Букусу
Эта статья требует дополнительных цитат для проверки . ( август 2019 г. ) |
Бабукусу | |
---|---|
![]() | |
Total population | |
Over 1.2m | |
Regions with significant populations | |
![]() | Over 1.2m (est.) |
Languages | |
Bukusu dialect Swahili | |
Religion | |
![]() | |
Related ethnic groups | |
Maragoli Tachoni Kabras Gisu |
Part of a series on the |
Culture of Kenya |
---|
![]() |
Cuisine |
Люди Букусу ( Букусу : Бабукусу ) являются одним из 17 кенийских племен народа Лухья Банту из Восточной Африки , проживающих в основном в графствах Бунгомы и Транс -Нзоия . Они являются крупнейшим племенем нации Лухья , где 1188 963 идентифицируют как Букусу в кенийской переписи 2019 года. Они говорят на диалекте Букусу .
Происхождение
[ редактировать ]The Bukusu myths of origin state that the first man, Mwambu (the discoverer or inventor), was made from mud by Wele Khakaba (meaning "God the Creator") at a place called Mumbo (which translates to "west"). God then created a woman known as Sela to be his wife. Mwambu and his descendants moved out of Mumbo and settled on the foothills of Mount Elgon (known to them as Masaba), from where their descendants grew to form the current Bukusu population.[citation needed]
Anthropologists believe that the Bukusu did not become distinct from the rest of the Luhya population until the late 18th century at the very earliest. They moved into central Uganda as part of a much larger group of people, many forming the eastern extension of the great Bantu migration out of central Africa.[citation needed] The Bukusu word for a sub-tribe such as the Bukusu, as well as smaller clans (for example, Kitanga) or phatries (such as Kituika, within the Kitanga clan) within the Bukusu people, is ekholo. The Bukusu are one of the major sub-tribes of the Luhya people.[1]
Settlement
[edit]Together with other Luhya sub-nations, the Bukusu are thought to have first settled north of Lake Turkana at a place called Enambukutu. From there they settled in the Cherangani Hills at a place called Embayi, also known as Silikwa-mbayi. After evil and bad omens befell them, they dispersed taking six routes: five going around the western side of Mount Elgon and one via the eastern side of Mount Elgon. Those who went via the western side of Mount Elgon included the Basilikwa, the Banabayi, the Baneala, the Bakikayi and the Bamalaba. The Mwalie cluster took the eastern side route and settled at the Mwalie hills. This area was already inhabited by some Kalenjin sub-nationalities like the Laku, the Sabiny( known by the bukusu as basawinja), the Bongomek, and the Sebei, who were hostile to their new neighbors. To protect themselves against these tribes the Bukusu built fortified villages, an ancient art from their origin in Misri.

Currently, the Bukusu mainly inhabit Bungoma, Trans Nzoia, Uasin Gishu, Kakamega and Busia Counties of Western region of Kenya.[2] The Bamasaba of Uganda are very closely related to the Babukusu, with many shared customs and closely related dialects. Previously, the Bukusu were referred to as the Kitosh by the colonialists; this was a word derived from the Nandi and Kwavi who used the word derogatively to describe the Babukusu. Kitosh means 'the terrible ones'; they called them this because the Bukusu warriors were ruthless and decisive in battlefields. Following vigorous campaigns, the name Kitosh was eventually substituted by Bukusu in the mid-1950s.[3]
Oral tradition
[edit]Букусу прослеживает их происхождение от Мунту, которую мы Энтеббе, который жил в Табаси Мисри. Мунту был великим воином, который позже был брошен игрой Мисри. Его сын Мвамбу женился на Селе, внучке Самбе Амбаларани, которая, как полагают, является Авраамом ивритом. Мвамбу основал города Куш, Набиба (Нубия), Нелу ( Мероэ ), Рва (Алва) и другие, включая Соба и Балана. [ 4 ] Мвамбу стал отцом Мваабини, изобретателя и открывателя. Мвабини был отцом Конголо и Сабы.
