Евреи и иудаизм в Сибири
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2024 г. ) |
Часть серии о |
Евреи и иудаизм |
---|
Регион Сибири был домом для евреев с конца 18 века, хотя еврейские общины по большей части не существовали до 1861 года, когда царь Александр II снял ограничения своего отца, царя Николая I, в отношении евреев в черте оседлости .
Фон
[ редактировать ]После второго раздела Польши в 1793 году, последующего восстания Тадеуша Костюшко в 1794 году и окончательного третьего раздела Польши в 1795 году. [ 1 ] Российская империя унаследовала огромное количество евреев , живших в Речи Посполитой, из-за ее слабых и ограниченных ограничений в отношении евреев. Например, евреи могли бы служить в Великом сейме , польско-литовском парламенте. [ 2 ]

Эта свобода и автономия не будут подкреплены Российской Империей. У царицы Екатерины II были многочисленные запросы от разных слоев общества о том, что делать с евреями. Православная церковь хотела, чтобы она их изгнала, а балтийские купцы, веками работавшие с евреями под властью Польши, просили ее позволить им остаться. Екатерина II разрешила евреям оставаться в Империи, но наложила на них многочисленные ограничения и загнала их в тесные гетто, называемые штетлами . [ 3 ] При ее наследнике Александре I черта оседлости была расширена, включив в нее недавно завоеванные территории Османской империи , где евреи могли действовать как колонизаторы и заселять почти необитаемый восток Украины , включая современный Донецк , Луганск и в целом то, что было известная как Новороссия . [ 4 ]

Царь Николай I , сменивший Александра I, начал длительную кампанию русификации , которая заключалась в том, чтобы заставить инородцев стать русскими посредством религиозного обращения в православие и посредством стирания местной культуры и языка. Один из способов, которым он пытался это сделать, заключался в вербовке молодых еврейских мальчиков, иногда в возрасте 5–10 лет, в ряды кантонистов . Евреям было запрещено говорить на идише или иврите , и их заставляли принять христианство , если они хотели стать офицерами. [ 5 ] Он также принял закон, запрещающий евреям жить в 53 километрах от прусской и австрийской границ. [ 6 ] Позднее этот закон был изменен, а затем отменен Николаем I. На самом деле его политика русификации была признана провальной. Сергей Уваров , имперский государственный деятель, отметил, что евреи были древней цивилизацией , разрушенной многовековыми гонениями . Однако он понимал, что невозможно уничтожить евреев и иудаизм, и что единственный способ «решить еврейский вопрос » - это дать им образование и способствовать получению евреями высшего образования. Реформы Уварова вызвали огромные дебаты внутри еврейской общины между более консервативными хасидами, которые были против этих реформ, в то время как большинство западных маскилим были за эти реформы. Короче говоря, планы Николая по русификации евреев и уничтожению еврейской культуры и религии провалились, и его преемник это поймет.
Александр II , сын Николая, оказался реформатором, в отличие от своего отца. Он отменил кантонистскую систему, тем самым прекратив призыв на военную службу для еврейских мальчиков. Он разрешил евреям поступать в средние школы и университеты, отменив решение своего отца.
Что еще более важно, 27 ноября 1861 года Александр открыл остальную часть России для некоторых определенных групп евреев. Еврейским ученым, выпускникам университетов, купцам , ремесленникам и промышленникам была предоставлена возможность жить во внутренних частях России, создавая процветающие еврейские общины в Москве , Петербурге , Екатеринбурге , Волгограде и даже в Сибири . [ 7 ] [ 8 ]
Еврейские осужденные
[ редактировать ]Еще до указа 1861 года евреи уже проживали в Сибири , в основном в качестве каторжников, отправленных туда среди русских . Первыми отправленными туда еврейскими заключенными были те, кто был захвачен во время третьего раздела Польши . В Омске , Томске , Тобольске , Каинске и Нижнеудинске зафиксированы еврейские каторжники. [ 9 ]

Следующими евреями, прибывшими сюда, были еврейские солдаты, участвовавшие в русско-японской войне в 1905 году. [ 10 ] Одним из этих евреев был Йозеф Трумпельдор , который участвовал в Первой мировой войне и в битве при Тель-Хай , где в конечном итоге погиб. [ 11 ]
Еврейская автономная область
[ редактировать ]Еврейская автономная область была создана в 1928 году Иосифом Сталиным , в основном как место, где Сталин и его советники могли наблюдать за евреями. Десятки тысяч бедных евреев сделали этот шаг, чтобы избежать крайней нищеты. Многим были обещаны хорошие возможности получить статус и богатство посредством лесного хозяйства , лесозаготовок и рыбалки на реке Амур . [ 12 ]


План оказался не очень успешным. Еврейская миграция была ограниченной, поскольку многие в первую очередь смотрели на Подмандатную Палестину , а затем на Израиль . А еще в регионе было очень скучно, люди шутили о том, что в самом обычном кинотеатре региона смотрят, как кипятятся кастрюли. [ 12 ]
Создание Еврейской автономной области.
