де Хэвилленд Гигантский мотылек
DH.61 Гигантский мотылек | |
---|---|
![]() Прибытие QANTAS DH.61 «Аполлон», доставившего первую авиапочту в Брисбен, 23 апреля 1929 года. Обратите внимание на открытую кабину пилота за крыльями. | |
Общая информация | |
Тип | Транспортный биплан |
Производитель | де Хэвилленд |
Количество построенных | 10 |
История | |
Дата введения | 1928 |
Первый полет | декабрь 1927 г. |
De Havilland DH.61 Giant Moth — британский большой одномоторный транспортный биплан 1920-х годов, построенный компанией Havilland на аэродроме Стэг-Лейн de в Эджвере . Предназначенные в первую очередь для использования в Австралии, некоторые из них также были отправлены в Канаду.
Дизайн
[ редактировать ]
После успеха de Havilland DH.50J в Австралии компанию попросили разработать более крупную замену с использованием двигателя Bristol Jupiter . В салоне могли разместиться от шести до восьми пассажиров, пилот находился в открытой кабине за крыльями. На проектирование самолета ушло всего 10 недель, а прототип впервые поднялся в воздух в декабре 1927 года. Всего было построено 10 самолетов, в том числе один в Канаде, построенный из компонентов, а остальные поступили с производственной линии Stag Lane.
В ролике Pathé News утверждается, что это был «первый коммерческий самолет со складывающимися крыльями!» и показывает одного мужчину, который их складывает. [ 1 ]
Операционная история
[ редактировать ]Австралия и Новая Гвинея
[ редактировать ]После испытательных полетов в Англии самолет был отправлен в компанию de Havilland Australia в Мельбурне . После повторной сборки прототип впервые поднялся в воздух 2 марта 1928 года и использовался на регулярных рейсах между Аделаидой и Брокен-Хиллом компанией MacRobertson Miller Aviation . Прототип изначально назывался Canberra , которое использовалось в качестве названия типа, пока оно не было изменено на Giant Moth . [ 2 ]

Другой (регистрационный G-AUHW) последовал за ним в ноябре 1928 года, но разбился в Коусе, штат Виктория , до того, как был доставлен. покупателю, Airgold Ltd. [ 3 ] После ремонта он был куплен Лесом Холденом в 1928 году для его чартерных рейсов, базировавшихся в Маскоте, Новый Южный Уэльс . [ 4 ] Он окрестил ее Канберрой . [ 4 ] Уже будучи летчиком-асом Первой мировой войны, он (и Канберра ) будут в новостях в следующем году.
В 1929 году пионеры австралийской авиации Чарльз Кингсфорд Смит и Чарльз Ульм отправились на трехмоторном моноплане Fokker F.VII под названием Southern Cross из Сиднея в Англию. Когда радиосвязь была потеряна, был организован поиск. В апреле 1929 года компания Australian National Airways. [ 5 ] или Комитет помощи гражданам Сиднея [ 4 ] пригласил Холдена присоединиться к поискам. Просто добраться до этого места было сложно. Перед перелетом из Сиднея в Уиндем были установлены дополнительный бензобак емкостью 70 галлонов и радиоприемник. [ 6 ] Даже с дополнительным баком Холдену приходилось останавливаться и искать по пути бензин и масло. [ 7 ] 4 или 5 апреля 1929 года Холден, наземный инженер аэроклуба Ф.Р. Митчелл, доктор Г.Р. Гамильтон и радист LSW Станнадж отправились на борт «Канберры» . [ 7 ] Согласно одной газетной статье, Холден пролетел в общей сложности 9000 миль (14 500 км) и находился в воздухе 100 часов. [ 8 ] прежде чем обнаружить пропавший самолет на илистой равнине возле реки Гленейг. [ 9 ] Экипаж Южного Креста был спасен, однако двое других поисковиков погибли.

