Jump to content

Тео ван Дусбург

(Перенаправлено с Альдо Камини )

Тео ван Дусбург
Тео ван Дусбург в роли сержанта Кюппера, ок. 1915 год
Рожденный
Кристиан Эмиль Мари Кюппер

( 1883-08-30 ) 30 августа 1883 г.
Утрехт , Нидерланды
Умер 7 марта 1931 г. ) ( 1931-03-07 ) ( 47 лет
Давос , Швейцария
Известный живопись, архитектура, поэзия
Движение Де Стиль , Элементаризм , Конкретное искусство , Дадаизм

Тео ван Дусбург (англ. Голландский: [ˈteːjoː vɑn ˈduzbʏr(ə)x] ; 30 августа 1883 — 7 марта 1931) — голландский художник, занимавшийся живописью, письмом, поэзией и архитектурой. Он наиболее известен как основатель и лидер De Stijl . [1] [2] Он женился трижды. [3]

Личная жизнь

[ редактировать ]

Тео ван Дусбург родился Кристиан Эмиль Мари Куппер 30 августа 1883 года в Утрехте , Нидерланды, в семье фотографа Вильгельма Куппера и Генриетты Катерины Маргадант. После непродолжительного обучения актерскому мастерству и пению он решил стать кладовщиком. Он всегда считал своего отчима Теодора Дусбурга своим настоящим отцом, поэтому его первые работы подписаны Тео Дусбургом, к которому он позже добавил «фургон».

Ван Дусбург был женат трижды: 4 мая 1910 года на теософе, поэтессе и писательнице Агните Хенрике Фейс ; 30 мая 1917 г. бухгалтеру Елене «Лене» Милиус ; а 24 ноября 1928 года - художнице, пианистке и хореографу Петронелле «Нелли» Йоханне ван Мурсель . [3] [4]

Тео ван Дусбург, Композиция в сером (Рэг-тайм) , 1919, Холст, масло, 196,5 см × 59,1 см (77,4 × 23,3 дюйма), Фонд Соломона Р. Гуггенхайма, Коллекция Пегги Гуггенхайм, Венеция, 1976 г.
Девушка с лютиком , холст, масло, 1914, Центральный музей , Утрехт

Его первая выставка состоялась в 1908 году. С 1912 года он поддерживал свои работы, публикуя статьи для журналов. В то время он считал себя современным художником, хотя его ранние работы соответствуют амстердамским импрессионистам и находятся под влиянием Винсента Ван Гога как по стилю, так и по тематике. Ситуация внезапно изменилась в 1913 году после прочтения Василия Кандинского » «Рюкблика . [5] в которой он оглядывается на свою жизнь художника с 1903 по 1913 год. Это заставило его осознать, что в живописи существует более высокий, более духовный уровень, который берет начало в уме, а не в повседневной жизни, и что абстракция является единственным логическим результатом творчества. этот. Уже в 1912 году Ван Дусбург критиковал футуризм в художественной статье в журнале Eenheid no. 127, 9 ноября 1912 года, потому что «Мимическое выражение скорости (какой бы ни была его форма: самолет, автомобиль и т. д.) диаметрально противоположно характеру живописи, высшее начало которой следует искать в внутренняя жизнь». 6 ноября 1915 года он написал в том же журнале: «Мондриан осознает важность линии. Линия сама по себе почти стала произведением искусства; с ней нельзя играть, когда изображение воспринимаемых объектов было крайне важным. белый холст почти торжественен. Каждая лишняя линия, каждая неправильно поставленная линия, любой цвет, нанесенный без благоговения и заботы, могут испортить все — то есть духовное». [6]

Движение Де Стиль

[ редактировать ]

Именно во время обзора выставки для одного из этих журналов, для которых он писал, в 1915 году (в середине своей двухлетней службы в армии) он познакомился с работами Пита Мондриана , который был на восемь лет старше его. и к тому времени уже привлек внимание своими картинами. Ван Дусбург видел в этих картинах свой идеал живописи: полную абстракцию действительности. Вскоре после выставки Ван Дусбург связался с Мондрианом, и вместе с родственными ему художниками Бартом ван дер Леком , Антони Коком , Вильмошем Хусаром и Якобусом Удом они основали журнал De Stijl в 1917 году. [7]

Основные авторы журнала De Stijl 1917–1927 гг.

Продвижение стиля

[ редактировать ]
Конгресс Союза международных прогрессивных художников в Дюссельдорфе , май 1922 г.

Хотя Де Стейл состоял из многих членов, Ван Дусбург был «послом» движения, продвигая его по всей Европе. Он переехал в Веймар в 1922 году, решив произвести впечатление на Баухауза директора Вальтера Гропиуса , чтобы распространить влияние движения.