[ редактировать ]Создание Еврейской автономной области в 1928 году стало результатом давних экономических и социальных проблем, связанных с ролью евреев в Советском Союзе. В 1934 году регион был преобразован в полноценную Еврейскую автономную область (ЕАО).
Сталин и «еврейский вопрос»
[ редактировать ]У ранних советских лидеров явно смешанная история с антисемитизмом. Хотя многие из первых революционеров были евреями, основные игроки внутри партии имели антисемитские предубеждения, включая самого Сталина. [ 13 ] В юности Сталин писал, что евреи характеризуются не религией, как это видели многие в то время, а общим происхождением. Это отличало его от других, по его мнению, что евреи представляют собой другую, если не совершенно неестественную, расу. [ 14 ] Секретарь Сталина Борис Бажанов писал, что Сталин был явным антисемитом, не уклоняясь от оскорблений в отношении еврейских членов партии, сохраняя при этом видимость поддержки евреев:
Я задавался вопросом, как Сталин, будучи антисемитом, мог иметь двух секретарей-евреев: Мехлиса и Каннера. Вскоре я обнаружил, что первоначально они использовались в целях маскировки. Во время Гражданской войны Сталин возглавлял группу партизан, ненавидевших Троцкого, его заместителя Склянского и их помощников: евреев из армейского комиссариата. Это вызвало у партийного руководства подозрения в антисемитизме Сталина. Когда он вернулся к гражданской жизни, он хотел развеять эти подозрения и поэтому взялся за Каннера и Мехлиса - сначала в 1921-22 годах, когда он был номинальным руководителем Рабоче-крестьянской инспекции, затем в качестве его личных секретарей в секретариате ЦК. . [ 15 ]
Сталин также бросил в ГУЛАГ еврейского кинорежиссера Алексея Каплера после того, как тот завязал отношения с дочерью Сталина Светланой. [ 16 ] Когда позже Светлана вышла замуж за еврейского студента-юриста Григория Моризова, Сталин расторг брак. [ 16 ]
Образование еврейского национального региона
[ редактировать ]В 1918 году был создан Еврейский комиссариат, признавший евреев официальным национальным меньшинством. [ 17 ] Это, наряду с созданием Еврейского антифашистского комитета, который, хотя технически и не возглавлялся евреем, включало в себя многих важных еврейских деятелей, дало евреям в Советском Союзе пространство, где они могли обсуждать обращение со своим народом в свете растущая угроза фашизма. Имея статус официальной этнической группы, некоторые начали рассматривать возможность создания собственного региона, подобного тем, которые были предоставлены другим этническим меньшинствам Советского Союза.
Обеспокоенность по поводу своего рода автономной еврейской родины широко распространялась в ответ на насилие, которое наблюдалось в Европе во время Второй мировой войны. Сионизм приобрел большое количество последователей в США и Великобритании, и об этом явлении Еврейский антифашистский комитет сообщил Сталину. Это развитие стимулировало планы создания советской альтернативы. Обсуждалось несколько вариантов этого региона, включая часть Украины, Крым и, наконец, Дальний Восток России. Из этих вариантов Крым был, безусловно, самым популярным среди членов Еврейского антифашистского комитета и интеллигенции, поселившейся там, и они представили это предложение Сталину, ссылаясь на большое еврейское присутствие в регионе и существующие успешные еврейские колхозы. там. [ 18 ] Однако Крым представлял собой проблему для Сталина. Поскольку это также была исконная родина крымских татар, Сталин был обеспокоен тем, что превращение Крыма в еврейскую автономную область приведет к этническому конфликту. [ 19 ] Вместо этого он в конце концов одобрил план расселения евреев в части российского Дальневосточного региона Хабаровского края. [ 20 ] [ 21 ] Эта территория вдоль реки Амур принесла Сталину еще одно большое преимущество – выселение евреев из городов черты оседлости, таких как Киев и Одесса, где он опасался их большого количества. [ 20 ] Предоставляя евреям собственный регион размером с Бельгию, Советы надеялись превратить низший класс и сельских евреев в производительных рабочих, делая упор на идишское общество, в значительной степени построенное на идеалах социализма. [ 22 ] В то время как некоторые евреи поддержали создание Еврейской автономной области, другие были гораздо более скептически настроены и откровенно враждебно отнеслись к этому предложению. Исраэль Эмиот, выдающийся еврейский поэт Советского Союза, вспоминал, что однажды, обсуждая Биробиджан со своими современниками, известный еврейский журналист Илья Эренбург крикнул на них: «Вы, люди, пытаетесь создать новое гетто!» [ 23 ] Вспышка Эренбурга подчеркивает серьезную обеспокоенность среди еврейских противников Еврейской автономной области, а именно, что, содействуя переселению всего советского еврейства в один регион (особенно на отдаленном российском Дальнем Востоке), они станут легкой добычей для притеснений или даже массовые убийства, свидетелями которых были во время погромов, а затем и Холокоста.
