Адиабена
Адиабена | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
в 164 до н.э. 379 г. н.э. | |||||||||||
![]() Королевство Адиабена в c. 37 н.э. г. | |||||||||||
Статус | Вассал Парфянской империи (145 г. до н.э. - 224 г. н.э. Вассал Сасанианской империи (224–379) | ||||||||||
Капитал | Приборная панель | ||||||||||
Общие языки | Классический сирийский | ||||||||||
Религия | Ашуризм , иудаизм , зороастризм , христианство , манихеизм | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
Король | |||||||||||
• Около 15 г. н.э. | Izates i | ||||||||||
• 20 -е? - c. 36 [ 1 ] | Монобаз я | ||||||||||
• c. 36 - c. 55/59 г. н.э. | Izats II [ 2 ] | ||||||||||
• c. 55/59 г. н.э. [ 1 ] -конец 60-х/середина 70-х годов - - - - - - - - - - - - | Монобаз II | ||||||||||
• ? – 116 | Мехараспес | ||||||||||
Историческая эра | Древность | ||||||||||
• Учредил | в 164 г. до н.э. | ||||||||||
• Преобразован в сасанианскую провинцию | в 379 г. н.э. | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Ирак Турция |
Адиабена ( греческий : αΔιαβηνή) был древним королевством в северной мезопотамии , соответствующей северо -западной части древней Ассирии . [ 3 ] Размер королевства варьировался со временем; Первоначально охватывая область между реками Заба, она в конечном итоге получила контроль над Ниневией и, по крайней мере, с правила монобазоса I (до н.э. до н.э. ), Гордиен стал адиабенной зависимостью. [ 4 ] Он достиг своего зенита при Izates II , которому был предоставлен район Нисибис Парфянским ( Королем Артабаном II р . 12–40 ) в качестве награды за то, что он помог ему восстановить свой трон. [ 5 ] [ 6 ] Восточные границы Адиабена остановились в горах Загрос , рядом с регионом СМИ . [ 7 ] Арбела служила столицей Адиабена. [ 8 ]
Формирование королевства неясно. Первый случай зарегистрированного адиабении -правителя находится в 69 г. до н.э., когда неназванный король Адиабена участвовал в битве при Тигранокерте в качестве союзника армянского короля Тиграна Великого ( р. 95–55 г. до н.э.). [ 9 ] Тем не менее, чеканка подразумевает установление королевства в Адиабене около 164 г. до н.э. после распада греческого правления селевейда на Ближнем Востоке . [ 10 ] [ 11 ] Адиабена была завоевана парфянским королем Митридатом I ( р. 171–132 до н.э. ) в c. . . До гг н 145–141 [ 12 ]
Адиабенавские правители обратились к иудаизму из язычества в 1 веке нашей эры. [ 13 ] Королева Хелена Адиабена (известная в еврейских источниках как Хелени Хамалька , то есть Хелена королева ) переехала в Иерусалим , где она построила дворцы для себя и своих сыновей, имени Бар Монобаз и Монобаз II в северной части города Давида , юг Храмовая гора и помогла евреям в их войне с Римом . [ 14 ] Согласно Талмуду , и Хелена, и Монобаз пожертвовали большие средства для Храма Иерусалима . После 115 г. н.э. в Адиабене нет исторических следов еврейской королевской семьи.
Парфяне были свергнуты Сасанской империей в 224 году, которая ко времени Шапура I ( р. 240–270 ) установил свое правление в Адиабене. [ 5 ] Ardashir II является последней фигурой, которая будет зарегистрирована как король Адиабене, что подразумевает, что королевство было после его пребывания в с. 379 превратился в провинцию ( Шахр ), управляемая не рояльным делегатом ( Марцбан или Шахраб ) Сасанианского короля. [ 15 ]
Этимология
[ редактировать ]Название штата вошло по -английски из древнегреческого ἀδιαβηνή , который был получен из ܚܕܝܐܒ , ḥaḏy'aḇ или ḏy'aḇ , в сирийском. Государство также было известно как nōdhīragān или nōd-ardaxšragān на среднем персидском языке , [ 16 ] [ 17 ] , Новый Ширакан в армянском , и ְַַַיָב , ḥaḏyāḇ , на иврите.
