Армяне в Сирии
Общая численность населения | |
---|---|
100,000 (2010) [ а ] [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Города: Алеппо , Камишли , Дамаск , Латакия , Аль-Хасака , Телль-Абьяд , Ракка и Дейр-эз-Зор. Деревни: Кесаб и Якубия. | |
Языки | |
Армянский , арабский , турецкий | |
Религия | |
Армянский апостольский , Армянский католик , Армянский евангелист | |
Родственные этнические группы | |
Армяне , амшенцы , черкесогайские группы. |
Часть серии о |
Армяне |
---|
![]() |
Армянская культура |
По стране или региону |
Армянская диаспора Россия |
Подгруппы |
Религия |
Языки и диалекты |
|
Преследование |
Армяне Сирии являются сирийскими гражданами полного или частичного армянского происхождения.
Сирия и прилегающие территории часто служили убежищем для армян, бежавших от войн и преследований, таких как геноцид армян . Однако армянское присутствие в регионе существовало еще с византийской эпохи. [ 4 ]
По данным Министерства диаспоры Армении, оценочная численность армян в Сирии составляет 100 тысяч, из них более 60 тысяч сосредоточены в Алеппо . По другим оценкам армянских фондов в Сирии, их число составляет около 70–80 000. [ 1 ] [ 2 ] Однако с начала конфликта в Армению прибыли 16 623 сирийских гражданина армянского происхождения. По состоянию на июль 2015 года из этих перемещенных лиц 13 000 остались и нашли защиту в Армении. Правительство предлагает несколько вариантов защиты, включая упрощенную натурализацию по армянскому происхождению (15 000 человек получили армянское гражданство ), ускоренные процедуры предоставления убежища и облегчение краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективы. виды на жительство. [ 5 ]
По словам Грануш Акопян, к 2016 году в Сирии осталось всего 15 тысяч армян, остальные расселились в Армении или Нагорном Карабахе . [ 6 ] еще 8000 человек уехали в Ливан , а остальные отправились в Европу , Соединенные Штаты и Канаду . [ 7 ] [ 8 ] Тем не менее, по оценкам армянских фондов в Сирии, на основе приблизительных оценок, осталось около 35 000, включая метод, который умножает количество учащихся, обучающихся в школах армянского меньшинства, на 3 или 4, поскольку несовершеннолетние будут занимать только около 25–30% возрастной пирамиды. . [ 1 ] [ 9 ]
в сирийских приграничных деревнях Кесаб и Якубия проживало армянское большинство. До гражданской войны [ 10 ] Кесаб подвергся нападению и разграблению сирийских повстанцев-исламистов, которым Турция предоставила безопасный проход через турецкую землю, хотя позже они были изгнаны сирийской армией. Армянское население Якубии было изгнано Джабхат ан-Нусрой . [ 11 ] [ 12 ]
В 2018 году профессор Джон Шуп заявил, что армянское население Сирии составляет около 2% от общей численности населения страны, что делает их пятой по величине этнической группой в стране. [ 4 ]
История
[ редактировать ]Ранняя история
[ редактировать ]В древние времена на севере Сирии присутствовало небольшое армянское присутствие. При Тигране Великом армяне вторглись в Сирию, и город Антиохия был выбран одной из четырех столиц недолговечной Армянской империи .
В 301 году христианство стало официальной религией Армении стараниями святого Григория Просветителя . Армянские купцы и паломники начали посещать первые христианские центры региона Сирии, включая Антиохию , Эдессу , Нисибис и Иерусалим . между армянами и христианскими общинами Сирии установились тесные связи После апостольской эпохи .
Средний возраст
[ редактировать ]
В первой половине VII века Армения была завоевана Арабским исламским халифатом . Тысячи армян были уведены в рабство арабскими захватчиками для службы в других регионах Халифата Омейядов, включая их столицу Дамаск в Сирии, контролируемой мусульманами . [ 13 ] [ ненадежный источник? ]
Во 2-й половине 11 века Армения, находившаяся под властью Византии, была завоевана турками- сельджуками . Волны армян покинули свою родину, чтобы поселиться в более стабильных странах. Большинство армян обосновались в Киликии , где они основали Армянское Киликийское королевство . Многие другие армяне предпочли поселиться на севере Сирии. Армянские кварталы образовались в XI веке в Антиохии , Алеппо , Айнтабе , Мараше , Килисе и др.
До осады Антиохии большинство армян было изгнано из Антиохии турецким губернатором города Яги-Сияном , что побудило армян Антиохии и правителей Армянского Киликийского королевства установить тесные отношения с европейскими крестовыми походами. а не преимущественно турецкие правители Сирии. Таким образом, новыми правителями Антиохии стали европейцы. Армянские инженеры также помогали крестоносцам во время осады Тира, управляя осадными машинами.
Однако армянское население Сирии и прилегающих к ней территорий значительно сократилось после вторжения монголов под предводительством Хулагу-хана в 1260 году.
После упадка Армянского Киликийского королевства в XIV веке в Алеппо прибыла новая волна армянских мигрантов из Киликии и других городов северной Сирии. Они постепенно создали свои собственные школы и церкви и в 15 веке с основанием Армянской епархии Берои в Алеппо стали хорошо организованной общиной.
Османская Сирия
[ редактировать ]
В первые годы османского правления Сирией армянское присутствие на севере Сирии было относительно меньшим из-за военных конфликтов в регионе. Более крупная община существовала в Урфе , которая считается частью региона Сирии . Османская империя имела большое коренное армянское население в регионе Восточной Анатолии, откуда некоторые армяне переехали в Алеппо в поисках экономических возможностей. Позже многие армянские семьи переехали из Западной Армении в Алеппо, спасаясь от турецкого гнета. большое количество армян из Арапгира , Сасуна , Хромглы , Зейтуна , Мараша и Новой Джульфы Таким образом, в 17 веке в Алеппо прибыло . Еще одна волна переселенцев из Карина прибыла в Алеппо в 1737 году. Были также семьи из Еревана . [ 14 ]
В Алеппо увеличилось армянское население. К концу XIX века семья Мазлумян основала отель «Арарат», который стал известным международным заведением и переименовал его в отель «Барон» .
При османах сирийцы и многие другие этнические группы жили в религиозном и культурном плюралистическом обществе, где каждая община пользовалась определенной местной автономией :
При османах территория, известная сегодня как Сирия, не была единым целым, а скорее совокупностью « вилаятов » или провинций, которые иногда включали территории современного Ливана и Израиля. Население также не было однородным. Каждый вилаят Османской Сирии включал в себя множество этнических групп, культурных особенностей и экономических структур. После 400 лет правления османов некоторые особенности политической системы укоренились. В современной Сирии до гражданской войны города были разделены на кварталы, различающиеся в культурном отношении: в одном проживали армяне, в другом — ассирийцы. Мне особенно запомнились курдские рынки, куда приходили продавцы, одетые в яркие цвета, и продавали фрукты и овощи из сельской местности.
