Jump to content

Максим Эфесский

(Перенаправлено с Максима Смирнского )

Максим Эфесский ( греч . Μάξιμος ὁ Ἐφέσιος ; ок. 310–372 гг. Н.э.) был философом- неоплатоником . Говорят, что он происходил из богатой семьи и пользовался большим влиянием на императора Юлиана , которого рекомендовал ему Эдезий . Максимус потворствовал любви императора к магии и теургии и завоевал высокое положение при дворе, где его властная манера поведения нажила ему множество врагов. Он провел некоторое время в тюрьме после смерти Юлиана и в конце концов был казнен Валентом .

Наиболее подробным источником о жизни Максима является Евнапий в его «Жизнеописаниях софистов» , но на него ссылаются также Аммиан Марцеллин , император Юлиан и Либаний . Христианские писатели также обсуждают его, хотя и в весьма негативных тонах.

Максимус родился примерно в начале IV века. Аммиан Марцеллин называет Эфес родным городом Максима. В этом сомневаются некоторые учёные. [ 1 ] но несомненно, что он происходил с запада Малой Азии . Его родители были богаты. У Максима был брат по имени Клавдиан, который также стал философом. [ 2 ] Другой брат, Нимфидиан , служил императору Юлиану в качестве Magister epistolarum graecarum (секретаря греческой переписки). Аммоний Гермии сообщил, что Максим был учеником неоплатоника «Гиерия». [ 3 ]

Примерно с 335–350 Максим находился в Пергаме в качестве ученика Эдезия . Пока он был там, Максим учился вместе с Хрисанфием , Евсевием Миндским и Приском . Многие неоплатоники практиковали теургию (попытки общения с Богом посредством особых ритуальных действий), и существует свидетельство, согласно которому Максимус успешно разрушил приворот, наложенный на философа Сосипатру одним из ее родственников. [ 4 ]

Около 350 г. Максим покинул Пергам, чтобы работать в Эфесе учителем философии. По-видимому, в его обучении участвовали и христиане: говорят, что у Максима учился христианин по имени Сисинний, который впоследствии стал епископом -новацианистом в Константинополе . [ 5 ] В 351 году будущий император Юлиан отправился в Пергам, где Евсевий предостерег его от участия в магических искусствах, которыми практиковал Максим. Предупреждение только соблазнило Юлиана, который тренировался у Максима в Эфесе с мая 351 по апрель 352 года.

Юлиан был назначен цезарем в 355 году, сохраняя связь с Максимом. В 361 году, будучи августом , Юлиан привёл Приска и Максима в Константинополь. Максимус принял приглашение императора, несмотря на неблагоприятные предзнаменования, и, как говорят, объяснил, что можно добиться благосклонности богов. [ 6 ] Оба неоплатоника были близкими соратниками императора, который использовал их в качестве религиозно-философских советников и партнеров по дискуссиям. Евнапий утверждает, что Максим и Приск не имели политического авторитета. [ 7 ] но также пишет, что Максим стал высокомерно недоступен и использовал свое влиятельное положение для личного обогащения. Максим сопровождал Юлиана в Антиохию летом 362 года и был в числе окружения императора во время персидской кампании следующего года . Перед тем, как Юлиан умер 26 июня 363 года от боевого ранения, он провел последнюю философскую беседу с Максимом и Приском.

Максимус продолжал получать императорскую благосклонность при императоре Иовиане , но после смерти Иовиана за ним пришли его враги. Весной 364 года его обвинили в причинении длительной болезни новым императорам Валентиниану I и Валенту . Это обвинение не подтвердилось и было снято. Но его многочисленные противники не смягчились; в 365/366 г. он был вновь арестован и обвинен в незаконном обогащении. Был наложен крупный штраф, и его отправили «в Азию» – вероятно, на родину – чтобы найти средства для оплаты. Не имея возможности собрать достаточно денег, его пытали. Евнапий сообщил, что Максим хотел покончить с собой, так как больше не мог терпеть боль, и его жена раздобыла яд. Его жена первой выпила яд, но Максимус тогда не пил.

Позднее Максим был освобожден по приказу проконсула Азии Клеарха , который был сторонником старой религии. Философу была возвращена большая часть конфискованного имущества, и он возобновил преподавание, осмелившись даже вернуться в Константинополь.

