Конституция Ирака
Конституция Ирака | |
---|---|
Созданный | Лето 2005 г. |
Представлено | 18 сентября 2005 г. |
Ратифицирован | 15 октября 2005 г. |
Дата вступления в силу | 28 декабря 2005 г. |
![]() |
---|
|
Конституция |
![]() |
Конституция Республики ( арабский : Ирак دصورحبية العراق курдский : دەستووري عێرraq ) является основным законом Ирака . Первая конституция вступила в силу в 1925 году. Действующая конституция была принята 18 сентября 2005 года Переходной национальной ассамблеей Ирака . [ 1 ] и подтверждено конституционным референдумом , состоявшимся 15 октября 2005 года. [ 2 ] Он был опубликован 28 декабря 2005 г. в Официальном вестнике Ирака (№ 4012) на арабском языке . [ 3 ] и таким образом вступило в силу. Официальный перевод на английский язык для международного использования был произведен в сотрудничестве между государственными властями Ирака и Управлением ООН по конституционной поддержке. [ 4 ] [ 5 ] С 2006 года было инициировано несколько предложений о принятии различных поправок к конституции . Курдский язык является официальным на государственном уровне. [ 6 ]
История
[ редактировать ]Первая конституция Ирака, устанавливавшая конституционную монархию, вступила в силу под эгидой британской военной оккупации в 1925 году и оставалась в силе до тех пор, пока революция 1958 года не установила республику. Временные конституции были приняты в 1958, 1964, 1968 и 1970 годах, последняя из них оставалась в силе де-юре до тех пор, пока не был принят Переходный административный закон в 2003 году после падения режима Саддама Хусейна . В 1990 году был подготовлен проект конституции, но он так и не был обнародован из-за начала войны в Персидском заливе .
Действующая конституция была одобрена референдумом , состоявшимся 15 октября 2005 года . Конституция была разработана в 2005 году членами Комитета по разработке конституции Ирака, чтобы заменить Закон об управлении государством Ирак на переходный период («TAL»). Проект TAL был разработан в период с декабря 2003 года по март 2004 года Управляющим советом Ирака , назначенным органом, выбранным Временной коалиционной администрацией после войны в Ираке и оккупации Ирака Соединенными Штатами и силами коалиции .
В рамках компромисса, достигнутого перед референдумом, было решено, что первый парламент, избранный в соответствии с новой конституцией, учредит Комитет по пересмотру конституции с целью определить, следует ли вносить поправки в конституцию. Любые согласованные поправки должны быть ратифицированы на референдуме, аналогичном тому, на котором они были первоначально одобрены. После заключения этого соглашения Иракская Исламская партия с суннитским большинством согласилась поддержать голосование «за» на референдуме, который состоялся 15 октября 2005 года. Комитет по пересмотру конституции был учрежден иракским парламентом 25 сентября 2006 года. [1]
Представители избирательной комиссии заявили на пресс-конференции, что 78 процентов избирателей поддержали хартию, а 21 процент выступили против нее. Из 18 провинций в двух было зарегистрировано более двух третей голосов «против», а в одной провинции не хватило права вето. Голосование за отказ двумя третями голосов в трех из 18 провинций страны (из которых три — Мосул, Анбар и Салахаддин — предположительно имеют суннитское большинство) потребовало бы роспуска Ассамблеи, новых выборов и возобновления работы всей Скупщины. процесс составления. По словам представителей комиссии, явка на референдуме составила 63 процента.
Однако разработка и принятие новой Конституции не обошлось без разногласий, поскольку в этом процессе значительную роль играла межконфессиональная напряженность в Ираке. Председатель редакционного комитета Хумам Хамуди регулярно делал заявления, которые были истолкованы как означающие, что не будет никаких компромиссов по требованиям суннитов. [ 7 ] Срок завершения разработки проекта продлевался четыре раза из-за отсутствия консенсуса по религиозным языкам. В конце концов, на церемонии подписания присутствовали только трое из 15 суннитских членов редакционного комитета, и ни один из них не подписал документ. Суннитские лидеры разделились во мнениях относительно того, поддерживать ли конституцию. Салех аль-Мутлак , главный суннитский переговорщик, призвал последователей своего «Фронта Хевар» проголосовать против него, но крупнейший суннитский блок, «Иракский фронт согласия», все же поддержал документ, получив обещания, что он будет пересмотрен и дополнен с учетом их просмотры. В этом отношении был создан Комитет по внесению поправок в Конституцию , но прогресс идет медленно. Примечательно, что тот же человек, который возглавлял редакционный комитет, Хумам Хамуди, также возглавляет комитет по поправкам.