Фактически, способ управления Сирией укрепил автономию этих отдельных этнических и религиозных общин. Османы проводили политику плюрализма, направленную на умиротворение различных наций и подавление роста националистических движений, в рамках которой евреи, христиане и мусульмане имели право утверждать свою собственную идентичность и, следовательно, не имели необходимости соперничать за власть. Каждая религиозная община, известная как « миллет », имела представителя в Стамбуле и имела право организовывать свои собственные дела, включая образование своего народа, социальные услуги и благотворительность и даже некоторые юридические стандарты, по которым они жили. Просо контролировало все внутренние споры, такие как брак, развод, наследование, а также распределение и сбор налогов. Остатки этой общинной системы остались в современной Сирии; например, все знали, что ты пошел в Армянский квартал за серебром. [ 15 ]
Геноцид армян и 20 век
[ редактировать ]
Хотя армяне имеют долгую историю в Сирии, большинство из них прибыли туда во время геноцида армян, совершенного Османской империей . Основные поля гибели армян находились в сирийской пустыне вокруг Дейр-эз-Зора (Долина Евфрата). Во время геноцида более миллиона армян были убиты и сотни тысяч были вынуждены покинуть историческую Армению . Коренные арабы в дополнение к 10-тысячной армянской общине в Алеппо объединились, чтобы помочь депортированным, при этом Армянская Апостольская церковь в Алеппо первоначально предоставила импровизированную поддержку вновь прибывшим. [ 16 ] Они без колебаний приютили и поддержали преследуемых армян. У арабов и армян традиционно были хорошие отношения, особенно после того, как они приютили армян во время геноцида армян. В то же время в Анатолии произошел небольшой арабский геноцид, а это означало, что у них была близость друг с другом.
Большое христианское население Алеппо увеличилось за счет притока армянских и ассирийских христианских беженцев в начале 20-го века, а также после геноцида армян и ассирийского геноцида 1915 года. После прибытия первых групп армянских беженцев из лагерей смерти в Дейр-эз-Зоре и исторической Армении (1915–1922 гг.), население Алеппо в 1922 г. насчитывало 156 748 человек, из которых мусульман было 97 600 (62,26%), коренных христиан, в основном католиков, 22 117 (14,11%), евреев 6580 (4,20%), европейцев 2652 (1,70%). ), армянских беженцев 20 007 (12,76%) и других 7792 (4,97%). [ 17 ] [ 18 ]
Второй период армянского потока в сторону Алеппо ознаменовался выводом французских войск из Киликии в 1923 году. [ 19 ] В период с 1923 по 1925 год эта волна привела в Алеппо более 40 000 армянских беженцев, а к концу 1925 года население города резко возросло до 210 000 человек, причем армяне составляли более 25% населения. [ 20 ]
Согласно историческим данным, представленным Аль-Газзи , подавляющее большинство алеппинских христиан до 1920-х годов были католиками. Рост православных и восточно-православных христианских общин связан с прибытием переживших геноцид армян и ассирийцев из Киликии и Южной Турции, а также большого количества православных греков из санджаков Александретты, прибывших в Алеппо позже, после Аннексия Санджака Турцией в 1939 году.
В 1944 году население Алеппо составляло около 325 000 человек, из них 112 110 (34,5%) христиан, среди которых 60 200 армян. Армяне составляли более половины христианской общины в Алеппо до 1947 года, когда многие их группы уехали в Советскую Армению , чтобы воспользоваться процессом репатриации армян (1946–1967) .
Текущее состояние и гражданская война в Сирии
[ редактировать ]В интервью «Радикалу » Робер Копташ главный редактор армянской газеты «Акос» заявил, что армяне при Асаде чувствовали себя в относительной безопасности. [ 21 ] Армяне, по данным The Economist , жили в безопасной гавани в Сирии, что сделало армян более сочувствующими Асаду во время гражданской войны в Сирии . [ 22 ]

По данным Министерства Диаспоры Армении, оценочная численность армян в Сирии составляет 100 000, из них более 60 000 сосредоточены в Алеппо . [ 3 ] По другим оценкам армянских фондов в Сирии, число армян в Сирии составляет около 70–80 000 человек. [ 1 ] [ 2 ] С начала гражданской войны в Сирии в Армению прибыли 16 623 сирийских гражданина этнического армянского происхождения, из которых по состоянию на июль 2015 года около 13 000 перемещенных лиц остались и нашли защиту в Армении. Правительство предлагает несколько вариантов защиты, включая упрощенную натурализацию армянами. происхождения (15 000 человек получили армянское гражданство ), ускорили процедуры предоставления убежища и облегчили получение краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных видов на жительство. [ 5 ]
По словам Грануш Акопян , в Сирии осталось всего 15 тысяч армян, остальные расселены в Армении или Нагорном Карабахе . [ 6 ] еще 8000 человек уехали в Ливан , а остальные отправились в Европу , Соединенные Штаты и Канаду . [ 7 ] [ 8 ] Тем не менее, по оценкам армянских фондов в Сирии, на основе приблизительных оценок, осталось около 35 000, включая метод, который умножает количество учащихся, обучающихся в школах армянского меньшинства, на 3 или 4, поскольку несовершеннолетние будут занимать только около 25–30% возрастной пирамиды. . [ 1 ]
Армяне в Сирии присутствуют как в сельской, так и в городской местности. в деревнях Кесаб , Якубия , Гнемия и Арамо До гражданской войны проживало армянское большинство, и они расположены недалеко от оспариваемого приграничного района провинции Хатай . [ 10 ] Кесаб подвергся нападению и разграблению в засаде сирийских повстанцев, которым Турция предоставила проход через провинцию Хатай (хотя они отрицают это утверждение), а армянское население Якубии было изгнано Ан-Нусрой . [ 12 ] [ 23 ] За исключением этих деревень, армяне в основном проживают в городах. Большинство сирийских армян живут в Алеппо , а также в других городах, включая Латакию , Дамаск , Камишли , Ракку , Телль-Абьяд , Аль-Хасаку , Дейр-эз-Зор , Аль-Маликию и Рас-эль-Айн , хотя население некоторых из них было изгнано из-за этого. как Ракка и Дейр-эз-Зор . В 2015 году, по неподтвержденным на тот момент данным, боевиками была разрушена и местная католическая армянская церковь Св. Риты. [ 24 ]
Рожава
[ редактировать ]С момента создания Автономной администрации северо-востока Сирии AANES прилагает усилия по восстановлению и даже содействию развитию армянской общины, проживающей в Рожаве, в основном в Камышлы, Аль-Хасаке, Дейр-эз-Зоре и Рас-эль-Айне. Об этом свидетельствует создание Армянского общественного совета в апреле 2020 года. В рамках Общественного совета возобновилось преподавание армянского языка после более чем десяти лет отказа в этом со стороны сирийского правительства. [ 25 ]
Бригада мученика Нубара Озаняна
[ редактировать ]
была сформирована «Бригада мученика Нубара Озаняна» как армянская бригада Сирийских демократических сил 24 апреля 2019 года в годовщину геноцида армян в церкви Марзия в Телль-Горане . [ 26 ] [ 27 ]
Организации
[ редактировать ]

Большинство армянских организаций базируются в городе Алеппо и действуют в форме культурных, спортивных, молодежных или благотворительных объединений:
Культурные ассоциации, базирующиеся в Алеппо:
- Культурное общество Гртасиратс (1924)
- Культурная ассоциация Керманиг-Васбураган (1928)
- Хамазкаин (1930) Культурно-просветительская ассоциация
- Армянское молодежное объединение (1932)
- Армянская культурная ассоциация Текеян (1955)
- Национальная культурная ассоциация (1955)
- Культурная ассоциация эпохи Возрождения Урфы (1957)
- Культурная ассоциация Нор Серунт (1958)
- Киликийская культурная ассоциация (1964)
- Сирийская молодежная ассоциация (1978)
Благотворительные ассоциации, базирующиеся в Алеппо:
- Армянский всеобщий благотворительный союз (1910 г.)
