Jump to content

Система национальных счетов

Система национальных счетов (часто сокращенно СНС ; ранее Система национальных счетов Организации Объединенных Наций или UNSNA ) представляет собой международную стандартную систему национальных счетов , первый международный стандарт был опубликован в 1953 году. [1] Справочники были выпущены в редакциях 1968 года, 1993 года и 2008 года. [2] Система национальных счетов в ее различных выпущенных версиях, часто со значительными местными адаптациями, была принята многими странами. Он продолжает развиваться и поддерживается Организацией Объединенных Наций, Международным валютным фондом , Всемирным банком , Организацией экономического сотрудничества и развития и Евростатом .

Целью СНС является предоставление интегрированной, полной системы счетов, позволяющей проводить международные сравнения всей значимой экономической деятельности. Предлагается, чтобы отдельные страны использовали СНС в качестве руководства при построении своих собственных национальных систем учета для содействия международной сопоставимости. Однако соблюдение международного стандарта является полностью добровольным и не может быть жестко принуждено. Системы, используемые некоторыми странами (например, Францией, США и Китаем ), существенно отличаются от СНС. Само по себе это не является серьезной проблемой при условии, что каждая система предоставляет достаточно данных, которые можно переработать для составления национальных счетов в соответствии со стандартом СНС.

Публикация данных

[ редактировать ]

Экономические и финансовые данные стран-членов используются для составления годовых (а иногда и квартальных) данных о валовом продукте, инвестициях, капитальных операциях, государственных расходах и внешней торговле. Результаты публикуются в Ежегоднике ООН « Статистика национальных счетов: основные агрегаты и подробные таблицы» , который в настоящее время (и до вступления в силу редакции 2008 года) соответствует рекомендациям 1993 года. [3] Указанные значения указаны в национальной валюте.

Кроме того, национальные статистические управления могут также публиковать ряды данных типа СНС. Более подробные данные на более низком уровне агрегирования часто доступны по запросу. Поскольку данные национальных счетов, как известно, склонны к пересмотру (поскольку они включают в себя очень большое количество различных источников данных, записей и процедур оценки, влияющих на итоговые суммы), часто возникают расхождения между итоговыми показателями, приведенными за один и тот же отчетный период в различных публикациях, выпущенных в разные годы. Фактически «первые окончательные цифры» могут несколько раз ретроспективно пересматриваться из-за появления новых источников, методов или концептуальных изменений. Ежегодные пересмотры могут быть незначительными в количественном отношении, но в совокупности, например, за десять лет, они могут существенно изменить тенденцию. Это то, что исследователь должен иметь в виду, стремясь получить согласованный набор данных.

Качество и покрытие

[ редактировать ]

Качество и полнота данных национальных счетов различаются в разных странах. Среди причин то:

  • правительства некоторых стран вкладывают гораздо больше денег в статистические исследования, чем правительства других стран.
  • экономическую активность в некоторых странах гораздо труднее измерить точно, чем в других (например, большая теневая экономика, широко распространенная неграмотность, нехватка наличных денег в экономике, трудности с доступом к обследованиям из-за географических факторов или социально-политической нестабильности, очень большая мобильность населения). люди и активы – особенно это касается стран к югу от Сахары).
  • некоторые статистические агентства обладают большей научной автономией и бюджетной свободой, чем другие, что позволяет им проводить исследования или статистические отчеты, которые другие статистические агентства не могут делать по юридическим, политическим или финансовым причинам.
  • некоторые страны (например, Нидерланды, Германия, Великобритания, Польша и Австралия) имеют сильные интеллектуальные (научные или культурные) традиции в области социальной статистики, часто насчитывающие сто или даже несколько сотен лет, в то время как другие (такие как как и во многих африканских странах, где перепись населения начала проводиться правительством гораздо позже, а большинство университетов начали работу гораздо позже), этого не делают. В этом смысле важно, прежде всего, то, осознает ли общество ценность статистики, широко ли использует статистический опыт в аналитических и политических целях и, следовательно, благосклонно относится к инвестициям в статистическое предприятие.
  • хотя Организация Объединенных Наций имеет довольно мало полномочий для обеспечения фактического производства статистики в соответствии с заданным стандартом в странах-членах, даже если международные конвенции подписаны, некоторые государства мира являются частью международного союза (например, Европейский Союз, ОЭСР США или США), которое требует по соглашению, чтобы государства-члены союза физически предоставляли стандартизированные наборы данных для целей межгосударственных сравнений, даже если сами страны могут не так сильно использовать предоставленные данные. Таким образом, могут существовать «внешние стимулы» для производства более полной статистической информации, которые затрагивают одни страны, но гораздо менее очевидны в других, где информация требуется каким-либо международным органом.

