Трисонг Детсен
Tri Songdetsen Khri Srong lde btsan | |||||
---|---|---|---|---|---|
Ценпо | |||||
![]() Tri Songdetsen statue at Samye . | |||||
Император Тибета | |||||
Правление | 755–794 | ||||
Предшественник | Я агенс | ||||
Преемник | Муни Цефо | ||||
Регент | Машанг Дромампакья | ||||
Рожденный | 742 | ||||
Умер | 797 (55 лет) | ||||
Погребение | Трулри Цукнанг Мавзолей, долина королей | ||||
Супруг | Цепунза на метокдр Острый Lhamotsen Кхархенца Чогил Droza Trigyel Motsen ( он же Jangchup Jertsen ) Пойоза Гил Мотсюн Ише Цогиль | ||||
Проблема | Mutre Songpo Муни Цефо Мутик Ценупо Садналегс | ||||
| |||||
Лончен | список | ||||
Отец | Я агенс | ||||
Мать | Нанамза Мангподе Чхитененг | ||||
Религия | Тибетский буддизм |
Tri Songdetsen ( тибетс : ཁྲོ་སྲོང་ལྡེ་བརྩན། ཁྲི་སྲོང་ལྡེ་བཙན , Wylie : Khri Srong Lde Brtsan/Btsan , Zypy : Chisong Dêzän , Lhasa Dialect : [ʈʂʰisoŋ tetsɛ̃] ) был сыном меня , 38 -й император Тибета . Он управлял с 755 г. н.э. до 797 или 804 года. Три Сонгдетсен был вторым из трех королей Дхармы Тибета, сыграв ключевую роль в введении буддизма в Тибет и создание Нингмы или «древней» школы тибетского буддизма .
Унаследованная империя Tri Songdetsen несколько снизилась с самой большой степени под первым королем Дхармы, Сонгтсен Гампо . Распад продолжался, когда в 694 году Тибет потерял контроль над несколькими городами в Туркестане , и в 703 году Непал вступил в восстание. Тем временем арабские силы боролись за влияние вдоль западных пограничных земель Тибетской империи. Тем не менее, Tri Songdetsen стал величайшим правителем Имперского Тибета и беспрецедентным буддийским благотворителем. [ 1 ]
Tri Songdetsen и его поддержка буддизма
[ редактировать ]Часть серии на |
Тибетский буддизм |
---|
![]() |
Tri Songdetsen очень важен для истории тибетского буддизма как одного из трех «королей дхармы» (тибетский: Чогел ), который установил буддизм в Тибете . Три короля Дхармы были Songtsen Gampo , Tri Songdetsen и Ralpacan .
Столовый столб Скар-Кунг , возведенный Садналегами (Управление ок. 800-815), говорит, что во время правления Три Сонгдетсена «святыни трех драгоценных камней были установлены путем строительства храмов в центре и на границах, Бсам-яс в Хрусении Мар и так далее ». [ 2 ] В первом указе Tri Songdetsen уже упоминается сообщество монахов в Bsam-Yas ( Samye ), состоящее из бывшей армии. [ 3 ]
Индийские традиции
[ редактировать ]Songdetsen стал императором в 755 году, в возрасте 13 лет. Его обращение в буддизм состоялось в 762 году в возрасте 20 лет. [ 4 ] В постмпериальных источниках утверждается, что пригласили Падмасамбхаву , Шантаракшиту , Вималамитра и различные другие индийские учителя, которые приезжают в Тибет, чтобы распространить последнее понимание обучения. Два пандита начались с того, что установили Самье как первую вихару в Тибете. Несколько тибетцев были в конечном итоге инициированы как монахи, и был предпринят обширный проект перевода, переведя буддийские писания с санскрита в классический тибетский . [ 5 ] Йеш Цогил , ранее либо супруга, либо жена Три Сондцен, стал великим хозяином после обучения в Падмасамбхаве и считается матерью буддизма.
