Боинг 737 Классик
Боинг 737 Классик 737-300/-400/-500 | |
---|---|
Первоначальный средний самолет 737-300 (на фото), созданный на основе исходной серии и оснащенный более широкими турбовентиляторными двигателями CFM56 , является наиболее распространенным вариантом. | |
Роль | Узкофюзеляжный реактивный авиалайнер |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Коммерческие самолеты Боинг |
Первый полет | 24 февраля 1984 г. |
Введение | 28 ноября 1984 г., авиакомпания USAir. |
Статус | В эксплуатации |
Основные пользователи | ЮТэйр Jet2.com Southwest Airlines (исторический) US Airways (исторический) |
Произведено | 1981–2000 [1] |
Количество построенных | 1,988 [1] |
Разработано на основе | Боинг 737 Оригинал |
Развитый в | Боинг 737 следующего поколения |
Boeing 737 Classic — серия узкофюзеляжных авиалайнеров производства компании Boeing Commercial Airplanes , второе поколение Boeing 737 самолетов серии . Разработка началась в 1979 году, а первый вариант Боинг 737-300 совершил первый полет в феврале 1984 года и поступил на вооружение в декабре того же года. Удлиненный Боинг 737-400 впервые поднялся в воздух в феврале 1988 года и поступил на вооружение позже в том же году. Самый короткий вариант, Боинг 737-500, впервые поднялся в воздух в июне 1989 года и поступил на вооружение в 1990 году.
По сравнению с исходной серией, классическая серия была модернизирована с использованием CFM56 турбовентиляторного двигателя с большим двухконтурным режимом для лучшей экономии топлива и имела модернизированную авионику. 133 500–150 000 фунтов (60,6–68,0 т) При взлетной массе он имеет дальность полета от 2060 до 2375 морских миль [нми] (от 3815 до 4398 км; от 2371 до 2733 миль). При длине 102 фута (31 м) Модель -500 аналогична длине оригинального Боинга 737-200 и может перевозить от 110 до 132 пассажиров. Модель -300 длиной 110 футов (34 м) может вместить от 126 до 149 пассажиров, а модель -400 длиной 120 футов (37 м) - от 147 до 168 мест.
Он конкурировал с серией McDonnell Douglas MD-80 , а затем с семейством Airbus A320 , что побудило Boeing обновить свое предложение 737 Next Generation , таким образом обозначив варианты -300/400/500 как 737 Classic. Всего с 1984 года до окончания производства в 2000 году было поставлено 1988 самолетов: 1113 -300, 486 -400 и 389 -500.
Разработка и дизайн
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]После успеха Boeing 737-200 Advanced компания Boeing захотела увеличить вместимость и дальность полета , включив улучшения для модернизации самолета до современных характеристик, сохраняя при этом общность с предыдущими вариантами 737. Разработка началась в 1979 году, а в 1980 году на авиасалоне в Фарнборо были обнародованы предварительные характеристики самолета . [1] В новой серии использовались CFM56 турбовентиляторные двигатели , которые обеспечили значительный выигрыш в экономии топлива и снижении шума, но также создали инженерную проблему, учитывая низкий дорожный просвет 737 - особенность его фюзеляжа, созданного на базе 707 . Boeing и поставщик двигателей CFM International решили проблему, разместив двигатель впереди (а не ниже) крыла и переместив аксессуары двигателя по бокам (а не внизу) отсека двигателя, что придало Боингу 737 характерный некруглый воздухозаборник. . [1]
В крыло внесен ряд изменений для улучшения аэродинамики . Законцовка крыла была удлинена на 9 дюймов (23 см). Передние предкрылки и задние закрылки были отрегулированы. [1] Кабина экипажа была улучшена за счет дополнительной электронной системы пилотажа, а в пассажирском салоне были внесены улучшения, аналогичные тем, что были на Боинге 757 . Семейство также отличалось обновленным вертикальным стабилизатором со спинным плавником в основании. [2]
Модельные разработки
[ редактировать ]В марте 1981 года USAir и Southwest Airlines заказали по 10 самолетов серии 737-300 с возможностью приобретения еще 20. Этот самолет, первая модель серии 737 Classic, впервые поднялся в воздух в феврале 1984 года и поступил в эксплуатацию в декабре того же года в Southwest Airlines. Еще одна удлиненная модель, 737-400, была запущена в производство по заказу на 25 самолетов с 30 вариантами от Piedmont Airlines в июне 1986 года. Этот самолет впервые поднялся в воздух в феврале 1988 года и позже в том же году поступил в эксплуатацию в Piedmont Airlines. Последняя модель серии, 737-500, была выпущена по заказу Southwest Airlines на 30 самолетов в мае 1987 года. Этот самолет был разработан в качестве замены 737-200 и имел аналогичную пассажировместимость и размеры, как и а также самый дальний из всех членов семейства 737 Classic, он впервые поднялся в воздух в июне 1989 года и поступил на вооружение Southwest Airlines в 1990 году.
