Zaz
этой статьи Ведущий раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( Сентябрь 2021 г. ) |
![]() Географическое распределение ораторов Zaza (более темное зеленое) среди иранских носителей [ 1 ] | |
Общая численность населения | |
---|---|
От 2 до 3 миллионов [ 2 ] | |
Регионы со значительным населением | |
![]() Диаспора : ок. 300 000 [ 3 ] Австралия , Австрия , Бельгия , Франция , Германия , Нидерланды , Швеция , Швейцария , Великобритания , США [ 4 ] [ 5 ] | |
Языки | |
Заза , Курманджи курдиш , [ 4 ] и турецкий | |
Религия | |
Преимущественно суннитский ислам (в основном школа Shafiʽi , а также ханафизм ) Значительный меньшинство алевизма [ 6 ] |
Zazas : ( Zazaki Dımili Zaza, Kırd, Krrmanc, [ 7 ] или şarê ma , горит. «Наши люди») - это люди в восточной Турции , которые традиционно говорят на языке Zaza , западном иранском языке , написанном в латинском сценарии . Их сердце состоит из провинций Тунсели и Бингёль и частей провинций Элазы , Эрзинчана и Диярбакир . [ 3 ] Заза вообще [ 8 ] Считайте себя курдами , [ 9 ] [ 6 ] [ 10 ] [ 11 ] и часто описываются как курды Zaza учеными. [ 7 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] [ 15 ]
Этимология и именование
Согласно энциклопдийской Иранике, эндоним , Димли или Димла был получен из региона Дайлам в северном Иране и появляется в армянских исторических записях как Delmik , Dlmik , который, как было предложено быть полученным из среднего иранского *Dēlmīk означающего Daylamite . Среди своих соседей люди известны в основном как Заза, что означало « заикание » и использовался в качестве уничижительного . Хадэнк и Маккензи атрибут относительно изобилия сибилантов и аффилатов на языке Zaza, чтобы объяснить семантическую этимологию имени. [ 3 ]
История
Происхождение и ранняя история
Лингвистические данные поставили урхеймат языка Заза в северный Иран, особенно вокруг южного каспийского региона из -за сходства между языками Zaza, Talysh , Gilaki и Mazanderani . Этимология эндонима Димли и исторические записи о миграции от Дейлама в центральную Анатолию в армянских источниках также упоминаются как свидетельство дневного происхождения народа Заза. Ученые предлагают, чтобы это миграционное событие произошло в 10-12 веках нашей эры. [ 3 ] [ 16 ] Тем не менее, исследование 2005 года не поддерживает северную иранскую теорию и предполагает более тесную связь между курдскими и сазами по сравнению с северными иранскими популяциями. [ 17 ]
Курманджи , разбирающиеся в курдах и Zazas на протяжении веков, жили в тех же районах Анатолии . Аракелова утверждает, что Зазас не претендовал на отдельную этническую идентичность от курдов и считался частью курдов со стороны посторонних по истории, несмотря на «имеющую отдельную национальную идентичность и этническое сознание». [ 16 ]
Традиция Zaza Minestrel восходит к средневековому периоду, когда, говорящие на Zaza, составленные на их родном языке как на их родном языке, так и на турецком языке. [ 3 ]
Современный период

Самыми ранними выжившими литературными произведениями на языке Zaza являются два стиха с одинаковыми названиями, Mawlūd , датируемыми концом 19 -го и начала 20 -го веков. [ 3 ]
В 1920 -х и 1930 -х годах Zazas сыграл ключевую роль в росте курдского национализма с их восстаниями против Османской империи , а затем в Республике Турция . Заза приняли участие в восстании в Косгири в 1920 году, [ 19 ] и во время шейха сказал восстание в 1925 году, сказал Заза Шейх, и его сторонники восстали против недавно созданной республики из -за ее турецкой националистической и светской идеологии. [ 20 ] Впоследствии многие Zazas присоединились к криволюбленному курдскому националисту Курмане , Обществу роста Курдистана и другими движениями, где они часто поднимались на известность. [ 21 ]
В 1937 году во время восстания Дерсим Заза вновь восстал против турок. На этот раз восстание возглавлялось Сейд Ризой и закончилось резней тысяч курдов, говорящих на Курманджи и гражданских лиц Заза, в то время как многие были внутренне перемещены из-за конфликта. [ 22 ]