- Армянско-сирийская ассоциация Красного Креста (1919)
- Национальный приют (1920)
- Армянский дом престарелых (1923)
- Мемориальная корпорация Говарда Карагеозяна (1941)
- Мемориальный фонд Джинишяна (1966)
- Консультация социальных служб Веройской епархии (1993 г.)
Спортивные ассоциации, базирующиеся в Алеппо:
- Армянский спортивный союз, известный как спортивно-скаутская организация «Хоменмен» , основан в Алеппо в 1921 году.
- Спортивный союз Арарат, основанный в 1923 году, представленный Сирийской федерацией общего спорта под названием Ouroube SC.
- Армянский общий спортивный союз, известный как спортивная и скаутская организация Хоментмен, основанный в Стамбуле в 1918 году и открывший филиалы в Сирии в 1925 году, представленный Сирийской федерацией общего спорта под названием аль-Ярмук СК.
Студенческие ассоциации, базирующиеся в Алеппо:
- Союз выпускников колледжа Карен Йеппе (1947)
- Сирийско-армянский союз студентов университетов (SHM, основан в 1968 г.)
- Союз выпускников высших учебных заведений Армении (1982 г.)
- Союз армянских выпускников сирийских университетов (SHSHM, основан в 1985 г.)
- Дхрунийское студенческо-молодежное объединение (1969) партии . Гунчакян
- Союз студентов Христопора (2001) Дашнак партии
Большинство ассоциаций имеют свои филиалы во многих других сирийских городах: Камышлы , Дамаске , Латакии , Кесабе и др.
Армяне Алеппо также сформировали соотечественнические союзы, основанные на своих корнях, названные в честь городов и деревень, откуда мигрировали их предки во время геноцида армян . Сегодня в Алеппо действуют 11 соотечественнических организаций: «Дикранагерд» , «Дарон - Дуруперан» , «Мараш» , « земляческие союзы «Урфа», «Молодежь Урфы», Палу» , «Зейтун» , «Килис» , «Береджик» , «Муса Лер» и «Гармудж».
Другие известные общественные структуры в Алеппо включают:
- Национальное кладбище, открытое в 1927 году на государственном участке земли. Оно стало собственностью прелатства после обретения Сирией независимости в 1946 году. Часовня Сурб Рипсиме стоит в центре кладбища с 1970 года.
- Театральный зал Аветиса Агаронана Армянского епархии, открытый в 1959 году, отремонтированный и переименованный в 1989 году (450 мест).
- Заварский театральный зал Армянского прелатства, открыт в 1965 г., отремонтирован в 2002 г. (350 мест).
- Театральный зал Кеворка Назаряна AGBU , отремонтированный и переименованный в середине 1990-х годов (550 мест).
- Театральный зал Зограба Каприеляна Культурного общества Гртасиратс, открытый в 1973 году, отремонтированный и переименованный в 1999 году (600 мест).
- Театральный зал Кеворка Есаяна Армянского епархии, открытый в 2005 г. (700 мест).
- Зареянская сокровищница, открытая в 1991 году в здании бывшей церкви Пресвятой Богородицы XV века, недалеко от собора Сорока мучеников. В музее выставлено более 650 ценных экспонатов.
- Больница Вергина Гюльбенкяна
Язык
[ редактировать ]![]() | Этот раздел необходимо обновить . Причина: Требуется обновленная информация о текущем языковом составе. ( июль 2023 г. ) |
Коренные армяне Сирии, известные как аль-арман аль-кидам ( букв. « старые армяне » ), традиционно говорили по-арабски . армян после геноцида языковой состав сирийских армян стал более разнообразным: услышать армянский диалект Зейтуна С прибытием большего количества и турецкие диалекты Мараша и Айнтаба. во дворе церкви можно было одновременно [ 28 ]
После Геноцида армян многие армяне, прибывшие в Сирию, не говорили на западноармянском языке. Многие говорили по-турецки или говорили на своих диалектах Западной Армении из Восточной Анатолии. Ситуация постепенно изменится по мере того, как армяне обосноватся по всей Сирии (и, соответственно, в Ливане). В районах армянских поселений были построены школы и церкви, и поэтому новые поколения армян (тех, кто полностью вырос в Сирии) обучались стандартизированной (современной) версии западноармянского языка. [ 29 ]
Религия
[ редактировать ]
Армяне Сирии в основном являются последователями Армянской Апостольской церкви , а также меньшинством армянских католиков и армянских евангелистов . Церковь играет очень важную роль в объединении армян Сирии.
После 301 года нашей эры, когда христианство стало официальной государственной религией Армении и ее населения, Алеппо стал важным центром для армянских паломников, направлявшихся в Иерусалим . Тем не менее, армянское присутствие, не считающееся организованной общиной в городе, заметно расширилось в Алеппо во времена Армянского Киликийского королевства (12 век), когда значительное количество армянских семей и купцов поселились в городе, создавая свои собственные предприятия, резиденции, и постепенно школы, церкви и прелатство. Армянская церковь Сорока мучеников в Алеппо впервые упоминается в 1476 году. В 1624 году, в связи с ростом числа армянских жителей и паломников, армянское прелатство начало строить возле церкви квартал, сохранивший свое первоначальное название. Хокедоун (Духовный Дом) до наших дней. Он был предназначен для поселения армянских паломников, направлявшихся в Иерусалим.
