Гражданская война
Примеры и перспективы в этой статье могут не отражать полного представления о предмете . ( май 2019 г. ) |
Часть серии о |
Война ( контур ) |
---|
война Гражданская [а] — это война между организованными группировками внутри одного государства (или страны ).Целью одной стороны может быть получение контроля над страной или регионом, достижение независимости региона или изменение политики правительства. [3] Этот термин представляет собой кальку латинского bellum Civile , которая использовалась для обозначения различных гражданских войн в Римской республике в I веке до нашей эры.
Большинство современных гражданских войн предполагают вмешательство внешних держав. По словам Патрика М. Ригана в его книге «Гражданские войны и иностранные державы» (2000), около двух третей из 138 внутригосударственных конфликтов между окончанием Второй мировой войны и 2000 годом стали результатом международного вмешательства. [4]
Гражданская война часто представляет собой конфликт высокой интенсивности, часто с участием регулярных вооруженных сил , который является продолжительным, организованным и крупномасштабным. Гражданские войны могут привести к большому количеству жертв и потреблению значительных ресурсов. [5]
Гражданские войны после окончания Второй мировой войны длились в среднем чуть более четырех лет, что значительно превышает средний показатель в полтора года в период 1900–1944 годов. Хотя скорость возникновения новых гражданских войн была относительно стабильной с середины XIX века, увеличение продолжительности этих войн привело к увеличению числа войн, продолжающихся одновременно. Например, в первой половине 20-го века одновременно шло не более пяти гражданских войн, тогда как ближе к концу « холодной войны» одновременно шло более 20 гражданских войн . С 1945 года гражданские войны привели к гибели более 25 миллионов человек, а также к вынужденному перемещению еще миллионов человек. Гражданские войны привели к экономическому коллапсу; Сомали , Бирма (Мьянма), Уганда и Ангола являются примерами стран, которые, как считалось, имели многообещающее будущее до того, как были охвачены гражданскими войнами. [6]
Формальная классификация
Джеймс Фирон , исследователь гражданских войн в Стэнфордском университете , определяет гражданскую войну как «насильственный конфликт внутри страны, в котором ведутся организованные группы, стремящиеся захватить власть в центре или в регионе или изменить политику правительства». [3] Далее Энн Хиронака уточняет, что одной из сторон гражданской войны является государство . [5] Статис Каливас определяет гражданскую войну как «вооруженный бой, происходящий в границах признанного суверенного образования между сторонами, подчиняющимися общей власти в начале военных действий». [7] [8] Интенсивность, с которой гражданские беспорядки перерастают в гражданскую войну, оспаривается учеными. Некоторые политологи определяют гражданскую войну как войну, в которой погибло более 1000 человек. [3] в то время как другие дополнительно уточняют, что с каждой стороны должно прийти не менее 100 человек. [9] В « Коррелятах войны» — наборе данных, широко используемом исследователями конфликтов, — классифицируются гражданские войны как случаи, когда в год конфликта погибает более 1000 человек. Этот показатель составляет небольшую долю от миллионов погибших во время Второй гражданской войны в Судане и гражданской войны в Камбодже , например, но не включает несколько широко освещавшихся в прессе конфликтов, таких как «Проблемы Северной Ирландии» и борьба Африканского национального конгресса в эпоху апартеида . Южная Африка . [5]
Если исходить из критерия 1000 жертв в год, то с 1816 по 1997 год произошло 213 гражданских войн, 104 из которых произошли с 1944 по 1997 год. [5] Если использовать менее строгий критерий общего числа жертв в 1000 человек, то в период с 1945 по 2007 год было более 90 гражданских войн, из них 20 продолжались по состоянию на 2007 год. [ нужны разъяснения ] [3]
Женевские конвенции не содержат конкретного определения термина «гражданская война»; тем не менее, в них очерчены обязанности сторон в «вооруженном конфликте немеждународного характера». Сюда входят гражданские войны; однако в тексте Конвенций не содержится конкретного определения гражданской войны.
Тем не менее, Международный комитет Красного Креста попытался внести некоторые разъяснения в свои комментарии к Женевским конвенциям , отметив, что конвенции «настолько общие, настолько расплывчатые, что многие делегации опасались, что они могут быть восприняты как охватывающие какое-либо действие». совершено с применением оружия». Соответственно, комментарии предусматривают различные «условия», от которых будет зависеть применение Женевской конвенции; однако в комментарии отмечается, что их не следует интерпретировать как жесткие условия. Условия, перечисленные МККК в его комментарии, заключаются в следующем: [10] [11]
- Что партия, восстающая против правительства де-юре, обладает организованной военной силой, органом, ответственным за ее действия, действующим на определенной территории и имеющим средства для соблюдения и обеспечения соблюдения Конвенции.
- Законное правительство обязано прибегнуть к помощи регулярных вооруженных сил против повстанцев, организованных как военные и владеющих частью национальной территории.
- а) правительство де-юре признало повстанцев воюющими сторонами; или
(b) оно заявило о своих правах на права воюющей стороны; или
с) оно признало повстанцев воюющими сторонами только для целей настоящей Конвенции; или
(d) Что спор был включен в повестку дня Совета Безопасности или Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций как представляющий угрозу международному миру, нарушение мира или акт агрессии.
- а) у повстанцев есть организация, претендующая на то, чтобы иметь характеристики государства.
(b) Повстанческая гражданская власть осуществляет фактическую власть над населением в пределах определенной части национальной территории.
(c) Вооруженные силы действуют под руководством организованной власти и готовы соблюдать обычные законы войны.
d) восставшая гражданская власть согласна соблюдать положения Конвенции.
