Может автомобильный
![]() | |
Тип компании | Разделение |
---|---|
Промышленность | Автомобильная промышленность |
Основан | 1945 |
Основатель | Вы можете получить АБ |
Несуществующий | 2016 |
Судьба | Банкрот |
Преемник | НЭВС |
Штаб-квартира | , |
Обслуживаемая территория | По всему миру |
Продукты | Автомобили |
Родитель | Сааб АБ (1945–1968) Сааб-Скания (1968-1990) Дженерал Моторс (1990–2010) Spyker N.V. (2010–2012) НЭВС (2012–2014 гг.) |
Подразделения | Кан Аэро |
Веб-сайт | saabparts.com |
Сааб Автомобиль AB [ 1 ] [ 2 ] ( / s ɑː b / ) — производитель автомобилей , основанный в Швеции в 1945 году, когда его материнская компания Saab AB начала проект по разработке небольшого автомобиля. Первая серийная модель, Saab 92 , была выпущена в 1949 году. В 1968 году материнская компания объединилась со Scania-Vabis , а десять лет спустя был выпущен Saab 900 , со временем ставший самой продаваемой моделью Saab. В середине 1980-х годов появилась и новая модель Saab 9000 .
В 1989 году автомобильное подразделение Saab-Scania было реструктурировано в независимую компанию Saab Automobile AB. Американский производитель General Motors (GM) приобрел 50 процентов акций. Двумя известными моделями этого периода были Saab 9-3 и Saab 9-5 . Затем в 2000 году GM воспользовалась своим опционом на приобретение оставшихся 50 процентов. В 2010 году GM продала Saab Automobile AB голландскому автопроизводителю Spyker Cars NV. [ 3 ] [ 4 ]

После многих лет создания хорошей инженерной репутации и, в конечном итоге, роскошной цены, Saab не смог расширить свою клиентскую базу за пределами своей ниши. [ 5 ] Изо всех сил пытаясь избежать неплатежеспособности на протяжении 2011 года, компания подала заявление о банкротстве после того, как китайскому консорциуму не удалось завершить покупку компании; покупка была заблокирована бывшим владельцем GM, который выступал против передачи технологий и прав на производство китайской компании. [ 6 ] 13 июня 2012 года было объявлено, что недавно созданная компания National Electric Vehicle Швеция (NEVS) купила обанкротившееся имущество Saab Automobile. [ 7 ] По данным Saab United, первый NEVS Saab 9-3 сошел с опытного производства 19 сентября 2013 года. [ 8 ] Полное производство возобновилось 2 декабря 2013 года. [ 9 ] с бензиновым двигателем Первоначально это были те же седаны 9-3 Aero , которые были построены до банкротства Saab и намеревались восстановить цепочку поставок производителя автомобилей, поскольку он пытался разработать новую линейку продуктов NEVS-Saab. [ 10 ] [ 11 ] Летом 2014 года NEVS потеряла лицензию на производство автомобилей под маркой Saab (которой до сих пор владеет одноименная аэрокосмическая компания) и позже начала производить электромобили на базе Saab 9-3, но под собственным новым автомобильным обозначением «NEVS». [ 12 ] [ 13 ]
История

Svenska Aeroplan AB (1948–1969)

Saab , « S venska A eroplan A ktie b olaget » (по-шведски «Шведская авиастроительная корпорация»), шведская аэрокосмическая и оборонная компания, была создана в 1937 году в Линчёпинге . Компания была основана в 1937 году с целью производства самолетов для ВВС Швеции для защиты нейтралитета страны, когда Европа приближалась ко Второй мировой войне . Когда война подошла к концу и рынок истребителей, казалось, ослаб, компания начала искать новые рынки для диверсификации.
Проект автомобиля был начат в 1945 году под внутренним названием «X9248». [ 14 ] [ 15 ] Дизайн-проект стал официально называться «Проект 92»; Модель 92 является следующей в производстве после Saab 91 , одномоторного учебно-тренировочного самолета. [ 16 ] В 1948 году предприятие в Тролльхеттане было преобразовано для сборки автомобилей, и проект переехал туда вместе со штаб-квартирой по производству автомобилей, которая с тех пор там и осталась. Компания изготовила четыре прототипа под названием « Ursaab » или «оригинальный Saab» с номерами от 92001 до 92004, прежде чем в 1949 году разработала серийную модель Saab 92 .
Saab 92 был запущен в производство в декабре 1949 года. [ 17 ] За середину 1950-х годов было продано 20 000 автомобилей. Модель 92 была тщательно переработана и модернизирована в 1955 году и переименована в Saab 93 . Двигатель автомобиля увеличил число цилиндров с двух до трех , а его передняя часть стала первой, на которой появилось первое воплощение фирменной трапециевидной решетки радиатора Saab. Вариант универсала Saab 95 был добавлен в 1959 году. В этом десятилетии также появился первый высокопроизводительный автомобиль Saab, Saab 94 , первый из Saab Sonetts .
В 1960 году произошла третья крупная модификация платформы 92-й модели — Saab 96 . Модель 96 была важной моделью для Saab: это был первый Saab, который широко экспортировался за пределы Швеции. Необычный автомобиль оказался очень популярным: было продано около 550 000 экземпляров. В отличие от американских автомобилей того времени, модели 93, 95 и 96 имели трехцилиндровый двухтактный двигатель, который требовал долива масла в бензобак, передний привод и систему свободного хода, что позволяло водителю переключать передачи на пониженную передачу. ручное переключение передач на колонке без использования сцепления. Плечевые ремни передних сидений также были одной из первых функций. [ нужна ссылка ]
Еще более важным для успеха компании был Saab 99, выпущенный в 1968 году . Модель 99 была первым полностью новым Saab за 19 лет и явным отходом от модели 92. Модель 99 имела множество инноваций и особенностей, которые стали определять Saab на протяжении десятилетий: ветровое стекло с закруглением, самовосстанавливающиеся бамперы, омыватели фар и система защиты от бокового удара. дверные балки. Дизайн Сикстена Сасона был не менее революционным, чем лежащая в его основе технология, и такие элементы, как изображение профиля хоккейной клюшки Saab, продолжают влиять на язык дизайна Saab. [ нужна ссылка ]
Сааб-Скания (1969-1989)
В 1969 году Saab AB объединилась со шведским производителем коммерческих автомобилей Scania-Vabis AB и образовала Saab-Scania AB под эгидой семьи Валленбергов .
Модельный ряд 99 был расширен в 1973 году за счет добавления модели комбинированного купе, тип кузова которого стал синонимом Saab. Миллионный автомобиль Saab был выпущен в 1976 году.
В 1978 году Saab заключила соглашение с Fiat о продаже под новым брендом Lancia Delta как Saab 600 и о совместной разработке новой платформы. В результате соглашения в 1985 году появился Saab 9000 , сестра Alfa Romeo 164 , Fiat Croma и Lancia Thema ; все ездили на общем шасси Type Four . Модель 9000 была первым настоящим роскошным автомобилем Saab, но ей не удалось достичь запланированного объема продаж.
1978 год также стал первым годом замены модели 99: Saab 900 . Будет выпущено около миллиона 900-х, что сделает его самой продаваемой и самой знаковой моделью Saab. [ 18 ] В 1986 году последовала популярная версия кабриолета, все из которых были произведены на заводе Saab-Valmet в Финляндии , что составило почти 20% от 900 продаж. Даже сегодня «классический 900» сохраняет культ.