Ранняя миграция и рост
[ редактировать ]Район Биробиджана был населен в основном русскими, казаками и корейцами, а также местными коренными народами. [ 24 ] Приток еврейских поселенцев начался в 1928 году. В рамках стремления к расширению колхозов ожидалось, что первые поселенцы, прибывшие в Биробиджан, будут обрабатывать землю и станут похожими на русских крестьян. Следующий текст, обобщенный на заседании «Комзета» 15 сентября 1928 года, раскрывает историю первой прибывшей группы:
«Приблизительно 125 из 643 евреев, прибывших в Биробиджан к концу лета 1928 года, были направлены на рисовые плантации, расположенные вдоль реки Амур… [которые] возделывались либо корейцами, либо казаками, населявшими этот регион до принятия решения о продвижении еврейской заселение земель… Условия на плантациях были суровыми и примитивными; из-за несвоевременного уведомления персонала на плантациях они были плохо подготовлены к наплыву нескольких десятков новых поселенцев, многим из которых приходилось ночевать на открытом воздухе, пока из Хабаровска не прибыли палатки и не были построены казармы. Ближайшие медицинские учреждения находились примерно в двадцати милях отсюда, и в них не было даже элементарного медицинского оборудования и расходных материалов». [ 25 ]
По данным численности переселенцев в Биробиджан, взятых в 1929 и 1931 годах, из 3000 семей примерно 2500 были неквалифицированными поселенцами из местечковых общин черты оседлости, а из опрошенных Комзетом рабочих - 49% переселенцев. до переезда в Биробиджан не имели профессиональных навыков. [ 26 ] Остальная часть населения была занята в строительстве, обслуживании или государственной бюрократии в растущем регионе. [ 26 ] После 1931 года советская стратегия сместилась и стала уделять больше внимания производству и промышленности в регионе. [ 27 ] Второй пятилетний план (1933 г.) предусматривал, что только двадцать шесть процентов поселенцев будут заниматься сельским хозяйством. [ 27 ] Примерно в то же время менялась и демография поселенцев. Во-первых, не все они были евреями, а во-вторых, все больше и больше поселенцев уже были заняты в сельском хозяйстве или промышленности еще до иммиграции в Биробиджан. [ 28 ] К 1939 году евреи составляли только 17 695 из 109 000 жителей ЕАО и в основном жили в городах и поселках – гораздо меньше, чем надеялось правительство. [ 29 ] Это было следствием двух последних пятилеток, согласно которым в Биробиджан прибыло много неевреев, в то время как некоторые из первоначальных еврейских поселенцев уехали, чтобы поселиться в других местах на Дальнем Востоке России. [ 29 ]
Чистки
[ редактировать ]Биробиджан пережил два крупных цикла чисток. Первый длился с 1937 по 1938 год, во время сталинской Великой чистки, и в ходе него были арестованы и убиты как иностранные иммигранты, так и многие из коренных поселенцев Биробиджана. [ 30 ] В одном конкретно этнически закодированном инциденте жену местного компартии в Биробиджане обвинили в заговоре с целью отравить Лазаря Кагановича, высокопоставленного еврейского коммуниста, рыбой «Гельфилте» (традиционный еврейский заливной рыбный шарик), которую она подала ему на ужин. [ 31 ] По словам Исраэля Эмиота, первая чистка способствовала отсутствию энтузиазма у перемещенных польских, белорусских и украинских евреев по поводу переезда в Биробиджан во время Второй мировой войны. [ 30 ]
Второй цикл чисток во второй половине 1940-х годов более известен, чем первый, учитывая арестованных общественных деятелей, а также тот факт, что многие из них выжили и рассказали эту историю. Эти аресты в основном были вызваны растущей советизацией, в результате которой все идеи сионизма или еврейского национализма стали антисоветскими. [ 32 ] Эмиот, уважаемый польский еврейский журналист и редактор «Биробиджанской звезды» (региональной газеты на идише), был одним из этих выживших. Он был арестован по обвинению в еврейском национализме (антисоветском преступлении), принадлежности к незаконной группе и шпионаже – судьба разделила его современников из Еврейского антифашистского комитета и других видных представителей биробиджанской общины. [ 33 ] Эмиот писал о своем