Jump to content

Святой Георгий и Дракон

(Перенаправлено из «Святой Георгий и дракон» )
Святой Георгий, убивающий дракона , гравюра на дереве Альбрехта Дюрера (1501/4)

По легенде, святой Георгий — почитаемый в христианстве воин — побеждает дракона . История гласит, что изначально дракон вымогал дань у жителей деревни. Когда у них закончился скот и безделушки для дракона, они начали раз в год отдавать человеческую дань. Это было приемлемо для жителей деревни, пока в качестве следующего подношения не была выбрана принцесса. После этого святой спасает принцессу и убивает дракона. Действие повествования впервые происходит в Каппадокии в самых ранних источниках XI и XII веков, но переносится в Ливию XIII века в «Золотой легенде» . [ 1 ]

Повествование имеет дохристианское происхождение ( Ясон и Медея , Персей и Андромеда , Тифон и др.), [ 1 ] и записан в житиях различных святых до того, как его приписали конкретно святому Георгию. В частности, его приписывали святому Теодору Тирону в 9 и 10 веках, а впервые перенесли к Святому Георгию в 11 веке. Самая старая известная запись о Святом Георгии, убивающем дракона, находится в грузинском тексте 11 века. [ 2 ] [ 3 ]

Легенда и иконография быстро распространились в византийской культурной сфере в XII веке. Оно достигло западно-христианской традиции еще в XII веке через крестовые походы . Рыцари Первого крестового похода верили, что Святой Георгий вместе со своими однополчанами -святыми Деметрием , Морисом , Теодором и Меркурием сражался плечом к плечу с ними в Антиохии и Иерусалиме. Легенда была популяризирована в западной традиции в 13 веке на основе ее латинских версий в Speculum Historiale и Golden Legend . Сначала эта легенда ограничивалась куртуазной атмосферой рыцарского романа , но она была популяризирована в 13 веке и стала излюбленным литературным и живописным сюжетом в позднем средневековье и в эпоху Возрождения , а также стала неотъемлемой частью христианских традиций, касающихся святого Георгия. как в восточной, так и в западной традиции.

Происхождение

[ редактировать ]

Дохристианские предшественники

[ редактировать ]

Иконография воинских святых Феодора , Георгия и Димитрия в образе всадников. является прямым продолжением иконографии типа « фракийский всадник » римской эпохи. Иконография дракона, кажется, вырастает из змеи, обвивающей «дерево жизни», с одной стороны, и из дракона знамени , используемого позднеримской кавалерией , с другой. Всадники, пронзающие змей и кабанов, широко представлены на стелах римской эпохи, посвященных воинам-кавалеристам. Резьба из Крупаца , Сербия, изображает Аполлона и Асклепия в виде фракийских всадников, изображенных рядом со змеей, обвивающей дерево. Другая стела изображает Диоскуров в виде фракийских всадников по обе стороны от обвитого змеями дерева, убивающих копьями вепря. [ 4 ]

Развитие агиографического повествования о битве с драконами происходит параллельно с развитием иконографии. Он основан на дохристианских мифах о драконах. Коптская в 1888 году и, по оценкам Баджа , версия легенды о Святом Георгии, отредактированная Э. А. Уоллисом Баджем основанная на источнике V или VI века, называет «правителя Дадиана», преследователя Святого Георгия, «драконом бездна», греческий миф со схожими элементами легенды — битва Беллерофонта с Химерой . Бадж явно проводит параллель с дохристианским мифом:

