Маккавеи
Маккавеи латынь ( / ˈ m æ k ə b iː z / ), также пишутся Махавеи ( иврит : מַכַּבִּים , Маккаббим или מַקַבִּים , Макаббим ; . : Махабеи или Маккавеи ; древнегреческий : Μακκ αβ αῖοι , Маккабайи ), были группой еврейских повстанцев воины, взявшие под свой контроль Иудею , входившую в то время в состав империи Селевкидов . [ 1 ] [ 2 ] Они основали династию Хасмонеев , правившую с 167 по 37 год до нашей эры. [ 3 ] будучи полностью независимым королевством со 104 по 63 год до нашей эры. Они вновь утвердили еврейскую религию , расширили границы Иудеи путем завоевания и уменьшили влияние эллинизма и эллинистического иудаизма .
Этимология
[ редактировать ]Имя Маккавей [ 4 ] часто используется как синоним всей династии Хасмонеев , но собственно Маккавеи включали Иуду Маккавея и его четырех братьев. Имя Маккавей было личным эпитетом Иуды. [ 5 ] и последующие поколения не были его прямыми потомками. Одно из объяснений происхождения названия состоит в том, что оно происходит от арамейского maqqəḇa , «молот», в знак признания свирепости Иуды в бою. [ 6 ] Традиционное еврейское объяснение состоит в том, что Маккавей ( : מכבים Махаби ) — это аббревиатура стиха Торы , который был боевым кличем Маккавеев: « Ми хамоха ба'элим иврит . Й » ХВХ » , «Кто подобен Тебе среди небесных силы, Яхве!", [ 7 ] [ 8 ] а также аббревиатура от « Матитьяху ха ( Коэн Йоханан бен . ) » священник Матиас, сын Иоанна Соответствующий Торы стих Исход 15:11 « Песнь Моисея и детей Израиля у моря » [ 7 ] ссылается на элим с обыденным представлением о силах природы, небесной мощи, войне и правительственных полномочиях. Ученый и поэт Аарон Каминка утверждает, что это имя является искаженным именем Махбанай , ведущего коммандос в армии царя Давида . [ 9 ]
Фон
[ редактировать ]Во 2-м веке до нашей эры Иудея находилась между Царством Птолемеев (основанным в Египте ) и Империей Селевкидов (основанным в Сирии ), монархиями, которые сформировались после смерти Александра Великого . Первоначально Иудея находилась под властью Птолемеев, но пала под властью Селевкидов около 197 г. до н.э., после битвы при Паниуме во время Пятой сирийской войны. Иудея в то время была затронута эллинизацией, начатой Александром Македонским. Некоторые евреи, в основном представители городского высшего класса, особенно семья Тобиад , хотели отказаться от еврейского закона и принять греческий образ жизни. По мнению историка Виктора Чериковера , основной мотив эллинизма Тобиадов был экономическим и политическим. [ 10 ] Эллинизированные евреи построили гимназию в Иерусалиме , участвовали в международных греческих играх, « сняли с себя знаки обрезания и отвергли священный завет ». [ 11 ]
Когда Антиох IV Эпифан стал правителем Империи Селевкидов в 175 г. до н. э., Ониас III занимал должность первосвященника в Иерусалиме. Для Антиоха первосвященник был просто местным правителем в своем царстве, человеком, которого он мог назначать или увольнять по своему желанию, в то время как ортодоксальные евреи считали носителя первосвященника назначенным Богом. [ 12 ] Ясон , брат Ониаса, подкупил Антиоха, чтобы тот сделал его первосвященником вместо Ониаса. Ясон отменил традиционную теократию и «получил от Антиоха разрешение превратить Иерусалим в греческий полис под названием Антиохия». [ 10 ] [ 13 ] В свою очередь Менелай затем подкупил Антиоха и был назначен первосвященником вместо Ясона. Менелай приказал убить Ониаса. Брат Менелая Лисимах украл из Храма священные сосуды ; возникшие беспорядки привели к смерти Лисимаха. Менелай был арестован за убийство Ониаса и предстал перед Антиохом, но подкупил его, чтобы выбраться из неприятностей. Впоследствии Ясон изгнал Менелая и снова стал первосвященником. В 168 году Антиох разграбил Храм, напал на Иерусалим и «взял в плен женщин и детей». [ 14 ] С этого момента Антиох проводил ревностную эллинистическую политику в селевкидских сатрапиях Келе-Сирии и Финикии . [ 15 ]
Теперь Антиох не был удовлетворен ни своим неожиданным взятием города ( Иерусалима ), ни его разграблением, ни великой резней, которую он там устроил; но, охваченный своими бурными страстями и помня, что он перенес во время осады, он принудил иудеев отменить законы своей страны, оставить своих младенцев необрезанными и принести в жертву свиное мясо на жертвеннике; против чего они все выступили, и наиболее доверчивые из них были преданы смерти. - Иосиф Флавий , Иудейская война , Книга 1.1 §2.