опыте пребывания в тюрьме, а затем и в ГУЛАГе. Его следователь в Хабаровской тюрьме НКВД подверг его пыткам и оставил в одиночной камере, что побудило Эмиота объявить голодовку и попытаться покончить жизнь самоубийством, прежде чем, наконец, его перевели к другому следователю. [ 34 ] Любимое изречение этого следователя принадлежало нацисту Альфреду Розенбергу: «У евреев есть две Родины, Палестина и Биробиджан!» [ 35 ] Эмиота судили заочно, и хотя обвинения в шпионаже были сняты, его приговорили к десяти годам каторжных работ по обвинению в национализме. [ 36 ] Во время пребывания в тюрьме и ГУЛАГе Эмиота окружали люди всех слоев общества, российские криминальные авторитеты, бывшие японские генералы, немецкие солдаты и коллаборационисты и даже некоторые из его старых друзей из Биробиджана. В один маленький момент счастья в ГУЛАГе группа еврейских заключенных скопировала произведение знаменитого идишского писателя Шолом-Алейхема:
«Радость, которую эта рукопись принесла евреям в лагере, неописуема. Это была первая книга на идиш, которую мы увидели за многие годы. Экземпляр переходил из рук в руки. Я помню, как писатель Герц-Мовшовиц совершенно забыл о болезни сердца, которая приковывала его к кровати. Не в силах сдержаться, пока ему не принесут копию, он оделся и дошел до казарм Бродерсона, чтобы своими глазами посмотреть напечатанные слова на идиш. Порабощенные евреи читали слова Шолом-Алейхема и смеялись сквозь слезы». [ 37 ]
В конце концов, после смерти Сталина Эмиота освободили досрочно вместе с другими политзаключенными. Вернувшись в Биробиджан в 1956 году, он обнаружил, что город довольно сильно изменился. Многие евреи были арестованы, как и он, или бежали в Израиль, оставив после себя мало открытой еврейской культуры. [ 38 ] Тем не менее, в самом городе произошли улучшения, включая множество новых зданий и дорог с твердым покрытием. [ 39 ] В конце концов Эмиот пошел по пути иммиграции, по которому пошли многие другие до него, и иммигрировал в Соединенные Штаты. Что касается будущего расселения евреев в Биробиджане, он не питал особых надежд, заявляя: «Евреи в Советском Союзе знают лучше». [ 40 ]
Последствия чисток
[ редактировать ]Чистки вызвали большой страх у оставшихся в Биробиджане евреев. Первая хозяйка Эмиота после его освобождения в 1956 году рассказала ему, что она даже боялась отвечать на письма дочери из Израиля. [ 38 ] Таким образом, после чисток еврейское поселение в Еврейской автономной области практически прекратилось, хотя иногда призывы к этому возобновлялись. [ 40 ] Вместо этого в регионе произошел массовый исход еврейского населения, многие из которых иммигрировали в Израиль и Соединенные Штаты, когда им представилась такая возможность. Из тех, кто иммигрировал в Израиль, немногие вернулись в Биробиджан. [ 41 ] В своей речи 1958 года Никита Хрускчев заявил, что Биробиджан потерпел неудачу, потому что евреи не хотели работать, но это утверждение, очевидно, не соответствовало действительности. [ 42 ]
Сегодня этот регион вряд ли можно назвать еврейским. В 2021 году примерно 0,6% населения региона составляли евреи. Большинство евреев уехали в Израиль , Соединенные Штаты Америки , Великобританию и Францию . Небольшая община евреев, оставшаяся в регионе, поддерживается еврейскими группами, такими как Объединенный распределительный комитет и Хабад. [ 43 ] Также предпринимались попытки восстановить грамотность на идише с помощью летних лагерей и университетских курсов в регионе. [ 44 ] [ 45 ] [ 41 ]
Еврейская культура в Еврейской автономной области
[ редактировать ]Ранняя идишская культура
[ редактировать ]Советы стремились создать в Биробиджане социалистическую утопию, вдохновленную идишем. В этом им помогла поддержка идишской интеллигенции, многие из которых поддерживали Еврейскую автономную область в том или ином качестве либо в составе Еврейского антифашистского комитета, либо в качестве более поздних посетителей и поселенцев в этом регионе. Многие из этих писателей уже жили в еврейских общинах черты оседлости и колхозах Крыма. Примеры включают Соломона Михолеса, Ицика Фефера, Исраэля Эмиота, Дэвида Бергельсона и Мойше Бродерсона.
