Калаш люди
Общая численность населения | |
---|---|
в. 3800 [ 1 ] | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Долина Калаша , округ Читрал , Пакистан | |
Языки | |
Калаша , Ховар | |
Религия | |
Древний индуизм [ 2 ] [ а ] [ 3 ] / Анимизм , [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] ислам [ 7 ] | |
Родственные этнические группы | |
Нуристанцы , другие индоарийские народы |
Калаши Калаша ( . : kالؕاشؕا, латинизированное: Kaḷaṣa ), или Калаша , являются индоарийскими [ 8 ] [ б ] коренные жители проживающие в округе Читрал провинции Хайбер-Пахтунхва Пакистана , .
Они считаются уникальными среди народа Пакистана. [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ] Они также считаются самой маленькой этнорелигиозной группой Пакистана . [ 12 ] и традиционно практикуют то, что авторы считают формой анимизма или древнего индуизма . [ 13 ] [ 4 ] [ 5 ] [ с ] [ 6 ] [ д ] В середине 20-го века была предпринята попытка заставить несколько деревень Калаша в Пакистане принять ислам, но люди сопротивлялись этому обращению, и, как только официальное давление было снято, подавляющее большинство возобновило исповедание своей собственной религии. [ 10 ] Тем не менее, некоторые калаши с тех пор приняли ислам, в основном в результате браков с мусульманами. [ 7 ] [ 14 ]
Этот термин используется для обозначения многих различных народов, включая вай, чима-нишей, ванта, а также говорящих на ашкунах и трегами . [ 10 ] Калаши считаются коренным народом Азии, их предки мигрировали в долину Читрал из другого места, возможно, южнее. [ 9 ] [ 15 ] который калаши в своих народных песнях и былинах называют «Циям». [ 16 ]
Они утверждают, что произошли от армий Александра , оставшихся после его вооруженной кампании, хотя не существует никаких доказательств того, что он прошел этот район. [ 17 ] [ 18 ] [ и ] Некоторые также считают, что они были потомками народа Гандхари . [ 19 ]
Соседний нуристанский народ из соседней провинции Нуристан (исторически известной как Кафиристан ) в Афганистане когда-то имел ту же культуру и исповедовал веру, очень похожую на веру калашей, с некоторыми отличиями в нескольких незначительных деталях. [ 20 ] [ 21 ]
Первые исторически зафиксированные исламские вторжения на их земли были совершены Газневидами в 11 веке. [ 22 ] в то время как сами они впервые засвидетельствованы в 1339 году во время Тимура . вторжений [ 19 ] Нуристан был насильно обращен в ислам в 1895–1896 годах, хотя некоторые данные свидетельствуют о том, что люди продолжали соблюдать свои обычаи. [ 23 ] Калаши Читрала сохранили свои собственные культурные традиции. [ 24 ]
Культура
[ редактировать ]Часть серии о |
Калаш люди |
---|
Культура народа калаш уникальна и во многом отличается от культуры многих современных мусульманских этнических групп, окружающих их на северо-западе Пакистана. Природа играет очень важную и духовную роль в их повседневной жизни. В рамках их религиозной традиции приносятся жертвы и проводятся фестивали, чтобы выразить благодарность за обильные ресурсы трех долин. Калаша Деш (три долины Калаш) состоит из двух отдельных культурных территорий: долины Румбур и Бумбурет, образующие одну, и долина Бирир - другую; Долина Бирир является более традиционной из двух. [ 25 ]
Мифологию и фольклор калашей сравнивают с древней Грецией . [ 26 ] но они гораздо ближе к ведической мифологии . [ 27 ] Калаши очаровали антропологов своей уникальной культурой по сравнению с остальной частью этого региона. [ 24 ]
Язык
[ редактировать ]Язык калаша, также известный как калаша-мун, — индоарийский язык , ближайшим родственником которого является соседний язык ховар . Раньше на калаше говорили на большей территории на юге Читрала, но теперь он в основном ограничивается западными долинами, уступив свои позиции Ховару. [ 28 ] [ 29 ]
Таможня
[ редактировать ]Существуют некоторые разногласия по поводу того, что определяет этнические характеристики калашей. Хотя в 20 веке население было больше, за последнее столетие численность немусульманского меньшинства сократилась. Лидер калашей Сайфулла Джан заявил: «Если кто-то из калашей примет ислам, он больше не сможет жить среди нас. Мы сохраняем свою идентичность сильной». [ 30 ] Около трех тысяч человек приняли ислам или являются потомками обращенных, но все еще живут неподалеку в деревнях Калашей и сохраняют свой язык и многие аспекты своей древней культуры. К настоящему времени шейхи , или принявшие ислам, составляют более половины всего населения, говорящего на языке калаша. [ 7 ]
Женщины калаши обычно носят длинные черные одежды, часто расшитые ракушками каури . По этой причине в Читрале их называют « Черными кафирами ». [ 31 ] Мужчины переняли пакистанский шальвар-камиз , а дети после четырех лет носят уменьшенные версии взрослой одежды. [ 32 ] [ 33 ]
В отличие от окружающей пакистанской культуры, калаша обычно не разделяют мужчин и женщин и не одобряют контакты между полами. Однако девочек и женщин с менструацией отправляют жить в «башалени», деревенское менструальное здание, во время менструации, пока они не восстановят свою «чистоту». Они также обязаны рожать в башалени. Существует также ритуал, возвращающий женщине «чистоту» после родов, который необходимо провести, прежде чем женщина сможет вернуться к мужу. Муж – активный участник этого ритуала. [ 34 ]
Девочек посвящают в женственность в возрасте четырех или пяти лет, а замуж выдают в четырнадцать или пятнадцать. [ 35 ] [ 36 ] Если женщина хочет сменить мужа, она напишет письмо будущему мужу, сообщив ему, сколько за нее заплатил нынешний муж. Это потому, что новый муж должен платить вдвойне, если он хочет ее.