Причины
Согласно обзору исследований гражданской войны, проведенному в 2017 году, существует три основных объяснения гражданской войны: объяснения, основанные на жадности , которые сосредоточены на желании людей максимизировать свою прибыль, объяснения, основанные на недовольстве , которые сосредоточены на конфликте как ответе на социально-экономические или политические события. несправедливость и объяснения, основанные на возможностях , которые сосредоточены на факторах, которые облегчают участие в насильственной мобилизации. [12] Согласно исследованию, наиболее влиятельным объяснением начала гражданской войны является объяснение Джеймса Фирона и Дэвида Лэйтина, основанное на возможностях, в их статье American Political Science Review 2003 года. [12]
Жадность
Ученых, исследующих причины гражданской войны, привлекают две противоположные теории: жадность и недовольство . Грубо говоря: вызваны ли конфликты различиями этнической принадлежности, религии или другой социальной принадлежности , или конфликты начинаются потому, что их начало отвечает экономическим интересам отдельных лиц и групп? Научный анализ подтверждает вывод о том, что экономические и структурные факторы более важны, чем факторы идентичности, в прогнозировании возникновения гражданской войны. [13]
Комплексное исследование гражданской войны было проведено группой Всемирного банка в начале 21 века. В рамках исследования, получившего название «Модель Кольера-Хеффлера», для сравнения были изучены 78 пятилетних периодов, когда произошла гражданская война с 1960 по 1999 год, а также 1167 пятилетних периодов «отсутствия гражданской войны». набор данных для регрессионного анализа, чтобы увидеть влияние различных факторов. Было показано, что факторы, которые оказывают статистически значимое влияние на вероятность возникновения гражданской войны в любой пятилетний период, были: [14]
Высокая доля сырьевых товаров в национальном экспорте существенно повышает риск возникновения конфликта. Страна, находящаяся в «пиковой опасности», где сырьевые товары составляют 32% валового внутреннего продукта , имеет 22%-ный риск впасть в гражданскую войну в течение данного пятилетнего периода, в то время как страна, не имеющая экспорта сырьевых товаров, имеет 1%-ный риск. При дезагрегировании только нефтяные и ненефтяные группы показали разные результаты: страна с относительно низким уровнем зависимости от экспорта нефти подвергается несколько меньшему риску, в то время как высокий уровень зависимости от нефти как экспорта приводит к несколько большему риску гражданского война, чем национальная зависимость от другого первичного товара. Авторы исследования интерпретировали это как результат легкости вымогательства или захвата основных товаров по сравнению с другими формами богатства; например, легко захватить и контролировать добычу золота или нефтяного месторождения по сравнению с сектором производства одежды или гостиничного бизнеса. [15]
Вторым источником финансирования являются национальные диаспоры , которые могут финансировать восстания и мятежи из-за границы. Исследование показало, что статистическое изменение размера диаспоры страны с самой маленькой, указанной в исследовании, на самую большую, привело к шестикратному увеличению вероятности гражданской войны. [15]
Более высокий уровень охвата мужским средним образованием, доход на душу населения и темпы экономического роста - все это оказало существенное влияние на снижение вероятности гражданской войны. В частности, охват мужчинами средней школы на 10% выше среднего снизил вероятность конфликта примерно на 3%, в то время как темпы роста на 1% выше среднего показателя исследования привели к снижению вероятности гражданской войны примерно на 1%. Исследование интерпретировало эти три фактора как показатели заработков, упущенных в результате восстания, и, следовательно, более низкие упущенные заработки стимулируют восстание. [15] Другими словами: молодые мужчины (которые составляют подавляющее большинство участников гражданских войн) с меньшей вероятностью присоединятся к восстанию, если они получают образование или имеют достойную зарплату, и могут разумно предполагать, что они будут процветать в будущем. [16]
Низкий доход на душу населения также предлагался в качестве причины для недовольства, что спровоцировало вооруженное восстание. [17] [18] Однако, чтобы это было правдой, можно было бы ожидать, что экономическое неравенство также станет значимым фактором восстаний, но это не так. Таким образом, исследование пришло к выводу, что экономическая модель альтернативных издержек лучше объясняет полученные результаты. [14]
Жалоба
Большинство показателей «недовольства» — теории о том, что гражданские войны начинаются из-за проблем идентичности, а не экономики — были статистически незначимыми, включая экономическое равенство, политические права, этническую поляризацию и религиозное фракционирование. Только этническое доминирование, когда самая крупная этническая группа составляет большинство населения, увеличивает риск гражданской войны. В стране, характеризующейся этническим доминированием, вероятность гражданской войны почти в два раза выше. Однако совокупный эффект этнического и религиозного дробления, т.е. большая вероятность того, что любые два случайно выбранных человека будут принадлежать к разным этническим или религиозным группам, и меньшая вероятность гражданской войны, также были значительными и положительными, пока страна избегала этническое доминирование. Исследование интерпретировало это как утверждение, что группы меньшинств с большей вероятностью восстанут, если они чувствуют, что над ними доминируют, но восстания тем более вероятны, чем более однородно население и, следовательно, более сплочены повстанцы. Таким образом, во многих случаях эти два фактора можно рассматривать как смягчающие друг друга. [19]
Критика теории «жадность против обиды»
Дэвид Кин, профессор Института исследований развития Лондонской школы экономики, является одним из главных критиков теории жадности и недовольства, определенной в первую очередь Полом Коллиером, и утверждает, что конфликт, хотя он и не может его определить, не может быть сведено к одному мотиву. [20] Он считает, что конфликты гораздо сложнее, и поэтому их не следует анализировать упрощенными методами. Он не согласен с количественными методами исследования Коллиера и считает, что больший упор следует делать на личные данные и человеческую точку зрения людей, находящихся в конфликте.
Помимо Кина, несколько других авторов представили работы, которые либо опровергают теорию жадности и недовольства эмпирическими данными, либо отвергают ее окончательный вывод. Такие авторы, как Кристина Бодеа и Ибрагим Эльбадави, написавшие в соавторстве статью «Беспорядки, перевороты и гражданская война: новый взгляд на дебаты о жадности и недовольстве», утверждают, что эмпирические данные могут опровергнуть многих сторонников теории жадности и подкрепить эту идею». не имеющий отношения". [21] Они исследуют множество факторов и приходят к выводу, что слишком много факторов влияют на конфликт, который не может ограничиваться простой жадностью или обидой.