Расположение
[ редактировать ]Адиабена занимал район в срединной империи между Забом (Lycus) и Zab (Caprus), подумал, что говорит о . Марцеллин Loweer верующий Верхним Ниневеи [ 18 ] К концу 1 -го века его границы простирались до Нисиби . [ А ] В тальмудических писаниях имя встречается как חדייב, חדייף и Ки -язание . Его главным городом была Арбела ( Арба-Илу ), где у Марвелы была школа или соседняя хазза, под каким именем более поздние арабы также назывались Арбела. [ 21 ]
В Kiddushin 72a библейский габор идентифицируется с Adiabene, [ 22 ] Но в Иерусалиме Талмуд , Мегилла, я. 71b с Рипхатом . [ 23 ] В Таргуме Джонатан на Иеремию Ли. 27, Арарат , Минни и Ашкеназ перефразируются Корду , Хармини и Хадаяб , т. Е., Кордиоен , Армения и Адиабена; в то время как в Иезекииле XXVII. 23 Harran , Caneh и Eden интерпретируются еврейским вавилонским арамейским переводчиком как «Harwan, Nisibis и Adiabene».
Население
[ редактировать ]У Адиабена была смешанная популяция ассирийцев , арабов , арамей , греков и иранцев . [ 24 ] [ 25 ] Адиабена была главным говорящим сирийским языком . По словам Плиния , четыре племена населяли регион Адиабене: Оронт , Алани , Азоны и Силис . [ 26 ] Отчет о Иосифа древности евреев показывает, что в королевстве было значительное еврейское население. Сложное смешивание культур можно увидеть в истории мученичества Махануша, выдающегося иранского зороастриа, который обратился к христианству. [ 27 ] В более поздние времена Адиабена стал архиепископриком , с местом столицы в Арбеле. [ 28 ]
Основываясь на именах адиабения правителей, Эрнст Герцфельд предложил сакан или скифский происхождение для Королевского дома Королевства; [ 29 ] [ 30 ] Однако более поздний прогресс в иранских лингвистических исследованиях показал, что эти имена были общими именами в Западном среднем иране. [ 31 ] Было высказано предположение, что Королевский дом Адиабене после бегства вторжения Траджана установил более позднюю династию Аматуни , которая управляла областью между Урмией и Ван . [ 32 ] [ 33 ]
Адиабена была районом в Месопотамии между Верхним и Нижним Забом и был частью неоассирийской империи и населяла ассирийцы даже после падения Ниневии. Это была неотъемлемая часть Асористана ( Ахеменид и Сасанианская Ассирия). [ 34 ] [ 35 ] Позже регион был сделан частью римской провинции Ассирии после вторжения Траджана в 116 году. [ 36 ]
Согласно Патрисии Кроне и Майклу Кук , когда сердце Ассирии снова сосредоточилось на раннем христианстве (в парфянскую эпоху и примерно через шесть веков после падения ассирийской империи), «это было с ассирийским, а не персидским Греческий, самоидентификация: храм Ашур был восстановлен, город был восстановлен, а ассирийский преемник, который вернулся в форме царства клиентов Адиабена ». Еврейский историк Флавий Иосиф утверждает, что жители Адиабене были ассирийцами. [ 37 ]
История
[ редактировать ]Ахэменид Персидская империя
[ редактировать ]Под королями Ахеменидов персидскими Адиабена, кажется, какое -то время был вассальным состоянием Персидской империи . Время от времени престол Адиабена находился членом Дома Ахеменидов; Artaxerxes III (король с 358 до 338 г. до н.э.), прежде чем он пришел на престол Персии, получил титул «Король хадиаба». [ 38 ] Десять тысяч , армия греческих наемников , отступили через Адиабен на их марше в Черное море после битвы при Канаксе .
Обращение королевы Елены в иудаизм
[ редактировать ]Согласно еврейской традиции, Хелена, королева Адиабена, обратилась в иудаизм из язычества в 1 -м веке. [ 39 ] Королева Хелена Адиабена (известная в еврейских источниках как Хелени Хамалка ) переехала в Иерусалим, где она построила дворцы для себя и своих сыновей, азатедн Евреи в своей войне с Римом. Саркофаг королевы Хелены был обнаружен в 1863 году. Пара надписей на саркофаг, «Цаддан Малка» и «Цадда Малката», как полагают, является ссылкой на положения (Цеда на иврите), которую Хелена поставляла бедням и еврейскому Иерусалим. Королевство в целом. По словам Иосифа, королева обратилась к иудаизму вместе со своим сыном Монобазом II под влиянием двух евреев. Другая традиция гласит, что она встретила еврейского торговца ювелирными украшениями в Адиабене по имени Ханания ( Анания ) или Элиэзер, которые рассказали ей о народе Израиля и убедили ее присоединиться к ним. [ 40 ] Все исторические следы еврейской королевской семьи в Адиабене закончились около 115 г. н.э., но эти истории оказали огромное влияние на раввинскую литературу и Талмуд. [ 41 ] Номинально Зороастрийский народ Адиабена был терпимы к иудаизму и разрешил установить там еврейские общины, евреи Эдессы, Нисибис и Адиабена погасили их, являющиеся одним из самых энергичных противников Траджана. В конце второго века христианство быстро распространилось среди зороастрийцев и тех, кто ранее исповедовал иудаизм. Когда христианство стало официальной религией Римской империи при Константине, позиция адиабения христиан было естественным образом усугублено, поскольку их воспринимали как потенциально недовольство усердно зороастрийскими сасанянами. [ 42 ]
Эллинистический период
[ редактировать ]У маленького королевства, возможно, было серию местных правителей номинально вассала для македонских , селевейда , а затем армянских (под Тигранами Великими ) империями.