General Motors и Investor AB (1989–2000)


В 1989 году автомобильное подразделение Saab компании Saab-Scania было реструктурировано в независимую компанию Saab Automobile AB со штаб-квартирой в Швеции; General Motors и Investor AB контролировали по 50% каждая. Инвестиции GM в размере 600 миллионов долларов США дали ей возможность приобрести оставшиеся акции в течение десяти лет. Осенью 1989 года Saab открыл новый завод в Мальмё . Расположенная на старой верфи Кокумс , это была фабрика нового типа с широким контролем рабочих и упором на комфорт рабочих, стремлением повысить производительность и удержать квалифицированных рабочих. Имея годовую мощность 60 000 автомобилей (которая будет увеличена до 90 000 автомобилей к 1995 году), завод начал производство в период сокращения продаж и экономического спада и построил только 10 176 автомобилей в 1990 году (единственный полный год производства). [ 19 ] После проверки GM завод перешел на стандартную сборочную линию , но, тем не менее, был закрыт в июне 1991 года, после того как примерно за два года было построено 20 664 автомобиля. [ 20 ]
Участие General Motors стимулировало выпуск новой модели 900 в 1994 году. Новый автомобиль делил платформу с Opel Vectra . Во многом благодаря своему успеху, Saab в 1995 году впервые за семь лет получила прибыль. Однако эта модель так и не завоевала культа поклонников «классической 900» и не завоевала такой же репутации качества.
В 1997 году Saab исполнилось 50 лет как производителя автомобилей. Компания воспользовалась съездом своих юбилейных владельцев, чтобы выпустить замену стареющей модели 9000: Saab 9-5 . Модель 900 получила фейслифтинг и переименование в дополнение к своему новому более крупному брату: теперь он будет называться Saab 9-3 . 9-5 был первым Saab без варианта кузова комбинированного купе за 20 лет. Это место заполнил вариант универсала, представленный в 1999 году.
Дженерал Моторс (2000–2010)

GM воспользовалась своим опционом на приобретение оставшихся акций Saab в 2000 году, потратив 125 миллионов долларов США на превращение компании в дочернюю компанию, находящуюся в полной собственности.
Новые тесные отношения привели к появлению первого продукта в виде совершенно нового 9–3 2003 года. Новая модель, продаваемая как спортивный седан, отказалась от культового хэтчбека Saab в пользу более традиционного четырехдверного подхода. Модель снова использовала совместно разработанную платформу («глобальную платформу Epsilon 1» GM) и некоторые другие компоненты с Opel Vectra, но отношения были в большей степени совместными инженерными усилиями, чем раньше.
Под руководством GM разработанные под бейджи Saab 9-2X (на базе Subaru Impreza ) и Saab 9-7X (на базе Chevrolet Trailblazer ) были представлены на американском рынке в 2005 году с надеждой на увеличение продаж. Обе модели потерпели критический коммерческий провал и были отменены через несколько лет после начала производства. GM также отложила выпуск универсала 9-3 на три года, отложила выпуск хэтчбека, производного от седана 9-3, приостановила планы по созданию полноприводных моделей Saab до 2008 года, отменила замену 9-5 в 2005 году и объявила о выпуске универсала 9-3. запланирован перенос производства из исторического дома Saab в Тролльхеттане на Opel завод в Рюссельсхайме .

Из-за упадка состояния всего своего бизнеса из-за замедления экономики в 2007 году GM объявила, что в декабре 2008 года бренд Saab находится «на рассмотрении», и этот процесс включал возможность продажи или закрытия автопроизводителя. [ 21 ]
По мере продвижения переговоров поддержка GM ослабла, и Saab перешел в административное управление , что является шведским эквивалентом американского банкротства по главе 11 . Управляющий директор Saab Ян-Оке Йонссон заявил, что это «лучший способ создать по-настоящему независимое предприятие, готовое к инвестициям». [ 22 ] Со своей стороны, шведское правительство не хотело вмешиваться, а министр промышленности Мод Олофссон заявила: «Шведское государство и налогоплательщики в Швеции не будут владеть автомобильными заводами. Иногда создается впечатление, что это маленькая-маленькая компания, но это крупнейший в мире автопроизводитель, поэтому мы имеем право предъявлять требования». [ 23 ]

16 июня 2009 года Koenigsegg объявила о своем намерении приобрести бренд у GM. [ 24 ] Предложение было поддержано группой норвежских инвесторов и китайским автопроизводителем Beijing Automotive Industry Holding Co Ltd (BAIC). В следующем месяце обе стороны объявили, что GM согласилась на сделку. кредит Европейского инвестиционного банка Были неясные финансовые детали, но ожидалось, что их покроет . Кредит был одобрен в октябре, но 24 ноября 2009 года Koenigsegg объявила, что «пришла к болезненному и трудному выводу, что больше не может осуществлять приобретение». [ 25 ] во многом из-за постоянных задержек и трудностей с координацией вовлеченных сторон: GM, Европейского инвестиционного банка, Шведского управления государственного долга и BAIC.

14 декабря 2009 года было объявлено, что китайский производитель автомобилей приобретет права интеллектуальной собственности и производственное оборудование для Saab 9-3 и Saab 9–5 предыдущего поколения в рамках сделки на сумму около 197 миллионов долларов США, чего было достаточно для компании. работать в течение трех месяцев. [ 26 ] [ 27 ] BAIC заявила о намерении создать новый бренд на основе купленной технологии и призналась в покупке «трех общих автомобильных платформ, двух технологий двигателей и двух систем трансмиссии». [ 28 ]
После провала переговоров с Koenigsegg GM объявила, что бренд будет ликвидирован в 2010 году, если ей не удастся найти покупателя до конца 2009 года. [ 29 ] Поскольку переговоры с несколькими фирмами, в том числе с нидерландским производителем спортивных автомобилей Spyker, не увенчались успехом, GM официально объявила о своем намерении свернуть бренд Saab. [ 30 ]
Несмотря на это, материализовался новый раунд предложений. Ранее участники торгов Spyker и Merbanco пересмотрели свои предложения, и к ним присоединилась люксембургская компания Genii Capital , которая могла похвастаться поддержкой руководителя Формулы-1 Берни Экклстоуна . [ 31 ] GM продолжала принимать заявки до 7 января 2010 года, когда она сама установила крайний срок. Признавая, что шансы на заключение сделки с какой-либо стороной очень малы, они обязались оценивать каждое предложение с должной осмотрительностью. [ 32 ] [ 33 ]
Spyker/шведский автомобиль (2010–2011)
2010 г. – покупка Saab.
26 января General Motors (GM) подтвердила свое согласие продать Saab компании Spyker NV. [ 34 ] при условии одобрения регулирующих органов и правительства; продажа была завершена 23 февраля 2010 года. [ 35 ] General Motors продолжит поставлять Saab двигатели и трансмиссии, а также комплектовать автомобили в форме нового Saab 9-4x с мексиканского завода GM. Сделка включала кредит Европейского инвестиционного банка под гарантии правительства Швеции. Он включал 74 млн долларов США наличными авансом, подлежащими выплате GM к июлю 2010 года, а также акции Spyker на сумму 320 млн долларов США.
2011 – банкротство
25 февраля Spyker Cars NV объявила, что согласилась продать подразделение спортивных автомобилей, чтобы сосредоточиться на Saab. В мае Spyker намеревался изменить свое название, включив в него название Saab. [ 36 ]
В начале 2011 года у Saab начали заканчиваться деньги, и Spyker не смогла покрыть убытки. Обе компании перестали платить по счетам, а 30 марта несколько поставщиков отказались от дальнейших поставок на завод Saab в Тролльхеттане. Первоначально генеральный директор Spyker Виктор Мюллер обвинил в проблемах СМИ и заявил, что у Saab нет проблем с финансированием. [ 37 ] 5 апреля все производство было остановлено на заводе Saab в Тролльхеттане.
Генеральный директор Spyker Виктор Мюллер пытался получить финансирование из нескольких разных источников. 30 марта его бывший спонсор, российский банкир Владимир Антонов, обратился к шведским властям, ЕИБ и General Motors за разрешением стать акционером Saab. Его запрос был отклонен ЕИБ, сославшись на обеспокоенность по поводу его деловой практики.
