Классическая книга
Часть серии о |
Чтение |
---|
Классика , – это книга признанная образцовой или заслуживающей особого внимания. Что делает книгу «классической», так это беспокойство, которое возникало у различных авторов, от Итало Кальвино до Марка Твена , и связанные с этим вопросы «Зачем читать классику?» и «Что такое классика?» были очерчены авторами разных жанров и эпох (в том числе Кальвино, Т.С. Элиотом , Шарлем Огюстеном Сент-Бевом ). Способность классической книги переосмысливаться, по-видимому, обновляться в интересах поколений читателей, следующих за ее созданием, — это тема, которая проявляется в трудах литературных критиков, включая Майкла Дирда , Эзру Паунда и Сент-Бёва. Эти книги могут быть опубликованы как сборник (например, « Великие книги западного мира» , «Современная библиотека » или «Классика пингвинов» ) или представлены в виде списка, например, Гарольда Блума список книг , составляющих западный канон . [1] Хотя этот термин часто ассоциируется с западным каноном, его можно применять к литературным произведениям всех традиций, таким как китайская классика или индийские Веды .
Многие университеты включают эти чтения в свои учебные программы, например, «Список чтения» в колледже Св. Иоанна , [2] Университет Рутгерса , [3] или Буддийский университет Царства Дхармы . [4] Изучение этих классических текстов позволяет и побуждает студентов познакомиться с некоторыми из наиболее почитаемых авторов на протяжении всей истории. Целью проекта является предоставление студентам и новым ученым множества ресурсов, которые они смогут использовать на протяжении всей учебы и за ее пределами.
История [ править ]
В 1850 году Шарль Огюстен Сент-Бев (1804–1869). [5] изложил свой ответ на вопрос «Что такое классика?» («Qu'est-ce qu'un classique?»): [6]
Идея классики подразумевает нечто продолжающееся и последовательное, создающее единство и традицию, формирующее и передающее себя, сохраняющееся... Настоящий классик, как мне хотелось бы услышать его определение, — это автор, обогативший человеческий разум увеличил свое сокровище и заставил его продвинуться на шаг; кто открыл какую-то нравственную, а не двусмысленную истину или раскрыл какую-то вечную страсть в том сердце, где все казалось известным и открытым; кто выразил свою мысль, наблюдение или изобретение, в какой бы форме оно ни было, лишь бы оно было широким и великим, утонченным и разумным, здравомыслящим и прекрасным само по себе; который говорил со всеми в своем особом стиле, стиле, который оказался также стилем всего мира, стилем новым без неологизма , новым и старым, легко современным всем временам.
В том же эссе Сент-Бев цитирует Гете (имея в виду понятие «классика»): «Древние произведения являются классическими не потому, что они старые, а потому, что они сильны, свежи и здоровы». [Примечание 1] [7]
было темой литературной критики Т. С. Элиота Понятие «классика» также . В «Священном лесу» он думал, что одной из причин, по которой «Данте - классик, а Блейк - всего лишь гениальный поэт», является «концентрация, возникшая в результате структуры мифологии, теологии и философии». [8] (Комментируя влияние Элиота, профессор Ян Горак заявил, что «идея канона переплелась с идеей классики, идеей, которую Т. С. Элиот пытался оживить для «современного эксперимента»».) [9] В духе Сент-Бёва Элиот выступил перед Обществом Вергилия с речью, задавшись тем же вопросом: «Что такое классика?» [10] По его мнению, был только один автор, который был «классиком»: «Ни один современный язык не может надеяться создать классика в том смысле, в котором я называю классиком Вергилия. Наш классик, классик всей Европы, — это Вергилий». [11] Однако в данном случае Элиот сказал, что это слово имеет разные значения в разном окружении и что его беспокоит «одно значение в одном контексте». Он заявляет, что его цель - дать определение только «одному виду искусства» и что оно не обязательно должно быть «лучше... другого вида». В его первом абзаце проводится четкое различие между его особым значением слова «классик», в котором Вергилий является классиком всей литературы, и альтернативным значением слова «классик» как «стандартного автора». [12]
