Фрески тибетских буддийских монастырей
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|

Тибетские монастыри известны своей богатой культурой и традициями, основанными на учении буддизма. Одним из важных аспектов тибетских буддийских монастырей является наличие ритуальных мест, посвященных божествам. Буддизм Ваджраяны содержит сложную иконографию, посвященную божествам и религиозным практикам. Для преданного это могут быть изображения и значки, приносящие удачу или отгоняющие злых духов. Тханки в монастырях изображают Будду, Гуру , Янтры , Мандалы , которые приносят удачу, здоровье, процветание, мудрость, долголетие и мир. [ 1 ]
Танка — это красочные графические изображения религиозной иконографии, басен и философии. Графические представления помогли им завоевать популярность среди масс во время их появления примерно в 8 веке. Эти тханки были нарисованы на ткани, которую можно было свернуть. Такая портативность помогала буддийским монахам переносить их из одного места в другое во время пропаганды религии. Тханки как средство распространения идеологии распространились из Непала в Тибет , а затем в отдаленные места, такие как Монголия . [ 2 ]
Виды фресок
[ редактировать ]Фрески служат визуальным изображением буддийских учений, историй и божеств . Они знакомят последователей с буддийскими догматами, пантеоном, учениями, историей, фольклором , религиозными и космическими объектами.
Изображение родословной
[ редактировать ]На фресках изображены линии духовных гуру (религиозных учителей) и их учеников. Отношения Гуру (учитель)-ученик имеют основополагающее значение для всех школ тибетского буддизма. Знания и религиозные практики передаются от Гуру к ученикам. Фрески представляют собой обширное множество линий религиозных гуру. В каждой школе есть свои Гуру и линия учеников. Есть пять школ тибетского буддизма; последним среди них является Бон, добавленный недавно.
Школы буддизма Ваджраяны: Ньингма -па (Падма-самбхава), Сакья -па (Вирупа), Кагью -па (Марпа) и Гелуг -па (Цон-кха-па), Бон (древняя религия Тибета).
-
ГШан-раб, основатель религии Бон
-
Фрески монастыря Лачунг Ринпоче
-
Цонкапа и ученики
-
Гуру Падмасамбхава со своей свитой
Махасиддхи : Это святые, достигшие прямой реализации учения Будды за одну жизнь. Эти святые происходили из всех слоев общества: короли, рабы, монахи, миряне, мясники, охотники и все остальные. Говорят, что все они достигли полной реализации за одну жизнь. Это 84 махасиддхи, жившие между 750 и 1150 годами нашей эры. [2] [3]
84 Махасиддхи: Картины на пилястре в монастыре Хемис.
-
Хемис_Махасиддхи_1
-
Хемис_Махасиддхи_2
-
Хемис_Махасиддхи_3
-
Хемис_Махасиддхи_10
-
Хемис_Махасиддхи_11
Изображение буддийских божеств
[ редактировать ]
Будда Шакьямуни: Исторический Будда, также известный как Гаутама Будда , часто изображается в центре фресок. Он представляет просветленное состояние и служит воплощением мудрости, сострадания и освобождения.
Семьи Будд: Семьи Будды представляют собой пять символических групп, которые представляют различные аспекты просветленных качеств. Каждая семья связана с определенным Буддой, цветом, элементом, аспектом мудрости и пораженной эмоцией. В иконографии Ваджраяны визуализация Будды в пяти формах называется Дхьяни Будда . Изображения Будды создаются с Вайрочаной в центре и Амитабхой (Йодпаме) на западе, Акшобхьей (Митруга) на востоке, Амогхасидхи (Даньен Дондруп) на севере и Ратнасамбхавой (Ринчен Джунгни) на юге. [ 3 ]
1. Вайрочана (белый): связан с элементом пространства и представляет мудрость всеобъемлющего сознания. Оно преобразует омраченную эмоцию невежества в мудрость реальности.
2. Акшобхья (синий): связан с элементом воды и представляет зеркальную мудрость. Он преобразует омраченные эмоции гнева и агрессии в зеркальную мудрость, отражающую вещи такими, какие они есть.
3. Ратнасамбхава (желтый): связан с элементом земли и представляет мудрость невозмутимости и богатства. Оно преобразует пораженную эмоцию гордости в мудрость невозмутимости.