3 мая было объявлено о создании совместного предприятия Saab и китайского автопроизводителя Hawtai . Эта сделка быстро распалась, и 12 мая Хотай ушел из Saab. [ 38 ]
планы по созданию нового совместного предприятия с китайским автопроизводителем Youngman и китайским автомобильным ритейлером Pang Da Вскоре последовали . После нескольких месяцев переговоров компании договорились о совместном поглощении Saab Automobile и ее британского подразделения дилерской сети за 140 миллионов долларов США у шведской Automobile , при этом Янгман и Пан Да получат 60 и 40 процентов акций соответственно. [ 39 ] [ 40 ] [ 41 ]
6 декабря GM объявила, что не продолжит предоставлять Saab лицензии на патенты и технологии GM, если компания будет продана Пан Да и Чжэцзян Янгман, заявив, что использование технологии новым владельцем не отвечает интересам инвесторов GM. . Из-за этого Saab начала работать над новым предложением, которое не меняло бы первоначальную структуру собственности и не включало бы китайского партнера в качестве владельца компании, а вместо этого в качестве 50% владельца новой дочерней компании.
19 декабря 2011 года, когда альтернативы не осталось после того, как GM продолжала блокировать любую форму сотрудничества с китайским партнером, Saab официально объявила о банкротстве после трехлетней борьбы за выживание. Согласно шведскому законодательству о банкротстве, сторона, подавшая заявление о банкротстве, может быть выкуплена в результате банкротства.
16 апреля 2012 года в окружном суде Венерсборга состоялось заседание по вопросу о банкротстве Saab. [ 42 ] Официальные управляющие, ответственные за ликвидацию Saab, оценили активы в 500 миллионов долларов США, а долг - в 2 миллиарда долларов США. После вычета стоимости активов у Saab остается долг в размере 1500 миллионов долларов США. [ 43 ]
2012 - иск о возмещении ущерба на 3 миллиарда долларов США.
6 августа 2012 года компания Spyker, представленная юридической фирмой Patton Boggs , подала иск против General Motors в Окружной суд США Восточного округа штата Мичиган, требуя возмещения ущерба в размере 3 миллиардов долларов США за действия, предпринятые GM осенью 2011 года для остановить различные предложенные сделки между Спайкером и Янгманом в отношении Saab Automobile, в которых Янгман утверждал, что готов инвестировать несколько миллиардов долларов в Saab Automobile, чтобы гарантировать ее будущее. Точнее, в соответствии с Лицензионным соглашением на автомобильные технологии (ATLA) между GM Global Technology Operations Inc (GTO) и Saab, GM отказывалась лицензировать платформы и технологии в автомобилях Saab, если какая-либо китайская сторона будет участвовать в структуре собственности Saab.
Чтобы решить эту проблему, Спайкер и Янгман заключили сделку, по которой Янгман предоставит Saab кредит в размере 200 миллионов евро, который будет конвертирован в долю в капитале Saab только после того, как Saab прекратит использовать технологии GM в своих автомобилях. Несмотря на это, GM заявила, что по-прежнему откажется от лицензирования платформ и технологий, необходимых для производства автомобилей Saab в Тролхеттане, а также пригрозила прекратить производство 9-4X на заводе GM в Мексике, если сделка состоится.
В результате сделка окончательно сорвалась, и Saab был вынужден объявить о банкротстве. По мнению Spyker, действия GM были незаконными. Поскольку Saab находился под конкурсным управлением с момента банкротства и будет оставаться в этом положении до тех пор, пока сделка с Nevs не будет закрыта, Spyker и управляющие Saab Automobile заключили соглашение, по которому Spyker возьмет на себя судебные издержки в обмен на 90% суммы иска. если дело будет успешным. [ 44 ] [ 45 ] [ 46 ] [ 47 ]
2013 г. – иск отклонен.
В июне 2013 года окружной суд отклонил иск, постановив, что General Motors имела право заблокировать продажу. [ 48 ] В октябре 2014 года окружной апелляционный суд оставил увольнение без изменения. [ 49 ]
Национальный электромобиль Швеции (2012–2014 гг.)

13 июня 2012 года была проведена пресс-конференция, на которой было объявлено, что активы банкротства Saab Automobile AB и ее дочерних компаний Saab Automobile Powertrain AB и Saab Automobile Tools AB, а также завод Saab были приобретены китайским консорциумом под названием National Electric Vehicle Швеция ( НЭВС). [ 50 ] Эта компания была основана в Гонконге базирующейся компанией National Modern Energy Holdings (NME) и японской компанией Sun Investment с единственной целью приобретения активов Saab при банкротстве. [ 51 ]
Saab Automobile Parts AB была исключена из сделки, и Управление государственного долга Швеции продолжило оставаться владельцем этой компании. [ 52 ] План NEVS состоял в том, чтобы производить только чисто электрические автомобили с электрической версией текущей модели 9-3 , доступной в 2013/2014 году, а также продолжить разработку замены 9-3, PhoeniX . GM продолжала отказывать в лицензировании этой технологии в Saab 9-5 и 9-4X, поэтому эти модели не будут производиться. [ 53 ] [ 54 ]
В августе 2012 года Scania AB объявила, что логотип в виде грифона, используемый в товарных знаках Scania и Saab Automobile, не будет разрешен к использованию на будущих автомобилях Saab, если NEVS является владельцем Saab Automobile. Scania считала, что логотип имеет большую ценность в Китае, и опасалась, что он попадет в чужие руки из-за китайских интересов, стоящих за NEVS. [ 55 ]
В январе 2013 года, в связи с выходом Sun Investment из проекта, NEVS объявила о новой сделке с Qingdao Qingbo Investment Co. Ltd на 22% акций компании. Взамен NEVS/Saab получит 2 миллиарда шведских крон, а также завод по производству моделей, продаваемых в Китае. Автомобили, продаваемые в Северной Америке и большей части Европы, по-прежнему будут производиться в Тролхеттане, Швеция. возможность использования компонентов трансмиссии производства Fiat/Chrysler для неэлектрических моделей. Также изучалась [ 56 ] [ 57 ]
12 августа 2013 года завод Saab в Тролльхеттане вновь открыл свои двери, чтобы принять сотрудников для подготовки и реструктуризации производственной линии. Вскоре начнется производство существующего 9–3 с новым электродвигателем, а Saab завершит подготовку к новому 9-3 Phoenix.
В сентябре 2013 года с конвейера сошел первый предсерийный автомобиль марки Saab производства NEVS. Эта модель была в основном эстетически идентична предыдущему Saab 9-3 и в основном использовалась для тестирования новых компонентов и оборудования сборочной линии. NEVS объявила о фейслифтинге экстерьера, который будет показан на окончательной серийной модели. 29 ноября 2013 года NEVS объявила, что полномасштабное производство начнется 2 декабря 2013 года, заменив 20 процентов деталей, первоначально полученных от бывшего владельца Saab, General Motors. [ 58 ]
После переговоров с поставщиками запчастей в декабре 2013 года возобновилось мелкосерийное производство бензиновой версии Saab 9-3, при этом продажи были сосредоточены на рынках Швеции и Китая. [ 59 ] [ 60 ] Производство было остановлено в мае 2014 года, первоначально на короткий срок, но неоднократно продлевалось. По данным NEVS, это произошло из-за того, что Циндао недостаточно финансировал операции NEVS, что вынудило владельца Кая Йохана Цзяна финансировать операции за счет частных фондов, а также за счет активов материнской компании NEVS National Modern Energy Holdings Ltd. [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] [ 64 ]
Сообщается, что на тот момент NEVS задолжала кредиторам около 57 миллионов долларов и обратилась за защитой от банкротства с целью реструктуризации компании. [ 65 ] [ 66 ] Несмотря на предоставленную защиту, Saab лишил NEVS права использовать торговую марку Saab. [ 67 ] Несмотря на оптимизм NEVS по поводу того, что название может быть выкуплено, в 2016 году Saab AB снова подтвердила, что расторгает лицензионное соглашение между двумя компаниями, а это означает, что будущие автомобили будут производиться под названием NEVS. [ 68 ]
После заключения сделок с различными китайскими консорциумами, в том числе с городом Тяньцзинь , в результате которых было построено новое предприятие, NEVS была приобретена китайским конгломератом Evergrande Group в 2019 году. [ 69 ] [ 70 ] Последующие финансовые проблемы Evergrande привели к закрытию NEVS в марте 2023 года, когда компания перешла в «режим гибернации», чтобы избежать банкротства, что, по сути, ликвидировало компанию. [ 71 ]
Производство

Общий мировой объем производства Saab в 2008 году составил 89 143 автомобиля Saab, произведенных в пяти странах (Швеция, Австрия, США, Мексика и Германия). [ 72 ] Производство резко сократилось в 2009 году, поскольку новые владельцы пытались справиться с растущими финансовыми проблемами компании. Производство было приостановлено до конца 2013 года, когда новый владелец выпустил ограниченную серию седанов 9-3 2014 модельного года.