Автор Первой книги Маккавеев рассматривает восстание Маккавеев как восстание благочестивых евреев против царя Селевкидов (пытавшегося искоренить их религию) и против поддерживавших его евреев. Автор Второй книги Маккавеев представляет конфликт как борьбу между «иудаизмом» и «эллинизмом», концепциями, которые он придумал. [ 16 ] Большинство современных ученых утверждают, что царь Антиох отреагировал на гражданскую войну между евреями-традиционалистами в сельской местности Иудеи и эллинизированными евреями в Иерусалиме. [ 17 ] [ 18 ] хотя реакция короля на преследование религиозных традиционалистов была необычной для древности и стала непосредственной провокацией к восстанию. [ 19 ] По словам Джозефа П. Шульца, современные ученые «рассматривают восстание Маккавеев не как восстание против иностранного угнетения, а как гражданскую войну между ортодоксальными и реформистскими партиями в еврейском лагере». [ 20 ] но Джон Дж. Коллинз пишет, что, хотя гражданская война между еврейскими лидерами привела к новой политике короля, неверно рассматривать восстание как просто конфликт между эллинизмом и иудаизмом, поскольку «[т] восстание не было спровоцировано введением греческих обычаев (типичным примером которых является строительство гимназии), а преследованием людей, соблюдающих Тору, путем обрезания своих детей и отказа от свинины». [ 19 ]
В конфликте по поводу должности первосвященника традиционалисты с еврейскими/арамейскими именами, такими как Ониас, соревновались с эллинизаторами с греческими именами, такими как Ясон и Менелай. [ 21 ] Некоторые ученые указывают на социальные и экономические факторы конфликта. [ 10 ] [ 22 ] То, что началось как гражданская война, приняло характер вторжения, когда эллинистическое королевство Сирия встало на сторону эллинизированных евреев против традиционалистов. [ 23 ] По мере эскалации конфликта Антиох запретил практику традиционалистов, тем самым, отойдя от обычной практики Селевкидов, запретив религию всего народа. [ 10 ] Мотивы Антиоха остаются неясными: возможно, он был возмущен свержением своего назначенца Менелая, [ 12 ] или – поощряемый группой радикальных эллинизаторов среди евреев, [ 16 ] возможно, он был ответом на ортодоксальное еврейское восстание, сила которого опиралась на Храм и Тору. [ 10 ] Другие ученые утверждают, что, хотя восстание началось как религиозное восстание, оно постепенно трансформировалось в национально-освободительную войну. [ 24 ]
Согласно Первой Маккавейской книге, Антиох запретил многие традиционные еврейские и самаритянские традиции. [ 15 ] религиозные практики: он объявил хранение Торы уголовным преступлением и сжег все копии, которые смог найти; [ 25 ] [ 26 ] субботы и праздники были запрещены; обрезание было объявлено вне закона, а матерей, обрезавших своих младенцев, убивали вместе со своими семьями; [ 27 ] а традиционные еврейские ритуальные жертвоприношения были запрещены. Говорили, что идол Зевса Олимпийского и что израильтяне строили жертвенники греческим богам и приносили на них жертвы «нечистым» животным. на алтаре Храма был поставлен [ 28 ]
Бунт
[ редактировать ]В повествовании I Маккавеев восстание против спровоцировал империи Селевкидов после того, как Антиох издал свои указы, запрещающие еврейскую религиозную практику, сельский еврейский священник из Модиина Маттафий Хасмоней , отказавшись поклоняться греческим богам . Маттафия убил еврея-эллиниста, который вышел вперед, чтобы принести жертву идолу вместо Маттафия. Он и его пять сыновей бежали в пустыню Иудейскую. После смерти Маттафии, примерно через год, в 166 г. до н.э., его сын Иуда Маккавей возглавил армию еврейских диссидентов к победе над Селевкидами в партизанской войне , которая сначала была направлена против эллинизированных евреев, которых было много. Маккавеи разрушали языческие алтари в деревнях, обрезали мальчиков и объявляли евреев вне закона. [ 16 ] В результате одно из объяснений имени Маккавеи основано на арамейском слове, означающем «молот», потому что они «наносят удары молотом по своим врагам». [ 29 ]
Восстание включало множество сражений, в которых силы Маккавеев получили известность среди армии Селевкидов за использование партизанской тактики. После победы Маккавеи с триумфом вошли в Иерусалим и ритуально очистили Храм, восстановив там традиционное еврейское богослужение и назначив Ионафана Маккавея первосвященником. Большая армия Селевкидов была отправлена для подавления восстания, но вернулась в Сирию после смерти Антиоха IV. Его командир Лисий, озабоченный внутренними делами Селевкидов, согласился на политический компромисс, который восстановил религиозную свободу.
