Хади Сабзавари
Хади Сабзавари | |
---|---|
Рожденный | 1797 |
Умер | 1873 |
Другие имена | Шараф аль-Мульк, Худжат аль-Хак, Шейх ар-Райис |
Академическое образование | |
Влияния | Коран , , Мулла Садра , Насир ад-Дин ат-Туси , Араби , Авиценна , Шахаб ад-Дин Сухраварди Ибн Руми |
Академическая работа | |
Эра | 19 век |
Школа или традиция | Шиитский ислам , Трансцендентная теософия |
Основные интересы | философия , теология , калам , логика , персидская литература , наука |
Известные работы | Асрар аль-хикма («Тайны мудрости»), Шархи манзума («Трактат о логике в стихах»), |
Под влиянием | Исламская философия ХХ века, Генри Корбин , Хосейн Наср |
Хади Сабзавари ( персидский : Мулла Хади Сабзавари ) или Хадж Молла Хади Сабзавари (1797–1873 гг. Н. Э. / 1212–1289 гг. Хиджры) был иранцем. [1] философ, мистический богослов и поэт. [2]
Историческая справка
[ редактировать ]Молла Хади жил в период Каджаров . По его описанию, этот период совпал с падением Хикмы; он также жаловался на свои месячные из-за недостатка знаний и философии. [ нужна ссылка ] Подобное мышление было распространено среди исламских философов. В период Каджара наблюдались интеллектуальные и духовные потрясения. Фактически, в этот период иранцы столкнулись с новой европейской мыслью и возрождением традиционного мышления; также в этот период мы можем видеть разнообразное развитие таких верований, как шейхизм , бабизм и бахаи , и в то же время слабость и исчезновение шиитов. [3] Молла Хади считается одним из четырех выдающихся мастеров тегеранской философской школы, наряду с Акой Али Мударрисом, Акой Мухаммадом Ризой Кумшихи, Мирзой Абул Хасаном Джелвехом. [ нужна ссылка ]
Жизнь
[ редактировать ]Он родился в Сабзеваре , Иран. [2] в семье купеческого землевладельца. [2] Его формальное образование началось в юном возрасте у его двоюродного брата Моллы Хосейна Сабзавари. [2] и он написал небольшой трактат в возрасте семи лет. [2] Его отец умер, когда ему было семь или восемь лет, и его опекуном стал его дядя Молла Хосайн Сабзавари. Когда ему исполнилось десять лет, двоюродный брат забрал его в Мешхед . Там он проживал в медресе Хаджа Хасана рядом с мавзолеем Имама Резы изучал арабский язык , исламскую юриспруденцию , логику , а также принципы религии и права у Моллы Хосая. , где в течение десяти лет [2] Когда ему исполнилось двадцать, он вернулся в родной город Сабзавар. Оттуда он подготовил планы хаджа и направился в сторону Исфахана . В этот период Исфахан был важным интеллектуальным центром Ирана , где процветала философия и интеллектуальный мистицизм («Эрфан»).