Год | Объем |
---|---|
2014 | 380 (НЭВС) |
2013 | 71 (НЭВС) |
2012 | 0 |
2011 | 127,738 |
2010 | 32,183 |
2009 | 20,821 |
2008 [ 74 ] | 90 281 (включая 1195 Cadillac BLS, произведенных в Тролльхеттане) |
2007 | 125 397 (в том числе 2772 Cadillac BLS, произведенных в Тролхеттане) |
2006 | 135 365 (в том числе 3 266 Cadillac BLS, произведенных в Тролхеттане) |
2005 | 127 593 (в том числе 123 Cadillac BLS, произведенных в Тролльхеттане) |
2004 | 128,827 |
2003 | 130,034 |
2002 | 124,892 |
2001 | 123,755 |
2000 | 133,013 |
1999 | 127,850 |
1998 | 124,868 |
1997 | 105,114 |
1996 | 95,761 |
1995 | 97,307 |
1994 | 94,084 |
1993 | 70,961 |
1992 | 84,569 |
1991 | 80,366 |
1990 | 87,356 |
1989 | 103,591 |
1988 | 120,562 |
1987 | 134,112 |
1986 | 126,401 |
1985 | 111,813 |
1984 | 102,018 |
1983 | 96,012 |
1982 | 83,557 |
1981 | 66,392 |
1980 | 65,754 |
1979 | 83,758 |
1978 | 72,516 |
1977 | 76,498 |
1976 | 95,927 |
1975 | 90,793 |
1974 | 92,554 |
1973 | 89,467 |
1972 | 83,997 |
1971 | 72,960 |
1970 | 73,982 |
1969 | 61,711 |
1968 | 52,551 |
1967 | 45,325 |
1966 | 37,069 |
1965 | 48,517 |
1964 | 43,493 |
1963 | 40,374 |
1962 | 35,890 |
1961 | 33,040 |
1960 | 26,066 |
1959 | 17,836 |
1958 | 13,968 |
1957 | 9,852 |
1956 | 6,321 |
1955 | 5,620 |
1954 | 5,138 |
1953 | 3,424 |
1952 | 2,298 |
1951 | 2,179 |
1950 | 1,246 |
1949 | 20 |
1948 | 1 |
1947 | 2 |
1946 | 1 |
Saab производил различные модели на заводе Valmet Automotive в Уусикаупунки , Финляндия, в период с 1969 по 2003 год на совместном предприятии, созданном в 1968 году вместе с Valmet . После 2003 года Saab не производил автомобилей в Финляндии, так как производство 9-3 кабриолета было перенесено в Грац , Австрия. В 2010 году производство кабриолета 9-3 снова было перенесено в Тролльхеттан. Это был первый раз, когда Trollhättan произвел кабриолет 9-3.
Модели
Общей чертой типов автомобилей Saab было использование цифры 9 в номерах моделей. Последними моделями были 9-3 и 9-5 , обе производились в Тролльхеттане , Швеция. До 2008 года 9-7X производился GM вместе с Chevrolet Trailblazer и его собратьями по платформе. Исключением из этого правила наименования является Saab-Lancia 600 , который был переименован в Lancia Delta .
В декабре 2013 года Nevs объявил, что седан Saab 9-3 вернулся в регулярное производство, а с откидным верхом , универсал и электрические в следующем году появятся модели модели. Производство остановлено в 2014 году. [ 75 ]
Отмененные модели
- Saab 98 , комбинированная версия Saab 96.
- Saab 9-2 , вдохновленный классическим Saab 92 . Производство было запланировано на 2014 год.
Исторические модели



- Сааб 92 и потомки:
- Сааб 92 (1949-1956)
- Сааб 93 (1955-1960)
- Сааб GT750 (1958-1960)
- Saab 94 Сонет I (1956)
- Сааб 95 универсал (1959–1978)
- Saab 95 , 3-цилиндровый, двухтактный (1960–1967)
- Сааб 95 V4 (1967-1980)
- Сааб 96 (1960-1980)
- Saab 96 , 3-цилиндровый, двухтактный (1960–1968)
- Saab Sport 3-цилиндровый двухтактный (1962–1966)
- Saab Monte Carlo 850 , 3-цилиндровый, двухтактный (1966–1967)
- Сааб 96 V4 (1967-1980)
- Сааб Монте-Карло V4 V4 (1967–1968)
- будет 97
- Saab Formula Junior (1960) Одноместный гоночный автомобиль
- SaabO Дом-фургон/кемпер/прицеп (1964–1968)
- Сааб 99 и потомки:
- Сааб 600 (1985-1988)
- Сааб 9000 (1985-1998)
- Saab 900 «Новое поколение» (1994–1998 гг.)
- Saab 9-3 первого поколения (1998–2002 гг.)
- Сааб 9-2X (2005–2006 гг.)
- Сааб 9-7X (2005–2009 гг.)
- Saab 9-5 первого поколения (1997–2009 гг.)
- Saab 9-3 SportSedan (2002–2011, 2013–2014) второе поколение
- Saab 9-3 Convertible (2004–2011), (2012 г., ANA ) [ 76 ] второе поколение
- Saab 9-3 SportCombi (2006–2011) второе поколение
- Сааб 9-3X (2009-2011)
- Saab 9-5 (2010–2011) второго поколения
- Saab 9-4X (июнь 2011 г. - декабрь 2011 г.)
Концепции и прототипы
- Линия Сааб 92:
- Saab 92001 или Ursaab : прототип первого серийного автомобиля Saab (1946 г.).
- Получите монстра (1959)
- Сааб 60 (1962)
- Сааб Квантум (1962)
- Сааб Кэтрин (1964)
- Сааб МФИ13 (1965)
- Сааб Жаба (1966)
- Сааб 98 (1974)
- Сааб ЭВ-1 (1985)
- Линия Сааб 900:
- Сааб Викинг (1982)
- Линия Сааб 9000:
- Сааб 9000 Кабриолет
- Saab Prometheus: 9000 с джойстиком вместо руля (1993 г.) [ 77 ]
- Концепт Saab 9XX (1991)
- Линия Saab 9-X:
- Сааб 9-Х (2001)
- Сааб 9-3 Х (2002 г.)
- Сааб 9-3 Спорт Хэтч (2003)
- Сааб 9-5 Аэро БиоПауэр (2006)
- Сааб 9-4X BioPower (2008 г.)
- Сааб 9-X Биогибрид (2008 г.)
- Сааб 9-Х Эйр (2008 г.)
- Saab 9-3 ePower (2010 г.) Спортивный универсал
- Сааб Аэро-Х (2006)
- Сааб Феникс (2011)
Инновации
- 1958: GT 750 — первый автомобиль Saab, оснащенный ремнями безопасности в стандартной комплектации. [ 78 ]
- 1963: Saab становится первым крупным производителем, предлагающим двойную тормозную систему с диагональным разделением.
- 1969: Saab создает систему зажигания рядом с рычагом переключения передач. [ нужна ссылка ] – а не за рулем, как в большинстве автомобилей – в попытке уменьшить очень распространенные серьезные и необратимые травмы колена во время столкновений, вызванные ударом колена по ключу.
- 1970: Saab впервые в мире представляет стеклоочистители и омыватели фар.
- 1971: Представлены передние сиденья с подогревом, впервые в мире они входят в стандартную комплектацию.