Брак путем побега встречается довольно часто, в том числе среди женщин, уже состоящих в браке с другим мужчиной. Действительно, побег жены считается одним из «великих обычаев» ( ghōna dastūr ) вместе с основными праздниками. Бегство жены в некоторых редких случаях может привести к квазивражде между кланами до тех пор, пока посредники не договорятся о мире в форме двойного выкупа за невесту, выплачиваемого новым мужем бывшему мужу. [ 37 ]
Родословная калашей ( кам ) отделяется как потомки, достигающие брачного возраста, которых разделяет более семи поколений. Обряд «разрыва агнации» ( tatbře čhin ) отмечает, что предыдущие агнаты ( tatbře ) теперь являются допустимыми родственниками ( därak «партнеры по клану»). [ 37 ] У каждого кама есть отдельная святыня в клановом Джештак-хане , храме прямой или семейной богини Джештак . [ нужна ссылка ]
Исторические религиозные практики соседних народов пахари в Непале , Кашмире , Уттаракханде и Химачал-Прадеше аналогичны традициям народа калаш в том, что они «ели мясо, пили алкоголь и пользовались шаманами». [ 38 ] Вдобавок у народа пахари «были правила экзогамии по линии происхождения, которые создали сегментарную систему, очень похожую на систему Калаши». [ 38 ] [ 39 ]
Фестивали
[ редактировать ]Три главных праздника (khawsáṅgaw) калашей — это Чилам Джоши в середине мая, Учау осенью и Каумус в середине зимы. [ 40 ] Пасторальный бог Соризан защищает стада осенью и зимой, и его благодарят на зимнем фестивале, в то время как Гошидай делает это до фестиваля Пул (pũ. от *pūrṇa, полнолуние в сентябре), и его благодарят на Джоши (joṣi, žōshi ) фестиваль весной. Джоши отмечается каждый год в конце мая. Первый день Джоши — «Молочный день», в который калаши совершают возлияния молоком, накопленным за десять дней до фестиваля. [ 41 ]
Самый важный фестиваль калаша — Чавмос (cawmōs, ghona chawmos yat , ховар «chitrimas» от * cāturmāsya , CDIAL 4742), который отмечается в течение двух недель во время зимнего солнцестояния (ок. 7–22 декабря), в начале месяц чавмос маструк . Это знаменует собой окончание полевых работ и сбора урожая в этом году. Он включает в себя много музыки, танцев и убийство коз для употребления в пищу. Он посвящен богу Балимаину, который, как полагают, приезжает с мифической родины калашей Цьяма (Циям, циам) на время праздника. [ 42 ]
В Чаумос не допускаются нечистые и непосвященные люди; их необходимо очистить, размахивая огненным головнем над женщинами и детьми, а также с помощью специального огненного ритуала для мужчин, в котором шаман размахивает головнями можжевельника над мужчинами. «Старые правила» богов (Девалог, dewalōk) больше не действуют, что типично для ритуалов конца года и карнавальных ритуалов. Главный ритуал Чаумос происходит у дерева Ток, в месте, называемом домом Индры, «индранкот» или «индрейин». Иногда полагают, что Индрункот принадлежит брату Балумайна, Ин(дру), повелителю скота. [ 27 ]
Людей надо разделить на две партии: чистые должны петь заслуженные песни прошлого, а нечистые поют дикие, страстные и непристойные песни, совершенно в другом ритме. Это сопровождается «сменой пола»: мужчины одеваются как женщины, женщины как мужчины (Балумейн также частично рассматривается как женщина и может менять обе формы по своему желанию). [ 27 ]
В этот решающий момент чистые становятся слабее, а нечистые пытаются схватить (очень чистых) мальчиков, притвориться, что оседлали их «как безрогий баран», и продолжить змеиную процессию. В этот момент нечистые люди сопротивляются и сражаются. Когда звучит песня «нагайро» с ответом «хан сариас» (от *samrīyate «сливается вместе», CDIAL 12995), Балумаин изливает все свои благословения и исчезает. Он благословляет семь мальчиков (представляющих мифических семерых из восьми Девалогов, принявших его по прибытии), и они передают благословение всем чистым людям. [ 27 ]
В мифе Маханду обманул Балумайна, лишив его превосходства, когда все боги спали вместе (эвфемизм) на лугу Шавало; поэтому он отправился в мифический дом калашей в Цияме (циам), чтобы вернуться в следующем году, как ведический Индра ( Ригведа 10.86). Если бы этого не произошло, Балумаин научил бы людей заниматься сексом как священным актом. Вместо этого он мог научить их только песням плодородия, используемым в ритуале Чаумос. Он приезжает с запада, из долины Башгала , в начале декабря, перед солнцестоянием, и уходит на следующий день. Сначала его избегали некоторые люди, которые были уничтожены. Однако его приняли семь Девалогов, и все они отправились в несколько деревень, таких как деревня Батрик, где его приняли семь чистых молодых мальчиков, которых он взял с собой. Поэтому в настоящее время встречать его посылают только мужчин и мальчиков постарше. Балумаин – типичный культурный герой. Он рассказал людям о священном огне, разводимом из можжевельника, о церемонии посева пшеницы, в которой использовалась кровь маленькой козочки, и попросил дань пшеницы (хушак) для своего коня. Наконец, Балумаин научил, как отмечать зимний праздник. Его было видно только во время первого визита, сейчас его присутствие просто ощущается. [ 27 ]
Зимой калаши проводят межсельский турнир «Чикик гал» (игра с мячом), в котором деревни соревнуются друг с другом, чтобы отбить мяч вверх и вниз по долине по глубокому снегу. [ нужна ссылка ]
Музыка
[ редактировать ]Традиционная музыка калаша в основном состоит из инструментов, похожих на флейты (обычно высокого тона), пения, стихов, хлопков в ладоши и ритмичной игры на барабанах, которые включают в себя:
- вак – небольшой песочных часов барабан в форме ; его делают из чижина (сосны), кухерика (кедрового ореха) или аз'аи (древесины абрикоса (дерева). В него играют на большом барабане, называемом «дау» для танцев Калаша.
- дау – большой барабан; в него играют на меньшем барабане, называемом «вак» для танцев Калаша, причем меньший барабан дает более легкий аналог большему. [ 43 ]
Религия
[ редактировать ]Люди Калаши в первую очередь практикуют традиционную религию Калаша, которая представляет собой форму анимизма и поклонения предкам, смешанную с древним индуизмом . [ 13 ] [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 44 ] Однако меньшинство приняло ислам. По словам Майкла Витцеля , «территория Гиндукуша разделяет многие черты IIр. [индоиранских] мифов, ритуалов, общества и перекликается со многими аспектами Ригведической, но вряд ли с пост-Ригведической религией». [ 27 ] [ 45 ] Культура и система верований калашей отличаются от других окружающих их этнических групп, но подобны тем, которые практиковали соседние нуристанцы на северо-востоке Афганистана до их насильственного обращения в ислам. [ 20 ] [ 21 ]
Различные писатели по-разному описывали веру калашей. Витцель описывает как доведические, так и ведические влияния на форму древнего индуизма, которого придерживались калаши. [ 27 ]
Изолированные калаши испытали сильное религиозное влияние доисламского Нуристана. Ричард Стрэнд , выдающийся знаток языков Гиндукуша, провел в Гиндукуше три десятилетия. Он отметил следующее о доисламской религии нуристанцев:
«До своего обращения в ислам нуристанцы практиковали форму древнего индуизма, пронизанную местными наслоениями. Они признавали ряд человекоподобных божеств, которые жили в невидимом Мире Божеств (Kâmviri d'e lu ; ср. санскрит deva lok' а- )». [ 46 ]
Божества
[ редактировать ]Известный лингвист и профессор Гарварда Майкл Витцель следующим описанием резюмирует веру калашей: [ 27 ]
В мифе это, в частности, роль Индры , его радуги и его орла, в которого стреляют, убийство его отца, убийство змеи или многоголового демона, а также центральный миф об освобождении Солнца из загона. (Манди < Махан Дева ). Есть отголоски мифа о Пуруше , а также циклическое возвышение Ямы Раджана (Имры) до бога неба (Witzel 1984: 288 кв., Pace Fussman 1977: 70).
Важно отметить, что разделение между двумя группами божеств ( Девалог ) и их смешанными браками (мать Имры — «великан») сохранилось, и эта дихотомия до сих пор воспроизводится в ритуалах и фестивалях, особенно Чаумос. Ритуал до сих пор относится к такому типу: у калашей он в основном, хотя и не всегда, не имеет храмов и включает в себя огонь, священное дерево, три обхода и * hotṛ . Некоторые черты уже имеют свою ведическую, а не среднеазиатскую форму (например, дракон > змея). [ 27 ]
- Махандео
Махандео - божество, которому молятся калаши, и известное как Махадев на других языках Индийского субконтинента в современном индуизме. [ 47 ] [ ж ]
- Имра
Определенные божества почитались только в одной общине или племени, но одно почиталось повсеместно как Творец: древний индуистский бог Яма Раджа, которого в Камвири называли имро. [ 46 ] [ 48 ] Существует бог-творец, появляющийся под разными именами, но уже не как Отец-Небо, а как господин подземного мира и небес: Имра. (* Яма Раджан), Мара 'смерть' (нуристани) [ 27 ] Он (Яма раджан) — божество-творец по имени Дезау (ḍezáw), чье имя происходит от индоевропейского *dheig'h «формировать» (Kati Nuristani dez «создавать», CDIAL 14621); Дезауэ также называют пуштуским термином Ходай . Есть ряд других божеств, полубогов и духов.