Разработка и принятие
[ редактировать ]Переходная национальная ассамблея Ирака , избранная в январе 2005 года в соответствии с Временным административным законом Коалиционной временной администрации, назначила Конституционный комитет с целью подготовки проекта конституции к 15 августа 2005 года. Первоначально комитет состоял из 55 членов. все они были выбраны из Переходной национальной ассамблеи, но ее состав в конечном итоге был расширен за пределы Ассамблеи, чтобы позволить представителям арабской суннитской общины участвовать (учитывая что последний бойкотировал выборы, которые привели к созданию Переходной национальной ассамблеи).
Согласно переходному административному закону, Конституционный комитет был обязан завершить свою работу к 15 августа 2005 года, а проект должен быть вынесен на референдум к 15 октября 2005 года. Однако к началу августа 2005 года все стороны пришли к согласию. что окончательное соглашение по некоторым наиболее важным элементам Конституции, включая федерализм, все еще далеко от завершения. В результате Комитет был фактически распущен и заменен специальным органом (называемым «Советом лидеров»), который состоял примерно из 6 членов и который продолжал обсуждать окончательные условия конституции за три дня до даты референдума. .
Первый проект предлагаемой конституции был представлен Переходному национальному собранию в воскресенье, 28 августа 2005 года. В нем государство описывалось как « демократическая , федеративная, представительная республика» (статья 1) (однако разделение властей должно быть отложено до созыва первого парламента) и «многоэтнической, многоконфессиональной и многоконфессиональной страной» (статья 3). Проект был одобрен, но политические переговоры продолжались с целью достижения компромисса, который также обеспечил бы поддержку суннитских групп, что привело к последующим пересмотрам и переработке нескольких статей.
18 сентября 2005 года Переходная национальная ассамблея Ирака одобрила и приняла окончательный проект конституции, который затем был представлен общественности. Конституция была окончательно принята 15 октября 2005 года на всенародном референдуме . Конституция была опубликована 28 декабря 2005 года в Официальном вестнике Ирака (№ 4012) на арабском языке и, таким образом, вступила в силу.
Поскольку существовало несколько неофициальных переводов предыдущих проектов и предложений, созданных ранее, летом 2005 года, был подготовлен официальный перевод Конституции для международного использования (на английском в сотрудничестве между государственными органами Ирака и США языке). Управление Наций по конституционной поддержке.
Предлагаемые изменения
[ редактировать ]В рамках компромисса, достигнутого перед референдумом, было решено, что первый парламент, который должен был быть избран в соответствии с новой конституцией, учредит Комитет по пересмотру конституции с целью определить, следует ли вносить поправки в конституцию. Любые согласованные поправки должны быть ратифицированы на референдуме, аналогичном тому, на котором они были первоначально одобрены. После заключения этого соглашения Иракская Исламская партия с суннитским большинством согласилась поддержать голосование «за» на референдуме, который состоялся 15 октября 2005 года. Комитет по пересмотру конституции был создан иракским парламентом 25 сентября 2006 года. [2]
Обзор
[ редактировать ]Основные принципы
[ редактировать ]Конституция излагает множество основных положений (к сожалению, из-за внесенных в последнюю минуту изменений в конституцию, большинство ссылок на конкретные статьи конституции в сносках ниже неточны):
- Ирак – независимое государство. [ 8 ]
- Система правления — демократическая , федеративная , представительная , парламентская республика . [ 8 ]