Парфянская империя
[ редактировать ]Позже это стало одним из клиентских королевств Парфянской империи. В течение 1 -го века до н.э. [ сомнительно - обсудить ] и 1 -й век н.э., он приобрел определенную известность под серией королей, произошедших от Монобаза I и его сына, - я . Известно, что Monobaz I был союз с королем Абеннеригом из персонажа , в чьем суде его сын изат II Бар Монобаз жил какое -то время и чья дочь Саймохо вступает в брак, а также правители других маленьких королевств на периферии Парфейской сферы . влияния .
Римский интермеццо (117–118)
[ редактировать ]Главный оппонент Траджана в Месопотамии в течение 115 года был последним королем независимой Адиабене, Мехараспес . Он сделал общее дело с Ману (Маннус) из Сингара (Сингара). Траджан вторгся в Адиабене и сделал его частью римской провинции Ассирии ; Под Адрианом в 117.
Летом 195 года Септимиус Северус снова был воинственным в Месопотамии, и в 196 году три подразделения римской армии упали на Адиабене. По словам Дио Кассиуса , Каракалла взяла Арбелу в 216 году и обыскал все могилы там, желая выяснить, были ли там погребения короли арсакида . Многие из древних королевских гробниц были уничтожены.
Сасанианское правление
[ редактировать ]Несмотря на свержение парфянам сасанянами в 224 г. н.э., феодационные династии оставались верными парфянам и сопротивлялись продвижению Сасани в адиабене и атропатене . Из -за этого и религиозных различий Адиабена никогда не рассматривалась как неотъемлемая часть Ирана, хотя сасанцы контролировали его в течение нескольких веков.
После того, как Римская империя постепенно сделала христианство своей официальной религией в четвертом веке, жители Адиабене, которые были в основном ассирийскими христианами , встали на сторону христианского Рима, а не зороастрийскими сасанянами. Византийская империя отправила армии в регион во время византийских войн , но это не сделало ничего, чтобы изменить территориальные границы. Адиабена оставалась провинцией империи Сасаня до тех пор, пока мусульманские завоевания Персии . [ 43 ]
Регион был зарегистрирован как NOD-Ardadkhshiragan или Nod-Ardashiragan в Сасанийский период.
Епископы
[ редактировать ]Между 5 -м и 14 -м веками Адиабена была столичной провинцией ассирийской церкви Востока . Хроника Эрбила , предполагаемой истории христианства в Адиабене при парфян и сасаняне, перечисляет ряд ранних епископов Эрбила. [ 44 ] Подлинность хроники Эрбила была подвергнута сомнению, и ученые по -прежнему разделены на то, насколько достоверность затрагивает свои доказательства. Некоторые из епископов в следующем списке подтверждаются в других источниках, но ранние епископы, вероятно, легендарные.
- PKIDHA (104–114)
- Семесун (120-123)
- Исаак (135–148)
- Авраам (148–163)
- Хорошо (163-179)
- Хабель (183-190)
- Abedhmha (190-225)
- Хиран из Адибена (225–258)
- Салауфа (258–273)
- Воскресенье (273–291)
- Шри'а (291–317)
- Иоханнон (317-346)
- Авраам (346–347)
- Маран-Зха (347-376)
- Южный бизнес (376-407)
- Даниэль (407–431)
- Rhima (431–450)
- Аббуст (450-499)
- Джозеф (499–511)
- Huana (511–?)