Апостольские армяне
[ редактировать ]


Большинство армян армянской апостольской (также известной как восточно-православной армянской) веры находятся под юрисдикцией Святого Престола Киликии (базируется в Антелиасе , Ливан ) Армянской Апостольской церкви . Однако Дамасская епархия присягает на верность Первопрестольному Святому Эчмиадзину .
Апостольское армянское население Сирии принадлежит к одному из трех следующих прелатств:
- Епархия Берои (в Алеппо) была основана в 1432 году Великим Домом Киликии. Оваким Бероаский стал первым епископом Алеппо между 1432 и 1442 годами. Предполагаемое население епархии по всей Сирии составляет около 70 000 армян. [ 30 ] Под юрисдикцией прелатства в Сирии находятся следующие церковные здания:
- Собор сорока мучеников Алеппо (1491 г.)
- Церковь Сурп Крикор Лусаворич (Святого Григория Просветителя) в Алеппо
- Церковь Сурп Агоп в Алеппо (1943 г.)
- Церковь Сурп Кеворк в Алеппо (1965 г.)
- Церковь Пресвятой Богородицы Алеппо (1983 г.)
- Церковь Сурп Рипсиме в Якубия деревне
- Церковь Сурп Анны в деревне Якубия
- Церковь Святой Богородицы в Латакии
- Церковь Святой Богородицы Кесаб
- Церковь Святой Богородицы Карадуран, Кесаб
- Церковь Сурп Степанос в Карадуране, Кесаб
- Армянская церковь Сурп Кеворк Гнемие села
- Церковь Сурп Степанос в Арамо деревне
- Церковь Святого Креста в Телль-Абьяде
- мучеников Геноцида армян Мемориальный храм- комплекс в Дейр-эз-Зоре
- Свято-Воскресенская часовня села Маргаде
- Епархия Джезире (в Камышлы) под юрисдикцией Великого Дома Киликии. Под юрисдикцией прелатства в Сирии находятся следующие церковные здания:
- Собор Сурп Акоп в Камышлы
- Церковь Сурб Ованну Гарабед в Хасеке
- Церковь Святой Богородицы в Аль-Маликии (бывший Дайрик )
- Церковь Святой Богородицы в Рас-эль-Айне
- Дамасская епархия под юрисдикцией Первопрестольного Святого Эчмиадзина . Под юрисдикцией прелатства в Сирии находятся следующие церковные здания:
Католические армяне
[ редактировать ]

Армяне-католики являются членами Армянской католической церкви . Армянское католическое население Сирии принадлежит к одному из 4 следующих прелатств, находящихся под юрисдикцией Армянского Католического Патриархата Киликии :
- Архиепархия Алеппо : первым официальным армянским католическим прелатом в Алеппо был епископ Авраам Ардзивян (1710–1740). В 1740 году он стал первым армянским католикосом-патриархом Киликии , назначенным Папой Бенедиктом XIV в 1742 году в Ливане. В настоящее время число верующих католиков Армянской католической архиепархии Алеппо составляет около 15 тысяч человек. Под юрисдикцией прелатства в Сирии находятся следующие церковные здания:
- Собор Рельефной Богоматери Алеппо (1840 г.)
- Святой Спаситель - Церковь Святой Варвары в Алеппо (1937 г.)
- Церковь Благовещения Богоматери Алеппо (1942 г.)
- Церковь Святой Троицы в Алеппо (1965 г.)
- Церковь Святого Креста в Алеппо (1993 г.)
- Церковь Святой Богородицы – Мучеников Ракки
- Патриарший экзархат Дамаска : Армянская католическая община в Дамаске была организована в 1763 году во времена католикоса Михаила Петроса III Каспаряна . В 1863 году была освящена первая армянская католическая церковь в Дамаске. Закладка фундамента новой церкви и здания прелатства в районе Баб-Тума состоялась в 1959 году. В 1969 году был назначен первый армянский католический епископ в Дамаске. С 1984 года армянский католический епископ носит титул Патриаршего экзархата. Под юрисдикцией прелата в Сирии находится следующее церковное здание:
- Собор Парижской Богоматери в Дамаске
- Епархия Камишли : охватывает восточные регионы Сирии (Аль-Джазира, Верхняя Месопотамия), включая провинции Аль-Хасака и Дейр-эз-Зор. Под юрисдикцией прелатства в Сирии находятся следующие церковные здания:
- Собор Святого Иосифа в Камишли
- Церковь Святого Семейства Аль-Хасака
- Церковь Святого Григория Просветителя в Дейр-эз-Зоре
- Кесабская епархия: охватывает армянское католическое население провинции Латакия . Под юрисдикцией прелатства в Сирии находятся следующие церковные здания:
- Церковь Святого Архангела Михаила в Кесабе
- Церковь Успения Богоматери Багджагаз, Кесаб
Армянская Католическая Церковь имеет 2 монастыря в Сирии:
- Монастырь сестер Непорочного Зачатия в Алеппо.
- The convent of Mekhitarist Fathers in Aleppo
Евангелические армяне
[ редактировать ]
Армянские евангелисты (также известные как армянские протестанты) принадлежат к Союзу армянских евангелических церквей Ближнего Востока Армянской евангелической церкви .
- Армянская евангелическая община Сирии имеет следующие церковные постройки:
- Церковь Эммануэля в Алеппо
- Вефильская церковь Алеппо
- Церковь мучеников Алеппо
- Церковь Христа в Алеппо
- Церковь Святой Троицы в Кесабе
- Церковь Эммануила Экизолуха, Кесаб
- Армянская евангелическая церковь Кеоркеуна, Кесаб
- Армянская евангелическая церковь Карадуран, Кесаб
Образование
[ редактировать ]
Образование является важным фактором сохранения армянского языка и патриотизма среди армянской общины Сирии. Алеппо, как главный хозяин общины, является центром давних армянских школ и культурных учреждений. Армянские студенты, окончившие эти общинные школы, могут сразу же поступить в сирийскую университетскую систему после сдачи официальных экзаменов Танавия Амма (бакалавриат средней школы).
