Шульба Сутры
Шулва -сутры или Шулбасутры ( санскрит : शुल्बसूत्र; śulba : «нитка, шнур, веревка») — это тексты сутр, принадлежащие ритуалу Шраута и содержащие геометрию, связанную со строительством огненного алтаря .
Цель и происхождение
[ редактировать ]
Шульба-сутры являются частью более крупного корпуса текстов, называемых Шраута-сутры , которые считаются приложениями к Ведам . Они являются единственными источниками знаний индийской математики ведического периода . Уникальные формы Вед (огненного алтаря) ассоциировались с уникальными дарами Богов. Например, «кто желает неба, тот должен построить огненный жертвенник в виде сокола»; «огненный алтарь в форме черепахи должен быть построен тем, кто желает завоевать мир Брахмана» и «те, кто желает уничтожить существующих и будущих врагов, должны построить огненный алтарь в форме ромба». [ 1 ]
Четыре основные Шулба-сутры, которые являются наиболее значимыми с математической точки зрения, принадлежат Баудхаяне , Манаве , Апастамбе и Катьяяне . [ 2 ] Их язык – поздний ведический санскрит , что указывает на то, что они возникли примерно в первом тысячелетии до нашей эры . [ 2 ] Самая старая из них — сутра, приписываемая Баудхаяне, возможно, составленная примерно между 800 и 500 годами до нашей эры. [ 2 ] Пингри говорит, что Апастамба, вероятно, следующий по возрасту; он помещает Катьяяну и Манаву на третье и четвертое места в хронологическом порядке на основании очевидных заимствований. [ 3 ] По словам Плофкера, Катьяяна была составлена после «великой грамматической кодификации санскрита Панини , вероятно, в середине четвертого века до нашей эры», но она относит Манаву к тому же периоду, что и Баудхаяну. [ 4 ]
Что касается состава ведических текстов, Плофкер пишет:
Ведическое почитание санскрита как священной речи, чьи божественно открытые тексты предназначались для чтения, прослушивания и запоминания, а не для передачи в письменной форме, помогло сформировать санскритскую литературу в целом. ... Таким образом, тексты составлялись в форматах, которые можно было легко запомнить: либо сжатые прозаические афоризмы ( сутры , слово, позже примененное для обозначения правила или алгоритма в целом), либо стихи, особенно в классический период. Естественно, простота запоминания иногда мешала легкости понимания. В результате большинство трактатов были дополнены одним или несколькими комментариями в прозе...» [ 5 ]
К каждой из «Шульба-сутр» имеется множество комментариев, но они были написаны намного позже оригинальных произведений. Например, комментарий Сундарараджи к Апастамбе датируется концом 15 века нашей эры. [ 6 ] а комментарий Двараканатхи к Баудхаяне, по-видимому, заимствован у Сундараджи. [ 7 ] По мнению Стаала, некоторые аспекты традиции, описанной в «Шульба-сутрах», могли «передаваться устно», и он указывает на места на юге Индии, где до сих пор практикуется ритуал огненного алтаря и сохранилась устная традиция. [ 8 ] Однако традиция огненного алтаря в Индии практически вымерла, и Плофкер предупреждает, что те районы, где эта практика сохранилась, могут отражать более позднее ведическое возрождение, а не непрерывную традицию. [ 4 ] Археологические свидетельства алтарных конструкций, описанных в «Шулба-сутрах», немногочисленны. Большой огненный алтарь в форме сокола ( śyenaciti ), датируемый вторым веком до нашей эры, был найден в 1957-59 годах при раскопках Г. Р. Шармы в Каусамби , [ 9 ] но этот алтарь не соответствует размерам, предписанным Шульба-сутрами. [ 3 ] [ 10 ]