Литературные деятели разных эпох также высказывали свое мнение по этому поводу. Алан Беннетт , современный английский драматург и писатель, сказал: «Определение классики: книга, которую предположительно читал каждый, и часто думает, что читал сам». [13] [ нужен лучший источник ] Марка Ван Дорена , профессора и поэта Колумбийского университета цитирует Джим Трелиз (в своей библиотечной монографии « Классические книжки с картинками, которые должны испытать все дети »): «Классика — это любая книга, которая остается в печати». [14] А в своей речи «Исчезновение литературы», произнесенной в 1900 году, Марк Твен сказал (имея в виду высокое мнение ученого академика о «Потерянном рае» Мильтона ), что это произведение соответствует определению классики, данному профессором, как «то, что каждый хочет прочитать, но никто не хочет». хочет читать». [15]
В 1920 году Фанни М. Кларк, учительница школы Розелл в Восточном Кливленде, штат Огайо, на 60 лет опередила аналогичные выводы Кальвино, когда она также затронула вопрос о том, что делает книгу «классической» в своей статье «Обучение детей выбирать». " в английском журнале . [16] В ходе своего эссе Кларк рассматривает вопрос о том, что делает литературное произведение классическим и почему идея «классики» важна для общества в целом. Кларк говорит, что «учителя английского языка так долго обучались «классике», что эта «классика» стала для них очень похожей на Библию, за сохранность которой развитие современной науки вызывает такие ненужные опасения». [16] Далее она рассказывает, что среди источников, к которым она обращалась, была группа восьмиклассников, когда она задала им вопрос: «Что вы понимаете под классикой в литературе?» Два ответа, которые получил Кларк, были: «Классика - это книги, которые дают вам ваши отцы, и вы храните их, чтобы передать своим детям» и «Классика - это те великие произведения литературы, которые считаются достойными изучения на уроках английского языка в средней школе или колледже». Кальвино согласен с педагогом из Огайо, когда он заявляет: «Школы и университеты должны помочь нам понять, что ни одна книга, в которой говорится о книге, не говорит больше, чем рассматриваемая книга, но вместо этого они делают все возможное, чтобы заставить нас думать наоборот». Кларк и Кальвино приходят к аналогичному выводу: когда литературное произведение анализируется на предмет того, что делает его «классическим», то это всего лишь акт анализа или, как говорит Кларк, «анатомическое вскрытие», [16] читатель может в конечном итоге разрушить то уникальное удовольствие, которое может доставить простое наслаждение от литературного произведения.
Классику часто определяют с точки зрения ее непреходящей свежести. Клифтон Фадиман считал, что произведения, которые становятся классическими книгами, берут свое начало в детстве, говоря: «Если вы хотите долго жить в памяти людей, вам вообще не следует писать для них. Вы должны писать то, что понравится их детям». [17] По его мнению, произведения, которые мы сейчас считаем классикой, являются «отличным началом». Фадиман объединяет классические книги разных эпох в континуум (и соглашается с мыслями Гете о силе и актуальности древней классики ), когда он утверждает, что классические книги разделяют «качество начала» с легендарным автором «Илиады» и « Одиссеи ». – Сам Гомер . [18] Эзра Паунд в своей книге о чтении «Азбука чтения » высказал свое мнение, заявив: «Классика является классической не потому, что она соответствует определенным структурным правилам или соответствует определенным определениям (о которых ее автор, вполне вероятно, никогда не слышал). Это классика из-за определенной вечной и неудержимой свежести». [19] Майкл Дирда , критик, лауреат Пулитцеровской премии 1993 года , согласился с точкой зрения Паунда относительно жизненности классики, когда он написал, что «...одним из истинных элементов классики» является то, что «их можно читать снова и снова с бесконечным удовольствием». углубление удовольствия». [20]
В 1980-х годах Итало Кальвино сказал в своем эссе «Зачем читать классику?» что «классика — это книга, которая так и не закончила говорить то, что в ней есть», и подходит к сути личного выбора в этом вопросе, когда говорит (курсив в оригинальном переводе): « Ваш классический автор — это тот, кого вы не можете почувствовать». равнодушен к тому, кто помогает тебе определить себя по отношению к нему, даже в споре с ним». [Примечание 2] [21] [22] [23] [24] Рассмотрение того, что делает литературное произведение классическим, является для Кальвино в конечном счете личным выбором, и построение универсального определения того, что составляет классическую книгу, кажется ему невозможным, поскольку, как говорит Кальвино, «нет ничего для этого, кроме как для каждый из нас должен изобрести свои собственные идеальные библиотеки классики». [25]
