Jump to content

Женщины-пилоты ВВС

(Перенаправлено с женщин-пилотов ВВС )

Женщины-пилоты воздушной службы (WASP)
Значок WASP

Элизабет Л. Гарднер , член WASP, за штурвалом B-26 Marauder.
Обзор агентства
Сформированный 5 августа 1943 г. ( 1943-08-05 )
Предыдущие агентства
  • Женский летный учебный отряд (WFTD), сформирован в сентябре 1942 г.
  • Женская вспомогательная перегонная эскадрилья (WAFS), сформирована в сентябре 1942 г.
Растворенный 20 декабря 1944 г.
Сотрудники на обучение принято около 2500
1074 прошли обучение
Материнское агентство Военно-воздушные силы армии США

Женщины -пилоты ВВС ( WASP ) (также женщины-пилоты армейской службы) . [ 2 ] или женщины-пилоты вспомогательной службы [ 3 ] ) — гражданская организация женщин-пилотов, членами которой были служащие федеральной государственной службы США . Члены WASP стали обученными пилотами, которые испытывали самолеты, перегоняли самолеты и обучали других пилотов. Их целью было освободить пилотов-мужчин для участия в боевых действиях во время Второй мировой войны . Несмотря на то, что в создании программы участвовали различные военнослужащие, WASP и ее члены не имели военного положения.

WASP предшествовали Женский летный учебный отряд (WFTD) и Женская вспомогательная перегонная эскадрилья (WAFS). Оба были организованы отдельно в сентябре 1942 года. Это были новаторские организации гражданских женщин-пилотов, которые были прикреплены к ВВС США для управления военными самолетами во время Второй мировой войны. 5 августа 1943 года WFTD и WAFS объединились и образовали организацию WASP. [ 4 ] : 45, 49–50, 173 

Соглашение WASP с ВВС США закончилось 20 декабря 1944 года. За период его действия каждый член службы освободил пилота-мужчину для боевых или других обязанностей. Они пролетели более 60 миллионов миль; перевозил все типы военных самолетов; буксируемые мишени для боевых стрельб из зенитных орудий ; моделировали обстрелы и перевозили грузы. Тридцать восемь членов WASP погибли во время выполнения своих обязанностей, а одна, Гертруда Томпкинс , исчезла во время переправы, ее судьба до сих пор неизвестна. [ 5 ] В 1977 году за службу во время Второй мировой войны участникам был присвоен ветеранов . статус [ 6 ] а в 2009 году награжден Золотой медалью Конгресса . [ 7 ] [ 8 ]

Создание WASP

[ редактировать ]

WASP начинала свою деятельность как две отдельные организации. Пилот Жаклин «Джеки» Кокран в 1939 году написала первой леди Элеоноре Рузвельт письмо с предложением использовать женщин-пилотов в небоевых миссиях. [ 9 ] [ 10 ] Кокрен был представлен Рузвельтом генералу Генри Х. Арнольду , командующему ВВС армии , и генералу Роберту Олдсу , который стал главой Воздушно-транспортного командования (УВД). [ 11 ] Арнольд попросил ее переправить бомбардировщик в Великобританию , чтобы привлечь внимание к идее женщин-пилотов военных самолетов. [ 9 ] Кокран действительно поехала в Англию, где она работала волонтером во Вспомогательной воздушной транспортной службе (ATA) и набирала американских женщин-пилотов для помощи в управлении самолетами в Европе. [ 12 ] Двадцать пять женщин вызвались добровольцами в АТА вместе с Кохраном. [ 13 ] Американки, летавшие в составе ATA, были первыми американками, управлявшими военными самолетами. [ 12 ] Находясь в Англии, Кокран изучал организацию АТА и Королевских ВВС (RAF). [ 14 ]

Летом 1941 года Кокран и летчик-испытатель Нэнси Харкнесс Лав независимо друг от друга представили ВВС США предложения разрешить женщинам-пилотам участвовать в небоевых миссиях после начала Второй мировой войны в Европе. [ 15 ] План заключался в том, чтобы освободить пилотов-мужчин для боевых задач, используя квалифицированных пилотов-женщин для переправки самолетов с заводов на военные базы, а также для буксировки дронов и воздушных целей . США наращивали свою военно-воздушную мощь и военное присутствие в ожидании прямого участия в конфликте и с опозданием начали резко увеличивать численность своего личного состава в военной форме . Этот период привел к резкому увеличению активности ВВС армии США из-за очевидных пробелов в «человеческих силах», которые могли быть заполнены женщинами. Чтобы компенсировать потребность военных в рабочей силе после нападения на Перл-Харбор , правительство поощряло женщин выходить на работу, чтобы занять рабочие места как в промышленности, так и в сфере услуг, поддерживая военные усилия . [ 16 ] [ 17 ]

Пилоты женской вспомогательной перегонной эскадрильи (WAFS), 7 марта 1943 г.

Муж Нэнси Харкнесс Лав , Роберт Лав, был частью резерва армейской авиации и работал на полковника Уильяма Х. Таннера . [ 17 ] Когда Роберт Лав упомянул, что его жена была пилотом, Таннер заинтересовалась, знает ли она других женщин-пилотов. [ 18 ] Таннер и Нэнси Лав встретились и начали планировать программу авиационных переправ с участием женщин-пилотов. [ 18 ] Более формально, 11 июня 1942 года полковник Таннер предложил включить женщин-пилотов в Женский армейский вспомогательный корпус (WAAC). [ 19 ] Однако с этим предложением возникли технические проблемы, поэтому было решено вместо этого нанять гражданских пилотов для УВД. [ 19 ] К 18 июня Лав составил план для отправки генералу Гарольду Л. Джорджу , который направил это предложение генералу Генри Х. Арнольду . [ 19 ] Элеонора Рузвельт написала о женщинах, работавших пилотами во время войны, в своей газетной колонке «Мой день» от 1 сентября, поддержав эту идею. [ 20 ] Генерал Джордж снова обсудил эту идею с генералом Арнольдом, который, наконец, 5 сентября приказал «принять немедленные меры и начать набор женщин-пилотов в течение двадцати четырех часов». [ 21 ] Нэнси Харкнесс Лав должна была стать директором группы и в тот же день разослала 83 телеграммы потенциальным женщинам-пилотам. [ 21 ]

Женская вспомогательная перегонная эскадрилья (WAFS) официально вступила в строй 10 сентября 1942 года. [ 22 ] [ 23 ] Вскоре командование воздушного транспорта начало использовать женщин для переправки самолетов с завода на аэродромы . Любовь началась с 28 женщин-пилотов, но во время войны их число росло, пока не образовалось несколько эскадрилий. [ 24 ] Требования к новобранцам заключались в том, что они должны быть в возрасте от 21 до 35 лет, иметь диплом средней школы, лицензию на коммерческие полеты , 200 лошадиных сил мощность двигателя , 500 часов налета и опыт полетов по стране. [ 25 ]

Униформа для WAFS была разработана Лавом и состояла из серой габардиновой куртки с медными пуговицами и квадратными плечами. [ 26 ] Униформу можно было носить с юбками с бобинами или брюками, также изготовленными из габардина. [ 26 ] Поскольку им приходилось платить за свою униформу, только 40 женщин когда-либо носили форму WAFS. [ 22 ] Всем WAFS была выдана летная форма, состоящая из хаки комбинезонов цвета , парашюта , защитных очков , летного шарфа и кожаной летной куртки с нашивкой УВД. [ 27 ]

Штаб-квартира WAFS была создана на новой (май 1943 г.) армейской авиабазе Нью-Касл (бывший аэропорт Уилмингтон ). [ 22 ] Таннер позаботился о том, чтобы на базе были помещения для женщин. [ 28 ]

WAFS работала по 90-дневному возобновляемому контракту. [ 29 ] WAFS зарабатывала 250 долларов в месяц и должна была обеспечивать и оплачивать проживание и питание . [ 30 ]

Первая группа новобранцев WAFS была известна как «Первородные». [ 31 ] Бетти Гиллис была первой женщиной, пришедшей на тренировку. [ 31 ] 6 октября Гиллис был назначен исполнительным директором и заместителем командира WAFS. [ 32 ] Гиллис была знакома с методами строевой подготовки и командования, которым она научилась в окончании школы. [ 14 ] Первое задание WAFS выполнил Гиллис 22 октября 1942 года. [ 33 ] Шесть WAFS должны были переправить шесть самолетов L-4B Cub с завода на Митчел Филд . [ 33 ] Первоначальная эскадрилья из 28 человек была сокращена до 27, когда Пэт Рони ушел 31 декабря после несогласия с полковником Бейкером. [ 34 ]

У WAFS был средний налет около 1400 часов и рейтинг коммерческих пилотов. Они получили 30 дней ознакомительного курса для изучения армейских документов и полетов в соответствии с военными уставами . После этого их распределили по различным переправочным командам . [ 35 ] В начале 1943 года были сформированы три новые эскадрильи. [ 36 ] 4-я переправочная группа находилась в Ромуле под командованием Дель Шарра . [ 36 ] 5-я переправочная группа дислоцировалась в Лав-Филд и находилась под командованием Флорен Миллер . [ 36 ] 6-я переправочная группа дислоцировалась в Лонг-Бич под командованием Барбары Джейн Эриксон . [ 36 ]

Кокран вернулся из Англии и прибыл в США за день до объявления WAFS. [ 37 ] Кокрен был рассержен тем, что предложение Лав было принято, а ее собственное, похоже, было проигнорировано. [ 14 ] На следующий день Кокрен вылетела в Вашингтон и рассказала генералу Арнольду о своем предыдущем предложении. [ 38 ] WAFS были сформированы, когда генерал Арнольд находился в длительном отпуске по болезни. [ 14 ] 13 сентября Арнольд отправил генералу Джорджу Э. Стратемейеру записку , в которой назначил Кокран директором «Женской летной подготовки». [ 39 ] 15 сентября 1942 года предложение Кокрана по обучению было также принято, в результате чего был сформирован 319-й женский летный учебный отряд (WFTD). [ 40 ] WFTD будет работать с Командованием летной подготовки (FTC). [ 41 ] WFTD был задуман как программа по обучению большего числа женщин управлению самолетами. [ 42 ] 7 октября генерал Арнольд предложил цель подготовить 500 женщин-пилотов. [ 43 ] К 3 ноября генерал Арнольд предложил «приложить максимум усилий для подготовки женщин-пилотов». [ 43 ]

Фифинелла , талисман женщин-пилотов ВВС (WASP), созданный The Walt Disney Company.

