Jump to content

Шимон бен Лакиш

(Перенаправлено с Реш Лакиша )

Шимон бен Лакиш ( иврит : שמעון בן לקיש ; императорский арамейский : שמעון בר לקיש Шим'он бар Лакиш или бар Лакиша ), более известный под своим прозвищем Рейш Лакиш (ок. 200 — ок. 275), был аморой , жившей в Римская провинция Иудея . в третьем веке По общему мнению, он родился в Босре , к востоку от реки Иордан , около 200 г. н.э., но большую часть своей жизни прожил в Сепфорисе . [ 1 ] О его происхождении ничего не известно, кроме имени его отца.

Он представляет собой своего рода аномалию среди важных людей, изучающих Тору , поскольку, согласно Вавилонскому Талмуду , в ранней юности он был бандитом и гладиатором .

Он считался одним из самых выдающихся амораев второго поколения, вторым был его зять и галахический оппонент Йоханан бар Наппаха .

Биография

[ редактировать ]

Его учителя

[ редактировать ]

Согласно Талмуду , Рейш Лакиш, как и Йоханан, приписывал свое знание Торы удаче, когда ему выпала честь увидеть Иуду ха-Наси . [ 2 ] По словам Халеви, [ 3 ] он был учеником Иуды II , внука Иуды хаНаси, от имени которого он передает множество изречений. Бачер предполагает, что он был учеником Бар Каппары , поскольку он часто передает высказывания от его имени. [ 4 ] Судя по всему, он также посещал академию Хошая Раббы , на которого он цитирует: [ 5 ] вопросы, [ 6 ] и называет «отцом Мишны » . [ 7 ]

Бандитизм

[ редактировать ]

Рассказывают множество историй о великой силе Шимона и его полноте . Он имел обыкновение лежать на твердой земле и говорить: «Мой жир — моя подушка». [ 8 ]

Согласно Вавилонскому Талмуду , он должен был в ранней юности быть разбойником и гладиатором . Под давлением неблагоприятных обстоятельств он отказался от изучения Торы и стал искать средства к существованию мирским призванием. Он продался управляющим гладиаторского цирка, где мог использовать свою огромную физическую силу. Он работал гладиатором, сражался со зверями и развлекал толпу. [ 8 ] Согласно другим источникам, Рейш Лакиш какое-то время жил в пустыне, где зарабатывал на жизнь бандитством. Из этого низкого поместья рабби Йоханан вернул его к учебе.

Первые комментаторы предполагали, что до своей преступной жизни он был знатоком Торы. [ 9 ]

Его преступная деятельность является строго вавилонской традицией, поскольку она не встречается ни в одном из источников земли Израиля; Согласно Иерусалимскому Талмуду, Шимон всю свою жизнь посвятил изучению Торы, и его криминальное прошлое полностью отсутствует. [ 10 ]

Reish Lakish saw Rabbi Yochanan bathing in the Jordan, and mistaking him for a woman, at one bound he was beside him in the water. "Thy strength would be more appropriate for studying the Law," said R. Yochanan; "And thy beauty for women," answered Reish Lakish. Rabbi Yochanan promised Reish Lakish his sister's hand in marriage if the latter would rejoin the yeshiva and begin his studies anew.[11]

Р. Йоханана можно назвать учителем Рейша Лакиша, [ 12 ] но Рейш Лакиш благодаря своему таланту и усердию вскоре стал равным по положению Р. Йоханану. Их называют «двумя великими авторитетами». [ 13 ] Пока Р. Йоханан еще находился в Сепфорисе, преподавая одновременно с Ханиной бар Хама , Рейш Лакиш стоял с ним наравне и пользовался равными правами как член ешивы и совета. [ 14 ] Когда Р. Йоханан отправился в Тверию и основал там академию, Шимон сопровождал его и занял второе место в академии. [ 15 ]

Его достижения и черты характера

[ редактировать ]

Шимон превосходил по остроте даже Йоханана, и Йоханан признался, что у него отсутствовала правая рука, когда Шимона не было рядом. [ 16 ] «Когда [Шимон] обсуждал галахические вопросы, он словно вырывал с корнем горы и тер их друг о друга», — говорит Улла . [ 17 ] Логика Шимона часто вынуждала Йоханана отказаться от своего собственного мнения и принять точку зрения Шимона. [ 18 ] и даже действовать в соответствии со взглядами Шимона. [ 19 ] Однако в похвалу Шимону говорят, что все его возражения против выводов Йоханана основывались на Мишне и что для него речь шла не о том, чтобы доказать свою правоту, а о том, чтобы добиться ясного и твердо установленного решения. и что, когда он не мог найти поддержки своему мнению, он не стыдился отказаться от него. [ 20 ] У него была сильная любовь к истине и необычайно смелая манера говорить то, что он думал. Он даже заявил патриарху Иуде II , что страх перед последним никогда не побудит его отказаться от слова Божия или какого-либо мнения, вытекающего из него; [ 21 ] и однажды он осмелился передать патриарху завуалированный упрек в скупости. [ 22 ] Он также не колебался отменять решения своих коллег, включая Йоханана, даже когда действия в соответствии с этими решениями уже были предприняты. [ 23 ] Однажды, когда Йоханан представил перед Яннаем галахическую демонстрацию, и тот похвалил его за это, Шимон смело заявил: «Несмотря на великую похвалу раввина Янная , мнение Р. Йоханана неверно». [ 24 ] Он бесстрашно защищал свои взгляды перед всем факультетом, [ 25 ] и иногда он осмеливался принять решение, противоречащее Мишне. [ 26 ] Тем не менее, его мнения, когда они отличались от взглядов Йоханана, не признавались действительными, за исключением трех случаев, упомянутых в Вавилонском Талмуде. [ 27 ]