Сакин Кансиз , Zaza из Tunceli, был одним из основателей Курдистанской рабочей партии (РПК), и, как и многие Zazas присоединились к повстанцам, в том числе видны Бес -Хозат . [ 23 ] [ 24 ]
После турецкого переворота 1980 года многие интеллектуальные меньшинства, в том числе Zazas, эмигрировали из Турции в Европу , Австралию и Соединенные Штаты . [ 5 ]
Демография и географическое распространение

Точное количество Zazas неизвестно из -за отсутствия недавних и обширных данных переписи. Последняя перепись на языке в Турции была проведена в 1965 году, где 150 644 человек назначили Zaza в качестве своего первого языка и 112 701 в качестве второго языка. [ 25 ] Более поздние данные 2005 года показывают, что население, говорящая на Zaza, варьируется от приблизительно 2 до 4 миллионов. [ 2 ]
Согласно исследованию 2015 года, в котором изучалась демография населения-голосования в курдских обитаемых районах в Турции ( северо-восток , центральный восток и юго-восточная статистические регионы Анатолии , n = 1918) 12,8% людей этнически идентифицированы как Zaza, которые сделали Zaza. Самая большая этническая идентичность после курдского (73%) в регионе. Спикеры Zaza были более многочисленными (15%) по сравнению с людьми, которые идентифицируются с этнической идентичностью Zaza, показывая, что некоторые ораторы Zaza идентифицировали как другие этнические группы, в первую очередь курды. [ 26 ]
После турецкого переворота 1980 года многие интеллектуальные меньшинства, в том числе Zazas, эмигрировали из Турции в Европу , Австралию и Соединенные Штаты . Самая большая часть диаспоры Zaza находится в Европе, преимущественно в Германии. [ 5 ]
Культура
Язык
Заза является наследственным языком народа Заза и принадлежит к Заза -Горани ветви иранских языков . говорится На востоке современной Турции , что на востоке современной Турции с двумя -три миллиона ораторов. Существует разделение между северным и южным Заза, особенно в фонологическом запасах, но Zaza в целом образует диалектный континуум, без признанного стандарта. [ 2 ]
Исследование, опубликованное в 2015 году, которое демографически проанализировало взрослые голосования в курдских жителях Турции (исключая диаспору), пришло к выводу, что 96,2% людей, которые идентифицировали себя как Заза, но не курдские в регионе, говорили Зазаки как свой родной язык . Напротив, только 58,4% опрошенных людей Заза заявили, что их основным домашним языком был Zazaki, а турецкий был вторым самым популярным домашним языком, когда 38,3% Zazas говорили его в своих домах. 1,9% опрошенных людей, которые определили как Заза, выразили, что их родной язык был курдским. Около 1,4% людей, принадлежащих к курдской этнической идентичности, также говорили Зазаки как свой родной язык. Что касается алевиса, которые были отдельно проанализированы, c. 70% говорили Zazaki, но турецкий (70%) был доминирующим языком домохозяйства. [ 26 ] Ziflioğlu утверждает, что многие [ количественно ] Заза только говорят на Курмане . [ 4 ] [ сомнительно - обсудить ]
Первые письменные заявления на языке Zaza были составлены лингвистом Питером Лерчем в 1850 году. Два других важных документа - это религиозные сочинения Эхмедеда XASI 1898 года, [ 27 ] и Османа Эфендио Бабия ; Обе эти работы были написаны в арабском сценарии . [ 28 ] Государственные шоу TRT Kurdинс в Zaza. [ 4 ] В течение 1980 -х годов язык Zaza стал популярным среди диаспоры Zaza, за которыми последовали публикации в Zaza в Турции. [ 29 ]
Религия
Преимущественно Zazas придерживаются суннитского ислама . [ 30 ] Согласно исследованию 2015 года, в котором изучались взрослые голосования по восточному и южному Анатолии 75,4% людей, которые заявили, что они были этнически зазазами, принадлежащие Школам ислама Шафихи , аналогично курдским группам, но в отличие от местного туркового и и Арабские люди, которые были большинством Ханафи . [ 26 ] Последователи Shafi'i среди народа Zaza в основном Накшбанди . [ 31 ]
