Максим Эфесский
Максим Эфесский ( греч . Μάξιμος ὁ Ἐφέσιος ; ок. 310–372 гг. Н.э.) был философом- неоплатоником . Говорят, что он происходил из богатой семьи и пользовался большим влиянием на императора Юлиана , которого рекомендовал ему Эдезий . Максимус потворствовал любви императора к магии и теургии и завоевал высокое положение при дворе, где его властная манера поведения нажила ему множество врагов. Он провел некоторое время в тюрьме после смерти Юлиана и в конце концов был казнен Валентом .
Жизнь
[ редактировать ]Наиболее подробным источником о жизни Максима является Евнапий в его «Жизнеописаниях софистов» , но на него ссылаются также Аммиан Марцеллин , император Юлиан и Либаний . Христианские писатели также обсуждают его, хотя и в весьма негативных тонах.
Максимус родился примерно в начале IV века. Аммиан Марцеллин называет Эфес родным городом Максима. В этом сомневаются некоторые учёные. [ 1 ] но несомненно, что он происходил с запада Малой Азии . Его родители были богаты. У Максима был брат по имени Клавдиан, который также стал философом. [ 2 ] Другой брат, Нимфидиан , служил императору Юлиану в качестве Magister epistolarum graecarum (секретаря греческой переписки). Аммоний Гермии сообщил, что Максим был учеником неоплатоника «Гиерия». [ 3 ]
Примерно с 335–350 Максим находился в Пергаме в качестве ученика Эдезия . Пока он был там, Максим учился вместе с Хрисанфием , Евсевием Миндским и Приском . Многие неоплатоники практиковали теургию (попытки общения с Богом посредством особых ритуальных действий), и существует свидетельство, согласно которому Максимус успешно разрушил приворот, наложенный на философа Сосипатру одним из ее родственников. [ 4 ]
Около 350 г. Максим покинул Пергам, чтобы работать в Эфесе учителем философии. По-видимому, в его обучении участвовали и христиане: говорят, что у Максима учился христианин по имени Сисинний, который впоследствии стал епископом -новацианистом в Константинополе . [ 5 ] В 351 году будущий император Юлиан отправился в Пергам, где Евсевий предостерег его от участия в магических искусствах, которыми практиковал Максим. Предупреждение только соблазнило Юлиана, который тренировался у Максима в Эфесе с мая 351 по апрель 352 года.
Юлиан был назначен цезарем в 355 году, сохраняя связь с Максимом. В 361 году, будучи августом , Юлиан привёл Приска и Максима в Константинополь. Максимус принял приглашение императора, несмотря на неблагоприятные предзнаменования, и, как говорят, объяснил, что можно добиться благосклонности богов. [ 6 ] Оба неоплатоника были близкими соратниками императора, который использовал их в качестве религиозно-философских советников и партнеров по дискуссиям. Евнапий утверждает, что Максим и Приск не имели политического авторитета. [ 7 ] но также пишет, что Максим стал высокомерно недоступен и использовал свое влиятельное положение для личного обогащения. Максим сопровождал Юлиана в Антиохию летом 362 года и был в числе окружения императора во время персидской кампании следующего года . Перед тем, как Юлиан умер 26 июня 363 года от боевого ранения, он провел последнюю философскую беседу с Максимом и Приском.
Максимус продолжал получать императорскую благосклонность при императоре Иовиане , но после смерти Иовиана за ним пришли его враги. Весной 364 года его обвинили в причинении длительной болезни новым императорам Валентиниану I и Валенту . Это обвинение не подтвердилось и было снято. Но его многочисленные противники не смягчились; в 365/366 г. он был вновь арестован и обвинен в незаконном обогащении. Был наложен крупный штраф, и его отправили «в Азию» – вероятно, на родину – чтобы найти средства для оплаты. Не имея возможности собрать достаточно денег, его пытали. Евнапий сообщил, что Максим хотел покончить с собой, так как больше не мог терпеть боль, и его жена раздобыла яд. Его жена первой выпила яд, но Максимус тогда не пил.
Позднее Максим был освобожден по приказу проконсула Азии Клеарха , который был сторонником старой религии. Философу была возвращена большая часть конфискованного имущества, и он возобновил преподавание, осмелившись даже вернуться в Константинополь.