- 1971: Saab разрабатывает амортизирующий самовосстанавливающийся бампер. [ нужна ссылка ] .
- 1976: Saab был первым производителем, выпустившим турбодвигатель с перепускной заслонкой для управления наддувом.
- 1978: Saab представляет еще один «первый в мире» воздушный фильтр салона (пылевой фильтр).
- 1980: Saab представляет систему автоматического контроля производительности (APC) и антидетонационный датчик , которые позволили повысить экономию топлива и использовать топливо более низкого качества без повреждения двигателя.
- 1981: Saab представляет боковое зеркало с разделенным полем зрения. Это уменьшает слепую зону водителя.
- 1982: Saab представляет тормозные колодки, не содержащие асбеста .
- 1983: Saab представляет 16- клапанный двигатель с турбонаддувом.
- 1985: Saab пионеры прямого зажигания , отказавшись от распределителя и проводов свечей зажигания .
- 1991: Saab представляет турбонаддув с малым давлением.
- 1991: Saab — первый производитель, предлагающий кондиционеры без ХФУ.
- 1991: Saab разрабатывает систему управления двигателем Trionic , оснащенную 32-битным микропроцессором.
- 1993: Saab представляет сцепление Sensonic и черную панель , позже получившую название Night Panel.
- 1993: Saab разрабатывает систему защиты задних пассажиров Safeseat.
- 1994: Saab представляет систему управления двигателем Trionic T5.5 с процессором Motorola 68332 .
- 1995: Saab представляет двигатель V6 с асимметричным турбонаддувом на автосалоне во Франкфурте-на-Майне , Германия.
- 1996: Saab представляет активные подголовники (SAHR), которые помогают минимизировать риск хлыстовой травмы .
- 1997: Saab представляет электронное распределение тормозного усилия.
- 1997: Saab оснащает свой новый 9-5 вентилируемыми передними сиденьями .
- 1997: Saab представляет ComSense; функция задержки оповещения, которая снижает риск отвлечения внимания за счет кратковременной отсрочки оповещений с более низким приоритетом при активации тормозов или указателей поворота.
- 2000: Saab представляет SVC ; Переменная степень сжатия — двигатель, в котором степень сжатия изменяется путем наклона головки блока цилиндров относительно поршней.
- 2002: Saab разработала для нового Saab 9-3 независимую многорычажную систему задней подвески, известную как «ReAxs», систему, которая обеспечивает четкую обратную связь рулевого управления и способствует повышению устойчивости движения на поворотах.
- 2002: Saab представляет систему активного подголовника Saab второго поколения, известную как SAHR2, в новом седане Saab 9-3.
- 2003: Saab представляет CargoSET; автоматическое втягивание грузового отсека для кабриолета , двухступенчатое подъемное устройство для более быстрого раскрытия мягкого верха.
- 2008: Saab представляет Cross-wheel привод , усовершенствованную систему полного привода с eLSD. Saab маркирует эти системы как «XWD».
Безопасность
Безопасность имеет высокий приоритет при проектировании автомобилей Saab. Автомобили проходят Älgtest (испытание на лосях), поскольку лоси являются частой причиной аварий в Швеции. Компания Saab собрала базу данных, содержащую более 6100 реальных аварий с участием автомобилей Saab. Первое зарегистрированное событие произошло в 1948 году, когда Джулиан Шермис попал в аварию. [ 79 ]
Рекорды выносливости
В октябре 1986 года Saab Long Run состоялся . Три стандартных автомобиля Saab 9000 Turbo установили два мировых рекорда и 21 международный рекорд на трассе Talladega Superspeedway в Талладеге, штат Алабама , США. 100 000 км (62 000 миль) были пройдены со средней скоростью 213,299 км/ч (132,537 миль в час) и 50 000 миль (80 000 км) со средней скоростью 213,686 км/ч (132,778 миль в час).
Десять лет спустя, в 1996 году, три стандартных Saab 900 (NG) Turbo, которыми управляли заводские водители-испытатели, и два стандартных безнаддувных Saab 900, управляемые журналистами, установили новые мировые рекорды на той же гоночной трассе.
В начале декабря 2006 года коммивояжер из Висконсина подарил свой Saab 900 SPG (Special Performance Group) 1989 года выпуска Автомобильному музею штата Висконсин, проехав 1 001 385 миль (1 611 573 км) на оригинальном заводском двигателе. Этот пробег был подтвержден Saab. [ 80 ]
Маркетинг и собственность

Начиная с 1937 года, компания Svenska Aeroplan AB (Saab) создавала самолеты, представив свой первый автомобиль Saab 92001 в 1947 году. В настоящее время Saab AB отделена от Saab Automobile и наиболее известна своим старым Saab 37 Viggen истребителем (Viggen). значок будет разделяться с 9-3 ) и его преемником, нынешним экспортным успехом, недорогой JAS 39 Gripen. качающийся ролевой истребитель. Это привело к созданию рекламной кампании «Born From Jets», напоминающей времена, когда Saab производила как самолеты, так и автомобили. Saab импортируется во многие страны; у каждой есть президент дочерней компании или импортера. В США первым президентом был г-н Р. Милле.
В 1983 году британский коммерческий директор Тони Скотт сделал рекламу компании, в которой Saab 900 Turbo был показан в гонке с истребителем Saab 37 Viggen. [ 81 ] В 1987 году Saab создал телевизионную рекламу под названием «Saab suite» (с подзаголовком « Балет в 3-х действиях» для 8 Saab 9000 Turbos ). В фильме водители-каскадеры демонстрируют невероятное вождение на серийных автомобилях, такие как одноколесные прогары, езда от бампера к бамперу в слаломе, слалом автомобилей с противоположных сторон по одному и тому же курсу, езда на двух колесах, скольжение на полной скорости, и перепрыгивание через проезжающие машины — и все это на закрытой взлетно-посадочной полосе аэропорта под музыку, играющую на заднем плане. [ 82 ]
В ознаменование своего 40-летия компания Saab в 1987 году сформировала команду Performance Team , которая устраивала показательные выступления автомобильной акробатики и группового вождения. Первоначально это было сделано с Saab 9000, как указано выше, затем использовались более поздние модели, такие как Saab 900 (NG). Все члены команды ранее участвовали в ралли, но необычно то, что все пять членов Performance Team работали в Saab на постоянной работе: это два инженера, контролер качества, техник и руководитель фотостудии Saab. На снимке эти автомобили выставлены на праздновании бриллиантового юбилея Saab Aircraft Company в Линчёпинге в 1997 году.
В чипе поддержки ЦП Hewlett-Packard выгравирован образ Saab 900 Turbo 16 Cabriolet. [ 83 ]
Владение и лояльность к бренду
Поскольку бренд имеет необычный имидж на большинстве рынков, владельцы Saab, как правило, соответственно необычны: интеллектуалы и энтузиасты. [ 84 ] [ 85 ] В своих исследованиях брендовых сообществ Альберт Мунис, профессор маркетинга Университета ДеПола в Чикаго , обнаружил важные характеристики владельцев Saab, которых он назвал Snaabery . [ 86 ] К ним относятся владение оригинальным Saab, выпущенным до GM; дух товарищества с другими водителями Saab и презрение к другим брендам, таким как BMW . Писатель Джон Крэйс охарактеризовал типичного « Снааба » как креативного рекламного менеджера в больших очках и с асимметричной прической . [ 87 ] Рюдигер Хассип, психолог из Рурского университета в Бохуме , обнаружил, что водители Saab имеют самый высокий уровень психологической вовлеченности в свои автомобили: они более чем в 10 раз более страстны, чем средний водитель Volkswagen . [ 86 ] Тремя основными рынками Saab были Швеция, Великобритания и США. [ 87 ]
Лозунги
- Шведский автомобиль авиационного качества (первый английский слоган) [ 88 ]
- Go Swift – Go Safe – Go Saab (рекламная страница – Ежегодник FIA 1970-х годов) [ 89 ]
- Самые умные автомобили из когда-либо созданных. (1980-е) [ 90 ]
- Найдите свою дорогу. (1990-е) [ 88 ]
- Saab отдаст свою жизнь, чтобы спасти вашу. (1990-е) [ 88 ]
- Добро пожаловать в Государство Независимости (начало десятилетия 2000-х; США) [ 88 ]
- Рожденный из самолетов. (2003–2009; США, Канада) [ 88 ]
- Двигай своим разумом. (последний глобальный слоган) [ нужна ссылка ]
- Люди, которые тестируют Saab, обычно покупают его [ 88 ]
- Жаль, что другие автомобили не устроены таким образом [ 88 ]
- Мы не идем на компромиссы. Мы делаем Саабы. [ 88 ]
- Сааб. Вот какой должна быть машина. [ 88 ]
- За пределами обычного (Соединенное Королевство, 1990-е гг.). [ 88 ]
- Командно-спортивный автомобиль. [ 88 ]
- Хорошо сложенный швед [ 91 ]
В автоспорте
Saab участвовал в серии Trans Am в 1966 году, приняв участие в гонках 96 и 850 . Saab также показал результат 9-3 в чемпионате Castrol Canadian Touring Car Championship .