- Индр
Майкл Витцель утверждает, что существует фигура, подобная Индре , которую часто называют Индр (Н., К.) или Варендр (К., waræn, werín, *aparendra). Как и в Ведах , в его честь названа радуга. Когда гремит гром, Индра играет в поло. Однако Индра появляется в различных формах и современных «маскировках», таких как Саджигор (Саджигор), также называемый Шура Верин. Храм Саджигора находится в долине Румбур . [ нужна ссылка ]
Варен (др-) или Ин Варин — самый могущественный и опасный бог. Даже популярный в последнее время Балумаин (baḷimaín, К.) перенял некоторые черты Индры: он приходит извне, верхом на лошади. Балумаин – культурный герой, который научил праздновать зимний праздник Калаш (Чаумос). Он связан с Цямом , мифологической родиной калашей. У Индра есть демоноподобный аналог Джестан, который появляется на земле в образе собаки; боги (Девалог, Девалок) — его враги и бросают в него камни, падающие звезды. [ 27 ]
- Мунджем Малек
Другой бог, Мунджем Малек (munjem «средний»; малек от арабского malik «король»), является владыкой Средиземья и убил, как и Индра, своего отца. Махандео (махандео, ср. Нуристанский Мон/Манди) — бог урожая, а также бог войны и переговорщик с высшим божеством. [ 27 ]
- Джестак
Джестак (jéṣṭak, от *jyeṣṭhā или *deṭrī?) — богиня домашней жизни, семьи и брака. Ее ложа — женский дом (Джештак Хан). Дезалик (Дизалик), сестра «Дезау», богиня деторождения, домашнего очага и жизненной силы; она защищает детей и женщин. [ 27 ] Она похожа на Нирмали (индоиранское *nirmalikā). Она также отвечает за ложу Башалени. [ нужна ссылка ]
- Сучи, Вароти и Ях
Существует также общая модель веры в горных фей Сучи (сучи), которые помогают охотиться и убивать врагов, и Вароти (на санскрите называемых ватапутри), их жестоких партнеров-мужчин Сучи, что отражает более поздние ведические (и типичные средневековые кашмирцы) ) различие между апсарами и гандхарвами . Они живут в высоких горах, таких как горы Кайлас и Тирич Мир , но поздней осенью спускаются на горные луга. Яхи (j.ac.) — отдельная категория женских духов почвы или особых мест, полей и горных пастбищ. [ 27 ]
В соответствии с Древним Индуизмом, люди Калаши верят в единого Бога (известного как Брахман как в доведический, так и в постведический периоды) с почтением к второстепенным «богам» ( Дэва ) или, более точно, известным как небесные существа. Они также используют некоторые арабские и персидские слова для обозначения Бога. [ 49 ]
- Крошки
Крумай — богиня горы Тирих Мир . Она появляется в образе дикой козы и связана с деторождением. [ 50 ]
Согласно одной легенде, она потревожила других богов, и ее преследовал Имра, который бросил ее в быструю реку. Крумай прыгнула вверх по реке и побежала вверх по скале, изменяя форму скалы копытами. Она раскрыла свою истинную форму и приготовила пир для других богов, и они приняли ее в свой пантеон. [ 51 ] [ самостоятельный источник ]
Ритуалы
[ редактировать ]Эти божества имеют святилища и алтари по всем долинам, где им часто приносят в жертву козлов. В 1929 году, как свидетельствует Георг Моргенштирне , подобные ритуалы еще проводили жрецы-калаши, «иштикаван» «жрец» (от иштихек «восхвалять бога»). С тех пор этот институт исчез, но выдающийся институт шаманов (дехар) все еще существует. [ 52 ] Витцель пишет, что «в ритуале Калаша божества рассматриваются, как и в ведическом ритуале (и в индуистской пудже), как временные посетители». [ 27 ] Святилища Махандео представляют собой деревянную доску с четырьмя вырезанными головами лошадей (лошадь является священной для Калаша), выступающими наружу, в 1929 году все еще с изображением человеческой головы внутри отверстий у основания этих святынь, в то время как алтари Саджигора сделаны из камня и под старыми можжевельниками, дубами и кедрами. [ 27 ]
В жертву приносились лошади, козы и овцы. Вино — священный напиток Индра, владеющего виноградником (Индруакун в долине вама Кафиристани содержал как священный виноградник, так и святилище (идол и алтарь под большим можжевеловым деревом), а также 4 больших чана, вырезанных из камня) — который он защищает против захватчиков. Ритуалы калаша относятся к типу потлача ; организуя ритуалы и фестивали (до 12; самый высокий из них называется бирамур), человек приобретает известность и статус. Как и в Ведах, бывший местный класс ремесленников был исключен из общественных религиозных функций. [ 27 ]
Особая роль принадлежит мальчикам препубертатного возраста, к которым относятся с особым трепетом, сочетая предсексуальное поведение и чистоту высоких гор, где они пасут коз в течение летнего месяца. Чистота очень подчеркивается и концентрируется вокруг алтарей, хлевов для коз, пространства между очагом и задней стеной домов, а также в периоды праздников; чем выше в долине, тем чище это место. [ 27 ]
Напротив, женщины (особенно во время менструации и родов), а также смерть, разложение и внешний (мусульманский) мир нечисты, и, как и в Ведах и Авесте , в случае возникновения нечистоты требуется множество очистительных церемоний. [ 27 ]
Вороны представляют предков, и их часто кормят левой рукой (также на гробницах), как и в Ведах. Умерших хоронят над землей в украшенных деревянными гробами. Деревянные чучела устанавливают на могилах богатых или заслуженных людей. [ 27 ] [ 53 ]
Местоположение, климат и география
[ редактировать ]Расположенный в Хайбер-Пахтунхве , Пакистан, народ калашей проживает в трех изолированных горных долинах: Бумбурет (Калаш: Мумурет ), Румбур ( Рукму ) и Бирир ( Бириу ). Эти долины открываются в сторону реки Кунар , примерно в 20 км к югу (ниже по течению) от Читрала .
Долины Бумбурет и Румбур соединяются на 35 ° 44'20 "N 71 ° 43'40" E / 35,73889 ° N 71,72778 ° E (1640 м), впадение в Кунар у поселка Айрун ( 35 ° 42'52 "N 71 ° 46'40" E / 35,71444 ° N 71,77778 ° E , 1400 м), и каждый из них поднимается к перевалу, соединяющемуся с афганской провинцией Нуристан на высоте около 4500 м. [ нужна ссылка ]
Долина Бирир открывается в сторону Кунара у деревни Габхират ( 35 ° 40'8 "N 71 ° 45'15" E / 35,66889 ° N 71,75417 ° E , 1360 м). Пропуск соединяет [ нужна ссылка ] долины Бирир и Бумбурет на высоте около 3000 м. Села Калаши во всех трех долинах расположены на высоте примерно от 1900 до 2200 м. [ нужна ссылка ]
Этот регион чрезвычайно плодороден: склоны гор покрыты густыми дубовыми лесами и позволяют вести интенсивное сельское хозяйство, хотя большая часть работы выполняется не с помощью техники, а вручную. Мощные и опасные реки, протекающие по долинам, используются для питания мельниц и орошения сельскохозяйственных полей с помощью хитроумных ирригационных каналов. Пшеница , кукуруза , виноград (обычно используемый для вина ), яблоки , абрикосы и грецкие орехи входят в число многих продуктов питания, выращиваемых в этом районе, а также излишки корма, используемые для кормления скота. [ 54 ]
Климат типичен для высокогорных регионов без крупных водоемов, позволяющих регулировать температуру. Лето мягкое и приятное, средняя максимальная температура составляет от 23 до 27 ° C (от 73 до 81 ° F). Зимы, с другой стороны, могут быть очень холодными, со средней минимальной температурой от 2 до 1 ° C (от 36 до 34 ° F). Среднегодовое количество осадков составляет от 700 до 800 мм (от 28 до 31 дюйма). [ нужна ссылка ]
Генетические исследования
[ редактировать ]Генетический анализ ДНК Y-хромосомы (Y-ДНК), проведенный Фирасатом, Халик и др . (2007) [ 56 ] у особей калаша обнаружены высокие и разнообразные частоты этих гаплогрупп Y-ДНК: L3a (22,7%), H1* (20,5%), R1a (18,2%), G (18,2%), J2 (9,1%), R* (6,8). %), R1* (2,3%) и L* (2,3%). [ 56 ] Относительное отсутствие гаплогрупп Y, связанных со Степью, а также обилие южноазиатских отцовских предков контрастируют с другими этническими группами региона Читрал.