- Ислам является государственной религией и основной основой законов страны. [ 9 ] и ни один закон не может противоречить установленным положениям Ислама. [ 10 ]
- Никакой закон, противоречащий принципам демократии, не может быть установлен. [ 11 ]
- Никакой закон, противоречащий правам и основным свободам, не может быть установлен. [ 12 ]
- Исламская идентичность большинства иракского народа и полные религиозные права для всех людей, а также свобода вероисповедания и религиозных обрядов гарантированы. [ 13 ]
- Ирак является частью исламского мира , а его арабские граждане являются частью арабской нации . [ 14 ]
- Ирак – многонациональная, многоконфессиональная и многоконфессиональная страна. [ 14 ] арабский . и курдский Официальными языками являются [ 15 ] Иракцам гарантируется право обучать своих детей на своих родных языках, таких как туркменский , халдейский и ассирийский , в государственных учебных заведениях или на любом другом языке в частных учебных заведениях в соответствии с образовательными правилами. [ 15 ]
- Туркменский, халдейский и ассирийский языки станут официальными в тех регионах, где они расположены. [ 16 ] Любой регион или провинция может принять местный язык в качестве дополнительного официального языка, если большинство населения одобрит его на всеобщем референдуме. [ 17 ]
- Субъекты или течения не могут защищать, подстрекать, оправдывать или пропагандировать расизм, терроризм, «такфир» (объявление кого-либо неверным) или сектантские чистки. [ 18 ] «Саддамистская партия Баас », независимо от названия, которое она примет, строго запрещена. [ 18 ]
- В стране есть военные силы и службы безопасности, находящиеся под командованием гражданской власти, и они не будут вмешиваться в политику или использоваться при передаче власти. [ 19 ] Милиция запрещена. [ 20 ] Военные чиновники не могут занимать должности. [ 21 ]
- Конституция является высшим законом страны. [ 22 ] Ни один закон не может быть принят, противоречащий конституции. [ 23 ]
Права и свободы
[ редактировать ]Конституция определяет многие права и свободы и включает в Конституцию законы во многих предметных областях. [ 24 ] Он гарантирует верховенство закона , [ 25 ] [ 26 ] равенство перед законом , [ 27 ] равные возможности , [ 28 ] конфиденциальность , [ 29 ] неотъемлемое гражданство и двойное гражданство , [ 30 ] независимость судебной власти , [ 31 ] запрет на уголовные законы ex post facto , [ 31 ] право на адвоката , [ 31 ] публичное судебное разбирательство, если только суд не решит сделать его тайным , [ 31 ] презумпция невиновности , [ 31 ] право участвовать в государственных делах и право голосовать, избирать и выдвигать кандидатуры, [ 32 ] свобода от экстрадиции , [ 33 ] политическое убежище , [ 33 ] «экономические, социальные и культурные свободы», [ 33 ] право на труд , [ 34 ] право вступать в профсоюзы , [ 34 ] владение личным имуществом , [ 35 ] выдающиеся державы домена, [ 35 ] права, аналогичные Четырем свободам (Европейский Союз) , [ 36 ] [ 37 ] минимальная заработная плата , [ 26 ] всеобщее здравоохранение , [ 38 ] бесплатное образование , [ 39 ] достоинство , [ 40 ] свобода от психологических и физических пыток и бесчеловечного обращения и право на компенсацию, [ 40 ] свобода от «принудительной службы», [ 40 ] ограниченная свобода выражения мнений , свобода печати и свобода собраний , [ 41 ] право заниматься спортом, [ 41 ] ограниченная свобода создания ассоциаций и политических партий и вступления в них, [ 42 ] требование ордеров на прослушивание телефонных разговоров , [ 43 ] свобода религии , [ 44 ] свобода мысли, совести и убеждений. [ 45 ]
Федеральное правительство
[ редактировать ]Федеральное правительство состоит из исполнительной , законодательной и судебной ветвей власти, а также многочисленных независимых комиссий.