Компания Aviation Enterprises на базе Говарда Р. Хьюза Филда стала базой WFTD. [ 44 ] [ 4 ] Первые стажеры, набранные в WFTD, класс 43-1, начались 16 ноября 1942 года. [ 45 ] Кокран назначил Деди Дитон своим руководителем, отвечающим за поиск жилья для класса 43-1, также известного как «Морские свинки». [ 46 ] [ 47 ] Женщины тренировались на старых самолетах, многие из которых имели «видимые и невидимые шрамы». [ 48 ]

Пилотам WFTD выдали большие комбинезоны цвета хаки (которые стажеры называли « костюмами зутов »), им было приказано носить любую имеющуюся у них обувь и сетку для волос на линии полета. [ 49 ] Женщины WFTD были размещены в разных местах, и им приходилось самостоятельно добираться до тренировок. [ 50 ] Первые смертельные случаи произошли, когда Маргарет Ольденбург и ее инструктор практиковали вращения 7 марта 1943 года. [ 51 ] Ольденбург ввел ее самолет с открытой кабиной ПТ-19 в штопор, от которого она не смогла оправиться, и в результате крушения погибли она и ее инструктор. [ 51 ] Поскольку WFTD были гражданскими лицами, денег на покрытие расходов на похороны не было. [ 51 ] Кокран оплатила расходы из своего кармана, а Дитон сопроводила тело Ольденбурга домой. [ 51 ] Еще одна катастрофа произошла 21 марта 1943 года, когда Корнелия Форт , бывшая летная инструкторша, первой столкнувшаяся с японскими самолетами в Перл-Харборе , перегоняла БТ-13 с группой пилотов-мужчин. [ 52 ] Один из пилотов, красуясь, подлетел слишком близко к самолету Форт, и его шасси столкнулось с крылом ее самолета, отломив его часть. [ 53 ] Самолет пошел в пике , в результате чего она погибла. [ 54 ]

Кокрен настойчиво настаивал на создании единого органа, который бы контролировал деятельность всех женщин-пилотов. Таннер, в частности, возражал, ссылаясь на различные квалификационные стандарты и абсолютную необходимость того, чтобы УВД могло контролировать своих собственных пилотов. Но превосходство Кокрена над Арнольдом преобладало, и в июле 1943 года он приказал объединить программы с Кокраном в качестве директора. [ 12 ] WAFS и WFTD были объединены в организацию «Женщины-пилоты ВВС» (WASP). [ 55 ] Лав продолжил программу в качестве руководителя, отвечающего за паромные перевозки WASP. Официальное объявление об объединении WAFS и WFTD состоялось 20 августа 1943 года. [ 56 ]

В 1943 году WASP приняла нашивку с изображением самки гремлина Фифинеллы . [ 1 ] Фифинелла была придумана Роальдом Далем и нарисована Уолтом Диснеем и стала официальным талисманом WASP. [ 1 ]

Требования и демография

[ редактировать ]
Хейзел Ин Ли в тренажере Link, 1944 год.

WASP принял многие требования WAFS, но добавил еще одно. Новобранцы по-прежнему должны были быть в возрасте от 21 до 35 лет, иметь хорошее здоровье, иметь лицензию пилота и 35 часов налета. [ 57 ] [ 58 ] Кроме того, женщины также должны были быть ростом не менее пяти футов и двух дюймов. [ 59 ] Более 25 000 женщин подали заявки на вступление в WASP; Было принято 1830 человек, но только 1074 человека завершили обучение. [ 60 ] Все заявители имели опыт работы и сертификаты летчиков . Несколько WASP ранее прошли обучение по Программе подготовки гражданских пилотов (CPTP). [ 61 ] [ 62 ] [ 63 ] Многие женщины происходили из богатых семей, которые раньше могли пройти обучение пилотам, или имели мужей, которые помогали оплачивать их дорогостоящее обучение. [ 64 ] Все новобранцы WASP были заинтересованы в служении своей стране. [ 64 ]

Хотя большинство пилотов WASP были белыми, они были не только белыми. Две американки китайского происхождения , Хейзел Ин Ли и Мэгги Джи , две женщины латиноамериканского происхождения, Вернеда Родригес и Фрэнсис Диас , [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] [ 68 ] и одна известная индейка , Ола Милдред Рексроат, завершила обучение. Рексроат был членом племени оглала-сиу из индейской резервации Пайн-Ридж в Южной Дакоте . [ 69 ] Хотя общее количество чернокожих женщин, претендующих на обучение WASP, неизвестно, несколько афроамериканских пилотов дошли до финального этапа собеседования, где им всем было отказано. [ 70 ] Милдред Хемманс Картер , еще одну афроамериканскую заявительницу, попросили отозвать свое заявление из-за ее расовой принадлежности. В 1940 году, в возрасте 19 лет, Картер получил степень бакалавра гуманитарных наук в Институте Таскиги . В следующем году она получила авиационный сертификат. Однако из-за ее пола Картер также было отказано в полете с летчиками Таскиги . Семьдесят лет спустя ее задним числом признали WASP, и Картер совершила свой последний полет в возрасте 90 лет. [ 71 ] Другой афроамериканской заявительнице, Джанет Хармон Брэгг , Кокрен сказала в своем интервью, что «достаточно сложно бороться с предрассудками, направленными против женщин, без дополнительной борьбы с расовой дискриминацией». [ 72 ]

обучение WASP

[ редактировать ]
Начало обучения WASP – класс 43-3, январь 1943 года. Фото Лоис Хейли.
Продолжительность: 6 минут 26 секунд.
Короткометражный фильм о женщинах-пилотах ВВС, часть серии фильмов журнала Army-Navy Screen Magazine , 1943 год.

Обучение WASP охватило 18 групп женщин. Первой группой были «Оригиналы», которые были первой группой Женской вспомогательной перегонной эскадрильи (WAFS), возглавляемой Нэнси Лав . [ 31 ]

Второй группой были «Морские свинки», которые были Жаклин Кокран первым классом женщин-пилотов в Женском летном учебном отряде (WFTD). [ 47 ] «Морские свинки» начали подготовку в муниципальном аэропорту Хьюстона (ныне аэропорт Уильяма П. Хобби ) 16 ноября 1942 года в составе женского летного учебного отряда 319-й армейской авиации (AAFWFTD). Это было сразу после того, как WAFS начали свою ориентацию в Уилмингтоне, штат Делавэр . В отличие от WAFS, женщины, пришедшие в Хьюстон, не имели униформы и вынуждены были искать себе жилье. [ 73 ] У «Вуфтедди» (WFTD) также была минимальная медицинская помощь, не было страхования жизни, аварийного грузовика или пожарной машины, а машина скорой помощи была одолжена с армейского аэродрома Эллингтона , наряду с недостаточным административным персоналом и мешаниной самолетов - 23 типа - для обучения. [ 74 ] Еще в январе 1943 года, когда третий класс собирался приступить к обучению, Берд Грейнджер в книге « На последнем подходе » описал эти три класса как «разношерстную толпу в радужной мятой одежде», когда они собрались на утро. и вечерние цвета. [ 75 ] Также не хватало оборудования, такого как тренажер Link , необходимого для тренировок. [ 40 ]

В первом классе в Хьюстоне приняли участие 38 женщин, продолжительность которого составила минимум 200 часов. Двадцать три человека окончили обучение 24 апреля 1943 года на единственном выпуске WASP в Хьюстоне на армейском аэродроме Эллингтона. Второй хьюстонский класс начался в декабре 1942 года с минимум 100 часами обучения, но закончил обучение как раз вовремя, чтобы переехать в Суитуотер, штат Техас , и стать первым выпускным классом Эвенджер Филд 28 мая 1943 года. Третий класс завершил углубленное обучение. обучение на аэродроме Эвенджер Филд и окончило его 3 июля 1943 года. Половина четвертого класса из 76 женщин начала свою начальную подготовку в Хьюстоне 15 февраля. 1943 г., а затем переведен в Суитуотер. Позже, летом 1943 года, WAFS и WFTD были объединены в WASP. [ 76 ] Первая группа, обучавшаяся как WASP, стартовала в Суитуотере в сентябре 1943 года и получила обозначение класса 44-W-2. [ 77 ]

Avenger Field - стажеры WASP с техасцем Т-6

Каждый WASP имел лицензию пилота , но был переподготовлен для полетов в армии в ВВС США на аэродроме Эвенджер Филд в Суитуотере, штат Техас. [ 78 ] Более 25 000 женщин подали заявки на участие в WASP, но в программу были приняты только 1830. [ 60 ] [ 79 ] Сообщалось, что в ходе обучения 552 женщины были уволены из-за отсутствия летной квалификации, 152 уволились, 27 были уволены по медицинским показаниям и 14 уволены по дисциплинарным причинам. [ 80 ] После завершения четырехмесячной военной летной подготовки 1074 из них получили крылья и стали первыми женщинами, управлявшими американскими военными самолетами. Хотя WASP не были обучены бою, их курс обучения был по существу таким же, как и у курсантов-мужчин. [ 81 ] Они не прошли артиллерийской подготовки и имели очень мало построений и пилотажных полетов, но выполнили маневры, необходимые для выхода из любой позиции. [ 82 ] Процент выбывших выгодно отличается от процента выбывших курсантов-мужчин в Центральном летном учебном командовании .