Содержание Шульба-сутр, вероятно, старше самих произведений. « Сатапатха-брахмане» « Тайттирия-самхите» датируется концом второго тысячелетия или началом первого тысячелетия до н. которых и , содержание В Баудхаяна Шульба Сутра. [ 11 ] [ 12 ]
Происхождение математики в «Шулба-сутрах» неизвестно. Возможно, как предположил Гупта, геометрия была разработана для удовлетворения потребностей ритуала. [ 13 ] Некоторые ученые идут еще дальше: Стаал выдвигает гипотезу об общем ритуальном происхождении индийской и греческой геометрии, ссылаясь на схожий интерес и подход к удвоению и другим проблемам геометрического преобразования. [ 14 ] Зайденберг, а затем ван дер Варден, видят ритуальное происхождение математики в более широком смысле, постулируя, что основные достижения, такие как открытие теоремы Пифагора, произошли только в одном месте и распространились оттуда по остальному миру. [ 15 ] [ 16 ] Ван дер Варден упоминает, что автор сутр Сульбха существовал до 600 г. до н.э. и не мог находиться под влиянием греческой геометрии. [ 17 ] [ 18 ] Хотя Бойер упоминает древневавилонскую математику (ок. 2000 г. до н.э. – 1600 г. до н.э.) как возможное происхождение, ок. 1800 г. до н.э., Табличка Plimpton 322, содержащая таблицу троек, однако также утверждает, что сутры Шульбы содержат формулу, которой нет в вавилонских источниках. [ 19 ] [ 1 ] К. С. Кришнан утверждает, что сутры Шульбы предшествуют месопотамским тройкам Пифагора. [ 20 ] Зайденберг утверждает, что либо «Старая Вавилония получила теорему Пифагора из Индии, либо Старая Вавилония и Индия получили ее из третьего источника». Зайденберг предполагает, что этот источник может быть шумерским и датироваться более 1700 годом до нашей эры. [ 21 ] Напротив, Пингри предупреждает, что «было бы ошибкой видеть в работах [строителей алтарей] уникальное происхождение геометрии; другие в Индии и других местах, будь то в ответ на практические или теоретические проблемы, вполне могли продвинуться так далеко без их решения были запомнены или в конечном итоге записаны в рукописях». [ 22 ] Плофкер также предполагает, что «существующие геометрические знания [были] сознательно включены в ритуальную практику». [ 23 ]
Список Шульба-сутр
[ редактировать ]- Апастамба
- Баудхаяна
- Дыхание
- Катяна
- Майтраяния (чем-то похож на текст Манавы)
- Вараха (в рукописи)
- Вадхула (в рукописи)
- Хираньякешин (похож на Апастамба Шулба Сутры)
Математика
[ редактировать ]Теорема Пифагора и тройки Пифагора
[ редактировать ]Сутры содержат утверждения теоремы Пифагора , как в случае равнобедренного прямоугольного треугольника , так и в общем случае, а также списки пифагорейских троек . [ 24 ] Например, в Баудхаяне правила сформулированы следующим образом:
1.9. Диагональ квадрата дает двойную площадь [квадрата].
[...]
1.12. Площади [квадратов], полученные по отдельности из длин ширины прямоугольника, вместе равны площади [квадрата], полученной из диагонали.