Около 370 года императору Валенту сообщили, что группа людей обратилась к оракулу, чтобы узнать, кто будет следующим императором, и им сказали, что Валент «умрет странной смертью» и ему наследует человек, имя которого начинается с букв Теод . Валент ответил резней людей, чьи имена начинались с этих букв, а также повальным преследованием философов-политеистов. [ 8 ] Евнапий указывает, что Максим, ложно замешанный в заговоре оракула, был казнен Фестом, новым проконсулом Азии, в 372 году. [ 9 ] [ 10 ]

Работает

[ редактировать ]

В Суде говорится, что Максимус является автором книги Perì katarchôn ( «Об инициативах» ), астрологического текста, который сохранился. [ 11 ] Он также написал ряд работ, в том числе «О неразрешимых противоречиях» , «О прогнозах» , «О числах » и комментарий к Аристотелю . Два утерянных комментария засвидетельствованы из других источников: один на « Категории» , от которого сохранился фрагмент, и один на « Предварительную аналитику» , на которую ответил Фемистий . [ 12 ] Сообщается, что Максим согласился с Евсевием , Ямвлихом и Порфирием в утверждении совершенства второй и третьей фигур силлогизма . [ 13 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Дельфим Сантос (2005) с. 314. В Британской энциклопедии 1911 года он указан под именем Максима Смирнского.
  2. ^ Ришар Гуле: «Клавдиан», в: Ришар Гуле (ред.): Dictionnaire des Philosophes Antiques , Bd. 2, Париж, 1994 г., с. 401
  3. ^ Анри Доминик Саффри: Иериос , в: Ричард Гуле (ред.): Словарь древних философов , Vol. 3, Париж 2000, с. 684 (№ 121).
  4. ^ Евнапий, Жизнеописания философов и софистов , 413.
  5. ^ Клаус Розен: Джулиан. Император, Бог и ненавистники христиан , Штутгарт, 2006, стр. 97f.
  6. Описание Евнапием обращения Максима с предзнаменованиями см. Penella (1990), стр. 68–70, 119 и далее.
  7. ^ Пенелла (1990), с. 15.
  8. ^ Робинсон, Дж .; Фрэнсис Янг (1873). Древняя история . п. 493.
  9. ^ Тромбли, Фрэнк Р. (2001). Эллинская религия и христианизация, ок. 370-529 . Лейден: Брилл. п. 50. ISBN  0391041215 .
  10. ^ Феодоссиу, Эфстратиос; Василиос Маниманис; Милан С. Димитриевич (2012). «Астрология в ранней Византийской империи и антиастрологическая позиция отцов церкви» (PDF) . Европейский журнал науки и теологии . 8 (2): 7–24.
  11. ^ Perì katarchôn ( Des Initiatives ), текст создан и переведен Н.Зито, Париж: Les Belles Lettres, 2016. (336 с.).
  12. О содержании разногласий см. Тэ Су Ли: Die griechische Tradition der aristotelischen Syllogystik in der Spätantike , Goettingen 1984, p. 127–132. Французский перевод единственного арабского сочинения Фемистия — «Абуррахман Бадави: La Transmission de la philosophie grecque au monde arabe» , Париж, 1987, с. 180–194
  13. ^ Аммоний , О предшествующей аналитике 31, 13–23. См. Джонатан Барнс, «Перипатетическая логика», в книге Р.В. Шарплса и Р. Сорабджи (ред.), «Греческая и римская философия», 100 г. до н. э. – 200 г. н. э. , Vol. II (Лондон, 2007 г.).
  • Евнапий, Жития софистов
  • Филипе Дельфим Сантос: Artikel Maxime (из Эфеса?) , В: Ричард Гуле (Hrsg.): Словарь древних философов , Bd 4, CNRS, Париж, 2005 г., ISBN   2-271-06386-8 , с. 313-322
  • Роберт Дж. Пенелла: греческие философы и софисты в четвертом веке нашей эры. Исследования Евнапия Сардийского , Фрэнсис Кэрнс, Лидс, 1990, ISBN   0-905205-79-0
  •  В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Максим Смирнский ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  • Паола Радичи Колаче: Византийские пересказы «ПЕРИ КАТАРХОН» Массимо . Введение, критический текст, перевод и лингвофилологические комментарии, Мессина, EDAS, 1988.


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ea612a8a46086b0852006f822c36e1da__1688325060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ea/da/ea612a8a46086b0852006f822c36e1da.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Maximus of Ephesus - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)