Энтони Винчи приводит веский аргумент в пользу того, что «взаимозаменяемая концепция власти и основная мотивация выживания дают превосходное объяснение мотивации вооруженных групп и, в более широком смысле, ведения внутренних конфликтов». [22]
Возможности
Джеймс Фирон и Дэвид Лэйтин считают, что этническое и религиозное разнообразие не повышает вероятность гражданской войны. [23] Вместо этого они обнаруживают, что факторы, которые облегчают повстанцам вербовку пехотинцев и поддержание мятежей, такие как «бедность, которая характеризует финансово и бюрократически слабые государства, а также способствует вербовке повстанцев, политическая нестабильность, пересеченная местность и большая численность населения», приводят к гражданским войнам. более вероятно. [23]
Такие исследования показывают, что гражданские войны случаются из-за слабости государства; И авторитарные, и демократические государства могут быть стабильными, если у них есть финансовые и военные возможности для подавления восстаний. [24]
Критические ответы Фирону и Лейтину
Некоторые ученые, такие как Ларс-Эрик Седерман из Центра исследований безопасности (CSS) Швейцарского федерального технологического института , раскритиковали данные, используемые Фироном и Лайтином для определения этнического и религиозного разнообразия. В своей статье 2007 года «За пределами фракционализации: сопоставление этнической принадлежности с националистическими восстаниями » Седерман утверждает, что индекс этнолингвистической фракционализации (ELF ), используемый Фироном, Лейтином и другими политологами, ошибочен. [25] ELF, утверждает Седерман, измеряет разнообразие на уровне населения страны и не пытается определить количество этнических групп в зависимости от того, какую роль они играют в власти государства и его вооруженных сил. Седерман считает, что нет смысла проверять гипотезы, связывающие национальное этническое разнообразие с началом гражданской войны, без какого-либо явного упоминания о том, сколько различных этнических групп на самом деле удерживают власть в государстве. Это говорит о том, что этнические, языковые и религиозные расколы могут иметь значение в зависимости от степени, в которой различные группы обладают способностью и влиянием мобилизоваться на любую сторону формирующегося конфликта. [25] Темы, исследованные в более поздних работах Седермана, критикующих использование мер этнического фракционирования в качестве входных переменных для прогнозирования вспышки гражданской войны, относятся к этим индексам, не учитывающим географическое распределение этнических групп внутри стран, поскольку это может повлиять на их доступ к региональным ресурсам и товарам, что может повлиять на их доступ к региональным ресурсам и товарам. в свою очередь, может привести к конфликту. [26] Третья тема, которую исследует Седерман, заключается в том, что этнолингвистическая фракционализация не дает количественной оценки степени, в которой ранее существовало экономическое неравенство между этническими группами внутри стран. В статье 2011 года Седерман и его коллеги-исследователи описывают обнаружение того, что «в обществах с высоким уровнем неравенства как богатые, так и бедные группы ссорятся чаще, чем те группы, чье богатство ближе к среднему показателю по стране», что противоречит объяснению вспышки гражданской войны, основанному на возможностях. . [27]
Майкл Блини, профессор международной экономики в Ноттингемском университете , опубликовал в 2009 году статью под названием «Частота, начало и продолжительность гражданских войн: обзор доказательств» , в которой проверялись многочисленные переменные на предмет их связи со вспышкой гражданской войны с использованием различных наборов данных, в том числе используется Фироном и Лейтином. Блини пришел к выводу, что ни этнорелигиозное разнообразие, измеряемое фракционированием, ни другая переменная, этническая поляризация, определяемая как степень, в которой люди в популяции распределены по разным этническим группам, не являются «достаточной мерой разнообразия, поскольку она влияет на вероятность конфликта». ." [28]
Другие причины
Проблемы с переговорами
В государстве, раздираемом гражданской войной, противоборствующие державы часто не имеют возможности взять на себя обязательства или поверить в обязательство другой стороны положить конец войне. [29] При рассмотрении мирного соглашения участвующие стороны осознают, что у них есть высокие стимулы к выводу, если одна из них предпримет действие, которое ослабляет их военную, политическую или экономическую мощь. Проблемы с обязательствами могут помешать заключению прочного мирного соглашения, поскольку соответствующие державы осознают, что ни одна из них не сможет выполнить свою часть сделки в будущем. [30] Государства часто не могут избежать конфликтных ловушек (повторяющихся конфликтов гражданской войны) из-за отсутствия сильных политических и правовых институтов, которые мотивируют ведение переговоров, урегулирование споров и обеспечение мирного урегулирования. [31]
Управление
Политолог Барбара Ф. Уолтер предполагает, что большинство современных гражданских войн на самом деле являются повторением более ранних гражданских войн, которые часто возникают, когда лидеры не подотчетны обществу, когда общественность слабо участвует в политике и когда отсутствует прозрачность информации. между руководителями и общественностью. Уолтер утверждает, что, когда эти проблемы должным образом решены, они действуют как политические и юридические ограничения для исполнительной власти, вынуждая существующее правительство лучше служить народу. Кроме того, эти политические и правовые ограничения создают стандартизированный путь влияния на правительство и повышают доверие к обязательствам установленных мирных договоров. По мнению Уолтера, индикатором номер один вероятности повторения гражданской войны является сила национальной институционализации и хорошего управления, а не наличие демократии или уровень бедности. [31]
Военное преимущество
Высокий уровень рассредоточения населения и, в меньшей степени, наличие гористой местности повышали вероятность конфликта. Оба эти фактора благоприятствуют повстанцам, поскольку население, рассредоточенное по направлению к границам, труднее контролировать, чем население, сосредоточенное в центральном регионе, а горы представляют собой местность, где повстанцы могут искать убежища. [15] В систематическом обзоре 2006 года пересеченная местность была названа одним из наиболее важных факторов. [24]
Численность населения
Различные факторы, способствующие риску гражданской войны, возрастают с увеличением численности населения. Риск гражданской войны возрастает примерно пропорционально численности населения страны. [14]
Бедность
Существует корреляция между бедностью и гражданской войной, но причинно-следственная связь (которая вызывает другое) неясна. [32] Некоторые исследования показали, что в регионах с более низким доходом на душу населения вероятность гражданской войны выше. Экономисты Симеон Дьянков и Марта Рейналь-Керол утверждают, что корреляция ложная и что более низкие доходы и обострение конфликтов являются продуктами других явлений. [33] Напротив, исследование Алекса Брейтуэйта и его коллег продемонстрировало систематические доказательства «причинной стрелки, ведущей от бедности к конфликту». [34]
Неравенство
Хотя существует предполагаемая отрицательная корреляция между абсолютным уровнем благосостояния и вероятностью начала гражданской войны, относительная депривация на самом деле может быть более подходящей возможной причиной. Исторически более высокий уровень неравенства приводил к более высокой вероятности гражданской войны. Поскольку известно, что колониальное правление или численность населения увеличивают риск гражданской войны, можно сделать вывод, что «недовольство колонизированных, вызванное созданием границ между племенами и плохим обращением со стороны колонизаторов» [35] является одной из важных причин гражданских конфликтов. [35]
Время
Чем больше времени прошло после последней гражданской войны, тем меньше вероятность возобновления конфликта. В исследовании было два возможных объяснения этого: одно основано на возможностях, а другое — на жалобах. Затраченное время может представлять собой обесценивание капитала, из- за которого велось восстание, и, таким образом, увеличить альтернативные издержки возобновления конфликта. С другой стороны, прошедшее время может представлять собой постепенный процесс исцеления старой ненависти. Исследование показало, что наличие диаспоры существенно снижает положительный эффект времени, поскольку финансирование диаспор компенсирует обесценивание капитала, специфичного для восстания. [19]