Ведя блог на веб-сайте Guardian.co.uk в 2009 году, Крис Кокс повторяет «классические» настроения Твена 1900 года и остроту Беннета по поводу классических книг, когда он высказал мнение в «Книжном блоге» Guardian.Co, что на самом деле существует два вида «классических книг». романы»:
Первые — это те, которые, как мы знаем, нам следовало прочитать, но, вероятно, не сделали этого. Это вообще те книги, которые заставляют нас сгорать от стыда, когда они всплывают в разговоре... Второй вид, между тем, - это те книги, которые мы прочитали пять раз, можем цитировать по любому поводу и назойливо наталкиваем на другие. люди со словами: «Вы должны это прочитать. Это классика». [26]
Университетские программы [ править ]
Списки чтения «Классических книг» используются в некоторых университетах. [2] [3] и находятся в современной моде, по крайней мере, с начала 20-го века, с дополнительным импульсом в 1909 году, когда в 1909 году была одобрена публикация Harvard Classics , отдельные произведения которой были выбраны уходящим Гарвардского университета президентом Чарльзом В. Элиотом . [27] [28] Эти «списки для чтения» остались значимыми и в 21 веке, и за последние несколько десятилетий их было создано еще больше (например, книга Джейн Мэллисон «Умная книга: ваш основной список чтения, чтобы стать литературным гением за 365 дней» (2007)). [29]
В 1920 году Джон Эрскин преподавал первый курс, основанный на программе «Великие книги», под названием «Общие почести» в Колумбийском университете и помог сформировать ее основную учебную программу. [30] [31] Однако вскоре после его введения курс начал давать сбои из-за многочисленных споров между старшими преподавателями по поводу наилучшего способа проведения занятий, а также опасений по поводу строгости курсов. младшие преподаватели, в том числе Марк Ван Дорен и Мортимер Адлер Это привело к тому, что части курса преподавали после 1923 года. Курс был прекращен в 1928 году, но позже восстановлен. Адлер уехал в Чикагский университет в 1929 году, где продолжил работу над этой темой и вместе с президентом университета Робертом М. Хатчинсом провел ежегодный семинар по великим книгам, которые он позже переработал в « Великие книги западного мира». . попечителя университета и чикагского бизнесмена Уолтера Пэпке Семинар вдохновил на создание Института Аспена . В 1937 году, когда Марк Ван Дорен перепроектировал курс, он уже преподавался в колледже Св. Иоанна в Аннаполисе , помимо Чикагского университета. Позже этот курс был назван «Гуманитарные науки А» для первокурсников, а затем впоследствии превратился в «Литературно-гуманитарные науки». [31]
Основная учебная программа Колумбийского университета , Common Core в Чикаго и Основная учебная программа Бостонского университета , каждая из которых в значительной степени ориентирована на «великие книги» западного канона, являются яркими примерами программ по классической книге, в которых участвует большинство зачисленных студентов. Программа с отличием Фордхэмского университета в Роуз-Хилл включает учебную программу «Великие книги» в строгие первые четыре семестра программы. Программа почестей Чикагского университета Лойолы сочетает в себе учебную программу «Великие книги» с дополнительными факультативными занятиями по предметам, не охваченным традиционным западным мышлением, в рамках строгой четырехлетней программы. [32] Более 100 высших учебных заведений в США, Канаде и Европе поддерживают ту или иную версию программы «Великие книги» в качестве опции для студентов. [33]
Кроме того, несколько колледжей предлагают специальности, педагогика которых построена на основе Великих книг. Программа гуманитарных исследований Университета Нотр-Дам , основанная в 1950 году и размещенная в Колледже гуманитарных наук, Интегральная программа. [34] в Калифорнийском колледже Святой Марии (1955 г.) и программа бакалавриата гуманитарных наук, предлагаемая Колледжем гуманитарных наук Карлтонского университета в Оттаве (1995 г.), являются тремя такими примерами.