Идиш был объявлен одним из официальных языков Еврейской автономной области. Его можно было услышать на улицах поселенцев в 1920-х годах примерно до 1936 года. Была создана газета на идише «Биробиджанская звезда» (также иногда называемая «Биробиджанской Штерной»). [ 46 ] Биробиджан также был домом для одного из первых идишских театральных отрядов в Советском Союзе, что является показателем равного статуса евреев с другими этническими меньшинствами, у которых были аналогичные институты. [ 47 ] Советы также пообещали разрешить открытие школ с обучением идишу. Это обещание выполнялось до репрессий в 1936 году, что привело к появлению программ на идиш для учащихся начальной и средней школы. [ 47 ]
Биробиджан стал источником еврейского и идишского культурного вдохновения в первые несколько десятилетий после своего создания. Ицик Фефер, известный идишский поэт, входивший в состав делегации, представлявшей Еврейский антифашистский комитет в США, написал следующее стихотворение «Свадьба в Биробиджане». Марк Шагал сделал иллюстрацию по мотивам стихотворения в 1944 году. [ 48 ]
Длинные и стонущие столы, накрытые белым и чистым бельем.
Сочные утки из Вальдхейма и рыба из Амура.
Это были не только утята и не угрюмый гусь,
Это действительно был народ биро — биробиджанские евреи.
Птица, фаршированная до точки разрыва, печень, нарезанная в жире,Столы шатались от груза всего, что у них было.
Лепешки, хорошо пропитанные медом, — штрудель с «кишмишем» —
Не говоря уже об этой истинно еврейской и – фаршированной рыбе. [ 48 ]
Идишская культура также имела решающее значение для восприятия Еврейской автономной области. В советских пропагандистских плакатах 1930-х годов, созданных еврейскими художниками, Биробиджан связан с классическим еврейским опытом и темами. [ 49 ] Примерами некоторых работ являются названия «Исход из Германии», «Моше и неопалимая купина» и «Молоко и мед», которые связывают Биробиджан с идеалами его еврейских корней и изображают его как безопасный рай и утопию. [ 49 ]
«Искатели счастья» (1936)
[ редактировать ]Фильм «Искатели счастья» вышел на экраны в 1936 году и рассказывал историю еврейской семьи, иммигрировавшей в Биробиджан. Режиссером фильма был Владимир Корш-Саблин, а в его актерском составе были актеры Идиш-театра. [ 50 ] В фильме рассказывается, как они приспосабливаются к колхозу и осваиваются на своей новой богатой родине, прославляя Биробиджан как идеальную утопию для евреев со всего Советского Союза и мира. [ 51 ]
Как советский пропагандистский фильм, он фокусируется на двух основных элементах. Во-первых, он изображает Еврейскую автономную область как место огромных богатств, показывая продуктивные колхозы с большим количеством пшеницы и скота, а также реку, полную рыбы. [ 52 ] Хотя работа над JAO явно все еще находится в стадии разработки, в фильме показано строительство небоскребов, что является признаком прогресса и потенциала. [ 52 ] В конце фильма глава семьи плачет и с благодарностью рассказывает, как ее жизнь изменилась к лучшему с тех пор, как они приехали в Биробиджан, в том числе о том, что у них теперь есть еда. [ 52 ]
В фильме также подчеркивается прославление работы на коллектив, а не на себя. Один из членов семьи, Пиня, изображает классический еврейский стереотип: эгоцентричного человека, одержимого деньгами и вообще перспективой найти золото в колхозе. Пиня отказывается работать в коллективе и пренебрегает своим долгом, вместо этого отправляется мыть золото. Чтобы защитить свое золото, он даже нападает на члена своей семьи, избивая его лопатой. [ 52 ] Преступление Пиньи раскрыто, как и тот факт, что его предполагаемое золото не настоящее. В последний раз видели, как власти удалили информацию о Пинье, чтобы столкнуться с последствиями его эгоистичных действий. [ 52 ] Это резко контрастирует с остальными членами его семьи, которые благодаря интеграции в колхоз находят удовлетворение и даже любовь. Роуз влюбляется в местного русского рыбака. [ 52 ] Хотя брак сначала не одобрялся ее тетей (единственное прямое упоминание об этнической напряженности в фильме), их брак в конечном итоге одобряется, и они женятся к счастливым слезам ее тети и празднованию своего коллектива.