У Saab была заводская раллийная команда с успешными гонщиками: Эриком «На крыше» Карлссоном , Томом Траной , Симо Лампиненом , Стигом Бломквистом и Пером Эклундом . Команда прекратила соревноваться в 1980 году. В 2012 году новая раллийная команда Saab приняла участие в классической исторической ралли Midnattssolsrallyt (Ралли к полуночному солнцу). Команда S2AB Historic Rally представила четыре автомобиля Saab 99 Turbo, которыми управляли бывшие чемпионы Ола Стрёмберг, Эрик Уппселль, Трэвис Декер и Йорген Труед. S2AB (Swedish Advanced Automotive Business) — компания, возглавляемая Магнусом Роландом, бывшим менеджером по шасси Saab.
См. также
- Парикмахерская Saab серии Pro
- Автомобильный музей Saab
- Хоккейная клюшка Saab
- Saab Turbo Mobile Challenge
- Может ли XWD
- Talbot Horizon - заменил Saab 96 в линейке Valmet и использовал многие из тех же деталей, особенно в интерьере.
- Трионик 8
Ссылки
Примечания
- ^ «История и предыстория: хронология, видео» . США: Группа Сааб. 1 января 1980 года. Архивировано из оригинала 23 февраля 2009 года . Проверено 11 февраля 2009 г.
- ^ «История Svenska Aeroplan Aktiebolaget или Saab» . История Сааба . Проверено 30 января 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Дюрренбергер, Э. Пол (15 августа 2017 г.). Неопределенные времена: антропологические подходы к труду в неолиберальном мире . Университетское издательство Колорадо. ISBN 978-1-60732-631-1 . Архивировано из оригинала 3 сентября 2023 года . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ «Spyker Cars завершает покупку Saab» (PDF) (пресс-релиз). Спайкер. 23 февраля 2010 г. Архивировано (PDF) из оригинала 7 августа 2011 г. . Проверено 17 декабря 2013 г.
- ^ «Люди, которые будут скучать по Saab больше всего; учитывая банкротство и надвигающуюся гибель Saab, мы скорбим вместе с некоторыми преданными поклонниками, которые будут скучать по шведскому автопроизводителю» . США: Атлантика . 19 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 7 ноября 2019 года . Проверено 7 ноября 2019 г.
- ^ «Автомобильное заявление Saab о банкротстве» (пресс-релиз). Автомобиль Сааб. 19 декабря 2011 года. Архивировано из оригинала 7 января 2012 года . Проверено 20 декабря 2011 г. .
- ^ Захариассон, Хелена (13 июня 2012 г.). «Saab har fatt en kopare» [Новые владельцы Saab наймут сотни]. СВТ (на шведском языке). СЭ. Архивировано из оригинала 23 октября 2012 года . Проверено 20 октября 2012 г.
- ^ «Первый Nevs Saab сошел с предпроизводственной линии» (Youtube) (опубликовано видео). Тролльхеттан: Saab Group. 19 сентября 2013 года. Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 года . Проверено 6 октября 2013 г.
- ^ Лённрот, Вальдемар (28 ноября 2014 г.), «Лёф на месте, когда Невс начинает производство» , Ttela (на шведском языке), SE [ постоянная мертвая ссылка ] .
- ^ Гастелу, Гэри (2 декабря 2013 г.). «Saab возобновляет производство» . Фокс Ньюс . Архивировано из оригинала 18 февраля 2015 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ Столл, Джон Д. (2 декабря 2013 г.). «Saab Automobile готова возобновить производство» . Автомобильные новости Gasgoo . Архивировано из оригинала 21 февраля 2015 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ Автопроизводитель Saab NEVS предоставил защиту кредиторам в суде, но теряет право на использование названия Saab ; Automotive News Europe, 29 августа 2014 г., на europe.autonews.com. Архивировано 15 сентября 2019 г. на Wayback Machine. Доступ 8 ноября 2017 г.
- ^ "nevs.com: NEVS запускает новую торговую марку " . Архивировано из оригинала 14 сентября 2016 года.
- ^ Бэйли, Стивен (февраль 2012 г.). Автомобили: Свобода, Стиль, Секс, Мощность, Движение, Цвет, Всё . Великобритания: Хачетт. ISBN 9781840916065 . Архивировано из оригинала 3 сентября 2023 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
- ^ Доннелли, Джим (декабрь 2008 г.). «Шестнадцать сезонов» . Хеммингс Мотор Ньюс . Архивировано из оригинала 29 июля 2012 года . Проверено 20 апреля 2012 г.
- ^ «Урсааб» . Музей Сааба . 2012. Архивировано из оригинала 13 мая 2012 года . Проверено 3 мая 2012 г.
- ^ Чепмен, Джайлз (май 2009 г.). Иллюстрированная энциклопедия выдающихся автомобилей . Дорлинг Киндерсли. п. 118. ИСБН 9781405336956 . Архивировано из оригинала 19 апреля 2023 года . Проверено 3 мая 2012 г.
- ^ Куейтер, Мишель (13 мая 2011 г.). «Культовому кабриолету Saab 900 исполняется 25 лет» . Автонеделя . Архивировано из оригинала 1 ноября 2012 года . Проверено 3 мая 2012 г.
- ^ Йоханссон, Клаас, изд. (7 марта 1991 г.). «Фабрика грез превратилась в кошмар». Мир технологий (на шведском языке). Том. 43, нет. 5. Стокгольм, Швеция: Specialtidningsförlaget AB. п. 18.
- ^ Йоханссон, Клаас, изд. (8 августа 1991 г.). "Все об автомобилях: PS" [Все об автомобилях: PS]. Мир технологий (на шведском языке). Том. 43, нет. 15. Стокгольм, Швеция: Specialtidningsförlaget AB. п. 15.
- ^ Броган, Мэтт (9 января 2009 г.). «GM изо всех сил пытается продать SAAB» . www.caradvice.com.au . Архивировано из оригинала 5 августа 2020 года . Проверено 23 мая 2020 г.
- ^ «Saab стремится выжить без GM» . Новости Би-би-си . Лондон : Би-би-си . 20 февраля 2009 г. Архивировано из оригинала 23 февраля 2009 г. . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ Пагнамента, Робин (18 февраля 2009 г.). «Saab может обанкротиться через 10 дней, — предупреждает GM» . «Таймс» (онлайн) . Лондон. Архивировано из оригинала 12 июня 2011 года . Проверено 18 февраля 2009 г.
- ^ «GM соглашается на продажу Saab компании Koenigsegg» . Новости Би-би-си . Лондон : Би-би-си . 16 июня 2009 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2023 г. . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ Йоханссон, Кент. « Сделка с Saab отменена». Dagens Nyheter (на шведском языке). Архивировано из оригинала 25 ноября 2009 года . Проверено 24 ноября 2009 г.
- ^ Шварц, Нельсон Д. (14 декабря 2009 г.). «Китайская компания стремится производить старые модели Saab» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 1 июля 2017 года . Проверено 28 января 2010 г.