Армянские школы в Алеппо
[ редактировать ]Всего в Алеппо действуют 9 школ, в том числе 4 средние школы (старшие школы):
- Армянская средняя школа Карен Джеппе , первая армянская средняя школа в Алеппо. Он был открыт в 1947 году на участке земли в квартале Мейдан, переданном Армянскому прелатству по завещанию датского филантропа Карен Йеппе . Школа была основана по инициативе тогдашнего епископа Заре Паясляна (будущего католикоса Святого Престола Киликийского Заре I). Здание школы постепенно расширялось в 1966, 1973 и 1986 годах. В настоящее время в колледже обучается более 1100 учащихся смешанного типа, состоящих только из шести классов средней школы. Школа действует под непосредственным управлением армянского прелатства Алеппо.
- AGBU имени Лазаря Наджаряна-Калуста Гюльбенкяна Армянская центральная средняя школа была основана как Центральная школа Лазаря Наджаряна в 1954 году усилиями Всеармянского благотворительного союза. В 1959 году она была преобразована в среднюю школу со средним отделением и переименована в Центральную среднюю школу Лазаря Наджаряна-Калуста Гюльбенкяна. Начальное и среднее отделения расположены в двух соседних зданиях, а детский сад имеет собственное новое здание. В школе учатся более 1500 смешанных учеников, и она действует под управлением Сирийского регионального центрального комитета Всеармянского благотворительного союза. В школе есть собственный театральный зал имени его благотворителя «Кеворк Агоп Назарян».

- Киликийская Армянская Средняя Школа — смешанная средняя школа с 12 классами, основанная в 1921 году. Имеет три отделения: детское, начальное и среднее, каждое из них имеет свое отдельное здание, расположенное вдоль аллеи Сисси старого христианского квартала Дждейде. Первоначально школа была основана в 1921 году как Школа киликийских беженцев усилиями Киликийской ассоциации помощи. В 1930 году она была переименована в Киликийскую школу, а впоследствии; Киликийская средняя школа после основания среднего отделения в 1960 году. Киликийская школа работает под управлением Киликийской культурной ассоциации, в ней учатся более 450 учащихся смешанного типа.

- Армянская средняя школа Гртасиратс , основанная в 1924 году как смешанная школа Гртасиратс Айнтаба усилиями «Ассоциации Гртасиратс Айнтаба». До 1974 года школа действовала в старом христианском квартале недалеко от Дждейде, затем ее перевели в новое современное здание в районе Сулеймании. Имеет детский сад, начальную секцию, а с 2004 г.; второстепенный раздел. Школа находится под управлением Культурного общества «Гртасиратс», и в ней учатся более 300 учащихся смешанного типа. Рядом со школой в 1983 году была открыта армянская церковь Пресвятой Богородицы. В школе имеется собственный театральный зал «Зограб Каприелян», один из крупнейших в Алеппо.
- Школа мхитаристов Алеппо , основанная в 1936 году как армяно-католическая начальная школа. Позже это была 9-классная школа с начальным и подготовительным отделениями. В 2000-х годах его превратили в среднюю школу с 12 классами.
Другие начальные школы Алеппо, находящиеся под управлением прелатства:

- Начальная школа Айгазян, основанная в 1919 году. Школа считается продолжением школы «Тебрадун» (основана в 1876 году) и школы Нерсесян. Школа расположена на территории комплекса собора сорока мучеников в квартале Дждейде . В школе имеется шестилетняя смешанная начальная секция, в которой обучаются более 800 учеников. Детский сад работает в квартале Мейдан. В школе имеется театральный зал имени Аветиса Агароняна . Во время войны 2012 года ученики не могли посещать здание начальной школы Айгазян из-за местоположения здания. Раньше школа располагалась в Бейт-Газале, особняке османского периода.
- Заварская начальная школа, основанная как Нерсесянская школа в 1925 году с центром для взрослых-сирот. 15 августа 1936 года две секции были объединены в одно здание в квартале Мейдан. Новая школа вместе с театральным залом были переименованы в честь Симона Заваряна . Здание было полностью реконструировано в 1965 году. Сейчас в нем расположены шестилетняя смешанная начальная секция и детский сад. Общее количество студентов – более 450.
- Начальная школа Саакяна основана в 1927 году на пожертвования армянской диаспоры Индии и Бразилии . Он был назван в честь католикоса Саака II Хабаяна Святого Престола Киликии . Он расположен в квартале Мейдан с 1932 года на территории комплекса армянской церкви Святого Григория. В 1962 году школа была расширена за счет возведения нового здания. Сегодня в школе есть шестилетняя смешанная начальная секция и детский сад, в котором обучается более 850 учеников.
- Начальная школа Гюльбенкяна, основанная 22 сентября 1930 года как школа Богоса Гюльбенкяна на пожертвование армянского благотворителя Нерсеса Гюльбенкяна из Лондона . До 1996 года школа располагалась в небольшом здании, расположенном на узкой улице в районе Сулеймании. было открыто новое современное здание школы 13 июня 1997 года в районе Сулеймании в присутствии католикоса Арама I . В настоящее время в школе есть шестилетнее начальное отделение и детский сад, в котором учатся более 500 учащихся смешанного типа. В школе имеется собственный театральный зал «Кеворк Есаян».

Несуществующие школы
[ редактировать ]Многие школы были закрыты в основном из-за «процесса репатриации армян» в Советскую Армению в период с 1946 по 1967 год: [ 31 ]
- Начальная школа Месропяна (1923–2011): шестилетняя начальная школа, открытая в армянском лагере беженцев Рам района Сулеймания в 1923 году и известная как смешанная школа Месропяна лагеря . В 1936 году он был перенесен в армянонаселенный квартал Мейдан как часть предлагаемого церковного комплекса Сурп Кеворк (освященного в 1965 году). Детское отделение школы действовало в небольшом здании, примыкавшем к церкви Сурб Кеворк. В 2003 году общее количество учеников смешанной школы составляло 200 человек. Наконец, в 2011 году школа была закрыта сразу после окончания гражданской войны в Сирии.
- Армянская начальная школа (1923–1979): располагалась в районе Шейх-Максуд.
- Арамийская начальная школа (1930–1977): располагалась в Ассирийском районе.
- Начальная школа Вартаняна (1936–1980): располагалась в районе Ашрафия.
- Керманигянская начальная школа (1937–1974)
- Начальная школа Усумнасирац-Левонян (1945–1964)
Армянские школы в других регионах Сирии
[ редактировать ]- Епрадская (Ефратская) средняя школа Камышли основана в 1932 году и с 1962 года имеет 9 классов. В настоящее время в ней учатся более 900 учеников.