Я сомневаюсь, что большая часть всей истории Святого Георгия представляет собой нечто большее, чем одну из многих версий старинной истории о конфликте между Светом и Тьмой, или Ра и Апепи , Мардуком и Тиамат , сотканной на нескольких тонких нитях исторический факт. Тиамат, чешуйчатый, крылатый, мерзкий дракон, и Апепи, могущественный враг славного бога Солнца, были уничтожены и уничтожены в огне, который он послал против них и их извергов; и Дадиан, также называемый «драконом», с друзья его, шестьдесят девять правителей, также были уничтожены огнем, вызванным с неба по молитве святого Георгия. [ 5 ] В предвосхищении иконографии Святого Георгия, впервые отмеченной в 1870-х годах, коптское каменное окно изображает конную фигуру с головой сокола, сражающуюся с крокодилом, интерпретируемую Лувром как Гора, убивающего метаморфизованного Сетеха . [ 6 ]

Христианизированная иконография

[ редактировать ]

Изображения «Христа воинствующего», топчущего змею, встречаются в христианском искусстве конца V века. Иконография всадника с копьем, побеждающего зло, становится актуальной в период раннего средневековья. Иконографические изображения святого Феодора как победителя дракона датируются VII веком, определенно началом X века (самое старое достоверное изображение Феодора, убивающего дракона, находится в Ахтамаре , датировано ок. 920 г. ). [ 7 ] сообщается, что Теодор уничтожил дракона возле Эухаиты В легенде не моложе конца 9 века . Ранние изображения всадника, убивающего дракона, вряд ли представляют Святого Георгия, который в 10 веке изображался убивающим человеческую фигуру, а не дракона. [ 8 ]

Виницкая керамическая икона Святых Христофора и Георгия как победителей драконов

Самое раннее изображение святого Феодора в образе всадника (название на латыни) происходит из Виницы, Северная Македония , и, если оно подлинное, датируется VI или VII веком. Здесь Теодор не убивает дракона, а держит дракона знамя . На одной из икон Виницы также есть древнейшее изображение Святого Георгия с драконом: Георгий стоит рядом с кинокефальным святым Христофором , оба святые топчут змей человеческими головами и целятся в их головы копьями. [ 9 ] Магуайр (1996) связал переход от безымянных героев-конников, используемых в домашней магии, к более регламентированной иконографии названных святых с более строгим регулированием священных образов после иконоборчества 730 -х годов. [ 4 ]

Рисунок Аркус Эйнхарди 17 века.

На Западе изображение римского всадника эпохи Каролингов , топчущего и пронзающего дракона между двумя святыми-солдатами с копьями и щитами, было помещено к подножию crux gemmata , ранее находившегося в сокровищнице базилики Святого Серватия в Маастрихте (утрачено). с XVIII в.). Изображение сохранилось на рисунке 17 века, который сейчас находится в Национальной библиотеке Франции в Париже.

Фреска Йыланлы Килисе, изображающая святых Теодора и Георгия, поражающих дракона.

«Христианизацию» иконографии фракийского всадника можно проследить до каппадокийских пещерных церквей Гёреме , где на фресках X века изображены святые-воины верхом на конях, противостоящие змеям с одной, двумя или тремя головами. Один из самых ранних примеров - это церковь, известная как Маврукан 3 ( Гюзелёз, Йешилхисар [ тр ] ), обычно датируемая 10 веком. [ 10 ] на котором изображены два «священных всадника», противостоящие двум змеям, обвившим дерево, что является поразительной параллелью со стелой Диоскуроя, за исключением того, что всадники теперь нападают на змею на «дереве жизни», а не на вепря. По крайней мере, в этом примере изображены две змеи с отдельными головами, но в других примерах Каппадокии X века показаны многоцефальные змеи. [ 4 ] Плохо сохранившаяся настенная роспись в Йыланлы Килисе [ тр ] («Змеиная церковь»), на которой изображены два святых Теодор и Георгий, нападающие на дракона, ориентировочно датируется 10 веком. [ 11 ] или, альтернативно, даже к середине 9-го. [ 12 ] [ нужна цитата для проверки ]

Похожий пример, но показывающий трёх всадников-святых: Димитрия, Феодора и Георгия, находится из часовни «Зоодохос Пиги» в центральной Македонии в Греции, в префектуре Килкис , недалеко от современной деревни Колхида, датируемой 9 или 10 веком. [ 13 ]

Изображение конного убийцы драконов XII века, предположительно изображающее Теодора, а не Георгия. находится в четырех панелях мукарны в нефе Палатинской капеллы в Палермо . [ 7 ]

Переезд в Святой Георгий.