колледжи книжные Великие
Несмотря на преобладание курсов и специальностей в стиле «Великих книг» в ряде университетов, лишь несколько колледжей преподают свои учебные программы исключительно по модели «Великих книг». Первой и наиболее известной из этих школ является колледж Св. Иоанна в Аннаполисе (1937 г.) и Санта-Фе (1964 г.). [35] За ней последовала Школа великой книги Шимера (1950 г.), ныне школа, которая является частью Северо-Центрального колледжа , Колледж Фомы Аквинского в Санта-Пауле, Калифорния (1971 г.), Колледж свободных искусств Томаса Мора в Мерримаке, Нью-Гэмпшир (1978 г.) и Колледж свободных искусств Магдалины (1973) в Уорнере, Нью-Гэмпшир. Более поздние школы с такой учебной программой включают колледж Нью-Сент-Эндрюс в Москве, штат Айдахо (основан в 1994 г.), колледж Гутенберга в Юджине, штат Орегон (основан в 1994 г.), Университет Харрисона Миддлтона в Темпе, штат Аризона (основан в 1998 г.) и Вайоминге. Католический колледж в Лендере, Вайоминг (основан в 2005 г.). Буддийский университет Царства Дхармы — первая школа Великой Книги, предлагающая учебную программу, сочетающую восточную и западную классику. [36]
Серия книг [ править ]
Томас Джефферсон [37] часто составлял великолепные списки книг для своих друзей и корреспондентов, например, для Питера Карра в 1785 году. [38] и снова в 1787 г. [39]
Издательства (например, Easton Press , Franklin Library и Folio Society ) и колледжи/университеты (такие как Oxford University Press и Yale University Press ) часто публикуют сборники классических книг. У издателей есть различные типы «классических книг», а у колледжей и университетов есть обязательные списки для чтения, а также связанные с ними издательские интересы. Если эти книги представляют собой литературные произведения, которые, как предполагается, начитанные люди читали или, по крайней мере, знакомы, то генезис классического книжного жанра и процессы, посредством которых тексты рассматриваются для отбора (или нет), представляют интерес. . Хорошим примером может служить развитие линии книг Penguin Classics, одной из самых известных классических изданий.
Penguin Books , материнская компания Penguin Classics , была основана в 1930-х годах, когда основатель Аллен Лейн не смог найти книгу, которую он действительно хотел прочитать, находясь на Эксетера вокзале . Как сообщается на веб-сайте компании, «потрясенный предлагаемым выбором, Лейн решил, что современная художественная литература хорошего качества должна быть доступной по привлекательной цене и продаваться не только в традиционных книжных магазинах, но также на вокзалах, табачных киосках и сетевых магазинах». [40] ...Мы верили в существование в этой стране огромной читающей публики и делали на это ставку». [40] В течение первого года они продали три миллиона книг современных авторов в мягкой обложке, таких как Агата Кристи , Эрнест Хемингуэй и Андре Моруа . [40]
В 1954 году Мортимер Адлер вел еженедельный телесериал в прямом эфире в Сан-Франциско, состоящий из 52 получасовых программ, под названием « Великие идеи» . Эти программы были подготовлены Институтом философских исследований Адлера и транслировались в качестве общественной услуги Американской радиовещательной компанией , представленной Национальным образовательным телевидением , предшественником того, что сейчас называется PBS . Адлер завещал эти фильмы Центру изучения великих идей, где их можно приобрести. [41]
В 1993 и 1994 годах The Learning Channel создал серию часовых программ, в которых обсуждались многие великие исторические книги и их влияние на мир. Его рассказали , среди прочего, Дональд Сазерленд и Морган Фримен .
Примечания [ править ]
- ↑ Эссе Сент-Бёва «Что такое классика» было первоначально опубликовано в журнале Le Constitutionnel 21 октября 1850 года под названием «Qu'est-ce qu'un classique? — Lundis» («Понедельник»), том III, 40. ( Стивен Мёллер-Салли, «Загробная жизнь Гоголя: эволюция классика в имперской и советской России» [Эванстон, Иллинойс: Northwestern University Press, 2002], стр. 168). Как бы то ни было, ошибка относительно даты написания книги Сен-Бова «Что такое классика?» проникло в некоторые источники. Согласно историческим календарям < http://arc.id.au/Calendar.html >, понедельник, 21 октября, должен был быть датой 1850, а не 1860 года. работа в журнале «Causeries Du Lundi Et Portraits Littraires» (полностью переизданном в 2009 году издательством BiblioBazaar/BiblioLife, LLC ).