Масаба, отец Букусу и Кису, привел людей к эмбайям, которые позже стали Сирикой или Падшим Царством. Это упало после того, как люди не повиновались их Богу Хакабе, поэтому он послал гигантский валун с неба, который попал в землю Мбайи, вызывая землетрясение, за которыми следуют роя жаленых насекомых, эпидемии и других бедствий, которые заставили субъектов Сириквы разбегать. Они рассеялись и поселились среди Кипсигиса , Нанди , Самбуру , Мараквета , Бораны и дальше. Основное тело населения направлялось на юго -восток и запад под знаменами Басириквы, Банабаи, Бакикайи, Банале, Бамалабы и Бамвали. [ 5 ]
Традиционная жизнь
[ редактировать ]Букусу жил в укрепленных деревнях и не имел структуры центральной власти. Наивысшей властью был деревенский главный врач по имени Омукаса , который обычно избирался людьми деревни. Были также целители и пророки, которые приобрели большой статус благодаря своим знаниям о племенных традициях, лекарствах и религии. Элайджа Масинде , лидер сопротивления и традиционная медицина , была уважается как целитель в начале 1980 -х годов.
Семья
[ редактировать ]Структура семейства Букусу традиционно смоделировалась на структуре Лухья, она была и до сих пор смоделирована на самой культуре Букусуса. Семьи, как правило, были многогенными, с первой женой в ее соавцах присвоила особый статус. Общество было полностью патриархальным: женщины присутствовали не только в качестве родовщиков, но и в качестве признака статуса. Кроме того, практика многоженства означала больше рук для работы по областям, что является преимуществом в обществе, основанном на сельском хозяйстве.
Дети унаследовали клан своего отца, и им не было разрешено жениться ни на своем собственном клане, ни в клане их матери. Первый сын первой жены обычно был главным наследником его отца, и у него было особое имя, обозначающее этот статус: Симакулу . При рождении детей обычно назвали в честь бабушек и дедушек или известных людей или после погоды. Мужские и женские имена были разными: мужские имена часто начинались с «W», в то время как женские имена обычно начинаются с «n». Так, например, мальчика, родившегося во время голода, мог быть назван «Ванджалой», в то время как девочку можно назвать «Нанджалой». Оба имена имеют одно и то же корневое слово «njala», из «enjala», слова Букусу для голода.
Инициация
[ редактировать ]Букусу практикует мужское обрезание. Считается, что они приняли практику из контакта с Календззином на горе Элгон . Другие утверждают, однако, что присутствие практики в других племенах Лухья указывает на более раннее усыновление, прежде чем Букусу поселился на горе Элгон .
На церемониях, которые были расположены примерно в двухлетнем возрасте, молодые мальчики определенного возраста (обычно около 15 лет), получая откровение от своих родителей, приглашают родственников и друзей на их посвящение.
Посвящение было публичным событием, засвидетельствовавшимся всеми. Проходя через операцию, не показывая никаких признаков боли, считается индикатором храбрости. После обрезания посвященное стало членом возрастной группы .
Есть восемь возрастных групп, известных как «Бибингило». Это ( Bakolongolo (2000-2010), Bakikwameti (2012-2022), Bakananachi (2024-2034), Bakinyikeu (2036-1946), Banyange (1948-1958), Бамайна (1960-1970 ) , Basawa (1988-1998) ), формирование Циклическая система, охватывающая более 100 лет, каждая возрастная группа длится 12 лет (состоит из 6 подразделов по 2 года каждый), кроме Бачумы , которая длится 16 лет (состоит из 8 подразделов по 2 года каждая) каждый) , один из которых длился с 1872–1886. Причиной этого была традиция того, что из предыдущего цикла был старик возрастной группы Басавы , который все еще был жив, и он не должен был жить и увидеть следующую басаву. В конце концов старик умер в 1884 году, и Басава начал следующий период посвящения в 1888 году. Затем было согласовано избежать таких задержек, и что любой человек, который живет достаточно долго, чтобы появиться, достигая второго цикла, будет убит. Это была традиция с тех пор. Как только последняя возрастная группа была достигнута, первая перезагружена и так далее. Например, Бачумы Возрастная группа длилась с 1872 по 1886 год: каждый букусу, обрезанный в этот период (то есть в 1872 году по 1886 год), принадлежит этой возрастной группе. В 1888 году началась возрастная группа Басава и продолжалась до 1898 года. Каждая возрастная группа представлена раз в каждые века.