Алевизм является второй по величине исламской сектой среди Zazas с 14,8%, придерживающимися ее, и у Zazas был самый высокий процент ALEVI среди любой группы на сегодняшний день, за которыми следуют турки (5,4%) и курды (3,1%). Также сообщалось, что около 70% Алевиса говорили Зазаки как свой родной язык. Zaza Alevis преимущественно живет вокруг провинции Тунсели . Анафизм, который является самой большой исламской школой как в Турции, так и среди турецких и арабских людей в регионе, соблюдается 9,8% населения Заза. [ 26 ] существовало небольшое христианское Исторически в Гергере население Заза . [ 32 ]
Личность
Согласно Кел-Бодроги и Аракеловой Зазасу никогда не претендовали на отдельное существование от курдов и в значительной степени считают себя курдами. [ 8 ] [ 9 ] Тем не менее, некоторые ученые считают их отдельной этнической группой и рассматривают их как таковую в своей академической работе. [ 33 ]
Согласно национальному опросу, проведенному Konda Research and Consultancy в 2019 году, около 1,5% населения штата «Zaza» в качестве этнической идентичности , формируя четвертую по величине этническую идентичность в стране. [ 34 ] [ 35 ] Согласно опросу 2015 года, проведенному в турецком Курдистане среди взрослых голосования, большинство этнических режимов Zazaki, этнически идентифицированных как «Zaza», в отличие от других вариантов, таких как курдские, турецкие и арабские. [ 26 ]
Многие политики Заза также можно найти в братских курдских партиях Демократической партии народов (HDP) и Демократических регионов (DBP), таких как Селахаттин Демирташ , Эйсель Тугулук , Айла Акат Ата и Гюлтан Кианак . С другой стороны, Zazas, которые публично заявили, что они не считают себя курдскими, включают Хюсеиин Айгун , политик ТЭЦ из Тунсели. [ 36 ] Особенно в последние годы языковые и культурные ассоциации Zaza стали широко распространенными, создание Федерации ассоциаций Zaza и создание партии «Время демократии» начали больше принимать идентичность Zaza. [ 37 ]
Политика
Политически зазаза, принадлежащие к алевизму и суннизму, как правило, широко отличаются друг от друга. С 2002 года выборы суннитов Zazas в основном проголосовали за правящую партию справедливости и развития как на национальном, так и на местном уровне, а того временем Alevi Zazas продемонстрировали широкую поддержку левому или курдскому, ориентированным на партии, а именно HDP и CHP. Для президентских выборов, как сообщалось, суннитские Zazas голосовали за Recepepepe Tayyip Erdoğan , в отличие от Alevis, который в основном поддерживал кандидата HDP Селахаттин Демирташ. Совместитель Alevi-Majority Tunceli -единственная провинция Турции, которая когда-либо избирала мэра, принадлежащего Коммунистической партии Турции . [ 38 ]
Первая политическая партия, ориентированная на Заза в истории Турции, была основана в 2017 году под названием «Народная партия Заза», а затем изменила свое имя на партию демократии (Турции: Демокраси Замани Партиси ) из-за юридических ограничений на партии на основе этнической принадлежности. [ 39 ]
Малыш национальный
Национализм Zaza - это идеология, которая поддерживает сохранение народа Zaza между турками и курдами в Турции. Турецкий националист Хасан Решит Танкт предложил в 1961 году создать коридор между Speakers и Kurmanji -Speakers для ускорения туркивания . В некоторых случаях в диаспоре Zazas обращался к этой идеологии из -за более заметных различий между ними и курманами . [ 40 ] Национализм Zaza был дополнительно повышен, когда Турция отказалась от своей ассимиляционной политики, которая заставила некоторых зазаза начнется рассматривать себя как отдельную этническую группу. [ 41 ] В диаспоре некоторые Zazas обратились к национализму Заза в более свободном европейском политическом климате. На этом Эбубекир Памукчу , основатель Национального движения Заза, заявил: «С этого момента я стал Заза». [ 42 ] Националисты Zaza опасаются влияния турецкого и курда и стремятся защитить культуру и язык Zaza, а не искать какую -либо автономию в Турции. [ 43 ]
По словам исследователя Ахмет Касимоглу, Zaza Nationalism - это турецкая и армянская попытка разделить курдов. [ 44 ]
Генетика