Законодательная власть
[ редактировать ]Законодательная власть состоит из Совета представителей и Совета Федерации . [ 46 ]
Совет представителей
[ редактировать ]Совет представителей является основным выборным органом Ирака. Конституция определяет «количество членов из расчета один представитель на 100 000 иракцев, представляющих весь иракский народ». [ 47 ] Члены избираются сроком на 4 года. [ 48 ]
Совет избирает президента Ирака ; утверждает назначение членов Федерального кассационного суда, Главного прокурора и председателя Комиссии судебного надзора по предложению Высшего юридического совета; и утверждает назначение начальника штаба армии, его помощников и помощников в ранге командира дивизии и выше, а также директора разведывательной службы по предложению Кабинета министров. [ 49 ]
Совет Федерации
[ редактировать ]Совет Федерации состоит из представителей регионов и провинций, не входящих в региональную структуру. Деятельность совета регулируется законом Советом представителей. [ 50 ]
Исполнительная власть
[ редактировать ]Исполнительная власть состоит из Президента и Совета Министров . [ 51 ]
Президент
[ редактировать ]Президент Республики является главой государства и «гарантирует приверженность Конституции и сохранение независимости, суверенитета, единства Ирака, безопасности его территорий в соответствии с положениями Конституции». [ 52 ] Президент избирается Советом представителей большинством в две трети голосов. [ 53 ] и ограничен двумя четырехлетними сроками. [ 54 ] Президент ратифицирует договоры и законы, принятые Советом представителей, осуществляет помилование по рекомендации премьер-министра и выполняет «обязанности Верховного командования вооруженных сил в церемониальных и почетных целях». [ 55 ]
Также существует вице-президент, который вступает в должность президента в случае его отсутствия или смещения. [ 56 ]
Президентский совет – это орган, который в настоящее время действует под эгидой «переходных положений» Конституции. Согласно Конституции, Президентский совет действует в роли Президента в течение одного срока подряд после ратификации Конституции. [ 57 ] и правительство сидит. [ 58 ]
Совет Министров
[ редактировать ]Совет министров состоит из премьер-министра и его кабинета . Президент Ирака назвал кандидата от блока «Совет представителей», имеющего наибольшее число участников для формирования кабинета министров. [ 59 ] Премьер-министр является непосредственным органом исполнительной власти, ответственным за общую политику государства, главнокомандующим вооруженными силами, руководит Советом министров, председательствует на его заседаниях и имеет право увольнять министров с согласия. Совета представителей. [ 60 ]
Кабинет отвечает за надзор за соответствующими министерствами, предложение законов, подготовку бюджета, ведение переговоров и подписание международных соглашений и договоров, а также назначение заместителей министра, послов, начальника штаба вооруженных сил и его помощников, командиров дивизий или выше, директора. Национальной разведывательной службы и руководители органов безопасности. [ 61 ]
Судебная власть
[ редактировать ]Федеральная судебная система состоит из Высшего судебного совета , Верховного суда , Кассационного суда , Государственной прокуратуры , Комиссии по судебному надзору и других федеральных судов, деятельность которых регулируется законом. [ 62 ] Одним из таких судов является Центральный уголовный суд .
Высший судебный совет
[ редактировать ]Высший судебный совет управляет и контролирует дела федеральной судебной власти. [ 63 ] Он наблюдает за деятельностью различных судебных комитетов, [ 64 ] назначает председателя и членов Кассационного суда, главного прокурора и председателя Комиссии по судебному надзору, а также составляет проект бюджета судебной власти. [ 63 ]
Верховный суд
[ редактировать ]Верховный суд является независимым судебным органом, который интерпретирует конституцию и определяет конституционность законов и постановлений. Он действует как апелляционный суд последней инстанции , разрешает споры между федеральным правительством и регионами, провинциями, муниципалитетами и местными администрациями, а также разрешает обвинения, направленные против президента, премьер-министра и министров. Он также утверждает окончательные результаты всеобщих выборов в Совет представителей. [ 65 ]
Центральный уголовный суд
[ редактировать ]является главным уголовным судом Ирака Центральный уголовный суд Ирака . [ нужна ссылка ] ТППК основана на следственной системе и состоит из двух палат: следственного суда и уголовного суда. [ нужна ссылка ]
Независимые комиссии и учреждения
[ редактировать ]Независимая высшая комиссия по правам человека , Независимая высшая избирательная комиссия и Комиссия по общественной честности являются независимыми комиссиями, подлежащими контролю со стороны Совета представителей. [ 66 ] Центральный банк Ирака , Высший аудиторский совет , Комиссия по коммуникациям и средствам массовой информации и Комиссия по благосостоянию являются финансово и административно независимыми учреждениями. [ 67 ] Фонд мучеников при Совете министров. [ 68 ] Совет федеральной государственной службы регулирует дела федеральной государственной службы, включая назначения и продвижение по службе. [ 69 ]
Полномочия федерального правительства
[ редактировать ]Федеральное правительство имеет исключительные полномочия в отношении:
- Внешняя политика и переговоры [ 70 ]
- Фискальная и таможенная политика, валютная, межрегиональная и межгубернаторская торговая политика, денежно-кредитная политика и управление центральным банком. [ 71 ]
- Стандарты и веса, [ 72 ] натурализация, [ 73 ] радиоспектр и почта [ 74 ]
- Национальный бюджет [ 75 ]
- Водная политика [ 76 ]
- Перепись [ 77 ]
- Программы социального обеспечения
- Управление нефтью и газом в сотрудничестве с правительствами добывающих регионов и провинций. [ 78 ]
Полномочия, разделяемые с региональными властями:
- региональная таможня
- электроэнергия
- экологическая политика
- общественное планирование
- здоровье и образование
Все полномочия, не предоставленные исключительно федеральному правительству, являются полномочиями регионов и провинций, которые не входят в состав региона. [ 79 ] Приоритет отдается региональному законодательству в случае конфликта между другими полномочиями, разделяемыми между федеральным правительством и региональными правительствами. [ 79 ]
Регионы
[ редактировать ]Глава пятая, «Власти регионов», описывает форму федерации Ирака. Он начинается с заявления о том, что федеральная система республики состоит из столицы, регионов, децентрализованных провинций и местных администраций.