Женское обрезание не является традиционной практикой Букусу, хотя, как говорят, некоторые кланы практиковали. Это особенно относится к горе Элгон , где соседние племена Календзин также практикуют форму женского обрезания.
Хотя обрезание было универсальным среди букусу, форма церемонии варьировалась в соответствии с кланом. В частности, торжества и церемонии, сопровождающие последнюю стадию посвящения, когда теперь испуганные посвященные вышли из-за уединения, чтобы воссоединиться с их семьями как «мужчины», были специфичными для кланов и были переданы в значительной степени нетронутыми на сегодняшний день. [ 6 ] В это время многое учили этим молодым инициативам, что позволило им столкнуться с браком с информацией. [ 7 ]
Свадьба
[ редактировать ]Первые браки, как правило, между мужчинами в возрасте от 18 до 20 лет и женщинами около 16 лет. Было два типа первых браков: договоренно-соблюдение браков и принудительное сражение. Если молодой человек приехал из зажиточной семьи, он попросил бы своих сестер найти девушку для него, чтобы жениться. Способность девушки хорошо готовить, нести детей и работать на полях, была основными достопримечательностями потенциальной жены. Как только девушку опознали, ее родителям отправили эмиссар, чтобы попросить ее руку. Девушка не имела никакого отношения к тому, чтобы обсудить невесту , и после того, как она заплатит, ее отправят, чтобы жить со своим новым мужем. Эта форма брака распространена в традиционных домохозяйствах.
В некоторых случаях потенциальный жених будет от бедной семьи и не мог позволить себе заплатить вероятной ценой невесты. Традиционное общество позволило таким мальчикам похитить девочек, на которых они намеревались жениться. (Девушка должна была дать возможность быть «похищенной», поэтому ее сотрудничество было необходимым.) Затем пара оставила бы свой дом, чтобы жить с далеким родственником, пока мальчик не приобрел достаточно богатства, чтобы заплатить оригинал Цена невесты, а также штраф для родителей девушки. Эта практика с тех пор вымерла.
Букусу очень одобряет смешанные ввязи между собой и Бамасааба ; Они имеют сходство в кодексах поведения, обычаи брака, традициях обрезания и фольклоре. Среди наиболее известных из Bukusu Braision Custames-огромное уважение, придаваемое родственникам. Например, дама с большим уважением относится к своей тесть, и им не разрешается вступать в физический контакт каким-либо образом. То же самое относится и к человеку и его свекровью.
В браке обязанности были строго разделены. Работа по дому и сельскохозяйственные обязанности выполнялись женщинами и детьми. Старшие мальчики присматривали за скотом. Молодые, недавно женатые мужчины сформировали воинов сообщества, в то время как мужчины среднего возраста мало что делали. Пожилые люди сформировали Старейшины Деревенского Совета и разрешенные споры. Наказание за преступления обычно находилось на основе глаз для глаз, в то время как мелкие преступления, такие как воровство, были наказаны преступниками из деревни, а их имущество конфисковало и перераспределяется на ошибочную сторону.
Крупный рогатый скот был очень важен в качестве основного средства обмена, наряду с снарядами Cowrie (известный как Chisimbi). Большинство ценностей, от красоты девушки до цены на область земли, были выражены с точки зрения голов крупного рогатого скота. Обладая скотом, богатством и процветающим сельским хозяйством, Букусу иногда восхищались не только, но и завидовали соседним общинам. Время от времени между ними и другими общинами происходило смешанные браки, и у соседей Календжина было обычной практикой, чтобы у них было обычным делом ухаживать за их стадами крупного рогатого скота. Во времена голода , которые, как говорят, часты среди их соседей Календзин , последние даже продавали своих детей в Букусу. Букусу также посылал своих собственных молодых мальчиков для роста с семьями Календзин или Маасаи , в некоторых случаях для целей шпионажа. [ 8 ]
Смерть
[ редактировать ]Будучи сидячими скотоводствами , у них было время заботиться о своих больных и похоронить своих мертвых. За больным ухаживал, пока он не выздоровел или не умер. Когда человек умер, он был похоронен в могиле с оружием воина, если он был старшим. Несколько функций были выполнены во время и после похоронной церемонии. Обычно ямы для захоронения составляли 3–4 фута (0,91–1,22 м) глубину, намного меньше, чем сегодня. Люди были похоронены лицом к востоку, направление, в котором поднимается солнце. Есть два известных клана среди букусу, которые похоронит своих людей в сидячем положении.