Новобранцы WASP должны были пройти те же курсы начальной, базовой и повышения квалификации, что и пилоты-мужчины армейского авиационного корпуса, и многие из них прошли специальную летную подготовку. [ 8 ] Они проводили на аэродроме около 12 часов в день: половину дня занимались реальными полетами, а другую половину учились. [ 78 ] К моменту окончания обучения новобранцы WASP прошли 560 часов наземной школы и 210 часов летной подготовки. [ 78 ] Они знали азбуку Морзе, метеорологию, военное право, физику, авиамеханику, навигацию и другие предметы. [ 78 ]

Обязанности

[ редактировать ]
Флорен Уотсон готовит P-51D-5-NA к перегонному перелету с завода в Инглвуде, Калифорния.

После обучения WASP были размещены на 122 авиабазах по всей территории США. [ 83 ] где они взяли на себя многочисленные миссии, связанные с полетами. [ 84 ] Первоначальные WAFS были организованы специально для переправки самолетов и освобождения пилотов-мужчин, всего около 900 человек, для боевых задач. [ 85 ] WASP приходил на завод, тестировал самолет и затем доставлял его. [ 86 ] Во время Второй мировой войны женщины-пилоты выполняли 80 процентов всех перегоночных операций. [ 86 ] С сентября 1942 г. по декабрь 1944 г. компания WASP поставила 12 652 самолета. [ 87 ] из 78 различных типов. Чтобы подать пример, Нэнси Лав, отвечавшая за обучение, позаботилась о том, чтобы она прошла обучение и получила квалификацию на как можно большем количестве различных типов самолетов. [ 88 ]

Они также буксировали цели для тренировок с боевой зенитной артиллерией, моделировали обстрелы и перевозили грузы. О практике стрельбы по живым мишеням объявил Джеки Кокран 19 июля 1943 года 25 недавним выпускникам WASP в Avenger Field. [ 54 ] Кокран сообщила группе, что у нее есть «совершенно секретное задание» и что любой WASP может отказаться от него, если пожелает: никто этого не сделал. [ 54 ] Эта группа будет отправлена ​​в Кэмп-Дэвис, чтобы буксировать летающие мишени для людей на земле, чтобы они могли практиковаться в стрельбе по воздушным мишеням. [ 54 ] Во время этой тренировки многие самолеты были обстреляны, а несколько WASP получили ранения в ноги. [ 89 ] Иногда самолеты обстреливали намеренно, когда военнослужащие ошибочно полагали, что они должны стрелять в самолет, а не в цель, которую буксировал WASP. [ 90 ] Один из самолетов, использованных во время буксировки цели, А-24 , который, как и многие другие, не обслуживался должным образом армейским авиационным корпусом (AAC), убил WASP Мейбл Вирджинию Роулинсон . [ 91 ] Роулинсон практиковалась в ночных полетах с тренером, когда у ее А-24 начались технические проблемы. [ 91 ] Инструктор попросил ее вернуться на аэродром, но на конечном заходе на посадку самолет Роулинсона зацепился за верхушку сосны, самолет пошел вниз и разбился. [ 91 ] Инструктора выбросило на свободу, но Роулинсон застрял на переднем сиденье, когда самолет загорелся, и не смог открыть сломанный замок фонаря самолета. [ 91 ] Расследование крушения и ее смерти показало, что буксирующие самолеты не обслуживались должным образом, а AAC использовало с неправильным октановым числом . для самолетов топливо [ 91 ]

Женщины летали почти на всех типах самолетов, которыми пользовались ВВС США во время Второй мировой войны. [ 92 ] Кроме того, нескольким исключительно квалифицированным женщинам было разрешено испытывать самолеты с ракетными двигателями, пилотировать реактивные самолеты и работать с радиолокационными целями. Когда мужчины стали менее охотно летать на некоторых сложных самолетах, таких как YP-59 и B-29 Super Fortress , генерал Арнольд нанял двух WASP для управления этими самолетами. [ 93 ] Арнольд считал, что если мужчины увидят, что женщины успешно управляют этими самолетами, им будет «смущено» добровольно выполнять эти миссии. [ 94 ] Два WASP, Дортея Джонсон и Дора Догерти Стротер , были выбраны для управления B-29. [ 93 ] Они прилетели в Аламогордо на самолетах B-29, где их ждала толпа. [ 93 ] План генерала Арнольда сработал: «С этого дня больше не было ворчания со стороны пилотов-мужчин, которым было поручено тренироваться и управлять B-29 Super Fortress». [ 93 ] Женщины также совершали испытательные полеты на отремонтированных самолетах. [ 86 ]

В свободное от полетов время пилоты изучали навигацию , радиосвязь и новые летные навыки. [ 86 ]

Тридцать восемь членов погибли в результате несчастных случаев: одиннадцать во время тренировок и двадцать семь во время миссий. [ 60 ] Поскольку согласно руководящим принципам они не считались частью армии, павшего WASP отправили домой за счет семьи. [ 95 ] Традиционные военные почести или знаки героизма, такие как разрешение разместить флаг США на гробу или вывешивание служебного флага в окне, не допускались. [ 96 ] [ 97 ] [ 95 ]

Запрос на военный статус

[ редактировать ]

Члены WASP были служащими федеральной гражданской службы США и не имели права на военные льготы. [ 12 ] Каждая участница самостоятельно оплачивала транспортные расходы до мест тренировок, парадную форму, проживание и питание. [ 60 ] Несмотря на то, что они были прикреплены к ВВС США, они могли уйти в отставку в любое время после завершения обучения. 30 сентября 1943 года первый из законопроектов о милитаризации WASP был внесен в Палату представителей США представителем Джоном Костелло . [ 64 ] И Кокран, и Арнольд хотели создать отдельный корпус, возглавляемый женщиной-полковником (аналогично главам WAC , WAVES , SPARS и женского резерва морской пехоты ). [ 98 ] Военное министерство, однако, последовательно выступало против этого шага, поскольку не было отдельного корпуса для пилотов-мужчин, в отличие от офицеров ВВС без рейтинга . [ 98 ] В январе 1944 года Костелло представил законопроект HR 4219, разрешающий создание женских комиссий в армейских ВВС. [ 99 ] Генерал Арнольд считал, что и женщинам, и мужчинам есть место работать пилотами в ВВС армии. [ 99 ] Он заявил перед военным комитетом Палаты представителей, что все WASP были «хорошими летчиками и что он планирует отправить в бой всех пилотов-мужчин». [ 100 ]

Однако некоторые представители средств массовой информации не согласились с генералом Арнольдом и начали писать авторские статьи в самых важных средствах массовой информации того времени. [ 94 ] TIME , The New York Daily News и Washington Post призвали женщин уйти в отставку и вернуть рабочие места мужчинам. [ 94 ] Журналист Дрю Пирсон поставил под сомнение законность финансирования программы WASP и даже обвинил генерала Арнольда в том, что им манипулируют «женские уловки» Джеки Кокран в колонке Washington Times Herald . [ 94 ] Эта колонка побудила гражданских пилотов-мужчин активнее писать письма против программы. [ 94 ]

Завершение программы WASP

[ редактировать ]
Хелен В. Снапп в составе эскадрильи малой цели в Кэмп-Стюарте , Джорджия , июнь 1944 года.

21 июня 1944 года законопроект Палаты представителей США о предоставлении WASP военного статуса (HR 4219) был отклонен с небольшим перевесом: 188 против и 169 за. [ 101 ] Гражданские пилоты-мужчины лоббировали законопроект: они отреагировали на закрытие некоторых школ гражданской летной подготовки и прекращение двух программ подготовки пилотов-мужчин. [ 102 ] Комитет Палаты представителей по государственной службе ( Комитет Рамспека ) сообщил 5 июня 1944 года, что считает WASP ненужным, неоправданно дорогим, и рекомендовал прекратить набор и обучение неопытных женщин-пилотов. [ 102 ] Комитет установил, что программа обошлась правительству в 50 миллионов долларов. [ 101 ] Из-за стоимости программе пришлось запросить финансирование через законодательство. [ 101 ]

Кокрен настаивал на решении этого вопроса: по сути, выдвигая ультиматум: либо нанять женщин, либо закрыть программу. [ 101 ] AAF подготовила избыток пилотов и кандидатов в пилоты. В результате Арнольд (который был сторонником милитаризации) приказал расформировать WASP к 20 декабря 1944 года. [ 12 ] Арнольд цитируется из речи, которую он произнес на стадионе «Эвенджер Филд» в Суитуотере, штат Техас, 7 декабря 1944 года: [ 103 ]

WASP выполнил свою миссию. Их работа увенчалась успехом. Но, как это обычно бывает на войне, цена оказалась высокой. Тридцать восемь WASP погибли, помогая своей стране приблизиться к моменту окончательной победы. Военно-воздушные силы долго будут помнить свою службу и свою последнюю жертву.