Основные счета в системе

[ редактировать ]

СНС включает следующие основные счета

[ редактировать ]
  • счет производства (компоненты валового выпуска )
  • счет первичного распределения доходов (доходы, полученные от производства)
  • счет трансфертов (перераспределения) (включая социальные расходы)
  • счет расходов домохозяйства
  • счет движения капитала
  • счет (внутренних) финансовых операций («поток средств»)
  • счет изменений стоимости активов
  • счет активов и пассивов (баланс)
  • счет внешних операций ( платежный баланс )

Эти счета включают в себя различные приложения и субсчета, а также стандарты для таблиц «затраты-выпуск», показывающие операции между производственными секторами.

Почти все страны-члены Организации Объединенных Наций предоставляют отчеты о доходах и продуктах, но не обязательно полный набор стандартных счетов или полный набор данных для предоставленной стандартной учетной информации. Например, стандартизированные счета активов и пассивов домохозяйств практически не существуют и их еще предстоит разработать.

Недавним событием является попытка создать стандартные счета стратегических запасов природных ресурсов. [4]

СНС продолжает развиваться, и регулярно проводятся международные конференции для обсуждения различных концептуальных вопросов и вопросов измерения.

Некоторыми примерами являются создание счетов для экологических ресурсов, измерение торговли услугами и запасами капитала, учет страховых выплат, теневая экономика, вознаграждение работникам в форме опционов на акции или другие доходы, не связанные с заработной платой, нематериальный капитал. , и т. д.

Об обсуждениях и обновлениях сообщается в SNA News & Notes [3] .Пересмотры СНС документированы на сайте Статистического отдела ООН [4].

Пересмотр СНС 2008 года

[ редактировать ]

Полный текст пересмотренной версии СНС 2008 года доступен в Интернете: [5] . ОЭСР предоставляет обзорный комментарий [6] .

Пересмотр системы 1993 года координировался Межсекретариатской рабочей группой по национальным счетам (МСРГНС), в состав которой входили Статистический отдел Организации Объединенных Наций (СОООН), Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк (ВБ), Организация экономического сотрудничества и развития. (ОЭСР), Статистическое управление Европейских сообществ (Евростат) и региональные комиссии Организации Объединенных Наций.

Рабочая группа ISWGNA имеет собственный веб-сайт Статистического отдела ООН. [5]

Критика СНС

[ редактировать ]

Общая критика

[ редактировать ]

Самая общая критика СНС всегда заключалась в том, что ее концепции не адекватно отражают взаимодействия, отношения и действия реального мира – по ряду причин, но главным образом потому, что:

  • Система не обеспечивает явных подробностей конкретных экономических явлений, тем самым предполагая, что их на самом деле не существует.
  • Что-то не так с предполагаемой схемой оценки.
  • Отважная попытка включить всю «микро»-бизнес-деятельность под общие «макро»-заголовки неизбежно приводит к искаженной картине реальности, поскольку по крайней мере часть микротранзакций нелегко уместить под общие концептуальные заголовки.
  • Данные национальных счетов бесполезны для решения многих проблем общества, поскольку эти проблемы на самом деле требуют совершенно разных видов данных для их решения, например, данных о поведении, данных об отношениях или физических данных.
  • Данные национальных счетов строятся на основе тысяч различных рядов данных, и результаты обычно пересматриваются несколько раз после публикации первых официальных оценок. Поэтому первые оценки редко бывают полностью точными с точки зрения используемых концепций измерения. Кроме того, более ранние опубликованные ряды данных часто также пересматриваются, иногда много лет спустя, так что данные никогда не могут быть «окончательными» и точными.

Критика ВВП

[ редактировать ]

Самая популярная критика национальных счетов направлена ​​против концепции валового внутреннего продукта (ВВП).

Частично эта критика ВВП неуместна, потому что вина не столько в самой концепции. Полезно иметь показатель общего чистого объема производства страны и его изменений с течением времени – это лучше, чем вообще не иметь показателей.

Ошибка заключается в фактическом использовании этой концепции правительствами, интеллектуалами и бизнесменами в публичном дискурсе. ВВП используется для всех видов сравнений, но некоторые из этих сравнений концептуально не очень уместны.