Хотя Гропиус принял многие заповеди движений современного искусства, он не считал, что Дусбург должен стать мастером Баухауза. Затем Дусбург обосновался рядом со зданиями Баухауза и начал привлекать школьников, интересующихся новыми идеями конструктивизма , дадаизма и Де Стиджа . [8]

Раскол с Мондрианом

[ редактировать ]
Композиция децентрализованная , 1924 г., гуашь на доске, 11 3/8 x 11 1/2 дюйма (28,9 x 29,2 см), Музей Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, завещание, Ричард С. Зейслер, 2007 г.

Дружба между Ван Дусбургом и Мондрианом оставалась крепкой в ​​эти годы, хотя их основным средством общения было письмо. В 1923 году Ван Дусбург переехал в Париж вместе со своей более поздней женой Нелли ван Мурсел . Поскольку эти двое мужчин стали видеться гораздо чаще, различия в характерах стали очевидны: Мондриан был интровертом , а ван Дусбург был более ярким и экстравагантным. В 1924 году между двумя мужчинами возникли разногласия, которые в конечном итоге привели к временному расколу в том же году. Точная причина раскола стала предметом разногласий среди историков искусства; Обычно основной причиной называют расходящиеся представления о направлениях линий на картинах: Мондриан никогда не признавал диагоналей, тогда как Дусбург настаивал на динамических аспектах диагонали и действительно отображал ее в своем искусстве. Мондриан принял некоторые концепции диагоналей, например, в его картинах «Ромб», где холст был повернут на 45 градусов, сохраняя при этом горизонтальные линии. Однако в последние годы эта теория была оспорена такими историками искусства, как Карел Блоткамп , который цитирует разные концепции художника о пространстве и времени. После раскола Ван Дусбург запустил новую концепцию своего искусства — «Элементаризм» . [9] который характеризовался диагональными линиями и конкурировал с неопластицизмом Мондриана .

В 1929 году двое мужчин помирились, когда случайно встретились в парижском кафе. [10]

Архитектура, дизайн и типографика

[ редактировать ]
Реконструкция танцевального зала/кинотеатра по проекту Тео ван Дусбурга: «Cinébal» в Aubette в Страсбурге .
Бонсет зигзаг

Помимо живописи и продвижения Де Стиджа у Ван Дусбурга была и другая деятельность: он прилагал усилия в архитектуре, проектируя дома для художников, вместе с Софи Тойбер-Арп и Хансом Арпом проектировал оформление развлекательного комплекса Aubette в Страсбурге . Вместе с Эль Лисицким и Куртом Швиттерсом Ван Дусбург стал пионером в создании Интернационала искусств на двух конгрессах, состоявшихся в Дюссельдорфе и Веймаре в 1922 году. Геометрически построенный алфавит Ван Дусбурга, разработанный в 1919 году, был возрожден в цифровой форме как Architype Van Doesburg . Этот шрифт предвосхищает аналогичные более поздние эксперименты Курта Швиттерса в его шрифте Architype Schwitters . В середине 1920-х годов Ван Дусбург работал вместе со Швиттерсом и художницей Кейт Стейниц над созданием серии детских книг сказок с необычной типографикой, в том числе «Hahnepeter» ( «Петух» , 1924), «Die Märchen vom Paradies» ( «Сказки»). «Рая» , 1924–25) и «Die Scheuche» ( «Пугало» , 1925). [11]

Ван Дусбург также поддерживал связь с Дадаизмом , издавая журнал Mécano под гетеронимом IK Bonset (возможно, происходящим от «Ik ben zot», что по-голландски означает «Я глуп»). Он также опубликовал стихи Дада под тем же названием в De Stijl. Под вторым псевдонимом, Альдо Камини, он публиковал антифилософскую прозу, вдохновленную итальянским представителем искусства метафизического Карло Карра . В этих литературных произведениях он резко выступал против индивидуализма (и, следовательно, против движения Тахтигеров , реализма и психологического мышления ). Он стремился к коллективному опыту реальности. Его концепция интенсивности имела много общего с Пола ван Остайена концепцией динамизма . Он хотел лишить слова их прежнего значения и придать им новое значение и силу выражения. Делая это, он пытался вызвать новую реальность, а не описывать ее.

Последние годы

[ редактировать ]

Ван Дусбург продолжал активно участвовать в художественных группах и журнале Cercle et Carré , который он покинул в 1929 году. «План выпуска журнала обсуждался некоторое время назад. Из переписки ясно, что весной 1928 года Ван Дусбург сделал Первые эскизы макета журнала 28 мая 1929 года он написал Хоакину Торрес-Гарсиа : «Я подготовлю проект нового плана». [12] Art Concret , сооснователем которого он был в 1929 году, и Abstraction-Création , соучредителем которого он стал в 1931 году. [13] В конце февраля 1931 года он был вынужден переехать в Давос в Швейцарии из-за ухудшения здоровья. Ван Дусбург не выздоровел: 7 марта 1931 года он умер от сердечного приступа. После его смерти Нелли ван Дусбург выпустила последний выпуск De Stijl в январе 1932 года как мемориальный выпуск с участием старых и новых членов De Stijl.