Генетический анализ митохондриальной ДНК (мтДНК), проведенный Quintana-Murci, Chaix и др . (2004) [ 57 ] заявил, что «присутствие западной Евразии в популяции калашей достигает частоты 100%», при этом наиболее распространенными гаплогруппами мтДНК являются U4 (34%), R0 (23%), U2e (16%) и J2 (9%). В исследовании утверждалось, что никаких восточноазиатских или южноазиатских линий обнаружено не было и что популяция калашей состоит из материнских западноевразийских линий (поскольку связанные линии редки или отсутствуют в окружающих популяциях). Авторы пришли к выводу, что вероятно западно-евразийское материнское происхождение калашей. [ 57 ]
A study of ASPM gene variants by Mekel-Bobrov, Gilbert, et al . (2005) [ 58 ] обнаружили, что народ калаш в Пакистане имеет один из самых высоких показателей недавно развитой гаплогруппы D ASPM , [ нужны разъяснения ] при 60% встречаемости аллеля возрастом около 6000 лет. [ 58 ] Также было показано, что калаши демонстрируют чрезвычайно редкое значение 19 аллеля аутосомного маркера D9S1120 с частотой выше, чем у большинства других популяций мира, у которых он есть. [ 59 ]
Исследование Розенберга, Махаджана и др . (2006) [ 55 ] использование генетического тестирования среди населения калашей пришло к выводу, что они представляют собой отдельную (и, возможно, аборигенную ) популяцию с лишь незначительным вкладом со стороны внешних народов. В одном кластерном анализе (с K = 7) калаши образовали один кластер, остальные - африканцы, европейцы/жители Ближнего Востока, жители Южной Азии , жители Восточной Азии, меланезийцы и коренные американцы . [ 55 ]
Исследование Ли, Абшера и др . (2008) [ 60 ] генетики, использовавшие более 650 000 образцов однонуклеотидных полиморфизмов (SNP) из Панели разнообразия генома человека, обнаружили глубоко укоренившиеся линии , которые можно было различить у калашей. Результаты показали, что они сгруппированы в Центральной / Южной Азии популяциях (при K = 7). Исследование также показало, что калаши представляют собой отдельную группу, не входящую в состав европейского населения. [ 60 ]
Лазаридис и др. (2016) далее отмечает, что демографическое воздействие степного населения на Южную Азию было существенным. Согласно результатам, мала , южноиндийская далитовская популяция с минимальным предковым североиндийским (ANI) вдоль «Индийской линии», тем не менее, имеет ~ 18% степного происхождения, что демонстрирует сильное влияние предков ANI на все популяции Индии. Предполагается, что калаши Пакистана на ~ 50% имеют степное происхождение, а остальная часть принадлежит к иранскому неолиту, Онге и Хань. [ 61 ] [ 62 ]
По мнению Нарасимхана, Паттерсона и др . (2019), [ 63 ] Было обнаружено, что калаши обладают самым высоким происхождением ANI среди выборок населения, проанализированных в исследовании. [ 63 ]
Гипотеза европейского происхождения
[ редактировать ]Исследование Аюба, Меззавиллы и др . (2015) [ 64 ] не нашли никаких доказательств их предполагаемого происхождения от воинов Александра. Исследование, однако, показало, что они разделили значительную часть генетического дрейфа с MA-1 возрастом 24 000 лет , палеолитической окаменелостью сибирских охотников-собирателей и ямной культурой . Таким образом, исследователи полагают, что они могут быть дрейфующей древней северной евразийской группой, от которой также произошли некоторые современные европейские и ближневосточные популяции. Их митохондриальные линии происходят преимущественно из Западной Евразии. Из-за их уникальности исследователи полагали, что они были самой ранней группой, отделившейся от предков современного населения Индийского субконтинента примерно 11 800 лет назад. [ 64 ]
По оценкам Камара, Аюба и др . (2002) 20–40% греческой примеси в калаше. [ 65 ] был уволен Kivisild , Швеция, и др . (2003) [ 66 ] заявив, что:
- «Некоторые существующие модели и программы примесей не всегда являются адекватными и реалистичными оценками потока генов между популяциями… это особенно актуально, когда используются маркеры, которые не обладают достаточной ограничительной силой для определения исходных популяций… или когда существуют состоят из более чем двух родительских популяций. В этом случае упрощенная модель, использующая две родительские популяции, покажет склонность к переоценке примеси». [ 66 ]
Исследование пришло к выводу, что оценка численности населения калашей Камара, Аюба и др .
- «нереалистично и, вероятно, также обусловлено низким разрешением маркеров, которое объединило Y-хромосомы, гаплогруппу H специфичную для южной и западной Азии , вместе со специфичной для Европы гаплогруппой I в неинформативный полифилетический кластер 2». [ 66 ]
Discover Блогер журнала по генетике Р. Хан неоднократно приводил информацию, указывающую на то, что калаши являются частью южноазиатского генетического континуума, без македонской этнической примеси, хотя и сдвинутой в сторону иранского народа. [ 67 ] [ 68 ] [ 69 ]
Исследование Фирасата, Халик и др . (2006) [ 70 ] пришли к выводу, что у калашей отсутствуют типичные греческие гаплогруппы, такие как гаплогруппа 21 (E-M35) . [ 70 ]
Экономика
[ редактировать ]Исторически калаша, занимавшиеся выпасом коз и натуральным хозяйством, движутся к экономике, основанной на наличных деньгах, тогда как раньше богатство измерялось скотом и сельскохозяйственными культурами. Туризм сейчас составляет значительную часть экономической деятельности калашей. Для обслуживания этих новых посетителей были построены небольшие магазины и гостевые дома, предоставляющие посетителям долин новую роскошь. [ 71 ] Люди, пытающиеся проникнуть в долины, должны платить пакистанскому правительству пошлину, которая используется для сохранения и заботы о народе калаш и его культуре. После строительства в середине 1970-х годов в долинах Калаши первой дороги, по которой можно было передвигаться на полноприводных автомобилях, люди стали заниматься другими профессиями, включая туризм и вступали в армию, полицию и пограничники. [ 72 ]
История и социальный статус
[ редактировать ]Калаши считаются коренным народом Азии, их предки мигрировали в Афганистан из отдаленного места в Южной Азии , которое калаши называют «Циям» в своих народных песнях и эпосах. [ 9 ] это место находится недалеко от Джелалабада и Лугмана . По словам Моргенштирна, [ 73 ]
По их традиции, вяи — беженцы, бежавшие из Камы в Вайгал после нападения Газанавидов . Согласно традициям Гавара, Вай отобрали у них землю, и они мигрировали в долину Кунар . По мнению Стрэнда, аскуноязычные калаши, вероятно, позже мигрировали из Накары в Лагмане в нижний Вайгал. Народ Чима-нишей принял свои нынешние поселения у коренного населения. Люди Ванта — беженцы, бежавшие из Трегама из-за вторжений. Согласно традициям Калши, некоторые из ваев, которые каждый год ритуально охотились на золотую птицу в месте, которое сейчас называется Рамрам в Кунаре, поселились там после того, как не смогли найти свою добычу, и стали носителями языка гавар-бати . [ 10 ]
Шах Надир Раис основал династию Раисов в Читрале. Раи осуществили вторжение в Южный Читрал, который тогда находился под властью Калаши. [ 74 ] Традиции Калаши фиксируют жестокие преследования и массовые убийства со стороны Раиса. Они были вынуждены бежать из долины Читрал, а те, кто остался, продолжая исповедовать свою веру, должны были платить дань натурой или барщинным трудом. [ 75 ] Термин «Калаша» использовался для обозначения всех «кафирских» людей вообще; однако калаши Читрала не считались «истинными кафирами» людьми Кати , которые давали интервью об этом термине в 1835 году. [ 76 ]