- ^ «BAIC заплатил $197 млн за активы Saab – бумаги» . Рейтер . 14 декабря 2009 года. Архивировано из оригинала 29 июля 2010 года . Проверено 28 января 2010 г.
- ^ «ОБНОВЛЕНИЕ 3-BAIC активно развивает бренд с помощью технологий Saab» . Рейтер . 10 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. . Проверено 23 декабря 2009 г.
- ^ Рид, Джон; Уорд, Эндрю (3 декабря 2009 г.). «Голландский производитель спортивных автомобилей ведет переговоры с Saab» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 11 декабря 2022 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ «GM «сворачивает» бизнес Saab» . Новости Би-би-си . 18 декабря 2009 года. Архивировано из оригинала 19 декабря 2009 года . Проверено 18 декабря 2009 г.
- ^ «Берни Экклстоун присоединяется к предложению о покупке Saab» . Новости Би-би-си . Лондон : Би-би-си . 8 января 2010 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2023 г. . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ Маквей, Пол (19 декабря 2009 г.). «Spyker делает новое предложение для Saab; General Motors оценит» . Автонеделя . Архивировано из оригинала 22 февраля 2015 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ «Начинается ликвидация Saab, GM все еще рассматривает предложения» . Рейтер . 8 января 2010 года. Архивировано из оригинала 25 мая 2010 года . Проверено 9 января 2010 г.
- ^ «Продажа Saab – все подробности» . Автокар . Великобритания. 26 января 2010 г. Архивировано из оригинала 1 февраля 2010 г. Проверено 15 апреля 2017 г.
- ^ «Spyker Cars завершает покупку Saab» . Саабс Юнайтед (пресс-релиз). 24 февраля 2010 г. Архивировано из оригинала 16 апреля 2017 г. Проверено 15 апреля 2017 г.
- ^ Киннандер, Ола (24 февраля 2011 г.). «Spyker продаст подразделение спортивных автомобилей Владимиру Антонову, чтобы сосредоточиться на бренде Saab» . Блумберг. Архивировано из оригинала 27 февраля 2011 года . Проверено 8 марта 2011 г.
- ^ Петерсен, Лейф (4 апреля 2011 г.). «Мюллер: «Saab рычаг i ett glashus» » [Мюллер: «Saab живет в стеклянном доме»]. СвД Нэрингслив (на шведском языке). Архивировано из оригинала 31 декабря 2014 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ Нейрат, Каролина (12 мая 2011 г.). «Соглашение Saab с Hawtai расторгнуто» [Соглашение Saab с Hawtai расторгнуто]. СвД Нэрингслив (на шведском языке). Архивировано из оригинала 31 декабря 2014 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ Джолли, Дэвид (28 октября 2011 г.). «Saab заглох, спасенный двумя китайскими автопроизводителями» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 29 октября 2011 года . Проверено 29 октября 2011 г.
- ^ «Шведский Saab направляется к китайским владельцам после предложения о спасении» . Рейтер. 28 октября 2011 года. Архивировано из оригинала 28 октября 2011 года . Проверено 29 октября 2011 г.
- ^ «Руководитель Saab Виктор Мюллер размышляет о продаже автопроизводителя» . Новости . Би-би-си. 28 октября 2011 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2023 г. . Проверено 29 октября 2011 г.
- ^ «Сайт банкротства Saab» . Конкурсбот . Декабрь 2011. Архивировано из оригинала 22 апреля 2012 года . Проверено 13 апреля 2012 г.
- ^ Зандер, Кристина (апрель 2012 г.). «Saab Auto оставила долги на 2 миллиарда долларов» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 30 января 2016 года . Проверено 27 апреля 2012 г.
- ^ «Жалоба: Saab Automobile AB и Spyker NV против компании General Motors» . ТОО «Паттон Боггс» . 6 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 23 февраля 2015 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ «Спайкеркары» . Спайкер Н.В. 2015. Архивировано из оригинала 15 октября 2012 года . Проверено 20 октября 2012 г.
- ^ «GM подала в суд на материнскую компанию Saab за блокирование реорганизации» . Автоньюс . 6 августа 2012 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ Лённрот, Вальдемар. «Spyker подает в суд на GM на 20 миллиардов шведских крон» (на шведском языке). ТТЕЛА. Архивировано из оригинала 8 августа 2012 года . Проверено 20 октября 2012 г.
- ^ «Иск материнской компании Saab против GM на сумму 3 миллиарда долларов отклонен американским судьей» . Автоньюс . 10 июня 2013 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2023 г. . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ «Апелляционный суд США постановил, что GM по поводу продажи Saab компании Spyker» . Экономические времена . Рейтер. 25 октября 2014 года. Архивировано из оригинала 26 января 2015 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ «Пресс-релиз: National Electric Vehicle Швеция AB приобретает большую часть активов Saab Automobile» [Пресс-релиз: National Electric Vehicle Швеция AB приобретает большую часть активов Saab Automobile] (PDF) . конкурсная масса (на шведском языке). 13 июня 2012 г. Архивировано (PDF) из оригинала 26 октября 2014 г. . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ «Обанкротившийся Saab приобретен компанией электромобилей у японско-китайского консорциума. Слияние — Fukkeiki.com» . на г.) ( японском , 14 июня 2012 языке
- ^ «Parts AB продолжает оставаться независимой компанией» . Сааб.com . 13 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 21 августа 2012 года . Проверено 20 октября 2012 г.
- ^ «Köpet av Saab klart» [Очистить покупку Saab]. Dagens Nyheter (на шведском языке). 13 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 15 августа 2014 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ «Переговоры по бренду – Saab» [Переговоры по бренду – Saab]. ТТЕЛА (на шведском языке). 14 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 17 декабря 2013 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ Алестиг, Питер (16 августа 2012 г.). «Никакого символа грифона для новых владельцев Saab». СвД Нэрингслив (на шведском языке). Архивировано из оригинала 26 октября 2014 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ «Циндао станет стратегическими воротами NEVS в Китай для автомобилей Saab» . National Electric Vehicle Швеция AB . 8 января 2013 года. Архивировано из оригинала 22 февраля 2015 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ « База — Тролльхеттан» — Карл-Эрлинг Троген на P4 Väst» . Saabsunited.com . 8 января 2013 г. Архивировано из оригинала 12 января 2013 г. . Проверено 8 января 2013 г.
- ^ «Saab возобновит серийное производство седана 9-3 в понедельник» . Автомобильные новости Европы . 29 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 3 сентября 2023 г. . Проверено 29 ноября 2013 г.
- ^ Морран, Крис (3 декабря 2013 г.). «Saab восстает из мертвых… вроде того» . Consumerist.com . Архивировано из оригинала 1 мая 2014 года . Проверено 27 июня 2014 г.
- ^ Рабе, Маттиас (11 декабря 2013 г.). «В первый день было заказано 15 новых Saab 9-3» [в первый день было заказано 15 новых Saab 9-3]. Мир технологий (на шведском языке). Архивировано из оригинала 9 марта 2014 года . Проверено 27 июня 2014 г.
- ^ «Обновление статуса от Невса» [обновление статуса от Невса]. National Electric Vehicle Швеция AB (на шведском языке). 30 мая 2013 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 27 июня 2014 г.
- ^ «Анализ ситуации, связанной с финансовыми трудностями NEVS» . Саабсунитед . 21 мая 2014 года. Архивировано из оригинала 15 июля 2014 года . Проверено 27 июня 2014 г.
- ^ «Сокращение рабочих на заводе Saab Cars в Тролльхеттане» . Саабсунитед . 27 мая 2014 года. Архивировано из оригинала 1 июля 2014 года . Проверено 27 июня 2014 г.
- ^ Йенсен, Виктор (29 мая 2014 г.). «Невские переговоры продвигаются вперед» [Невские переговоры продвигаются вперед]. Шведское радио (на шведском языке). Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 27 июня 2014 г.