Еврейский праздник Ханука отмечает повторное освящение Храма после победы Иуды Маккавея над Селевкидами. Согласно раввинской традиции, победоносные Маккавеи смогли найти только небольшой кувшин с маслом, который остался незагрязненным благодаря печати, и хотя в нем содержалось достаточно масла только для поддержания храмовой меноры в течение одного дня, оно чудесным образом продержалось восемь дней. в какое время можно будет добыть дополнительную нефть. [ 30 ]
Династия Хасмонеев
[ редактировать ]После повторного освящения Храма сторонники Маккавеев разделились по вопросу о том, продолжать ли борьбу. Когда восстание началось под руководством Маттафия, оно рассматривалось как война за религиозную свободу, призванную положить конец притеснению Селевкидов. Однако, когда Маккавеи осознали, насколько успешными они были, многие захотели продолжить восстание и завоевать другие земли с еврейским населением или обратить свои народы в свою веру. Эта политика усугубила раскол между фарисеями и саддукеями при более поздних хасмонейских монархах, таких как Александр Янней . [ 31 ] Тех, кто стремился к продолжению войны, возглавлял Иуда Маккавей.
После его смерти в битве в 160 г. до н. э. Иуду на посту командующего армией сменил его младший брат Ионафан, который уже был первосвященником. Джонатан заключил договоры с различными иностранными государствами, что вызвало дальнейшие разногласия между теми, кто просто желал религиозной свободы, и теми, кто стремился к большей власти.
В 142 году до нашей эры Ионафан был убит Диодотом Трифоном , претендентом на трон Селевкидов, и ему наследовал Симон Маккавей , последний оставшийся сын Маттафии. Симон оказал поддержку Деметрию II Никатору , царю Селевкидов, а взамен Деметрий освободил Маккавеев от дани . Симон завоевал порт Иоппию , откуда языческое население было «насильственно переселено». [ 32 ] и крепость Гезер . Он изгнал гарнизон Акры в Иерусалиме. В 140 г. до н.э. собрание священников, вождей и старейшин признало его первосвященником, военачальником и правителем Израиля. Их указ стал основой Хасмонейского царства. Вскоре после этого римский сенат возобновил свой союз с Хасмонейским царством и приказал своим союзникам в восточном Средиземноморье сделать то же самое. [ 33 ] Хотя Маккавеи получили автономию, регион оставался провинцией Империи Селевкидов, и Симон был обязан предоставить войска Антиоху VII Сидету , брату Деметрия II. Когда Симон отказался отдать завоеванные им территории, Антиох захватил их силой.
Симон был убит в 134 г. до н. э. своим зятем Птолемеем, и на посту первосвященника и царя его сменил его сын Иоанн Гиркан I. Антиох завоевал всю Иудею, но воздержался от нападения на Храм и вмешательства в еврейские обряды. Иудея была освобождена от правления Селевкидов после смерти Антиоха в 129 г. до н.э. [ 16 ] Независимое правление Хасмонеев продолжалось до 63 г. до н.э., когда римский полководец Помпей вмешался в гражданскую войну Хасмонеев, сделав его королевством-клиентом Рима. Династия Хасмонеев закончилась в 37 г. до н.э., когда идумеянин Ирод Великий стал царем Израиля. [ 12 ] назначен римским сенатом «царем иудейским», [ 16 ] [ 34 ] эффективное преобразование Хасмонейского царства в Иродианское царство — клиентское царство Рима.