Калашами правил Мехтар Читрала с 18 века. Они поддерживают теплые отношения с основной этнической группой Читрала — хо , которые являются -суннитами и исмаилитами мусульманами . Многоэтническое и многорелигиозное государство Читрал обеспечило калашам возможность жить в мире и согласии и исповедовать свою культуру и религию. Калаши защищались читрали от афганских набегов, которые также обычно не допускали миссионеров в Калаш. Они позволили Калашам самим позаботиться о своих делах. [ 77 ] Нуристанцы к западу , их соседи в районе бывшего Кафиристана от границы, были обращены под страхом смерти в ислам эмиром Абдур-Рахманом афганским в 1890 - х годах, и их земля была переименована. [ 78 ] [ 79 ]
До этого события жители Кафиристана отдали дань уважения Мехтару Читрала и приняли его сюзеренитет. Это закончилось Соглашением Дюрана , когда Кафиристан попал в сферу влияния Афганистана. [ нужна ссылка ] До 1940-х годов в Калаше было пять долин, нынешние три, а также Джинджерет-кух и Урцун на юге. Последним калашцем в Джинджерет-кухе был Мукадар, который скончался в начале 1940-х годов и оказался некому выполнять старые обряды. Жители долины Бирир, расположенной к северу от Джинджерета, пришли на помощь с движущейся похоронной процессией, о которой до сих пор с любовью вспоминают жители долин, ныне преобразованных в Калаш. Они стреляли из ружей и били в барабаны, поднимаясь по долине, чтобы отпраздновать его кончину, согласно легенде. старый обычай. [ 80 ]
Калаши долины Урцуна имели культуру с большим влиянием камов из долины Башгул . Он был известен своими святынями Варен и Имро, урцунской версией Дезау, которые посетил и сфотографировал Георг Моргенштирне в 1929 году и были построены в стиле долины Башгул , в отличие от стилей других долин Калаша. Последним шаманом был некий азербайджанец, который был дехаром, когда Джордж Скотт Робертсон посетил его в 1890-х годах. Его дочь Мранзи, которая была еще жива в 1980-е годы, была последним калашем из долины Урцун, исповедующим старую религию. Она вышла замуж за калаша из долины Бирир и покинула долину в конце 1930-х годов, когда жители долины приняли ислам . В отличие от калашей других долин, женщины Урцуна не носили головного убора Купас, но имели свой собственный Пачек, головной убор, который носили в повседневное время, и знаменитый рогатый головной убор долины Башгул, который носили во времена ритуал и танец. [ 81 ] Джордж Скотт Робертсон выдвинул точку зрения, что доминирующие расы кафиров, такие как Вай, были беженцами, бежавшими в этот регион. Кафиры исторически впервые упоминаются в 1339 году. [ 19 ]
Будучи очень небольшим меньшинством в мусульманском регионе, калаши все чаще становятся объектами нападений со стороны некоторых мусульман, обращающихся в свою веру. Некоторые мусульмане призывают калашей читать Коран, чтобы они приняли ислам. [ 82 ] [ 83 ] Проблемы современности и роль посторонних и НПО в изменении окружающей среды долин Калаша также упоминались как реальные угрозы для Калаша. [ 49 ]
В 1970-е годы местные мусульмане и боевики издевались над калашами из-за разницы в вероисповедании, а многочисленные нападения Талибана на племя привели к гибели многих людей, их численность сократилась всего до двух тысяч. [ 84 ]
Однако защита со стороны правительства привела к снижению насилия со стороны местных жителей, уменьшению нападений Талибана и значительному снижению уровня детской смертности. За последние два десятилетия их число выросло. [ 85 ]
калашам и исмаилитам В последнее время Талибан угрожал смертью . Угрозы вызвали возмущение и ужас граждан. [ не удалось пройти проверку ] по всему Пакистану , и пакистанские военные в ответ усилили безопасность вокруг деревень Калаш. [ 86 ] Верховный суд также предпринял судебное вмешательство для защиты калашей как в соответствии с пунктом конституции об этнических меньшинствах, так и в соответствии с уголовным кодексом шариата Пакистана, который объявляет мусульманами незаконными критику и нападки на другие религии на основании личных убеждений. [ 87 ] Верховный суд квалифицировал угрозы талибов в адрес исламских учений. [ 88 ] Имран Хан осудил угрозу насильственного обращения в другую веру как антиисламскую. [ 89 ]
В 2017 году Вазир Зада стал первым человеком из Калаши, получившим место в ассамблее провинции Хайбер-Пахтунхва . Он стал членом Провинциальной ассамблеи (ПА) с зарезервированным местом для меньшинства. [ 90 ] [ 91 ] [ 92 ]
В ноябре 2019 года народ калашей посетили герцог и герцогиня Кембриджские в рамках своего тура по Пакистану, и они увидели там традиционное танцевальное представление. [ 93 ]
Преследование
[ редактировать ]Местные мусульмане часто называют калашей кафирами, и среди них участились случаи убийств, изнасилований и захвата их земель. [ 94 ] По мнению калашей, насильственное обращение в другую веру, грабежи и нападения ставят под угрозу их культуру и веру. [ 94 ] [ 95 ] Надгробия Калаши осквернены, а символические резные лошади на алтарях Калаши уничтожены. [ 96 ]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Калаша — уникальный народ, живущий всего в трех долинах недалеко от Читрала в Пакистане, столицы Северо-Западной пограничной провинции, граничащей с Афганистаном. В отличие от своих соседей в горах Гиндукуш как с афганской, так и с пакистанской стороны границы, калаши не приняли ислам . В середине 20-го века несколько деревень Калаша в Пакистане были насильственно обращены в эту доминирующую религию, но люди боролись с обращением, и, как только официальное давление было снято, подавляющее большинство продолжало исповедовать свою собственную религию.
- ↑ Калаша — уникальный народ, живущий всего в трех долинах недалеко от Читрала в Пакистане, столицы Северо-Западной пограничной провинции, граничащей с Афганистаном... Однако гораздо более вероятно, учитывая их индоарийский язык, что религия Калаши гораздо более тесно связаны с индуизмом их индийских соседей, чем с религией Александра Великого и его армий. [ 8 ]
- ^ Нигде это не проявляется так очевидно, как среди языческих калашей, неисламской общины, живущей в изолированных долинах Читрала, чья вера основана на анимизме. [ 5 ]
- ^ Народ калашей невелик по численности, едва превышающий 3000 человек, но... помимо наличия собственного языка и костюма, они практикуют анимизм (поклонение духам в природе)... [ 6 ]
- ↑ Согласно их традициям, вай бежали от вторжения Газневидов в Каму, следуя за Кунаром до Мадеша и Самалама в долине Шигал, а затем через водораздел к своей основной общине вайгал. В сообщениях народа гавар говорится, что вай экспроприировали нынешнее место Вайгала у гаваров, которые бежали в долину Кунар. По мере расширения Вяи они основали перечисленные выше общины.
- ^ Некоторые из их божеств, которым поклоняются в племени Калаш, похожи на индуистских богов и богинь, таких как Махадев в индуизме, которого в племени Калаш зовут Махадев. ... Все члены племени также посещают Махандео для поклонения и молитвы. После этого они добираются до гри (места для танцев). [ 47 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Последний из Калаши» . 24 февраля 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уэст, Барбара А. (19 мая 2010 г.). Энциклопедия народов Азии и Океании Издание информационной базы . п. 357. ИСБН 9781438119137 .
