Калия (Рага)
![]() | |
Ароханам | S r₂ g₃ m₂ p d₂ n₃ ṡ ṡ |
---|---|
Авалесакам | Ṡ n₃ d₂ p m₂ g₃ r₂ s |
Эквивалент | Лидийский режим |
Каляни - это мелакарта рага (родительская музыкальная шкала) в карнатической музыке . Это называлось Калян, но теперь его более широко называют Яманом в музыке Hindustani . Его западный эквивалент - лидийский режим .
Каляни в карнатической музыке
[ редактировать ]На южно -индийских свадьбах это очень заметно играющая рага. Слово каляни означает она, которая вызывает благоприятные вещи . Это 65 -я Мелакарта Рага при Катапаяди Санкхья . Это также называется Mechakalyani . Примечания для каляни - SR 2 G 3 M 2 PD 2 N 3 . Каляни - первая Прати Мадхьяма Рага, когда -либо обнаруженная. Это было получено в процессе Граха Бхедама или модального сдвига тоника древней Грамы Шадджи. [ 1 ]
Специфики на этой раге
[ редактировать ]Каляни имеет возможности для сложной алапаны . Нельзя оставаться слишком долго на панчамаме (PA) или слишком часто чередование между Шадджамамом и Панчамамом. Каляни известен среди общественности. Это часто выполняется в начале концертов, потому что он считается благоприятной. [ 1 ]
Структура и Лакшана
[ редактировать ]
Это 5 -й рагам в 11 -й чакра Рудра . Мнемоническое имя- Рудра-ма . Мнемоническая фраза - Sa ri gu mi pa dhi (или 'di') nu . [ 2 ] Его структура арохана-аварохана заключается в следующем (см. Swaras в Carnatic Music для получения подробной информации о нотации и терминах):
Ноты в этом масштабе - Шадджам, Чатушурути Ришабам, Антара Гандхарам, Прати Мадхьямам, Чатушрути Дхаватам, Какали Нишадам . Это Sampurna Raga в карнатической музыке, то есть имеет все семь нот: SA, RI, GA, MA, PA, DHA, NI . Это эквивалент Прати Мадхьямам, эквивалентный Санкарабаранам , который является 29 -й мелакартой . Эта рага очень важна для графика
Джанья Рагамс
[ редактировать ]Каляни Хаси Манда весы) связаны с ним Моханакалини , Рагамс ( производные , Амрита Каляни , Саранга , Нада Каляни , Сунадавинодини и Юнадавинодини и Юнадавинодини . См . Список Janaya Ragams для полного списка рагам, связанных с Каляни.
Связанные рагамы
[ редактировать ]Этот раздел охватывает теоретические аспекты Каляни.
Записки Каляни при смене с использованием Граха Бхедама , дают 5 других майоров Мелакарта Рагамс, а именно, Хануматоди , Санкарабаранам , Натабхайрави , Харахараприя и Харамбамхаджи . За детали отца и иллюстрацию Граха Бхедэма этого рагама Ссылка Рагамс Рагэмс Связано
Популярные композиции
[ редактировать ]Почти каждый значительный композитор Carnatic (включая Trinity of Carnatic Music ) составила несколько произведений в каляни рагаме. Каляни считается одним из «главных» рагей карнатической музыки наряду со Санкарабаранам , Тоди и Харахараприя набор «крупных» Рагамов - это неформальная группа самых популярных мелакартов ( концерта карнатической музыки в форме рагама Танама Паллави (RTP) или Kriti ). См. Связанный раздел Ragams для получения дополнительной информации о отношениях между этими рагами. Государственный гимн Майсура , Каю Шри Гоури, также установлен в этой раге. Вот краткий список композиций в Каляни.