- Начальная школа Азадутюн (Свобода), Аль-Маликия (Дайрик)
- Школа Месробяна, Аль-Хасака
- Начальная школа Нахадагац (Шахидов), Рас-эль-Айн
- Хоренская начальная школа, Телль Абьяд
- Начальная школа Нубариан, Ракка
- Начальная школа Верадзенаунт (Возрождение), Якубия
- Начальная школа Нахадагац (Мучеников), Латакия
- Средняя школа Осумнасиратса Мияцыала, Кесаб
- Средняя школа Таркманчатс (Святых переводчиков), Дамаск
- Начальная школа Усумнасиратс, Дамаск
- Начальная школа AGBU имени Гюльлаби Гюльбенкяна, Дамаск
- Начальная школа Саакяна, Хомс
несуществующие школы:
- Месропянская начальная школа, Джарабулус (1933–1944)
- Начальная школа AGBU Вартаняна, Джарабулус (1935–1944)
- Начальная школа Хримян, Айн аль-Араб (1927–1962)
- Начальная школа AGBU Аведиса Сарафяна, Айн аль-Араб (1950–1975)
Интеграция армянских общин Сирии
[ редактировать ]Политическая жизнь
[ редактировать ]Сирийские армяне были интегрированы в политическую жизнь со времен османского правления Сирией . Как и другие религиозные общины, сирийская община организовала свои собственные дела в рамках системы проса , включая такие вопросы, как образование, социальные услуги и даже некоторые из своих законов. Просо решало внутренние споры, такие как брак, развод, наследование, а также сбор налогов и расходы.
Артин Бошгезенян был депутатом от Алеппо в первом (1908–1912), втором (апрель – август 1912) и третьем (1914–1918) османских парламентах конституционной эпохи. [ 32 ]
После создания сирийского государства Грант Малоян , армянский генерал из Муша, в 1940-х и 1950-х годах возглавлял сирийские силы безопасности. С другой стороны, еще один армянский военный генерал из Айнтаба; Арам Караманукян стал командующим артиллерией сирийской армии В тот же период .
Армяне имели почти постоянное представительство в сирийском парламенте с 1928 года. Армяно-сирийскими депутатами парламента были (в хронологическом порядке) Мигран Пузантян, Фаталла Асюн, Николас Джанджигян, Мовсес Дер Калусдян (впоследствии также депутат парламента Ливана), Грач Папазян, Анри Хендие (Балабанян), Грант Сулахян, Бедрос Миллетбашян. , Ардашес Богигян, Назарет Якубян, Мовсес Салатян, Дикран Чераджян, Фред Арсланян, Абдалла Фаттал, Луи Хенди, Крикор Эблигатян, Арам Караманугян, Рупен Дирариан, Левон Газал, Библиотекарь Саймон Ибрагим и Сунбул Сунбулян (до 2012 года). В результате парламентских выборов 2012 года в настоящее время в Народном совете Сирии не осталось ни одного армянского члена. Но на выборах в июле 2020 года в сирийский парламент были избраны трое армян: Жирайр Рейиссян, Люси Искенян и Нора Арисян. [ 33 ]
В нынешнем кабинете министров Сирии есть один армянский член после того, как Назира Фарах Саркис была назначена государственным министром по вопросам окружающей среды в июне 2012 года.
СМИ
[ редактировать ]
Сирия имеет богатую традицию СМИ и публикаций на армянском языке. Армянские ежедневные газеты, ныне несуществующие, имели большой успех в начале 20-го века. Ежедневная газета «Хе Цайн» (1918–1919), выходящая раз в два дня «Даракир» (1918–1919) и «Епрад» (1919) были одними из первых издаваемых газет.
В двадцатые и тридцатые годы XX века последовал поток публикаций: Суряган Сурхантаг (1919–1922), Суряган Мамул ( «Сирийская пресса» , 1922–1927), ежедневные газеты «Йепрад» (1927–1947), Сурия (1946–1960). и Аревелк (1946–1963). Последний имел также свой ежегодный ежегодник. «Аревелк» также опубликовала в 1956 году молодежное приложение «Ваагн» (1956–1963) и спортивное приложение «Аревелк Марзашхарх» (1957–1963).
Ежемесячные газеты включали « Наири» (1941–1949), опубликованные Антранигом Дзаругяном , и молодежное издание «Пурасдан» (1950–1958).
Ежегодники включают Суриайе Дарецуйтс (1924–1926), Датев (1925–1930), Суриаган Альбом (1927–1929), Дарон (1949), Хе Дарекирк (1956) и Кегхарт (с 1975 года).
В настоящее время еженедельник «Канцасар» является официальным органом Верийской армянской епархии в Алеппо. Впервые он был опубликован как Ошаган в 1978 году и был переименован в Канцасар в 1991 году.
Сирийские издатели внесли большой вклад в перевод на арабский язык ряда армянских литературных и научных исследований . Примечательно, что первая в истории газета на арабском языке была издана алеппинским армянским журналистом Рицкаллой Асдвадзадуром Хассуном в 1855 году в Константинополе . [ 34 ]
Спорт
[ редактировать ]
«Аль-Ярмук» (ранее «Оменетмен Алеппо») и «Урубе» (ранее «Аль-Ахд аль-Джадид») — сирийско-армянские спортивные клубы, базирующиеся в Алеппо. Будучи одними из старейших спортивных клубов Сирии, «Аль-Ярмук» и «Уруб» имеют несколько команд, участвующих в различных сирийских национальных соревнованиях, включая футбол , баскетбол (мужчины и женщины), настольный теннис , шахматы и другие индивидуальные виды спорта. Клубы имеют собственные тренировочные площадки в городе Алеппо.
В первой половине 1940-х и 1950-х годах многие армянские игроки представляли сирийский футбол на национальном уровне, в том числе Ардавазт Марутян и Кеворк Гербоян. Бывший игрок и тренер Аветис Кавлакян 1960-х годов был признан сирийской прессой лучшим сирийским футболистом ХХ века. Кеворк Мардикян из Латакии — выдающийся футбольный тренер и один из лучших сирийских футболистов 1970-х и 1980-х годов. В настоящее время его сын Мардик Мардикян является членом сборной Сирии по футболу .
В баскетболе Мэри Мурадян, Ани Каралян, Элизабет Мурадян и Маги Донабедян были членами женской сборной Сирии в 1980-х и 1990-х годах. Сари Папазян и Ватче Налбандян из Алеппо в настоящее время являются членами мужской сборной Сирии по баскетболу.
Музыка, искусство и драма
[ редактировать ]Многие армяне Сирии добились национальной и международной известности в сфере музыки и драмы. Саллум Хаддад из армянского села Якубия – известный современный актер сирийской и арабской драматургии. Руба аль-Джамал (умер в 2005 году) был выдающимся исполнителем классической арабской песни, урожденным Дзовинар Гарабедян. Многие другие сирийско-армянские певцы и музыканты стали известными артистами среди армян всего мира, такие как Джордж Тутунджян , Карниг Саркисян , Пол Багдадлян , Сетраг Овигян, Арсен Григорян (Мро), Карно и Раффи Оганян . Многие другие добились международной известности, в том числе Арам Тигран , Хайг Яздджян , Авраам Руссо , Вади Мрад, Талар Декрманджян и Лена Чамамян . Дирижером Сирийского национального симфонического оркестра является Мисак Багбударян из Дамаска.