- ^ Бежан, Фруд (19 апреля 2017 г.). «Забытые язычники Пакистана получают должное» . Радио Свободная Европа/Радио Свобода . Проверено 11 июля 2017 г.
Около половины калашей исповедуют форму древнего индуизма, наполненную старыми языческими и анимистическими верованиями.
- ^ Перейти обратно: а б с Сирл, Майк (28 марта 2013 г.). Сталкивающиеся континенты: геологическое исследование Гималаев, Каракорума и Тибета . ОУП Оксфорд. ISBN 978-0-19-165249-3 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Камерапикс (1998). Спектр-путеводитель по Пакистану . Книги Интерлинк. ISBN 978-1-56656-240-9 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Шиэн, Шон (октябрь 1993 г.). Пакистан . Маршалл Кавендиш. ISBN 978-1-85435-583-6 .
- ^ Перейти обратно: а б с Ахмед, Акбар С. (1986). «Исламизация калаш-кафиров». Пакистанское общество: ислам, этническая принадлежность и лидерство в Южной Азии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Книги Мэйфлауэр. стр. 23–28. ISBN 978-0-19-577350-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Уэст, Барбара А. (19 мая 2010 г.). Энциклопедия народов Азии и Океании Издание информационной базы . п. 357. ИСБН 9781438119137 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Калаши – защита и сохранение исчезающего меньшинства в горном поясе Гиндукуш в Читрале, Северный Пакистан» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 7 июля 2007 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Сайт Ричарда Стрэнда в Нуристане: Калаша Калашума» . www.nuristan.info . Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ Аугусто С. Какопардо. Языческое Рождество: зимние праздники Калаши Гиндукуша . стр.28.
- ^ « Землетрясение было гневом Аллаха за аморальные поступки общины Калаш » . «Экспресс Трибьюн» . 10 ноября 2015 года . Проверено 11 ноября 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Калаши: последнее анимистическое племя Пакистана» . Аталаяр . 29 марта 2021 г. Проверено 31 декабря 2022 г.
- ^ «Племя Калашей: Последний кафир» . Глобальная защита прав человека . 1 марта 2021 года. Архивировано из оригинала 22 апреля 2021 года . Проверено 11 апреля 2021 г.
- ^ Николаисен, Йоханнес; Иде, Йенс (1963). Народ: Датский этнографический журнал . Датская этнографическая ассоциация.
- ^ Восток и Запад . Итальянский институт Ближнего и Дальнего Востока. 1992.
- ^ Шах, Даниал (29 сентября 2012 г.). «В стране неверных» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 16 марта 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Стрэнд, Р. «Калаша Калашум Стрэнд» . Нуристан.инфо .
- ^ Перейти обратно: а б с Адамец, Л.В. , изд. (1985). Историко-политический справочник Афганистана . Том. 6. Академическое Друк- у. Верлагсанштальт Грац. п. 349.
Он отождествляет их более конкретно с гандхарами, то есть бывшими жителями того, что сейчас известно как страна Моманд.
- ^ Перейти обратно: а б Саксена, Анджу (12 мая 2011 г.). Гималайские языки: прошлое и настоящее Вальтер де Грюйтер . п. 72. ИСБН 9783110898873 .
- ^ Перейти обратно: а б Южноазиатский фольклор: Энциклопедия: Афганистан, Бангладеш, Индия, Непал, Пакистан, Шри-Ланка . Тейлор и Фрэнсис . 2003. с. 318. ИСБН 9780415939195 .
- ^ Языческое Рождество: зимние праздники Калаши Гиндукуша , Аугусто С. Какопардо
- ^ Климберг, Макс (1 октября 2004 г.). «НУРИСТАН» . Энциклопедия Ираника (Интернет-изд.). США: Колумбийский университет .
- ^ Перейти обратно: а б Ньюби, Эрик. Короткая прогулка по Гиндукушу. 2008. ISBN 1741795281
- ^ «Долина Калаши» . Сохранение наследия Калаши . 11 ноября 2014 г. Архивировано из оригинала 11 ноября 2014 г. . Проверено 8 сентября 2020 г.
- ^ «BBC NEWS | В фотографиях: Весенний фестиваль Калаш» . Новости Би-би-си . Проверено 19 декабря 2019 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Витцель, Майкл (2004). «Религия Калаша (отрывок из книги «Ригведическая религиозная система и ее предшественники в Центральной Азии и Гиндукуше»)» (PDF) . В А. Гриффитсе; ДЖЕМ Хубен (ред.). Веды: тексты, язык и ритуалы . Гронинген: Форстен. стр. 581–636.
- ^ Моргеншерн, Георг (1947). «Некоторые особенности морфологии ховара». Норвежский журнал лингвистики . 14 :5–28.
- ^ Хегард Петерсен, январь (30 сентября 2015 г.). «Тексты Калаши – С вводной грамматикой » Acta Linguistics Hafniensia . 47 (суп1): 1–275. дои : 10.1080/03740463.2015.1069049 . ISSN 0374-0463 . S2CID 218660179 .
- ^ Рафаэле, Пол. Смитсоновский институт , январь 2007 г.: стр. 66–68.
- ^ Морин Лайнс .
- ^ Шах, Саид (3 июня 2015 г.). «Современность и мусульмане посягают на уникальное племя в Пакистане» . Уолл Стрит Джорнал . Проверено 5 апреля 2018 г.
- ^ «В фотографиях: Весенний праздник Калаш» . Новости Би-би-си . Проверено 5 апреля 2018 г.
- ^ «Путешествия Пэйлин: Пакистан, Гималаи» . Palinstravels.co.uk . Проверено 22 октября 2012 г.
- ^ Книги Бергана, 2000 .
- ^ Raza 1998 .
- ^ Перейти обратно: а б Паркс: Рао и Бёк (2000), с. 273
- ^ Перейти обратно: а б Какопардо, Аугусто С. (15 февраля 2017 г.). Языческое Рождество: зимние праздники Калаши Гиндукуша . Библиотека Гинкго. п. 120. ИСБН 9781909942851 .
- ^ Золлер, Клаус Питер (2018). « Языческое Рождество: Зимний праздник Калаши Гиндукуша» и истинные границы «Великого Перистана»: Обзорная статья» . Акта Ориенталия . 79 : 163–377. дои : 10.5617/ao.7672 . ISSN 0001-6438 .
- ^ «Праздник калаша Чоймуса» . Официальный сайт Globe Trekker . Архивировано из оригинала 19 декабря 2012 года . Проверено 15 августа 2007 г.
- ^ «Фестиваль Чилам Джоши стартует 13 мая в долине Калаш» . Проверено 8 сентября 2020 г.
- ^ Конвей, Ребекка (27 декабря 2020 г.). «Встреча Нового года на древнем фестивале в Пакистане» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ «Английский – Калаша» . fli-online.org .
- ^ Пелтон, Роберт Янг (1 января 1997 г.). Филдинг «Самые опасные места в мире» . Филдинг по всему миру. ISBN 978-1-56952-140-3 .
Калаши (что означает «черный» из-за черной одежды, которую они носят) — это анимистическое племя, живущее в регионе, который иногда называют Кафиристаном.
- ^ темп ФУССМАН 1977
- ^ Перейти обратно: а б «Сайт Ричарда Стрэнда о Нуристане: Народы и языки Нуристана» . Нуристан.инфо . Проверено 22 октября 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б Джамиль, Кашиф (19 августа 2019 г.). «Учал — праздник пастухов и земледельцев племени калаш» . Ежедневные Таймс . Проверено 23 января 2020 г.
- ^ Гиллард, Дж. М. (1974). Один среди калашей . Перекресток букв.
- ^ Перейти обратно: а б Захир-уд-Дин, Влияние мусульман на религию и культуру калашей, Аль-Адва 43:30, 2015 г.