[ редактировать ]
Святые Феодор и Георгий показаны рядом как конные герои. Теодор убивает дракона, а Джордж — врага-человека. Монастырь Святой Екатерины, Синай , 9 или 10 век.

Мотив дракона был перенесен в легенду о Георге из легенды о его святом однополчанине , святом Феодоре Тироне . [ 14 ]

Передача иконографии дракона от Феодора, или Теодора и Георгия как «Диоскуроев», к Георгию, впервые становится ощутимой в начале 11 века. [ 15 ] Самые древние изображения святого Георгия, сражающегося со змеем, до сих пор находятся в Каппадокии .

Золотая легенда

[ редактировать ]

В известной версии из « Якоба де Ворагина » Золотой легенды ( «Золотая легенда» , 1260-е годы) повествовательный эпизод «Святого Георгия и Дракона» происходил где-то, которое он называл «Силена», в Ливии . [ 16 ] [ 17 ]

Силен в Ливии пострадал от извергающего яд дракона , обитавшего в соседнем пруду, отравляющего сельскую местность. Чтобы оно не затронуло сам город, люди ежедневно приносили ему по две овцы, затем человека и овцу и, наконец, своих детей и юношей, выбранных по лотерее. Однажды жребий выпал на королевскую дочь. Король предложил все свое золото и серебро за спасение дочери, но люди отказались. Дочь, одетую как невесту, отправили к озеру на корм дракону.

Святой Георгий прибыл на место. Принцесса попыталась отослать его, но он поклялся остаться. Пока они разговаривали, дракон вышел из пруда. Святой Георгий перекрестил крестное знамение и атаковал его верхом на коне, серьезно ранив копьем. [ а ] Затем он попросил принцессу бросить ему пояс ( зона ) и надел его на шею дракона. Куда бы она ни шла, дракон следовал за девушкой, как «кроткий зверь» на поводке . [ б ]

Принцесса и святой Георгий привели дракона обратно в город Силене, где он навел ужас на население. Святой Георгий предложил убить дракона, если они согласятся стать христианами и креститься. Пятнадцать тысяч человек, включая царя Силены, обратились в христианство . [ с ] Затем Георгий убил дракона, обезглавив его своим мечом, а тело вывезли из города на четырех повозках, запряженных волами. король построил церковь Пресвятой Богородицы и Святого Георгия, а из ее алтаря тек источник с водой, излечивающей все болезни. На том месте, где умер дракон, [ 18 ] Только в латинской версии святой поражает дракона копьем, а затем убивает его мечом. [ 19 ]

Повествование «Золотая легенда» является основным источником истории о Святом Георгии и Драконе, принятой в Западной Европе. и поэтому имеет отношение к Святому Георгию как покровителю Англии . принцесса остается безымянной В версии «Золотой легенды» , а имя «Сабра» предоставлено елизаветинской эпохи писателем Ричардом Джонсоном в его книге «Семь чемпионов христианского мира» (1596). В произведении она превращается в принцессу Египта. [ 20 ] [ 21 ] В этой работе очень вольно обращается с материалом и заставляет Святого Георгия жениться на Сабре. [ д ] и у них есть дети-англичане, один из которых становится Гаем Уориком . [ 22 ] Альтернативные имена, данные принцессе в итальянских источниках еще 13 века, — Клеолинда и Айя . [ 23 ] Джонсон также дал название мечу Святого Георгия: «Аскалон». [ 24 ] История Святого Георгия как рыцаря Красного Креста и покровителя Англии, убивающего дракона, олицетворяющего грех , и принцессы Уны как истинной любви Георгия, а также аллегория, представляющая протестантскую церковь как единственную истинную веру, была рассказана в измененная мода в Эдмунда Спенсера » «Королеве фей . [ 25 ] [ 26 ]