Работы Ван Дусбурга оказали значительное влияние, в том числе на вопросы кроссоверного искусства, дизайна и архитектуры. Например, его конструкция «Пространство-время» № 3 (1923) была ключевой работой на компании Miller Company выставке «Картины абстрактного искусства в направлении архитектуры» (1947–52, 28 площадок). [14] С того времени эта работа оказала влияние на практику известного архитектора Гарри Зайдлера . В 1992 году он приобрел произведение искусства, которое в 2010 году было передано в дар Национальной галерее Австралии в Канберре. [15] На передвижной международной выставке работ Зейдлера « Пространственно-временная конструкция № 3» Ван Дусбурга оказала ключевое влияние. [16]

Работы и публикации

[ редактировать ]

Публикации

[ редактировать ]
  • Бальеу, Йост (1974). Тео ван Дусбург . Лондон: Студия Виста. ISBN   0-289-70358-1 .
  • Корнер, Элс; Блокхейс, Марлен; Гувертс, Ингрид; Камфуйс, Натали; и др. (2000). Тео ван Дусбург: Каталог произведений . Утрехт: Центральный музей . ISBN   90-6868-255-5 .
  • Овери, Пол (1969). Стиль . Студия Виста. ISBN   0-289-79622-9 .
  • Уайт, Майкл (2003). Де Стиль и голландский модернизм . Издательство Манчестерского университета. ISBN   0-7190-6162-8 .
  • Фаассен, Сьерд ван и Ханс Рендерс (2022), «Я совсем один». Тео ван Дусбург 1883-1931 . Амстердам, Занятая пчела. ISBN   9789403134314 .

Работает

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Де Стиль» . Глоссарий Тейта . Тейт . Проверено 31 июля 2006 г.
  2. ^ Керл, Джеймс Стивенс (2006). Словарь архитектуры и ландшафтной архитектуры (второе изд.). Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-860678-8 .
  3. ^ Перейти обратно: а б Бальеу, Йост (1974). Тео Ван Дусбург . Студия Виста.
  4. ^ ван Дусбург, Нелли. «Авангардное искусство» . Записи ЛТМ . Проверено 4 июля 2024 г.
  5. ^ Кандинский, Василий. «Кандинсли — Полное собрание сочинений об искусстве: Воспоминания» . Интернет-архив . ГК Холл и Ко . Проверено 5 июля 2024 г.
  6. ^ Дойг, Аллан (2009). «Тео ван Дусбург (Кристиан Эмиль Мари Кюппер)» . МоМА – Коллекция . Музей современного искусства . Проверено 4 февраля 2011 г.
  7. ^ «Де Стиль» . Глоссарий Гуггенхайма . Музей Гуггенхайма . Архивировано из оригинала 21 августа 2008 года . Проверено 4 февраля 2011 г.
  8. ^ Магдалена Дросте; Архив Баухауза (1 ноября 2002 г.). Баухаус, 1919–1933 . Сумки . п. 58 . ISBN  3-8228-2105-5 .
  9. ^ Филл, Шарлотта; Филл, Питер (2005). Дизайн 20-го века (изд. к 25-летию). Кёльн: Ташен. стр. 706. ИСБН  9783822840788 . OCLC   809539744 .
  10. ^ Мавер, Саймон (23 января 2010 г.). «Тео ван Дусбург: Забытый художник авангарда» . Хранитель . Проверено 4 февраля 2011 г.
  11. ^ Курт Швиттерс; Ирвин Пикок; Джек Зипес (2009). Счастливчик Ганс и другие сказки Мерца . Издательство Принстонского университета. стр. 14–15. ISBN  978-0-691-13967-8 . Проверено 6 сентября 2013 г.
  12. ^ Липшуц-Вилла, Эдуардо (1991). Антагонистическое звено; Хоакин Торрес-Гарсиа Тео ван Дусбург . Амстердам: Институт современного искусства/Амстердам. ISBN  9080096814 .
  13. ^ «Группа абстракционизма» . словарь . Кеттерер искусство . Проверено 4 февраля 2011 г.
  14. Прис, RJ (18 июня 2018 г.). Тео ван Дусбурга «Пространственно-временная конструкция № 3» и «Композиция XX» в «Живописи в архитектуре» (1947–52) . артдизайнкафе . Проверено 24 марта 2019 г.
  15. ^ Тео ван Дусбург. Пространственно-временная конструкция №3 , (1923) . Национальная галерея Австралии, Канберра. Проверено 24 марта 2019 г.
  16. ^ (ок. 2014–15). Когда искусство встречается с архитектурой . Сайт Сиднейских живых музеев. Проверено 24 марта 2019 г.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fafbbe5d08a070e319da5d37316a25cb__1722569700
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fa/cb/fafbbe5d08a070e319da5d37316a25cb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Theo van Doesburg - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)