Исследование 2005 года генетически изучило три различные группы ораторов Zaza (n = 27) и Kurmanji в Турции и Курманджи в Грузии . В исследовании были проанализированы последовательности MtDNA HV1, одиннадцать Y-хромосом био-алельности и 9 локусов Y-STR для изучения взаимосвязи линии между этими иранскими группами. Согласно исследованию 8 различных гаплогрупп Y-ДНК были идентифицированы среди ораторов Zaza; I* (33,3%), R1A1A (25,9%), E* (11,1%) и R1* (11,1%) являются наиболее распространенными. Гаплогруппы P1 и J2 , которые, как было установлено, были распространены среди различных курдских популяций, отсутствовали у ораторов Zaza. Данные Y -хромосомы показали несколько разные закономерности, что указывает на некоторый эффект географии. Было обнаружено, что спикеры Курманджи и ораторы Zaza в Турции, которые являются географическими соседями, находятся ближе друг к другу по сравнению с курсивными и туркменными курдами в соответствии с данными Y-DNA. [ 17 ]
Данные мтДНК указывают на тесные отношения между Zaza, говорящими на группах, от Турции и курдских людей из Грузии, Ирана и Восточной Турции, тем временем изученные носители Курманджи в Турции и Туркменистане отличались от этих групп и друг с другом матери. Географические соседи Zazas из Южного Кавказа также обнаружены в отношении результатов мтДНК. Было заявлено, что не было четкого географического или лингвистического рисунка, касающегося матрилинейного происхождения исследованных иранских спикеров. [ 17 ]
Другое явление, обнаруженное в исследовании, заключалось в том, что Zazas ближе к курдским группам (матрилистно -южно -кавказские группы, патрилинеально ораторы Курманджи в Турции), а не народы северного Ирана , где предположили, что наследственные языковые языки предположили, что они говорили перед его распространением в анатолии . Также было заявлено, что «генетическое свидетельство, конечно, не исключает северного иранского происхождения самого языка Zazaki». [ 17 ]
Смотрите также
Примечания
- ^ Gippert 1999 .
- ^ Jump up to: а беременный в Альянс по исчезновению языка .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Асатриан (1995) .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Ziflioglu (2011) .
- ^ Jump up to: а беременный в Arakelova (1999) , p. 400.
- ^ Jump up to: а беременный Kehl-Bodrogi, Otter-Beaujean & Kellner-Heikkele (1997) , p. 13
- ^ Jump up to: а беременный Malmisanij (1996) , p. 1
- ^ Jump up to: а беременный Kehl-Bodrogi (1999) , p. 442.
- ^ Jump up to: а беременный Arakelova (1999) , p. 397.
- ^ Мосаки (2012) .
- ^ Postgate (2007) , p. 148.
- ^ Тейлор (1865) , с. 39
- ^ Ван Брюнесен (1989) , с. 1
- ^ Озоглу (2004) , с. 35
- ^ Кая (2009) .
- ^ Jump up to: а беременный Аракелова 1999 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Nasidze et al. (2005) .
- ^ Барри (1881) .
- ^ Скорость (2010) .
- ^ Итак (2009) , с. IX.
- ^ Kasımoğlu (2012) , стр. 653–657.
- ^ Cengiz (2011) .
- ^ Milliyet (2013) .
- ^ Hürriyet (2013) .
- ^ Дюндар (2000) , с. 216
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и Йеген, Месут (январь 2015 г.). «Динамика голосования курдских избирателей: социологический анализ политических предпочтений избирателей в северо-восточнойортопии и юго-восточной анатолии субрегионов» (PDF) . или.org.tr (на турецком). Стр. 36–52. Архивировано (PDF) из оригинала 24 июня 2021 года.
- ^ Malmisanij (1996) , стр. 1-2.
- ^ Кескин (2015) , с. 108
- ^ Зарядка сейчас, № 2011 .
- ^ Werner (2012) , с. 24 и 29.
- ^ Калафат (1996) , с. 290.
- ^ Вернер (2012) , с. 25
- ^ Кескин (2015) , стр. 94–95.
- ^ «Мурат Йекин: Сколько курдов в Турции, сколько суннитов, сколько живет алеви?» Полем Gazeteduvar.com.tr (на турецком). 2019-11-19 . Получено 2021-09-09 .
- ^ Гендерный отчет в Турции . Конда. Ноябрь 2019 года
- ^ Haber Türk (2013) .
- ^ Интервью о Zaza и Zaza Language
- ^ Назад, Мурат; Bi'ngöl, Yılmaz (2018-04-22). «Поведение избирателей суннитских и Алеви Заза из партийного периода АК» . Университет Бингёля Журнал Института социальных наук . 8 (15): 65–88. Doi : 10.29029/busbed.362173 . ISSN 1309-6672 .