Двигатели
[ редактировать ]Boeing выбрал CFM56-3 исключительно для варианта 737-300. Крылья 737 были ближе к земле, чем у предыдущих моделей CFM56, что потребовало нескольких модификаций двигателя. Диаметр вентилятора был уменьшен, что уменьшило степень двухконтурности, а коробку передач вспомогательных агрегатов двигателя переместили из нижней части двигателя (положение «6 часов») в положение «9 часов», что придало гондоле двигателя характерную плоскодонную форму. форму, которую часто называют « мешком хомяка ». Общая тяга также была уменьшена с 24 000 до 20 000 фунтов силы (от 107 до 89 кН), в основном из-за уменьшения степени двухконтурности . [3]
Система регулировки скорости
[ редактировать ]В 737 Classic была внедрена система Speed Trim System (STS), система улучшения полета, которая автоматически регулирует стабилизатор при низкой скорости, малом весе, заднем центре тяжести и высокой тяге при отключенном автопилоте. Чаще всего это можно наблюдать при взлетах и уходах на второй круг. Система использует большую часть того же аппаратного и программного обеспечения, что и в режиме автопилота. [4] [5] STS не является отказоустойчивым, поскольку использует только один тип датчиков каждого типа, необходимый для его функциональности, и один компьютер. Такая одноканальная конструкция нетипична для систем дополнения, имеющих полный контроль над стабилизатором. Эта конструкция была признана приемлемой из-за способности выключателей на задней и передней колонках, а также выключателей на центральной консоли ограничивать ее неисправность. [6] Ограниченная защита диапазона полета на самолетах серии 737 Next Generation, а также MCAS на 737 MAX являются более поздними расширениями этой системы.
Дальнейшие разработки
[ редактировать ]На протяжении 1980-х годов серия 737 Classic привлекала крупные заказы от авиакомпаний в США и Европе, причем общее количество заказов превышало аналогичные показатели предыдущих моделей 737. На сегодняшний день самой успешной моделью был 737-300, общий объем поставок составил 1113 самолетов (737-400 и -500 достигли 486 и 389 поставок соответственно). Крупнейшие операторы включали перевозчиков США, небольшие национальные авиакомпании и чартерные перевозчики. К 1990-м годам, когда постоянный клиент Boeing United Airlines купил Airbus A320 , это побудило Boeing обновить более медленный и ближнемагистральный 737 Classic -400 до обновленного, более эффективного и длинного 737NG -800 с измененным крылом. [7] Производство 737 Classic какое-то время продолжалось параллельно с производством Next Generation; первый Боинг 737-700 был построен в декабре 1996 года; последний 737 Classic был построен в феврале 2000 года.
Модификации
[ редактировать ]Шесть бывших самолетов 737-300 Southwest Airlines модифицированы и эксплуатируются для тушения пожаров с воздуха компанией Coulson Group, базирующейся в Британской Колумбии , при поддержке кредита правительства Канады на сумму 3,4 миллиона канадских долларов (2018 г.), что эквивалентно 4,1 миллиона канадских долларов (или 2,9 миллиона долларов США). в 2024 году. Переоборудованный 737 FireLiner может перевозить 4000 галлонов США (15 м). 3 ) с расходом 3000 галлонов США (11 м 3 )/с и сохраняет за собой 66 мест. Первый был завершен в 2018 году и отправлен в Австралию. [8]
Варианты
[ редактировать ]737-300
[ редактировать ]Прототип И-300 выкатился с завода в Рентоне 17 января 1984 года и совершил первый полет 24 февраля 1984 года. [9] После получения летного сертификата 14 ноября 1984 года USAir получила первый самолет 28 ноября. [1] Самолет оказался очень популярным: в 1985 году компания Boeing получила 252 заказа, а за время производства — более 1000. [9] Серия 300 оставалась в производстве до тех пор, пока последний самолет не был доставлен Air New Zealand 17 декабря 1999 года. [10] регистрация ZK-NGJ. К тому времени 1113 самолетов Boeing за более чем 15 лет было произведено 737-300.
