Бристоль Бельведер
Тип 192 Бельведер | |
---|---|
![]() | |
Вертолет с тандемным винтом Bristol Type 192 Belvedere | |
Роль | Грузовой вертолет |
Производитель | Бристольская авиастроительная компания |
Первый полет | 5 июля 1958 г. |
Введение | 1961 |
Ушедший на пенсию | 1969 |
Основной пользователь | Королевские ВВС |
Количество построенных | 26 |
Разработано на основе | Бристоль Тип 173 |
Bristol Type 192 Belvedere — британский двухмоторный с тандемным винтом военный вертолет , построенный компанией Bristol Airplane Company . Он был разработан Раулем Хафнером для различных транспортных задач, включая транспортировку войск, выгрузку припасов и эвакуацию раненых . Он эксплуатировался Королевскими ВВС (RAF) с 1961 по 1969 год. Belvedere был единственным британским вертолетом с тандемным винтом, поступившим в производство, и одним из немногих, построенных не Пясецким или Boeing .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]
Бельведер был основан на 10-местном (позже 16-местном) гражданском вертолете Bristol Type 173 , который впервые поднялся в воздух 3 января 1952 года. Проект 173 был отменен в 1956 году, и Бристоль потратил время на Type 191 и Type 193 для Королевского флота. и спецификации Королевского военно-морского флота Канады . Эти два военно-морских варианта были отменены, но ВВС Великобритании проявили интерес к самолету, и был создан Тип 192 «Бельведер». Три планера Тип 191 были почти готовы, когда заказ был отменен, но они использовались для помощи в разработке Типа 192. Первые два использовались в качестве испытательных стендов для новых двигателей Napier Gazelle , а третий использовался для усталостных испытаний. [ 1 ] [ 2 ]
Тип 192 имел некоторые общие конструктивные особенности с отмененными военно-морскими вариантами, что делало его далеко не идеальным для перевозки войск. Передняя ходовая часть была необычно высокой и изначально была спроектирована так, чтобы обеспечить достаточный зазор для загрузки торпед под фюзеляжем в целях противолодочной борьбы . В результате главная пассажирская и грузовая дверь осталась на высоте 4 футов (1,2 м) над землей. Двигатели размещались в обоих концах кабины. (Для сравнения, у современного специального военного транспорта Boeing Vertol CH-46 Sea Knight двигатели располагались над кормовой кабиной, что позволяло иметь заднюю погрузочную аппарель). Для обеспечения доступа в кабину из кабины позади двигателя был предусмотрен небольшой вход, в результате чего на левой стороне фюзеляжа образовалась выпуклость. [ 1 ] [ 3 ]
Первый прототип XG447 Тип 192 поднялся в воздух 5 июля 1958 года с тандемными деревянными лопастями несущего винта, полностью ручной системой управления и колесной фиксированной четырехколесной ходовой частью . Начиная с пятого прототипа, несущие винты были цельнометаллическими четырехлопастными. Органы управления и приборы серийной модели позволяли работать в ночное время. Машины-прототипы имели поднимающуюся на петлях дверь основного пассажира и кабины, которая могла захлопнуться потоком воды от несущих винтов. На более поздних самолетах она была заменена раздвижной дверью. [ 3 ]
Было построено двадцать шесть самолетов Belvedere, которые поступили на вооружение как Belvedere HC Mark 1 . Первоначально они были разработаны для использования в Королевском флоте, но позже были адаптированы для перевозки 18 полностью экипированных военнослужащих общей грузоподъемностью 6000 фунтов (2700 кг). Два ротора были синхронизированы посредством вала, чтобы предотвратить столкновение лопастей, что позволяло самолету работать только с одним двигателем в случае чрезвычайной ситуации. В этом случае оставшийся двигатель автоматически увеличит мощность в два раза для компенсации. [ 4 ]
Бристоль попытался продать гражданский вариант вертолета, получивший обозначение Тип 192C . Модель 192C вмещала 24 пассажира и предназначалась для междугородних перевозок. [ 5 ] Чтобы продемонстрировать потенциал самолета, главный летчик-испытатель Бристоля Чарльз «Сокс» Хосегуд установил рекорды скорости Лондон-Париж и Париж-Лондон в мае 1961 года в Бельведере. [ 6 ] Однако заказов на 192C размещено не было. [ 7 ]
Операционная история
[ редактировать ]
Три предсерийных Belvedere (XG453, 454, 456) были отправлены в испытательное подразделение Belvedere на авиабазе RAF Odiham , которое впоследствии в 1961 году было преобразовано в 66-ю эскадрилью RAF. Проблемы со стартером двигателя поначалу вызывали проблемы, но оперативное развертывание продолжалось. Серийный самолет эксплуатировался в Европе, Африке, Южной Аравии и на Борнео . Тем временем первоначальный прототип XG447 был разобран в Портон-Дауне 7 августа 1966 года. [ 8 ]
В июне 1960 года пятый прототип XG452 установил рекорд скорости 130 миль в час (210 км/ч) между Гатвиком и Триполи . В 1962 году 72-я эскадрилья Бельведер опустила шпиль высотой 80 футов на новый собор Ковентри . [ 9 ]
Помимо 66-й эскадрильи, этот тип был развернут в 72-й эскадрилье в 1961 году и 26-й эскадрилье в 1962 году, все в Одихаме. 26-я эскадрилья позже была передана в RAF Khormaksar , где она была расформирована в ноябре 1965 года. Вертолеты были переданы HMS Albion в Сингапур для присоединения к 66-й эскадрилье, пока эта эскадрилья не была расформирована в 1969 году. 72-я эскадрилья сохраняла свои Бельведеры до августа 1964 года, когда она обменяла их на Westland Wessex. . [ 10 ]

RAF Belvederes участвовали в боях в Аденской чрезвычайной ситуации и на Борнео (во время конфронтации между Индонезией и Малайзией ).