Постсталинская эпоха
[ редактировать ]Еврейская и идишская культура в Еврейской автономной области значительно пострадала при Сталине до такой степени, что так и не восстановилась. Чистки конца 1930-х и 1940-х годов привели к гибели многих ведущих еврейских деятелей региона. Среди арестованных были представители интеллигенции – идишские мыслители, писатели, поэты и журналисты – которые с самого начала сыграли важную роль в создании яркой идишской культуры в регионе. Из тех, кто пережил чистки, многие в Биробиджане не остались. Таким образом, евреи оставались незначительным меньшинством среди жителей Еврейской автономной области и продолжали сокращаться в численности. Это совпало с общей политикой русификации, которая стала основой стремления к общей советской культуре. Под давлением Сталина и его преемников эта политика перешла от прежнего прославления этнического разнообразия, которое характеризовало ранний Советский Союз, к взглядам на единую советскую идентичность. [ 32 ]
В результате пострадали как светская культура идиш, так и еврейская религиозная культура. Эмиот был опечален, вернувшись в Биробиджан в 1956 году и обнаружив, что его любимая газета «Биробиджанская звезда» больше не публикует произведения на идиш, а лишь иногда переводы на идиш других советских писателей. [ 39 ] Посол Израиля, посетивший Биробиджан в том же году, был поражен отсутствием идишского образования на всех уровнях. [ 53 ] Фактически, к концу 1960-х годов евреям Биробиджана было гораздо труднее получить высшее образование, и средний уровень высшего образования у них был в восемь раз ниже, чем у других советских евреев. [ 54 ] Молодое еврейское поколение того времени предпочитало говорить по-русски, а некоторые даже не учили идиш. Язык идиш пострадал не только из-за закрытия школьных программ, но и потому, что население Биробиджана его не поддерживало. Евреи всегда были меньшинством в этом регионе, но, по крайней мере, все жители могли познакомиться с идишем в школах. Однако после закрытия этих программ и постоянно сокращающегося еврейского населения русские официально доминировали. [ 53 ] В книжных магазинах больше не продавались тексты на идиш, и, если повезет, имелся только один из двух экземпляров «Шолом-Алейхема». [ 53 ] Даже идишский театр закрылся и был заменен русским. [ 53 ]
Религиозная культура также сильно пострадала. Советы никогда не стремились к процветанию иудаизма в Биробиджане и предпочитали поддерживать светскую культуру идиш в соответствии с советской антирелигиозной политикой. [ 55 ] Поскольку многие жители Биробиджана, оставшиеся в Биробиджане, принадлежали к молодому или работающему поколению, они с большей вероятностью поддерживали социалистические идеалы в отношении религии и не сохраняли свою еврейскую веру. [ 56 ] В 1956 году синагога Биробиджана пострадала от сильного пожара и была разрушена. [ 57 ] При этом число прихожан было небольшим. Сообщается, что в 1950-х и 1960-х годах община состояла в основном из старшего поколения и обычно не превышала 20-30 участников, за исключением больших праздников. [ 58 ] В 21 ул. века синагога была перестроена и обслуживает небольшое оставшееся еврейское население Биробиджана. [ 59 ] [ 45 ] В 2020 году Хабад Любавич отправил одного из своих раввинов из Харькова в Биробиджан, заменив бывшего местного раввина. [ 59 ]
Текущий
[ редактировать ]Городом в Сибири, где сегодня проживает наибольшее количество евреев, является Томск с еврейским населением в 4000 человек. Раввин Леви Каминецкий приехал в город в 2004 году и восстановил почти разрушенную синагогу. Он также помогает оживить местную еврейскую общину, хотя и отмечает, что у большинства евреев здесь мать-еврейка, но отец-нееврей. Согласно Галахе , это делает их евреями. [ 60 ]
в Еврейской автономной области По состоянию на 2021 год проживает всего около 837 этнических евреев. Большинство современных комментаторов отмечают, что усилия Иосифа Сталина по созданию второй еврейской родины провалились. [ 61 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Польша, разделы | Инфопожалуйста» .
- ^ «Польша с 1795 по 1939 год» . Энциклопедия YIVO . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ «Виртуальный тур по еврейской истории Польши» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ «Черта оседлости» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ Гартнер, Ллойд П. (1979). История евреев в Новое время . Тель-Авивский университет: Издательство Оксфордского университета. п. 168.