7 декабря 1944 года последний класс пилотов WASP, всего 71 женщина, завершил обучение, несмотря на план расформирования программы WASP в течение следующих двух недель. [ 104 ] После объявления около 20 членов WASP предложили продолжить перегонку самолетов за компенсацию в размере 1 доллара США (что эквивалентно 17,31 доллару США в 2023 году) за человека, но это предложение было отклонено. [ 105 ] Перед расформированием WASP генерал Арнольд приказал всем командирам баз, где служили WASP, «выдать женщинам-пилотам свидетельства, аналогичные почетному увольнению ». [ 106 ]

После расформирования группы некоторым членам WASP было разрешено летать на борту правительственного самолета со своих бывших баз в окрестности своих домов при условии наличия места и без каких-либо дополнительных расходов. Другим пришлось самим организовывать и оплачивать дорогу домой. [ 107 ] По завершении программы WASP в ВВС дежурили 915 женщин-пилотов: 620 — в учебном командовании, 141 — в командовании воздушного транспорта, 133 — в номерных военно-воздушных силах на континентальной части США, 11 — в метеорологическом крыле, 9 в техническом командовании и один в командовании авианосцев. [ 74 ] Члены WASP переправили пятьдесят процентов боевых самолетов во время войны на 126 баз по всей территории Соединенных Штатов. [ 60 ] Благодаря новаторству и опыту, который они продемонстрировали в успешном управлении военными самолетами, записи WASP показали, что женщины-пилоты, прошедшие такую ​​​​же подготовку, как и мужчины-пилоты, были такими же способными, как и мужчины, в небоевых полетах. [ 108 ]

В ноябре 1944 года члены WASP на аэродроме Максвелл основали организацию Орден Фифинеллы. [ 109 ] Первоначальными целями организации было помочь бывшим членам WASP найти работу и поддерживать контакты между собой. [ 109 ] На протяжении многих лет Орден Фифинеллы выпускал информационные бюллетени, помогал влиять на законодательство и организовывал встречи. [ 109 ] Группа провела свое последнее собрание в 2008 году и была расформирована в 2009 году. [ 109 ]

Многие WASP хотели продолжать летать после своего расформирования. [ 110 ] Коммерческие авиакомпании отказали женщинам-пилотам, «заявив, что общественное мнение этого не потерпит». [ 110 ] WASP Тереза ​​Джеймс написала в Конгресс письмо с просьбой предоставить ей статус ветерана. [ 30 ] Чтобы продолжать летать, некоторые женщины написали мадам Чан Кайши и пошли добровольцами в китайские ВВС , которые все еще сражались против Японии. [ 110 ] [ 3 ] В 1949 году ВВС США предложили бывшему WASP комиссию, хотя все 121 человек, принявшие комиссию, получили поддержку и административные обязанности и не летали. [ 111 ]

Наследие

[ редактировать ]
Президент Барак Обама WASP золотой медали Конгресса подписывает закон о

Записи программы WASP, как и почти все файлы военного времени, были засекречены и засекречены в течение 35 лет, поэтому их вклад в военные действия малоизвестен и недоступен для историков. [ 97 ] Однако были неофициальные историки, такие как WASP Марти Уайалл , которые собирали альбомы для вырезок и газетные вырезки о том, что делали члены WASP и что они делали дальше. [ 112 ] Уайалл также предложил В 1964 году на съезде «Девяносто девяти» , чтобы оставшиеся члены WASP встречались друг с другом раз в два года. [ 112 ]

Первые попытки добиться признания WASP продолжались и в начале 1970-х годов. [ 30 ] Была поддержка со стороны офиса сенатора Барри Голдуотера , который летал с WASP во время Второй мировой войны. [ 30 ] Попытки Голдуотера получить статус ветерана WASP были встречены шокирующим предубеждением в Конгрессе. [ 30 ] По словам помощника Голдуотера по законодательным вопросам Терри Эмерсона, «с женщинами обращались как с нелюдьми». [ 30 ] 17 мая 1972 года в Палате представителей Пэтси Минк представила законопроект о предоставлении статуса ветеранов WASP. [ 113 ] Другой представитель в Палате представителей, Линди Боггс , примерно в 1977 году представил законопроект о предоставлении WASP военного статуса. [ 114 ]

В 1975 году под руководством полковника Брюса Арнольда, сына генерала Хэпа Арнольда, вместе с выжившими членами WASP снова организовались в группу и начали то, что они назвали «Битвой за Конгресс». Их целью было заручиться общественной поддержкой и официально признать WASP ветеранами Второй мировой войны. [ 115 ] В 1976 году в комитете Сената по делам ветеранов появился законопроект о предоставлении WASP военного статуса. [ 110 ] Законопроект позволит пилотам WASP пользоваться услугами ветеранов. [ 110 ] В 1977 году записи WASP были раскрыты после того, как в пресс-релизе ВВС ошибочно говорилось, что ВВС обучали первых женщин пилотированию военных самолетов для США. [ 97 ] [ 116 ] [ 60 ] [ 115 ] Были собраны документы, которые показали, что во время службы члены WASP соблюдали воинскую дисциплину, выполняли совершенно секретные задания, а многие члены были награждены служебными лентами после расформирования своих подразделений. [ 115 ] выдал свидетельство об увольнении с почетом . Также было показано, что члену WASP Хелен Портер после службы ее командир [ 115 ] [ 106 ] На этот раз WASP лоббировали Конгресс при важной поддержке Голдуотера, который сам был пилотом парома времен Второй мировой войны в 27-й перегонной эскадрилье. [ 117 ] Во время слушаний по законопроекту против военного признания членов WASP выступили Администрация по делам ветеранов (VA), Американский легион и организация ветеранов иностранных войн (VFW). [ 118 ] ВА, возглавляемая Дороти Л. Старбак , утверждала, что WASP не следует получать военное признание, потому что женщины никогда не подвергались военному трибуналу . [ 114 ] VFW считал, что военное признание WASP «уничтожит особый статус ветеранов и нанесет непоправимый ущерб льготам ветеранов». [ 114 ]

Президент Джимми Картер подписал закон, PL95–202, раздел 401, Закон о совершенствовании законопроекта о военнослужащих 1977 года, предусматривающий, что служба в качестве WASP будет считаться «действительной военной службой» для целей программ, находящихся в ведении Управления по делам ветеранов. [ 119 ] Свидетельства об увольнении с почетом были выданы бывшим членам WASP в 1979 году. [ 120 ] В 1984 году каждый WASP был награжден Медалью Победы во Второй мировой войне . [ 60 ] Те, кто прослужил более одного года, также были награждены Американской театральной лентой / Медалью Американской кампании за службу во время войны. [ 60 ] Многие медали от их имени приняли сыновья и дочери получателей. [ 95 ]

Законодательство 1977 года, несмотря на его формулировку или из-за него, прямо не разрешало WASP хоронить на Арлингтонском национальном кладбище . Это произошло потому, что Арлингтонское национальное кладбище, в отличие от большинства других национальных кладбищ, находится в ведении Министерства армии, а не Департамента по делам ветеранов, и, таким образом, министр армии определяет право на захоронение в Арлингтоне. [ 121 ] [ 97 ] Причиной позиции, занятой армией по этому вопросу, возможно, было быстро сокращающееся пространство в Арлингтоне. Но в 2002 году армия пересмотрела свое решение и решила, что умерших WASP можно похоронить на Арлингтонском национальном кладбище. Однако в 2015 году армия по-новому интерпретировала закон и свои собственные правила на фоне тринадцатилетней войны, которая снова угрожала истощить кладбище земли. [ 122 ] Армия постановила, что статут 1977 года не предписывает захоронение умерших WASP в Арлингтоне. Когда 21 апреля 2015 года умерла WASP Элейн Хармон , ее просьба о захоронении ее праха в Арлингтоне была отклонена. [ 123 ] Другой WASP, Флоренс Шутси-Рейнольдс , начала кампанию в социальных сетях в защиту Хармона и других членов WASP, желающих быть похороненными в Арлингтоне. [ 123 ] Законодательство 2016 года, по-видимому, отменило интерпретацию армии, и широко сообщалось, что WASP могут «снова» быть похоронены в Арлингтоне. [ 124 ] Закон 2016 года возродил давнюю обеспокоенность по поводу ограниченного пространства на кладбище. [ 125 ] [ 126 ] Таким образом, законодательство 114-го Конгресса (S.2437 сенатора Барбары Микульски (демократ от Мэриленда) и HR 4336 члена палаты представителей Марты МакСалли (республиканец от Аризоны), летчика-истребителя ВВС в отставке) предусматривает только захоронение кремированных тел. останки, а не наземное захоронение. [ 127 ]

Мэдж Мур демонстрирует золотую медаль Конгресса WASP [ 128 ] она получила в Вашингтоне, округ Колумбия

В 2002 году член WASP Дини Бишоп Пэрриш со своей дочерью начали планировать создание музея, посвященного истории WASP. [ 129 ] Здание ангара Hangar One, используемое для музея, было первоначально построено в 1929 году и было частью объектов муниципального аэропорта Суитуотер, который впоследствии стал Avenger Field. [ 130 ] В 2005 году торжественное открытие Национального музея Второй мировой войны WASP было запланировано на 28 мая 2005 года, в 62-ю годовщину первого выпуска WASP. [ 131 ] Наряду с обмундированием, транспортными средствами и другими артефактами представлено несколько самолетов. В их число входят биплан Boeing-Stearman Model 75 , учебно-тренировочный самолет Fairchild PT-19 , бомбардировщик UC-78 Bamboo и учебно-тренировочный самолет Vultee BT-13 Valiant , подаренный в сентябре 2017 года. [ 132 ] [ 133 ]

В 2009 году WASP были занесены в Международный зал славы авиации и космонавтики в Музее авиации и космонавтики Сан-Диего . [ 134 ]

