Гобоя концерт (Штраус)
Концерт в D -майор для гобоя и маленького оркестра | |
---|---|
Концерт Ричарда Штрауса | |
![]() Леон Гуссенс , который играл в гобое на первой записи в 1948 году | |
Ключ | D майор |
Каталог | TRV 292 |
Составлен | Завершено 25 октября 1945 года |
Преданность | Волкмар Андреа и Цюрих [ 1 ] |
Счет | двойной ветер, 2 рога и струны |
Концерт в D Major для гобоя и маленького оркестра , AV 144, TRV 292, был написан Ричардом Штраусом в 1945 году . Это была одна из последних работ, которые он написал в конце своей жизни, во время того, что часто описывают биографы, журналисты и музыкальные критики как его « индийское лето ».
Начало и премьера
[ редактировать ]Американский гобоист Джон де Ланси был капралом в подразделении армии США, который обеспечил область вокруг баварского города Гармиш , где жил Штраус в апреле 1945 года, в заключительные дни Второй мировой войны. [ 2 ] Будучи главным гобоистом Питтсбургского оркестра в гражданской жизни, он знал оркестровое письмо Штрауса для гобоя, тщательно посетил композитора в своем доме, и в ходе долгих разговоров спросил его, подумал ли он когда -нибудь написать концерт гобоя. Штраус ответил просто «нет», и тема была отброшена. Однако в течение нескольких месяцев, чтобы последовать, идея росла на нем, и он завершил короткий счет своего концерта гобоя 14 сентября 1945 года, завершив оркестровку 25 октября. [ 3 ] Премьера работы состоялась 26 февраля 1946 года в Цюрихе с участием Марселя Сайле в качестве солиста [ 4 ] с оркестом Тонхалле, проведенным Волкмаром Андреа . Британская премьера была на выпускных вечера BBC 17 сентября 1946 года с гозюистом Леоном Гуссенсом и симфоническим оркестром BBC, проведенными Адрианом Боултом . [ 5 ] Поскольку концерт готовился к печати в начале 1948 года, Штраус пересмотрел и расширил свою коду последнего движения. [ 3 ] Первая запись была сделана в 1948 году с господиком Леоном Гуссенсом и оркестром Филармонии , проведенным Альцео Галлиерой (в версии без окончательных изменений). [ 6 ] Джон де Ланси был удивлен, увидев, что Штраус действительно публикует концерт гобоя. Штраус увидел, что права на премьеру США были назначены де Ланси, который после войны перешел на Филадельфийский оркестр и был только младшим членом. Протокол сделал невозможным де -Ланси, поскольку у главного гобоиста Филадельфийского оркестра был приоритет. Вместо этого де Ланси дал права на премьеру США молодому друдку в Симфоническом оркестре CBS в Нью-Йорке Митча Миллера , который позже прославился как музыкальный продюсер и ведущий телешоу по пению. [ 4 ] [ 7 ] [ 8 ]
Джон де Ланси позже стал главным гобоистом для Филадельфийского оркестра. Его единственным публичным выступлением концерта была премьера компании 30 августа 1964 года в Центре искусств Interlochen в Мичигане, когда Юджин Орманди проводил. [ 9 ] В 1987 году де Ланси имел возможность записать работу, которую он помог вдохновить небольшим оркестром, идентифицированным только как «Камерный оркестр», проведенный Максом Уилкокс на лейбле RCA. [ 10 ]
Приборы
[ редактировать ]Концерт забит для гобоя соло с оркестром из 2 флейт , Cor Anglais , 2 кларнета , 2 бассуна , 2 рога и струны .
Структура
[ редактировать ]Концерт состоит из трех взаимосвязанных движений и длится около 25 минут:
- Веселый умеренный - D
- Andante - B -Flat Major , гораздо позже изменился на D Major
- Vivace - Allegro - D Major
Анализ
[ редактировать ]Тональным расположением движений является D Major, B-Flat Major, D Major. Юрген Мэй заметил, что «очевидно, что Штраус считает свою точку зрения здесь классические и ранние романтические модели его музыкальной молодежи. Композитор оглядывается на прошлую эстетику с точки зрения кого-то, кто пережил изменения парадигмы девятнадцатого и двадцатого века . из [ 11 ] [ 12 ]
Как и в его других поздних работах, Штраус создает музыку из серии небольших мелодичных идей, которые являются точкой отъезда для развития всей композиции ». [ 13 ] Концерт создан из трех основных тематических элементов. Первый - это 4 полуквации D - E - D - E, который открывает кусок в виолончели. Вторая-длинная нота (минимум), последовавшая за игривой фигурой более коротких продолжительных значений (полукваоры). Третий-это короткая короткая длина повторения, за которым следуют различные варианты продолжения. Этот мотив повторяет ритм судьбы Бетховена пятой симфонии и «явно относится к Metamorphosen , завершенным непосредственно перед концертом гобоя - замечательный пример тематических связей между последними инструментальными произведениями». [ 14 ] Тем не менее, это также связано с использованием Штрауса ритма мотива судьбы в первом движении его юной фортепианной сонаты, написанной более 60 лет ранее в 1881 году. Финал заканчивается сюрпризом: после второй Кадензы Штраус завершается танцем. -Ла -Аллегро в 6/8 метре, который кажется четвертым движением с собственным характером.
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
- ^ Штраус, Ричард (1948). Гобоя концерт . Лондон: Хоукс и сын.
- ^ Кеннет Морган (2010). «Фриц Райнер, Маэстро и Мартинет». п. 12 ISBN 025207730X .
- ^ Jump up to: а беременный Бенджамин Фолкман (2000). Заметки в буклетах для концертов Моцарта и Штрауса Винд , Sony CD, Fumiaki Miyamoto , Oboe, Mito Chamber Orchestra, проведенного Сейджи Озавой .
- ^ Jump up to: а беременный Даниэль Дж. Вакин (3 декабря 2009 г.). «Как Штраус пришел, чтобы написать свой концерт на гобее» . New York Times . Получено 24 октября 2014 года .
- ^ BBC PROM Archive , PROM 45 1946.
- ^ Завета CD SBT1009, Concerto Strauss Gooe в D; Рог Концерт № 1 в E Flat, op. 11
- ^ Двойной тростник , том 28. Международное общество двойного тростника , 2005.
- ^ Граммофон , том 81, выпуски 977–979. General Gramophone Publications Limited, 2004.
- ^ Питер Блум «История, память и гобоя Концерт Ричарда Штрауса» Журнал Международного общества двойного тростника, 27 (осень 2005 г.), 77-95.
- ^ RCA Gold Seal GD87989.
- ^ ( Май 2010 , стр. 181).
- ^ Леон Ботштейн (1992), «Загадки Ричарда Штрауса: ревизионистский взгляд», в Штраусе и его мире , под редакцией Брайана Гиллиама, издательство Принстонского университета, ISBN 9780691027623 , с. 3–32.
- ^ ( Май 2010 , стр. 182).
- ^ ( Май 2010 , стр. 183).
Источники
- Роос, Джеймс (зима 1991). «Обоист, наконец, записывает концерт, который он вдохновил». Двойной тростник 14 (3).
- Мэй, Юрген (2010). «Последние работы». В Кембриджском компаньоне Ричарду Штраусу , под редакцией Чарльза Юманса, 178–192. Кембридж -компаньоны на музыку . Кембридж и Нью -Йорк: издательство Кембриджского университета, ISBN 978-0-521-72815-7 .