Смотрите также
[ редактировать ]- Адиабена (восточная сирийская церковная провинция)
- Асористан
- Ассирия (римская провинция)
- Осроен
- Синхариб
- Ни Ширакан
- Список королей адиабена
Примечания
[ редактировать ]- ^ Нисибис не был частью Адиабене до 36 лет, когда Артабанус подарил город в качестве награды за его верность. Страбон [ 19 ] Подразумевает, что Нисибис не был частью адиабене, в то время как Плиний [ 20 ] Сообщает, что Нисибис и Александрия были городами Адиабена. На остатках десяти племен в районе Хабур Сидя Эмиль Ширер, еврейский народ во времена Иисуса Христа , II, II, с. 223-25; Аврахам Бен-Яков, еврейская община Курдистана , [на иврите] (Иерусалим, 1961), с. 9-11; Neusner, Jacob (1964). «Обращение адиабена в иудаизм: новая перспектива». Журнал библейской литературы . 83 (1): 60–66. doi : 10.2307/3264908 . JSTOR 3264908 .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный (Франкфурт/Main), Gravingmann, Klaus (октябрь 2006 г.). "Monobazus" . brillonline.com . Получено 11 апреля 2018 года .
{{cite journal}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Ниммо, Дуглас Джон. «Изуат II, король дерева Адиабене» . 8 июня 2011 г. geni.com . Получено 30 апреля 2014 года .
- ^ Май 2016 г. , с. 54
- ^ Marciak 2017 , стр. 269-270, 447.
- ^ Jump up to: а беременный Фрай 1984 , с. 279
- ^ Sellwood 1983 , с. 456–459.
- ^ Marciak 2017 , p. 270
- ^ Marciak 2017 , p. 269
- ^ Marciak 2017 , p. 345.
- ^ Marciak 2017 , стр. 347, 422.
- ^ Marciak & Wójcikowski 2016 , стр. 79-101.
- ^ Marciak 2017 , p. 347.
- ^ ГОТАЙТЕ, РИЧАРД. "Адиабена" . Еврейская энциклопедия . Получено 8 ноября 2011 года .
- ^ Neusner, Jacob (1964). «Обращение адиабена в иудаизм: новая перспектива». Журнал библейской литературы . 83 (1): 60–66. doi : 10.2307/3264908 . JSTOR 3264908 .
- ^ Marciak 2017 , p. 412.
- ^ Škz
- ^ Фрай 1984 , с. 222
- ^ "Хист." XVIII., VII. 1
- ^ Геогр. XVI, 1, 1
- ^ Hist. Ночь. VI, 16, 42
- ^ Якут , Географический словарь , II. 263; Пейн-Смит, Тезаурус Сирикус , под "Хадиабом"; Хоффманн, выдержки из сирийских файлов , с. 241, 243.
- ^ Сравните yebamot 16b et seq ., Yalqut Daniel 1064
- ^ Бытие X. 3; Сравните также Genesis Rabba XXXVII.
- ^ Sweeney, Emmet, 2007, Ramessides, Medes и Persians, p. 176
- ^ Wiesehöfer, Josef (7 марта 2016 г.). "Нисибис". Nisibis | Оксфордский классический словарь . doi : 10.1093/acrefore/9780199381135.013.4435 . ISBN 978-0-19-938113-5 .
- ^ Плиний Старший, Естественная история, Книга VI, гл. 30
- ^ Fiey, JM (1965). Христианская Ассирия я . Бейрут: католическая печать.
- ^ Хоффман, «Безопасное», стр. 259 Это поход.
- ^ Эрнст Герцфельд, 1947, Зороастр и его мир, том 1, с. 148, издательство Принстонского университета, Мичиганский университет, 851 страницы
- ^ Эрнст Герцфельд, Герольд Уолсер, 1968, Персидская империя: исследования по географии и этнографии древнего Ближнего Востока, с. 23, Мичиганский университет, 392 страницы
- ^ Хельмут Хумбах, Prods Oktor Skjaervo, 1983, Сасанианская надпись Paikuli Pt. 3,1, с. 120, Humbach, Helmut Und Prods O. Skjaervo, Reichert, 1983, ISBN 3882261560 /97838882261561
- ^ Джейкоб Нойснер, 1969, История евреев в Вавилонии, том 2, с. 352-353, Brill, 462 страницы
- ^ Jacob Neusner, 1990, Иудаизм, христианство и зороастризм в Талмудической Вавилонии, Volym 204, p. 103-104, Мичиганский университет, Scholars Press, 228 страниц
- ^ Whinston, Уильям. Переводчик. Работы Иосифа. Массачусетс: Hendrickson Publishers Inc. 1999
- ^ Гиббон, Эдвард. История упадка и падения Римской империи . Дэвид Уомзерсли, изд. Пингвин книги, 2000
- ^ "Адиабена" . Еврейский кольцо ..com . Получено 2011-09-19 .