Измерениями ВВП часто злоупотребляют авторы, которые не понимают, что они означают, как они были получены и для чего их можно обоснованно использовать.

Экономисты, такие как Джозеф Стиглиц, утверждают, что показатель «благосостояния» необходим для того, чтобы сбалансировать показатель роста производства. [6]

Феминистская критика

[ редактировать ]

SNA подверглась критике как предвзятая со стороны экономистов-феминисток, таких как Мэрилин Уоринг. [7] и Мария Мис [8] поскольку в счетах не производится вменения денежной стоимости неоплачиваемой работы по дому или неоплачиваемого добровольного труда, даже несмотря на то, что счета действительно включают «вмененную стоимость аренды жилья, занимаемого владельцами» (рыночная арендная плата, которую собственники, занимающие жильё) получали бы . если они сдали в аренду занимаемое ими жилье). Это затмевает тот факт, что рыночное производство в значительной степени зависит от выполнения нерыночного труда.

Однако такая критика поднимает несколько вопросов перед статистиками, которым придется собирать данные:

  • возможен ли международный стандартный метод вменения стоимости таких услуг, учитывая, например, что условия, при которых предоставляются рыночные эквиваленты неоплаченных бытовых услуг, сильно различаются на международном уровне [ нужна ссылка ] ;
  • приведет ли вменение к действительно значимым, международно-сопоставимым мерам [ нужна ссылка ] ;
  • независимо от того, выполняет ли ценообразование добровольный труд, выполняемый в основном женщинами, на самом деле освободительную или морально благоприятную функцию или имеет общую полезную цель, выходящую за рамки академических кругов. [ нужна ссылка ]

Намерение тех, кто хотел бы производить такого рода стандартные данные, может быть вполне благородным, но производство данных должно быть практически оправдано с точки зрения технической осуществимости и полезности. Привязка воображаемой цены к работе по дому может быть не самой лучшей информацией о работе по дому.

В большинстве стран ОЭСР статистики в последние годы оценили стоимость работы по дому, используя данные обследований использования времени . Часто применяемый принцип оценки заключается в том, сколько стоила бы услуга, если бы она приобреталась по рыночным ценам, а не предоставлялась добровольно. Иногда используется и метод «альтернативной стоимости»: в этом случае статистики оценивают, сколько женщины могли бы зарабатывать на оплачиваемой работе, если бы они не выполняли неоплачиваемую работу по дому. Как правило, результаты показывают, что стоимость неоплачиваемой работы по дому составляет примерно половину стоимости ВВП.

Кристин Лагард , глава Международного валютного фонда , заявила на ежегодном собрании Всемирного банка МВФ в Токио в октябре 2012 года, что женщины могли бы спасти застойную экономику Японии, если бы больше из них устроились на оплачиваемую работу вместо того, чтобы выполнять неоплачиваемый труд по уходу. В отчете Goldman Sachs за 2010 год было подсчитано, что ВВП Японии вырастет на 15 процентов, если участие японских женщин в оплачиваемой рабочей силе увеличится с 60 до 80 процентов, до уровня мужчин. [9] Трудность такого рода аргументации состоит в том, что работу по дому и уходу за детьми по-прежнему должен кто-то выполнять, а это означает, что женщинам и мужчинам придется более равномерно делить домашние обязанности или полагаться на уход за детьми и престарелыми, предоставляемый государственным или частным сектором. По данным МОТ , в мире насчитывается более 52 миллионов домашних работников, которые в основном работают за небольшую плату и практически не защищены законом. [10] В основном это слуги богатых и среднего класса.

Марксистская критика

[ редактировать ]

Экономисты-марксисты критиковали концепции СНС также с другой теоретической точки зрения на новую добавленную стоимость или продукт стоимости . [11] С этой точки зрения, различия, проводимые в СНС для определения дохода от производства и дохода от собственности, являются довольно капризными или эклектичными, тем самым скрывая различные компоненты и источники реализованной прибавочной стоимости ; Говорят, что эти категории основаны на противоречивом представлении о вновь созданной стоимости, сохраненной стоимости и переданной стоимости (см. также двойной учет ). В результате реальный объем прибыли в счетах занижается (поскольку истинный доход от прибыли превышает операционную прибыль ), а заработки работников переоцениваются, поскольку в счетах показаны общие затраты на рабочую силу для работодателя, а не «факторный доход», который работники получают. на самом деле получить. Если кого-то интересует, какие доходы люди на самом деле получают, сколько они владеют или сколько берут взаймы, национальные счета часто не предоставляют необходимой информации.