Армянские театры в Алеппо включают:
- Театральная группа Антраниг Культурной ассоциации Нор Серунт
- Театральная группа Бедроса Атамяна Армянской молодежной ассоциации
- Заварский театральный коллектив Культурно-просветительской ассоциации Амазкаин
- Театральная группа Левона Шанта Культурно-просветительской ассоциации «Амазкаин»
- Театральная группа Керманиг-Васбураган Культурной ассоциации Керманиг-Васбураган
- Театральная группа Вардана Аджемяна Культурного объединения «Гртасиратс»
Армянские музыкальные ансамбли в Алеппо включают:
- Хор «Звартноц» Культурно-просветительского объединения «Амазкаин»
- Александр Спендиарян Хор Армянской молодежной ассоциации
- Музыкальный коллектив "Биг-Бэнд" Армянской Молодежной Ассоциации.
- Камерный оркестр «Гомидас» Армянской молодежной ассоциации
- Детский хор Мегри Культурно-просветительского объединения «Амазкаин»
Армянские танцевальные коллективы в Алеппо включают:
- Танцевальный ансамбль Нор Серунт Культурной ассоциации Нор Серунт
- Сартарабадский танцевальный ансамбль Культурно-просветительской ассоциации «Амазкаин»
- Танцевальный ансамбль «Жирайр»
- Танцевальный ансамбль «Антраниг» Армянской молодежной ассоциации
- Танцевальная группа Уно
- Детский танцевальный ансамбль «Шуши» Культурно-просветительского объединения «Амазкаин»
Армянские художественные академии в Алеппо включают:
- Академия живописи Мартироса Сарьяна Армянской молодежной ассоциации
- Академия живописи Аршила Горького Культурно-просветительской ассоциации Хамазкаин
- Музыкальная академия Армянского молодежного объединения имени Арама Хачатуряна
- Музыкальная академия Барсега Каначяна Культурно-просветительской ассоциации «Амазкаин»
Медицинские науки
[ редактировать ]
Армяне были одними из пионеров современной медицинской науки в Сирии. Первый рентгеновский генератор в Сирии и Ливане был привезен доктором Асадуром Алтуняном (1857–1950) в Алеппо в 1896 году. [ 35 ] Доктор Алтунян открыл первую в истории частную больницу в Алеппо в 1927 году. Позже он основал первую школу медсестер в Алеппо и Сирии. После его смерти в 1950 году доктор Асадур Алтунян был награжден правительством Сирии Почетной медалью «За заслуги перед Сирией» высшей степени. [ 36 ] В области офтальмологии доктор Роберт Джебеджян (1909–2001) был одним из первых офтальмологов в Сирии. В 1952 году он основал первую в истории частную офтальмологическую больницу в Алеппо. [ 37 ] Доктор Джебеджян опубликовал множество ценных исследований о лейшманиозе и трахоме . [ 38 ] В 1947 году доктор Джебеджян провел первую операцию по трансплантации роговицы на Ближнем Востоке и в арабском мире. [ 39 ]
Преследования во время гражданской войны в Сирии 2010-х годов
[ редактировать ]По состоянию на ноябрь 2014 года в городе Ракка осталось всего 23 армянские и ассирийские христианские семьи . Сообщается, что боевики ИГИЛ сожгли христианские Библии и священные книги. [ 40 ] [ 41 ] [ 42 ]
Сирийско-армянские отношения
[ редактировать ]Дейр-эз-Зор и геноцид армян
[ редактировать ]
В 1915 году сирийский регион Дейр-эз-Зор , в основном пустыня, стал конечным пунктом назначения армян во время геноцида армян , где они были убиты. В городе открыт мемориальный комплекс, посвященный этой трагедии. [ 43 ] Он был спроектирован Саркисом Балманукяном и официально открыт в 1990 году в присутствии Армянского Католикоса Великого Дома Киликийского. Комплекс содержит кости и останки армянских жертв Геноцида, найденных в пустыне Дейр-эз-Зор, и стал местом паломничества многих армян в память об их погибших.
Кесаб, сирийский город с армянским большинством
[ редактировать ]
Кесаб (араб. كسب , армянский: Քեսապ Кесап ) — сирийский пограничный город, расположенный в провинции Латакия к северо-западу от Сирии, на высоте 800 метров над уровнем моря, всего в 3 километрах от турецкой границы и в 9 километрах от Средиземного моря. море.
Кесаб – древний армянский город, которому более 1000 лет. Сегодня население города и окрестных сел в основном армянское. [ 44 ] с меньшинством сирийских арабов.
Кесаб – летний туристический курорт и очень популярное направление.
Отношения между Арменией и Сирией
[ редактировать ]Посольство Армении в Дамаске (с 1992 года) было первым посольством Армении, открытым за рубежом после обретения Арменией независимости. Официальный визит новоизбранного президента Армении Левона Тер-Петросяна в Сирию в 1992 году стал первым международным официальным визитом президента Армении после обретения независимости. С тех пор отношения между двумя странами развиваются, особенно после создания совместного экономического комитета между двумя правительствами и установления сотрудничества между торговыми палатами Алеппо и Армении с 2008 года . Асад в Ереван в июне 2009 года приехал для поддержания двусторонних отношений.
С 28 мая 1993 года у Армении также есть генеральное консульство в Алеппо. В 1997 году сирийцы открыли свое посольство в Ереване , которое находится на улице Баграмяна, в нескольких метрах от президентского дворца.
Первый президент Армении Левон Тер-Петросян родился в Алеппо, Сирия.
См. также
[ редактировать ]- Список сирийских армян
- Армянская диаспора
- Армяно-сирийские отношения
- Армянская епархия Верои
- упс
- Якубия, Сирия
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Оценочные данные датированы до начала гражданской войны в Сирии, которая началась в 2011 году.
- ^ Перейти обратно: а б с д и «Выжить в Алеппо: Интервью с Нерсесом Саркисяном» . 9 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Проблемы армян Сирии: Армянская община Дамаска» .
- ^ Перейти обратно: а б «ВИРТУАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ АРМЯНСКОЙ ДИАСПОРЫ» . Министерство Диаспоры Армении. Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 г. Проверено 19 февраля 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Шуп, Джон А. (2018), «Сирия», История Сирии , ABC-CLIO , стр. 6, ISBN 978-1440858352 В
Сирии есть еще несколько этнических групп, курды... они составляют примерно 9 процентов... Туркмены составляют около 4-5 процентов от общей численности населения. Остальную этническую смесь Сирии составляют ассирийцы (около 4 процентов), армяне (около 2 процентов) и черкесы (около 1 процента).