- ^ Крона, Патриция; Кук, Майкл (21 апреля 1977 г.). Агаризм: создание исламского мира . Кубок Архив. ISBN 9780521211338 Полем Получено 11 апреля 2018 года - через Google Books.
- ^ Nöldeke, История персов, с. 70
- ^ "Елена" . www.jewishvirtuallibrary.org . Получено 11 апреля 2018 года .
- ^ Шапира, Ран (1 октября 2010 г.). "Королевское возвращение" . Хаарец . Получено 11 апреля 2018 года .
- ^ Другие сион: потерянные истории еврейских наций Эрика Марони P: 97
- ^ ElectricPulp.com. «Адиабена - Энциклопедия Ираника» . www.iranicaonline.org . Получено 11 апреля 2018 года .
- ^ ElectricPulp.com. «Энциклопдийская Ираника - дом» . www.iranica.com . Архивировано из оригинала 16 апреля 2019 года . Получено 11 апреля 2018 года .
- ^ Мингана, А. (1907). Хроника Арбелы . Пресса доминиканских отцов в Мосуле . Получено 20 июля 2023 года .
Источники
[ редактировать ]- KI, Mehrdad (2016). Персидская империя: историческая энциклопедия ABC- Clio ISBN 978-1610693912 Полем (2 тома)
- Фрай, Р.Н. (1983). «Политическая история Ирана при сасаняне». В Яршатере, Эсан (ред.). История Кембриджа Ирана, том 3 (1): Селевкид, Парфянский и Сасанианский период . Кембридж: издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-20092-х .
- Фрай, Ричард Нельсон (1984). История древнего Ирана . Чек. С. 1 –411. ISBN 9783406093975 Полем
ЛОЖЬ.
- Grabowski, Maciej (2011). «Абдиссарес из Адиабене и облегчение Батаса-Хрира » Варшава IX : 117–140.
- Хансман, JF (1986). "Арбела" . Энциклопедия Ираника, вып. II, FAST. 3 С. 277–278.
- Марчак, Михал; Wójcikowski, R. (2016). «Образы королей адиабена: нумизматические и скультские доказательства» . Ирак IX . Издательство Кембриджского университета: 79–101. doi : 10.1017/irq.2016.8 .
- Marciak, Micha (2017). Софиен, Годиен и Адиабена: три регна минора северной мезопотмии между востоком и западом Брилль ISBN 9789004350724 .
- Sellwood, D. (1983). "Аденабоне " Encycloppaedia Iranca, Vol. Я, фас. 5 стр. 456–4
- Брауэр Э., Евреи Курдистана , Уэйнский государственный университет, издательство, Детройт, 1993.
- Соломон Грейзель, История евреев , Нью -Йорк: наставник, 1968.
- ГОТАЙТЕ, РИЧАРД. "Адиабена". Еврейская энциклопедия . Funk and Wagnalls, 1901-1906.; который цитирует:
- Иосиф , еврейские древности xx. 2, § 4;
- То же самое , войны евреев II 19, § 2; IV 9, § 11; V. 2, § 2; 3, § 3; 4, § 2; 6, § 1, отмечая, что Иосифус, вероятно, получил свою информацию от адиабенских евреев в Иерусалиме (фон Гутшмид, Кляйн Шрифтен , III. 4).
- Pliny the Elder , Historia Naturalis , v. 66, vi. 44 et seq.
- Плиний , история , 18. 7, § 1; 23 6, § 21
- Strabo , География , XVI. 745 и след.
- Brüll, Adiabene, в ежегоднике i. 58 и след.
- Grätz, Heinrich , в месячном , 1877, XXVI. 241 и . след
- Gutschmid, Gesch. Иран , с. 140 и след.
- Фартуки, жертва. II 562.
- Иосиф , еврейские древности xx. 2, § 4;
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Епископы Адиабена
- История арамейского (включает в себя ссылки на адиабене)
- Принудительное обращение еврейской общины Персии и начала курдов
- «Ассирия» на Livius.org Archived 2014-03-29 на The Wayback Machine
- «Арбела» на Archived 2013-05-02 Livius.org 2013-05-02
- Адиабена, Еврейское королевство Месопотамии (другая страница см. Выше)
- Информация от еврейской энциклопедии