- Часть первая : Регионы
страны Будущие регионы должны быть созданы на основе нынешних 18 мухафаз (или провинций). Любая отдельная провинция или группа провинций имеет право потребовать признания ее регионом с такая просьба подается либо двумя третями членов провинциальных советов в соответствующих провинциях, либо одной десятой зарегистрированных избирателей в соответствующей провинции (провинциях).
- Часть вторая : Провинции, не объединенные в регионы
Провинции, которые не желают или не могут присоединиться к региону, по-прежнему обладают достаточной автономией и ресурсами, позволяющими им управлять своими внутренними делами в соответствии с принципом административной децентрализации. С одобрения обеих сторон обязанности федерального правительства могут быть делегированы провинциям или наоборот. Эти децентрализованные провинции возглавляются губернаторами , избираемыми советами провинций . Административные уровни внутри провинции определяются в порядке убывания как районы, округа и деревни.
- Часть третья : Столица
Статья 120 гласит, что Багдад является столицей Республики в пределах провинции Багдад . В конституции нет конкретных ссылок на статус столицы и окружающей ее провинции в рамках федеральной структуры, а просто говорится, что ее статус должен регулироваться законом.
- Часть четвертая : Местные администрации
Часть четвертая, состоящая исключительно из статьи 121, просто гласит, что конституция гарантирует административные, политические, культурные и образовательные права различных этнических групп страны ( туркменов , ассирийцев и т. д.), и что будет принято законодательство, регулирующее эти права.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сара Б. Моллер (2005), Конфликт низкой интенсивности и государственное строительство в Ираке: хронология
- ^ Джонатан Морроу (2005): Конституционный процесс Ирака II: упущенная возможность
- ^ « Конституция Республики Ирак , Официальный вестник Ирака, № 4012 от 28 декабря 2005 г. (текст на арабском языке)» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 8 апреля 2023 года . Проверено 29 ноября 2020 г. .
- ^ ВОИС ООН: Конституция Ирака (2005 г.) в английском переводе
- ^ Сеть избирательной информации ACE: Конституция Ирака (2005 г.)
- ^ «Строительство конституции и федеральные возможности в Ираке: курдский вызов - Ирак» . РельефВеб . Проверено 9 апреля 2022 г.
- ↑ Международная кризисная группа, «Разрушение Ирака: конституционный процесс пошел наперекосяк», Брифинг ICG по политике Ближнего Востока , 26 сентября 2005 г.
- ^ Jump up to: а б Конституция Ирака, статья 1
- ^ Конституция Ирака, статья 2 (1-я)
- ^ Конституция Ирака, статья 2 (1) (а)
- ^ Конституция Ирака, статья 2 (1) (b)
- ^ Конституция Ирака, статья 2 (1) (c)
- ^ Конституция Ирака, статья 2 (2-я)
- ^ Jump up to: а б Конституция Ирака, статья 3
- ^ Jump up to: а б Конституция Ирака, статья 4 (1-я)
- ^ Конституция Ирака, статья 4 (4)
- ^ Конституция Ирака, статья 4 (5)
- ^ Jump up to: а б Конституция Ирака, статья 7 (1-я)
- ^ Конституция Ирака, статья 9 (1) (а)
- ^ Конституция Ирака, статья 9 (1) (b)
- ^ Конституция Ирака, статья 9 (1) (c)
- ^ Конституция Ирака, статья 13 (1-я).
- ^ Конституция Ирака, статья 13 (2-я)
- ^ Баммарни, Бавар, Верховенство закона в Ираке, в: Маттиас Кеттер / Гуннар Фольке Шупперт, Понимание верховенства закона в различных правовых порядках мира, Серия рабочих документов по верховенству права № 16, Берлин ( ISSN 2192-6905 ): http://wikis.fu-berlin.de/download/attachments/145424416/ [ постоянная мертвая ссылка ] Баммарный+Ирак.pdf.
