Вариации: память Олдоса Хаксли.
Вариации: «Памяти Олдоса Хаксли» — Игоря Стравинского последнее крупное оркестровое произведение , написанное в 1963–64 годах.
История
[ редактировать ]Стравинский начал работу над вариациями в Санта-Фе, штат Нью-Мексико, в июле 1963 года и завершил композицию в Голливуде, штат Калифорния, 28 октября 1964 года. Впервые она была исполнена в Чикаго 17 апреля 1965 года Чикагским симфоническим оркестром под управлением Роберта. Ремесло . [ 1 ] [ 2 ] Партитура посвящена памяти близкого друга Стравинского Олдоса Хаксли , который умер 22 ноября 1963 года (в тот же день, когда был убит президент Джон Ф. Кеннеди ), когда работа над «Вариациями» . продолжалась [ 3 ]
Хотя музыка Стравинского и не была написана специально для этой цели, она дважды ставилась для Нью-Йоркского балета Джорджем Баланчиным : первая версия в 1966 году и вторая версия в 1982 году, оба раза под названием «Вариации» . [ 4 ] [ 5 ]
Анализ
[ редактировать ]Вариации ряде из основаны на двенадцати нот : [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Мнения о форме расходятся. По одной из точек зрения, произведение состоит из двенадцати вариаций: такты 1–22, 23–33, 33–39, 40–46, 47–58, 59–72, 73–85, 86–94, 95–100, 101. –117, 118–129 и 130–141. [ 10 ] По другой версии, такты 33/34–46 составляют единственную вариацию Var. 3, поэтому всего их всего одиннадцать, длиной от 6 до 22 тактов, некоторые из которых разделены на две или три составные части. [ 11 ] Согласно еще одному, прелюдия и постлюдия образуют три основных раздела: первые два разделены коротким эпизодом, а второй и третий - более расширенным разделом, разделенным на пять эпизодов. [ 12 ] Не существует ни « темы », на мелодических, ритмических или формальных характеристиках которой строятся вариации, ни традиционных приемов композиционных вариаций. [ 1 ]
Центральной особенностью « Вариаций» является дуодецет , или двенадцатичастная инвенция , которая разделена на три части, разделенные контрастными эпизодами и каждая со своим партитурой: двенадцать скрипок соло, десять альтов соло с двумя контрабасами и двенадцать духовых инструментов ( две флейты, альтовая флейта, гобой, английский рожок, два кларнета, бас-кларнет, два фагота и валторна). В метрическом отношении в этом изобретении используется регулярно повторяющаяся последовательность 4
8 + 3
8 + 5
8 стержней, каждая из трех больших секций содержит по четыре таких трехстержневых блока. [ 13 ]
Инструментарий
[ редактировать ]- 2 флейты
- высокая флейта
- 2 гобоя
- английский рожок
- 2 кларнета
- бас-кларнет
- 2 фагота
- 4 рога
- 3 трубы
- 2 теноровых тромбона
- бас-тромбон
- арфа
- фортепиано
- 12 скрипок
- 10 альтов
- 8 виолончелей
- 4 контрабаса
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Шпионы 1965 , 62.
- ^ Уайт 1979 , 534.
- ^ Уайт 1979 , 533, 536–537.
- ^ Барнс 1966 .
- ^ Андерсон 1982 .
- ^ Шпионы 1965 , 66.
- ^ Коль 1979–80 , 392.
- ^ Филлипс 1984 , 69.
- ^ Штраус 2001 , 201.
- ^ Шпионы 1965 , 62–63.
- ^ Филлипс 1984 , 70.
- ^ Уайт 1979 , 536.
- ^ Уайт 1979 , 535.
Источники
- Андерсон, Джек . 1982. «Балет: Сюзанна Фаррелл в премьере вариаций ». Нью-Йорк Таймс (4 июля).
- Барнс, Клайв . 1966. «Балет: еще одна жемчужина Баланчина-Стравинского; городская труппа выступает здесь с премьерой вариаций для Хаксли в Государственном театре». Нью-Йорк Таймс (1 апреля): 28.
- Коль, Джером . 1979–80. Стравинского «Экспозиция в оркестровых вариациях ». Перспективы новой музыки 18, вып. 1 и 2 (осень – зима и весна – лето): 391–405.
- Филлипс, Пол Шайлер . 1984. «Загадка вариаций : исследование последнего произведения Стравинского для оркестра». Музыкальный анализ 3, вып. 1:69–89.
- Шпионы, Клаудио . Стравинского 1965. "Заметки о вариациях ". Перспективы новой музыки 4, вып. 1 (осень – зима): 62–74. Перепечатано в «Перспективах Шёнберга и Стравинского» , исправленное издание под редакцией Бенджамина Борца и Эдварда Т. Коуна , 210–222. Нью-Йорк: WW Нортон, 1972.
- Штраус, Джозеф Н. 2001. Поздняя музыка Стравинского . Кембриджские исследования в области теории и анализа музыки. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-60288-2 .
- Уайт, Эрик Уолтер. 1979. Стравинский: Композитор и его произведения , второе издание. Беркли и Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0-520-03985-8 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Вуоринен, Чарльз и Джеффри Крески. 1986. «О значении последних произведений Стравинского». В книге «Противостояние Стравинскому: человек, музыкант и модернист » под редакцией Яна Паслера, 262–270. Беркли, Лос-Анджелес и Лондон: Калифорнийский университет Press. ISBN 0-520-05403-2 .