- ^ Чохан, Амар Сингх (1989). «История Каферистана: социально-экономические и политические условия кафферов» .
- ^ «Хузайфа. В Твиттере: «Малоизвестный факт: гора Терич Мир в #Пакистане (самая высокая в Гиндукуше) на протяжении веков привлекала Хоса и Калаша из #Читрала. Настолько, что [sic] мифология и фольклор рассматривают его как дом богини и крепость фей. Тема о фольклоре Терич Мира...» twitter.com . Архивировано из оригинала 20 сентября 2021 года . Проверено 11 января 2022 года .
- ^ Заяц и Громкий 1990 [ нужна страница ]
- ^ Мэгги, Винн (2001), «Калаша Башали» (PDF) , Наши женщины свободны: пол и этническая принадлежность в Гиндукуше , University of Michigan Press, стр. 230– , ISBN 978-0-472-06783-1
- ^ Паркс, Питер (1999), «Анклавное знание: бедные и возмущенные представления об управлении окружающей средой и развитии среди калашей Пакистана» , в Р. Эллен; П. Паркс; А. Бикер (ред.), Экологические знания коренных народов: критические антропологические перспективы , Harwood Academic, заархивировано из оригинала 17 января 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Розенберг Н.А., Махаджан С., Гонсалес-Кеведо С. и др. (декабрь 2006 г.). «Низкий уровень генетической дивергенции среди географически и лингвистически разнообразных популяций Индии» . ПЛОС Генетика . 2 (12): е215. дои : 10.1371/journal.pgen.0020215 . ПМЦ 1713257 . ПМИД 17194221 .
- ^ Перейти обратно: а б Фирасат, Садаф; Халик, Шагуфта; Мохьюддин, Аиша; Папайоанну, Мирто; Тайлер-Смит, Крис; Андерхилл, Питер А.; Аюб, Касим (2007). «Y-хромосомные доказательства ограниченного вклада греков в патанское население Пакистана» . Европейский журнал генетики человека . 15 (1): 121–126. дои : 10.1038/sj.ejhg.5201726 . ПМЦ 2588664 . ПМИД 17047675 .
- ^ Перейти обратно: а б Кинтана-Мурси Л., Чейкс Р., Уэллс Р.С. и др. (май 2004 г.). «Там, где запад встречается с востоком: сложный ландшафт мтДНК юго-западного и центральноазиатского коридора» . Американский журнал генетики человека . 74 (5): 827–45. дои : 10.1086/383236 . ПМК 1181978 . ПМИД 15077202 .
- ^ Перейти обратно: а б Мекель-Бобров Н., Гилберт С.Л., Эванс П.Д. и др. (сентябрь 2005 г.). «Продолжающаяся адаптивная эволюция ASPM, определяющего размер мозга у Homo sapiens ». Наука . 309 (5741): 1720–1722. Бибкод : 2005Sci...309.1720M . дои : 10.1126/science.1116815 . ПМИД 16151010 . S2CID 30403575 .
- ^ Шредер К.Б., Шурр Т.Г., Лонг Дж.К. и др. (апрель 2007 г.). «Частный аллель, повсеместно распространенный в Америке» . Биол. Летт . 3 (2): 218–223. дои : 10.1098/rsbl.2006.0609 . ПМК 2375964 . ПМИД 17301009 .
Частота каждого аллеля D9S1120 во всех выборочных популяциях: Шредер, КБ; Шурр, Т.Г.; Лонг, Джей Си; Розенберг, Н.А.; Кроуфорд, Миннесота; Тарская, Луизиана; Осипова, Л.П.; Жаданов С.И.; Смит, Д.Г. (2007). «Таблица 1» . Письма по биологии . 3 (2). НИЗ : 218–223. дои : 10.1098/rsbl.2006.0609 . ПМК 2375964 . ПМИД 17301009 . - ^ Перейти обратно: а б Ли, Джей Зи; Абшер, Д.М.; Тан, Х.; Саутвик, AM; Касто, AM; Рамачандран, С.; и др. (2008). «Вывод о мировых человеческих отношениях». Наука . 319 (5866): 1100–1104. Бибкод : 2008Sci...319.1100L . дои : 10.1126/science.1153717 . ПМИД 18292342 . S2CID 53541133 .
- ^ Лазаридис и др. (2016) , стр. 123.
- ^ Лазаридис, Иосиф; Надель, Дэни; Роллефсон, Гэри; Мерретт, Дебора К.; Роланд, Надин; Маллик, Свапан; и др. (16 июня 2016 г.). «Генетическая структура первых фермеров мира» (PDF) . Природа . Дополнительная информация. 536 (7617): 419–424. Бибкод : 2016Natur.536..419L . дои : 10.1038/nature19310 . ПМЦ 5003663 . ПМИД 27459054 .
- ^ Перейти обратно: а б Нарасимхан, Вагиш М.; Паттерсон, Ник; Мурджани, Прия; Роланд, Надин; Бернар, Ребекка; Маллик, Свапан; и др. (2019). «Формирование человеческих популяций в Южной и Центральной Азии » Наука 365 (6457): eaat7487. дои : 10.1126/science.aat7487 . ПМК 6822619 . ПМИД 31488661 .
- ^ Перейти обратно: а б Иов, Касим; Меззавилла, Массимо; Пагани, Лука; Хабер, Марк; Мохьюддин, Аиша; Создатель, Шагуфта; и др. (2015). «Генетический изолят калаша: древнее расхождение, дрейф и отбор» . Американский журнал генетики человека . 96 (5): 775–783. дои : 10.1016/j.ajhg.2015.03.012 . ПМК 4570283 . ПМИД 25937445 .
- ^ Камар, Рэйчел; Иов, Касим; Мохьюддин, Аиша; Хельгасон, Агнар; Мажар, Кекашан; Мансур, Аттика; и др. (2002). «Вариации ДНК Y-хромосомы в Пакистане» . Американский журнал генетики человека . 70 (5): 1107–1124. дои : 10.1086/339929 . ПМЦ 447589 . ПМИД 11898125 .
- ^ Перейти обратно: а б с Кивисилд Т. , Роотси С., Метспалу М. и др. (февраль 2003 г.). «Генетическое наследие первых поселенцев сохраняется как в индийских племенах, так и в кастах» . Американский журнал генетики человека . 72 (2): 313–332. дои : 10.1086/346068 . ПМК 379225 . ПМИД 12536373 .
- ^ Хан, Р. (30 июля 2013 г.). «Александровские воины не оставили следов» . Откройте для себя (блог) . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Хан, Р. (15 февраля 2012 г.). «Калаш в перспективе» . Откройте для себя (блог) . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Хан, Р. (18 февраля 2012 г.). «Калаш на человеческом дереве» . Откройте для себя (блог) . Проверено 1 августа 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фирасат С., Халик С., Мохьюддин А. и др. (январь 2007 г.). «Y-хромосомные доказательства ограниченного вклада греков в патанское население Пакистана» . Европейский журнал генетики человека . 15 (1): 121–126. дои : 10.1038/sj.ejhg.5201726 . ПМЦ 2588664 . ПМИД 17047675 .
- ^ «PatternFilms.com доступен на DomainMarket.com» . Сайт PatternFilms.com доступен на сайте DomainMarket.com . Архивировано из оригинала 4 июля 2007 года . Проверено 19 декабря 2019 г.
- ^ Мухаммад Кашиф Али, Культурные переходы в долине Калаш (1947–2006). (Магистерская диссертация, Пенджабский университет, Лахор, 2010 г.)
- ^ Географическое обозрение Пакистана . Географическое обозрение Пакистана. 1969.
- ^ Зийгер, Хальвдан (1956). Этнологические полевые исследования в Читрале, Сиккиме и Ассаме: предварительный отчет . По заказу Мунксгаарда.
- ^ Аугусто С. Какопардо (2017). Языческое Рождество: зимние праздники Калаши Гиндукуша . Библиотека Гинкго. п. 30. ISBN 978-1-909942-85-1 .
