Список чипов улучшения Super NES
Список чипов улучшения Super NES демонстрирует план разработчиков оборудования Nintendo по легкому расширению Super Nintendo Entertainment System с помощью специальных сопроцессоров . Этот стандартизированный набор чипов был доступен лицензированным разработчикам для повышения производительности системы и улучшения функций каждого игрового картриджа. Поскольку на протяжении всего поколения Super NES становились все более совершенными чипы, это обеспечивало более дешевый и более универсальный способ поддержания срока службы системы на рынке, чем встраивание гораздо более дорогого процессора или все более устаревшего стандартного набора микросхем в саму Super NES.
Наличие улучшающего чипа часто обозначается 16 дополнительными контактами с каждой стороны исходных контактов, по 8 с каждой стороны. [ 1 ]
Супер FX
[ редактировать ]Чип Super FX представляет собой 16-битный дополнительный RISC- процессор, разработанный Argonaut Software . [ 2 ] Обычно он программируется как чип графического ускорителя , который рисует многоугольники и сложные 2D-эффекты в буфере кадров в оперативной памяти , расположенной рядом с ним. Super Mario World 2: Yoshi's Island использует Super FX 2 для спрайтов масштабирования, вращения и растяжения .
Этот чип имеет как минимум четыре версии, сначала как чип для поверхностного монтажа с маркировкой «MARIO CHIP 1» (Mathematical, Argonaut, Rotation & I/O), обычно называемый Super FX, в самых ранних картриджах Star Fox (1993). С 1994 года некоторые платы имеют версию с эпоксидной смолой, а позже первая версия получила маркировку GSU-1. Обе версии тактируются с сигналом 21,47 МГц , но внутренний делитель тактовой частоты уменьшает его вдвое до 10,74 МГц на MARIO CHIP 1. Однако GSU-1 работает на полной частоте 21,47 МГц. И MARIO CHIP 1, и GSU-1 могут поддерживать максимальный размер ПЗУ 8 Мбит . Конструкция была изменена на GSU-2, который по-прежнему является 16-битным, но эта версия может поддерживать размер ПЗУ более 8 Мбит. Последняя известная модификация - ГСУ-2-СП1. Все версии чипа Super FX функционально совместимы по набору команд. Различия заключаются в упаковке, распиновке, максимальном поддерживаемом размере ПЗУ и внутренней тактовой частоте. [ 3 ]
Cx4
[ редактировать ]Чип Cx4 — это математический сопроцессор , используемый Capcom и производимый Hitachi (теперь Renesas ) для выполнения общих тригонометрических вычислений для каркасных эффектов, позиционирования спрайтов и вращения. Он отображает и преобразует каркасы во второй и третьей играх Capcom Mega Man X. серии [ 2 ] Он основан на DSP Hitachi HG51B169 и работает на частоте 20 МГц. [ 4 ] Название Cx4 расшифровывается как Capcom Consumer Custom Chip. [ 5 ]
Доступ к экрану самотестирования Cx4 можно получить, удерживая кнопку «B» на втором контроллере при запуске системы как в Mega Man X2 , так и в X3 . [ 6 ]
ЦСП
[ редактировать ]Эта серия процессоров цифровых сигналов с фиксированной точкой обеспечивает быстрые векторные вычисления, преобразования растровых изображений, преобразования 2D и 3D координат и другие функции. [ 7 ] Чип имеет четыре версии, каждая из которых физически идентична, но имеет разный микрокод . Чаще всего использовалась версия DSP-1, включая более позднюю версию 1A с усадкой кристалла и 1B с исправлением ошибок; DSP-2, DSP-3 и DSP-4 использовались только в одной игре каждая. [ 8 ] Все они основаны на процессоре NEC μPD77C25 и работают на частоте 7,6 МГц. [ 4 ] [ 9 ]
ДСП-1
[ редактировать ]DSP-1 — самый разнообразный и широко используемый из DSP Super NES более чем в 15 отдельных играх. Он используется в качестве математического сопроцессора в таких играх, как Super Mario Kart и Pilotwings , которые требуют более продвинутого в режиме 7 масштабирования и вращения . Он обеспечивает быструю поддержку вычислений с плавающей запятой и тригонометрических вычислений, необходимых для трехмерных математических алгоритмов. Более поздние DSP-1A и DSP-1B служат той же цели, что и DSP-1. DSP-1A представляет собой уменьшенную версию DSP-1, а DSP-1B исправляет несколько ошибок. [ 10 ] DSP-1B представил ошибку в демоверсии Pilotwings из-за того, что код игры не обновлялся из-за различий во времени версий чипа. [ 11 ]
ДСП-2
[ редактировать ]DSP-2 есть только в Dungeon Master . Его основная цель — преобразовать изображения Atari ST данные растрового в формат битовой плоскости Super NES . Он также обеспечивает возможность динамического масштабирования и эффекты прозрачности. [ 12 ]
ДСП-3
[ редактировать ]DSP-3 присутствует только в пошаговой стратегической игре SD Gundam GX для Super Famicom. Он помогает в таких задачах, как расчет следующего хода ИИ, декомпрессия битового потока Шеннона-Фано и преобразование битовой плоскости графики. [ 13 ]
ДСП-4
[ редактировать ]DSP-4 используется только в Top Gear 3000 . В первую очередь это помогает рисовать гоночную трассу, особенно в тех случаях, когда трасса разветвляется на несколько путей.