- ^ «Черта оседлости» . Энциклопедия YIVO . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ «АЛЕКСАНДР II НИКОЛАЕВИЧ, Император Российский» . Еврейская энциклопедия.com . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ Сан-Донато, Демидов (1883). Еврейский вопрос в России . Санкт-Петербург. п. 36.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Сибирь» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ «Сибирские евреи» . Конгрегация Бет Исраэль . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ «Йозеф Трумпельдор» . www.jewishvirtuallibrary.org . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кляйн, Майк (23 сентября 2020 г.). «Иди на Восток, молодой еврей, иди на Восток | Миры раскрыты» . Библиотека Конгресса . Проверено 3 марта 2024 г.
- ^ Ваксберг, Аркадий. Сталин против евреев. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1994.
- ^ Ваксберг, Аркадий (1994). Сталин против евреев . Кнопф. п. 5. ISBN 978-0-679-42207-5 . Проверено 22 мая 2024 г.
- ^ Бажанов, Борис (1990). Бажанов и проклятие Сталина Издательство Университета Огайо. п. 59. ИСБН 978-0-8214-0948-0 . Проверено 22 мая 2024 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ваксберг, Аркадий. Сталин против евреев. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1994. 139.
- ^ Рои, Яаков. Евреи и еврейская жизнь в России и Советском Союзе . Портленд, Орегон: Ф. Касс, 1995. Печать. 75.
- ^ Ваксберг, Аркадий. Сталин против евреев. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1994. 122–123.
- ^ Ваксберг, Аркадий. Сталин против евреев. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1994. 64.
- ^ Перейти обратно: а б Ваксберг, Аркадий. Сталин против евреев. Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф, 1994. 64–65.
- ^ Рои, Яаков. Евреи и еврейская жизнь в России и Советском Союзе . Портленд, Орегон: Ф. Касс, 1995. Печать. 88.
- ^ Рои, Яаков. Евреи и еврейская жизнь в России и Советском Союзе . Портленд, Орегон: Ф. Касс, 1995. Печать. 88.
- ^ Эмиот, Израиль. Биробиджанское дело: идишский писатель в Сибири . Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1981. Печать. 4.
- ^ Кляйн, Майк. «Иди на Восток, молодой еврей, иди на Восток: миры открыты». Библиотека Конгресса, 23 сентября 2020 г. https://blogs.loc.gov/maps/2020/09/go-east-young-jew-go-east/.
- ^ Рои, Яаков. Евреи и еврейская жизнь в России и Советском Союзе . Портленд, Орегон: Ф. Касс, 1995. Печать. 91-92.
- ^ Перейти обратно: а б Рои, Яаков. Евреи и еврейская жизнь в России и Советском Союзе . Портленд, Орегон: Ф. Касс, 1995. Печать. 90.
- ^ Перейти обратно: а б Рои, Яаков. Евреи и еврейская жизнь в России и Советском Союзе . Портленд, Орегон: Ф. Касс, 1995. Печать. 93.
- ^ Рои, Яаков. Евреи и еврейская жизнь в России и Советском Союзе . Портленд, Орегон: Ф. Касс, 1995. Печать. 94.
- ^ Перейти обратно: а б Рои, Яаков. Евреи и еврейская жизнь в России и Советском Союзе . Портленд, Орегон: Ф. Касс, 1995. Печать. 98.
- ^ Перейти обратно: а б Эмиот, Израиль. Биробиджанское дело: идишский писатель в Сибири . Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1981. Печать. 7.
- ^ Эстрайх, Г. (Геннадий). История Биробиджана: строительство советской еврейской родины в Сибири . Лондон; Bloomsbury Academic/Bloomsbury Publishing Plc, 2023. Печать. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Рои, Яаков. Евреи и еврейская жизнь в России и Советском Союзе . Портленд, Орегон: Ф. Касс, 1995. Печать. 61.
- ^ Эмиот, Израиль. Биробиджанское дело: идишский писатель в Сибири . Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1981. Печать. 17-18.
- ^ Эмиот, Израиль. Биробиджанское дело: идишский писатель в Сибири . Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1981. Печать. 27-28.
- ^ Эмиот, Израиль. Биробиджанское дело: идишский писатель в Сибири . Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1981. Печать. 24.
- ^ Эмиот, Израиль. Биробиджанское дело: идишский писатель в Сибири . Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1981. Печать. 54.
- ^ Эмиот, Израиль. Биробиджанское дело: идишский писатель в Сибири . Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1981. Печать. 179.
- ^ Перейти обратно: а б Эмиот, Израиль. Биробиджанское дело: идишский писатель в Сибири . Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1981. Печать. 195.
- ^ Перейти обратно: а б Эмиот, Израиль. Биробиджанское дело: идишский писатель в Сибири . Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1981. Печать. 195-196.