Дикие животные, такие как гиены, иногда бы вытащили трупы из могил и ели их. В таком инциденте люди восстановили череп оскверненного тела и повесили его в листовом дереве. Когда семья умершего мигрировала, они заваривали пиво ( Камалва Ке Хуухаланга ) для церемонии передачи черепа с ними в новый дом или поселение. Старшая женщина была поручена ответственности за передачу черепа на новый сайт. Похороны мертвых были укоренились в традициях Букусу. [ 9 ]
Демография
[ редактировать ]Люди Букусу являются самым большим субтуризом народа Лухья в Кении, проживающих в основном в графствах Бунгомы и Транс-Нзойя. В кенийской переписи 2019 года общее количество Лухьи было оценено в 6 823 842. Из них 3, 944, 257 добровольно вызвано информацию о своих суб-птрихах, а Букусу назван 1188 963 людьми. [ 10 ]
Экономическая деятельность
[ редактировать ]Учетные записи Букусу указывают на то, что племя практиковалась как сельскохозяйственная, так и пастырская экономика так долго, как можно вспомнить. [ 11 ] Это аутентифицируется огромным количеством знаний, касающихся практики сельского хозяйства, их богатого пастырского словаря и разнообразия легенд, связанных с пастырской жизнью. Сегодня они в основном занимаются кукурузой для натурального и сахарного тростника в качестве денежного урожая в районе Бунгомы , а также пшеницу в районе Китале . Крупный рогатый скот и овцы общеприняты: крупный рогатый скот для молока и овцы для мяса и церемониальных функций (например, предложения для жертвы). У больших или полигамных семей, как правило, есть команда волов для вспашки и перевозки. Цыпленка, традиционная деликатеса, в настоящее время сохраняется для коммерческого производства яиц. Букусу также практиковал мастерские навыки керамики, ткачество и кузнечное дело. [ 12 ]
Политика
[ редактировать ]Букусу в настоящее время образуют одну из основных баз поддержки управляющей коалиции в Кении через Форум для восстановления демократии - Кения (Форд -Кена) политической партии во главе с Моисеем Ветгулой и новой партией Форд Кении во главе с Юджином Вамалвой. Ранее они были связаны с оппозицией во владение календзином бывшего президента Даниэля Арапа Мои . Их политические лидеры включали Майкла Кристофера Вамальва Киджана, Масинде Мулиро, Джорджа Валина Каптен, Мусикари Нацистского Комбо и Моисея Масика Ветангула, Питера Кисуя, Ваколи Бифволи, Вафла Вамуньяйи, Дэвида Эсели Симию и Лоуринс Сифуна.
Культура
[ редактировать ]Букусу играют традиционную семидесятую лиру , известную как литунгу и силили . Элайджа Масинде , который формализовал традиционную веру через Дини Я Мсамбву , был старшим Букусу; Он продвигал культуру и веру Букусу и, следовательно, Лухья и африканских народов. В Dini Ya Msambwa Элайджа Масинде сопротивлялся колониализму и истреблению образа жизни народа Лухья. [ 13 ] Обрезание Обрезание Букусу делается для мальчиков, которые находятся в возрасте от 12 до 28 лет. Они играют в торговле Jingle Bells "chinyimba", как они звонят, посещают всех родственников, чтобы сообщить им дату обрезания. Мальчик будет обрезан, сделает все и убедится, что он все сообщил. Третий день до дня D, мальчик будет размазан просотой мукой, «Хучукмамо», который будет использоваться для совершения алкоголя в день обрезания. Второй последний день он посетит своего дядю, где у Быка будет забит (likhoni), чтобы обозначить связь с местом дяди. Это будет день празднования, и там, после того, как мальчик будет доставлен на следующий день в место под названием «Ситоси/Сивонго», которое будет размазано грязью, прежде чем он вернет домой, стоять во дворе (Etiang'i) и быть обрезанным.