Острый LR35902
[ редактировать ]Аппаратное обеспечение периферийного устройства Super Game Boy включает в себя Sharp SM83. [ 14 ] [ 15 ] Ядро в основном идентично процессору портативного Game Boy . [ 16 ] Поскольку Super NES недостаточно мощный для программной эмуляции Game Boy, аппаратное обеспечение всего портативного устройства находится внутри картриджа. [ 17 ] Однако игры для Game Boy работают примерно на 2,4% быстрее, чем на реальном Game Boy, из-за немного более высокой тактовой частоты. [ 18 ] Super Game Boy 2, выпущенный только в Японии, исправляет это.
MX15001TFC
[ редактировать ]Этот чип был изготовлен компанией MegaChips специально для картриджей Nintendo Power для Super Famicom. В картриджах есть флэш-ПЗУ вместо ПЗУ-маски , чтобы хранить игры, загруженные за определенную плату в розничных киосках в Японии. Чип управляет связью с киосками для загрузки образов ПЗУ и обеспечивает меню выбора игры. Некоторые игры выпускались как на картриджах, так и в загружаемой форме, а другие были только загружаемыми. Сервис был закрыт в феврале 2007 года. [ 19 ]
ОБЦ-1
[ редактировать ]OBC-1 — чип манипуляции спрайтами, используемый исключительно в Super Scope игре Metal Combat: Falcon's Revenge , продолжении Battle Clash . [ 2 ]
Роквелл RC2324DPL
[ редактировать ]Rockwell RC96V24DP — это маломощный V.22 до 2400 бит/с насос данных/факс- модема в едином корпусе VLSI . [ 20 ] используется в картридже XBAND . [ 21 ]
С-ДД1
[ редактировать ]Чип S-DD1 представляет собой декомпрессор ASIC , созданный Nintendo для использования в некоторых игровых пакетах Super Nintendo Entertainment System . [ 2 ] Разработанный для обработки данных, сжатых с помощью алгоритма энтропии без потерь ABS, формы арифметического кодирования, разработанной Ricoh , его использование необходимо в играх, где огромные объемы данных спрайтов сжимаются с общим пределом конструкции в 32 мегабита . Эти данные динамически распаковываются с помощью S-DD1 и передаются непосредственно в блок обработки изображений.
Super NES S-DD1 является посредником между процессором Ricoh 5A22 игры и ПЗУ через две шины . Однако управляющий процессор 5A22 все равно может запрашивать обычные несжатые данные из ПЗУ игры, даже если S-DD1 уже занят операцией распаковки. Эта форма параллелизма позволяет распаковывать данные спрайтов, в то время как другие типы данных быстро передаются в основной процессор.
Star Ocean и Street Fighter Alpha 2 — единственные игры, использующие этот чип. Эмуляция S-DD1 изначально была сложной: для затронутых игр требовалось предоставить «графические пакеты», пока не был определен алгоритм сжатия. [ 22 ] [ 23 ]
S-RTC
[ редактировать ]S-RTC — это чип часов реального времени , используемый в одной игре Daikaijuu Monogatari II . [ 2 ]
SA1
[ редактировать ]Чип Super Accelerator 1 (SA1) используется в 34 [ нужна ссылка ] Игры Super NES, включая Super Mario RPG: Legend of the Seven Stars . [ 24 ]
Подобно процессору 5A22 в оборудовании Super NES, SA1 содержит процессорное ядро на базе 65C816 с несколькими программируемыми таймерами. [ 2 ] SA1 не работает как подчиненный ЦП для 5A22; оба могут прерывать друг друга независимо.