1 июля 2009 года президент Барак Обама и Конгресс США наградили WASP Золотой медалью Конгресса . [ 7 ] [ 128 ] Трое из примерно 300 выживших WASP присутствовали при этом событии. Во время церемонии президент Обама сказал: «Женщины-пилоты ВВС мужественно ответили на призыв своей страны в трудную минуту, прокладывая путь для храбрых женщин, которые с тех пор отдали и продолжают давать так много на службе этой нации. Каждый американец должен будьте благодарны за их службу, и для меня большая честь подписать этот законопроект, чтобы наконец дать им часть с трудом заработанного признания, которого они заслуживают». [ 135 ] 10 марта 2010 года 300 выживших WASP прибыли в Капитолий США, чтобы принять золотую медаль Конгресса от спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси и других лидеров Конгресса. [ 136 ] В первый день Нового года 2014 года на Параде роз была представлена ​​платформа, на которой ехали восемь членов WASP. [ 137 ] Он был спроектирован скульптором Доном Эверхартом II . [ 138 ] Медаль выставлена ​​в авиационном ангаре Boeing в Центре Стивена Ф. Удвар-Хейзи в Шантильи, штат Вирджиния. [ 139 ]

Другие аспекты наследия WASP включают дизайн и символы организации WASP. Шуци-Рейнольдс взяла на себя управление мерчендайзингом WASP в 1988 году и разработала шарф , который носили многие члены WASP. [ 62 ] Она также создала уникальные украшения на основе символов крыльев WASP. [ 62 ]

WASP активно вдохновляла последующие поколения женщин, в том числе летчицу Джерри Кобб , «Бури в пустыне» пилота Келли Гамильтон , астронавта Эйлин Коллинз , пилота военно-морского флота Розмари Маринер, [ 140 ] и Терри Лондон Райнхарт , которая была одной из первых 10 женщин, нанятых пилотом коммерческой авиакомпании в 1976 году. [ 141 ] Полковник Кимберли Олсен «поблагодарил WASP за ее возможность служить своей стране». [ 141 ]

Дискриминация

[ редактировать ]

Члены WASP неоднократно сталкивались с дискриминацией по признаку пола во время работы. Некоторые пилоты и командиры-мужчины были недовольны присутствием женщин в традиционно мужской военной среде. [ 142 ] Одна из WASP, Лоррейн Роджерс , позже вспоминала, что некоторые мужчины «отказывались признать свои способности» или что мужчины не доверяли меньшим женщинам, способным управлять самолетами. [ 111 ] Некоторые командиры выдавали в полет WASP «нежелательные» самолеты. [ 111 ] Одному командиру Лав Филда в конце концов сделали официальный выговор за несправедливое обращение с женщинами. [ 111 ] WASP Тереза ​​​​Джеймс считала, что женщин-пилотов не любили, потому что они «летали дольше, чем мужчины (служебные пилоты). Мы оторвались от хвоста». [ 110 ] Однако Джеймс также сообщил, что иногда с ней «относились как со знаменитостью», когда она останавливалась на армейских базах для дозаправки. [ 143 ] Она сказала: «Они никогда не видели женщину-пилота на самолете ВВС». [ 143 ]

В Кэмп-Дэвисе в Северной Каролине было больше всего предубеждений и дискриминации в отношении WASP. [ 111 ] Командир базы майор Стивенсон сказал женщинам, что «и они, и самолеты — расходный материал». [ 111 ] , женщин в Кэмп-Дэвисе несправедливо оценивали во время полетов По словам WASP Алии Корбетт . [ 111 ] Женщинам не давали времени для тренировок, в отличие от мужчин. [ 111 ] саботаж , и Кокран обнаружил следы сахара в двигателе на одном из мест крушения WASP. В некоторых инцидентах в лагере подозревали [ 111 ] Две женщины WASP погибли при исполнении служебных обязанностей в Кэмп-Дэвисе. [ 111 ] В Кэмп-Дэвисе произошло четырнадцать аварий с участием буксирующих самолетов, обслуживавшихся ненадлежащим образом, и было обнаружено, что самолеты в Кэмп-Дэвисе использовали топливо с неправильным октановым числом. [ 91 ]

Хотя женщины выполняли ту же работу, что и мужчины, которые также были пилотами гражданских паромов, зарплата WASP составляла две трети от ставки их коллег-мужчин. [ 111 ]

Первоначальное подразделение Женской армейской переправочной службы (WAFS) установило ограничение возраста призывников на уровне 35 лет, чтобы «избежать иррациональности женщин, когда они вступают в менопаузу и проходят через нее ». [ 144 ] В то время военные определили, что менопауза начинается в возрасте 40 лет, поэтому, если война продлится более 5 лет, большинство новобранцев просто вступят в эпоху «изнурительной иррациональности». [ 144 ] Командиры-мужчины даже на какое-то время задерживали WASP во время менструального цикла , поскольку считали, что они «менее эффективны во время менструации». [ 72 ] Это было прекращено, когда записи полетов показали, что это мнение было ложным. [ 72 ] Некоторым WASP было разрешено не летать во время менструации, а менструации пилотов рассматривались военными врачами как форма медицинской инвалидности. [ 145 ]

В военных самолетах женщинам не было возможности пользоваться туалетом. [ 110 ] Когда женщины переправляли самолеты, им приходилось время от времени приземляться, а в некоторых ресторанах женщинам не разрешалось есть, потому что они были в брюках. [ 3 ]

Известные авиаторы WASP

[ редактировать ]
Джеки Кокран (в центре) со стажерами WASP
Фрэнсис Грин, Маргарет (Пег) Киршнер, Энн Уолднер и Бланш Осборн выходят из самолета, «Мама, собирающая пистолет»
Члены WASP на линии полета на армейском аэродроме Ларедо , Техас, 22 января 1944 года.