- ^ Эссе «Зачем читать классику?» доступен в двух разных антологиях. Впервые он был опубликован в 1980/82 году на итальянском языке как глава «Использование литературы» (в 1986 году в английском переводе), а затем переиздан в посмертном сборнике под названием «Зачем читать классику?»
Ссылки [ править ]
- ^ Блум, Гарольд (1994). Западный канон: книги и школа веков . Нью-Йорк: Harcourt Brace & Company. ISBN 9780151957477 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Колледж Св. Иоанна | Академическая программа | Список чтения» . Stjohnscollege.edu. Архивировано из оригинала 27 мая 2010 года . Проверено 13 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Список для чтения: Комплексный экзамен для старших школьников Университета Рутгерса» (PDF) . Университет Рутгерса . Архивировано из оригинала (PDF) 21 июня 2010 года . Проверено 12 июня 2010 г.
- ^ «Список литературы для курса бакалавриата, составленный и классифицированный по различным традициям (западным, китайским, буддийским, индийским...)» . Буддийский университет Царства Дхармы . 2022. Архивировано из оригинала 7 ноября 2022 года . Проверено 7 ноября 2022 г.
- ^ Харпер, Джордж Маклин. Шарль-Огюстен Сент-Бёв . Филадельфия: Компания JB Lippincott, 1909.
- ^ Литературно-философские очерки. 1909–14. Том. 32. The Harvard Classics (PDF) , получено 13 июня 2010 г.
- ^ «Вступительная записка. Шарль Огюстен Сент-Бев. 1909–1914. Литературные и философские очерки. Гарвардская классика» . Бартлби.com . Проверено 13 июня 2010 г.
- ^ Элиот, Т.С. Священный лес . Минеола, штат Нью-Йорк. Дуврские публикации, 1920 г., стр. 92.
- ^ Горак, Ян. Создание современного канона . Нью-Джерси/Великобритания. Атлон Пресс Лимитед, 1991, стр. 253.
- ^ Элиот, Т.С. Обращение к Обществу Вергилия 16 октября 1944 г.; впервые опубликовано Faber & Faber в 1945 году, в настоящее время доступно в: Избранная проза Т. С. Элиота . Нью-Йорк. Хоутон Миффлин Харкорт/Фаррар, Штраус, Жиру. 1975 г.
- ^ Элиот, Избранная проза . Страница 130
- ^ Элиот, Избранная проза . Страницы 115–116.
- ^ «Алан Беннетт» . IMDB .
- ^ «Классические книжки с картинками, которые должен знать каждый ребенок» (PDF) .
- ^ Твен, Речи Марка Твена , стр. 194
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Фанни Кларк (1920). «Учим детей выбирать» . Английский журнал . 9 (3): 135–138. дои : 10.2307/802644 . JSTOR 802644 .
- ^ Фадиман, Клифтон. Партия одного, Избранные сочинения Клифтона Фадимана, Нью-Йорк. Мировое издательство. 1955. Страница 387.
- ^ Фадиман, Партия одного , стр. 42
- ^ Азбука чтения , Том 0-151, Нью-Йорк: Новые направления (2010, ©1934). Страницы 13–14
- ^ Дирда, Майкл. Обязательно пожалуйста . Нью-Йорк. WW Нортон и компания. 2005. Страница 182.
- ^ Кальвино, Итало (1986), Использование литературы: эссе , Harcourt, Brace & Company, стр. 128, 130 , ISBN 978-0-15-193205-4
- ^ Кальвино, Итало (21 октября 1987 г.), Использование литературы , Mariner Books, ISBN 978-0-15-693250-9 , архивировано из оригинала 7 июля 2010 года , получено 13 июня 2010 года.
- ^ Девлин, Пол (осень 2003 г.), «Обзор Итало Кальвино на книгу «Отшельник в Париже»» , Обзор гуманитарных наук Университета Св. Иоанна , 2 (1), Университет Св. Иоанна, заархивировано из оригинала 10 июля 2019 г. , получено 13 июня. 2010 год
- ^ Брук, Аллен (весна 2000 г.), «Обзор: Кальвино: старое вино в новой бутылке», The Hudson Review , 53 (1), The Hudson Review, Inc.: 161–166, doi : 10.2307/3853113 , JSTOR 3853113
- ^ Кальвино, Использование литературы: очерки , стр. 133
- ^ Кокс, Крис (8 декабря 2009 г.). «Другой вид классического романа» . Хранитель . Лондон . Проверено 13 июня 2010 г.