1.13. Это наблюдается у прямоугольников, имеющих стороны 3 и 4, 12 и 5, 15 и 8, 7 и 24, 12 и 35, 15 и 36. [ 25 ]
Точно так же в правилах Апастамбы для построения прямых углов в огненных алтарях используются следующие пифагорейские тройки: [ 26 ] [ 27 ]
Кроме того, в сутрах описаны процедуры построения квадрата, площадь которого равна сумме или разности двух данных квадратов. Обе конструкции основаны на том, что самый большой из квадратов является квадратом на диагонали прямоугольника, а два меньших квадрата — квадратами на сторонах этого прямоугольника. Утверждение о том, что каждая процедура дает квадрат нужной площади, эквивалентно утверждению теоремы Пифагора. Другая конструкция дает квадрат с площадью, равной площади данного прямоугольника. Процедура заключается в том, чтобы отрезать прямоугольный кусок от конца прямоугольника и приклеить его сбоку, чтобы сформировать гномон с площадью, равной исходному прямоугольнику. Поскольку гномон — это разность двух квадратов, задачу можно решить, используя одну из предыдущих конструкций. [ 28 ]
Геометрия
[ редактировать ]Часть серии статей о |
математическая константа π |
---|
3.14159 26535 89793 23846 26433... |
Использование |
Характеристики |
Ценить |
Люди |
История |
В культуре |
Связанные темы |
Сутра Баудхаяны Шульбы дает построение геометрических фигур, таких как квадраты и прямоугольники. [ 29 ] Он также дает, иногда приблизительные, сохраняющие геометрическую площадь преобразования одной геометрической формы в другую. К ним относятся преобразование квадрата в прямоугольник , равнобедренную трапецию , равнобедренный треугольник , ромб и круг , а также преобразование круга в квадрат. [ 29 ] В этих текстах приближения, такие как преобразование круга в квадрат, встречаются рядом с более точными утверждениями. Например, утверждение об обходе квадрата дано в Баудхаяне следующим образом:
2.9. Если желательно превратить квадрат в круг, [шнур длиной в половину диагонали [квадрата] протягивается от центра к востоку [часть его, лежащая за пределами восточной стороны квадрата]; прибавив одну треть [части, лежащей снаружи] к остатку [половины диагонали], рисуется [нужный] круг. [ 30 ]
а утверждение квадратуры круга задается как:
2.10. Чтобы превратить круг в квадрат, диаметр делят на восемь частей; одна [такая] часть после разделения на двадцать девять частей уменьшается на двадцать восемь из них и далее на шестую [из оставшейся части] за вычетом восьмой [из шестой части].
2.11. Альтернативно разделите [диаметр] на пятнадцать частей и уменьшите его на две из них; это дает приблизительную сторону квадрата [желаемая]. [ 30 ]
Конструкции в 2.9 и 2.10 дают значение π как 3,088, а конструкция в 2.11 дает π как 3,004. [ 31 ]
Квадратные корни
[ редактировать ]Строительство алтаря также привело к оценке квадратного корня из 2, как это указано в трех сутрах. В сутре Баудаяны это звучит так:
2.12. Меру следует увеличить на треть, а эту [третью] снова на свою четверть за вычетом тридцать четвертой части [этой четверти]; это [значение] диагонали квадрата, [сторона которого является мерой]. [ 30 ]
что приводит к тому, что значение квадратного корня из двух равно:
Действительно, ранний метод вычисления квадратных корней можно найти в некоторых сутрах. [ нужна ссылка ] , метод использует рекурсивную формулу: для больших значений x, что основано на нерекурсивном тождестве для значений r чрезвычайно малых по отношению к a .
Это также было предложено, например, Бюрком. [ 34 ] что это приближение √2 подразумевает знание того, что √2 иррационально . » Евклида В своем переводе «Начал Хит выделяет ряд вех, необходимых для того, чтобы иррациональность считалась открытой, и указывает на отсутствие доказательств того, что индийская математика достигла этих вех в эпоху Шульба-сутр. [ 35 ]
См. также
[ редактировать ]
Цитаты и сноски
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Плофкер (2007) , с. 387: «Определенные формы и размеры огненных жертвенников были связаны с особыми дарами, которые жертвующий желал от богов: «тот, кто желает неба, должен построить огненный жертвенник в форме сокола»; «огненный жертвенник в форме сокола»; форму черепахи должен построить тот, кто желает завоевать мир Брахмана»; «те, кто желает уничтожить существующих и будущих врагов, должны построить огненный алтарь в форме ромб» [Сен и Бэг 1983, 86, 98, 111]».
- ^ Перейти обратно: а б с Плофкер (2007) , с. 387
- ^ Перейти обратно: а б Пингри (1981) , с. 4
- ^ Перейти обратно: а б Плофкер (2009) , стр.18.
- ^ Плофкер (2009) , с. 11
- ^ Пингри (1981) , с. 6
- ^ Делир (2009) , стр. 50.
- ^ Сталь (1999) , с. 111
- ^ Шарма, Г. Р. (1960). Раскопки в Каусамби (1957-59) .
- ^ Плофкер (2009) , стр. 19.