Иконография

[ редактировать ]

Средневековая иконография

[ редактировать ]
Святые Георгий и Феодор верхом на конях убивают дракона, фреска в церкви Святой Варвары в Гёреме , Каппадокия . Это изображение, датированное началом XI века, считается старейшим из известных изображений Святого Георгия как убийцы драконов. [ 27 ]

Восточный

[ редактировать ]

Святой изображен в стиле римского кавалериста в традиции « Фракийского героя ». Существует два основных иконографических типа: «сжатая» форма, изображающая только Георгия и дракона; и «детальная» форма, включающая также принцессу и городские стены или башни Ласии (Ласии) со зрителями, ставшими свидетелями чуда. «Краткий» тип берет свое начало в Каппадокии, в 10-11 веках (перенесен из той же иконографии, связанной со святым Феодором Тиронским в 9-10 веках). Самым ранним примером «детальной» формы может быть фреска из Павниси (датированная ок. 1160 г.), хотя примеры из Адиши , Бочорма и Икви могут быть немного раньше. [ 28 ]


грузинский
Греческий
Русский

Самый старый образец в России, найденный на стенах церкви Святого Георгия в Старой Ладоге , датируется ок. 1167 . В русской традиции икона известна как Чудо Георгия о змие ; т. е. «чудо Георгия и дракона». Святой чаще всего изображается на белом коне лицом вправо, но иногда и на вороном коне или лицом влево. [ 29 ] [ 30 ] Принцесса обычно не включается. Другой мотив изображает Георгия верхом на коне, а позади него сидит юноша из Митилены.

Эфиопский

Западный

[ редактировать ]

Мотив Святого Георгия как рыцаря на коне, убивающего дракона, впервые появляется в западном искусстве во второй половине XIII века. Традиция изображения герба святого в виде красно-белого Георгиевского креста зародилась в 14 веке.

Ренессанс

[ редактировать ]

Раннее модерн и современное искусство

[ редактировать ]

Картины

Скульптуры

Мозаика

Гравюры

Принты

Литературные адаптации

[ редактировать ]

Эдмунд Спенсер расширяет историю Святого Георгия и Дракона в Книге I « Королевы фей» , первоначально называя героя Рыцарем Красного Креста . Уильям Шекспир ссылается на Святого Георгия и Дракона в «Ричарде III» ( . Вдохновите нас селезенкой огненных драконов, акт V, сцена 3), Генриха V ( «Поднимите наши знамена, установленные против наших врагов». Наш древний мир храбрости, ярмарка Святого Георгия игра в разгаре: следуйте своему духу и в ответ на это крикните: «Боже за Гарри, Англию и Святого Георгия!», акт III, сцена 1), а также в «Короле Лире» (акт I).

17-го века Баллада отдает дань уважения подвигу Георгия в убийстве дракона. Баллада, озаглавленная «Святой Георгий и дракон» , рассматривает важность Святого Георгия по отношению к другим героям эпоса и романтики, в конечном итоге делая вывод, что все другие герои и персонажи эпоса или романтики меркнут по сравнению с подвигами Георгия. [ 41 ]

«Знамя Святого Георгия» Эдварда Элгара — баллада для хора и оркестра на слова Шепкотта Уэнсли (1879). » 1898 года « Дни мечты В книге Кеннета Грэма есть глава под названием « Неохотный дракон », в которой пожилой Святой Георгий и добрый дракон устраивают имитацию битвы, чтобы удовлетворить горожан и ввести дракона в общество. экранизировала его и Позже компания Walt Disney Productions положила на музыку Джона Раттера как детскую оперетту .