- ^ Конституция Ирака, статья 15.
- ^ Jump up to: а б Конституция Ирака, статья 28
- ^ Конституция Ирака, статья 14.
- ^ Конституция Ирака, статья 16.
- ^ Конституция Ирака, статья 17.
- ^ Конституция Ирака, статья 18.
- ^ Jump up to: а б с д и Конституция Ирака, статья 19
- ^ Конституция Ирака, статья 20.
- ^ Jump up to: а б с Конституция Ирака, статья 21
- ^ Jump up to: а б Конституция Ирака, статья 22
- ^ Jump up to: а б Конституция Ирака, статья 23
- ^ Конституция Ирака, статья 24.
- ^ Конституция Ирака, статья 42.
- ^ Конституция Ирака, статья 31.
- ^ Конституция Ирака, статья 34.
- ^ Jump up to: а б с Конституция Ирака, статья 35
- ^ Jump up to: а б Конституция Ирака, статья 36
- ^ Конституция Ирака, статья 37.
- ^ Конституция Ирака, статья 38.
- ^ Конституция Ирака, статья 39.
- ^ Конституция Ирака, статья 40.
- ^ Конституция Ирака, статья 46.
- ^ Конституция Ирака, статья 47.
- ^ Конституция Ирака, статья 54.
- ^ Конституция Ирака, статья 58.
- ^ Конституция Ирака, статья 62.
- ^ Конституция Ирака, статья 63.
- ^ Конституция Ирака, статья 64.
- ^ Конституция Ирака, статья 67.
- ^ Конституция Ирака, статья 69.
- ^ Конституция Ирака, статья 70.
- ^ Конституция Ирака, статья 72.
- ^ Конституция Ирака, статья 134.
- ^ Конституция Ирака, статья 139.
- ^ Конституция Ирака, статья 73.
- ^ Конституция Ирака, статья 75.
- ^ Конституция Ирака, статья 77.
- ^ Конституция Ирака, статья 86.
- ^ Jump up to: а б Конституция Ирака, статья 88
- ^ Конституция Ирака, статья 87.
- ^ Конституция Ирака, статья 90.
- ^ Конституция Ирака, статья 99.
- ^ Конституция Ирака, статья 100.
- ^ Конституция Ирака, статья 101.
- ^ Конституция Ирака, статья 104.
- ^ Конституция Ирака, статья 107 (1-я)
- ^ Конституция Ирака, статья 107 (3-я)
- ^ Конституция Ирака, статья 107 (4-я).
- ^ Конституция Ирака, статья 107 (5-я).
- ^ Конституция Ирака, статья 107 (6-я).
- ^ Конституция Ирака, статья 107 (7-я)
- ^ Конституция Ирака, статья 107 (8-я).
- ^ Конституция Ирака, статья 107 (9-я).
- ^ Конституция Ирака, статья 109.
- ^ Jump up to: а б Конституция Ирака, статья 111.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Окончательная версия, взятая из официальных иракских источников и источников ООН, также принята в качестве текста в Wikisource.
- Ирак, Министерство внутренних дел – Главное управление по делам гражданства: Конституция Ирака (2005 г.)
- ЮНЕСКО: Конституция Ирака (2005 г.)
- ООН-ВОИС: Конституция Ирака (2005 г.)
- Другие источники со ссылками на официальные тексты
- Проект глобальной справедливости: Ирак – Конституция (правовой обзор и ссылки на конституционные тексты)
- Сборник из нескольких проектов, подготовленных в течение 2005 года, включая окончательный вариант , переводы на английский язык, подготовленные Заидом Аль-Али.
- Различные проекты конституции и связанных с ней текстов
- Черновая версия (не окончательная) , опубликованная в Middle East Review of International Relations (Том 9, № 3, сентябрь 2005 г.)
- Первый опубликованный проект Глобального политического форума (отсутствуют статьи 30.2 и 46)
- Первый опубликованный проект , USA Today (отсутствуют статьи 30.2 и 46)
- Первый опубликованный черновик , BBC (отсутствуют статьи 30.2 и 46)
- Программа управления в арабском регионе
- Программа развития Организации Объединенных Наций (страновой офис в Ираке)
- Первичное исламское право в Конституции Ирака
- Юридические новости и ресурсы по конституции Ирака