Китайские традиции
[ редактировать ]Первый задокументированный распространение буддизма Чана перед Тибетом, в которой было написано хронику в том, что стало известно как заявления семьи SBA , произошли примерно в 761 году, когда Tri Songdetsen Detsen отправил партию в регион Йижоу , чтобы получить учения Ким Хвасанг , корейский чан Мастер , с которым они столкнулись в Сычуане . Партия получила учения и три китайских текста от Ким, которая вскоре умерла. [ 6 ]
Tri Songdetsen покровительствовал второй партии в Китае в 763 году. Эта вторая экспедиция возглавляла высший министр SBA Gsalsnan. Существует научное несогласие, о котором Гсальснан столкнулся в Ичжоу. Ранняя стипендия рассмотрела Ким, но это было пересмотрено в Баотанг Вучжу (714-774), главу и основатель Баотанга в Чэнду . И Ким, и Баотан Вучжу были из одной школы Чан, у преподавания Восточной горы . [ 6 ]
Дебаты
[ редактировать ]Tri Songdetsen, организовала знаменитые двухлетние дебаты с 792-794, известные в западной стипендии как «Совет Лхасы» (хотя он проходил в Самье на довольно расстоянии от Лхасы ) за пределами столицы. Он спонсировал дебаты Дхармы между буддистом Чан Мохеян , который представлял третью задокументированную волну распространения Чан в Тибете, и ученый Камаласила , студент Шантаракшиты . Эффективно дебаты происходили между китайскими и индийскими буддийскими традициями, поскольку они были представлены в Тибете.
Источники различаются как о характере дебатов, так и о победителе. Стейн (1972: стр. 66-67) гласит, что Камалаила распространял «постепенный подход» к просветлению, состоящий из очистительного садханы , такого как культивирование парамитов . Роль Камалашилы заключалась в том, чтобы упомянуть тибетцев как буддийских монахов и распространять буддийскую философию, как она процветала в Индии. Стейн (1972: стр. 66-67) считает, что Камалаила одержал победу в дебатах, и что Три Сонгдетсен встал на сторону Камалазилы. [ 7 ]
Ступа Строительство
[ редактировать ]Tri Songdetsen также традиционно ассоциируется со строительством Будханатха в долине Катманду в Непале. [ 8 ]
Роль Padmasambhava , с другой стороны, состояла в том, чтобы установить учение буддийской тантры в Тибете. Во время правления Три Сонгдетсена объединенные усилия Падмасамбхавы, Шантаракшиты и Камалашила установили как индийскую буддийскую философскую интерпретацию, так и буддийскую тантру в Тибете.
Политическая и военная деятельность
[ редактировать ]В 763 году Три Сонгдетсен отправил армию из 200 000 человек на границу с Тан Китай, победив сил, а затем продолжая взять Чанган , столицу китайской столицы, заставив императора Дайзонга Тан сбежать из столицы. [ 9 ] В 783 году между Китаем и Тибетом был согласован мирный договор, давая Тибет все земли в современном Цинхаи .
Король также сформировал альянс с Нанцхао в 778 году, присоединившись к усилиям, чтобы напасть на китайцев в Сычуане .
Затем Tri Songdetsen стремился расширить запад, достигнув Аму Дарья и угрожая Аббасидному Халифу , Харун Ар-Рашид . Халиф был достаточно обеспокоен, чтобы установить союз с китайским императором. Три Сонгдетсен был бы занят арабскими войнами на Западе, снимая давление от своих китайских противников на востоке и на севере, пока его правление не закончилось в 797 году.
Выход на пенсию, смерть и преемственность
[ редактировать ]У Tri Songdetsen было четыре сына: Mutri Tsenpo, Muné Tsenpo , Mutik Tsenpo и Sadnalegs . Старший сын, Мутри Ценпо, умер рано.