В 1935 году Стэнли Холлоуэй записал юмористический пересказ сказки « Святой Георгий и Дракон», написанный Уэстоном и Ли. В 1950-х годах Стэн Фреберг и Доус Батлер написали и исполнили «Святого Георгия и Драконью сеть» ( пародию на сказку и « Драгнет ») для радиошоу Фреберга. Запись рассказа стала первым комедийным альбомом, проданным тиражом более миллиона копий.

Маргарет Ходжес пересказала легенду в детской книге 1984 года (« Святой Георгий и Дракон ») с удостоенными медали Калдекотта иллюстрациями Трины Шарт Хайман, .

Вечные рыцари, которые служат повторяющейся фракцией антагонистов в « Бене 10», раскрываются в третьей серии «Бен 10: Абсолютный пришелец» , которые были основаны сэром Джорджем из легенды о Святом Георгии и Драконе, причем в этой истории прямо упоминается имя. Дракон, с которым сражался Джордж, изображен как меняющий форму межпространственный демон по имени Дагон, которому поклоняется культ под названием «Круг Хранителей Пламени», который ведет войну против Вечных Рыцарей. Главный антагонист сериала Вилгакс использует случайное сходство своей истинной формы с истинной внешностью Дагона, чтобы манипулировать Кругом Хранителей Пламени, чтобы помочь ему найти сердце Дагона, которое Джордж вырезал и запечатал с помощью Аскалона, изображенного здесь как меч инопланетянина. происхождение, созданное Азмутом до изобретения Омнитрикса.

Саманта Шеннон описывает свой роман 2019 года «Приорат апельсинового дерева» как «феминистский пересказ» романа «Святой Георгий и Дракон». [ 42 ]

Геральдика и вексиллология

[ редактировать ]

Реджо-ди-Калабрия использовала Святого Георгия и дракона в своем гербе, по крайней мере, с 1757 года, на основе более ранней (15 века) иконографии, использовавшейся на городской печати. Святой Георгий и дракон изображаются на гербе Москвы с конца XVIII века. и в гербе Грузии с 1991 года (на основе герба, введенного в 1801 году для Грузии в составе Российской империи ).

Королевский герб Арагона из инвентаря короля Мартина (около 1400 г.) [ 43 ]
Провинциальные гербы
Муниципальные гербы

Военные знаки различия

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]