Никто не мог сравниться с Шимоном бен Лакишем в усердии и стремлении учиться. У него было обыкновение регулярно повторять отрывок из Мишны сорок раз; [ 28 ] он хвалился, что даже Хийя Великий , славившийся своим трудолюбием, был не более старательным, чем он. [ 29 ] Чтобы призвать своих учеников к постоянному усердию, он часто цитировал пословицу, которую приписывал Торе: «Если ты оставишь меня на один день, я оставлю тебя на два». [ 30 ] Также отмечаются его добросовестность и тонко сбалансированное чувство чести. Он избегал общения с людьми, в честности которых не был до конца уверен; следовательно, показания любого человека, которому было разрешено общаться с Шимоном бен Лакишем, были признаны достоверными даже в отсутствие свидетелей. [ 31 ] Шимон бен Лакиш был верен своим друзьям и всегда был готов оказать им активную помощь. Об этом свидетельствует то, как он, рискуя собственной жизнью, спас раввина Асси , который был заключен в тюрьму и считался его коллегами практически мертвым. [ 32 ] Однажды его энергичное вмешательство спасло имущество Йоханана от ущерба. [ 32 ]

В своем агадоте Шимон часто использует сравнения , некоторые из которых напоминают дни, когда он зарабатывал себе на жизнь цирком. Вообще он безоговорочно говорил о том времени; однако намек на его прежний бандитизм ранил его так глубоко, что он заболел и умер.

Происходило это следующим образом: Однажды возник спор о том, когда различные виды ножей и оружия подвержены ритуальной нечистоте . Мнение Шимона бен Лакиша отличалось от мнения Йоханана, после чего Йоханан заметил: «Грабитель знает свои инструменты». [ 33 ] Йоханан упомянул о бандитской жизни Шимона, в которой знание острого оружия было само собой разумеющимся. Рейш Лакиш в ответ якобы отрицал какую-либо выгоду, которую он получил от Йоханана; «Когда я был бандитом, они называли меня «хозяином», а теперь они называют меня «хозяином». Йоханан сердито возразил, что он привел его под крылья Шехины . В Талмуде рассказывается, что из-за того, что Йоханан так расстроился, Рейш Лакиш заболел и преждевременно умер.

Охваченный чувством вины, Йоханан был в отчаянии из-за смерти Шимона. Когда академия послала Элеазара бен Педата в качестве его партнера по учебе, Йоханан обвинил его в том, что он соглашается, и тосковал по временам, когда Шимон спорил с ним взад и вперед, чтобы прийти к правильному выводу. Говорят, что он продолжал звонить: «Где Бар Лекиша, где Бар Лекиша?» Его уныние было настолько велико, что записано, что в конце концов он потерял рассудок. [ 11 ]

Согласно традиции, его могила находится в Кисионе , бывшей еврейской деревне, а ныне руинах, расположенных в Верхней Галилее . [ 34 ]

Независимость, которую Шимон бен Лакиш проявлял при обсуждении галахи, была столь же ярко выражена и в отношении агады . В агаде он также занимал видное положение и выдвигал множество оригинальных и независимых взглядов, которые поражали его современников и которые завоевали уважение лишь позднее. Его агадот включает экзегетические и гомилетические интерпретации Священного Писания ; наблюдения относительно библейских персонажей и историй; изречения о Заповедях, молитве, изучении Закона, Боге, ангелах , мифологии творения , Израиле и Риме , мессианских и эсхатологических темах, а также другие изречения и пословицы.