- ^ «Первый в политике: Zazas создают партию» . Birgun.net (на турецком) . Получено 2020-09-12 .
- ^ Ван Уилгенбург, Владимир (28 января 2009 г.). "Анкара продвигает национализм Zaza, чтобы разделить курдов?" Полем Фокус терроризма . 6 (3) . Получено 1 апреля 2017 года .
- ^ Коренные народы: энциклопедия культуры, истории и угроз. Виктория Р. Уильямс
- ^ Arakelova (1999) , p. 401.
- ^ Zulfü Selcan, Грамматика языка Zaza, Северный Диалкт (Dersim Dialect), Science & Technology Verlag, Berlin, 1998, p. 23
- ^ Касимоглу (2012) , с. 654.
Библиография
- Arakelova, Victoria (1999), «Народ Заза как новый этнополитический фактор в регионе», Иран и Кавказ , 3/4 : 397–408, doi : 10.1163/157338499x00335 , ISSN 1573-384X , JSTOR 4030804.
- Asatrian, Garnik (1995), "Dimli" , Iranica Online , получено 7 июня 2020 года
- Барри, Максимилиен-Этьен-Эмиль (1881), Максимилиен-Этиен-Эмиль Барри, научная миссия г-на Эрнеста Чантра-подкачинка музея Лиона в высоких мезопотами, Курдистане и Кауса: 2018.R.23-38 Zazas, Diarbékir (2018.R.23-38 Zazas, Diarbékir (2018.R.23. Курдистан) (на английском и Французский), исследовательский институт Getty , HDL : 10020/CIFA2018R23 , извлечен 14 ноября 2020 года.
- Бождаг, CEM; Üngör, Uğur (2011), Zazas and Zazaki , Zazaki.de , извлечены 7 июня 2020 года
- Cengiz, Orhan Kemal (2011): «Могут ли курды полагаться на турецкое государство?» , Сегодняшний Заман , архив с оригинала 29 ноября 2014 года , извлечен 27 апреля 2015 года
- Dündar, Fuat (2000), Меньшинства в переписи Турции (на Турции), издательство Чивиядлари, ISBN 9758086774
- Альянс по исчезновению языка, «Zaza» , Elalliance.org , извлечен 7 июня 2020 года
- Gippert, Jost (1999), Иранские языки/ иранские языки , тевропейский текст и языковые материалы (Titus) , полученные 7 июня 2020 года.
- Новости Тюрк (2013), полеми (на турецком) , извлечен 19 февраля 2016 года
- Hürriyet (2013), мать Безе Хозата: если моя дочь придет, я сокрачу 7 жертв (на турецком) , извлечена 7 июня 2020 года.
- Калафат, Ясар (1996). «Анатолийский турецкий народный суфизм: Zazas» (PDF) (на турецком). Анкара : Публикации Ассоциации истории религий . Получено 7 июня 2020 года .
{{cite journal}}
: CITE Journal требует|journal=
( помощь ) - Kasimoglu, Ahmet (2012), "Xoybûn de Cayê Dirt" (PDF) , II. Международный симпозиум по истории и культуре Zaza (в Зазаки), Публикации Университета Бингёля: 654–676
- Кая, Мехмед С. (2009), Курды Турции Заза: ближневосточное меньшинство в глобализированном обществе , Лондон: Академические исследования Тауриса, ISBN 9781845118754
- Kausen, Ernst (2006), Zaza (PDF) (на немецком языке) , извлечен 7 июня
- Kehl-bodrogi; Выдр-бауджан; Келлнер-Хейкеле (1997), Синкретистические религиозные общины на Ближнем Востоке: собравшиеся статьи международного симпозиума «Алевизм в Турции и сопоставимые синкретистические религиозные общины на Ближнем Востоке в прошлом и настоящем», Берлин, 14-17 апреля 1995 г. , Лейден : Brill Publishing , ISBN 9789004108615
- Kehl-Bodrogi, Krisztina (октябрь 1999 г.), «Курды, турки или люди сами по себе? Соревнования по коллективной идентичности среди Zazas», « Мусульманский мир » , 89 (3–4): 439–454, doi : 10.1111// J.1478-1913.1999.TB02757.x
- Keskin, Mesut (2015), Zaza Language (Zaza Language) (PDF) (на турецком), вып. 1, Бингёль : Университет Бингёльского университета Института живых языков , получен 7 июня 2020 года.