Кроме того, марксисты утверждают, что совокупная «оплата труда работников» СНС не проводит адекватного различия между доходом в виде заработной платы до и после уплаты налогов, доходом высших должностных лиц корпораций и доходом будущих периодов (взносы работников и работодателей в схемы социального страхования). различных видов). « Компенсация работникам » может также включать стоимость опционов на акции, полученных в качестве дохода должностными лицами корпорации. Таким образом, утверждается, что счета должны быть существенно переагрегированы, чтобы получить истинную картину доходов, полученных и распределенных в экономике. Проблема в том, что подробная информация, необходимая для этого, часто недоступна или доступна только по непомерно высокой цене.

Государственные статистики США откровенно признают, что «к сожалению, финансовый сектор является одним из наиболее плохо измеряемых секторов в национальных счетах». [12] Странность заключается в том, что финансовый сектор в настоящее время доминирует в международных сделках и сильно влияет на путь развития мировой экономики. Таким образом, именно по ведущему сектору мировой экономики отсутствуют систематические, полные и сопоставимые данные.

Критика статистиков

[ редактировать ]

Статистики также раскритиковали достоверность международных статистических сравнений с использованием данных национальных счетов на том основании, что в реальном мире оценки редко составляются единообразным образом – несмотря на очевидное обратное.

Например, Йохен Хартвиг ​​приводит доказательства того, что «расхождение в темпах роста [реального ВВП] между США и ЕС с 1997 года можно почти полностью объяснить изменениями в методах дефляции, которые были введены в США после 1997 года. , но не – или только в очень ограниченной степени – в Европе». [13]

«Магия» национальных счетов заключается в том, что они обеспечивают мгновенный источник детальных международных сравнений, но, как утверждают критики, при более внимательном рассмотрении цифры на самом деле не так уж сопоставимы, как их представляют. В результате ученые-политики прибегают к всевозможным простым сравнениям, которые, если бы была рассказана техническая история, лежащая в основе этих цифр, никогда бы не были предприняты, потому что сравнения с научной точки зрения несостоятельны (или, по крайней мере, довольно сомнительны).

Как сильные, так и слабые стороны национальных счетов заключаются в том, что они основаны на огромном разнообразии источников данных. Сильная сторона заключается в том, что для оценки достоверности оценок может потребоваться множество перекрестных проверок между источниками данных и наборами данных. Слабость заключается в том, что огромное количество выводов, сделанных на основе различных используемых наборов данных, увеличивает вероятность ошибок в данных и затрудняет оценку пределов ошибок.

Качество данных также часто подвергалось критике на том основании, что то, что притворяется «данными», на самом деле часто состоит только из оценок, экстраполированных на основе математических моделей, а не из прямых наблюдений. Эти модели предназначены для прогнозирования того, какими должны быть конкретные значения данных, на основе выборочных данных для «ориентировочных тенденций». Можно, например, заметить, что если переменные X, Y и Z растут, то и переменная P будет расти в определенной пропорциональности. В этом случае, возможно, не потребуется напрямую исследовать P или его компоненты, достаточно получить данные о тенденциях для X, Y и Z и ввести их в математическую модель, которая затем предсказывает, какими будут значения P на каждом интервале. времени.

Поскольку статистические обследования являются очень дорогостоящими или их может быть трудно организовать, или потому что данные должны быть получены быстро, чтобы уложиться в установленные сроки, статистики часто пытаются найти более дешевые, быстрые и более эффективные методы получения данных посредством выводов из данные, которые у них уже есть, или выбранные данные, которые им легче получить.

Но возражением против этого подхода (хотя иногда можно доказать, что он успешно предоставляет точные данные) является то, что происходит потеря точности и качества данных.

  • Экстраполированные оценки могут не иметь какой-либо прочной эмпирической основы, и существует тенденция к тому, что колебания величин переменных «сглаживаются» процедурой оценки или интерполяции.
  • Любое неожиданно большое колебание переменной трудно предсказать с помощью математической модели, поскольку в конечном итоге описания модели предполагают, что будущая тенденция будет соответствовать закону средних чисел и закономерностям прошлого.
  • Без адекватных, полных данных наблюдений, полученных в результате прямых опросов, многие из сделанных статистических выводов просто не поддаются настоящей проверке. Все, что можно тогда сказать об оценках, это то, что они «вероятно, достаточно точны, учитывая предыдущие и другие параллельные данные».