В декабре 2008 года Southwest Airlines выбрала компанию Boeing для модернизации 737-300 новым набором приборов, оборудования и программного обеспечения, чтобы улучшить унифицированность с 737-700, а также для поддержки инициативы «Требуемые навигационные характеристики» , но этот заказ был позже отменено, и модернизация так и не состоялась. [11]
Боинг 737-300 может быть дооснащен законцовками крыла Boeing Aviation Partners . Боинг 737-300, оснащенный законцовками крыла, получил обозначение -300SP (Special Performance) и впервые поступил на вооружение в июне 2003 года. Подержанные пассажирские самолеты -300 также были переоборудованы в грузовые версии. Боинг 737-300 был заменен на 737-700 в семействе Boeing 737 Next Generation.
737-400
[ редактировать ]Конструкция 737-400 была запущена в 1985 году, чтобы заполнить пробел между 737-300 и 757-200 , и конкурировала с Airbus A320 и McDonnell Douglas MD-80 . Он растянул Боинг 737-300 еще на 10 футов (3,05 м), чтобы вместить до 188 пассажиров. [12] Он включал в себя хвостовой бампер для предотвращения царапин при взлете (ранняя проблема с 757), а также усиленный лонжерон крыла . [9] Прототип выкатился 26 января 1988 года и совершил первый полет 19 февраля 1988 года.
Самолет поступил в эксплуатацию 15 сентября 1988 года стартовым заказчиком Piedmont Airlines (заказано 25 самолетов). [1]
Последние два Boeing 737-400, последний Boeing 737 Classics, были доставлены CSA Czech Airlines 28 февраля 2000 года. [13] Боинг 737-400 был заменен на 737-800 в семействе Boeing 737 Next Generation.
737-400СФ
[ редактировать ]737-400SF (Special Freighter) — это самолет 737-400, переоборудованный для перевозки грузов. Alaska Airlines была первой, кто переоборудовал один из своих 400-х самолетов для регулярных рейсов в самолет, способный обрабатывать 10 поддонов. [14] Авиакомпания также переоборудовала еще пять самолетов в стационарные комбинированные самолеты, рассчитанные наполовину на пассажирские и грузовые перевозки. Эти самолеты 737-400 Combi были выведены из эксплуатации в 2017 году и заменены самолетами 737-700F. [15] В ноябре 2018 года VX Capital запустила ABS , обеспеченное 35 грузовыми судами 737-400 на сумму $250 млн (в среднем $7,1 млн), которые будут сдаваться в аренду по $100 000 в месяц каждый. [16]
737-500
[ редактировать ]Серия -500 имеет самые маленькие размеры среди 737 Classics. -500 был предложен по требованию клиентов в качестве современной и прямой замены 737-200, включающей улучшения серии 737 Classic в модель, которая позволяла делать более длинные маршруты с меньшим количеством пассажиров более экономичными, чем 737-. 300. Хотя длина фюзеляжа -500 меньше, чем у -300 и -400, она на 1 фут 7 дюймов (48 см) длиннее, чем у 737-200, и вмещает до 140 пассажиров. [12] Были доступны как стеклянные, так и механические кабины старого типа. Использование двигателя CFM56-3 также привело к увеличению топливной эффективности на 25% по сравнению со старыми двигателями P&W -200. [9]
Боинг 737-500 был выпущен в 1987 году авиакомпанией Southwest Airlines с заказом на 20 самолетов и совершил первый полет 30 июня 1989 года. Один прототип налетал 375 часов для процесса сертификации. [9] а 28 февраля 1990 года Southwest Airlines получила первую поставку. [1] Боинг 737-500 стал фаворитом некоторых российских авиакомпаний: «Нордавиа» , «Россия» , S7 Airlines , Sky Express , «Трансаэро» , «ЮТэйр» и «Ямал» покупают подержанные модели самолетов для замены устаревших советской самолетов постройки и/ или расширить свой флот. Aerolíneas Argentinas заменила свои 737-200 на подержанные 737-500. Боинг 737-500 был заменен на 737-600 в семействе Boeing 737 Next Generation. Однако, в отличие от 737-500, Boeing 737-600 продавался медленно: с момента его появления было поставлено всего 69 самолетов.