- ^ Перейти обратно: а б «Организация Объединенных Наций в Армении» .
- ^ Перейти обратно: а б "В Сирии осталось 15 тысяч армян | Лрагир" .
- ^ Перейти обратно: а б «Детские площадки, шоколадные Деды Морозы, теплые объятия приветствуют сирийских беженцев» . Новости ЦБК . 18 января 2016 г. Архивировано из оригинала 05 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Около 10 тысяч сирийских армян переехали в Армению, а 8 тысяч – в Ливан – Шахан Ка» . Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ "Господин Попов, про сирийских армян в Карабахе еще доказательства нужны? | Vesti.az | Главные новости Азербайджана | Новости Азербайджана" . Archived from the original on 2015-09-23 . Retrieved 2015-09-19 .
- ^ Перейти обратно: а б Неизвестно, Неизвестно. «Ваххабитский/такфиристский священнослужитель разбивает статую Девы Марии в городе Якубия» . Оронт . Джимдо.com. Архивировано из оригинала 7 июня 2014 года . Проверено 5 июня 2014 г.
- ^ «Армянские дома в Кесабе разграблены и оккупированы» . Asbarez.com . 25 марта 2014 года . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Христианский Гамлет избегает войны в Сирии, но становится жертвой мародеров» . Архивировано из оригинала 9 февраля 2013 г.
- ^ Куркджян, Ваан М. История Армении, организованная Чикагским университетом . Нью-Йорк: Всеобщий армянский благотворительный союз Америки, 1958, стр. 173–185.
- ↑ Aztag Daily, 10 февраля 2000 г., статья под редакцией Мании Газарян и Ашода Сдепаняна.
- ^ «Чему современная Сирия может научиться у османов» .
- ^ Хачиг Мурадян. «Армяне Алеппо, Геноцид и смена ролей» . Армянский еженедельник . Проверено 24 июля 2024 г.
- ^ Алеппо в книге «Сто лет 1850–1950», том 3, страница 26, 1994 г., Алеппо. Авторы: Мохаммад Фуад Айнтаби и Наджва Осман.
- ^ Золотая река в истории Алеппо, ( араб .: Золотая река в истории Алеппо ), том 1 (1922), стр. 256, опубликовано в 1991 году, Алеппо. Автор: Шейх Камель Аль-Газзи.
- ^ Золотая река в истории Алеппо ( араб . « Золотая река в истории Алеппо» ), том 3 (1925), страницы 449–450, опубликовано в 1991 году, Алеппо. Автор: Шейх Камель Аль-Газзи.
- ^ Ованнисян, Ричард Г. (2004). Армянский народ от древности до современности, Том II: Иностранное владычество к государственности: от пятнадцатого века до двадцатого века . Нью-Йорк: Пэлгрейв Макмиллан. п. 425. ИСБН 1-4039-6422-Х .
- ^ «Сирийские армяне не возвращаются» . Радикальный. 09.09.2012.
- ^ «Снова перемещён» . Экономист. 8 апреля 2014 г.
- ^ asbarez.com/121079/armenian-homes-in-kessab-looted-occupied/
- ^ «Армянский католический собор в Алеппо взорван за несколько часов до мессы» . Армянский еженедельник.
- ^ Персонал, The New Arab (13 июня 2022 г.). «Сирийские армяне начинают изучать свой язык» . www.newab.com/ . Проверено 16 февраля 2024 г.
- ^ АНФ (24 апреля 2019). "Нубар Озанян заявил об армянской бригаде" . Новости АНФ . Информационное агентство Евфрат . Проверено 29 апреля 2019 г.
- ^ "Армяне-форма-бригада-в-северной-и-восточной Сирии" https://anfenglishmobile.com/rojava-northern-syria/armenians-form-brigade-in-northern-and-eastern-syria-34462
- ^ Зейтлиан Ватенпау, Хегнар (12 февраля 2019 г.). Недостающие страницы: современная жизнь средневекового манускрипта, от геноцида к правосудию . Издательство Стэнфордского университета. п. 199.
Геноцид и его последствия изменили армянскую общину Алеппо. Во дворе церкви Сорока мучеников, основанной в двенадцатом веке, теперь можно было услышать зейтунский армянский диалект наряду с мягким турецким языком Мараша и Айнтаба, рядом с арабской речью местных армян, которые отныне стали известны как аль- арман аль-акдам , «старые армяне».
- ^ Как сирийские армяне сохранили Западную Армению , получено 1 февраля 2024 г.
- ^ «Епархия Алеппо, История» . Епархия Алеппо. Архивировано из оригинала 8 июня 2020 г. Проверено 21 декабря 2009 г.
- ↑ Еженедельник Айреник: Армяне Сирии. Архивировано 23 февраля 2014 г., в Wayback Machine.
- ^ Актар, А. (2007). «Обсуждение армянской резни в последнем османском парламенте, ноябрь-декабрь 1918 года». Журнал исторической мастерской . 64 : 240–270. дои : 10.1093/hwj/dbm046 . S2CID 159609253 .
- ^ Хайреник (21 июля 2020 г.). «Три армянина избраны в парламент Сирии» . Армянский еженедельник .
- ^ Сирийская пресса, прошлое и настоящее, Хашем Осман, 1970, Дамаск.
- ^ "Джейд Дэйлс" . Архивировано из оригинала 7 декабря 2014 года . Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ «Выдающиеся врачи Алеппо — доктор Асадор Алтунян » . Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ «Сайт Алеппо — Роберт Джеббехян… Новая концепция выразительного реализма » . Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ Artsgulf: Роберт Джебеджян. Архивировано 21 февраля 2014 г., в Wayback Machine.
- ^ «Выставка картин доктора Джаббы Гьяна » . Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ «23 христианские семьи, оказавшиеся в ловушке в оплоте ИГИЛ в Ракке, сталкиваются с насилием и принудительным налогообложением» . Христианская почта . 17 ноября 2014 года . Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ «23 семьи остались в сирийской Ракке после контроля ИГИЛ» . Архивировано из оригинала 29 ноября 2014 года . Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ «25 христианских семей все еще находятся в Ракке. Обязательство платить «налог на защиту» – информационное агентство Фидес» . Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ «Памятник и мемориальный комплекс в Дер Зоре, Сирия» . Проверено 4 декабря 2014 г.
- ^ Мангейм, Иван (2001). Справочник по Сирии и Ливану: Путеводитель . Путеводители по следам. п. 299. ИСБН 1-900949-90-3 .