- ^ Винн Мэгги (2001). Наши женщины свободны: гендер и этническая принадлежность в Гиндукуше . Издательство Мичиганского университета. п. 21 . ISBN 0-472-06783-4 .
- ^ Мэгги, Винн (2001). Наши женщины свободны: гендер и этническая принадлежность в Гиндукуше . Издательство Мичиганского университета. ISBN 978-0-472-06783-1 .
- ^ Нуристан в энциклопедии Ираника .
- ↑ Уильям Дэлримпл, Танцы на холмах: путешествие на встречу с пакистанскими калашами ( Financial Times , 21 марта 2018 г.).
- ^ Какопардо, Альберто (декабрь 1992 г.). «Другой калаша. Опрос людей, говорящих на языке калашамун, в Южном Читрале. Часть III: Джинджерет Кух и проблема происхождения калаша». Восток и Запад . 42 (2/4): 333–375.
- ^ Какопардо, Аугусто (декабрь 1991 г.). «Другая Калаша. Опрос говорящих на калашамуне людей в Южном Читрале. Часть II: Калаша Урцуна». Восток и Запад . 41 (1/4): 331–350.
- ↑ Reuters: «Обращение в ислам угрожает пакистанскому «македонскому» племени» 20 октября 2011 г.
- ↑ The Guardian: «Угроза Талибана приближается к изолированному племени калаш» 17 октября 2011 г.
- ^ Манзар, А. Талибан в Пакистане: хроника возрождения (терроризм, горячие точки и проблемы, связанные с конфликтом). (2009). Издательство Nova Science.
- ^ «Калаш» . Дикие рубежи. Архивировано из оригинала 5 апреля 2009 года.
- ^ «Безопасность племени калаш после угрозы талибов» . точка. 14 февраля 2014 года . Проверено 20 февраля 2014 г.
- ^ «CJ принимает suo moto уведомление об угрозах народу Калаш и Читрал» . Новости. 20 февраля 2014 года . Проверено 20 февраля 2014 г.
- ^ «СК принимает к сведению угрозы ТТП в адрес общин калашей и исмаилитов» . «Экспресс Трибьюн» . 20 февраля 2014 года . Проверено 20 февраля 2014 г.
- ^ «Насильственное обращение людей в неисламскую веру, — говорит Имран» . Дон.com. 14 февраля 2014 года . Проверено 20 февраля 2014 г.
- ^ «Для Калаша Вазирзаде олицетворяет надежду на идентичность» . 28 июня 2018 г.
- ^ «Калаш празднует, когда Вазирзаде идет на собрание» . «Экспресс Трибьюн» . 29 июля 2018 года . Проверено 19 декабря 2019 г.
- ^ Сираджуддин (13 июня 2018 г.). «Впервые калаш был номинирован PTI на место меньшинства» . Dawn.com .
- ^ «Уильям и Кейт: Чем они занимались во время своего тура по Пакистану?» . Новости CBBC . 18 октября 2019 года . Проверено 9 февраля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Калаша – безмолвная нация балансирует на грани вымирания» . преследование.орг. 2 июля 2019 г.
- ^ Крейг, Тим (16 августа 2016 г.). «Малоизвестное пакистанское племя, любящее вино и виски, боится своих соседей-мусульман» . Вашингтон Пост .
- ^ «Судьба Калаши» . ПРИ.
Библиография
[ редактировать ]- Раза, М. Ханиф (1998). Небеса Гиндукуша . Колорпикс. п. 123. ИСБН 9789698010133 .
- Бёк, Моника; Рао, Апарна, ред. (2000). Культура, творчество и деторождение: концепции родства в практике Южной Азии . Книги Бергана. п. 277. ИСБН 978-1-57-181912-3 .
- Линии, Морин (2003). Последний Эдем . Альхамра. п. 311. ИСБН 978-9-69-516126-5 .
- Линии, Морин (1996). Народ калаша на северо-западе Пакистана . Эмджей Букс Интернэшнл. п. 49.
- Какопардо, Аугусто С. (2016) Языческое Рождество. Зимние праздники Калаши Гиндукуша . Библиотека Гинкго. Лондон.
- Декер, Кендалл Д. (1992). Языки Читрала . Национальный институт пакистанских исследований, Университет Каид-и-Азам. ISBN 978-969-8023-15-7 .
- Моргеншерн, Георг (2007) [1926]. Отчет о лингвистической миссии в Афганистане . Институт сравнительных культурных исследований, Осло. Том. Серия С И-2. Бронкс, Нью-Йорк: Ishi Press International. ISBN 978-0-923891-09-1 .
- Денкер, Дебра (октябрь 1981 г.). «Пакистанский народ калаш». Нэшнл Географик : 458–473.
- Сэр Джордж Скотт Робертсон, 1896. Кафиры Гиндукуша , Лондон: Lawrence & Bullen Ltd.
- Отчет Георга Моргенштирна о лингвистической миссии в Северо-Западную Индию ISBN 978-0-923891-14-5
- Георг Моргеншерн , 1973. Индо-иранские пограничные языки, Том IV: Язык калаша. Осло.
- Георг Моргеншерн , 1947. Весенний праздник калаш-кафиров. В: India Antiqua. Фс. Птица. Лейден: Брилл, стр. 240–248.
- Трейл, Гейл Х., Возвращение к Цьяму: исследование происхождения Калаши. В: Елена Башир и Исрар-уд-Дин (ред.), Труды второй Международной культурной конференции Гиндукуша, 359–76. Исследования Гиндукуша и Каракорума, 1. Карачи: Издательство Оксфордского университета (1996).
- Паркс, Питер (1987). «Символизм домашнего скота и пастырская идеология среди кафиров Гиндукуша». Человек 22:637-60.
- Д. Левинсон и др., Энциклопедия мировых культур, Справочники MacMillan (1995).
- Рао, Апарна; Бёк, Моника (2000). Культура, творчество и деторождение: концепции родства в практике Южной Азии . Книги Бергана. ISBN 978-1-57181-911-6 .
- Вивиан Льевр, Жан-Ив Луд, Солнцестояние Калаша: Зимние праздники Калашей Северного Пакистана, Лок Вирса (1988)
- Али, Шахин Сардар; Рехман, Джавайд (2001). Коренные народы и этнические меньшинства Пакистана: конституционные и правовые перспективы . Керзон. ISBN 9780700711598 .
- Паоло Грациози, Деревянная статуя Дезалика, божества калаша, Читрал, Пакистан , Человек (1961).
- Мараини Фоско, «Последние язычники» , Бур, Милан, 2001.
- Витцель М. «Ригведическая религиозная система и ее предшественники в Центральной Азии и Гиндукуше». В: А. Гриффитс и Джем Хубен (ред.). Веды: тексты, язык и ритуалы. Гронинген: Форстен 2004: 581–636.
- Митт Фенц, Калаша. Горцы Гиндукуша. Издательство Rhodos, Копенгаген, 2010 г. ISBN 9788772459745 .
- Религия как пространство калашской идентичности: пример деревни Бумбуретин в долине Калаш, округ Читрал , д-р Анваар Мохьюддин
Внешние ссылки
[ редактировать ]- МСОП, Международный союз охраны природы, защита калашей и сохранение находящегося под угрозой исчезновения меньшинства в Гиндукуше
- Статья BBC о женщинах-калашах
- Влияние мусульман на религию и культуру Калаша Захир-уд-Дин в Аль-Адва 43:30 (2015)
- Наследие Калаши Веб-сайт, используемый народом Калаша для продвижения, сохранения и защиты материального и нематериального наследия Калаши.
- Исследование греческого происхождения этнических групп северного Пакистана с использованием вариации Y-хромосомной ДНК
- Народ калаш в Северном Пакистане , Димитра Стасинопулу, ELINEPA, 2019 г.