По мере того как вывод из эксплуатации всех моделей 737 Classic прогрессировал, а выход из эксплуатации моделей 300 и -500 достиг 40% в 2012 году, 737-500 столкнулся с ускоренным выводом из эксплуатации из-за его меньшего размера. Самолеты этой серии выходили из эксплуатации после 21 года эксплуатации по сравнению с 24 годами эксплуатации 737-300. Хотя несколько самолетов 737-300 планируется переоборудовать в грузовые самолеты, потребности в переоборудовании грузовых самолетов -500 нет. 5 сентября 2016 года Southwest Airlines выполнила свой последний коммерческий рейс 737-500 - рейс 377 из Эль-Пасо в Даллас. [17]
Операторы
[ редактировать ]Гражданский
[ редактировать ]По состоянию на июль 2019 года в коммерческой эксплуатации находилось 692 самолета Boeing 737 Classic. Сюда входят 297-300, 261-400 и 134-500. [18]
Военный
[ редактировать ]Многие страны используют пассажирские и грузовые варианты Боинга 737 в правительственных или военных целях.
- Бразилия , Чили , Китай . Колумбия , Индия , Индонезия , Кувейт , Мексика , Нигер , Перу , Южная Корея , Тайвань , Таиланд , Объединенные Арабские Эмираты , Венесуэла и другие.
Поставки
[ редактировать ]Тип | Общий | 2000 | 1999 | 1998 | 1997 | 1996 | 1995 | 1994 | 1993 | 1992 | 1991 | 1990 | 1989 | 1988 | 1987 | 1986 | 1985 | 1984 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
737-300 | 1,113 | – | 29 | 52 | 65 | 37 | 52 | 54 | 54 | 57 | 69 | 67 | 89 | 141 | 137 | 120 | 83 | 7 |
737-400 | 486 | 2 | 9 | 33 | 33 | 21 | 13 | 32 | 68 | 82 | 56 | 63 | 57 | 17 | 15 | – | – | – |
737-500 | 389 | – | 4 | 31 | 34 | 18 | 24 | 35 | 30 | 79 | 90 | 44 | – | – | – | – | – | – |
Общий | 1,988 | 2 | 42 | 116 | 132 | 76 | 89 | 121 | 152 | 218 | 215 | 174 | 146 | 158 | 152 | 120 | 83 | 7 |
Самолет на выставке
[ редактировать ](показаны не все)
- N759BA, бывший самолет 737-300 авиакомпании China Southern Airlines, ранее зарегистрированный как B-2921, выставлен в Музее авиации и космонавтики Пима в Тусоне , штат Аризона . [20] [21]
- N300SW, первый Боинг 737-300 Southwest Airlines, поставленный в ноябре 1984 года, выставлен в музее Frontiers of Flight в Лав Филд в Далласе , штат Техас . [22]
- G-DOCB, бывший самолет 737-400 British Airways , выставлен в аэропорту Крэнфилдского университета в Соединенном Королевстве, где в настоящее время он используется университетом для обучения. [23]
- JA301K Super Dolphin , 737-500, ранее эксплуатировавшийся на компании All Nippon Airways ближнемагистральных маршрутах ANA Wings , был выведен из эксплуатации 1 февраля 2018 года и сохранен для использования в качестве самолета для обучения техническому обслуживанию в Ханеда аэропорту в Токио . [24]
- JA307K, последний когда-либо построенный Боинг 737-500, выставлен в Шаньдунском политехническом колледже, Китай, как учебный планер.