- ^ Кирш, Адам (ноябрь – декабрь 2001 г.). «Переосмысление «пятифутовой полки»» . Гарвардский журнал . 103 (2).
- ^ Публичные библиотеки . Чикаго: Библиотечное бюро. 1910. с. 75.
- ^ Мэллисон, Джейн (2007). Книга умная: ваш основной список чтения, чтобы стать литературным гением за 365 дней . Нью-Йорк: МакГроу-Хилл.
- ^ «Оазис порядка: основная учебная программа в Колумбийском колледже: Профили преподавателей: Джон Эрскин» . Колумбийский колледж . Проверено 27 июня 2013 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Начало великого книжного движения в Колумбии» . Журнал Колумбия. Зима 2001 года . Проверено 27 июня 2013 г.
- ^ «Описание курса LUC.EDU» .
- ^ Кейсмент, Уильям. «Программы великих книг колледжа» . Ассоциация основных текстов и курсов (ACTC). Архивировано из оригинала 16 ноября 2012 года . Проверено 29 мая 2012 г.
- ^ «Интегральная программа гуманитарных наук: учебная программа по великим книгам» . Колледж Святой Марии .
- ^ «Колледж Св. Иоанна | Академическая программа | Список чтения» . Stjohnscollege.edu. Архивировано из оригинала 27 мая 2010 года . Проверено 9 ноября 2013 г.
- ^ «Буддийский университет Царства Дхармы принимает заявления на программу бакалавриата» . Буддийский университет Царства Дхармы . Проверено 10 августа 2016 г.
- ^ «Списки чтения Томаса Джефферсона» . John-uebersax.com . Проверено 9 ноября 2013 г.
- ^ Томас Джефферсон Питеру Карру (Честное сердце, знающая голова; Париж, 19 августа 1785 г.). В: Меррил Д. Петерсон (редактор), Thomas Jefferson Works , 1984. (стр. 814–818).
- ^ Томас Джефферсон Питеру Карру (дань уважения разуму; Париж, 10 августа 1787 г.). В: Меррил Д. Петерсон (редактор), Thomas Jefferson Works , 1984. (стр. 900–906).
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с «О пингвине — Penguin Books UK» . Книги о пингвинах . Проверено 22 марта 2015 г.
- ^ «Видео Мортимера Адлера о великих идеях» . www.thegreatideas.org . Архивировано из оригинала 15 февраля 2020 года . Проверено 24 декабря 2021 г.
Дальнейшее чтение [ править ]
- Нельсон, Адам Р. (2001). Образование и демократия: значение Александра Мейкледжона, 1872–1964 гг . Университет Висконсин Пресс. ISBN 978-0-299-17140-7 .
- О'Слушай, Энтони. Великие книги: путешествие через 2500 лет классической литературы Запада . Институт межвузовских исследований ; 2 издание, 2009 г. ISBN 978-1-933859-78-1
См. также [ править ]
- Ассоциация основных текстов и курсов
- Запрещенные книги
- Реформа образования # Реформы классического образования
- Образовательный перенниализм
- Либеральные искусства
- Трансцендентализм
- Западный канон
Внешние ссылки [ править ]
- Национальный совет преподавателей английского языка
- Профиль факультета Гарольда Блума в Йельском университете
- Биография Гарольда Блума на Стэнфордских президентских лекций по гуманитарным наукам и искусству сайте
- Биография Эзры Паунда и избранная библиография на Poets.Org (Академия американских поэтов)
- Ссылки на сочинения Итало Кальвино и критические эссе о Кальвино. Архивировано 5 сентября 2012 г. в Wayback Machine.
- Определение ВЕЛИКИХ КНИГ
- «Почему Великие Книги?» в колледже Фомы Аквинского
- Сайт Центра изучения великих идей
- Дорфман, Рон (25 апреля 1997 г.). «Культурные войны и великий разговор» . Разрушающее молчание . ПБС .
- Великие книги
- Рекомендуемые книги - Национальная ассоциация ученых
- Сайт Фонда Агора