QANTAS приобрела два гигантских мотылька: Apollo (G-AUJB) и Diana (G-AUJC). В апреле [ 10 ] и май 1929 г. соответственно. [ 11 ] Это были первые самолеты QANTAS, оборудованные туалетами. [ 12 ] Авиакомпания вывела их из эксплуатации в 1935 году, поскольку двигатели Bristol Jupiter XI были ненадежными. [ 12 ] В том же году «Аполлон» был продан и разбился недалеко от Мубо , Новая Гвинея, 9 мая 1938 года. [ 10 ]
Канада
[ редактировать ]Три самолета для Канады (G-CAPG), (G-CARD) и (G-CAJT) были оснащены поплавками Short Brothers в Рочестере, прежде чем один был доставлен канадской Vickers . Этот самолет (G-CAJT) был отправлен компании Western Canada Airlines Ltd. на условиях аренды. Во время испытательного полета 23 октября 1928 года «Гигантский мотылек» получил структурные повреждения в воздухе и разбился в Калгари , Альберта, в результате несчастного случая без смертельного исхода. [ 13 ] Остальные DH.61 продолжали летать в Онтарио для тушения пожаров. Один Giant Moth (CF-OAK) был модифицирован из деталей и летал с двигателем Pratt & Witney Hornet . [ 14 ]
Великобритания
[ редактировать ]Джеральдин (G-AAAN) была куплена Daily Mail для перевозки фотографа и его мотоцикла по Соединенному Королевству. [ 15 ] Самолет приземлится на ближайшем к месту происшествия аэродроме. Этот самолет также был оборудован темной комнатой, чтобы можно было проявить фотографии на обратном пути. [ 15 ] Позже он был продан компании National Flying Services и переименован в Leone . [ 15 ] Western Australian Airways приобрела его в начале 1930-х годов; он служил Западной Австралии с 1931 по 1935 год. [ 15 ] [ 16 ] Когда авиакомпания столкнулась с финансовыми трудностями, Giant Moth был продан авиакомпании New Guinea Airlines. [ 17 ] G-AAAN разбился 20 августа 1935 года при приземлении в Вау, Новая Гвинея . [ 17 ]
Молодежь Британии (G-AAEV), модифицированная для перевозки 10 пассажиров, использовалась сэром Аланом Кобэмом в авиационном рекламном туре по Соединенному Королевству, который длился 21 неделю и завершился 7 октября 1929 года. [ 18 ] Кобэм пролетел 60 000 миль (97 000 км), посетил 110 городов и бесплатно поднял на воздух 40 000 пассажиров, в том числе 10 000 школьников. [ 18 ] Среди тех, кто совершил свой первый полет на «Гигантском мотыльке» Кобэма, был Эрик Лок Королевских ВВС , который стал асом-истребителем во время битвы за Британию . [ 19 ] После тура Кобэм продал Giant Moth компании Imperial Airways , чтобы использовать его для исследовательских полетов. Его использование было недолгим; G-AAEV погиб в результате аварийной посадки Чарльза Уолли-Дода 19 января 1930 года. [ 2 ] [ 20 ]
Операторы
[ редактировать ]Австралия
- Гвинейские авиалинии, ООО.
- Холден Эйр Транспорт Лтд.
- МакРобертсон Миллер Эйрлайнз
- Кантас
- Западно-Австралийские авиалинии, ООО.
Бразилия
Колумбия
- Авианка
Канада
- Лондон Эйр Транспорт Лтд.
- Провинциальные воздушные перевозки Онтарио
- Вестерн Канада Эйруэйз Лтд.
Великобритания
- Алан Кобэм Авиэйшн Лтд.
- Ассошиэйтед Газетс Лтд.
- ООО "Империал Эйрвэйз"
- ООО «Нэшнл Флаинг Сервисез»
Технические характеристики
[ редактировать ]
Данные британских гражданских самолетов с 1919 года: Том второй. [ 21 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 1
- Вместимость: 6 пассажиров
- Длина: 39 футов 0 дюймов (11,89 м)
- Размах крыльев: 52 фута 0 дюймов (15,85 м)
- Высота: 12 футов 0 дюймов (3,66 м)
- Площадь крыла: 613 кв. футов (56,9 м 2 )
- Профиль : РАФ 15
- Пустой вес: 3650 фунтов (1656 кг)
- Полная масса: 7000 фунтов (3175 кг)
- Силовая установка: 1 × Bristol Jupiter XI 9-цилиндровый радиально-поршневой двигатель воздушного охлаждения, мощностью 500 л.с. (370 кВт).
- Гребные винты: 4-лопастной винт фиксированного шага.
Производительность
- Максимальная скорость: 132 миль в час (212 км/ч, 115 узлов)
- Крейсерская скорость: 110 миль в час (180 км/ч, 96 узлов)
- Диапазон: 650 миль (1050 км, 560 миль)
- Практический потолок: 18 000 футов (5 500 м)
- Скорость набора высоты: 900 футов/мин (4,6 м/с).