4. Амитабха (красный): связан с элементом огня и представляет различающую мудрость. Она преобразует омраченные эмоции привязанности и желания в различающую мудрость, которая видит истинную природу явлений. [ 4 ]
5. Амогасиддхи (зеленый): связан с элементом воздуха или ветра и представляет собой всесовершенную мудрость. Оно преобразует пораженную эмоцию ревности в мудрость, которая совершает все действия.
Эти семейства Будд изображены на фресках, чтобы представить весь спектр просветленных качеств и вдохновить практикующих развивать и воплощать эти качества в своем духовном путешествии.
Бодхисаттвы ; Бодхисаттвы — это сострадательные существа, достигшие продвинутых уровней реализации, но предпочитающие отложить собственное просветление, чтобы помочь живым существам. Авалокитешвара (воплощение сострадания), Манджушри (воплощение мудрости) и Ваджрапани (воплощение силы) входят в число наиболее почитаемых бодхисаттв, изображенных на фресках .
-
Авалокитешвара, Тонгса Гомпа
-
Манджушри - Таванг
-
Символические – Манджушри, Авалокитешвара и Ваджрапани.
Тара : [ 5 ]
Тара — женщина-бодхисаттва, ассоциирующаяся с состраданием и быстрой помощью. Она изображена с вытянутой ногой, готовой броситься в бой, чтобы помочь живым существам.
Тару обычно изображают сидящей, с одной ногой вытянутой, а другую скрещенной в медитативном положении. Ее часто изображают с зеленым цветом лица, хотя она также может появляться в белом, красном или других цветах, каждый из которых представляет разные аспекты ее просветленных качеств. Тара изображается с множеством рук, что символизирует ее способность заниматься различными видами сострадания. Каждая из ее рук держит определенный символический предмет или совершает уникальный жест ( мудру ). Существует 21 форма Тары. [4] Каждый из них имеет свой цвет и характеристики. [5]
-
Желтая Тара
-
Голубая Тара
-
Зеленая Тара буддизма Ваджраяны
-
Черная Тара
Будда Медицины: Будда Медицины, также известный как Бхайшаджьягуру , [ 6 ] небесный Будда, связанный с исцелением и облегчением страданий. Его часто изображают в темно-синем цвете, держащим чашу с целебным нектаром .
Изображение гневных Божеств
[ редактировать ]Гневные Божества -защитники, или Дхармапалы , почитаются в различных школах тибетского буддизма как могущественные существа, которым поручено охранять Дхарму и ее практикующих. Их часто изображают в гневной форме, символизируя их яростную приверженность защите учения Будды и помощи практикующим на пути к просветлению.
Махакала , также известный как Великий Черный, — жестокое и могущественное божество, связанное с защитой, преодолением препятствий и устранением негативных сил. Его часто изображают с темно-синим или черным цветом лица, украшенным короной из черепов и ожерельем из отрубленных голов.
Ямантака, также известный как Разрушитель Смерти, является гневным проявлением Манджушри , бодхисаттвы мудрости. Его изображают устрашающим, часто с несколькими головами, руками и ногами.
Стражи направлений : Дхармапалы, свирепые божества, отражающие зло, также были созданы для указаний. Соответственно, Ваджраяна задумал Куверу (Намтосе) на Севере, Дхритараштру (Юлкорсунг) на Востоке, Вирудху (Пхагчепо) на Юге и Вирупакшу (Ченмигзанг) на Западе. Чтобы сделать графическое изображение более ярким, эти божества связывают с цветом и характеристиками. Свирепые божества ассоциируются с нечеловеческими формами, что делает их агрессивными защитниками. [ 7 ]
-
Вирупакша-Запад
-
Дхритараштра-Восток
-
Вирудхака-Юг
-
Вайшравана-Север
-
Дордже Легпа - Монастырь Кунгри
-
Раула в Кунгри Рахула
-
Ваджрапани в Лаканге, Бутан
-
Ваджракила - Монастырь Хемис
-
Ваджра Видхарана – Гневное Божество
Дакини
[ редактировать ]Дакини — небесные существа женского пола, связанные с мудростью, духовным руководством и трансформацией. Их изображают в различных формах, часто танцующих или летающих в динамичных позах. В тибетском буддизме существует множество Дакини, каждая из которых связана с определенными практиками, качествами и функциями.
1.Ваджрайогини: Ваджрайогини часто изображается в гневном виде, она связана с практикой Чод и считается яростной эманацией просветленной мудрости.