Библейские рассказы
[ редактировать ]История Маккавеев сохранилась в книгах Первой и Второй Маккавеев , в которых подробно описывается переосвящение Храма в Иерусалиме и зажжение меноры. Эти книги не являются частью Танаха ( еврейской Библии ), произошедшего из еврейского канона; однако они были частью Александрийского канона, который также называется Септуагинтой . [ 35 ] Обе книги включены в Ветхий Завет, используемый католической и православной церквями. [ 36 ] поскольку эти церкви считают книги второканоническими . Они не включены в книги Ветхого Завета в большинстве протестантских Библий, поскольку большинство протестантов считают эти книги апокрифическими .
есть множество упоминаний о Хануке Однако в Мишне (Биккурим 1:6, Рош ха-Шана 1:3, Таанит 2:10, Мегилла 3:4 и 3:6, Моед Катан 3:9 и Бава Кама 6:6). конкретные законы не описаны. Чудо однодневного запаса масла продолжительностью восемь дней впервые описано в Талмуде , принятом к написанию примерно через 600 лет после событий, описанных в книгах Маккавеев. [ 37 ] В Новом Завете упоминается, что Иисус посещал храм во время Хануки (Иоанна 10:22-23).
Христианское почитание и возможная предшествующая еврейская традиция
[ редактировать ]Девять «святых мучеников Маккавеев» в христианстве
[ редактировать ]Святые Маккавеи | |
---|---|
Рожденный | 2 век до нашей эры Иудея (современный Израиль ) |
Умер | 167–160 гг. до н.э. Иудея |
Почитается в | Костел Восточные православные церкви Восточные православные церкви |
канонизирован | Предварительная Конгрегация |
Праздник | 1 августа |
Вторая и четвертая книги Маккавеев повествуют о мученической смерти семи еврейских братьев, их матери и учителя. Хотя они не принадлежат к семье Маккавеев, в христианстве их называют «святыми мучениками Маккавеями» или «святыми Маккавеями». Согласно одной из традиций, их индивидуальные имена — Хабим, Антонин, Гурия, Елеазар, Евсевон, Хадим (Халим), Марцелл, их мать Соломония и их учитель Елеазар . [ 38 ]
К Маккавейским мученикам относятся также три эфиопские книги Мекавея (совершенно отличные от остальных четырех книг Маккавеев), являющиеся каноническими в Эфиопской православной церкви Тевахедо . В первой из этих книг говорится, что их отцом был вениамитянин по имени Маккавей и что трое братьев, которых зовут Абия, Сеела и Фентос, были схвачены и замучены за то, что вели партизанскую войну против Антиоха Епифана.
Еще до появления тридентского календаря у святых Маккавеев было поминовение в литургии римского обряда в рамках праздника святого Петра в цепях . Это поминовение осталось в рамках будничной литургии, когда в 1960 году Папа Иоанн XXIII запретил этот праздник Святого Петра. Девять лет спустя 1 августа стал праздником святого Альфонса Марии де Лигуори , а упоминание о мучениках Маккавеях было исключено из Общего римского календаря , поскольку в его редакции 1969 года он больше не допускал поминовения. [ 39 ] Праздник этих святых [ который? ] Это 1 августа как в Восточной Православной Церкви (для которой 1 августа также является первым днем Успенского поста ), так и в Католической Церкви . [ сомнительно – обсудить ] [ нужна ссылка ]
Теория: древнее еврейское почитание
[ редактировать ]Изучая напольную мозаику, обнаруженную во время кампаний 2012–2016 годов в синагоге Хукок возле Галилейского моря и датируемую IV–V веками, российская исследовательница Нина Брагинская приходит к выводу, отличному от вывода директора раскопок Джоди Магнесс. . [ 40 ] Брагинская выдвигает, что мозаика отражает древнееврейское почитание девяти мучеников Маккавеев из книг Маккавеев, которое позднее увековечивается как раз в христианстве, тогда как еврейская традиция сохраняет лишь обряд зажигания девятисвечника во время Хануки . [ 40 ] По ее мнению, существует прямая связь между еврейским символическим объектом и христианской символической историей: ханукальная менора претерпевала полуторатысячелетнюю вторичную символическую интерпретацию в иудаизме, в то время как христианская традиция сохранила первоначальный смысл. , традиция мученичества за веру. [ 40 ] Эта интерпретация поможет объяснить уникальную иконографию этого конкретного мозаичного ковра, который является единственным найденным до сих пор в синагогах того периода и изображает сцены, отсутствующие в еврейской Библии . [ 40 ] Только благодаря открытию мозаики Хукок связь между еврейской и христианской традициями могла быть замечена и предложена к обсуждению, считает Брагинская. [ 40 ]
Хасмонейские правители
[ редактировать ]- Александр Янней
- Аристобул I
- Аристобул II
- Гиркан II
- Джон Гэдди
- Джон Гиркан
- Джонатан Аппус
- Иуда Маккавей
- Маттатиас
- Саломея Александра
- Саймон Тасси
См. также
[ редактировать ]- аль-Мидья , возможно, место мавзолея Маккавеев.