Среди выдающихся мастеров этой традиции того времени выделялись имена Моллы Али Нури (умер в 1830–1831 гг.) и Моллы Эсмаила Эсфахани, ученика Нури. Они преподавали исламскую философию, в основном Садр ад-Дину Ширази и его школе. Он оставался в Исфахане около восьми или девяти лет, где учился у этих двух бесспорных мастеров Муллы Садры философской школы . Он сосредоточился на основных произведениях Муллы Садры, таких как « Асфар» и «Аль-Шавахед аль-Робубия». [2] Одновременно он также изучал исламскую юриспруденцию у Аки Мохаммеда Али Наджафи, одного из крупнейших шиитских ученых Исфахана . [2] В Исфахане Сабзевари жил благочестивой жизнью, несмотря на то, что получил значительное наследство. [2] По словам востоковеда Эдварда Брауна , «он старался выяснить, кто из студентов больше всего нуждался в денежной помощи, а затем тайно клал суммы денег в их комнату во время их отсутствия, не оставляя никаких зацепок, которые могли бы привести к идентификация донора. Говорят, что таким образом он израсходовал не менее 100 000 туманов (около 30 000 фунтов стерлингов), пока находился в Исфахане, оставив себе лишь столько, сколько он считал необходимым для собственного содержания». [2]
В 1826–27 Сабзавари вернулся в Мешхед . Там он начал преподавать в медресе Хадж Хасана, хотя учёные Мешхеда не проявляли такого же интереса к философии, как Исфахан . Атмосфера Мешхеда не была такой открытой, как Исфахан, для занятий интеллектуальными науками. Однако он продолжал преподавать как передающуюся науку, так и интеллектуальные науки. Он думал, что интеллектуальные науки основаны на его работе «Аль-Манзума», которую он, должно быть, написал в Исфахане . Однако его комментарий к этой важной работе был завершен в 1845 году. В 1831–1832 годах он отправился в Сабзавар , где готовился к хаджу . Он уехал в Мекку в 1832–1833 годах, где совершил обряды паломничества. Он вернулся в Иран в 1834–1835 годах, в период после смерти Фатх Али Шаха Каджара . В этот период анархии путешествовать по Ирану стало опасно. Потеряв жену в хадже, он поселился в Кермане , ожидая более спокойных условий для возвращения в Хорасан . В течение года он провел в Кермане , он занимался аскетизмом, соглашаясь очистить религиозную школу в поисках ее смотрителя, который предоставил ему комнату для проживания. В том же году он женился на дочери смотрителя, которая позже должна была сопровождать его в Сабзавар . В это время никто не знал его настоящей личности и степени знаний. [ нужна ссылка ]
В 1836–1837 годах Сабзавари отправился в Сабзавар и основал центр изучения исламской философии и гнозиса. Основанная им школа из-за его личности конкурировала со школами Тегерана и Исфахана. В течение 10 месяцев он также преподавал в Мешхеде . Однако остальное время он провел в Сабзеваре, где центром обучения он сделал школу Фасихия. Эта школа стала известна как Медресе-йе Хаджи, часть которой сохранилась до сих пор. Ученые и студенты начали стекаться со всей Персии, Ирака, Турции, Кавказа, Индии и даже Тибета . Его имя настолько распространилось по всему Ирану, что в 1857–58 годах, когда Насер ад-Дин Шах Каджар совершил паломничество в Мешхед , он остановился в Сабзаваре и нанес визит хакиму Сабзавари. [ нужна ссылка ] Король Каджаров был очень впечатлен философом и попросил своего королевского фотографа Ака Реза Аккас-Баши сфотографировать хакима. Эта широко доступная картина является старейшим изображением исламского философа. Царь Каджаров также запросил у него книгу на персидском языке, содержащую полную теорию и цикл традиционной философии. Сабзавари написал две персидские книги: «Асрарал-хекам», которую он посвятил Насер ад-Дин Шаху, а также еще одну книгу под названием «Хедаят ат-Талебин». Сабзавари внезапно скончался в 1872 году, вероятно, в результате сердечной недостаточности. Дата его смерти записана в нескольких хронографах, включая числовое значение куплета ка наморд зендатар шод («Он не умер, но стал более живым после его кончины»), составленного одним из его учеников. [ нужна ссылка ]
Работает
[ редактировать ]Сабзавари написал около пятидесяти двух произведений прозы и поэзии на арабском и персидском языках . [2] Он написал Асрар аль-хикма («Тайны мудрости»), который вместе с его арабским трактатом Шарх-и манзумах («Трактат о логике в стихах») остается основным текстом для изучения доктрин хикмата в Иране. . Не ограничиваясь философией, он также писал стихи под именем Асрар и завершил комментарий к Маснави Джалал ад-Дина ар-Руми, великого исламского поэта-мистика. [1]
Что касается философии во время правления Насир ад-Дина Шаха Каджара (1848–1896), он был тем же, чем Мулла Садра был во время правления шаха Аббаса I. Он также был верным интерпретатором Муллы Садры и Трансцендентной Теософии . Он сыграл роль в том, что Мулла Садра стал «главным мыслителем» иранских философов. Можно даже сказать, что обстоятельства позволили ему в большей степени, чем Мулле Садре существовала большая свобода самовыражения , дать волю своему гению как мистического теософа, поскольку в эпоху Сефевидов . [4]
Книги
[ редактировать ]Сабзевари написал множество произведений на персидском и арабском языках . Он написал работы, посвященные множеству тем, от просодии до логики и теологии. Однако большинство его работ посвящено философии и мистике.