Документальные фильмы и художественные изображения

[ редактировать ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Перейти обратно: а б с Максель, Ребекка (22 мая 2014 г.). «Авиационная история Роальда Даля, которую Дисней отказался снимать» . Журнал «Авиация и космос» . Архивировано из оригинала 25 января 2018 года . Проверено 16 января 2019 г.
  2. ^ «Почтмейстер Корнуолла переправил военные самолеты во время Второй мировой войны», The Evening News, 8 октября 1971 г., стр. 3a; «Женщины-пилоты могут стать членами армейских ВВС», The Reading Eagle, 1 ноября 1943 г., стр. 20; «Ветераны начинают борьбу за помощь», The Age, 25 мая 1977 г., стр. 20; «Ветераны продвигают законопроект», «Санкт-Петербург Таймс», 4 ноября 1977 г., стр. 3А; «Женщины в армии», Сарасота Гарольд Трибьюн, 26 мая 1995 г., 5B; «Воскресенье — день, когда вашингтонские девчонки летят куда-нибудь на завтрак», The Evening Independent, 31 июля 1947 г., стр. 6; «Жена военнопленного входит в летающую группу», Prescott Evening Courier, 16 июня 1944 г., стр. 8; и «Раннее решение направляет ее по жизни», Толедо Блейд, 10 января 1975 г., стр. 10.
  3. ^ Перейти обратно: а б с Каладжян, Дуглас (11 ноября 1999 г.). «Воспоминания летучей девушки» . Пост Палм-Бич . стр. 1Е . Проверено 29 января 2019 г. и « Джеймси присоединился к ВВС США в качестве запасного летчика в 1950 году» . Пост Палм-Бич . 11 ноября 1999 г. стр. 4E . Получено 29 января 2019 г. - через Newspapers.com.
  4. ^ Перейти обратно: а б Ланддек, Кэтрин (2020). Женщины с серебряными крыльями . Нью-Йорк: Корона. стр. 77, 83, 89. ISBN.  9781524762810 .
  5. ^ Ур, Джеймс (2017). В плену у Солнца: жизнь и исчезновение пилота времен Второй мировой войны Гертруды Томпкинс . Чикаго Ревью Пресс. ISBN  978-1-61373-590-9 .
  6. ^ «Женщины-летчицы Великой Отечественной войны, удостоенные золотой медали» . Все учтено . Национальное общественное радио . 10 марта 2010 года . Проверено 25 мая 2019 г.
  7. ^ Перейти обратно: а б «Золотая медаль Конгресса для женщин-пилотов ВВС» . Типография правительства США . Проверено 25 января 2018 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б «Тьюн благодарит женщин-пилотов ВВС времен Второй мировой войны» . Сенатор США Джон Тьюн . 21 мая 2009 года. Архивировано из оригинала 24 декабря 2018 года . Проверено 23 июля 2013 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Корнельсен 2005 , с. 111.
  10. ^ Мудрец 2017 , с. 10-11.
  11. ^ Мудрец 2017 , с. 11.
  12. ^ Перейти обратно: а б с д и «Жаклин Кокран и женщины-пилоты ВВС (WASP)» . Президентская библиотека Эйзенхауэра . Архивировано из оригинала 11 января 2019 года . Проверено 14 января 2019 г.
  13. ^ Кокран, Жаклин (3 сентября 1943 г.). «Американские женщины-пилоты» (PDF) (пресс-релиз). Армия США. Архивировано из оригинала (PDF) 11 января 2019 года . Проверено 16 января 2019 г.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д Монахан и Нейдель-Гринли, 2010 , с. 126.
  15. ^ «Женщины-пилоты-перегонщики – Требования к приему на работу – Картотека Перл-Харбора» . Письма свободы. 15 сентября 1942 года. Архивировано из оригинала 5 января 2019 года . Проверено 10 июля 2010 г.
  16. ^ «Перл-Харбор и мобилизация» . Иглтонский институт политики . Университет Рутгерса. Архивировано из оригинала 17 мая 2016 года.
  17. ^ Перейти обратно: а б Монахан и Нейдель-Гринли, 2010 , с. 123-124.
  18. ^ Перейти обратно: а б Монахан и Нейдель-Гринли, 2010 , с. 124.
  19. ^ Перейти обратно: а б с Рикман 2008 , с. 73.
  20. ^ Рикман 2008 , с. 75.
  21. ^ Перейти обратно: а б Рикман 2008 , с. 76.
  22. ^ Перейти обратно: а б с «Женщины-пилоты ВВС (WASP)» . Женщины в армии США . Архивировано из оригинала 8 октября 2018 года . Проверено 6 января 2019 г.
  23. ^ Рикман 2008 , с. 77.
  24. ^ Рикман 2008 , с. 2.
  25. ^ Монахан и Нейдель-Гринли, 2010 , стр. 124-125.
  26. ^ Перейти обратно: а б Рикман 2016 , с. 44.
  27. ^ Рикман 2008 , с. 96.
  28. ^ Рикман 2008 , с. 74.
  29. ^ Рикман 2016 , с. 43.
  30. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хаггерти, Джиллиан (11 ноября 1991 г.). «Женщины ветра» . Пост Палм-Бич . п. 1 . Получено 31 января 2019 г. - через Newspapers.com. и «У летчиков Второй мировой войны не было гламурной работы» . Пост Палм-Бич . 11 ноября 1991 г. с. 10 . Проверено 31 января 2019 г. - через Newspapers.com.
  31. ^ Перейти обратно: а б с Рикман 2008 , с. 91.
  32. ^ Рикман 2008 , с. 95.
  33. ^ Перейти обратно: а б Рикман 2008 , с. 97.
  34. ^ Рикман 2008 , с. 97-98.
  35. ^ Рикман, Сара Бирн (2001). «Оригиналы» — женская вспомогательная перегонная эскадрилья времен Второй мировой войны . Сарасота, Флорида: Книги на дисках. ISBN  978-1-58444-263-9 . Архивировано из оригинала 24 сентября 2014 года . Проверено 31 мая 2010 г.
  36. ^ Перейти обратно: а б с д Рикман 2016 , с. 37-38.
  37. ^ Рикман 2016 , с. 24-25.
  38. ^ Рикман 2016 , с. 25.
  39. ^ Рикман 2016 , с. 28.
  40. ^ Перейти обратно: а б Мерриман 1998 , с. 17.
  41. ^ Рикман 2008 , с. 82.
  42. ^ Рикман 2016 , с. 6.
  43. ^ Перейти обратно: а б Рикман 2016 , с. 50.
  44. ^ Рикман 2016 , с. 51.
  45. ^ Рикман 2016 , с. 48.
  46. ^ Рикман 2016 , с. 51-52.
  47. ^ Перейти обратно: а б Рикман 2016 , с. 59.
  48. ^ Монахан и Нейдель-Гринли, 2010 , стр. 129-130.
  49. ^ Рикман 2016 , с. 56.
  50. ^ Рикман 2016 , с. 62-63.
  51. ^ Перейти обратно: а б с д Монахан и Нейдель-Гринли, 2010 , с. 130.
  52. ^ Монахан и Нейдель-Гринли, 2010 , стр. 131.
  53. ^ Монахан и Нейдель-Гринли, 2010 , стр. 131-132.
  54. ^ Перейти обратно: а б с д Монахан и Нейдель-Гринли, 2010 , с. 132.
  55. ^ «ОСЫ включены в состав армейских ВВС» . Журнал Таймс . Получено 4 января 2019 г. - через Newspapers.com.
  56. ^ Рикман 2016 , с. 167.
  57. ^ «ОСЫ» . № № 16. Журнал «Армейско-флотский экран». WASP (1943) Правительство выпустило кинохронику. 1943 год.
  58. ^ «Женщины ОС летали на боевых самолетах» . Страж . 23 февраля 1991 года . Получено 6 января 2019 г. - через Newspapers.com.
  59. ^ Коул 1992 , с. 14, 16.
  60. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Коллинз, Шеннон (2 марта 2016 г.). «WASP были пионерами среди женщин-пилотов сегодняшнего и завтрашнего дня» . Новости Министерства обороны, деятельность оборонных СМИ . Министерство обороны США. Архивировано из оригинала 18 января 2019 года . Проверено 17 января 2019 г.
  61. ^ «Бетти CGT Блейк» . Посвящение ветеранам . Дань уважения ветеранам, Галфпорт, штат Массачусетс. Архивировано из оригинала 4 января 2019 года . Проверено 19 сентября 2015 г.
  62. ^ Перейти обратно: а б с Лэш, Синди (11 ноября 2002 г.). «WASP вложила жало в военные усилия» . Питтсбург Пост-Газетт . Получено 3 января 2019 г. - через Newspapers.com. и «Как WASP помешали военным усилиям» . Питтсбург Пост-Газетт . 11 ноября 2002 г. с. А-6 . Получено 3 января 2019 г. - через Newspapers.com.
  63. ^ «Бетти Джейн «Би Джей» Уильямс» . Женщины в международной авиации . Архивировано из оригинала 5 октября 2018 года . Проверено 3 января 2019 г.
  64. ^ Перейти обратно: а б с Монахан и Нейдель-Гринли, 2010 , с. 133.
  65. ^ Маклеллан, Деннис (23 октября 2000 г.). «Добавление недостающей части к мозаике американской истории» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 18 января 2016 г.
  66. ^ «В поисках мечты» . Азиатский журнал. Апрель 2007. Архивировано из оригинала 2 марта 2012 года . Проверено 15 января 2012 г.
  67. ^ «РОДРИГЕС МАККЛИН, ВЕРНЕДА (1918–1982)» . Латиноамериканцы в истории . Проверено 31 марта 2019 г.
  68. ^ «Женщина-пилот WASP времен Второй мировой войны Фрэнсис Дж. Диас в своем ежегоднике - OP Original» . Изготовление гистолинов . 10 февраля 2019 года. Архивировано из оригинала 30 марта 2019 года . Проверено 31 марта 2019 г.
  69. ^ Перейти обратно: а б «Индейские женщины-ветераны» . Месяц наследия коренных американских индейцев . Defense.gov. 14 октября 2003 года. Архивировано из оригинала 30 мая 2010 года . Проверено 19 января 2019 г.
  70. ^ Мерриман 1998 , с. 16.
  71. ^ Дюбуа и Дюмениль 2012 , с. 549.
  72. ^ Перейти обратно: а б с Корнельсен 2005 , с. 115.
  73. ^ Коул 1992 , с. 13, 18.
  74. ^ Перейти обратно: а б Коул, Джин Хаскалл; Коул, Венди (1992). Женщины-пилоты Второй мировой войны . Университет Юты Пресс. стр. 13, 18. ISBN.  978-0-87480-493-5 .
  75. ^ Грейнджер 1991 , с. 90.
  76. ^ Грейнджер 1991 , с. 70-121.
  77. ^ Коул 1992 , с. 7.
  78. ^ Перейти обратно: а б с д "Обучение" . Техасский женский университет . Архивировано из оригинала 28 июля 2018 года . Проверено 19 января 2019 г.
  79. ^ « Папка 1 ». Документы Вирджинии Мэй Хоуп, коробка: 1. Историческое общество Миннесоты.
  80. ^ Стюарт-Смит, Натали Жанна (1981). «2» . Женщины-пилоты ВВС (WASP) во время Второй мировой войны: перспективы работы первых американских военных женщин-авиаторов (Диссертация). Университет штата Вашингтон . Проверено 27 января 2018 г.