- Мои славные братья , роман Говарда Фаста
- Еврейские национальные движения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кон, Марк (2007). Математика календаря . Лулу.com. п. 60. ИСБН 978-1430324966 .
- ^ Фишер-Лихте, Эрика (2005). Театр, жертвоприношение, ритуал: исследование форм политического театра . Рутледж. стр. 195 . ISBN 978-0415276757 .
- ^ Вессельс, Антон; Янсен, Генри; Хофланд, Люси (2020). Грандиозный финал: Апокалипсис в Танахе, Евангелии и Коране . Wipf и Stock Publishers. п. 150. ИСБН 978-1-7252-7601-7 .
Династия Хасмонеев правила Иудеей с момента восстания Маккавеев в 167 г. до н.э. по 37 г. до н.э.
- ^ Латынь: Маккавей ; Греческий: Μακκαβαῖος Маккабайос ; от иврита maqqeb et , «молот» ( Оксфордский словарь английского языка ).
- ^ См. 1 Маккавеев 2:4.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Jump up to: а б Шерман, Носсон, изд. (1998). Танах = Танах: Тора, Невиим, Кетувим: Тора, Пророки, Писания: двадцать четыре книги Библии, недавно переведенные и аннотированные (1-е изд. для студентов, Каменное изд.). Бруклин, Нью-Йорк: Публикации Месоры. стр. 171–172. ISBN 1578191092 .
- ^ Исход 15:11
- ^ «Что означает «Маккавей»? – Спросите раввина» . Озтора.com . Проверено 29 июля 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Чериковер, Виктор Эллинистическая цивилизация и евреи , Нью-Йорк: Атенеум, 1975.
- ^ I Маккавеи , I, 15
- ^ Jump up to: а б с Остерли, WOE, История Израиля , Оксфорд, Clarendon Press, 1939.
- ^ Де Ланге, Николас, Атлас еврейского мира , Оксфорд: Андромеда, 1992.
- ^ I Маккавеи, I, 30–32.
- ^ Jump up to: а б «Маккавейское восстание» . Оксфордские библиографии .
- ^ Jump up to: а б с д и Николас де Ланге (редактор), Иллюстрированная история еврейского народа , Лондон, Aurum Press, 1997, ISBN 1-85410-530-2
- ^ Телушкин, Иосиф (1991). Еврейская грамотность: самое важное, что нужно знать о еврейской религии, ее народе и ее истории . У. Морроу. п. 114 . ISBN 0-688-08506-7 .
- ^ Гринберг, Ирвинг (1993). Еврейский путь: прожить праздники . Саймон и Шустер. п. 29 . ISBN 0-671-87303-2 .
- ^ Jump up to: а б Джонстон, Сара Айлс (2004). Религии Древнего мира: Путеводитель . Издательство Гарвардского университета. п. 186. ИСБН 0-674-01517-7 .
- ^ Шульц, Джозеф П. (1981). Иудаизм и языческие верования: сравнительные исследования религии . Университет Фэрли Дикинсон Пресс. п. 155. ИСБН 0-8386-1707-7 .
С другой стороны, современные ученые рассматривают восстание Маккавеев не как восстание против иностранного гнета, а как гражданскую войну между ортодоксальными и реформистскими партиями в еврейском лагере.
- ^ Гандри, Роберт Х. (2003). Обзор Нового Завета . Зондерван. п. 9. ISBN 0-310-23825-0 .
- ^ Фридман, Дэвид Ноэль; Аллен С. Майерс; Астрид Б. Бек (2000). Библейский словарь Эрдмана . Вм. Издательство Б. Эрдманс. п. 837 . ISBN 0-8028-2400-5 .
- ^ Вуд, Леон Джеймс (1986). Обзор истории Израиля . Зондерван. п. 357. ИСБН 0-310-34770-Х .