- ^ Бюрк (1901) , с. 554
- ^ Хит (1925) , с. 362
- ^ Гупта (1997) , с. 154
- ^ Сталь (1999) , стр. 106, 109–110
- ^ Зайденберг (1978)
- ^ ван дер Варден (1983)
- ^ Ван дер Варден, Бартен Л. (1983). Геометрия и алгебра в древних цивилизациях . Спрингер Верлаг. стр. 12. ISBN 0387121595 .
- ^ Джозеф, Джордж Гевергезе (1997). «Что такое квадратный корень? Исследование геометрического представления в различных математических традициях». Математика в школе . 26 (3): 4–9. ISSN 0305-7259 . JSTOR 30215281 .
- ^ Бойер (1991) , с. 207: «Мы находим правила построения прямых углов с помощью троек веревок, длины которых образуют пифагорейские триаги, например 3, 4 и 5, или 5, 12 и 13, или 8, 15 и 17. или 12, 35 и 37. Однако все эти триады легко выводятся из старого вавилонского правления, следовательно, месопотамского влияния; Не исключено, что Сульвасутры Аспастамба знал, что квадрат диагонали прямоугольника равен сумме квадратов двух смежных сторон, но эта форма теоремы Пифагора также могла быть заимствована из Месопотамии. Происхождение и период Сульбасутр являются предположительными , и мы не можем сказать, связаны ли эти правила с ранними египетскими геодезическими работами или с более поздней греческой проблемой удвоения алтаря. почти тысячу лет, простирающуюся от восьмого века до нашей эры до второго века нашей эры».
- ^ Кришнан, Канзас (2019). Происхождение Вед, Глава 5 . Идея Пресс. ISBN 978-1645879800 .
- ^ Зайденберг (1983) , с. 121
- ^ Пингри (1981) , с. 5
- ^ Плофкер (2009) , с. 17
- ^ Тибо (1875) , стр. 232–238.
- ^ Плофкер (2007) , стр. 388–389.
- ^ Бойер (1991) , с. 207
- ^ Джозеф, Г.Г. (2000). Герб павлина: неевропейские корни математики . Издательство Принстонского университета. п. 229 . ISBN 0-691-00659-8 .
- ^ Тибо (1875) , стр. 243–246.
- ^ Перейти обратно: а б Плофкер (2007) , стр. 388-391.
- ^ Перейти обратно: а б с Плофкер (2007) , с. 391
- ^ Плофкер (2007) , с. 392, «Техники «циркулятуры» и квадратуры в 2.9 и 2.10, первый из которых показан на рисунке 4.4, подразумевают то, что мы бы назвали значением π, равным 3,088, [...] Квадратура в 2.11, с другой стороны, стороны, предполагает, что π = 3,004 (где ), что уже считается лишь «приблизительным». В 2.12 отношение диагонали квадрата к его стороне (наше считается равным 1 + 1/3 + 1/(3·4) - 1/(3·4·34) = 1,4142.
- ^ Плофкер (2007) , с. 392
- ^ Кук (2005) , с. 200
- ^ Бюрк (1901) , с. 575
- ^ Хит (1925) , с. 364: «Как говорит [Генрих] Фогт, нужно было пройти три стадии, прежде чем иррациональность диагонали квадрата была открыта в каком-либо реальном смысле. (1) Все значения, найденные путем прямого измерения вычислений, основанных на них, должны быть признаны Далее (2) должно прийти убеждение, что невозможно прийти к точному арифметическому выражению значения. И, наконец, (3) невозможность должна быть доказана. свидетельство того, что индейцы в рассматриваемую дату достигли даже первой стадии, не говоря уже о второй или третьей стадии».
Ссылки
[ редактировать ]- Бойер, Карл Б. (1991). История математики (второе изд.). Джон Уайли и сыновья . ISBN 0-471-54397-7 .
- Бюрк, Альберт (1901). «Апастамба Сулба Сутра, отредактированная, переведенная и с введением» . Журнал Немецкого восточного общества (на немецком языке). 55 :543-591.
- Делир, Жан Мишель (2009). «Хронологические выводы из сравнения комментариев к различным Шулбасутрам ». В Вуястыке, Доминик (ред.). Математика и медицина на санскрите . стр. 37–62.
