евреи под советской властью: попытки религиозных общин возобновить еврейскую жизнь в период послевоенного восстановления. Случай Белоруссии, 1944-1953 ], Леонид Смиловицкий, Центр исследования диаспоры Гольдштейна-Горена, Университет Тель-Авива. смилов@ захав. сеть. иль
  10. ^ Убежище от Холокоста: переосмысление выживания евреев в Советском Союзе. Под редакцией Марка Эделе, Шейлы Фицпатрик и Атины Гроссманн. Опубликовано: издательство Wayne State University Press, 2017 г.
  11. ^ Рецензия на книгу Джоанны Сливы «Выживание на полях: польские еврейские беженцы в Советском Союзе во время войны» на книгу Элианы Р. Адлер. Отзыв от Джоанны Сливы (Конференция по материальным претензиям евреев к Германии (Клеймс Конференс)) Опубликовано на сайте H-Poland, март 2023 г.
  12. ^ онлайн-библиография и ресурсы , относящиеся к книге «Выживание на полях: польские еврейские беженцы в библиографии Советского Союза во время войны», составлено Элияной Р. Адлер.
  13. ^ Алтарь Новардка: жизнь рава Йосефа Йозеля Горовица и его влияние на мир, раввин Шломо Вайнтрауб, перевод с иврита, Artscroll Mesorah Publications, 2020, страницы 374-375.
  14. «Последний новардокер» , Цви Яаковсон, 11 февраля 2015 г., веб-сайт yated.
  15. ^ ДОБРАЯ ВЕРА рецензия на книгу Линды Херше, | 1 МАРТА 2022, сайт Мишпача.
  16. ^ Алтарь Новардка: жизнь рава Йосефа Йозеля Горовица и его влияние на мир, раввин Шломо Вайнтрауб, перевод с иврита, Artscroll Mesorah Publications, 2020, страницы 381-382.
  17. ^ «Но мы выжили»: тревожная память о польских евреях, выживших в Советском Союзе , Лидия Зессин-Юрек, 26 января 2020 г., Центр еврейских исследований, Университет Фордхэма.
  18. ^ Как Иосиф Сталин (непреднамеренно) спас некоторых евреев Польши , Палаш Р. Гош, 21 февраля 2013 г.
  19. ^ Трикотажная фабрика Килкил и семья Секулес , автор Кен Абрахам, 30 января 2023 г., веб-сайт Newry.ie агентства Newry CIC.
  20. Мы сбежали из нацистских лагерей, но оказались в сибирском ГУЛАГе. У Уолтера Секулеса есть веская причина посетить сегодняшнее мероприятие Национального мемориала Холокоста в Дублине, пишет Алан О'Киф . Алан О'Киф, 26 января 2019 г., Irish Independent.
  21. ^ «Евреев не приветствовали в Австрии»: Как одна семья пережила Холокост и приехала в Ирландию: Уолтер Секулес и его семья переселились в Северную Ирландию после Второй мировой войны Розита Боланд, воскресенье, 27 января 2019 г., Irish Times.
  22. ^ Алтарь Новардка: жизнь рава Йосефа Йозеля Горовица и его влияние на мир, раввин Шломо Вайнтрауб, перевод с иврита, Artscroll Mesorah Publications, 2020.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
  • Обширная библиография и ресурсы , относящиеся к книге «Выживание на полях: польские еврейские беженцы в библиографии Советского Союза во время войны», составлено Элияной Р. Адлер.

Обзоры книг

[ редактировать ]

Интервью с выжившими

[ редактировать ]
  • МИРИАМ ЛЬЮЕНТ ОПИСЫВАЕТ ДЕПОРТАЦИЮ В ДЕРЕВНЮ ПОД ТОМСКОМ, СИБИРЬ . Мириам и ее семья покинули свой дом, когда немцы вторглись в Польшу в 1939 году. Они были интернированы советскими войсками и депортированы в Сибирь. Около города Томска Мириам рубила деревья, чтобы заработать себе на пропитание. Когда Советский Союз вступил в войну с Германией в июне 1941 года, Советы освободили Мириам и ее семью. Они продали свои пайки Красного Креста на проезд на поезде и намеревались вернуться в Польшу, но до конца войны большая часть семьи поселилась в Казахстане. Там ее отец преподавал иврит еврейским детям.
  • АЛЕКСАНДР ШЕНКЕР РАССКАЗЫВАЕТ О РАБОТЕ ЛЕВОСЕКА В ТРУДОВОМ ЛАГЕРЬЕ В СИБИРИ . После вторжения Германии в Польшу в сентябре 1939 года Александр и его семья бежали на восток, во Львов. Затем его отец сбежал в Вильно, надеясь получить визы для побега семьи через Японию. Остальные члены семьи были пойманы при попытке пересечь границу с Литвой, чтобы встретиться с отцом Александра. Они вернулись во Львов. Позже Александр и его мать были арестованы за отказ объявить советское гражданство. Их отправили в трудовой лагерь во внутренних районах СССР. После освобождения из лагеря они оставались в Советском Союзе до 1946 года. Отцу Александра удалось бежать в Японию, а затем в США в 1941 году; Остальные члены семьи иммигрировали в Соединенные Штаты в 1947 году.

Интервью с авторами

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad6f617c3fada91df50d06690786e1b3__1722218760
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/b3/ad6f617c3fada91df50d06690786e1b3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Exile of Jews in the Soviet interior during World War II - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)