Рекреационная математика
Часть серии о | ||
Математика | ||
---|---|---|
Математический портал | ||
Рекреационная математика - это математика, выполняемая для отдыха (развлечения), а не как строго исследовательская и прикладная профессиональная деятельность или как часть формального образования студента. Хотя это не обязательно ограничивается занятием для любителей , многие темы в этой области не требуют знаний высшей математики. Развлекательная математика включает в себя математические головоломки и игры , которые часто нравятся детям и неподготовленным взрослым и вдохновляют их на дальнейшее изучение предмета. [1]
Математическая ассоциация Америки (MAA) включает развлекательную математику в одну из своих семнадцати групп по особым интересам , комментируя:
Рекреационную математику нелегко определить, потому что это нечто большее, чем математика, выполняемая как развлечение или игра в игры, в которых задействована математика. Рекреационная математика основана на глубоких идеях, спрятанных в головоломках, играх и других формах игры. Цель SIGMAA по развлекательной математике (SIGMAA-Rec) — объединить энтузиастов и исследователей по множеству тем, подпадающих под развлекательную математику. Мы поделимся результатами и идеями нашей работы, покажем, что тех, кто смотрит, ждет настоящая, глубокая математика, и приветствуем тех, кто желает приобщиться к этой отрасли математики. [2]
Математические соревнования (например, спонсируемые математическими ассоциациями ) также относятся к категории развлекательной математики.
Темы
[ редактировать ]Некоторые из наиболее известных тем развлекательной математики — кубики Рубика , магические квадраты , фракталы , логические головоломки и математические шахматные задачи , но эта область математики включает в себя эстетику и культуру математики, своеобразные или забавные истории и совпадения о математике , а также личная жизнь математиков .
Математические игры
[ редактировать ]Математические игры — это многопользовательские игры , правила, стратегии и результаты которых можно изучать и объяснять с помощью математики . Игрокам, возможно, не понадобится использовать явную математику, чтобы играть в математические игры. Например, Манкала изучается в математической области комбинаторной теории игр , но для того, чтобы в нее играть, не требуется никакой математики.
Математические головоломки
[ редактировать ]Математические головоломки требуют математики для их решения. У них есть определенные правила, как и у многопользовательских игр , но математические головоломки обычно не предполагают соревнования между двумя или более игроками. Вместо этого, чтобы решить такую головоломку , решатель должен найти решение, удовлетворяющее заданным условиям.
Логические головоломки и классические шифры являются распространенными примерами математических головоломок. Клеточные автоматы и фракталы также считаются математическими головоломками, хотя решатель взаимодействует с ними только путем предоставления набора начальных условий.
Поскольку математические головоломки часто включают или требуют игровых функций или мышления, их иногда также называют математическими играми.
Математика
[ редактировать ]Фокусы, основанные на математических принципах, могут производить самостоятельные, но удивительные эффекты. Например, математик может использовать комбинаторные свойства колоды игральных карт, чтобы угадать карту, выбранную добровольцем, или коды Хэмминга, чтобы определить, лжет ли доброволец. [3]
Другая деятельность
[ редактировать ]Другие курьезы и развлечения, представляющие нетривиальный математический интерес, включают:
- узоры в жонглировании
- иногда глубокие алгоритмические и геометрические характеристики оригами
- узоры и процесс создания фигурок из веревок, таких как колыбельки для кошек и т. д.
- программное обеспечение для генерации фракталов
Интернет-блоги, подкасты и каналы YouTube
[ редактировать ]Существует множество блогов и аудио- и видеосерий, посвященных развлекательной математике. Среди примечательных можно отметить следующие:
- «Разрезать узел» Александра Богомольного
- «Бесполезный шкаф» Грега Росса
- Матолог Буркарда Польстера
- Видео сВи Харт
- Стендап-математика Мэтта Паркера
- Numberphile от Брейди Харана
Публикации
[ редактировать ]- Журнал «Эврика», издаваемый математическим обществом Кембриджского университета, является одним из старейших изданий по развлекательной математике. С 1939 года она публиковалась 60 раз, среди ее авторов были многие известные математики и ученые, такие как Мартин Гарднер , Джон Конвей , Роджер Пенроуз , Ян Стюарт , Тимоти Гауэрс , Стивен Хокинг и Поль Дирак .
- Журнал развлекательной математики был крупнейшим изданием по этой теме с момента его основания в 1968 году до 2014 года, когда он прекратил публикацию.