- Брайант, Эдвин (2001). Поиски истоков ведической культуры: дебаты об индоарийской миграции . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195137774 .
- Кук, Роджер (2005) [Впервые опубликовано в 1997 году]. История математики: Краткий курс . Уайли-Интерсайенс . ISBN 0-471-44459-6 .
- Датта, Бибхутибхушан (1932). Наука Сульбы. Исследование ранней индуистской геометрии . Университет Калькутты .
- Гупта, Р.К. (1997). «Баудхайана». В Селин, Хелейн (ред.). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер. ISBN 978-0-7923-4066-9 .
- Хит, сэр Томас Л. (1925) [1908]. Тринадцать книг «Начал» Евклида, перевод с текста Хейберга, с введением и комментариями . Том. Я (2-е изд.). Нью-Йорк: Дувр.
- Пингри, Дэвид (1981), Гонда, Ян (редактор), Джйотихшастра: астральная и математическая литература , История индийской литературы, том. VI, Научно-техническая литература
- Плофкер, Ким (2007). «Математика в Индии». В Каце, Виктор Дж (ред.). Математика Египта, Месопотамии, Китая, Индии и ислама: справочник . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0-691-11485-9 .
- Плофкер, Ким (2009). Математика в Индии . Издательство Принстонского университета. ISBN 9780691120676 .
- Сарма, КВ (1997). «Сулбасутры». В Селин, Хелейн (ред.). Энциклопедия истории науки, техники и медицины в незападных культурах . Спрингер. ISBN 978-0-7923-4066-9 .
- Зайденберг, А. (1978). «Происхождение математики». Архив истории точных наук . 18 (4): 301–342. дои : 10.1007/BF00348435 . S2CID 118671661 .
- Зайденберг, А. (1983). «Геометрия ведических ритуалов». В Стаале, Фриц (ред.). Агни: Ведический ритуал огненного алтаря . Беркли: Asian Humanities Press.
- Стаал, Фриц (1999). «Греческая и ведическая геометрия». Журнал индийской философии . 27 : 105–127. дои : 10.1023/А:1004364417713 . S2CID 16466375 .
- Тибо, Джордж (1875). «О Шулвасутрах» . Журнал Азиатского общества Бенгалии . 44 : 227–275.
- ван дер Варден, Бартель Леендерт (1983). Геометрия и алгебра в древних цивилизациях . Издательство Спрингер. ISBN 9783642617812 .
Переводы
[ редактировать ]- «Шулвасутра Баудхаяны с комментарием Двараканатхаяджвана» Джорджа Тибо была опубликована в серии выпусков журнала The Pandit. Ежемесячный журнал Бенаресского колледжа, посвященный санскритской литературе . Обратите внимание, что комментарий остался непереведенным.
- (1875) 9 (108): 292–298
- (1875–1876) 10 (109): 17–22 , (110): 44–50 , (111): 72–74 , (114): 139–146 , (115): 166–170 , (116): 186–194 , (117): 209–218
- (новая серия) (1876–1877) 1 (5): 316–322 , (9): 556–578 , (10): 626–642 , (11): 692–706 , (12): 761–770
- «Шулбапаришишта Катьяяны с комментариями Рамы, сына Сурьядасы» Джорджа Тибо была опубликована в серии выпусков журнала The Pandit. Ежемесячный журнал Бенаресского колледжа, посвященный санскритской литературе . Обратите внимание, что комментарий остался непереведенным.
- (новая серия) (1882) 4 (1–4): 94–103 , (5–8): 328–339 , (9–10): 382–389 , (9–10): 487–491
- Бюрк, Альберт (1902). «Апастамба Сулба Сутра, отредактированная, переведенная и с введением» . Журнал Немецкого восточного общества (на немецком языке). 56 :327-391. Транскрипция и анализ у Бюрка (1901) .
- Сен, СН; Сумка, АК (1983). Шульба-сутры Баудхаяны, Апастамбы, Катьяяны и Манавы с текстом, английским переводом и комментариями . Нью-Дели: Индийская национальная академия наук.