- ^ Перейти обратно: а б Эмиот, Израиль. Биробиджанское дело: идишский писатель в Сибири . Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1981. Печать. 200.
- ^ Перейти обратно: а б Радио Свободная Европа. «Восстановление российского «Красного Сиона». YouTube, 14 декабря 2018 г. https://www.youtube.com/watch?v=C90YybGFphU.
- ^ Лифшиц С. и С. Лифшиц. «История еврейского колхоза в Сибири: 1926-34». В серии «Советские учреждения» . Иерусалим: Еврейский университет Иерусалима, Советский и восточноевропейский исследовательский центр. Декабрь 1975 года.
- ^ Объединенный распределительный комитет. «Биробиджан: Забота о евреях Еврейской Автономной Республики». YouTube, 29 декабря 2017 г. https://www.youtube.com/watch?v=ozcNIjipzqQ.
- ^ Куцик, Джордан и Бер Котлерман. Новый взгляд на мой родной город Биробиджан Еврейской автономной области. Другой. Центр идишской книги на YouTube , 10 августа 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б РТ английский. «Биробиджанская еврейская автономная область». YouTube, 2009. https://www.youtube.com/watch?v=DbGKhY8iQbA.
- ^ Эмиот, Израиль. Биробиджанское дело: идишский писатель в Сибири . Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1981. Печать. 5.
- ^ Перейти обратно: а б Эмиот, Израиль. Биробиджанское дело: идишский писатель в Сибири . Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки, 1981. Печать. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Эстрайх, Г. (Геннадий). История Биробиджана: строительство советской еврейской родины в Сибири . Лондон; Bloomsbury Academic/Bloomsbury Publishing Plc, 2023. Печать. 67.
- ^ Перейти обратно: а б ВЕККЕР, МЕНАХЕМ. «Выставка Северо-Западного университета опирается на биробиджанскую пропаганду». The Times of Israel, 8 июня 2014 г. https://www.timesofisrael.com/northwestern-u-exhibit-draws-on-birobidzhan-propaganda/.
- ^ «Искатели счастья». Новый Восточный симпозиум Университета Питтсбурга. По состоянию на май 2024 г. https://neweastcinema.pitt.edu/seekers-of-happiness/.
- ^ «Искатели счастья». Национальный центр еврейского кино. По состоянию на май 2024 г. https://www.jewishfilm.org/Catalogue/films/seekers.htm.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Искатели счастья / Seekers of Happiness . Russia: Sovetskaia Belarus’ Studio , 1936. https://www.youtube.com/watch?v=PZrnFpcc7Fc.
- ^ Перейти обратно: а б с д Эстрайх, Г. (Геннадий). История Биробиджана: строительство советской еврейской родины в Сибири . Лондон; Bloomsbury Academic/Bloomsbury Publishing Plc, 2023. Печать. 95.
- ^ Эстрайх, Г. (Геннадий). История Биробиджана: строительство советской еврейской родины в Сибири . Лондон; Bloomsbury Academic/Bloomsbury Publishing Plc, 2023. Печать. 91.
- ^ Рои, Яаков. Евреи и еврейская жизнь в России и Советском Союзе . Портленд, Орегон: Ф. Касс, 1995. Печать. 78.
- ^ Эстрайх, Г. (Геннадий). История Биробиджана: строительство советской еврейской родины в Сибири . Лондон; Bloomsbury Academic/Bloomsbury Publishing Plc, 2023. Печать. 101-102.
- ^ Левин, доктор Владимир. «Советский Сион» на Дальнем Востоке России. Бейт Ави Хай и Еврейский университет в Иерусалиме . Лекция, прочитанная на конференции «Евреи Сибири» | Евреи-сибиряки при Советском Союзе, 16 февраля 2021 г. https://www.youtube.com/watch?v=aZPEKijXrSo.
- ^ Эстрайх, Г. (Геннадий). История Биробиджана: строительство советской еврейской родины в Сибири . Лондон; Bloomsbury Academic/Bloomsbury Publishing Plc, 2023. Печать. 91-92.
- ^ Перейти обратно: а б Эстрайх, Г. (Геннадий). История Биробиджана: строительство советской еврейской родины в Сибири . Лондон; Bloomsbury Academic/Bloomsbury Publishing Plc, 2023. Печать. 106.
- ^ https://www.timesofisrael.com/in-frozen-siberia-a-small-jewish-community-is-unthawed/
- ^ https://www.npr.org/2016/09/07/492962278/sad-and-absurd-the-ussrs-disastrous-effort-to-create-a-jewish-homeland