Эволюционный психолог Сатоши Канадзава утверждал, что важной причиной межгрупповых конфликтов может быть относительная доступность женщин репродуктивного возраста. Он обнаружил, что многоженство значительно увеличивает частоту гражданских войн, но не межгосударственных войн. [36] Гледич и др. не обнаружили связи между этническими группами с полигамией и увеличением частоты гражданских войн, но в странах с законной полигамией может быть больше гражданских войн. Они утверждали, что женоненавистничество является лучшим объяснением, чем многоженство. Они обнаружили, что расширение прав женщин было связано с меньшим количеством гражданских войн и что легальная полигамия не имела никакого эффекта после того, как права женщин были поставлены под контроль. [37]
Политолог Элизабет Вуд из Йельского университета предлагает еще одно объяснение тому, почему гражданские лица восстают и/или поддерживают гражданскую войну. Изучая гражданскую войну в Сальвадоре , Вуд приходит к выводу, что традиционных объяснений жадности и недовольства недостаточно, чтобы объяснить возникновение этого повстанческого движения. [38] Вместо этого она утверждает, что «эмоциональные обязательства» и «моральные обязательства» являются основными причинами, по которым тысячи гражданских лиц, большинство из которых из бедных и сельских жителей, присоединились к Фронту национального освобождения Фарабундо Марти или поддержали его , несмотря на то, что индивидуально они сталкивались как с высокими рисками, так и фактически никаких прогнозируемых выгод. Вуд также объясняет участие в гражданской войне тем значением, которое повстанцы придавали изменению социальных отношений в Сальвадоре , - опыт, который она определяет как «удовольствие от свободы действий». [39]
Продолжительность и эффекты
Энн Хиронака , автор книги «Бесконечные войны» , делит современную историю гражданских войн на период до 19-го века, с 19-го века до начала 20-го века и конца 20-го века. В Европе XIX века продолжительность гражданских войн значительно сократилась, во многом из-за характера конфликтов как битв за центр силы государства, силы централизованных правительств и обычно быстрого и решительного вмешательства других государств для поддержки правительство. После Второй мировой войны продолжительность гражданских войн превысила норму до XIX века, во многом из-за слабости многих постколониальных государств и вмешательства крупных держав с обеих сторон конфликта. Наиболее очевидной общей чертой гражданских войн является то, что они происходят в нестабильных государствах . [40]
В 19 и начале 20 веков
Гражданские войны в 19 и начале 20 века, как правило, были короткими; Гражданские войны между 1900 и 1944 годами длились в среднем полтора года. [41] Само государство в большинстве случаев являлось очевидным центром власти, и поэтому гражданские войны велись за контроль над государством. Это означало, что тот, кто контролировал столицу и армию, обычно мог подавить сопротивление. Восстание, которому не удавалось быстро захватить столицу и взять под свой контроль вооруженные силы, обычно оказывалось обреченным на быстрое уничтожение. Например, боевые действия, связанные с Парижской Коммуной 1871 года , почти полностью происходили в Париже и быстро закончились, как только военные встали на сторону правительства. [42] в Версале и завоевал Париж.
Власть негосударственных субъектов привела к снижению ценности суверенитета в XVIII и XIX веках, что еще больше сократило количество гражданских войн. Например, пираты Берберийского побережья были признаны де-факто государствами из-за их военной мощи. Таким образом, берберийским пиратам не было необходимости восставать против Османской империи – их номинального правительства штата – чтобы добиться признания своего суверенитета. И наоборот, такие штаты, как Вирджиния и Массачусетс в Соединенных Штатах Америки , не имели суверенного статуса, но обладали значительной политической и экономической независимостью в сочетании со слабым федеральным контролем, что уменьшало стимулы к отделению. [43]
Две основные мировые идеологии, монархизм и демократия , привели к нескольким гражданским войнам. Однако биполярный мир, разделенный между двумя идеологиями, не сложился, во многом из-за доминирования монархистов на протяжении большей части периода. Таким образом, монархисты обычно вмешивались в дела других стран, чтобы помешать демократическим движениям взять под свой контроль и сформировать демократические правительства, которые монархисты считали одновременно опасными и непредсказуемыми. Великие державы (определенные на Венском конгрессе 1815 года как Великобритания , Габсбургская Австрия , Пруссия , Франция и Россия ) часто координировали вмешательство в гражданские войны других стран, почти всегда на стороне действующего правительства. Учитывая военную мощь великих держав, эти интервенции почти всегда оказывались решающими и быстро прекращали гражданские войны. [44]
В этот период было несколько исключений из общего правила быстрых гражданских войн. ( Гражданская война в США 1861–1865 гг.) была необычной как минимум по двум причинам: она велась вокруг региональной идентичности, а также политических идеологий, и закончилась войной на истощение , а не решающей битвой за контроль над столицей. как было норм. ( Гражданская война в Испании 1936–1939) оказалась исключительной, потому что обе стороны в борьбе получили поддержку от вмешавшихся великих держав: Германия , Италия и Португалия поддержали лидера оппозиции Франсиско Франко , а Франция и Советский Союз поддержали правительство. [45] (см. прокси-войну ).
С 1945 года
В 1990-е годы в среднем в год одновременно происходило около двадцати гражданских войн, что примерно в десять раз превышает средний исторический показатель с XIX века. Однако частота новых гражданских войн существенно не возросла; Резкий рост числа продолжающихся войн после Второй мировой войны был результатом увеличения средней продолжительности гражданских войн в три раза до более чем четырех лет. [46] Этот рост был результатом увеличения числа государств, хрупкости государств, образовавшихся после 1945 года, упадка межгосударственных войн и соперничества времен холодной войны. [47]
После Второй мировой войны крупные европейские державы все чаще отказывались от своих колоний: после войны число бывших колониальных государств подскочило с 30 до почти 120. Темпы формирования государств стабилизировались в 1980-х годах, после чего осталось мало колоний. [48] Больше штатов также означало больше штатов, в которых будут вестись длительные гражданские войны. Хиронака статистически измеряет влияние увеличения числа бывших колониальных государств как увеличение частоты гражданских войн после Второй мировой войны на + 165% по сравнению с показателем до 1945 года. [49]
В то время как новые бывшие колониальные государства, казалось, следовали образцу идеализированного государства – централизованное правительство, территория, окруженная четко определенными границами, и граждане с определенными правами – а также такие аксессуары, как национальный флаг, гимн, место в Соединенных Штатах. Нации и официальная экономическая политика, они были на самом деле намного слабее, чем западные государства, по образцу которых они были созданы. [50] В западных государствах структура правительств точно соответствовала реальным возможностям государств, которые упорно развивались на протяжении веков. Развитие сильных административных структур, особенно тех, которые связаны со сбором налогов, тесно связано с интенсивными войнами между грабительскими европейскими государствами в 17 и 18 веках, или, по знаменитой формулировке Чарльза Тилли : «Война создала государство и государство развязало войну». [51] Например, образование современных государств Германии и Италии в XIX веке тесно связано с войнами за расширение и консолидацию, которые вели Пруссия и Сардиния-Пьемонт соответственно. [51] Западный процесс формирования эффективной и безличной бюрократии, разработки эффективных налоговых систем и интеграции национальной территории продолжался и в 20 веке. Тем не менее, западные государства, которые дожили до второй половины 20-го века, считались «сильными» по той простой причине, что им удалось развить институциональные структуры и военный потенциал, необходимые для того, чтобы пережить хищничество со стороны своих собратьев-государств.