Его агадические учения включают: [ 35 ]

  • «Если бы сыны Израиля нашли покой среди народа, среди которого они рассеяны, они потеряли бы желание вернуться в Израиль, землю своих отцов» [ 36 ]
  • «Израиль дорог Богу, и Ему не нравится тот, кто клевещет на Израиль» [ 37 ]
  • « Однако прозелит дороже Богу, чем Израиль, когда он был собран на Синае, потому что Израиль не получил бы Закона Божия без чудес его откровения, тогда как прозелит, не видя ни одного чуда, посвятил себя к Богу и принял Царство Небесное». [ 38 ]
  • «Слова Торы может запомнить только тот, кто жертвует собой ради их изучения». [ 39 ]
  • «Израиль взял имена ангелов от вавилонян во время изгнания, потому что Исаия [6:6] говорит только об «одном из серафимов » , не называя его по имени; тогда как Даниил называет ангелов Михаилом и Гавриилом » [ 40 ]
  • «Противник ( сатан ), злое начало и ангел смерти — одно и то же существо». [ 41 ]
  • « Иова на самом деле никогда не существовало; он лишь воображаемый герой поэмы, выдумка поэта». [ 42 ]

Его агада особенно богата изречениями и пословицами, в том числе: [ 35 ]

  • «Ни один человек не совершит греха, если его не поразит кратковременное безумие» [ 43 ]
  • «Сначала укрась себя, а потом украшай других» [т.е. подавай пример] [ 44 ]
  • «Тот, кто дает взаймы, больше того, кто дает милостыню; но тот, кто помогает, принимая участие в коммерческом предприятии, больше того и другого». [ 45 ]
  • «Не живите рядом с невежественным и благочестивым человеком» [ 45 ]
  • «Кто совершает грех прелюбодеяния только глазами, тот прелюбодей» [ 46 ]
  • «Пусть приговор за пруту будет для вас так же дорог, как приговор за сто [пруто]». [ 47 ]
  1. ^ Генрих Грец , «Геш». в. 240
  2. ^ Йерушалми Берахот 63а
  3. ^ "Дорот ха-Ришоним"
  4. ^ "Аг. Пал. Амор." я. 340
  5. ^ Кидушин 80а; Меила 7б; Бехорот 13а
  6. ^ Ебамот 57а
  7. ^ Йерушалми Бава Камма 4c
  8. ^ Перейти обратно: а б Бреттлер, Марк Цви; Полякофф, Майкл (1990). «Раввин Симеон бен Лакиш на банкете гладиаторов: раввинистические наблюдения на римской арене» (PDF) . Гарвардское теологическое обозрение . 83 (1): 93–98. дои : 10.1017/S001781600000554X . JSTOR   1509934 . S2CID   162453430 .
  9. ^ Рабейну Там в Тосафот Бава Меция 84а .
  10. ^ Биньямин Лау , Мудрецы, том IV (английское издание), 2015, стр. 259-266.
  11. ^ Перейти обратно: а б Бава Меция 84а
  12. ^ Брахот 31а
  13. ^ Йерушалми Берахот 12с
  14. ^ Иерусалимский Синедрион 18c; Йерушалми Нида 2 50б
  15. ^ Сравните Бава Меция 117а.
  16. ^ Йерушалми Синедрион 2 19д, 20а
  17. ^ Синедрион 24а.
  18. ^ Йерушалми Йома 38а
  19. ^ Йерушалми Эрувин 18c
  20. ^ Йерушалми Гиттин 3 44d
  21. ^ Йерушалми Синедрион 20а.
  22. Бытие Раба 78:16.
  23. ^ Йерушалми Кетувот 32д, 37а; Бава Батра 16б; Кетувот 54б, 84б
  24. ^ Йерушалми Сота 2 18б
  25. ^ Кидушин, 44а.
  26. ^ Йерушалми Терумот 7 44c; Йерушалми Хагига 3 79c
  27. ^ Ебамот 36а
  28. ^ Таанит 8а
  29. ^ Йерушалми Кетубот 12:3
  30. ^ Йерушалми Берахот 9 14д
  31. ^ Yoma 9b
  32. ^ Перейти обратно: а б Йерушалми Терумот 46б
  33. ^ Бава Меция 84а
  34. ^ Бен Йосеф, Сефи, изд. (2001). Верхняя Галилея и ее побережье . Новый путеводитель по Израилю: Энциклопедия | Маршруты (на иврите). Том. 3. Краун Паблишинг. п. 358. ИСБН  965-07-0894-4 .
  35. ^ Перейти обратно: а б  Певец, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Симеон б. Лакиш» . Еврейская энциклопедия . Нью-Йорк: Фанк и Вагналлс.
  36. ^ Плач Раба 1:3
  37. ^ Шир хаШирим Раба 1:6
  38. ^ Танхума , Лех Леха, изд. Бубера, стр. 32а.
  39. ^ Берахот 63б; Суббота 83б
  40. ^ Йерушалми Рош ха-Шана 56д.
  41. ^ Бава Батра 16а
  42. ^ Йерушалми Сота 20д
  43. ^ Сота 3а
  44. ^ Бава Меция 107б
  45. ^ Перейти обратно: а б Шаббат 63а
  46. ^ Левит Раба 23:12.
  47. ^ Синедрион 8а
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cce264b0610252a7d2873b544a3dd251__1721309880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cc/51/cce264b0610252a7d2873b544a3dd251.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shimon ben Lakish - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)