Варианты
[ редактировать ]
- Тип 173
- Прототип гражданского транспорта
- Тип 191
- Проектируемый военно-морской вариант. Никогда не летал; первые два самолета использовались в качестве наземных испытательных стендов «Газель» для Тип 192. [ 11 ]
- Тип 192
- Военно-транспортный вертолет Королевских ВВС под обозначением Belvedere HC Mk 1.
- Тип 192С
- Предлагается гражданская версия на 24 места, не строится. [ 5 ]
- Тип 193
- Вариант для Королевского флота Канады на базе Type 191, не строился.
- Тип 194
- Предлагаемая гражданская версия Type 192 с двигателями Gnome. [ 12 ]
Операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]Следующие Бристольские Бельведеры были сохранены и либо выставлены на обозрение, либо находятся на реставрации.
Бельведер HC.1
- XG452 на реставрации в Музее вертолетов , Уэстон-сьюпер-Мэр
- XG454 выставлен в Музее вертолетов, Уэстон-сьюпер-Мэр с января 2022 года.
- XG474 на выставке в Музее Королевских ВВС , Хендон
- XG462 (только носовая часть) в Музее вертолетов, Уэстон-Супер-Мэр
Технические характеристики (Бельведер HC.1)
[ редактировать ]Данные рейса 1962. [ 14 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Емкость:
- 19 полностью экипированных солдат или
- 12 носилок с двумя сидящими ранеными и фельдшером [ 15 ] или
- Груз 6000 фунтов (2700 кг) (внутренний или подвесной)
- Длина: 54 фута 4 дюйма (16,56 м)
- Высота: 17 футов 0 дюймов (5,18 м) [ 14 ]
- Пустой вес: 11 350 фунтов (5 148 кг)
- Максимальный взлетный вес: 19000 фунтов (8618 кг)
- Силовая установка: 2 Napier Gazelle турбовальных двигателя мощностью 1465 л.с. (1092 кВт) каждый.
- Диаметр несущего винта: 2 × 48 футов 11 дюймов (14,91 м).
- Площадь несущего винта: 3270 кв. футов (304 м ). 2 )
Производительность
- Крейсерская скорость: 138 миль в час (222 км/ч, 120 узлов) (максимум)
- Дальность: 460 миль (740 км, 400 миль) (стандартный резервуар)
- Практический потолок: 12 000 футов (3700 м)
- Скорость набора высоты: 850 футов/мин (4,3 м/с).
- Скорость вертикального набора высоты: 440 футов/мин (2,2 м/с)
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б «Бристоль 192, крупнейший военный вертолет Европы» . Рейс Интернешнл . 74 (2584): 170–172. 1 августа 1958 года . Проверено 13 сентября 2011 г.
- ^ «Производственный список Бристоля Тип 191» . Филтон Флаер . Архивировано из оригинала 23 августа 2002 года . Проверено 16 сентября 2011 г.
- ^ Перейти обратно: а б «В воздухе: Вестленд Бельведер» . Рейс Интернешнл . 81 (2761): 211–214. 8 февраля 1962 года . Проверено 16 сентября 2011 г.
- ↑ Flight International , 8 февраля 1962 г., стр. 212.
- ^ Перейти обратно: а б «Краткость» . Рейс Интернешнл . 76 (2631): 29. 14 августа 1959 г. Проверено 16 сентября 2011 г.
- ^ «Bristow Spirit устанавливает рекорды Лондона и Парижа» . Международный рейс : 134. 19 января 1980 г. Проверено 16 сентября 2011 г.
- ^ «Бристоль Бельведер» . Музей военной авиации Тангмера . Проверено 5 ноября 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Бристоль Бельведер, номер 13342, с 1958 по 1966 год» . Хелис.com . Проверено 5 ноября 2015 г.
- ^ «Операция Флеш (подпись к фотографии)» . Международный рейс : 679. 3 мая 1962 г.
- ^ Джеффорд, эскадрильи Королевских ВВС
- ^ Барнс 1970, стр. 368–9.
- ^ «Бристоль Тип 194» . Список винтокрылых машин Stingray .
- ^ Перейти обратно: а б с Ламберт, Марк (8 февраля 1962 г.). «Вестленд Бельведер» . Рейс Интернешнл . через Flightglobal: 211 . Проверено 18 октября 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Ламберт 1962, с. 155.
- ^ Тейлор 1961, стр. 190–191.
Библиография
[ редактировать ]- Барнс, Швейцария, Бристольские самолеты с 1910 года . Лондон: Putnam Publishing, 1970. ISBN 0-370-00015-3
- Джеффорд, главный управляющий, эскадрильи Королевских ВВС . Шрусбери: Airlife Publishing, 2-е издание, 2001 г. ISBN 1-84037-141-2
- Ламберт, Марк. «В воздухе: № 155: Вестленд Бельведер» . Flight International , 8 февраля 1962 г., стр. 211–214.
- Тейлор, Джон В. Р. Джейн «Все самолеты мира, 1961–62» . Лондон: Сэмпсон Лоу, Marston & Company, 1961.
Внешние ссылки
[ редактировать ]