Напротив, деколонизация представляла собой совершенно иной процесс формирования государства. Большинство имперских держав не предвидели необходимости готовить свои колонии к независимости; ограниченное самоуправление например, Великобритания предоставила Индии и Шри-Ланке , рассматривая при этом Британский Сомалиленд не более чем торговый пост, в то время как все основные решения для французских колоний принимались в Париже, а Бельгия запрещала любое самоуправление до тех пор, пока оно внезапно не предоставили независимость своим колониям в 1960 году. Как и западные государства предыдущих столетий, в новых бывших колониях не было автономной бюрократии, которая принимала бы решения, исходя из пользы общества в целом, а не реагировала на коррупцию и кумовство в пользу определенных интересов. группа. В такой ситуации фракции манипулируют государством ради собственной выгоды или, альтернативно, лидеры государств используют бюрократию для продвижения своих собственных интересов. Отсутствие заслуживающего доверия управления усугублялось тем фактом, что большинство колоний на момент обретения независимости были экономически убыточными, не имея ни продуктивной экономической базы, ни системы налогообложения для эффективного извлечения ресурсов из экономической деятельности. Среди редких государств, получивших выгоду от деколонизации, была Индия, о которой ученые убедительно доказывают, что Уганда , Малайзия и Ангола В список могут быть включены . Имперские державы также не сделали территориальную интеграцию приоритетом и, возможно, не препятствовали зарождающемуся национализму как опасности для своего правления. Таким образом, многие новые независимые государства оказались в нищете, с минимальными административными возможностями в фрагментированном обществе, в то же время столкнувшись с ожиданием немедленного удовлетворения потребностей современного государства. [52] Такие государства считаются «слабыми» или « хрупкими» . Классификация «сильные» и «слабые» — это не то же самое, что «западные» и «незападные», поскольку считается, что некоторые государства Латинской Америки, такие как Аргентина и Бразилия , и государства Ближнего Востока, такие как Египет и Израиль, имеют «сильные» административные структуры. и экономическая инфраструктура. [53]
Исторически сложилось так, что международное сообщество нацеливалось на слабые государства с целью территориального поглощения или колониального господства, или же, альтернативно, такие государства распадались на достаточно мелкие части, чтобы эффективно управляться и обеспечиваться местной властью. Однако международные нормы в отношении суверенитета изменились после Второй мировой войны таким образом, что они поддерживают и поддерживают существование слабых государств. Слабым государствам предоставляется де-юре суверенитет, равный суверенитету других государств, даже если они не имеют де-факто суверенитета или контроля над своей собственной территорией, включая привилегии международного дипломатического признания и равного права голоса в Организации Объединенных Наций. Кроме того, международное сообщество предлагает помощь в целях развития слабым государствам, что помогает поддерживать видимость функционирующего современного государства, создавая видимость того, что государство способно выполнять свои подразумеваемые обязанности по контролю и порядку. [51] Формирование сильного международного правового режима и норм против территориальной агрессии тесно связано с резким сокращением количества межгосударственных войн, хотя это также объясняется влиянием «холодной войны» или меняющимся характером экономического развития. Следовательно, военная агрессия, которая приводит к территориальной аннексии, становится все более вероятной причиной международного осуждения, дипломатического порицания, сокращения международной помощи или введения экономических санкций или, как в случае вторжения в Ирака Кувейт в 1990 году , международной военной интервенции с целью обратить вспять территориальную агрессию. [54] Аналогичным образом, международное сообщество в значительной степени отказывается признавать сепаратистские регионы, сохраняя при этом некоторые сепаратистские самопровозглашенные государства, такие как Сомалиленд, в подвешенном состоянии дипломатического признания. Хотя не существует большого количества научных работ, исследующих эту взаимосвязь, статистическое исследование Хиронаки обнаружило корреляцию, которая предполагает, что каждая крупная международная антисепаратистская декларация увеличивала количество продолжающихся гражданских войн на + 10%, или в целом на + 114%, по сравнению с 1945 годом. до 1997 года. [55] Дипломатическая и правовая защита, предоставляемая международным сообществом, а также экономическая поддержка слабых правительств и препятствование отделению, таким образом, имели непреднамеренный эффект, поощряя гражданские войны.
Вмешательство внешних сил
С 1945 года имело место огромное количество международных вмешательств в гражданские войны, которые, как утверждают некоторые, способствовали расширению войн. По словам Патрика М. Ригана в его книге «Гражданские войны и иностранные державы » (2000), около 2/3 из 138 внутригосударственных конфликтов в период с конца Второй мировой войны по 2000 год сопровождались международным вмешательством, при этом Соединенные Штаты вмешивались в 35 из этих конфликтов. [4] Хотя вмешательство практиковалось с момента существования международной системы, его характер существенно изменился. Получение иностранной поддержки как государством, так и оппозиционными группами стало обычным явлением, что позволяло войнам продолжаться и после того момента, когда внутренние ресурсы были исчерпаны. Сверхдержавы, такие как великие европейские державы , всегда без угрызений совести вмешивались в гражданские войны, затрагивающие их интересы, в то время как отдаленные региональные державы, такие как Соединенные Штаты, могли объявить интервенционистскую доктрину Монро 1821 года в отношении событий на их центральноамериканском «заднем дворе». . Однако большое население слабых государств после 1945 года позволило вмешаться бывшим колониальным державам, региональным державам и соседним государствам, которые сами часто имели скудные ресурсы.
Эффективность вмешательства
Эффективность вмешательства широко обсуждается, отчасти потому, что данные страдают от систематической ошибки отбора; как утверждает Фортна, миротворцы выбирают себе сложные случаи. [56] Учитывая этот эффект, Форта считает, что миротворчество чрезвычайно успешно сокращает войны. Однако другие учёные с этим не согласны. Кнаус и Стюарт крайне скептически относятся к эффективности вмешательств, утверждая, что они могут работать только тогда, когда выполняются с крайней осторожностью и чувствительностью к контексту – стратегию, которую они называют «принципиальным инкрементализмом». По их мнению, лишь немногие вмешательства продемонстрировали такой подход. [57] Другие ученые высказывают более конкретную критику; Дюбе и Найду, например, показывают, что военная помощь США, менее традиционная форма вмешательства, похоже, перекачивается военизированным формированиям, тем самым усугубляя насилие. [58] В более общем смысле Вайнштейн считает, что вмешательство может подорвать процессы «автономного восстановления», в результате чего гражданская война способствует государственному строительству. [59]
В среднем гражданская война с межгосударственным вмешательством длилась на 300% дольше, чем война без него. В дезагрегированном виде гражданская война с вмешательством только одной стороны длится на 156% дольше, а когда вмешательство происходит с обеих сторон, средняя гражданская война продлевается еще на 92%. Если одно из вмешавшихся государств было сверхдержавой, гражданская война продлится еще на 72% дольше; такой конфликт, как Гражданская война в Анголе , в котором происходит двустороннее иностранное вмешательство, в том числе со стороны сверхдержавы (фактически, двух сверхдержав в случае Анголы), будет в среднем на 538% продолжительнее, чем гражданская война без какого-либо международного вмешательства. . [60]
Эффект холодной войны
Холодная война (1947–1991) обеспечила глобальную сеть материальной и идеологической поддержки, которая часто помогала увековечивать гражданские войны, которые в основном велись в слабых бывших колониальных государствах, а не в относительно сильных государствах, которые были связаны с Варшавским договором и Северной Атлантикой. Договорная организация .