Пояснительные примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Кэкстон дает «своим копьем», но в латинском тексте указано «lanceam fortiter vibrans » .
  2. ^ Кэкстон дает слово «кроткий зверь», но латинский текст дает « mansuetissima canis (самая ручная собака)».
  3. ^ Латинский текст дает XX тысяч.
  4. Согласно его житию, святой Георгий был замучен девственником.
Цитаты
  1. ^ Jump up to: а б Святой Георгий и Дракон: Введение в: Э. Гордон Уотли, Энн Б. Томпсон, Роберт К. Апчерч (ред.), Жития святых в среднеиспанских коллекциях (2004).
  2. ^ Привалова, Е.Л. (1977). Павниси (на русском языке). Тбилиси: Мецниереба. Мистер. 73.
  3. ^ Туите, Кевин (2022). «Старогрузинская версия чуда святого Георгия, царевны и дракона: текст, комментарий и перевод». Дорфманн-Лазарев, Игорь (ред.). Обмен мифами, текстами и святилищами на Южном Кавказе: апокрифические темы в литературе, искусстве и культах от поздней античности до средневековья (PDF) . Левен: Питерс. стр. 60–94. ISBN  9789042947146 .
  4. ^ Jump up to: а б с Пол Стивенсон, Змеиная колонна: культурная биография , Oxford University Press (2016), 179–182 .
  5. ^ Э. А. Уоллис Бадж , Мученичество и чудеса святого Георгия Каппадокийского (1888), xxxi – xxxiii ; 206 , 223 . Бадж (1930), 33–44 также сравнивает Георгия против Дадиана с Хоросом против Сета или Ра против Апепа. См. также Джозеф Эдди Фонтенроуз, «Питон: исследование дельфийского мифа и его истоков» (1959), с. 518 (сн. 8).
  6. ^ Шарль Клермон-Ганно, «Гор и Святой Георгий, с неопубликованного барельефа из Лувра». Археологическое обозрение, 1876 г. «Гор на коне | Лувр | Париж» . Лувр.fr. .
  7. ^ Jump up to: а б Джонс (2017) с. 170ф. Джереми Джонс, «Мусульманские художники, христианские покровители и расписные потолки Палатинской капеллы (Палермо, Сицилия, около 1143 г. н.э.)», Хадиит ад-Дар 40. Архивировано 27 июля 2020 г. в Wayback Machine (2016), стр. 15.
  8. ^ Уолтер (1995) , с. 320.
  9. ^ Ян Базант, «Святой Георгий в Пражском Граде и Персей: невозможная встреча?», Студия Герциния 19.1-2 (2015), 189-201 (рис. 4).
  10. ^ «Тьерри 1972 года, который датирует фреску седьмым веком. Однако это кажется маловероятным, поскольку это было бы на триста лет раньше, чем любая другая церковная фреска в регионе». Стивенсон (2016), 180 (сн. 89) . см. также: Уолтер (2003) , стр. 56, 125, фото 27.
  11. ^ Джонс (2017) с. 170 «Спаривание двух святых драконоборцев не имеет повествовательного источника, а символическое значение сцены изложено в надписи, написанной по обе стороны центрального креста, в которой победа двух святых над драконом сравнивается с победой Христа». победа над злом на кресте».
  12. ^ Уолтер (2003) , с. 128.
  13. ^ Мелина Паиссиду, «Святые-воины как защитники византийской армии в период Палеологов: случай высеченного в скале Эрмитажа в Колхиде (префектура Килкис)» , в: Иванка Гергова Эммануил Мутафов (ред.), ГЕРОИ • КУЛЬТЫ • СВЯТЫЕ / Heroes Cults Saints Sofia (2015), 181-198.
  14. ^ Робертсон, Дункан (1998), Жизни средневековых святых , стр. 51 f.
  15. ^ Оя Панчароглу, «Странствующий убийца драконов: формирование образа и идентичности в средневековой Анатолии». Геста 43, нет. 2 (2004): 153. https://doi.org/10.2307/25067102.
  16. ^ Якобус (де Ворагин) (1890), Грасс, Теодор (ред.), «Глава 58. De Sancto Georgio» , Золотая легенда: широко известная как «Ломбардская история» , стр. 260–264
  17. ^ Якобус (де Воражин) (1900), Кэкстон, Уильям (тр.) (ред.), «Здесь следует жизнь мученика С. Георгия» , Золотая легенда: Или, Жития святых , том. 3, Дент, с. 126
  18. ^ Таким образом, Якоб де Ворагайн в переводе Уильяма Кэкстона ( текст в Интернете ).
  19. ^ Джонс, Джереми (2017), Басиль, Роза (редактор), «Мусульманские художники и христианские моэлы в расписных потолках Палатинской капеллы» , Романский стиль и Средиземноморье , Routledge, ISBN  9781351191050 , примечание 96