- «Математические игры» (1956–1981) — так называлась давняя в журнале Scientific American, посвящённая развлекательной математике колонка Мартина Гарднера . Он вдохновил несколько поколений математиков и ученых своим интересом к математическим развлечениям. На смену «Математическим играм» пришли 25 колонок « Метамагические темы » (1981–1983), столь же выдающаяся, но более короткая колонка Дугласа Хофштадтера , а затем 78 колонок «Математические развлечения» и «Компьютерные развлечения» (1984–1991). ) А. К. Дьюдни , затем 96 колонок «Математические развлечения» (с 1991 по 2001 год) Яна Стюарта и совсем недавно «Загадочные приключения» Денниса Шаши .
- Журнал «Рекреационная математика» , издаваемый Ассоциацией Людус , выходит в электронном виде и выходит раз в полгода. В нем основное внимание уделяется результатам, дающим забавные, остроумные, но, тем не менее, оригинальные и глубокие с научной точки зрения математические самородки. Выпуски выходят точно в моменты равноденствия.
Люди
[ редактировать ]Среди выдающихся практиков и сторонников развлекательной математики были профессиональные математики и математики-любители :
Полное имя | Фамилия | Рожденный | Умер | Национальность | Описание |
---|---|---|---|---|---|
Льюис Кэрролл (Чарльз Доджсон) | Кэрролл | 1832 | 1898 | Английский | Математик, головоломка и англиканский дьякон, наиболее известный как автор «Алисы в стране чудес» и «Алисы в Зазеркалье» . |
Сэм Ллойд | Лойд | 1841 | 1911 | Американский | Композитор и автор шахматных задач Америки «величайшим списком головоломок » , названный Мартином Гарднером . [4] |
Генри Дюдени | Дюдени | 1857 | 1930 | Английский | Государственный служащий назван «величайшим загадкой Англии». [5] |
Yakov Perelman | Перельман | 1882 | 1942 | Русский | Автор многих научно-популярных и математических книг, в том числе «Математика может быть интересной». |
Д.Р. Капрекар | Капрекар | 1905 | 1986 | Индийский | Открыл несколько результатов в теории чисел , описал несколько классов натуральных чисел, включая числа Капрекара , харшада и собственные числа, а также открыл константу Капрекара. |
Мартин Гарднер | Гарднер | 1914 | 2010 | Американский | Популярный по математике и естественным наукам писатель ; автор «Математических игр» , давней колонки в журнале Scientific American . |
Раймонд Смалльян | Смаллян | 1919 | 2017 | Американский | Логик; автор многих книг логических головоломок, в том числе « Издеваться над пересмешником ». |
Джозеф Мадачи | Мадачи | 1927 | 2014 | Американский | Многолетний редактор Journal of Recreational Mathematics , автор книги «Математика в отпуске». |
Соломон В. Голомб | Голомб | 1932 | 2016 | Американский | Математик и инженер, наиболее известный как изобретатель полимино . |
Джон Хортон Конвей | Конвей | 1937 | 2020 | Английский | Математик и изобретатель « Игры жизни» Конвея , соавтор книги «Пути к победе» , анализа многих математических игр . |
Ли Саллоус | Желтый | 1944 | Английский | Изобрёл геомагические квадраты , голигоны и самоисчисляемые предложения . |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кулкарни, Д. Наслаждение математикой: обучение решению задач с помощью KenKen Puzzles. Архивировано 1 августа 2013 г. в Wayback Machine , учебнике для обучения с помощью KenKen Puzzles.
- ^ MAA Группы специальных интересов Американской математической ассоциации
- ^ Тейшейра, Рикардо (2020). Математика: волшебное путешествие по высшей математике . США: World Scientific. ISBN 9789811214509 .
- ^ Лойд, Сэм (1959). Математические головоломки Сэма Лойда (выбрано и отредактировано Мартином Гарднером ), Dover Publications Inc., стр. хи, ISBN 0-486-20498-7
- ^ Ньюинг, Анджела (1994), «Генри Эрнест Дюдени: величайший список головоломок Великобритании», в книге Гая, Ричарда К .; Вудро, Роберт Э. (ред.), Светлая сторона математики: материалы мемориальной конференции Юджина Стренса по занимательной математике и ее истории , Cambridge University Press, стр. 294–301, ISBN 9780883855164 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- WW Роуз Болл и HSM Коксетер (1987). Математические развлечения и очерки , тринадцатое издание, Дувр. ISBN 0-486-25357-0 .
- Генри Э. Дудени (1967). 536 Головоломок и любопытных задач. Сыновья Чарльза Скрибнера . ISBN 0-684-71755-7 .
- Сэм Лойд (1959. В 2 т.). в книге Мартина Гарднера: Математические головоломки Сэма Лойда. Дувр. OCLC 5720955 .
- Раймонд М. Смаллян (1991). Леди или Тигр? И другие логические задачи . Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-286136-0 .