Примечательные люди
[ редактировать ]Примечательные люди Букусу включают:




- Джонатан Бараса (1916 - декабрь 1996 г.) был начальником кенийцев из Сирисии
- Нэнси Бараза (родилась в 1957 году в районе Бунгома, Западная Кения) Первый заместитель председателя Кении )
- Необязательный палоч
- Мухиса Китуи , Омутуквика Мукитанга, бывший депутат Кимилили, министр торговли и нынешний секретарь UNCTAD
- Мусикари Комбо , Омулунда, бывший министр и председатель Форд-Ценея
- Кеннет Лусака (родился 18 сентября 1963 г.) 2 -й и нынешний спикер кенийского сената
- Элайджа Масинде , Омубикачачи, лидер сопротивления и основатель религии божества
- Евсевий Джума Мухвана , Омусакали, основатель Священной Африки
- Масинде Мулиро , 1922 - 14 августа 1992 г.) Омукохо, бывший министр и лидер оппозиции
- Морис Майкл Отунга , Омукхоне, первый кардинал Кении, бывший глава католической церкви в Кении
- Джеймс Ситуама Кенийский футболист
- Wafula Wabuge , первый и единственный президент Западной Кении во время системы Маджимбо и бывшего посла в США
- Юджин Вамалва , Омугеле, бывший избирательный округ Саботи и в настоящее время секретарь Кабинета министров в настоящее время
- Майкл Янг Вамальва , Омугеле, бывший вице -президент Кении
- Wycliffe Wangamati Кенийский актуарий и политик в настоящее время выступают вторым губернатором округа Бунгома
- Пол Векеса (родился 2 июля 1967 г.) бывший теннис профессиональный
- Моисей Ветангула , нынешний лидер партии Форд -Кена и сенатор, округ Бунгома
Смотрите также
[ редактировать ]- Кинту , миф о творении буганды
Ссылки
[ редактировать ]- ^ De Wolf, J. (2019). Дифференциация и интеграция в Западной Кении: изучение религиозных инноваций и социальных изменений среди букусу . Изменения и преемственность в Африке. Де Грюйтер. п. 60. ISBN 978-3-11-080807-0 Полем Получено 5 августа 2024 года .
- ^ Вагнер, Гюнтер (1949). Банту Северного Кавирондо . Лондон: издательство Оксфордского университета. п. 23
- ^ «Архивная копия» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 2014-03-13 . Получено 2013-08-20 .
{{cite web}}
: CS1 Maint: архивная копия как заголовок ( ссылка ) - = 10 (20) около 12
- ^ Айот, Генри Окелло (1977). Найроби, Кения: Кенийское литературное бюро.
- ^ Были, Гидеон С. (1967) История Абалуйи Западной Кении: c. 1500-1930 . Найроби, Кения: Восточноафриканский издательство.
- ^ Onzee Peter Simiyu-начальник Thetoya
- ^ Баркер, Эрик Э. (1975) Короткая история Ньянзы. Найроби, Кения: Восточноафриканское литературное бюро.
- ^ Макила, FE (1978) . Найроби, Кения: Кенийское литературное бюро.
- ^ Роберто, Муела (24 февраля 2020 года). «Ведущий список Bukusus из большинства густонаселенных суб-племен Luhya» . Tuko.co.ke. Получено 3 марта 2023 года .
- ^ Джойс, Томас Атол (1911). Чисхолме, Хью (ред.). Encyclopædia Britannica . Тол. 15 (11 -е изд.). Издательство Кембриджского университета. С. 701–702. . В
- ^ Мойя, Розмари (9 сентября 2023 г.). «Природа традиционной / коренной системы образования Букусу, 1850 - 1894» (PDF) . Международный журнал науки и исследований (IJSR) . 12 (9): 1881.
- ^ Дэвид Э Рид из Института нынешних мировых дел в 1954 году