  20. ^ Чемберс, Эдмунд Керчевер, изд. (1878), Средневековая сцена: книга И. Менестрели. книга II. Народная драма , Галле: М. Нимейер, с. 221, примечание 2
  21. ^ Граф , Артуро, изд. (1878), Оберон (Дополнения к «Песне о Юоне Бордо I») , Архив для изучения народных традиций (10) (на итальянском языке), Галле: М. Нимейер, стр. 261
  22. ^ Ричмонд, Велма Буржуа (1996), Легенда о Гае Уорике , Нью-Йорк: Гарланд, стр. 221, примечание 2, ISBN  9780815320852
  23. ^ Рунчини, Ромоло (1999), Метаморфозы фантастического: места и персонажи в литературе, кино, средствах массовой информации (на итальянском языке), Lithos, с. 184, примечания 13, ISBN  9788886584364
  24. ^ Джонсон, Ричард (1861). Семь чемпионов христианского мира . Лондон: J. Blackwood & Co., с. 7.
  25. ^ Кристиан, Маргарет (2018). « Дракон — это грех»: Книга Спенсера I как евангелическая фантазия» . Спенсеровские исследования . 31–32: 349–368. дои : 10.1086/695582 . S2CID   192276004 .
  26. ^ «Уна в Королеве Фей: Аллегория Единственной Истинной Церкви» . 16 мая 2022 г.
  27. ^ Джонатан Дэвид Артур Гуд, Святой Георгий за Англию: святость и национальная идентичность, 1272–1509 (2004), стр. 102.
  28. ^ Уолтер (2003:142).
  29. ^ в частности, икона, известная как «Черный Георгий», изображающая святого на вороном коне лицом влево, сделанная в Новгороде в первой половине XV века ( БМ 1986,0603.1 ).
  30. ^ «несколько новгородских икон XIV–XVI веков, таких как «Чудо святого Георгия», икона середины XIV века из коллекции Морозова, которая сейчас находится в Третьяковской галерее, Москва (Брук и Иовлева 1995, № 21), «Святой Георгий, Никита и Деисус», икона XVI века в Русском музее в Санкт-Петербурге (Лихачев, Лаурина и Пушкарев). 1980, рис. 237) и на некоторых северорусских иконах, например, «Чудо святого Георгия и жития его» из Устюзнани и датируемом первой половиной XVI века (Рыбаков 1995, рис. 214)» Русская икона Британского музея «Чудо святого Георгия и Змия / Черный Георгий» .
  31. ^ [1] Архивировано 1 февраля 2016 г. в Wayback Machine.
  32. ^ Книга о скандинавской семье . 1914.
  33. ^ [2] Архивировано 8 сентября 2015 г. в Wayback Machine.
  34. ^ Бёрн-Джонс, сэр Эдвард. «Святой Георгий и Дракон» . Галерея Ольги . Проверено 31 января 2016 г.
  35. ^ Джорджо де Кирико. " Святой Георгий, поражающий дракона - Джорджо де Кирико. Wikiart.com" . Викиарт.орг . Проверено 17 февраля 2021 г.
  36. ^ Часы Свободы waymarking.com .
  37. ^ «Статуи привокзальной площади Государственной библиотеки Виктории» . ГАРГАРИЯ . WordPress.com . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 31 января 2016 г.
  38. ^ «Королевский флот лимузинов» . Шофер . 6 октября 2005 г. Проверено 18 октября 2018 г.
  39. ^ «Аскалон | Собор Святого Георгия» . www.perthcathedral.org . Проверено 27 ноября 2022 г.
  40. ^ «Изъятые банкноты: Справочное руководство» (PDF) . Банк Англии. Архивировано из оригинала (PDF) 29 марта 2017 года . Проверено 17 января 2017 г.
  41. ^ «Новая баллада о Святом Георгии и Драконе (EBBA 34079)» . Архив английских баллад Broadside . Национальная библиотека Шотландии — Кроуфорд 1349: Калифорнийский университет в Санта-Барбаре , факультет английского языка . Проверено 31 января 2016 г. {{cite web}}: CS1 maint: местоположение ( ссылка )
  42. ^ Архивировано в Ghostarchive и Wayback Machine : «Шелфи с Самантой Шеннон» . Ютуб. 26 февраля 2019 г. Проверено 17 февраля 2021 г.
  43. ^ Доменек и Монтанер, Луис (1995) Национальные флаги Каталонии . Барселона: Правительство Каталонии. ISBN   84-393-3575-X .
Источники
Библиография
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c3f48d97ad03e3b3ee4e583dd5bbe483__1721195580
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c3/83/c3f48d97ad03e3b3ee4e583dd5bbe483.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Saint George and the Dragon - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)