- «Шарх аль-мансума» — произведение на арабском языке, также известное как «Шорар аль-Фарад». Это одна из его наиболее известных книг, завершенная примерно в 1845 году. По сей день ее все еще преподают в религиозных семинариях Ирана с многочисленными более поздними комментариями. Работа представляет собой стихотворное изложение и комментарий философии трансцендентности Муллы Садры .
- Асрар аль-Хекам фил-мофтатах валь-мохтатам [5]
- Шарх-э абьят-е мошкела-йе Маннави на персидском языке представляет собой комментарий к Маснави Моваланы Джалал ад-Дина Руми.
- Хедаят ат-Талебин, книга, написанная на персидском языке по просьбе Насир ад-Дина Шаха Каджара.
- Шокирующий
- Асрар уль-Эбада
- Альджабр валь Эхтиар
- Кость Ад-Дина
- В Небрасе Аль-Хода
- Цикл стихотворений
Асрар аль-Хекам фил-мофтатах валь-мохтатам
[ редактировать ]Эта книга была написана для Насер ад-Дина Шаха после того, как шах, проходя через Сабзавар, попросил муллу Хади Сабзевари написать ему книгу о происхождении и предназначении человека на персидском языке вместе с тайнами единства Бога. [5] Книга была завершена в 1868 году и посвящена концепциям просветляющей мудрости (эшрак) и странствующей философии , а также богата интуитивными и мистическими прозрениями. [5]
Гнозис Сабзавари распадается на три категории: (1) знание Бога, состоящее из знания начала и знания конца; (2) познание себя; (3) знание повелений Бога, состоящее из знания всех правил божественного закона (шариа) и знания духовного пути (тарика). На основе этой классификации книга разделена на две части. [5]
Первая часть книги состоит из семи глав:
- доказательство необходимого существования (ваеб аль-воуд),
- знание качеств Бога
- Божьи действия
- познание себя и психологии (ma'āref-e nafs)
- знание происхождения и предназначения человека,
- абсолютное пророчество
- Имамат
Часть II состоит из четырех глав.
- ритуальная чистота (тахара)
- молитва (салат)
- милостыня
- пост (Шиам).
Самая важная часть книги посвящена доказательству Необходимо Сущего (т.е. Бога).
Переводы
[ редактировать ]- Метафизика Сабзвари , тр. с арабского Мехди Мохагега и Тошихико Изуцо , Дельмар, Нью-Йорк, 1977.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б «Сабзевари, Хаджи Хади». Британская энциклопедия. 2007. Британская энциклопедия Интернет. 12 января 2007 г. < http://www.britanica.com/eb/article-9064639 >
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Сейед Хосейн Наср, «ХАДИ САБЗАВАРИ» в Энциклопедии Ираника
- ^ ( Кедди 1981 , стр. 40–48)
- ^ Корбин (1993), стр.358
- ^ Jump up to: а б с д М. Мохаккек, «АСРАР АЛЬ-ХЕКАМ» в Энциклопедии Ираника.
Цитируемые работы
[ редактировать ]- Кедди, Никки, Р. (1981). Корни революции: интерпретирующая история . Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета. ISBN 9780300026115 .
{{cite book}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Корбин, Генри (1993). История исламской философии, перевод Лиадана Шеррарда, Филипа Шеррарда . Лондон; Кеган Пол Интернэшнл совместно с Исламскими публикациями Института исмаилитских исследований. ISBN 0-7103-0416-1 .
- Метафизика Сабзвари, тр. с арабского Мехди Мохагега и Тошихико Изуцо, Дельмар, Нью-Йорк, 1977.
- Сейед Хосейн Наср, «ХАДИ САБЗАВАРИ» в Энциклопедии Ираника