- Nidhi Ch ch Ch Chāla Sukhamā , Etavunnārā , Sundari nī Divya , Ammā rāvammā , Sandehamu Elara , Bhajana Seyave , Nammi Vacchina и Vāsudēvanyani от Tyagaraja
- Kamalāmbāṃ bhajarē , Bhajarē re Chittha , Shiva kameshwarim Chintayeham от Muthuswami dikshitar
- Кантимати Карунамрта от суббарамы дикшитара
- Гидра, уволенная Пахимом , Вариллы Бирана и Талли Нинна Неранамми Састер Сяма в Тельге
- Адрисутавара , Панкаджа Локана , Пахима Шри Вагишвари (Наваратри второй день Крити) , Парипахимамайи , Сараса Сувадана , Севесанурсва Свати Тийрунал
- Нанну Бровмани Чеппав , Бхаджаре Шрирамам Бхадрачала Рамадасу
- Kallu Sakkare Kolliro (3 -й на Наваратна Malike), Келано Хари Талано , Намби Кеттавариллаво Рангайя , Анжикиньятакайя , Дайамадо Ранга от Пурандара Даса
- Tiliyado ninnata от Каллуру Суббанначарья (Вьяса Витта Даса)
- Unnai Allal от Papanasam Sivan
- Sadanandame от Koteeswara Iyer
- Mahatripurasundari от Jayachamarajendra Wodeyar
- Tanom Nom Tara Tillana от M Balamurali Krishna
Кино песни
[ редактировать ]Самая популярная композиция фильма в Каляни - «Маннаван Вандханади Тожи» К.В. Махадевана, созданный П. Сушилой, [ 3 ] И Сей Г. Раманадхан , Хая Тамбулам Синдханай « Каннан Вандхан Манаме « . . Nichaya Thamboolam, "» из Раму ,« Ажагеннум Овиям Иге » » ,« Варуван Вадивелан », Менкоди ,« Пааркалам Мугам Мадурайил Парандха « Мугатхил » П.
Тамильский
[ редактировать ]Малаялам
[ редактировать ]Песня | Фильм | Композитор | Лирик | Певец |
---|---|---|---|---|
"Mazhavil Kothumbil" | Adhwaytham | Мг Радхакришнан | Кайтапурам | Мг Срикумар |
"Мунам Сварамай" | Аушхалалам | Усепачан | Кайтапрам Дамодаран Намбутири | Kj yesudas, ks Chitra |
"Poonkatindum" | POOMUKHAPPADIYIL NINNEYUP KAATHU | Ilaiyaraaja | Бичу Тирумала | KJ Yesudas, S. Janaki |
"Полфинкал Кала" | Кумарасамбхавам | Девараджан | O.N.V. Kurup | K.J. Yesudas |
Историческая информация
[ редактировать ]Яман/Айман - не древняя рага. Впервые он упоминается в литературе в конце 16-го века, когда он был очень популярен: Sahasras содержит 45 Dhrupad Song-Tex для Kalyan и пять для Iman-Kalyan. По словам Венкатамахина (1620), Калян был любимой мелодией для арабов, а Пундарика включал Ямана среди его «персидских» рагов. [ 4 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Рао, Б.субба (1996). Раганидхи: Сравнительное исследование индуистского и Карнатака Рагаса. Том третий (K до P) . Мадрас: Музыкальная академия. п. 10
- ^ Рагас в карнатической музыке доктора С. Бхагьялексми, паб. 1990, CBH Publications
- ^ «Thamizhisai - The Land of Songs Music Music and Performing Arts» . www.thamizhisai.com . Архивировано из оригинала 30 марта 2010 года.
- ^ Иметь 1997
Литература
[ редактировать ]Завтра, Джоп (1997), Руководство по доказательствам , Шарлоттсвилль, Вирджиния: Nimbus Records
Kaufmann, Walter (1968), Ragas of North India , Calcutta: Oxford и IBH Publishing Company .
Bagchee, Sandeep (1998), Nād, Понимание Music Music , Mumbai: Eshwar (Business Publications Inc.) .
Bhatt, Balvantray (1964–1974), Bhāvaranga , Varanasi: Motilal Barnasidas .
Гандхарва, Кумар (1965), Анупагавиласа , Бомбей: Маудж Пракашан .
Patwardhan, Vinayak Rao (1961–74), Rāga Vijñāna , Poona: Sangeet Gaurav Granthhamala .
Шривастава, Харачандра (1973–79), Рага Парикайя , Аллахабад: Сангитсадан Пракашан .
Теланг, Гокулананд; Bhartendu, Banwari Lal (1962), Sangīta Rāga Aṣṭachāpa , Hathras: Sangeet Karyalaya .
Тхакар, Васант Ваман, Сангита Рага Даршана , Прамаг: Гандхарва Махавидьялая Мандал Пракашан .
Рао, Б. Субба (1964–66), Раганидхи , Мадрас: Музыкальная академия .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Moutal, Patrick (1991), индекс Hindustāni Rāga-S , Нью-Дели: Munshiram Manoharlal Publishers Pvt Ltd, ISBN 81-215-0525-7