Три Сонгдетсен ушел в отставку, чтобы жить во дворце в Зунгкаре и передал власть своему второму сыну Муне Ценпо , в 797 году. С этого момента в различных исторических источниках много путаницы. Кажется, что после смерти Tri Songdetsen произошла борьба за преемственность. Неясно, когда умерла Три Сонгдетсен, или как долго царствовал Мун Ценпо. Завещание BA , тибетского исторического текста, который может быть датируется 9 -м веком, утверждает, что Муне Ценпо настаивал на том, чтобы похороны его отца были выполнены в соответствии с буддийскими, а не традиционными обрядами. [ 10 ]
Говорят, что Мун Ценпо был отравлен его матерью, которая завидовала своей прекрасной жене. [ 11 ] [ 12 ]
Как бы то ни было, как старая книга Тан , так и тибетские источники согласны с тем, что, поскольку у Муна Ценпо не было наследников, власть передала его младшему брату Садналегу, который был на престоле к 804 году. [ 13 ] [ 14 ]
Другой брат, Мутик Ценпо, по -видимому, не был рассмотрен для должности, так как ранее убивал старшего министра и был изгнан в Лходак -харху возле бутанской границы. [ 15 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Kapstein, M. (2013). Тибетский буддизм: очень короткое введение.
- ^ Ричардсон, Хью. Корпус ранних тибетских надписей (1981), с. 75. Королевское азиатское общество, Лондон. ISBN 0-947593-00-4 .
- ^ Беквит, CI «Восстание 755 в Тибете», с. 3 ПРИМЕЧАНИЕ 7. В: Вейнер исследования по тибетологии и буддизмологии . № 10-11. [Эрнст Стейнкеллнер и Хельмут Таушер, ред. Материалы Симпозиума Симпозиума CSOMA de Kőrös в Velm-Vienna, Австрия, 13–19 сентября 1981 года . Тома. 1-2.] Вена, 1983.
- ^ Kapstein, M. (2013). Тибетский буддизм: очень короткое введение.
- ^ Stein, RA (1972) Тибетская цивилизация , с. 66. Stanford University Press. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 (pbk)
- ^ Jump up to: а беременный Рэй, Гэри Л. (2005). Северная школа Чан и внезапные дебаты Просвещения в Китае и Тибете . Источник: [1] Архивировано 2008-07-25 на машине Wayback (доступ: 2 декабря 2007 г.)
- ^ Stein, RA (1972) Тибетская цивилизация , с. 66-67. Издательство Стэнфордского университета. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 (pbk)
- ^ Легенда о великой ступе и истории жизни о гуру, родившемся Лотоса , с. 21-29. Кит Дауман (1973). Центр медитации Тибетского Нингма. Дхарма Книги. Беркли, Калифорния.
- ^ Stein, RA (1972) Тибетская цивилизация , с. 65. Stanford University Press. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 (pbk)
- ^ dba 'bzhed: Королевское повествование о доведении доктрины Будды в Тибет . Перевод и факсимильное издание тибетского текста Пасанг Вангду и Хильдегарда Дибергера. Издатель австрийского акадами наук, Вена 2000. ISBN 3-7001-2956-4 .
- ^ Shakabpa, Tsepon Wd Tibet: политическая история (1967), с. 46-47. Издательство Йельского университета, Нью -Хейвен и Лондон.
- ^ Древний Тибет: исследовательские материалы из проекта Йеше де , стр. 284, 290-291. Dharma Publishing, Беркли, Калифорния. ISBN 0-89800-146-3
- ^ Ли, Дон Ю. История ранних отношений между Китаем и Тибетом: от Чиу Тан-Шу, документальный опрос , с. 144, и н. 3. (1981). Восточная пресса, Блумингтон, Индиана. ISBN 0-939758-00-8 .
- ^ Stein, RA (1972) Тибетская цивилизация , с. 131. Stanford University Press. ISBN 0-8047-0806-1 (ткань); ISBN 0-8047-0901-7 (pbk)
- ^ Shakabpa, Tsepon Wd Tibet: политическая история (1967), с. 47. Издательство Йельского университета, Нью -Хейвен и Лондон.