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «1927 Рекордный год авиации 1927» . Британский Пате.
- ^ Jump up to: а б Мосс, Питер В. «Гигантский мотылек DH 61». Air Pictorial , май 1971 г., с. 181.
- ^ «G-AUHW de Havilland DH61 Giant Moth» . Коллекция фотографий гражданских самолетов Эда Коутса.
- ^ Jump up to: а б с Бридж, Карл. «Лесли Хьюберт Холден (1895–1932)». Холден, Лесли Хьюберт (1895–1932) . Австралийский биографический словарь .
- ^ «Авиалайнер Канберра направляется в Брокен-Хилл, чтобы принять участие в поисках» . Барьерный шахтёр . 5 апреля 1929 года.
- ^ «Поиски авиалайнера: лихорадочные приготовления» . Ежедневные новости . 4 апреля 1929 г.
- ^ Jump up to: а б «Прибытие в Брокен-Хилл» . Рекламодатель . 6 апреля 1929 года.
- ^ «Чудесное чувство. Интервью капитана Холдена» . Защитник . 29 апреля 1929 года.
- ^ «Канберра возвращается. Как Холден обнаружил Южный Крест» . Сидней Морнинг Геральд . 29 апреля 1929 года.
- ^ Jump up to: а б Коутс, Эд. «G-AUJB de Havilland DH61 Giant Moth». Коллекция фотографий гражданских самолетов Эда Коутса . Проверено: 26 августа 2017 г.
- ^ Коутс, Эд. «VH-UJC de Havilland DH61 Giant Moth». Коллекция фотографий гражданских самолетов Эда Коутса . Проверено: 26 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Гигантский мотылек de Havilland DH61 'Аполлон' (реплика)». Музей основателей Qantas (архив). Проверено: 26 августа 2017 г.
- ^ Молсон 1974, с. 43.
- ^ Джексон 1987, с. 260.
- ^ Jump up to: а б с д Хауэлл, Ян. «Гигантский мотылек De Havilland DH61 в Западной Австралии». Музей воздушных путей и Историческое общество гражданской авиации . Проверено: 26 августа 2017 г.
- ^ "Западные австралийские авиалинии". Ассоциация Королевских ВВС Австралии (WA Division) Inc. (архив). Проверено: 26 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Коутс, Эд. «VH-UQJ de Havilland DH61 Giant Moth». Коллекция фотографий гражданских самолетов Эда Коутса . Проверено: 26 августа 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «Гастроли сэра Алана Кобэма закончились». Журнал Flight Magazine , 11 октября 1929 г. Дата обращения: 26 августа 2017 г.
- ^ "Замок P/OES". Лондонский памятник Битве за Британию (архив). Проверено: 26 августа 2017 г.
- ^ Риз, Питер (2018). Преобразование неба: пилоты, самолеты и политика в британской авиации 1919-1940 гг . Историческая пресса. п. 115. ИСБН 978-0-7509-8727-1 .
- ^ Джексон, Эй Джей (1988). Британская гражданская авиация с 1919 г.: Том второй (2-е, переиздание с исправлениями). Лондон: Патнэм. стр. 97–99. ISBN 0851778135 .
Библиография
[ редактировать ]- Иллюстрированная энциклопедия самолетов (частичная работа, 1982–1985 гг.). Лондон: Издательство Орбис, 1985.
- Джексон, Эй Джей Де Хэвилленд Самолеты с 1909 года . Лондон: Патнэм, третье издание, 1987. ISBN 0-85177-802-X .
- Молсон, К.М. Новаторство в канадском воздушном транспорте . Виннипег, Манитоба, Канада: James Richardson & Sons, Ltd., 1974. ISBN 0-919212-39-5 .
- Принс, Франсуа (весна 1994 г.). «Дух новаторства: история QANTAS». Любитель воздуха . № 53. С. 24–32. ISSN 0143-5450 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джексон, Эй Джей (1973). Британские гражданские самолеты с 1919 г. Том II (2-е изд.). Лондон: Патнэм. п. 99. ИСБН 9780370100104 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- DH 61 Giant Moth, Канадский центр наследия бушпланов. Архивировано 26 августа 2017 года в Wayback Machine.
- Ролик Pathé News, показывающий, как пассажиры и багаж размещаются на борту