SA1 также имеет ряд улучшений по сравнению со стандартным 65C816:
- 10,74 МГц Тактовая частота по сравнению с максимальной частотой 5A22 в 3,58 МГц.
- Более быстрая оперативная память , включая 2 КБ внутренней оперативной памяти
- отображения памяти Возможности
- Ограниченное хранение и сжатие данных
- Новые режимы DMA , такие как растрового изображения в битовую плоскость. передача
- Арифметические функции (умножение, деление и накопление)
- Аппаратный таймер (либо линейный 18-битный таймер, либо синхронизированный с PPU для генерации IRQ в определенном месте строки развертки H/V)
- Встроенная блокировка CIC для защиты от копирования и контроля регионального маркетинга.
SPC7110
[ редактировать ]Чип декомпрессии данных, разработанный Epson , использованный в трёх играх Hudson . Tengai Makyou Zero также содержит чип часов реального времени, доступ к которому осуществляется через SPC7110. [ 2 ]
СТ
[ редактировать ]Чипы серии ST используются корпорацией SETA для улучшения искусственного интеллекта .
ST010
[ редактировать ]Используется для общих функций и управления ИИ машин противника в F1 ROC II: Race of Champions . Он содержит NEC μPD96050 DSP, [ 10 ] [ 25 ] работал на частоте 10 МГц. [ 4 ]
ST011
[ редактировать ]ST011 используется для функций искусственного интеллекта в сёги настольной игре Hayazashi Nidan Morita Shogi . Он также использует NEC μPD96050 , [ 17 ] работал на частоте 15 МГц. [ 4 ]
ST018
[ редактировать ]ST018 доступен для загрузки у Нидана Морита Сёги. Хаязаси Он оснащен 32-битным процессором ARMv3 с тактовой частотой 21,47 МГц. [ 10 ] [ 26 ]
Список игр Super NES с чипами улучшения
[ редактировать ]Отмененные игры
[ редактировать ]Заголовок | Чип | Год | Разработчик | Издатель |
---|---|---|---|---|
Стар Фокс 2 [ примечание 2 ] | Супер FX ГСУ-1 | - | Nintendo EAD , программное обеспечение Argonaut | Нинтендо |
FX-боец | Супер FX ГСУ-2 | - | Программное обеспечение Аргонавт | GTE Entertainment (NA) (ЕС) |
Команчи | Супер FX ГСУ-2 | - | Нова Логик | Нова Логик (Северная Каролина) |
Пауэрслайд | Супер FX ГСУ-1 | - | Элитные Системы | Элитные системы (ЕС) |
Трансформеры [ 30 ] | Супер FX ГСУ-1 | - | Программное обеспечение Аргонавт |
- ^ На картриджах с ДСП-1Б самолёт в режиме притяжения падает.
- ↑ Star Fox 2 в конечном итоге была выпущена в 2017 году в версии Super NES Classic Edition с эмуляцией Super FX GSU-1. [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]- Контроллер управления памятью — это предыдущее поколение чипов расширения Nintendo Entertainment System (NES).
- Super 8 , нелицензионное периферийное устройство, включающее в себя NES на чипе .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Док порта Anomie для SNES» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2007 г. Проверено 5 апреля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г «Snes9x: портативный эмулятор развлекательной системы Super Nintendo» . Снес9х . v1.51. 01.05.2007. readme.txt . Проверено 23 июня 2023 г.
- ^ «Чип Super FX» . Новости MyPSP. Архивировано из оригинала 24 июля 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Эмуляция SNES ST-0010, ST-0011 [NEC uPD96050]» . Форумы . Проверено 17 июля 2020 г.
- ^ "CAP Cobun в Твиттере_ _Поздравляем с 25-летием выпуска программного обеспечения SFC" Rockman Мы нашли ответ на эту давнюю загадку. Судя по всему, это была аббревиатура от «CAPCOM Consumer CUSTOM CHIP»... Проверено 17 января 2020 г.