- ^ Еврейская жизнь и мысли среди греков и римлян: основные чтения , Луи Х. Фельдман, Мейер Рейнхольд, Fortress Press, 1996, стр. 147
- ^ Я Маккавеи. 1:57
- ^ Бургель, Джонатан (2019). «Самаритяне в период Хасмонеев: подтверждение дискретной идентичности?» . Религии . 10 (11): 628. doi : 10.3390/rel10110628 .
- ^ «1 Маккавеев 1:60–61 (новый пересмотренный стандарт с апокрифами)» . biblestudytools.com.
- ^ I Маккавеи , 1, 41–50.
- ^ «Еврейская виртуальная библиотека» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 29 июля 2013 г.
- ^ «Талмуд, Трактат Шаббат» . Сайт Jewishvirtuallibrary.org . Проверено 29 июля 2013 г.
- ^ Коэн, Шэй Дж.Д., От Маккавеев до Мишны (второе издание. Westminster John Knox Press, 2006)
- ↑ Евреи в средиземноморской диаспоре: от Александра до Траяна (323 г. до н.э. – 117 г. н.э.) Пресса Калифорнийского университета Джона М. Барклая, стр. 247
- ^ Ливий , Ab Urbe Condita , xlv.12. Архивировано 19 августа 2017 г. в Wayback Machine.
- ^ Иудейская война Иосифа Флавия 1.14.4: Марк Антоний «… затем решил сделать его царем евреев… сказал им, что для их выгоды в парфянской войне, чтобы Ирод стал царем; поэтому они все проголосовали за это И когда сенат разделился, Антоний и Цезарь вышли, а между ними Ирод, а консул и остальные должностные лица пошли перед ними, чтобы принести жертвы [римским богам], и чтобы изложить указ в Капитолии, Антоний также устроил пир в честь Ирода в первый день своего царствования».
- ^ Карсон, Д.А. (2005). Герменевтика, авторитет и канон . Wipf и Stock Publishers. п. 307. ИСБН 9781597521185 .
Е. АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ КАНОН? Некоторые утверждают, что греческий перевод Ветхого Завета (называемый Септуагинтой или LXX) свидетельствует о том, что канон иудаизма диаспоры
- ^ Стергиу, Р. (1997), «Ветхий Завет в Православной Церкви» . , по состоянию на 10 декабря 2020 г.
- ^ Доланкси, Шона (23 декабря 2011 г.). «Правда о Хануке» . Хаффингтон Пост .
- ^ «Семь святых мучеников Маккавеев» . Holytrinityorthodox.com. 20 мая 2007 г. Проверено 29 июля 2013 г.
- ^ «Римский календарь» (Libreria Editrice Vatican, 1969), с. 132
- ^ Jump up to: а б с д и Braginskaya, Nina V. (19 December 2017). "Нина Брагинская о загадочной мозаике из библейской деревни" [Nina Braginskaya about the mysterious mosaic from the biblical village] (in Russian). Moscow: Higher School of Economics (HSE), Institute of Classical Orient and Antiquity . Retrieved 2 February 2024 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бикерман, Элиас Дж. 1979. Бог Маккавеев: исследования значения и происхождения восстания Маккавеев. Лейден, Нидерланды: Brill.
- Коэн, Шэй, JD 1987. От Маккавеев до Мишны. Филадельфия: Вестминстер.
- Граббе, Лестер Л. 2010. Введение в иудаизм Второго Храма: история и религия евреев во времена Неемии, Маккавеев, Гиллеля и Иисуса. Лондон: Т&Т Кларк.
- Харрингтон, Дэниел Дж. 1988. Восстание Маккавеев: анатомия библейской революции. Уилмингтон, Делавэр: Майкл Глейзер.
- Джонсон, Сара Рауп. 2004. Исторические художественные произведения и эллинистическая еврейская идентичность: Третьи Маккавеи в культурном контексте. Беркли: Издательство Калифорнийского университета.
- Стюарт, Тайлер А. (18 апреля 2017 г.). «Еврейская Пайдея: греческое образование в Послании Аристея и двух Маккавеях». Журнал изучения иудаизма . 48 (2): 182–202. дои : 10.1163/15700631-12340146 . JSTOR 26551205 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Еврейская энциклопедия: Маккавеи, The
- Мейстерманн, Варнава (1910). Католическая энциклопедия . Том. 8. .
- Фэйрвезер, Уильям (1911). Британская энциклопедия . Том. 17 (11-е изд.). стр. 197–198. .