В некоторых случаях сверхдержавы навязывали идеологию «холодной войны» на локальные конфликты, тогда как в других местные субъекты, использующие идеологию «холодной войны», привлекали внимание сверхдержавы для получения поддержки. Ярким примером является гражданская война в Греции (1946–1949), разразившаяся вскоре после окончания Второй мировой войны. , в которой доминировали коммунисты В этом конфликте Демократическая армия Греции , при поддержке Югославии и Советского Союза , выступила против Королевства Греции , которое поддерживалось Соединенным Королевством и Соединенными Штатами в соответствии с доктриной Трумэна и планом Маршалла .
Используя отдельную статистическую оценку интервенций, отличную от использованной выше, гражданские войны, в которых участвовали про- или антикоммунистические силы, длились на 141% дольше, чем средний конфликт, не связанный с холодной войной, в то время как гражданская война холодной войны, которая привлекла вмешательство сверхдержав, приводила к войнам, как правило, продолжительным. более чем в три раза дольше, чем другие гражданские войны. И наоборот, окончание «холодной войны» , ознаменованное падением Берлинской стены в 1989 году, привело к сокращению продолжительности гражданских войн «холодной войны» на 92% или, другими словами, к примерно десятикратному увеличению скорости их разрешения. гражданских войн холодной войны. Затянувшиеся гражданские конфликты, связанные с холодной войной, которые прекратились, включают войны в Гватемале (1960–1996 гг.), Сальвадоре (1979–1991 гг.) и Никарагуа (1970–1990 гг.). [61]
После 2003 г.
По словам Барбары Ф. Уолтер, гражданские войны после 2003 года отличаются от предыдущих гражданских войн тем, что большинство из них происходят в странах с мусульманским большинством; большинство повстанческих группировок поддерживают радикальные исламистские идеи и цели; и большинство этих радикальных групп преследуют транснациональные, а не национальные цели. [62] Она связывает этот сдвиг с изменениями в информационных технологиях, особенно с появлением Интернета 2.0 в начале 2000-х годов. [62]
Эффекты
страны Гражданские войны часто имеют серьезные экономические последствия: по оценкам двух исследований, каждый год гражданской войны снижает рост ВВП примерно на 2%. Это также имеет региональный эффект, снижая рост ВВП соседних стран. Гражданские войны также могут загнать страну в конфликтную ловушку , где каждый конфликт увеличивает вероятность будущих конфликтов. [63]
См. также
- Замороженный конфликт
- Повстанческое движение
- Список гражданских войн
- Список войн за независимость
- Логика насилия в гражданской войне
- Национально-освободительные войны
Примечания
- ^ Юридически известный как немеждународный вооруженный конфликт (NIAC). [1] а также известна как внутригосударственная война в военных исследованиях [2]
Ссылки
- ^ Хиггинс, Ноэль (2019). «Женевские конвенции и немеждународные вооруженные конфликты». Возвращаясь к Женевским конвенциям: 1949-2019 гг . Брилл. стр. 168–189.
- ^ Джексон, Ричард (28 марта 2014 г.). «К пониманию современной внутригосударственной войны» . Правительство и оппозиция . 42 (1): 121–128. дои : 10.1111/j.1477-7053.2007.00215_1.x . HDL : 2160/1963 . S2CID 56449614 . Архивировано из оригинала 5 января 2017 года . Проверено 5 января 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джеймс Фирон , «Гражданская война в Ираке». Архивировано 17 марта 2007 г. в Wayback Machine in Foreign Relations , март/апрель 2007 г. Для дальнейшего обсуждения классификации гражданской войны см. раздел «Формальная классификация» .
- ^ Перейти обратно: а б Ikenberryиюль/август 2000 г., Дж. Джон (28 января 2009 г.). «Гражданские войны и иностранные державы: внешнее вмешательство во внутригосударственный конфликт» . Иностранные дела . 79 (июль/август 2000 г.). Архивировано из оригинала 8 марта 2021 г. Проверено 6 ноября 2015 г.
{{cite journal}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Перейти обратно: а б с д Хиронака, Энн (2005). Бесконечные войны: международное сообщество, слабые государства и продолжение гражданской войны . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 3. ISBN 0-674-01532-0 .
- ^ Хиронака 2005 , стр. 1–2, 4–5.
- ^ Каливас, Статис Н. (2009). Буа, Карлес; Стоукс, Сьюзен С. (ред.). «Гражданские войны» . Оксфордский справочник по сравнительной политике . стр. 416–434. doi : 10.1093/oxfordhb/9780199566020.003.0018 . ISBN 978-0199566020 . Архивировано из оригинала 31 декабря 2012 г.
- ^ Каливас, Статис Н. (2006). Логика насилия в гражданской войне . Издательство Кембриджского университета. п. 5. дои : 10.1017/cbo9780511818462 . ISBN 978-0-521-85409-2 . S2CID 14897960 . Архивировано из оригинала 09.11.2021 . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ Эдвард Вонг, «Вопрос определения: что такое гражданская война и кто ее так объявляет?» Архивировано 23 мая 2021 г. в Wayback Machine New York Times . 26 ноября 2006 г.
- ^ Заключительный протокол дипломатической конференции в Женеве 1949 года (том II-B, стр. 121).
- ↑ См. также Международного комитета Красного Креста, комментарий заархивированный 22 марта 2016 г. в Wayback Machine к Третьей Женевской конвенции 1949 года, статья III, раздел «A. Случаи вооруженных конфликтов», где МККК читает определение и список предлагаемая альтернативная формулировка
- ^ Перейти обратно: а б Седерман, Ларс-Эрик; Фогт, Мануэль (26 июля 2017 г.). «Динамика и логика гражданской войны» (PDF) . Журнал разрешения конфликтов . 61 (9): 0022002717721385. дои : 10.1177/0022002717721385 . ISSN 0022-0027 . S2CID 149212588 . Архивировано (PDF) из оригинала 23 июля 2018 г.