2.Курукулле: Курукулле известна как Красная Тара, она связана с магнетизмом, волшебством и преодолением препятствий. Курукулле часто используют для практик любви и взаимоотношений. [ 8 ]
3.Тара: Тару часто считают Бодхисаттвой, некоторые формы Тары также почитаются как Дакини. Зеленая Тара , в частности, широко почитается за ее сострадание и быструю помощь.
4. Симхамукха: Симхамукха — дакини, связанная с львиноголовым божеством мудрости. К ней часто обращаются для защиты и устранения препятствий. [ 9 ]
5. Найратмья: Найратмья также известна как Самоотверженный. Найратмья — Дакини Мудрости, которая представляет аспект пустоты реальности. Она связана с тантрой Чакрасамвара. [ 10 ]
6. Трома Нагмо (Гневный Черный Варахи): Трома Нагмо — это гневная эманация Ваджраварахи, связанная с практикой Чод и преодолением эго. [ 11 ]
7. Ваджраварахи: Ваджравара также известна как Алмазная Свинья. Она — Дакини, связанная с преобразующей силой сострадания и часто связанная с тантрой Чакрасамвары .
8. Мачиг Лабдрон: Мачиг Лабдрон — историческая личность и почитаемый учитель. Мачиг Лабдрон часто считают Дакини. Она является основательницей практики Чод и связана с сострадательной деятельностью.
9. Дордже Шугден: Дордже Шугден изображается как гневное божество, едущее верхом на снежном льве и держащее в руках меч и исполняющую желания драгоценность.
10.Палден Лхамо: Палден Лхамо — яростная защитница и единственная женщина среди восьми главных Дхармапал . Она широко почитается в различных школах тибетского буддизма и считается главной защитницей самого Тибета. Палден Лхамо обычно изображается верхом на муле над морем крови, с гривой пылающих волос, что символизирует ее непоколебимую приверженность защите Дхармы .
11. Экаджати (Ралчигма): Экаджати является защитницей учений Дзогчен и известна своим единственным глазом, единственным зубом и единственной грудью. Экаджати — мощный защитник от отвлечений и нарушений тантрических обязательств.
12.Циу Марпо: Изначально Цю Марпо был мирским богом, но был порабощен Падмасамбхавой и теперь служит защитником учений, особенно связанных со школой Ньингма . [ 12 ]
13.Сетрап: Сетрап — защитник, связанный со школой Гелуг . Сетрап — эманация Амитабхи и часто изображается в гневном аспекте верхом на рыжем коне. [ 13 ]
14. Гьялпо Сум: Гьялпо Сум относится к группе из четырех божеств-защитников, которых Падмасамбхава связал для защиты Дхармы. В их число входят духи сторон света, и их часто вызывают вместе.
-
Напо Чампо
-
Сенге-донгма
-
Ситипати - Страж земли Чарннель
-
Дакини-Курукулла Йогини
-
White Tara-Eshe Tsogyal
-
Симхамукха- Сенге Донгма (тибетский)
-
Палден Лахмо
-
Дорзе Шугден
-
Экаджати
-
Божества защиты Ваджраяны - Калачакра Гомпа Индия
Важно отметить, что пантеон Дакини обширен, а имена и качества, связанные с Дакини, могут различаться в зависимости от различных тибетских буддийских традиций и линий передачи. Дакини играют разнообразные роли, воплощая мудрость, сострадание и преобразующую энергию, направляя практикующих на путь к просветлению.
Мандалы
[ редактировать ]Мандалы — это сложные геометрические узоры, которые представляют вселенную и служат священным пространством для медитации и визуализации. Мандалы с их глубоким символизмом и многогранными темами представляют собой богатую картину для медитации, размышлений и духовных исследований. Они напоминают нам о сложности Вселенной и нашем месте в ней, направляя нас к большему осознанию и пониманию.
Их часто изображают на фресках, демонстрируя сложные детали и символику, связанную с тантрическими практиками. Мандалы используются как инструменты для концентрации, визуализации и духовной трансформации.
1.Космология и Вселенная. Многие мандалы представляют структуру Вселенной и космический порядок. Они могут изображать мировую гору в центре, окруженную континентами, океанами и горами, символизируя буддийский или индуистский космос. [ 14 ]
2. Сакральная геометрия. Геометрические узоры в мандалах, такие как круги, квадраты и треугольники, являются символическими и несут определенное значение. Круги представляют целостность и единство; квадраты могут символизировать земное царство, стабильность и равновесие; в то время как треугольники часто обозначают троицу божества, просветления и вселенной или такие элементы, как огонь и вода, в зависимости от их ориентации. [ 15 ]
3.Воплощение божеств. В буддизме Ваджраяны мандалы часто служат обителью определенных божеств. В каждой части мандалы изображены разные божества и символы, представляющие качества и учения, связанные с этими существами. Практикующие используют эти мандалы, чтобы призывать божеств, воплощать их качества и получать благословения.