Типичный ответ статистиков на такого рода возражения заключается в том, что, хотя предпочтительнее иметь в качестве основы для оценки полные данные обследования и хотя ошибки и неточности в данных все же случаются, можно найти методы, которые удерживают пределы погрешности в пределах нормы. приемлемые границы.

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Организация Объединенных Наций, 1953, Система национальных счетов и вспомогательных таблиц, Методические исследования, Серия F № 2 Ред. 1, Нью-Йорк.
  2. ^ «Система национальных счетов» . Объединенные Нации . Проверено 16 февраля 2023 г. Краткий исторический обзор изменений см., например, в соответствующем разделе руководств «Система национальных счетов 1993 года» и «Система национальных счетов 2008 года».
  3. ^ ЦИК, МВФ, ОЭСР, ООН и Всемирный банк (1993).
  4. ^ Нордхаус В.Д. и Коккеленберг К. (ред.), Числа природы: расширение национальных экономических счетов с учетом окружающей среды . Вашингтон: Издательство Национальной академии, 1999.
  5. ^ «Система национальных счетов» . Объединенные Нации . Проверено 16 февраля 2023 г.
  6. ^ Джозеф Э. Стиглиц, Амартия Сен, Жан-Поль Фитусси, Неверное измерение нашей жизни: почему ВВП не складывается . Новая Пресса, 2010.
  7. ^ Уоринг, М. 1988. Ничего не считать: что ценят мужчины и чего стоят женщины . Переиздано в 1996 году издательством Bridget Williams Books.
  8. ^ Мария Мис, Патриархат и накопление в мировом масштабе: женщины в международном разделении труда . Лондон: Зед Букс, 1999.
  9. ^ Харуми Одзава, «Женщина — секретное экономическое оружие Японии». Агентство Франс Пресс, 23 ноября 2012 г.
  10. ^ «Более 52 миллионов домашних работников во всем мире», пресс-релиз МОТ от 9 января 2013 г. [1] См. отчет МОТ « Домашние работники в мире: глобальная и региональная статистика и степень правовой защиты» , Женева, 2013 г. [2]
  11. ^ Анвар Шейх и Ахмет Тонак, Измерение богатства народов . Издательство Кембриджского университета, 2011.
  12. ^ Деннис Дж. Фикслер, Маршалл Б. Рейнсдорф и Шаунда Вильонес, «Оценка услуг коммерческих банков в NIPA». Бюллетень IFC № 33 (Комитет Ирвинга Фишера по статистике центральных банков, Банк международных расчетов), 2007 г.
  13. ^ Йохен Хартвиг, «О неправильном использовании данных национальных счетов в целях управления». Архивировано 11 ноября 2014 г. в Wayback Machine . Рабочие документы, Швейцарский институт исследований бизнес-циклов и Швейцарский федеральный технологический институт, № 101, март 2005 г., i + 23 стр.
  • *Пол Студенски, «Доход народов»; Теория, измерения и анализ: прошлое и настоящее . Нью-Йорк: Издательство Нью-Йоркского университета, 1958.
  • Андре Ваноли, История национального бухгалтерского учета , IOS Press, Амстердам, 2005 г.
  • Кэрол С. Карсон , Жанетт Хонса, «Система национальных счетов Организации Объединенных Наций: введение», в: Обзор текущего бизнеса , июнь 1990 г. [7]
  • ЦИК, МВФ, ОЭСР, ООН и Всемирный банк «Система национальных счетов 1993 года» . Комиссия европейских сообществ-Евростат, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития, Организация Объединенных Наций и Всемирный банк, Брюссель/Люксембург, Нью-Йорк, Париж, Вашингтон, 1993, XLIX + 711 стр.
  • ЕК, МВФ, ОЭСР, ООН и Всемирный банк «Система национальных счетов 2008» . Европейская комиссия, Международный валютный фонд, Организация экономического сотрудничества и развития, Организация Объединенных Наций и Всемирный банк, Нью-Йорк, декабрь 2009 г., 1993 г., lvi + 662 стр.
  • Обзор доходов и богатства [8]
  • Статистический отдел ООН (СОООН) «Национальные счета» .
  • Золтан Кенесси (ред.), «Счета народов» , Амстердам IOS, 1994.
[ редактировать ]
  • Руководство UN.SNA.2008 в формате html5 с идентификаторами, оглавлением и предварительным просмотром ссылки (html5.id.toc.preview), неофициальное.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 746113f55050083a9504a51b414dfb22__1716735600
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/74/22/746113f55050083a9504a51b414dfb22.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
System of National Accounts - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)