- ^ См., например, Hironaka 2005 , стр. 9–10, и Коллиер, Пол , Анке Хеффлер и Николас Самбанис, «Модель Кольера-Хеффлера начала гражданской войны и дизайн исследовательского проекта тематического исследования», в Collier & Sambanis, Том 1, с. 13
- ^ Перейти обратно: а б с Коллиер и Самбанис, Том 1, с. 17
- ^ Перейти обратно: а б с д Коллиер и Самбанис, Том 1, с. 16
- ^ Хенрик Урдал – БОЛХОВАНИЕ ПОКОЛЕНИЙ? МОЛОДЕЖНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ НАСИЛИЕ. Архивировано 3 июля 2017 г. на Wayback Machine – un.org. Проверено 28 декабря 2012 г.
- ^ Маккалок, Роберт (2005). «Неравенство доходов и вкус к революции» . Журнал права и экономики . 48 (1): 93–123. дои : 10.1086/426881 . ISSN 0022-2186 . JSTOR 10.1086/426881 .
- ^ Бартусявичюс, Хенрикас (2014). «Пересмотр связи неравенства и конфликта: доходы, образование и народные восстания» . Журнал исследований мира . 51 (1): 35–50. дои : 10.1177/0022343313503179 . ISSN 0022-3433 .
- ^ Перейти обратно: а б Коллиер и Самбанис, Том 1, с. 18
- ^ Дэвид Кин. «Сложные чрезвычайные ситуации: ответ Дэвида Кина» Африканские аргументы: Королевское африканское общество.
- ^ Кристина Бодеа. «Беспорядки, перевороты и гражданская война: возвращение к дебатам о жадности и недовольстве». Политические исследования 1 (2007).
- ^ Энтони Винчи. «Переосмысление жадности и недовольства: роль власти и выживания в мотивации вооруженных группировок». Гражданские войны «8(1)» (2007): 35.
- ^ Перейти обратно: а б Фирон, Джеймс Д.; Лайтин, Дэвид Д. (2003). «Этническая принадлежность, повстанческое движение и гражданская война». Американский обзор политической науки . 97 (1): 75–90. CiteSeerX 10.1.1.453.3913 . дои : 10.1017/S0003055403000534 . JSTOR 3118222 . S2CID 8303905 .
- ^ Перейти обратно: а б Ричард Ханания (29 октября 2020 г.). «Американцы ненавидят друг друга. Но мы не идем к гражданской войне» . Вашингтон Пост . Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 года . Проверено 15 апреля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Седерман, Ларс-Эрик; Жирарден, Люк (февраль 2007 г.). «За пределами фракционализации: сопоставление этнической принадлежности с националистическими восстаниями» . Американский обзор политической науки . 101 (1): 173–185. дои : 10.1017/S0003055407070086 . ISSN 0003-0554 .
- ^ Седерман, Ларс-Эрик; Бухауг, Халвард; Рёд, Ян Кетил (27 мая 2009 г.). «Этнонационалистические диады и гражданская война» . Журнал разрешения конфликтов . 53 (4): 496–525. дои : 10.1177/0022002709336455 . ISSN 0022-0027 .
- ^ СЕДЕРМАН, ЛАРС-ЭРИК; ВЕЙДМАН, НИЛЬС Б.; ГЛЕДИЧ, КРИСТИАН СКРЕДЕ (11 июля 2011 г.). «Горизонтальное неравенство и этнонационалистическая гражданская война: глобальное сравнение» . Американский обзор политической науки . 105 (3): 478–495. дои : 10.1017/s0003055411000207 . hdl : 20.500.11850/160115 . ISSN 0003-0554 .
- ^ Блини, Майкл (2009). «Частота, начало и продолжительность гражданских войн: обзор доказательств» (PDF) . КРЕДИТНАЯ исследовательская статья . 09 (8): 29.
- ^ Аджемоглу, Дарон, Саймон Джонсон и Джеймс Робинсон. 2005. «Институты как фундаментальная причина долгосрочного роста». Справочник по экономическому росту 1: 385–472.
- ^ Мэттес М. и Савун Б. (2009). « Укрепление мира после гражданской войны: проблемы обязательств и разработка соглашений. Архивировано 8 сентября 2018 г. в Wayback Machine ». Ежеквартальный журнал международных исследований 53 (3), 737–759.
- ^ Перейти обратно: а б Уолтер, Барбара Ф. (01 октября 2015 г.). «Почему плохое управление приводит к повторению гражданской войны». Журнал разрешения конфликтов . 59 (7): 1242–1272. дои : 10.1177/0022002714528006 . ISSN 0022-0027 . S2CID 154632359 .
- ^ Кляйнфельд, Рэйчел; Бархам, Елена (2018). «Соучастники и стратегия управления привилегированным насилием: когда слабость не является проблемой» . Ежегодный обзор политической науки . 21 : 215–238. doi : 10.1146/annurev-polisci-041916-015628 .
- ^ Дьянков, Симеон; Рейналь-Керол, Марта (2010). «Бедность и гражданская война: новый взгляд на доказательства». Обзор экономики и статистики . 92 (4): 1035–1041. дои : 10.1162/REST_a_00046 . S2CID 18168622 .
- ^ Брейтуэйт, Алекс; Дасанди, Нихеер; Хадсон, Дэвид (2016). «Вызывает ли бедность конфликты? Изолирование причинно-следственных связей конфликтной ловушки» (PDF) . Управление конфликтами и наука о мире . 33 : 45–66. дои : 10.1177/0738894214559673 . S2CID 3460450 . Архивировано (PDF) из оригинала 10 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Батен, Йорг; Мамме, Кристина (2011). «Приводит ли неравенство к гражданским войнам? Глобальное долгосрочное исследование с использованием антропометрических показателей (1816–1999)». Европейский обзор политической экономии . 32 : 56–79. дои : 10.1016/j.ejpoleco.2013.06.007 .
- ^ Сатоши Канадзава (2009). «Эволюционные психологические основы гражданских войн». Журнал политики . 71 : 25–34. дои : 10.1017/S0022381608090026 . S2CID 1492307 .
- ^ Гледич, Канзас; Вучерпфенниг, Дж.; Хуг, С.; Рейгстад, КГ (2011). «Полигиния или женоненавистничество? Пересмотр «Первого закона межгрупповых конфликтов» » (PDF) . Журнал политики . 73 : 265–270. CiteSeerX 10.1.1.518.5482 . дои : 10.1017/S0022381610001003 . Архивировано (PDF) из оригинала 21 сентября 2017 г. Проверено 24 октября 2017 г.
- ^ Вуд, Элизабет Джин (2003). Коллективные действия повстанцев и гражданская война в Сальвадоре (Перепечатка под ред.). Кембридж [ua]: Cambridge Univ. Нажимать. стр. 1–16. ISBN 9780521010504 .
- ^ Вуд, Элизабет Джин (2003). Коллективные действия повстанцев и гражданская война в Сальвадоре (Перепечатка под ред.). Кембридж [ua]: Cambridge Univ. Нажимать. стр. 17–20. ISBN 9780521010504 .