4. Природа и окружающая среда. Некоторые мандалы включают в себя элементы природы, такие как цветы, животные и небесные тела, символизирующие взаимосвязь всех форм жизни и священность мира природы.
5. Ритуальные мандалы: Мандалы служат фокусами для медитации, направляя практикующего в более глубокие состояния осознания и концентрации. Сам акт создания мандалы, особенно мандалы из песка, считается медитативным и целительным ритуалом, символизирующим непостоянство и цикл жизни.
6. Исцеляющие мандалы. Некоторые мандалы используются для защиты от злых духов или негативных энергий. Считается, что они обладают целебными свойствами, способствуют физическому, эмоциональному и духовному исцелению путем гармонизации окружающей среды и энергии человека. [ 16 ]
-
Акшьобхья Мандала
-
Ченрезиг – Авалокитешвара Мандала
-
Опакме – Мандала Амитабхи
-
Чакрасамвара Мандала
-
Фрески монастыря Нако
-
Хаягрива Мандала
-
Буддийская Вселенная Меру с направляющими божествами
-
Молитвенная таблица тибетского буддизма
-
Гадальная карта черепахи, монастырь Пунакха Дзонг, Бутан
-
Колесо Жизни
Религиозные и космические объекты
[ редактировать ]Фрески как объекты поклонения внушают почтение и преданность буддам , бодхисаттвам и божествам, изображенным на произведениях искусства. В монастырях демонстрируются несколько космических карт, мандал и изображений практик Ваджраяны .
Монашеская жизнь и истории
[ редактировать ]Монастырские стены часто расписаны изображениями монашеской жизни и рассказами о буддийских проповедях и ценностях. Эти произведения искусства играют решающую роль в обучении буддийским принципам и историям. Они наглядно изображают жизнь исторического Будды, важные события буддийской истории и сложные философские концепции. В росписях этих фресок присутствует несколько художественных форм. [ 17 ] Авадана калпалата — это Бодхисатва в животной форме. Стили живописи развивались, например, стиль Карма Гадри и стиль Менри.
-
Монашеская жизнь
-
Майя Деви Мать Будды
-
Девять стадий медитации
-
Будды возвращаются с небес-Живопись
Ссылки
[ редактировать ]- ^ CVS Ранга Сай «Буддийские мотивы в тибетских тханках» - Размеры исследования (ISSN 0976-8564), Том 2, выпуск IV, апрель 2012 г.
- ^ CVS Ранга Сай «Буддийское искусство и иконография: множество тем в танках» - Конференция национального уровня по тенденциям в исследованиях на благо человечества, 5 января 2013 г., Колледж Вазе, Мумбаи. Индия
- ^ «Дхьяни-Будда | Пять Будд Мудрости, Буддизм Махаяны | Британника» . www.britanica.com . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Амитабха | Сострадание, мудрость и возрождение | Британника» . www.britanica.com . 10 июня 2024 г. Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ [1]
- ^ «Бхайшаджья-гуру | Медицина, сострадание и просветление | Британника» . www.britanica.com . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Буддийский защитник: главная страница четырех королей-хранителей» . www.himalayanart.org . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Курукулла – Институт Самье» . www.samyeinstitute.org . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Буддийское божество: главная страница Симхамукхи» . www.himalayanart.org . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Буддийское Божество: Главная страница Ваджра Найратмья» . www.himalayanart.org . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Трёма Накмо (Дуджом) — Ригпа Wiki» . www.rigpawiki.org . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Буддийский мирской защитник: главная страница Цю Марпо» . www.himalayanart.org . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Мировой защитник (буддист) — Дордже Сетраб (Гималайское искусство)» . www.himalayanart.org . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Мандала: космическое изображение жизни» . Соулведа . 21 ноября 2017 г. Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ «Искусство мандалы сакральной геометрии» . www.isibrno.cz . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ Балвалли, Дивья (08 января 2022 г.). «Целительная сила мандал» . ПРАТХА . Проверено 4 июля 2024 г.
- ^ https://archive.org/details/bub_man_8f1fad91836aa04466537328860b0bcb