Аварии и происшествия
[ редактировать ]По состоянию на январь 2021 г. [update] 64 разрушения корпуса самолетов серии Boeing 737 Classic, 1298 человек погибли. Произошло [25] [26] [27] Анализ аварий коммерческих реактивных самолетов, проведенный Boeing в период 1959–2017 годов, показал, что у классической серии коэффициент потерь корпуса составлял 0,71 на миллион вылетов по сравнению с 0,17 для серии Next Generation и 1,75 для исходной серии. [28]
Технические характеристики
[ редактировать ]Вариант | 737-300 | 737-400 | 737-500 |
---|---|---|---|
Экипаж кабины | Два | ||
2-класс | 126 ( 8F @ 36 дюймов , 118Y @ 32 дюйма ) | 147 ( 10F @ 36 дюймов , 137Y @ 32 дюйма ) | 110 ( 8F @ 36 дюймов , 102Y @ 32 дюйма ) |
1-класс | 140 при 32 дюймах – 149 при 30 дюймах | 159 при 32 дюймах – 168 при 30 дюймах | 122 @ 32 дюйма – 132 @ 30 дюймов |
Лимит выхода | 149 | 188 | 145 |
Ширина сиденья | 6 в ряд: 17 дюймов (43,2 см), 5 в ряд: 19 дюймов (48,3 см), 4 в ряд: 21 дюйм (53,3 см) | ||
Общая длина | 109 футов 7 дюймов (33,4 м) | 119 футов 7 дюймов (36,4 м) | 101 футов 9 дюймов (31,0 м) |
Крыло [30] | Пролет: 94 фута 9 дюймов (28,9 м), Площадь: 979,9 квадратных футов (91,04 м) 2 ), стреловидность: 25°, угол обзора 9,17 | ||
Высота | 36 футов 6 дюймов (11,1 м), кабина: 84,2 дюйма (213,9 см) | ||
Ширина фюзеляжа | 12 футов 4 дюйма (3,76 м) [30] | ||
МВВ | 138 500 фунтов (62 820 кг) | 150 000 фунтов (68 040 кг) | 133 500 фунтов (60 550 кг) |
Максимальная полезная нагрузка [а] | 37 240 фунтов ( 16 890 кг ) | 40 240 фунтов ( 18 250 кг ) | 32 560 фунтов ( 14 770 кг ) |
ОЙ | 72 360 фунтов (32 820 кг) | 76 760 фунтов (34 820 кг) | 70 440 фунтов (31 950 кг) |
Запас топлива | 5311 галлонов США (20100 л) | ||
Грузоподъемность | 1068 куб футов (30,2 м 3 ) | 1373 куб футов (38,9 м 3 ) | 882 куб футов (23,3 м 3 ) |
Снимать [б] | 7500 футов (2286 м) | 8690 футов (2649 м) | 8630 футов (2630 м) |
Сервисный потолок [31] | 37000 футов (11278 м) | ||
Скорость | M MO : 0,82 Маха (473 узла; 876 км/ч; 544 миль в час) [31] Круиз: 0,745 Маха (430 узлов; 796 км/ч; 494 миль в час) | ||
Диапазон | 2255 миль (4176 км; 2595 миль) [с] | 2060 миль (3820 км; 2370 миль) [д] | 2375 миль (4398 км; 2733 миль) [и] |
Двигатель х2 | CFM56 -3C-1 | ||
Взлетная тяга x2 | 22000 фунтов силы (98 кН) | 23500 фунтов силы (105 кН) | 20 000 фунтов силы (89 кН) |
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Семейство Airbus A320
- Макдоннелл Дуглас MD-80
- Макдоннелл Дуглас MD-90
- Tupolev Tu-154
- Yakovlev Yak-42
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Эндрес, Гюнтер (2001). Иллюстрированный справочник современных коммерческих самолетов . Оцеола, Висконсин: Издательская компания MBI. стр. 126, 128–19. ISBN 0-7603-1125-0 .
- ^ История спинных плавников
- ^ Эпштейн, Н. (1981). «Технология высокого байпаса CFM56-3 для однопроходных близнецов». 1981 г. Международная конференция по воздушному транспорту AIAA/SAE/ASCE/ATRIF/TRB, 26–28 мая 1981 г., Атлантик-Сити, Нью-Джерси. АИАА-1981-0808.
- ^ Патент US4676460A: Система и метод повышения продольной устойчивости.
- ^ Когда система регулировки скорости была внедрена на Боинге 737?
- ^ Питер Лемм (28 октября 2019 г.). «Ошибочные предположения ведут к катастрофе» .
- ^ «Лихи вспоминает 33 года работы в Airbus» . Лихэм . 28 ноября 2017 г.
- ^ Грэм Уорвик (19 октября 2018 г.). «Первый Boeing 737 FireLiner используется для борьбы с лесными пожарами в Австралии» . Неделя авиации и космических технологий .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Шоу, Робби (1999). Боинг 737-300-800 . Оцеола, Висконсин: Издательская компания MBI. стр. 7, 10, 13–14, 40. ISBN. 0-7603-0699-0 .