- ^ «Функции тестирования CX4 и участники исходного кода» . Архивировано из оригинала 10 июня 2011 г. Проверено 18 августа 2008 г.
- ^ «Цифровая обработка сигналов» . Лист-головоломка Overload . 29 мая 2006 г. Архивировано из оригинала 10 июня 2011 г. Проверено 9 мая 2007 г.
- ^ Нах; Мо, Лорд Кошмара. «Информация о дополнительном чипе SNES» . Архивировано из оригинала 13 мая 2007 г. Проверено 9 мая 2007 г.
- ^ https://forums.nesdev.org/viewtopic.php?t=10637
- ^ Jump up to: а б с Бюу (январь 2022 г.). «Сопроцессоры SNES — будущее уже наступило» . Архивировано из оригинала 7 марта 2012 г.
- ^ Тьюринг, Фун. «Сегодняшнее странное открытие: в Pilotwings (1991) есть набор демо-версий, которые воспроизводятся, если вы не нажимаете какие-либо клавиши, и одна из них действует по-разному в зависимости от того, когда был изготовлен ваш картридж. Самолет разбивается или нет?» . Твиттер . Проверено 11 мая 2019 г.
- ^ Перегрузка. «Гейм-пакеты DSP2» . Архивировано из оригинала 09 октября 2021 г. Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ Перегрузка; Самосвал. «Гейм-пакеты DSP3» . Архивировано из оригинала 09 октября 2021 г. Проверено 11 апреля 2022 г.
- ^ «Кайтай Синсё. Разборка Gb первого поколения. Архивировано из оригинала 31 октября 2018 г. Проверено 31 октября 2018 г. » .
- ^ «Game Boy (DMG) — база данных оборудования Game Boy» . Архивировано из оригинала 31 октября 2018 г. Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ «Внутри адаптера Super Gameboy для SNES «insideGadgets» . Архивировано из оригинала 31 октября 2018 г. Проверено 31 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Документация ZSNES v1.51» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2009 г. Проверено 3 июля 2007 г.
- ^ Риджли, Эрин Элизабет; Шенгюн, Серкан (2022), «Новый Super Mario Bros. Wii, анализ» , Энциклопедия компьютерной графики и игр , Cham: Springer International Publishing, стр. 1–2, ISBN 978-3-319-08234-9 , получено 15 января 2024 г.
- ^ «Нинтендо Пауэр» . N-Sider.com. Архивировано из оригинала 20 февраля 2012 г. Проверено 3 июля 2007 г.
- ^ «Техническое описание RC2324DPL (PDF) — список несекретных производителей» . ALLDATASHEET.COM . Архивировано из оригинала 23 марта 2019 года . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ «Х-Бэнд» . Центр СНЭС . Архивировано из оригинала 27 марта 2019 года . Проверено 14 марта 2019 г.
- ^ «Журнал разработчиков SNES9x (ноябрь 2000 г.)» . Архивировано из оригинала 8 сентября 2014 г. Проверено 7 сентября 2014 г.
- ^ «Журнал разработчиков SNES9x (август 2003 г.)» . Архивировано из оригинала 20 февраля 2015 г. Проверено 7 сентября 2014 г.
- ^ «Демонстрационная программа SA1» . Центр СНЭС. Архивировано из оригинала 4 октября 2011 г. Проверено 20 августа 2008 г.
- ^ «СТ-0010» . Лист-головоломка Overload . Архивировано из оригинала 29 сентября 2007 г. Проверено 3 июля 2007 г.
- ^ Силиконинсайдер. «SETA ST018 СБИС (1994)» . Твиттер . Проверено 18 апреля 2023 г.
- ^ «Pilotwings (Nintendo, 21.12.90) @ Magweasel» . Архивировано из оригинала 01 апреля 2017 г. Проверено 16 мая 2017 г.
- ^ «Моногатари Пачи-Слот — PAL Kougyou Special (Nihon Soft System, 27.10.95)» . Архивировано из оригинала 02 августа 2018 г. Проверено 2 августа 2018 г.
- ^ Линнеман, Джон (27 сентября 2017 г.). «Разбор SNES mini подтверждает переработанную мини-технологию NES» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 28 сентября 2017 года . Проверено 27 сентября 2017 г.
- ^ «Создание: Вихрь». Ретро-геймер . № 147. Октябрь 2015. С. 38–41.