- ^ Карлинг, Мария (9 июня 2014 г.). «NEVS не может обрабатывать платежи субподрядчикам» [NEVS не может обрабатывать платежи субподрядчикам]. Svenska Dagbladet (на шведском языке). Архивировано из оригинала 12 июня 2014 года . Проверено 27 июня 2014 г.
- ^ Зандер, Кристина (2014). «Владелец Saab Auto, поддерживаемый Китаем, обанкротился» . Уолл Стрит Джорнал . Архивировано из оригинала 6 августа 2020 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ «Автопроизводитель Saab NEVS предоставил защиту кредиторам в суде, но теряет право на использование названия Saab» . Автомобильные новости Европы . Рейтер. 29 августа 2014 года. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 года . Проверено 21 февраля 2015 г.
- ^ «NEVS запускает новую торговую марку — myAutoWorld.com» . myAutoWorld.com . 21 июня 2016 года. Архивировано из оригинала 11 августа 2016 года . Проверено 21 июня 2016 г.
- ^ «Владелец Saab построит в Китае завод по производству электромобилей стоимостью 400 миллионов долларов» . Форбс . 29 июня 2015 г. Архивировано из оригинала 7 августа 2020 г. . Проверено 11 сентября 2017 г.
- ^ «Новый основной владелец Evergrande Group в NEVS AB» . 15 января 2019 г. Архивировано из оригинала 21 января 2019 г.
- ^ Готье, Майкл (12 марта 2023 г.). «Призрак Saab снова возвращается, когда NEVS переходит в «режим гибернации» » . Carscoops.com . Архивировано из оригинала 23 апреля 2023 года . Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ Эльг, Пер-Бёрье (2022). Saab – все автомобили 1947–2012 гг. (на шведском языке). Тролльхеттан: www.saabcarmuseum.com. стр. 143. ISBN 978-91-527-1620-5 .
- ^ Эльг, Пер-Бёрье (2022). Saab – все автомобили 1947–2012 гг. (на шведском языке). Тролльхеттан: www.saabcarmuseum.com. стр. 140–141. ISBN 978-91-527-1620-5 .
- ^ «Снимок компании Saab за 2009 год» . Саабс Юнайтед . 5 марта 2009 г. Архивировано из оригинала 22 декабря 2015 г.
- ^ Рост, Малин (2 декабря 2013 г.). «Saab возвращается: первые автомобили, выпущенные под руководством новых владельцев» . Ассошиэйтед Пресс . Архивировано из оригинала 26 декабря 2013 года . Проверено 25 декабря 2013 г.
- ^ «Последние Saab построены… *обновлены!» . SaabsUnited.com . 22 февраля 2012 года. Архивировано из оригинала 28 февраля 2012 года . Проверено 8 марта 2012 г.
- ^ Белл, Роджер (3 июля 1993 г.). «Лишит ли джойстик удовольствие от вождения? Роджер Белл рассматривает инициативу, направленную на то, чтобы перенести автомобильный спорт в 21 век» . Независимый . Архивировано из оригинала 3 февраля 2014 года . Проверено 10 октября 2012 г.
- ^ «Инновации Сааба» . Музей Сааба . Архивировано из оригинала 4 мая 2009 года . Проверено 19 июня 2009 г.
- ^ «Сааб Групп» . Сааб Свериге . Архивировано из оригинала 1 декабря 2008 года . Проверено 1 августа 2009 г.
- ^ «Эта история Saab — одна на миллион» . JS онлайн . Архивировано из оригинала 4 января 2010 года . Проверено 18 декабря 2009 г.
- ^ «Джетсы, джинсы и Ховис» . Хранитель . 24 августа 2007 г. Архивировано из оригинала 26 декабря 2019 г. . Проверено 21 января 2022 г.
- ^ «Сааб Люкс» . Ютуб . 3 декабря 2007 года . Проверено 21 февраля 2015 г. [ мертвая ссылка на YouTube ]
- ^ «Сааб 900 Турбо 16 Кабриолет» . Магнит . БСС. Архивировано из оригинала 22 июля 2014 года . Проверено 13 июня 2012 г.
- ^ Эйнар, Л. (1987), «Работа с рекламными агентствами — опыт Saab-Scania», Industrial Management & Data Systems , 87 (11/12): 3–8, doi : 10.1108/eb057493
- ^ Педерсон, Джей П. (2007), Международный справочник историй компаний , том. 83, с. 337
- ^ Jump up to: а б Найт, Сэм (25 июля 2009 г.). «Почему Saab вызывает сильные чувства» . Файнэншл Таймс . Архивировано из оригинала 11 апреля 2010 года . Проверено 8 марта 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Крейс, Джон (22 января 2010 г.), «Конец моего шведского романа» , The Guardian , Лондон, заархивировано из оригинала 2 июня 2017 г. , получено 13 декабря 2016 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Эмге, Райан. «Рекламные кампании Saab вчера и сегодня» . История Сааба . Проверено 8 марта 2011 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «Двигайся быстрее – иди безопасно – вперед Saab» . Фликр . Яху. 9 сентября 2010 г. Архивировано из оригинала 3 декабря 2014 г. Проверено 20 января 2017 г.
- ^ «Рекламная кампания Saab – «Самые умные автомобили, когда-либо созданные» » . История Сааба . 11 октября 2006 г. Проверено 4 января 2010 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Какой ваш любимый рекламный слоган Saab? , 18 сентября 2007 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
Библиография
- Чаттертон, Марк (1980). Сааб: новатор . Ньютон Эббот, Девон, Великобритания: Дэвид и Чарльз. ISBN 0715379453 . Архивировано из оригинала 7 июля 2023 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
- Коул, Лэнс (2012). Автомобили Saab: полная история . Рамсбери, Мальборо, Великобритания: The Crowood Press. ISBN 9781847973986 . Архивировано из оригинала 2 июля 2023 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
- —————— (2017). «Глава 9: Старые Saab и старые дураки». Приключение на классическом автомобиле: путешествие по истории на пути к ностальгии . Барнсли, Англия: Перо и меч . ISBN 9781473896413 .
- —————— (2021). Праздник Saab: память о шведском стиле . Барнсли, Южный Йоркшир, Великобритания: Транспортировка ручки и меча. ISBN 9781526775238 . Архивировано из оригинала 2 июля 2023 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
- Даймок, Эрик (1997). Saab: полвека достижений, 1947–1997 гг . Спаркфорд, Великобритания: Хейнс. ISBN 0854299815 . Архивировано из оригинала 2 июля 2023 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
- Навсегда, Лоу; Бриндфорс, Лоу (2002). Сделано в Тролльхэттене . Стокгольм: Колоркрафт. ISBN 9163107031 . Архивировано из оригинала 2 июля 2023 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
- Гриллс, Воган (2023). Дух Saab: 50 причин, почему мы их любим . Лондон: Бэтсфорд. ISBN 9781849948029 . Архивировано из оригинала 30 июня 2023 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
- Линд, Бьорн-Эрик (1987). Saab: первые 40 лет автомобилей Saab . Мальмё, Швеция: Förlagshuset Norden. ISBN 9186442341 . Архивировано из оригинала 7 июля 2023 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
- Уильямс, Брайан (2012). Сааб: Краткая история . Продиннова. ISBN 9782917260241 . Архивировано из оригинала 30 июня 2023 года . Проверено 3 сентября 2023 г.
Внешние ссылки

- Официальный сайт
(Доступны детали)
- Официальный сайт (Архив, 13 апреля 2013 г.)
- Коллекция новостных статей Saab с 1984 года ( The New York Times )
- Saab Group в Керли
- Ты можешь
- Марки автомобилей
- Несуществующие производители автомобилей Швеции
- Марки Дженерал Моторс
- Ноготь
- Компании по производству автомобилей, основанные в 1945 году.
- Поставщики в Суд Швеции
- Производители автомобилей класса люкс
- Шведские бренды
- Компании по производству автомобилей ликвидированы в 2012 году.
- Шведские компании ликвидированы в 2012 году
- Шведские компании, основанные в 1945 году.
- Бывшие дочерние компании General Motors