- ^ «История Боинга 737» . Современные авиалайнеры .
- ^ «Пресс-релиз Боинга» . Боинг.com . 22 декабря 2008. Архивировано из оригинала 26 апреля 2011 года . Проверено 20 марта 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Информационный листок сертификата типа FAA» (PDF) . Rgl.faa.gov . Архивировано из оригинала (PDF) 25 декабря 2016 года . Проверено 23 января 2019 г.
- ^ «Boeing поставляет самолеты 737-400 CSA Czech Airlines» (пресс-релиз). Боинг. 28 февраля 2000 г.
- ^ «Боинг 737-400 Фрейтер» . Информация о самолете . Аляска Эйрлайнз . Проверено 29 июня 2011 г.
- ^ «Конец эпохи: Аляска снимает с вооружения уникальные грузопассажирские «комбинированные» самолеты» . Блог авиакомпании Alaska Airlines . 16 октября 2017 г. Проверено 26 июля 2018 г.
- ^ Новости стоимости самолетов (26 ноября 2018 г.). «VX Capital извлекает выгоду из высокой стоимости грузового самолета B737» .
- ^ «Southwest отказывается от последних самолетов Boeing 737-500 - журнал Airways» . Airwaysmag.com . 7 сентября 2016 г. Архивировано из оригинала 7 марта 2021 г. Проверено 17 декабря 2016 г.
- ^ Thisdell and Seymour Flight International, 30 июля – 5 августа 2019 г., с. 36-38.
- ^ «Краткое описание модели 737» . Active.boeing.com . Архивировано из оригинала 21 ноября 2018 года . Проверено 23 января 2019 г.
- ^ Гечанова, Мария (5 ноября 2013 г.). « Самый популярный реактивный лайнер добавлен в Музей авиации и космонавтики Пима» . Tucsonnewsnow.com . КОЛД-ТВ . Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ «N759BA Boeing Capital Corporation (BCC) Boeing 737-3Q8 – cn 27286 / ln 2528» . Planespotters.net . Архивировано из оригинала 22 мая 2014 года . Проверено 22 мая 2014 г.
- ^ «Боинг 737-300 | Музей границ полета» . Архивировано из оригинала 31 июля 2016 года . Проверено 17 октября 2016 г.
- ^ «В каком университете Англии есть Боинг 737-400?» . ПутешествиеОбновление . 7 октября 2017 г. Проверено 23 января 2019 г.
- ^ «Самолет, снятый с вооружения ANA, возвращается в учебных целях» . Группа компаний АНА . Все авиакомпании Nippon Airways . Проверено 14 марта 2020 г.
- ^ «Статистика Боинга 737-300» . Сеть авиационной безопасности . 31 декабря 2017 г.
- ^ «Статистика Боинга 737-400» . Сеть авиационной безопасности . 31 декабря 2017 г.
- ^ «Статистика Боинга 737-500» . Сеть авиационной безопасности . 31 декабря 2017 г.
- ^ «Статистическая сводка происшествий с коммерческими реактивными самолетами - количество происшествий по типам самолетов» (PDF) . Боинг.com . Октябрь 2018. с. 19.
- ^ «737-300/-400/-500» (PDF) . запускать . Боинг. 2007.
- ^ Перейти обратно: а б Дженкинсон, Ллойд; Симпкин, Пол; Роудс, Даррен (2001). «Проектирование гражданских реактивных самолетов» . Эльзевир, Баттерворт-Хайнеманн. Таблица 2: Самолеты Боинг.
- ^ Перейти обратно: а б «Паспорт типа сертификата № A16WE» (PDF) . ФАУ. 3 июня 2016 г. стр. 9, 12, 14, 16. Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2016 г. . Проверено 10 декабря 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шоу, Робби. Боинг Джетлайнеры . Лондон, Англия: Оспри, 1995. ISBN 1-85532-528-4 .
- «Исторический снимок: 737 коммерческих транспортных средств» . Боинг.
- «ИСТОРИЯ БОИНГА 737: ДОЛГИЙ ПЕРИОД» . Флайтглобал . 7 февраля 2006 г.
- «Боинг 737 классик» (PDF) . Боинг. 2007.