- Келер, опубликованный Bärbel (1998), « Религия и истина: исследования религиозной истории: памятная публикация для Герно Висснера на 65 -й день рождения» , Висбаден: Harrassowitz, pp. 385–399, ISBN 978-3447039758
- Лезгин, Рошан (2010), «Среди социальных курдских групп - общий взгляд на Zazas» , Zazaki.net , извлеченные 7 июня 2020 года.
- Malmésanij, Mehemed (1996), Kırd, Kırmanc, Dımıli Veya Zaza Kürtleri (на турецком и Zazaki), Deng, pp. 1-43 , получен 7 июня 2020 года
- Milliyet (2013), Сакин был похоронен с безжизненными двойниками Zazaki (на турецком языке) , извлечен 7 июня 2020 года.
- Мосаки, Нодар (14 марта 2012 г.), Зазас: курдская субэтническая группа или отдельные люди? , Пересмотрел 7 июня
{{citation}}
: Неизвестный параметр|agency=
игнорируется ( помощь ) - Насидзе, Иван; Квинк, Доминик; Озтурк, разрезать; Бендикидзе, Нина; Стоункинг, Марк (2005), «Изменения мтДНК и Y-хромосомы в кудишских группах», Анналы человеческой генетики , 69 (4): 401–412, doi : 10.1046/j.1529-8817.x , ISN 0003-4800 , PMID 15996169 , S2CID
- Озоглу, Хакан (2004), курдские знаменитости и османское государство: развитие личности, конкурирующие лояльности и смещающие границы , Олбани: Государственный университет Нью -Йорк Пресс, ISBN 978-0-7914-5993-5
- Postgate (2007), языки Ирака, древние и современные. (PDF) , Кембридж : Британская школа археологии в Ираке , ISBN 978-0-903472-21-0 , Получено 20 мая 2019 года
- Тейлор, JG (1865), «Путешествия в Курдистане, с уведомлениями об источниках восточного и западного тигра и древних руинов в их районе», Журнал Королевского географического общества Лондона , 35 : 21–58, doi : 10.2307 /3698077 , JSTOR 3698077
- Van Bruinessen, Martin (1989), Этническая идентичность курдов в Турции , с. 613–621
- Вернер, Эберхард (2012), «Соображения о религиях народа Заза» (PDF) , II. Международный симпозиум по истории и культуре Zaza (в Zazaki), публикации Университета Бингёля , извлечены 7 июня 2020 года.
- Ziflioğlu, Vercihan (23 мая 2011 г.), Турция, предпринимая усилия Zaza Up по признанию прав , Стамбул , архивировав с оригинала 22 июня 2015 года , полученная 7 июня 2020 года.
{{citation}}
: Неизвестный параметр|agency=
Игнорируется ( справка ) CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка )
Дальнейшее чтение
- I. Международный симпозиум по языку Zaza (2011)
- II Международный симпозиум по истории и культуре Zaza (2012)
- Аракелова, Виктория (2020). «Записка о поклонении деревьям в народных убеждениях Заза». Иран и Кавказ . 24 (4): 404–407. doi : 10.1163/1573384x-20200406 . S2CID 230620560 .
- Arslan, Sevda (август 2019 г.). «Язык, религия и размещение ораторов Zazaki» . Журнал этнических и культурологических исследований . 6 (2): 11–22. doi : 10.29333/ejecs/244 . ISSN 2149-1291 . S2CID 202232470 .
- Faruk iremet, " Zone Ma Zazaki " ( наш язык Zaza Dilimiz Zazaca ), ( и Zazas
- Происходил ли геноцид в области Дерсим в Турции в 1938 году? Öi boztas - Центр исследований Холокоста и Геноцида Страслера, 2015 - Academia.edu
- Мунзур Чем, «Кирманджки (Зазаки), говорящие на курдах и их этническая идентичность» . Институт Кирманки (Зазаки)
- Вернер, Эберхард (2020). «Уральность и фольклор: размышления о народной традиции народа Заза». В Коранджи, Алиреза (ред.). Курдское искусство и идентичность: словесное искусство, самоопределение и недавняя история . Берлин, Бостон: де Грюйтер. С. 169–190. doi : 10.1515/9783110599626-008 . ISBN 9783110599626 Полем S2CID 241696408 .