- ^ Хиронака 2005 , с. 28.
- ^ Хиронака 2005 , с. 1.
- ^ Хиронака 2005 , стр. 28-29.
- ^ Хиронака 2005 , с. 29.
- ^ Хиронака 2005 , с. 30.
- ^ Хиронака 2005 , с. 31.
- ^ Хиронака 2005 , стр. 1, 4-5.
- ^ Хиронака 2005 , стр. 7 и 23.
- ^ Хиронака 2005 , стр. 36.
- ^ Хиронака 2005 , с. 40.
- ^ Хиронака 2005 , с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б с Хиронака, 2005, с. 6
- ^ Хиронака 2005 , стр. 59–61.
- ^ Хиронака 2005 , с. 56.
- ^ Хиронака 2005 , с. 16.
- ^ Хиронака 2005 , стр. 37–40.
- ^ Пейдж), Фортна, В. Пейдж (Вирджиния (2008). Работает ли миротворчество? Формирование выбора воюющих сторон после гражданской войны . Издательство Princeton University Press. ISBN 9780691136714 . OCLC 785583130 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Джеральд., Кнаус (2012). Может ли вмешательство сработать? . Национальные географические книги. ISBN 9780393342246 . ОСЛК 916002160 .
- ^ Дубе, Варгас (2015). «Базы, пули и бюллетени; влияние военной помощи США на политический конфликт в Колумбии». Журнал политики . 77 (1): 249–267. CiteSeerX 10.1.1.622.2394 . дои : 10.1086/679021 . S2CID 220454361 .
- ^ Вайнштейн, Джереми (апрель 2005 г.). «Автономное восстановление и международное вмешательство в сравнительной перспективе, рабочий документ CGDEV» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 28 мая 2012 г.
- ^ Хиронака 2005 , стр. 50–51.
- ^ Хиронака 2005 , стр. 48–50.
- ^ Перейти обратно: а б Уолтер, Барбара Ф. (01 января 2017 г.). «Новые новые гражданские войны» . Ежегодный обзор политической науки . 20 (1): 469–486. doi : 10.1146/annurev-polisci-060415-093921 .
- ^ Давенпорт, Кристиан; Моклеив Нюгорд, Говард; Фьельде, Ханне; Армстронг, Дэвид (2019). «Последствия раздора: понимание последствий политического конфликта и насилия» . Ежегодный обзор политической науки . 22 : 361–377. doi : 10.1146/annurev-polisci-050317-064057 .
Дальнейшее чтение
- Али, Тайсье Мохамед Ахмед и Роберт О. Мэтьюз, ред. Гражданские войны в Африке: корни и разрешение (1999), 322 страницы
- Матс Бердал и Дэвид М. Мэлоун, Жадность и недовольство: экономические программы в гражданских войнах (Линн Риннер, 2000).
- Пол Коллиер, «Вырывая ловушку конфликта: гражданская война и политика развития, Всемирный банк» (2003 г.) – 320 страниц.
- Кольер, Пол ; Самбанис, Николас, ред. (2005). Понимание гражданской войны: доказательства и анализ . Том. 1: Африка. Вашингтон, округ Колумбия : Всемирный банк . ISBN 978-0-8213-6047-7 .
- Кольер, Пол; Самбанис, Николас, ред. (2005). Понимание гражданской войны: доказательства и анализ . Том. 2: Европа, Центральная Азия и другие регионы. Вашингтон, округ Колумбия: Всемирный банк. ISBN 978-0-8213-6049-1 .
- Каливас, Статис Н. (2001). « «Новые» и «старые» гражданские войны: действительное различие?». Мировая политика . 54 : 99–118. дои : 10.1353/wp.2001.0022 . S2CID 144164335 .
- Дэвид Лейк и Дональд Ротшильд, ред. Международное распространение этнического конфликта: страх, распространение и эскалация (Princeton University Press, 1996).
- Ликлайдер, Рой (1995). «Последствия урегулирования путем переговоров в гражданских войнах 1945–1993 годов». Американский обзор политической науки . 89 (3): 681–690. дои : 10.2307/2082982 . JSTOR 2082982 . S2CID 144717008 .
- Мак, Эндрю (2002). «Гражданская война: академические исследования и политическое сообщество». Журнал исследований мира . 39 (5): 515–525. дои : 10.1177/0022343302039005001 . S2CID 145668725 .
- Мейсон, Т. Дэвид; Фетт, Патрик Дж. (1996). «Как заканчиваются гражданские войны». Журнал разрешения конфликтов . 40 (4): 546–568. дои : 10.1177/0022002796040004002 . S2CID 155874771 .
- Стэнли Г. Пейн, Гражданская война в Европе, 1905–1949 (2011). внутренние восстания в России, Испании, Греции, Югославии и других странах; онлайн
- Патрик М. Риган. Гражданские войны и иностранные державы: внешнее вмешательство во внутригосударственный конфликт (2000) 172 страницы
- Стивен Джон и др., ред. Прекращение гражданских войн: реализация мирных соглашений (2002 г.), 729 страниц.
- Моника Даффи Тофт, География этнического насилия: идентичность, интересы и неделимость территории (Принстон, штат Нью-Джерси: Princeton University Press, 2003). ISBN 0-691-12383-7 .
- Барбара Ф. Уолтер (2022). Как начинаются гражданские войны и как их остановить . Корона. ISBN 978-0593137789 .
- Барбара Ф. Уолтер, Стремление к миру: успешное урегулирование гражданских войн (Princeton University Press, 2002),
- Элизабет Джин Вуд; «Гражданские войны: чего мы не знаем», Global Governance, Vol. 9, 2003 г., стр. 247+ онлайн-версия. Архивировано 28 июня 2012 г. в Wayback Machine.
Обзор статей об исследованиях гражданской войны
- Ларс-Эрик Седерман; Мануэль Фогт (2017). « Динамика и логика гражданской войны ». Журнал разрешения конфликтов
- Блаттман, Кристофер; Мигель, Эдвард (2010). «Гражданская война». Журнал экономической литературы . 48 : 3–57. дои : 10.1257/jel.48.1.3 .
- Каливас Статис Н. 2007. «Гражданские войны». Оксфордский справочник по сравнительной политике под редакцией Буа Карлеса , Стоукса Сьюзан К. , 416–434. Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета.
- Каливас, Статис Н. (2024). « Конфликт: траектории и вызовы ». Мировая политика.
- Каливас, Статис; Штраус, Скотт (2020). « Статис Каливас о 20 годах изучения политического насилия ». Насилие: Международный журнал . 1 (2): 389–407.
- Самбанис, Николай (2002). «Обзор последних достижений и будущих направлений в количественной литературе о гражданской войне» . Экономика обороны и мира . 13 (3): 215–243. дои : 10.1080/10242690210976 . S2CID 153678074 .