Около 370 года императору Валенту сообщили, что группа людей обратилась к оракулу, чтобы узнать, кто будет следующим императором, и им сказали, что Валент «умрет странной смертью» и ему наследует человек, имя которого начинается с букв Теод . Валент ответил резней людей, чьи имена начинались с этих букв, а также повальным преследованием философов-политеистов. [ 8 ] Евнапий указывает, что Максим, ложно замешанный в заговоре оракула, был казнен Фестом, новым проконсулом Азии, в 372 году. [ 9 ] [ 10 ]
Работает
[ редактировать ]В Суде говорится, что Максимус является автором книги Perì katarchôn ( «Об инициативах» ), астрологического текста, который сохранился. [ 11 ] Он также написал ряд работ, в том числе «О неразрешимых противоречиях» , «О прогнозах» , «О числах » и комментарий к Аристотелю . Два утерянных комментария засвидетельствованы из других источников: один на « Категории» , от которого сохранился фрагмент, и один на « Предварительную аналитику» , на которую ответил Фемистий . [ 12 ] Сообщается, что Максим согласился с Евсевием , Ямвлихом и Порфирием в утверждении совершенства второй и третьей фигур силлогизма . [ 13 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Дельфим Сантос (2005) с. 314. В Британской энциклопедии 1911 года он указан под именем Максима Смирнского.
- ^ Ришар Гуле: «Клавдиан», в: Ришар Гуле (ред.): Dictionnaire des Philosophes Antiques , Bd. 2, Париж, 1994 г., с. 401
- ^ Анри Доминик Саффри: Иериос , в: Ричард Гуле (ред.): Словарь древних философов , Vol. 3, Париж 2000, с. 684 (№ 121).
- ^ Евнапий, Жизнеописания философов и софистов , 413.
- ^ Клаус Розен: Джулиан. Император, Бог и ненавистники христиан , Штутгарт, 2006, стр. 97f.
- ↑ Описание Евнапием обращения Максима с предзнаменованиями см. Penella (1990), стр. 68–70, 119 и далее.
- ^ Пенелла (1990), с. 15.
- ^ Робинсон, Дж .; Фрэнсис Янг (1873). Древняя история . п. 493.
- ^ Тромбли, Фрэнк Р. (2001). Эллинская религия и христианизация, ок. 370-529 . Лейден: Брилл. п. 50. ISBN 0391041215 .
- ^ Феодоссиу, Эфстратиос; Василиос Маниманис; Милан С. Димитриевич (2012). «Астрология в ранней Византийской империи и антиастрологическая позиция отцов церкви» (PDF) . Европейский журнал науки и теологии . 8 (2): 7–24.
- ^ Perì katarchôn ( Des Initiatives ), текст создан и переведен Н.Зито, Париж: Les Belles Lettres, 2016. (336 с.).
- ↑ О содержании разногласий см. Тэ Су Ли: Die griechische Tradition der aristotelischen Syllogystik in der Spätantike , Goettingen 1984, p. 127–132. Французский перевод единственного арабского сочинения Фемистия — «Абуррахман Бадави: La Transmission de la philosophie grecque au monde arabe» , Париж, 1987, с. 180–194
- ^ Аммоний , О предшествующей аналитике 31, 13–23. См. Джонатан Барнс, «Перипатетическая логика», в книге Р.В. Шарплса и Р. Сорабджи (ред.), «Греческая и римская философия», 100 г. до н. э. – 200 г. н. э. , Vol. II (Лондон, 2007 г.).
Ссылки
[ редактировать ]- Евнапий, Жития софистов
- Филипе Дельфим Сантос: Artikel Maxime (из Эфеса?) , В: Ричард Гуле (Hrsg.): Словарь древних философов , Bd 4, CNRS, Париж, 2005 г., ISBN 2-271-06386-8 , с. 313-322
- Роберт Дж. Пенелла: греческие философы и софисты в четвертом веке нашей эры. Исследования Евнапия Сардийского , Фрэнсис Кэрнс, Лидс, 1990, ISBN 0-905205-79-0
- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Максим Смирнский ». Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Паола Радичи Колаче: Византийские пересказы «ПЕРИ КАТАРХОН» Массимо . Введение, критический текст, перевод и лингвофилологические комментарии, Мессина, EDAS, 1988.