  81. ^ Кокран, Жаклин (1944). «Директор отдела женщин-пилотов просит у ОСОВ военный статус» (PDF) . Пресс-релиз . Военное ведомство. Отделение прессы Бюро по связям с общественностью. Архивировано из оригинала (PDF) 4 февраля 2018 г. Проверено 3 февраля 2018 г.
  82. ^ «Девочки-пилоты» . Журнал «Жизнь» : 73–81. 19 июля 1943 года . Проверено 28 января 2018 г.
  83. ^ «Базы и поля ВВС: места службы WASP 1942–1944» . WASP в сети . Архивировано из оригинала 24 сентября 2018 года . Проверено 16 января 2019 г.
  84. ^ Папа, Виктория (весна 2009 г.). «Полет Осы» . Американское наследие . 59 (1). Архивировано из оригинала 5 января 2019 года.
  85. ^ Смит-Догерти 2012 , с. 103.
  86. ^ Перейти обратно: а б с д Смит-Догерти 2012 , с. 102.
  87. ^ Мерриман 1998 , с. 23.
  88. ^ Мудрец 2017 , с. 13.
  89. ^ Монахан и Нейдель-Гринли, 2010 , стр. 132-133.
  90. ^ Смит-Догерти 2012 , с. 104.
  91. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Монахан и Нейдель-Гринли, 2010 , с. 135.
  92. ^ Перейти обратно: а б Доусон, Грег (31 мая 1993 г.). « Отважные женщины» - запоздалый взгляд на женщин-пилотов Второй мировой войны» . Santa Maria Times . Получено 2 января 2019 г. - через Newspapers.com.
  93. ^ Перейти обратно: а б с д Монахан и Нейдель-Гринли, 2010 , с. 136-137.
  94. ^ Перейти обратно: а б с д и Монахан и Нейдель-Гринли, 2010 , с. 137.
  95. ^ Перейти обратно: а б с Дромгул, Гленн (2016). Истории Западного Техаса . АКУ Пресс. ISBN  978-0-89112-674-4 .
  96. ^ Бон, Кевин (22 мая 2009 г.). «Невоспетые герои Второй мировой войны наконец-то получили должное» . CNN . Архивировано из оригинала 27 января 2018 года . Проверено 17 января 2019 г.
  97. ^ Перейти обратно: а б с д Эрдрич, Рональд В. (29 мая 2016 г.). «Отказ от воинских почестей на WASP Arlington Stings» . Military.com . Архивировано из оригинала 30 ноября 2018 года . Проверено 27 января 2018 г.
  98. ^ Перейти обратно: а б Тредуэлл, Мэтти Э. (1991). Армия США во Второй мировой войне. Специальные исследования Женский армейский корпус . Центр военной истории армии США, Вашингтон, округ Колумбия с. 784.
  99. ^ Перейти обратно: а б Монахан и Нейдель-Гринли, 2010 , с. 136.
  100. ^ «ОСЫ могут получить военный статус» . Пантаграф . 23 марта 1944 г. с. 1 . Проверено 15 января 2019 г. - через Newspapers.com.
  101. ^ Перейти обратно: а б с д Монахан и Нейдель-Гринли, 2010 , с. 138.
  102. ^ Перейти обратно: а б «Женщины-пилоты ВВС (WASP)» . Отдел исторической поддержки ВВС . ВВС США. 8 декабря 2011 года . Проверено 25 января 2018 г.
  103. ^ Хокинс, Регина Трайс (1996). Хейзел Джейн Рейнс, пионерка полета . Издательство Университета Мерсера. п. 135. ИСБН  978-0-86554-532-8 .
  104. ^ Мерриман 1998 , с. 124.
  105. ^ Мерриман 1998 , с. 120.
  106. ^ Перейти обратно: а б Мерриман 1998 , с. 155.
  107. ^ Мерриман 1998 , с. 126.
  108. ^ Стамберг, Сьюзен . «Женщины-пилоты времен Второй мировой войны: оригинальные летчики» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 15 июня 2017 г. «Теперь, в 1944 году, официально признано, что женщины могут летать так же хорошо, как и мужчины», — сказал Арнольд.
  109. ^ Перейти обратно: а б с д «Орден Фифинеллы и WASP, Inc» . Техасский женский университет . Архивировано из оригинала 1 февраля 2018 года . Проверено 31 января 2018 г.
  110. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г О'Мейлия, Тим (2 октября 1976 г.). «Отважные дамы улетали в синеву во время Второй мировой войны» . Пост Палм-Бич . стр. Б1 . Получено 29 января 2019 г. - через Newspapers.com. и «ОСА» . Пост Палм-Бич . 2 октября 1976 г. стр. B5 . Получено 29 января 2019 г. - через Newspapers.com.
  111. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к Корнельсен 2005 , с. 114.
  112. ^ Перейти обратно: а б Цвейг, Бет Розенберг (10 июня 1990 г.). «Женщина из Форт-Уэйна сохраняет жизнь сагам о женщинах-летчицах» . Звезда Индианаполиса . Получено 4 января 2019 г. - через Newspapers.com. и «Летчики» . Звезда Индианаполиса . 10 июня 1990 года . Получено 4 января 2019 г. - через Newspapers.com.
  113. ^ Росс, Мэдди (27 июня 1972 г.). «ОСА готовы к новому укусу» . Питтсбург Пресс . п. 18 . Получено 31 января 2019 г. - через Newspapers.com.
  114. ^ Перейти обратно: а б с Виггинс, Рон (11 сентября 1977 г.). «Обещание армии женщинам-пилотам так и не было выполнено» . Пост Палм-Бич . п. 37 . Получено 31 января 2019 г. - через Newspapers.com.
  115. ^ Перейти обратно: а б с д «Милитаризация ОС» . Американский опыт . ПБС. Архивировано из оригинала 13 июля 2018 года.
  116. ^ Уильямс, Руди (19 марта 2003 г.). «Статья новостей Defense.gov: Женщины-авиаторы наконец-то заполняют кабины военных самолетов» . Пресс-служба американских вооруженных сил . archive.defense.gov.
  117. ^ Коллинз, Шеннон (9 марта 2016 г.). «WASP преследовала любовь к полетам и боролась за признание женщин-ветеринаров» . Новости Министерства обороны, Деятельность оборонных СМИ . Министерство обороны США . Проверено 27 января 2018 г.
  118. ^ Мерриман 1998 , с. 150-152.
  119. ^ «HR8701 — Закон о внесении изменений в раздел 38 Кодекса законов США с целью увеличения ставок профессиональной реабилитации, помощи в образовании и пособий на специальное обучение, выплачиваемых имеющим на это право ветеранам и лицам, для улучшения программ помощи в области образования и для других целей» . Конгресс.gov . 23 ноября 1977 года . Проверено 25 января 2018 г.
  120. ^ «Женщины в ВВС» . www.aerofiles.com . Проверено 3 февраля 2018 г.
  121. ^ «Установление годности» . Арлингтонское национальное кладбище . Проверено 16 октября 2016 г.
  122. ^ Домоноске, Камила (7 сентября 2016 г.). «Женщина-пилот времен Второй мировой войны наконец похоронена на Арлингтонском национальном кладбище» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . Проверено 7 мая 2019 г.
  123. ^ Перейти обратно: а б Перрин, Шеннон (21 апреля 2016 г.). «92-летняя WASP, Флоренс Шутси, борется с политическим штормом за те же права, что и ветераны-мужчины» . ВТАЭ . Архивировано из оригинала 4 января 2019 года . Проверено 4 января 2019 г.
  124. ^ Джарин Имам; CNN (21 мая 2016 г.). «Женщин-пилотов времен Второй мировой войны теперь можно хоронить в Арлингтоне» . CNN . {{cite news}}: |author2= имеет общее имя ( справка )
  125. ^ «Обама добивается того, чтобы законопроект разрешил прах женщин-пилотов в Арлингтоне» . Новости Эн-Би-Си . Ассошиэйтед Пресс. 12 мая 2016 г.
  126. ^ Коттон, Том (26 мая 2017 г.). «На Арлингтонском национальном кладбище не хватает места. Мы должны действовать, чтобы защитить его будущее» . Вашингтон Пост . Проверено 27 января 2018 г.
  127. ^ «Вся информация (кроме текста) для HR4336 — Закон о внесении изменений в раздел 38 Кодекса США, предусматривающий захоронение на Арлингтонском национальном кладбище кремированных останков определенных лиц, чья служба была определена как действующая служба» . Конгресс.gov . 20 мая 2016 г. Проверено 27 января 2018 г.
  128. ^ Перейти обратно: а б «Золотая медаль Конгресса WASP» . Wingsacrossamerica.us .
  129. ^ Тиллили, Стейси (30 ноября 2009 г.). «Женщины за кулисами» . Журнал Baylor Magazine (зима 2009–2010 гг.).
  130. ^ «Музей WASP приветствует Эйблса в качестве нового директора» . Sweetwaterreporter.com . Архивировано из оригинала 28 января 2018 года . Проверено 27 января 2018 г.
  131. ^ Макмиллан, Эндрю. «13 женщин-пилотов вернутся в Суитуотер на возвращение домой WASP 2017» . КТХС . Проверено 27 января 2018 г.
  132. ^ «Экспонаты музея ОСА» . www.wapmuseum.org . Архивировано из оригинала 28 января 2018 года . Проверено 27 января 2018 г.
  133. ^ «Восстановленный БТ-13 передан в дар Национальному музею WASP» . Новости боевых птиц . 22 сентября 2017 года . Проверено 27 января 2018 г.
  134. ^ Шпрекельмейер, Линда, редактор. Их мы чтим: Международный зал аэрокосмической славы . Издательство Donning Co., 2006. ISBN   978-1-57864-397-4 .
  135. ^ «WASP награждена золотой медалью Конгресса за службу» . Аф.мил. Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года . Проверено 15 января 2012 г.
  136. ^ «Женщины-авиаторы Великой Отечественной войны награждены золотой медалью» . Архивировано из оригинала 12 марта 2010 года.
  137. ^ The Daily Nightly (13 апреля 2015 г.). «Поздравления женщинам-пилотам времен Второй мировой войны, отмеченным на Параде роз» . Новости Эн-Би-Си .
  138. ^ Эверхарт, Дон. «Золотые медали Конгресса Дон Эверхарт II» . Проверено 25 марта 2019 г.
  139. ^ «Золотая медаль Конгресса для женщин-пилотов ВВС» . 18 марта 2016. Архивировано из оригинала 25 мая 2019 года . Проверено 25 мая 2019 г.
  140. ^ Золотые крылья: история первых женщин-военно-морских авиаторов, Беверли Вайнтрауб, (Lyons Press: Latham, Мэриленд - 2021), стр. 14.
  141. ^ Перейти обратно: а б Корнельсен 2005 , с. 113.
  142. ^ Корнельсен 2005 , с. 113-114.
  143. ^ Перейти обратно: а б Уильямс, Эрнестина (13 мая 1993 г.). «Пилот взлетает со звездами» . Пост Палм-Бич . стр. 1Д . Получено 31 января 2019 г. - через Newspapers.com. и «Космос станет последним рубежом пилота» . Пост Палм-Бич . 13 мая 1993 г. стр. 4D . Получено 31 января 2019 г. - через Newspapers.com.
  144. ^ Перейти обратно: а б Монахан и Нейдель-Гринли, 2010 , с. 125.
  145. ^ Мудрец 2017 , с. 17-18.
  146. ^ «Бетти CGT Блейк» . Посвящение ветеранам . Дань уважения ветеранам, Галфпорт, Массачусетс . Проверено 19 сентября 2015 г.
  147. ^ «Жан Лэндис» . Наследие . Проверено 23 декабря 2022 г.
  148. ^ «Выпускники WASP времен Второй мировой войны» . Женщины-пилоты ВВС – в памяти тех, кто их знал . Проверено 18 ноября 2019 г.
  149. ^ Напротив, Крылья. (2012-02-17) Последний полет WASP: WASP Мэри Рейнберг Берчард, 44-W-6, 28 января 2012 г. Waspfinalflight.blogspot.com. Проверено 23 июля 2013 г.
  150. ^ «Полет за свободу» (PDF) . Национальный музей.af.mil. Архивировано из оригинала (PDF) 26 декабря 2010 года . Проверено 10 июля 2010 г.
  151. ^ Хиларипаркинсон (20 декабря 2014 г.). «История WASP» . Пролог: Частицы истории . Проверено 22 октября 2016 г.
  152. ^ «Шарлин Крегер, WASP» . Wingsacrossamerica.us . Проверено 10 июля 2010 г.
  153. ^ «Информационные бюллетени: неизвестный информационный бюллетень» . Национальный музей.af.mil . Проверено 10 июля 2010 г.
  154. ^ «Сельма Кронан» . Еврейская виртуальная библиотека . Проверено 13 марта 2012 г.
  155. ^ «Нэнси Рут Лоу Краут» (PDF) . Техасский женский университет WASP . Архивировано из оригинала (PDF) 5 мая 2017 года . Проверено 24 января 2016 г.
  156. ^ «Жанна Перо Д'Амбли» (PDF) . Техасский женский университет WASP . Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2016 г. Проверено 13 апреля 2013 г.
  157. ^ «Некролог Милли Дэлримпл (2012) Остин Американ-Стейтсмен» . Legacy.com . Проверено 27 октября 2021 г.
  158. ^ «Женский пилот военно-воздушных сил Элизабет Л. Гарднер | DocsTeach» . www.docsteach.org .
  159. ^ «Лоис Э. Хейли - летчица Второй мировой войны» . WWII-women-pilots.org. Архивировано из оригинала 20 июня 2010 года . Проверено 10 июля 2010 г.
  160. ^ Бриггс, Джон. Необычная женщина. Гринвич. Июль/август 1999 г.
  161. ^ Ходжсон, Мэрион Стегеман (1996). Winning My Wings: женщина-пилот ВВС во время Второй мировой войны . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. п. 3. ISBN  9781557503640 .
  162. ^ «Цифровые коллекции: Просмотр предметов» . Twudigital.cdmhost.com. 7 февраля 2005 года. Архивировано из оригинала 7 марта 2012 года . Проверено 10 июля 2010 г.
  163. ^ «Эвелин Гринблатт, WASP» . WASP в сети . Крылья через Америку. 13 февраля 2008. Архивировано из оригинала 14 апреля 2010 года . Проверено 12 декабря 2018 г.
  164. ^ «Мардж Херлберт погибла во время задержки роста на авиашоу» . Санкт-Петербург Таймс. 5 июля 1947 года . Проверено 12 июля 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  165. ^ Мур, Роуз (16 марта 2011 г.). « Медаль Мардж» нашла свой дом в IWASM…» Gazette News Online . Проверено 30 сентября 2015 г.
  166. ^ «Знаменитая летчица рассказывает студентам авиационных факультетов ЮУ о своем пребывании в облаках» . 20 ноября 2009 года . Проверено 2 мая 2012 г.
  167. ^ «Информационные бюллетени: неизвестный информационный бюллетень» . Национальный музей.af.mil . Проверено 10 июля 2010 г.
  168. ^ Пэрриш, Нэнси (23 января 2011 г.). «WASP Маргарита Тай Хьюз Киллен, 44-W-8» . Проверено 11 августа 2012 г.
  169. ^ «Официальная страница Джанет Рино» . Проверено 16 марта 2013 г.
  170. ^ «Дорис Локнесс, одна из самых заслуженных женщин-пилотов страны, умирает в возрасте 106 лет» . Лос-Анджелес Таймс . 11 февраля 2017 года . Проверено 11 февраля 2017 г.
  171. ^ «Барбара Эриксон Лондон» . Информационные бюллетени . Национальный музей ВВС . Проверено 15 июля 2009 г.
  172. ^ Нэгл, Бобби (27 декабря 2016 г.). «Мэдж Мур 44-4» . Операция Фифинелла . Архивировано из оригинала 1 марта 2020 года . Проверено 1 марта 2020 г.
  173. ^ Майкл Райли (11 марта 2010 г.). «Женщины Колорадо удостоены золотой медали Конгресса» . Денвер Пост . Проверено 9 октября 2012 г.
  174. ^ «Гранд-Джанкшен удостоен награды за службу в качестве пилота времен Второй мировой войны» . Крылья и ОСА . 18 апреля 2010 года . Проверено 9 октября 2012 г.
  175. ^ «Энн Ноггл WASP 44-W-1» . Крылья через Америку . 23 августа 2005 года . Проверено 15 июля 2009 г.
  176. ^ «WASP Дини Бишоп Пэрриш» . Wingsacrossamerica.us . Проверено 10 июля 2010 г.
  177. ^ «Крылья и оса: интервью Мэгги Кеннон с осой!» . 9 июля 2012 г.
  178. ^ «Сью Пэриш» . Воздушный зоопарк Каламазу, Мичиган . Проверено 13 сентября 2010 г.
  179. ^ «Женщины-пилоты ВВС» (PDF) . Техасский женский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 5 марта 2016 г. Проверено 8 июня 2013 г.
  180. ^ «Падший герой: Летающая девушка из Каламазу» . Повседневный гражданин. 28 мая 2007 года . Проверено 10 июля 2010 г.
  181. ^ «Дон Рочоу Сеймур» (PDF) . Женщины-пилоты ВВС . Техасский женский университет. Архивировано из оригинала (PDF) 15 января 2004 г. Проверено 19 января 2019 г.
  182. ^ «Эвелин Шарп» . Зал славы авиации Небраски . Небраска.gov. Архивировано из оригинала 8 марта 2016 года . Проверено 15 июля 2009 г.
  183. ^ Лэш, Синди (11 ноября 2002 г.). «Женщина из Фейетта рассказывает историю женщин, летавших в тылу Второй мировой войны» . Пост-Вестник . Архивировано из оригинала 4 января 2019 года . Проверено 19 января 2019 г.
  184. ^ Продолжающиеся поиски миссис Гертруды Томпкинс Сильвер. Крушение самолетов в горах и пустынях американского Запада.
  185. ^ «Идут поиски пропавшей героини Второй мировой войны и ее Мустанга P-51 | Журнал Scuba Diving» . Скубадайвинг.com. Архивировано из оригинала 11 сентября 2012 года . Проверено 10 июля 2010 г.
  186. ^ Юр, Джеймс В. (2017). Захваченный [ так в оригинале ] Солнцем: жизнь и исчезновение пилота Второй мировой войны Гертруды Томпкинс . Чикаго Ревью Пресс. ISBN  978-1-61373-587-9 .
  187. ^ «Последний пропавший WASP Второй мировой войны» . Приключения в Rediscovery . 30 августа 2013 года . Проверено 28 января 2018 г.
  188. ^ Баран, Мадлен; Тундел, Никки (13 августа 2009 г.). «65 лет спустя женщины-летчицы времен Второй мировой войны наконец признали» . Новости МНР . Архивировано из оригинала 23 сентября 2018 года . Проверено 19 января 2019 г.
  189. ^ «Пилот времен Второй мировой войны из Миннесоты Элизабет Строфус умерла в возрасте 96 лет» . Звездная Трибьюн . Архивировано из оригинала 8 марта 2016 года . Проверено 8 марта 2016 г.
  190. ^ «Элизабет Строфус, пилот времен Второй мировой войны, умерла в возрасте 96 лет» . Вашингтон Пост . 8 марта 2016 года . Проверено 9 марта 2016 г.
  191. ^ «Информационные бюллетени: неизвестный информационный бюллетень» . Национальный музей.af.mil . Проверено 10 июля 2010 г.
  192. ^ «Флорен Миллер Уотсон» . Амарилло Глобус . 9 февраля 2014. Архивировано из оригинала 11 августа 2014 года . Проверено 2 января 2019 г.
  193. ^ «Флорен Миллер Уотсон» . Женщины в международной авиации . Архивировано из оригинала 2 января 2019 года . Проверено 2 января 2019 г.
  194. ^ «Подполковник Би Джей Уильямс ВВС США (в отставке)» . Национальный музей авиации и космонавтики . 16 января 2016 года. Архивировано из оригинала 3 января 2019 года . Проверено 3 января 2019 г.
  195. ^ В поисках помощи для коллекции, архивов и специальных коллекций женщин-пилотов ВВС Мэри Эллен Уильямсон (WASP), Библиотека доктора К.С. и Мейбл Л. Крисс, Университет Небраски в Омахе. ( онлайн-версия. Архивировано 28 декабря 2016 г., в Wayback Machine )
  196. ^ Дарр, Нэнси Маршалл, изд. (1994). «Мэри Анна Мартин Уайалл, класс 44-W-10: письма 1944-1945 :: Женщины-пилоты ВВС» . Техасский женский университет, специальные коллекции . Проверено 4 января 2019 г.
  197. ^ «Дочь владельца театра «Леон» служила в авиации» . Амарилло Глоуб Таймс . 20 августа 1945 г. с. 7 . Получено 1 марта 2020 г. - через Newspapers.com.
  198. ^ «Нераскрытое дело: 7 сезон, 5 серия» . Гнилые помидоры . Проверено 4 мая 2024 г.
  199. ^ «Капитан Марвел № 4 после игры с Келли Сью ДеКонник» . ИГН . (2 октября 2012 г.). Проверено 23 июля 2013 г.
  200. ^ « Высота принятия решения демонстрирует, что женская сила никогда не стареет» . Архивировано из оригинала 22 февраля 2017 года . Проверено 21 февраля 2017 г.

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]

Национальный музей Второй мировой войны WASP

[ редактировать ]

Техасский женский университет: Официальный архив женщин-пилотов ВВС

[ редактировать ]

Смитсоновский институт: виртуальные онлайн-архивы

[ редактировать ]

Национальный музей ВВС США

[ редактировать ]

Цифровые коллекции Музея авиации

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d4e56738bcd8b595a5e65d3e8689d505__1723380960
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/05/d4e56738bcd8b595a5e65d3e8689d505.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Women Airforce Service Pilots - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)